Ф. Баррон и Д. Харрингтон [3], исследуя креативность сделали следующие выводы из того, что на сегодняшний день известно:
1. Креативность является способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах (сознательная или бессознательная способность).
2. Новый творческий результат деятельности зависит от личности творящего и его внутренней мотивации.
3. Свойства креативного процесса: валидность, оригинальность, адекватность задаче, состоятельность, а также плюс свойство, которое можно назвать пригодностью экологической, эстетической, оптимальной формой, оригинальной и правильной на данный момент.
4. Результаты креатива могут быть различны по природе: открытие физического закона, новое решение проблемы в экономике, произведение музыки, написание поэмы или картины, построение новой философской системы и др. [5, С. 4].
Таким образом, феномен креативности на сегодняшний день является достаточно исследованным. Однако, он не теряет своей актуальности, а наоборот - потребность в креативной личности возрастает все больше и больше. Это обусловлено быстрыми темпами развития и изменения общества, что требует от человека нешаблонного стиля мышления, способности быстро и по-новому решать задачи. В связи с этим мы можем наблюдать тенденцию направленности общей воспитательной и образовательной деятельности на развитие креативных способностей ребенка, как будущего взрослого члена общества. Это отражено в целях государственной культурной политики, ее стратегических задачах, а также в Стратегии развития Российской федерации до 2020 года.
Список литературы
1. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 416 с.
2. Бюллетень об образовании, сентябрь, 2017. Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик. [Электронный ресурс]. Режим доступа: :http://ac.gov.m/puЫicatюns/4411 (дата обращения: 01.06.2018).
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. 92 с.
4. Об утверждении муниципальной программы МО «Город Ижевск» «Развитие образования» на 2015-2020 годы. Постановление от 24.12.2014 г. № 1430.
5. Челомбицкая М.П. Креативность как фактор самореализации личности в условиях глобализации общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-kak-faktor-samorealizatsii-lichnosti-v-usloviyah-globalizatsii-obschestva/. (дата обращения: 01.06.2018).
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ТВОРЧЕСТВО» И «КРЕАТИВНОСТЬ»:
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Погорелая Т.С.
Погорелая Татьяна Сергеевна - педагог-хореограф, Спортивный клуб «Турист», студент магистратуры, Институт педагогики психологии и социальных технологий, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск
Аннотация: в статье представлены ключевые определения понятий «креативность» и «творчество». Раскрыты основные характеристики и процессы с точки зрения разных авторов. А также приведены основные различия понятий, их взаимодоплняемость, основанные на анализе использованных источников литературы.
Ключевые слова: творчество, креативность, образование, творческий процесс, новизна, дивергентное мышление.
УДК 374
Сегодня наблюдаются динамичные изменения образовательного пространства, которые становятся поликультурными, обуславливая новые принципы и цели общего образования, которое, наряду с высшей школой, стремится войти в мировое образовательное пространство. Интенсивное развитие поликультурного образовательного пространства обусловило становление новой образовательной парадигмы, ориентированной на вхождение России в мировое образовательное пространство.
Множественные исследования показали, что способствовать решению данной задачи должно инновационное образование, отличительной чертой которого является акцент на развития духовности, творчества и креативности личности.
Вопрос о способах развития креативных и творческих способностей личности изучался на всех этапах развития педагогики как науки и общества в целом.
Однако, не смотря на то, что многие авторы отмечают термины «творчество» и «креативность» тождественными, в настоящей статье мы докажем, что их стоит разграничивать. Для начала рассмотрим наиболее авторитетные определения креативности и творчества, данные разными авторами в рамках различных подходов.
Понятие «креативность» впервые было использовано в 1922 г. Д. Симпсоном. Креативность (от лат. сгеайо - созидание) - это то, что помогает человеку не довольствоваться имеющимися ответами, а побуждает находить новые оригинальные решения, формулировать необычные идеи. Так, К. Роджерс [4] говоря о креативности подразумевает способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.
