ВЕРБИЦКАЯ Т.В., VERBITSKAYA T.V., aquitania-17@ya.ru aquitania-17@ya.ru
Кафедра конституционного права; Уральский государственный юридический университет, 620137, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 54
Chair of constitutional law; Ural State Law University, Kolmogorova St. 54, Yekaterinburg, 620137, Russian Federation
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ И МИРОТВОРЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ
Аннотация. Для борьбы с терроризмом осуществляются международные контртеррористические операции, порядок и условия осуществления которых до сих пор не урегулированы в международном праве, несмотря на частоту их применения. Данный пробел в правовом регулировании устраняется посредством анализа международных документов, посвященных понятию, квалифицирующим признакам международного терроризма и характеру мер по устранению данного негативного явления. Значимость устранения указанного пробела в правовом регулировании определяется тем, что международный терроризм с учетом его характера и степени опасности позиционируется не только как преступление международного характера, но и как международное преступление. Анализ признаков международной контртеррористической операции и нормативно урегулированной миротворческой операции позволяет установить соотношение данных двух режимов обеспечения правопорядка и безопасности в мире.
Ключевые слова: международная контртеррористическая операция; миротворческая операция; международный терроризм; международная безопасность; международный правопорядок.
THE CORRELATION BETWEEN THE CONCEPTS OF THE INTERNATIONAL COUNTER-TERRORISM OPERATION AND THE PEACEKEEPING OPERATION
Annotation. Fight against terrorism is carried out within international counter-terrorism operations. Despite their frequency, the procedure and conditions of carrying out these operations have not yet been regulated in the international law. This gap in legal regulation is eliminated through the analysis of international documents dealing with the concept and characteristics of international terrorism, as well as the measures to eliminate this negative phenomenon. The importance of eliminating the mentioned gap in legal regulation is determined by the fact that international terrorism, taking into account its nature and degree of danger, is positioned not only as a crime of international character, but also as an international crime. The analysis of the characteristics of an international counter-terrorism operation and a normatively regulated peacekeeping operation makes it possible to establish a correlation between these two regimes for ensuring law and order and security in the world.
Keywords: international counter-terrorism operation; peacekeeping operation; international terrorism; international security; international law and order.
В настоящее время активно проводятся международные контртеррористические операции, в том числе под эгидой Организации Объединенных Наций [1, с. 321], однако отсутствует механизм правового регулирования осуществления таких операций [2, с. 103]. Отсутствие механизма правового регулирования, направленного на установление порядка проведения именно международной контртеррористической операции, приводит к постоянному процессу воспроизводства террористических угроз, быстрой приспособляемости к изменяющимся условиям лиц, занимающихся террористической деятельностью [3, с. 75].
Для устранения указанного пробела регулирования применяется правовой ре-
жим миротворческой операции* (в рамках аналогии права). Между тем, поскольку угроза международного терроризма не только не снижается, но приводит к новым разрушительным последствиям в виде гуманитарных кризисов и невозможности
* Правовой режим операции — совокупность правил, мероприятий и норм, направленных на стабилизацию военно-политической и военно-стратегической обстановки, сдерживание (локализацию) эскалации вооруженного конфликта, предотвращение возможной агрессии противника, а при необходимости организованное вступление в войну и успешное ведение первых операций // Военный энциклопедический словарь Министерства обороны Российской Федерации. иК1_: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/ dictionary/details.htm?id=7660@morfDictionary
для государств осуществлять суверенитет в полном объеме [4, с 66], постольку возникает вопрос об эффективности использования подобной аналогии.
Соответственно, необходимо установить, подпадает ли международная контртеррористическая операция под режим миротворческой операции, или речь идет о самостоятельном правовом средстве защиты международного правопорядка и безопасности.
