Соотношение семейных и внесемейных ценностей в структуре ценностных ориентаций современной монгольской семьи
В настоящее время Монголия - одно из динамично развивающихся государств мира. И специалистов, и неспециалистов привлекает богатое культурное и историческое наследие этой страны. Сохранение этого наследия, включение его в современную жизнь формирует особый, отличный от Запада путь развития монгольского общества, в котором традиция и новация очень тесно переплетены между собой. Семейная организация монголов, активно вовлечённая в процессы социальной модернизации, - яркий пример такого взаимодействия.
Изучение современного института семьи и брака в Монголии представляет особый интерес по нескольким причинам. Во-первых, исследование структуры и функций семейной организации имеет большое значение для понимания основных процессов, происходящих в любом обществе, тенденций и перспектив его развития. Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую, социальную безопасность, одновременно выступает важным элементом социализации личности. Ей принадлежит ключевая роль в формировании и передаче национальных культурных традиций, ценностных ориентаций, определяющих социальное поведение. Проблемы семьи и брака приобретают всё большее значение в условиях глобализации, в связи с усложнением и ускорением социально-экономического и социальнополитического развития.
Во-вторых, наличие общих границ между Россией и Монголией, давняя история отношений народов двух государств, рост за последние десятилетия значения российско-монгольских связей во внешней политике РФ делают изучение семьи и брака монголов чрезвычайно необходимым для российского общества. Исследования в этой области позволяют судить об основных векторах развития соседнего с нами государства, степени его модернизации, помогают лучше понять суть реализуемых реформ, прогнозировать различные риски.
Кроме того, актуальность рассматриваемой темы обусловлена наличием достаточно большого количества работ, посвященных ценностной проблематике. В частности, особенности ценностных ориентаций населения Монголии в контексте трансформирующегося монгольского социума рассматриваются в трудах В.В. Гайворонского, В.А. Родионова, Ц. Цеценбилег, Н. Хавх и др. [см.: 2, 5, 6, 11]. Данными исследователями отмечается, что распространение получают ценностные ориентации, связанные с обеспечением экономической эффективности общества, повышается значимость материальных ценностей. Помимо этого, анализ работ указанных авторов позволяет сделать вывод о том, что в процессе трансформации современного монгольского общества популярными становятся ценностные ориентации, которые характеризуются направленностью на повышение
качества жизни и самовыражение личности.
Семья также является одним из объектов, активно изучаемым монгольскими авторами. Особого внимания заслуживают работы Х. Гундсамбуу, О. Монхбат, Д. Тунгалаг, Ц. Хурцбилег и др. [см.: 8, 9, 10, 12]. Общая направленность исследований отмеченных авторов характеризуется выделением следующих аспектов:
- негативное воздействие современного общественного развития на институт семьи и брака;
- общее несоответствие структуры и функций семьи имеющимся и перспективным общественным потребностям;
- снижение значимости традиционного брака и распространение нетрадиционных его форм;
- увеличение противоречий между социальными ролями индивидов в семье, изменение их структуры.
В целом, признавая значение и роль исследований указанных выше авторов в разработке отдельных аспектов выбранной нами темы, стоит отметить, что ценностные аспекты отношения к семье в этих работах рассматриваются в контексте изучения всей ценностной сферы респондентов, а трудов, специально посвященных анализу ценностных ориентаций самой семьи, изучению их структуры, тенденций изменения, практически нет.
Данное обстоятельство определяет новизну предпринимаемого нами исследовательского поиска. В связи с этим мы считаем целесообразным представить основные тенденции развития ценностных ориентаций современной семьи в контексте трансформационных процессов в современном монгольском обществе с учётом имеющихся результатов социологических исследований, в том числе и проведённых при нашем непосредственном участии.
Таким образом, основная цель данной работы состоит в том, чтобы выявить соотношение между семейными и внесемейными ценностями в структуре ценностных ориентаций семьи в условиях развития современного монгольского общества.
В развитии современного монгольского общества в процессе модернизации можно обозначить несколько характерных черт. Прежде всего, это негативные, по сравнению с дореформенным периодом, изменения в уровне и качестве жизни населения. Это подтверждается результатами исследования, проведённого Т. Дорждагвой в 2006 -2008 гг. Исследование было проведено в г.Улан-Баторе, в качестве базового метода был использован социологический опрос в форме анкетирования, общий объём выборочной совокупности составил 450 человек, в качестве респондентов выступили студенты Монгольского государственного университета и члены их семей. Полученные данные показывают, что материального достатка хватает на всё необходимое 26% респондентов; хватает только на питание, жилье и одежду 43% опрошенных; материальный достаток ограничен только расходами на питание у 27% респондентов; недостаточно даже на питание - 4%.
