брать вину на себя за неприятности и страдания. Низкие показатели Ин говорят о том, что большинство женщин не желают брать на себя ответственность(78 % жен и 20 % мужей). 52 % мужей и 86 % жен имеют высокий уровень по шкале интернальности в семейных отношениях (Ис). Низкий Ис наблюдается у 48 % мужей и 14 % жен. Высокий уровень по шкала интернальности в области производственных отношений (Ип) предсказуемо у 64 % мужей и 28 % жен. Низкий - у 36 % мужей и 72 % жен. Высокий показатель по шкале интернальности в области межличностных отношений (Ии). у 80 % мужей и 44 % жен. Низкий Ин, напротив у 56 % жен и 20 % мужей. Высокие показатели по шкале интернальности в отношении здоровья и болезни (Из) наблюдаются у 14 % мужей и 48 % жен. Низкие - характерно для 52 % жен и 86 % мужей. Если брать средние значения по группам, видно что мужчины имеют более высокий уровень интернальности(4,7), женщины более низкий(4,14).
В результате обследования по тесту «Каков ваш брак?» Л.Д.Столяренко нами были получены следующие результаты. У мужчин: 40 % - довольны своим супружеством. Оно у них спокойное и приятное. Для другой части (16 % мужей) характерен высокий уровень, что они иногда ссорятся с женами, но, в общем, брак их удачен. Но для большей части выборки мужей (44 %) характерна неудовлетворенность браком. Для женщин: 60 % жен считают, что лучше собственного мужа не найти. Т.е. они довольно счастливы в браке. Для 40 % жен характерно понимание, что идеального брака не существует и потому мирятся с недостатками супруга. Они стараются гнать от себя мрачные мысли. Таким образом: для мужей характерна неудовлетворенность браком, тогда как для жен - мирятся с создавшимся положением в браке.
Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу с помощью критерия Спирмена.
Связаны отрицательной корреляцией шкалы «благоприятная семейная ситуация» и «конфликтность» (rs=-0,520, при р<0,01), «тревожность» и «самооценка терпимости» (rs=-0,449, при р<0,05), «тревожность» и «отношение к браку» (rs=-0,464, при р<0,05), «конфликтность» и «самооценка терпеливости» (rs=-0,447, при р<0,05), «враждебность» и «отношение к браку» (rs=-0,437, при р<0,05). Это указывает на то, что чем выше уровень положительной атмосферы в семье, тем ниже уровень конфликтности между супругами; чем выше уровень тревожности в семье, тем менее терпимо ведут себя по отношению друг к другу супруги; чем выше уровень тревожности в семье, тем ниже уровень удовлетворенности браком; сем менее терпимо относятся друг к другу супруги, тем выше конфликтность в семье.
Есть положительная корреляция между шкалами «благоприятная семейная ситуация» и «отношение к браку» (rs=0,427, при р<0,05). Так же есть положительная корреляция между шкалами «тревожность» и «чувство неполноценности»(ге=0,534, при р<0,01), «самооценка терпеливости» и «отношение к браку» (rs= 0,423, при р<0,05), «общая интернальность» и «отношение к браку» (rs=0,421, при р<0,05), «интернальность в семейных отношениях» - «отношение к браку» (rs=0,467, при р<0,05).. Это указывает на то, что чем благоприятнее атмосфера в семье, тем больше довольны супруги браком; тревожная атмосфера в семье способствует повышению чувство неполноценности; чем выше уровень терпеливости по отношению друг к другу, тем выше уровень удовлетворенность браком; понимание супругами того, что все в их семье зависит от них самих, повышает уровень удовлетворенности браком.
Выводы. Таким образом, статистический метод обработки полученных результатов исследования позволил нам утверждать, что уровень удовлетворенности браком зависит от личностных характеристик супругов.
Литература:
1. Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. - Минск: Право и экономика, 2010. - 444 с.
2. Егорова О.В Феномен удовлетворенности браком: основные направления исследованийhttp: //www. ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/ razdel_3_a/ egorova_ov. html
3. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М., 1986.
4. Осипова Н. А. Семейная психология и семейная терапия. 2005. №3
5. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. 2-изд., перераб. и дополненное. М. Мысль. 1989г. 174 с.
6. Харли У. Убийцы любви / Пер. с англ. — СПб.: МРО ХВЕ «Христианская Миссия», 2017. — 368 с.