Нами была поставлена цель определить место режима контртеррористической операции в международном праве посредством установления соотношения понятий международной контртеррористической операции и миротворческой операции. В процессе исследования использовался структурный метод (который позволяет установить взаимосвязи международной контртерроритической операции и миротворческой операции в качестве составных элементов международного права), а также телеологический способ интерпретации нормативных правовых актов (для определения места международной контртерроритической операции в международном праве в соответствии с ее целевым предназначением).
Обратимся прежде всего к определению понятий международной контртеррористической операции и миротворческой операции.
Следует отметить, что до сих пор на международно-правовом уровне не сформулировано определение понятия международной контртеррористической операции, в том числе по причине отсутствия определения понятия международного терроризма. Однако в рамках Организации Объединенных Наций был принят ряд документов, которые позволяют осуществить квалификацию международной контртеррористической операции.
Согласно пункту 5 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН N 49/60 «Меры по ликвидации международного терроризма», принятой в 1994 году*, государства должны выполнять свои обязательства в отношении всемерной борьбы с между-
народным терроризмом. Ссылка в преамбуле данного документа на Декларацию об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях** свидетельствует о возможности интерпретации международного терроризма в качестве угрозы применения силы в международных отношениях (в том числе в форме агрессии) [5, с 815]. Как следует из положений указанной Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН N 49/60, международный терроризм представляет собой преступные акты, направленные на создание обстановки террора среди гражданского населения в политических целях, являющиеся угрозой безопасности мира (пункты 1-3 Резолюции).
После террористического нападения на США 11 сентября 2001 года статья 51 Устава ООН была интерпретирована Советом Безопасности ООН как признание права государства на самооборону и в случае террористического нападения; меры по борьбе против международного терроризма должны быть бескомпромиссными (иными словами, с 2001 года международный терроризм, который определен в качестве угрозы международному миру и безопасности, фактически квалифицирован в качестве агрессии) с возможностью принятия мер по самообороне отдельного государства, обороны государств (применение вооруженных сил в ходе контртеррористических операций)***.
Исходя из содержания приведенных нормативных актов, определений международной контртеррористической операции, предложенных учеными [6, с 20], сформулируем признаки международной контртеррористической операции:
1) осуществляется на основании Устава Организации Объединенных Наций в соответствии с правовыми актами Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН;
* Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая резолюцией N 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 дек. 1994 г. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/terrdec1
** Принята резолюцией N 42/22 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 нояб. 1987 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/useofforce_refraining.shtml
*** На основании Резолюций Совета Безопасности ООН N 1269 (1999) от 19 окт. 1999 г., N 1368 (2001), N 1373 (2001) и N 1377 (2001) // Совет Безопасности ООН: официальный сайт. URL: http://www.un.org
2) является международным обязательством государства;
3) юридическим фактом исполнения государства является угроза безопасности мира в форме международного терроризма.
Указанные признаки позволяют сформулировать определение понятия международной контртеррористической операции. Международная контртеррористическая операция - осуществляемое по решению Совета Безопасности ООН применение вооруженных сил государств для пресечения преступных актов, направленных на создание обстановки террора среди гражданского населения, являющихся угрозой безопасности мира, в рамках реализации государствами права на самооборону или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН.
Под миротворческой операцией понимается санкционированное Советом Безопасности ООН применение многонациональных сил под руководством ООН для снижения остроты и разрешения конфликтов между странами*. Миротворче-
ские операции осуществляются в случае возникновения в мире серьезных военных и (или) гуманитарных кризисов [7, с. 269]. Процедура миротворческой операции отражена в статьях 39, 42-51 Устава Организации Объединенных Наций**.
На основании вышеуказанных документов, определений миротворческой операции, предложенных учеными [8, с. 336], можно выделить следующие признаки миротворческой операции:
1) реализуется в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, на основании решения Совета Безопасности ООН;
2) применяется в рамках отношений между государствами;
3) юридическим фактом осуществления операции является угроза безопасности мира в форме серьезного военного или гуманитарного кризиса.