Хорошим назвали состояние своего жилья только 16% опрошенных. Удовлетворительным признали своё жилище 43%. Неудо-
влетворительными считают свои жилищные условия 29% респондентов (12% затруднились оценить состояние своего жилья) [4, с. 89].
С негативными изменениями в уровне и качестве жизни населения связана следующая особенность трансформирующегося монгольского общества: ухудшение, по сравнению с дореформенным периодом, состояния социальной инфраструктуры страны. Данная проблема, в первую очередь, затронула сферу занятости.
В современных условиях резко повышаются требования к работнику: его работоспособности, квалификации, ответственности, исполнительности. Это означает выдвижение на первый план проблемы функционального соответствия, так как вопрос о безработице оказывается связанным не столько с принадлежностью к определённой социальной группе, сколько с реальной обучаемостью работников, их способностью занять новое место на рынке труда.
Как показывают результаты исследования «Влияние объективных и субъективных факторов на жизнедеятельность современной монгольской семьи», проведённого в 2004-2009 гг.1, безработица является важным аспектом ухудшения социально-экономического положения населения в целом и семьи, в частности. Если в 2004 г. такую точку зрения разделяли 26,3% городского населения и 54,4% проживающих в сельской местности, то в 2009 г. негативную роль безработицы в осуществлении семейной жизнедеятельности отметили 43,8% горожан и 56,2% селян [7, с. 85].
Также отмечается, что взрослые члены семьи, которые не работают и не получают социальных выплат, есть в семье у 51,3% монгольских респондентов[1, с.108]. По оценкам Всемирного банка, уровень безработицы в городах Монголии составляет более 20%, а 36% населения продолжает жить ниже черты бедности [3, с. 65].
Таким образом, как углубляющаяся разница в уровне функционального и профессионального соответствия, так и региональная дифференциация способствуют дальнейшему усилению проблем в сфере занятости.
На основании всего вышеизложенного можно заключить, что основными тенденциями, которые характеризуют принципиально новое качество и состояние современного монгольского общества, являются уровень и качество жизни людей, состояние социальной инфраструктуры, а также уровень занятости и степень дифференциации населения Монголии. Именно они детерминируют содержание и направленность ценностных ориентаций. Другими словами, речь
1 Исследование было проведено по инициативе Министерства образования, науки и культуры Монголии и Института социологии, философии АН Монголии. В качестве основного метода в данном исследовании был использован опрос в форме анкетирования. Общий объём выборочной совокупности составил 1079 человек (Улан-Батор - 544 чел., Восточный аймак - 108 чел, Восточно-Гобийский аймак - 110 чел., Селенгинский аймак - 108 чел., Баян-Улэгэйский - 107 чел., Баян-Хонгорский аймак - 102 чел.). Авторы данной статьи принимали непосредственное участие в указанном исследовании. Монгольские соавторы (Батжаргал Д. и Энхболд Д.) участвовали в сборе полевых материалов, российские соавторы (Винокурова А.В. и Бадараев Д.Д.) осуществляли анализ и интерпретацию части полученных данных, Бадараев Д.Д. также занимался переводом имеющейся информации с монгольского на русский язык.
идёт о качественных сдвигах в восприятии человеком социального пространства, самого себя, его социальном самочувствии под влиянием вышеуказанных объективных характеристик монгольского общества.
Адекватные оценки социального самочувствия населения современной Монголии возможны лишь на основе фактов, полученных за достаточно длительный период. Этим требованиям отвечает исследование «Влияние объективных и субъективных факторов на жизнедеятельность современной монгольской семьи» (его основные характеристики мы отметили выше). В данном исследовании было зафиксировано, что в 2009 г. по сравнению с 2004 г. существенно увеличилась доля тех, кто считает, что на жизнедеятельности их семей негативно сказывается бедность (с 17,8% до 50,1%), рост цен (с 38,7% до 67,1%), налоговое бремя (с 34,3% до 50,2%) [7, с. 87].
Всё это свидетельствует о том, что современное монгольское общество находится в состоянии социально-экономического и, соответственно, психологического дискомфорта. Повышенная тревожность, беспокойство в связи с будущим оказывают неблагоприятное воздействие на социальное самочувствие людей, а, значит, и на их ценностные ориентации.