Психология
УДК 159.9.072
кандидат психологических наук, доцент Петраш Марина Дмитриевна
Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург)
СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТИВНЫХ СТРЕССОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ
ПРОФЕССИЙ11
Аннотация. В статье рассматриваются особенности соотношения субъективных стрессовых переживаний и психофизиологического функционирования у представителей разных профессиональных сред. Раскрывается специфика взаимосвязей психофизиологических характеристик с субъективным переживанием повседневных стрессоров, различия в реагировании на повседневные стрессоры, особенности физиологического функционирования в профессиональных группах.
Ключевые слова: повседневные стрессоры, профессиональные группы, психологические особенности, физиологическое функционирование.
Annotation. The article discusses with the features of the ratio of subjective stress experiences and psychophysiological functioning in representatives of different professional environments. The specificity of the interconnections of psycho-physiological characteristics with the subjective experience of daily stressors, differences in reactions to daily stressors, and features of the physiological functioning in professional groups are revealed.
Keywords: daily stressors, professional groups, psychological features, psycho-physiological characteristics, physiological functioning.
11 Статья подготовлена в рамках проекта РНФ 16-18-10088 «Комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и ресурсы их преодоления в разные периоды взрослости»
Введение. В условиях современной действительности, профессионалы, занятые в различных сферах деятельности, оказываются погруженными в поток повседневных неприятностей (стрессоров), как со стороны профессиональной среды, так и со стороны различных областей жизненного пространства. При изучении стрессорных влияний, исследователи, занимающиеся проблемой психологии профессионального здоровья, сосредотачивают свое внимание на негативных последствиях факторов профессиональной среды, т.е. учитывают стрессоры, специфические для конкретной профессиональной области. За рамками исследований остаются стрессоры других сфер жизнедеятельности, изучение которых не менее важны для полного понимания проблемы. Именно комплексный подход к изучению повседневных стрессоров поможет оценить кумулятивный эффект стрессорных воздействий на личность профессионала, который негативно сказывается на здоровье человека [10, 15], а также выявить способы управления воспринимаемыми антецедентами (стрессорами). В психологической литературе существуют данные, свидетельствующие о влиянии личностных характеристик не только на то, как люди оценивают стрессорную ситуацию, но и о способах совладания с ней [14, 16]; о роли личностных особенностей в проявлении физиологической реакции на стрессовую ситуацию. Следует отметить наличие исследований, доказывающих роль повседневных стрессоров в нарушении соматического здоровья, в развитии заболеваний, в том числе сердечнососудистых [13, 17], их отрицательное действие на семейные взаимоотношения [12]. На фоне большого количества имеющихся данных в области изучения стресса у профессионалов, отмечается дефицит исследований, применяющих комплексный подход. В этой связи мы определили цель своей работы как изучение соотношения субъективных стрессовых переживаний, психологического и физиологического функционирования у представителей разных профессий. Мы предположили о существовании различий в частоте и интенсивности переживаний повседневных стрессоров, а также специфики их взаимосвязей с психофизиологическими характеристиками в зависимости от принадлежности к определенной профессиональной группе.
Изложение основного материала статьи. В исследовании приняли участие 383 человека, в том числе 127 мужчин и 256 женщин. Большая часть испытуемых имеют высшее образование, состоят в браке, имеют детей. Выделено шесть профессиональных групп (по сферам): «здравоохранение» (сотрудники скорой медицинской помощи); Министерства Чрезвычайных Ситуаций (спасатели «МЧС»); «бытовое обслуживание» (продавцы, менеджеры по продажам, парикмахеры и др.); «образование» (учителя средней школы); «наука и образование» (преподаватели высшей школы); представители, относящихся к типу профессий «человек-знаковая система» (инженеры-программисты / математики, экономисты и др.).
Для изучения интенсивности стрессовых переживаний мы использовали опросник повседневных стрессоров (далее ПС) [9], включающего 10 стресс-факторов; опросник «Шкала воспринимаемого стресса-10» (ШВС) [1]. Психологические характеристики исследовались с помощью следующих методик: шкалы 16-ти факторного опросника Р.Кеттела: С, О, Q3 и Q4 (форма С); копинг-тест Р.С. Лазаруса; опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж.Роттера в адаптации Бажина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М.; шкала психологического благополучия К.Рифф в адаптации Жуковской Л.В. и Трошихиной Е.Г. [4], сокращенный вариант; диагностика самоактуализации личности/САМОАЛ [3].
