ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
УДК 796.011
А. А. ГОРСКИЙ А. Г. КАРПЕЕВ
Омский государственный технический университет
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МЕТОДИКЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ВМХ-РАСЕ 10-11 ЛЕТ
В статье представлены методические и теоретические аспекты подбора упражнений, направленных на развитие разных видов координационных способностей у юных велосипедистов ВМХ-гасе. Публикация основана на материалах, полученных при проведении исследований по выявлению наиболее значимых видов координационных способностей для успешных результатов в ВМХ-гасе. В ходе исследования получены новые сведения об особенностях педагогических подходов к формированию и развитию координационных способностей велосипедистов ВМХ-гасе, которые могут быть использованы в практике работы тренеров на начальном этапе подготовки в этом активно развивающемся в России виде спорта.
Ключевые слова: координационные способности, велосипедисты ВМХ-гасе, ориентационные способности, кинестетические способности, способности к сохранению равновесия, общие и специальные средства.
В ВМХ спорте выделяют несколько видов, среди которых ВМХ-гасе, включенный в программу Олимпийских игр. ВМХ-гасе представляет собой гонку по специальному велодрому с препятствиями определенной конфигурации, при этом длина дистанции составляет примерно 300-400 м в зависимости от трассы, а преодоление препятствий связано с необходимостью выполнять в ходе прохождения дистанции целый ряд сложных поворотов, прыжков, перестроений. Этот вид спорта относится к разряду экстремальных, сложнокоординационных видов, чрезвычайно популярных среди современной молодежи.
Особое внимание в подготовке гонщика в ВМХ требует работа над совершенствованием стартовой реакции, стартового разгона, совершенствованием техники прохождения препятствий, виражей и финишированием, то есть тщательная проработка основных технических элементов. Одним из самых перспективных направлений совершенствования технического мастерства спортсменов экстремальных видов спорта, в том числе ВМХ-гасе, является развитие координационных способностей. Координационные способности — разновидность физических способностей, в основе функционирования которых лежат психофизиологические механизмы, обеспечивающие взаимодействие анализаторов, центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата [1 —3].
Значимость координационных способностей для успешной технико-тактической подготовки спортсменов отмечается многими учёными [1, 2, 4 — 6], однако материалов по возможностям эффективного развития этих способностей у юных велосипедистов в таком относительно молодом для России и развивающемся виде спорта, как ВМХ, явно недостаточно.
Учитывая динамичность современного процесса развития разных видов ВМХ спорта, частое изменение условий для проведения спортивных состязаний и растущих требований к подготовленности спортсмена, необходимость разработки эффективной методики развития координационных способностей спортсмена в ВМХ-гасе является актуальной проблемой.
Целью исследования явилось научно-методическое обоснование подбора оптимального соотношения средств разной направленности в процессе разработки методики развития и совершенствования координационных способностей велосипедистов ВМХ-гасе на начальном этапе подготовки. Исследование проведено на базе кафедры прикладных и физико-математических дисциплин СибГУФК и СДЮСШОР по ВМХ № 30 г. Омска. В эксперименте принимали участие мальчики 1-го и 2-го года обучения СДЮСШОР ]№ 30 г. Омска в количестве 50 человек. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, видеоанализ, экспертная оценка, контрольное педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Координационные способности спортсмена очень многообразны и специфичны для каждого вида спорта. Однако их можно дифференцировать на отдельные виды по особенностям проявления, критериям оценки и факторам, их обусловливающим [2]. В соответствии с этим можно предположить, что развитие разных видов координационных способностей должно осуществляться с учетом их значимости для того или иного вида деятельности. На предварительном этапе исследования нами решались не-
которые частные задачи, а именно: мы попытались определить степень значимости различных компонентов координационных способностей для эффективной технической, физической и соревновательной подготовки юных велосипедистов ВМХ-гасе; определить направленность и содержание координационной подготовки в тренировочном процессе юных велосипедистов ВМХ-гасе (соотношение разных видов КС, соотношение общих и специальных упражнений в процессе координационной подготовки, общий объем координационной подготовки в структуре тренировочного процесса и др.).