Данное положение дел усугубляется тем, что для современного монгольского общества характерна высокая степень противоречивости в системе ценностных ориентаций. Это проявляется не только на макро-, но и на микроуровне, т.е. противоречивость ценностных ориентаций наблюдается на уровне отдельных социальных групп, в частности, в семье.
С одной стороны, сохраняется высокая ценность семьи, направленность на семейный образ жизни. С другой стороны, исследователями отмечается, что в процессе приспособления к требованиям времени ценностные ориентации существенно меняются в различных брачно-семейных областях: добрачном поведении и выборе супруга, в интимной сфере, в сфере репродуктивного поведения и т.д.
В частности, было выявлено, что, по мнению 41,4% опрошенных, случайные половые связи на стороне считаются вполне допустимыми. 65,2% респондентов полагают, что количество разводов в жизни человека может быть неограниченным. 56,3% опрошенных разделяют точку зрения, в соответствии с которой рождение ребенка у лиц, не состоящих в браке, - это нормальное явление. Также 53,8% считают возможным существование семьи, опирающейся на материальные интересы (брак по расчету) [7, с. 88].
Помимо этого, в индивидуальных представлениях о семье начинает преобладать ориентированность на сексуальное партнерство, товарищество, на длительное сожительство (супружество) и совместное ведение домашних дел. Отношения родительства, желание стать материю (отцом) отходят на второй план. В повседневной жизни это проявляется в том, что большинство людей воспринимают детей как нейтральный, а чаще всего негативный фактор во всех существенных моментах социальной жизнедеятельности: при найме на работу и распределении материальных благ, образовательном и профессио-
нальном росте, бытовом и медицинском обслуживании, организации отдыха, приобщении к культурным ценностям и т.д.
В немалой степени снижение ценности родительства обусловлено и ориентацией современной семьи на достижение определённого стандарта жизненного уровня, что требует значительных средств и экономного ведения домашнего хозяйства. Эти же причины предопределяют уменьшение численного состава семьи, так как формирование установки на повышение благосостояния за счет внутренних материальных ресурсов ведёт к сознательному ограничению числа детей.
По данным Т. Дорждагвы, считают необходимым наличие в семье двоих детей 55%, троих и более - 34%, одного ребенка - 4% респондентов (7% опрошенных затруднились с ответом) [4, с. 91].
В целом, в контексте современных трансформационных процессов, происходящих в монгольском обществе, всё более очевидным становится обостряющееся противоречие между семейными и внесе-мейными ценностными ориентациями. С одной стороны, семья является одной из самых важных жизненных ценностей, с другой, - имеет место широкое распространение индивидуальности и автономности в поведении человека в семье и за её пределами, что не всегда сочетается с эффективным выполнением семейных обязанностей.
Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном монгольском социуме, во-первых, определяется общемировыми тенденциями, связанными с переходом от одного цивилизационного типа к другому. Это проявляется в том, что наблюдается заметный поворот от традиционных, коллективистских ценностей к ценностям индивидуально направленным, постмодернистским.
Во-вторых, преобразование ценностных ориентаций монгольской семьи связано с глубокими и качественными изменениями основных социальных институтов в Монголии и общественной организации в целом. Однако данный процесс происходит неравномерно. Монгольское общество характеризуется состоянием неустойчивого равновесия старого и нового, асимметрией между экономикой и нравственными ресурсами социума, ростом социальной напряженности и другими негативными тенденциями. В этих условиях именно семья является той общностью, в которой человек получает поддержку и признание. Другими словами, семья выступает для человека базисом в формировании устойчивых оснований своей социальной жизни, т.е. семейные ценностные ориентации, связанные с позитивными супружескими, родительско-детскими отношениями, при наблюдаемой социальной нестабильности сохраняют свою высокую значимость.
В целом, необходимо отметить, что жизнедеятельность современной монгольской семьи осуществляется на фоне значительного культурного разнообразия стилей жизни, образцов семейного поведения. Таким образом, представленный нами анализ можно рассматривать как часть обширной программы изучения различных типов ценностных ориентаций семьи, характерных для современного монгольского общества. Подобные программы должны учитывать не только структурные и динамические характеристики ценност-
ных ориентаций, но и более глубокие механизмы их формирования и трансформации, связанные с воздействием факторов социального макро-и микроуровня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадараев Д.Д. Социально-стратификационная структура населения Монголии и Республики Бурятия в изменяющемся обществе начала XXI века (сравнительные аспекты). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. 172с.