Креативность (от лат сгеайо - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.[3]
Креативность в узком значении - это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), представляет собой готовность индивида генерировать множество различных неординарных жизнеспособных решений для одной и той же задачи. Креативность в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем, способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). [4]
Под креативностью в психологии и педагогике подразумевается:
- создание нового из привычного;
- решение проблемы неординарными способами;
- отказ от стереотипов;
- оригинальность и гибкость мышления;
- непривычный анализ и синтез;
- интуитивный выбор единственно верного решения;
- генерирование огромной массы идей.
В бытовом смысле под креативностью понимают сообразительность, смекалку. В этом смысле понятию креативность придается акцент именно мыслительной деятельности. Это умение человека так использовать сложившиеся обстоятельства, предметы, обстановку, условия, чтобы решать задачу самым выигрышным, остроумным и нетривиальным способом.
Творчество представляет собой вдохновение автора, его способности, его особое видение ситуации или объекта. Как правило, творческие люди - режиссеры, актеры, поэты - создают свои шедевры, руководствуясь только собственным настроением и эмоциями. Они находятся «под влияние музы», действуют интуитивно, по наитию.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности [7].
Творчество - это способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяемую многообразным общественным потребностям [5].
Выделяя признаки творческого процесса, большинство авторов подчеркивают его спонтанность, бессознательность, неконтролируемость волей и разумом [2].
Другими словами, в момент творчества человек не в силах управлять потоком возникающих образов, при этом сознание в этот момент пассивно и лишь выполняет процесс восприятия нового продукта.
Новизна - одна из ведущих характеристик творческой личности. Она может возникнуть как в процессе творчества, так и в качестве конечного продукта. Суть творчества заключается в умении открывать новые идеи и находить оригинальные пути мышления.
Рассмотрев оба понятия, можно заметить, что креативный процесс отличается тем, что предполагает обязательное включение в работу целеполагания, прагматического аспекта. Деятельность креативного человека основывается не только на вдохновении и спонтанности. Его работа всегда целенаправлена и практична. Продукт творчества им создается не ради самого продукта как такового, а для решения задачи или получения выгоды. От этого зависит какие средства и формы работы используются. Например, креативный дизайнер одежды, планируя создание совей новой коллекции, заранее знает на каких членов общества она будет ориентирована, в каком месте ее следует презентовать, какие модели должны участвовать в показе. Более того, он знает, кто может приобрести одежду из этой коллекции, с какими другими сферами творчества можно ее совместить. То есть он одновременно стремится создать шедевр, но в то же время, получить от этого практическую выгоду. Это и является его целью. Поэтому творчество и креативность - вещи совершенно разные.
Резюмируя полученные данные в ходе теоретического анализа литературы, мы можем заключить, что первичным является именно творчество, а креативность, основанная на нем -вторична. Невозможно развитие креативности без уже имеющейся творческой базы. Ее можно определить как технологию организации творческого процесса. Без творчества креативность бесплодна, а без креативности творчество не сможет добиться популярности. Таким образом, творчество и креативность тесно связаны между собой. [1]
Таким образом, можно заключить, что на сегодняшний день не существует единого определения понятий «креативность» и «творчество». Более детальное понимание терминов зависит от того, в рамках какого подхода ведется исследовательская или научная работа. Кроме того, важно отметить, что существует неточность в определениях, связанная со сравнением таких понятий, как креативность и творчество. Ряд авторов определяют данные термины как синонимичные. Однако, между ними существует различие. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, которым следует автор; главной составляющей креативного процесса становится прагматический элемент. Таким образом, креативность характеризуется целеполаганием и практической, прикладной значимостью.
Список литературы
1. Айбатыров К.С. Современные научно-педагогические представления о креативности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. №2. 57-62 с.
2. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 416 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. 92 с.
4. Гетманская Е.В. Творческий процесс: признаки, этапы, критерии // Вестник вятского государственного университета. 2010. 4 с.
5. Перерва О.Ю. Понятие «творчество» и его сущность // Успехи современного естествознания. 2004. - № 7 126-128 с.
6. Погорелая Т.С. Развитие креативных способностей детей как социально-педагогическая проблема / Т.С. Погорелая // Достижения науки и образования. 2018. № 8(30).
7. ПрохоровА.М. Большой Энциклопедический Словарь: Норинт, 2004. 814 с.