В процессе решения задачи исследования — выявления спектра координационных способностей, наиболее значимых для ВМХ-гасе, проводился корреляционный анализ (изучались взаимосвязи между показателями качества выполнения технических элементов ВМХ, общим результатом прохождения трассы и параметрами различных видов координационных способностей), а также проводился анкетный опрос тренеров по ВМХ.
В качестве теоретической базы при решении поставленных задач мы опирались на концептуальное положение ведущего специалиста России в области изучения координационных проявлений В. И. Ляха (2006), который в своих научных трудах неоднократно подчеркивал, что вопросы формирования КС должны рассматриваться во взаимосвязи с техническим и технико-тактическим совершенствованием, воспитанием других двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости) [1, 7, 8].
В ходе исследования подтвердилась значимость координационной подготовленности для успешного выполнения технических элементов и общего результата прохождения трассы в ВМХ-гасе, о чем свидетельствуют результаты корреляционного анализа и проведенного анкетного опроса тренеров и спортсменов высокой квалификации. Выявлено, что значи-
мость отдельных параметров координационной подготовленности неодинакова для выполнения разных технических элементов в ВМХ-гасе, что необходимо учитывать в ходе тренировочного процесса на начальном этапе подготовки при подборе оптимального соотношения средств разной направленности.
В ходе исследования выявлен спектр наиболее значимых координационных способностей для ВМХ-гасе: кинестетические способности (преимущественно способности к дифференцированию, отмериванию, оценке и воспроизведению пространственных параметров движения), способности к ориентации в пространстве, сохранению статического и динамического равновесия и реагирующие способности.
Вышеизложенное позволяет сделать заключение о необходимости использования координационных упражнений в ходе освоения технических элементов в ВМХ-гасе, о целесообразности осуществлять контроль уровня координационной подготовленности на начальном этапе тренировки, начиная с этапа отбора.
На основании проведенных предварительных исследований: проведении ряда тестов, анализа научной литературы, видеоанализа, анкетного опроса и экспертной оценки нами была разработана методика совершенствования координационных способностей у велосипедистов ВМХ-гасе 10—11 лет (схема методики представлена на рис. 1).
Наша позиция полностью совпадает с мнением тренеров по ВМХ-гасе о том, что методика совершенствования координационных способностей у велосипедистов ВМХ-гасе должна включать в себя упражнения, обеспечивающие повышенные требования к деятельности анализаторов, так как в процессе тренировочной и соревновательной деятельности велосипедист ВМХ-гасе постоянно находится в ситуации необходимости быстро и точно воспринимать, оценивать окружающую обстановку на трассе, адекватно реагировать на внешние раздражители.
Рис. 1. Схема методики совершенствования координационных способностей у велосипедистов ВМХ-гасе
на начальном этапе спортивной тренировки
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
Разработанная методика представляет собой комплекс из двух блоков, направленных на развитие общих и специфических координационных способностей, каждый блок состоит из четырех комплексов на развитие различных координационных способностей, в каждом блоке по 80 различных упражнений, эстафет и игр на развитие координационных способностей: кинестетических, реагирующих способностей, способностей к ориентации в пространстве и сохранению равновесия у велосипедистов ВМХ-гасе. В процентном соотношении в методике, воздействие на ориентационную способность занимает 30 %, способность к сохранению равновесия 30 % реагирующую 20 %, дифференцировочную 20 %. Процентное распределение было сделано на основании проведенного корреляционного анализа, анкетного опроса о значимых видах КС у велосипедистов ВМХ-гасе, а также анализа литературы.