2. Гайворонский В.В. Реформы в социальной сфере современной Монголии. М.: ИВ РАН, 2007. 254 с.
3. Гольман М.И. Современная Монголия в оценках западных авторов. М.: ИВ РАН, 2009. 192 с.
4. Дорждагва Т., Замогильный С.И., Ставропольский Ю.В. Конкретноэмпирические формы ценностных установок населения Монголии и России // Вестник Московского государственного университета. Серия 18. Социология. 2008. № 3. С. 85-93.
5. Родионов В.А. Россия и Монголия: новая модель отношений в начале XXI века. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. 228 с.
6. Цеценбилег Ц. Проблемы модернизации монгольского общества. Улан-Батор: Изд-во ИФСП МАН, 2002. 148 с.
7. Батжаргал Д. Нийгмийн еерчелтийн дундах гэр бYл // Уровень жизни, социальное самочувствие, стратегии адаптации монгольских этносов в изменяющемся мире (на материалах Республики Бурятия и Монголии). Улаанбаатар: Изд-во ИФСП МАН, 2010. С. 85-92.
8. Гундсамбуу Х. Монголын нийгмийн давхраажил: хогжил, хандлага. Улаанбаатар, 2002. 660 хуудас.
9. Монхбат О. Нийгмийн социаль бYтцийн социологи. Улаанбаатар, 2000. 135 хуудас.
10. Тунгалаг Д^лс орны амьдрал олон тумний санаа бодолд. Улаанбаатар, 2006. 176 хуудас.
11. Хавх Н. Нийгмийн шинэчлэл: амьдралын хэв маягийн оорчлолт. Улаанбаатар, 2001. 207 хYYДас.
12. Хурцбилег Ц. Монголын нийгмийн оорчлолт. Улаанбаатар, 2008. 512 хуудас.
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Badaraev D.D. Sotsial'no-stratifikatsionnaya struktura naseleniya Mongolii i Respubliki Buryatiya v izmenyayushhemsya obshhestve nachala XXI veka (sravnitel'nye aspekty). Ulan-Udeh: Izd-vo Buryatskogo gosuniversiteta, 2011. 172 s.
2. Gajvoronskij V.V. Reformy v sotsial'noj sfere sovremennoj Mongolii. M.: IV RAN, 2007. 254 s.
3. Gol'man M.I. Sovremennaya Mongoliya v otsenkakh zapadnykh avtorov. M.: IV RAN, 2009. 192 s.
4. Dorzhdagva T., Zamogil'nyj S.I., Stavropol'skij YU.V. Konkretno-ehmpiricheskie formy tsennostnykh ustanovok naseleniya Mongolii i Rossii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya. 2008. № 3. S. 85-93.
5. Rodionov V.A. Rossiya i Mongoliya: novaya model' otnoshenij v nachale XXI veka. Ulan-Udeh: Izd-vo BNTS SO RAN, 2009. 228 s.
6. TSetsenbileg TS. Problemy modernizatsii mongol'skogo obshhestva. Ulan-
Bator: Izd-vo IFSP MAN, 2002. 148 s.
7. Batzhargal D. Nijgmijn eercheltijn dundakh gehr bYl // Uroven' zhizni, sotsial'noe samochuvstvie, strategii adaptatsii mongol'skikh ehtnosov v izmenyayushhemsya mire (na materialakh Respubliki Buryatiya i Mongolii). Ulaanbaatar: Izd-vo IFSP MAN, 2010. S. 85-92.
8. Gundsambuu KH. Mongolyn nijgmijn davkhraazhil: khogzhil, khandlaga. Ulaanbaatar, 2002. 660 khYYdas.
9. Monkhbat O. Nijgmijn sotsial' bYttsijn sotsiologi. Ulaanbaatar, 2000. 135 khYYdas.
10. Tungalag D. Yls orny am'dral olon tumnij sanaa bodold. Ulaanbaatar, 2006. 176 khYYdas.
11. KHavkh N. Nijgmijn shinehchlehl: am'dralyn khehv mayagijn oorchlolt. Ulaanbaatar, 2001. 207 khyydas.
12. KHurtsbileg TS. Mongolyn nijgmijn oorchlolt. Ulaanbaatar, 2008. 512 khYYdas.