Приведенные признаки международной контртеррористической операции и миротворческой операции позволяют осуществить сопоставление данных понятий (см. табл.).
Таблица
Критерии соотношения понятий международной контртеррористической операции и миротворческой операции
Критерии сопоставления Контртеррористическая операция Миротворческая операция
Нормативное основание осуществления Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН N 49/60 «Меры по ликвидации международного терроризма», Резолюции Совета Безопасности ООН N 1368 (2001), N 1373 (2001), N 1377 (2001) Статьи 39, 42-51 Устава Организации Объединенных Наций
Характер действий государств Принятие всех мер для борьбы против международного терроризма является обязанностью государств. Если военные действия необходимо осуществить на территории другого государства, то необходимо получить его согласие на использование вооруженных сил на его территории Наличие или отсутствие причин вмешательства определяется Советом Безопасности ООН
Юридические факты Воздействие незаконных вооруженных формирований на государства, международные организации с целью побуждения их к совершению (отказу от совершения) действий, в том числе посредством причинения ущерба гражданским лицам и объектам (общеопасным способом) Совершение государством действий, представляющих угрозу миру и безопасности человечества, в том числе сопровождающихся массовыми нарушениями прав человека
Применяемые меры Меры как военного характера (применение международных миротворческих сил), так и невоенного (переговоры, оказание гуманитарной помощи населению, в том числе обеспечение возможности покинуть зону ведения боевых действий)
__** Устав Организации Объединенных Наций,
* Миротворческая деятельность ООН. URL: подписанный 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско и
http://www.un.org/ru/aboutun/booklet/peace. вступивший в силу 24 окт. 1945 г. URL: http://www.
shtml un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vii/index.html
Таким образом, международная контртеррористическая операция и миротворческая операция обладают общими чертами: применяются на основании Устава Организации Объединенных Наций в случае угрозы безопасности мира и предполагают сочетание военных и невоенных мер, направленных на устранение указанного негативного явления; в случае применения военных мер обе операции представляют собой военное вмешательство* [9, с. 454]. Однако между данными понятиями есть и различия: международная контртеррористическая операция является одной из форм реализации международных обязательств государства, миротворческая операция осуществляется в рамках отношений между государствами в случае возникновения военного или гуманитарного кризиса.
Можно ли рассматривать международную контртеррористическую операцию в качестве разновидности миротворческой операции?
В настоящее время международный терроризм приобрел характер столь острой угрозы безопасности мира, что его рассматривают не только в качестве преступления международного характера, но и международного преступления (угрозы применения силы в форме агрессии) [10, с. 36]. Ситуация усугубляется еще и деятельностью государств, формы которой были отражены в пункте 5 указанной выше Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН N 49/60:
1) организация террористической деятельности;
2) подстрекательство к осуществлению террористической деятельности;
3) финансирование терроризма;
4) поощрение, проявление терпимости к терроризму;
5) попустительство, выражающееся в допущении использования территории государства для подготовки и совершения террористического акта.
Подобная позиция уже получила закрепление в международном соглашении.
В Соглашении между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики на постоянной основе, подписанном в городе Дамаске 26 августа 2015 года** (далее - Соглашение), подчеркивается оборонительный характер нахождения российской авиационной группы на территории Сирии. Указанные части Военно-воздушных сил России принимают меры по защите суверенитета, территориальной целостности и безопасности России и Сирии (Преамбула Соглашения). Более того, правовой статус (привилегии и иммунитеты) командира и личного состава российской авиационной группы, членов их семей приравнивается к статусу дипломатического персонала (часть 3 статьи 6 Соглашения). Важно подчеркнуть, что в тексте Соглашения не уточняется, что данные привилегии и иммунитеты предоставляются только во время исполнения возложенных на указанных лиц функций в Сирии. В отношении транспортных средств и воздушных судов России делается оговорка, что они пользуются неприкосновенностью, только если применяются в интересах российской авиационной группы. Приведенные положения Соглашения позволяют утверждать, что оборонительные меры, осуществляемые Россией в Сирии, сочетают в себе применение как дипломатических средств (дипломатические каналы связи используются для сообщения информации, касающейся выполнения положений Соглашения), так и частей Военно-воздушных сил России.