Разработанная методика состоит из упражнений, которые делятся на базовые и специфические для велосипедистов ВМХ-гасе. Базовые координационные упражнения проводились в условиях спортивного зала. Развитие базовых координационных способностей включало в себя различные упражнения, относящиеся к группе общеразвивающих упражнений (ОРУ) координационной направленности: подскоки, прыжки, статические упражнения, бросание волейбольных мячей, бег с чередованием ширины шагов, прыжки на скакалке, броски баскетбольных мячей на точность, прыжки в колонне, игры и эстафеты с различными заданиями. Все применяемые в этой части методики упражнения связаны с усиленной нагрузкой на зрительный и кинестетический анализатор, требуют повышенного внимания, самоконтроля выполнения, необходимости текущей коррекции точности их выполнения. Эта часть методики рассчитана на применение в зимнее время в типовом спортзале или манеже, когда нет возможности заниматься на специализированном велодроме.
Специфические координационные упражнения проводились на специализированном велодроме с препятствиями. Развитие специфических координационных способностей включало в себя координационные упражнения с элементами техники ВМХ-гасе: удержание положения старта (способность к сохранению равновесия), выполнение старта с нестандартными условиями (реагирующая способность), прохождение различных препятствий и виражей, а также прохождение их в обратном движению направлении (ориентация в пространстве), проезд дистанции с различной скоростью (кинестетические координационные способности (временные параметры движения), прыжки через препятствие, прыжки на велосипеде с приземлением в заданной точке (кинестетические координационные способности), игры и эстафеты с различными заданиями повышенной сложности.
Выводы. Таким образом, в ходе проведенного исследования подобрано оптимальное соотношения средств разной направленности в процессе разработки методики развития координационных способностей юных велосипедистов ВМХ-гасе. В частности, обоснована целесообразность и эффективность применения общих и специфических координационных упражнений в соотношении объемов 50:50 на подготовительном этапе годичного цикла подготовки, но с изменением частоты применения этих средств в сторону увеличения на специально-подготовительном этапе (на общеподготовительном этапе — 2 тренировки в неделю с применением координационных
упражнений общей направленности; на специальноподготовительном этапе — 3 тренировки в неделю с применением координационных упражнений специфической направленности). Также обосновано соотношение координационных упражнений, направленных на развитие разных видов координационных способностей с учетом степени их значимости для изучаемого вида спорта. Это соотношение остается неизменным как на обще-подготовительном этапе, так и на специально-подготовительном этапе годичного цикла и составляет: 30 % — упражнения, направленные на развитие способностей к ориентации в пространстве; 30 % — способности к сохранению равновесия; по 20 % — упражнения для развития кинестетических и реагирующих способностей. Оценка эффективности предложенной методики проводилась в ходе педагогического эксперимента продолжительностью 6 месяцев, организованного на подготовительном этапе годичного цикла подготовки юных велосипедистов BMX-race. Следует отметить, что положительные приросты произошли по показателям как общих, так и специфических координационных способностей, однако выраженность приростов в показателях специфических способностей более значима. В частности, по показателям результатов тестов, отражающих уровень развития кинестетических способностей и точности величины приростов, составили 50 — 85 %, способностей к сохранению равновесия — 40 — 48%. Приросты показателей, отражающих уровень развития способностей ориентации в пространстве и реагирующих способностей значительно ниже и составляют соответственно 8 — 22% и 10 — 15%.
Библиографический список
1. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. — М. : ТВТ Дивизион, 2006. — 290 с.
2. Горская, И. Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте / И. Ю. Горская // Теория и практика физической культуры : науч.-теоретич. жур. — 2010. — № 7. — С. 34-38.
3. Hirtz, P. Koordinativ-motoriche Entwiscklung in der Pubesczenz / In G. Ludwig & Ludwig (Hrsg.) // Koordinative Fähigkeiten - Koordinative Kompetenz. — 2002. — Kassel Universitäts-Bibliothek Kassel (S. 153-158).
4. Аверьянов, И. В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10- 11 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Аверьянов. — Тюмень, 2008. — 25 с.
5. Карпеев, А. Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа : моногр. /
A. Г. Карпеев. — Омск : [б. и.], 1998. — 324 с.
6. Куванов, В. А. Взаимосвязь прочности освоения двигательных действий и уровня развития координационных способностей юных борцов : автореф. дис. ... канд. пед. наук/
B.А. Куванов. — СПб., 2005. — 25 с.
7. Лях, В. И. Координационные способности школьников: основы тестирования и методика развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. — 2000. — № 5. — С. 3—10.
8. Лях, В. И. Спортивно-двигательные тесты для оценки специфических координационных способностей футболистов/ В. И. Лях, 3. Витковский, В. Жмуда // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 8. — С. 51 — 54
ГОРСКИЙ Андрей Алексеевич, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета.
КАРПЕЕВ Анатолий Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.01.2014 г. © А. А. Горский, А. Г. Карпеев
УДК 796.83:159.9-°53.6 Ю. В. ДЕМЧЕНКО
Ю. В. ЯЦИН В. Л. САЛЬНИКОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
СВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У БОКСЕРОВ 12-13 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В работе рассматривается связь физического развития, сложно-координированных действий с индивидуально-психологическими особенностями боксеров на этапе начальной подготовки. Выявлено, что уровень физического развития у подростков 12-13 лет не влияет на результативность в сложно-координированных действиях. Различия чаще всего связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Ключевые слова: физическое развитие, свойства нервной системы, сложно-координированные действия, память, внимание.
Широкий диапазон действий возрастных периодов обусловлен тем, что возраст выступает в качестве одного из наиболее интегративных характеристик человека. Но, оценивая возрастные особенности с позиции комплексного подхода, важно, однако, учитывать меняющуюся степень связи изменения функций с возрастом, что в значительной степени обусловлено индивидуальными особенностями. При этом определенная спортивная деятельность может стимулировать развитие конкретного признака, относящегося к той или иной системе, и тормозит развитие других. Это дает основание отметить, что динамика развития не определяется каким-то одним признаком. Вариативность и многозначность одних и тех же характеристик определяется не только влиянием на них различных внешних факторов (социальных, биогенных, абиогенных), изучением которых заняты специалисты, пользующиеся лонгитюдным методом исследования. Но одни и те же условия по-разному влияют на развитие детей ввиду того, что проявляются их индивидуально-психологические особенности [1]. В не меньшей степени возрастная изменчивость и ее диапазон в различные периоды жизни человека обусловлены внутренними свойствами его развития как индивида и личности, субъекта практической деятельности в целом. Но из поля зрения большинства исследователей часто выпадает такой важный аспект проблемы, как степень детерминированности характера или, точнее, ритма разви-
тия физического потенциала человека в процессе его индивидуальной эволюции [2]. Это особенно рельефно проявляется по отношению к таким признакам, как возрастные и индивидуальные особенности, роль которых в условиях физического воспитания и спортивной подготовки более детально изучается только применительно к отдельным системам и в меньшей степени к личности в целом.
Это дало основание Г. И. Акинщиковой [3] отметить, что отдельные функции организма ребенка достигают оптимума в своем развитии в различные возрастные периоды и не в одинаковой последовательности у представителей разного пола и разных конституционных типов. При этом «каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, сенситивностью, в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младших возрастах оказывается иногда более эффективным, чем в старших [4]. При этом для ряда признаков и функций сенситивных периодов может быть несколько. Но большая часть многочисленных отечественных исследований сенситивных и критических периодов направлена в основном на выявление и обоснование возрастных норм, характеризующих развивающийся организм. Подобное представление о возрастной норме, абсолютизирующей количественную оценку развития систем организма на разных этапах онтогенеза, как отмечают В. И. Козлов, А. А. Фарбер [5], «... не отражает сущностных характеристик
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