На поле боя военнослужащие (ком-батанты) не могут обладать иммунитетом против военных действий другой стороны [2, с. 108]. В связи с этим дипломатический (то есть характерный для межгосударственных отношений) иммунитет военных летчиков и членов их семей, предоставленный по Соглашению России и Сирии,
* Военное вмешательство — прямое или косвенное, опирающееся на вооруженные силы вмешательство в дела государств (народов) // Военный энциклопедический словарь Министерства обороны Российской Федерации. 11К1_: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/ dictionary/details.htm?id=4362@morfDictionary
** Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики на постоянной основе, подписанное в городе Дамаске 26 авг. 2015 г. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/work/ dz.nsf/ByID/
фактически означает указание в данном документе на то, что международный терроризм в Сирии приобрел такой острый характер вследствие действий иных государств. Таким образом, в соответствии с данным Соглашением международный терроризм признается агрессией, против которой Россией и Сирией принимаются оборонительные меры.
Иными словами, на основании вышеприведенных актов Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности ООН, а также Соглашения России и Сирии от 26 августа 2015 года осуществляется квалификация международного терроризма в качестве угрозы безопасности мира, защита от которой происходит посредством реализации государствами права на самооборону (что предполагает наличие серьезного военного кризиса) и коллективную оборону. Подобная квалификация международного терро-
ризма и, соответственно, способов борьбы с данным негативным явлением позволяет определить международные контртеррористические операции в качестве разновидности миротворческих операций.
На основании изложенного приходим к следующим выводам: 1) исходя из современной международной обстановки, международный терроризм приобрел характер угрозы безопасности мира; 2) с учетом его характера и степени опасности международный терроризм квалифицируется не только как преступление международного характера, но и как международное преступление; 3) в силу того, что международный терроризм сопровождается военным и гуманитарным кризисом, международная контртеррористическая операция может рассматриваться в качестве разновидности миротворческой операции.
Список литературы
1. Холиков И.В., Сазонова К.Л. Международно-правовые последствия включения «войны с международным терроризмом» в перечень правомерных оснований индивидуальной и коллективной самообороны (на примере борьбы с Исламским государством Ирака и Леванта) // Военное право. 2015. N 3 (35). С. 321-339.
2. Леншин С.И. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право: монография. М.: За права военнослужащих, 2009. Вып. 94. 240 с. Сер.: «Право в Вооруженных Силах - консультант».
3. Григоров Ю.М. Концептуальные основы деятельности государства в зоне КТО // Обозреватель -Observer. 2013. N 4 (279). С. 67-77.
4. Грачев С.И., Кириллов И.В. Терроризм как угроза современной политической ситуации и проблемы формирования антитеррористической политики Российской Федерации // Национальные приоритеты России. 2014. N 1 (11). С. 66-69.
5. Newby J. H. Positive and negative consequences of a military deployment // Military Medicine. 2005. N 17. Рр. 815-819.
6. Stern J. The Ultimate Terrorists. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1999. 567 p.
7. Fortna V. P. Does Peacekeeping Keep Peace? International Intervention and the Duration of Peace After Civil War // International Studies Quarterly. 2004. N 48. Pр. 269-292.
8. Doyle M. W., Sambanis N. Making War and Building Peace: United Nations Peace Operations. Princeton University Press, 2010. 674 p.
9. Sion L. Too Sweet and Innocent for War?: Dutch Peacekeepers and the Use of Violence // Armed Forces and Society. 2014. N 32. Pр. 454-474.
10. Wilkinson P. Terrorism Versus Democracy: The Liberal State Response. London: Frank Cass, 2001. 764 p.