Физиологические характеристики. Особенности функционального состояния нервной изучали с помощью Экспресс-диагностики функционального состояния человека Мороз М.П. [7]. Прибор АнгиоСкан-01П [2,8] использовался для определения характеристик сердечнососудистой системы: «частота пульса» (далее ЧСС), «возраст сердечнососудистой системы», «жесткость сосудов», «индекс стресса». Показатели систолического и диастолического давления (далее САД и ДАД) использовались нами для оценки вегетативного индекса Кердо (ВИК) [6]. Выделяется 5 тонусов функционирования вегетативной нервной системы (ВНС): 1) выраженная парасимпатикотония; 2) парасимпатикотония; 3) нормотонус -уравновешенность симпатических и парасимпатических влияний; 4) симпатикотония; 5) выраженная симпатикотония.
В ходе изучения присутствия повседневных стрессоров в жизнедеятельности представителей разных профессиональных сред, выявлен достаточный уровень их выраженности во всех областях. Изучение наиболее часто встречающихся стрессоров (от 60% и выше), показало, что большая часть представителей сферы «здравоохранение» отмечают дефицит времени на отдых и дискомфорт, вызванный погодными условиями. Спасатели («МЧС»), помимо погодных условий, отмечают проблемы с транспортом («...попал в пробку на дорогах»). У работников сферы «бытовое обслуживание» чаще встречаются стрессоры, связанные с профессиональной деятельностью («.спешил, чтобы успеть выполнить задание к сроку»; «.количество необходимых дел превышало мои возможности»; «когда я работал, мне мешали, прерывали») и состоянием здоровья («Я чувствовал себя заболевшим, испытывал физический дискомфорт»). Выявленная тенденция характерна и для учителей («образование»), большинство из них отмечают физический дискомфорт, необходимость ускорения в выполнении задания к сроку, увеличение количества необходимых дел, а также беспокойство за других («я беспокоился за кого-то»). У преподавателей высшей школы («наука и образование») доминирует стрессор, связанный с временными рамками: «Я очень спешил, чтобы успеть выполнить задание к сроку». Негативная оценка событий, связанных с внешними помехами («когда я работал, мне мешали, прерывали»), является наиболее чувствительной для представителей группы «знаковая система». Ими были отмечены стрессоры, связанные с количеством дел и ускорением для их выполнения и беспокойством о будущем («Возникали ситуации, которые вызывали беспокойство, тревогу о будущем»).
В качестве отличительной особенности следует отметить наибольшую интенсивность переживания повседневных стрессоров в группе «образование» (учителей) и наименьшую в группе спасателей (в сравнении с другими группами). Выявленное отличие можно объяснить половыми особенностями, выявленными нами ранее [11].
Сравнение средних значений по параметрам ШВС выявил наименьшие показатели по параметрам «перенапряжение» и «шкала воспринимаемого стресса» у спасателей. Выявленные взаимосвязи повседневных стрессоров с параметрами ШВС (0,001<р<0,01), указывают на тот факт, что повседневная нагруженность ситуациями, вызывающими негативные переживания, отражается в перенапряжении и общей выраженности повседневного стресса.
Психологические особенности. Изучение совладающего поведения в профессиональных группах позволило выявить активное использование представителями всех профессиональных сфер копинг-стратегии «планирование решения проблемы», доминирующая позиция которой сохраняется во всех группах.
Обнаружено наиболее активное использование стратегий «конфронтация», «самоконтроль», «поиск социальной поддержки» и «планирование решения проблемы» в группе «наука и образование» (0,001<р<0,05). Учителя активнее других представителей профессиональных сообществ используют стратегию «дистанцирование» и «принятие ответственности». Выраженность стратегий свидетельствует о том, что, с одной стороны, в трудных ситуациях учителя стараются понизить субъективную значимость собственных переживаний; с другой - умеренное использование стратегии «принятие ответственности» способствует пониманию собственной роли в сложившейся ситуации. Умеренное использование копинга «положительная переоценка» представителями трех групп (учителя, преподаватели высшей школы и работники сферы «бытовое обслуживание») свидетельствует о стремлении использовать опыт, полученный при совладании с трудными ситуациями для личностного роста (0,01<р<0,05). Также следует отметить среднюю выраженность всех стратегий в группе спасателей.
Выявлены различия по факторам Кеттелла «О» (склонность к чувству вины) и «04» (фрустрированность, напряженность), наименьшая выраженность которых отмечается в группе спасателей (по сравнению со всеми группами: 0,001<р<0,05). Наибольшее значение по уровню субъективного контроля («Ио») показано в группе «наука и образование» (преподаватели).
По результатам множественного сравнительного анализа выявлены значимые различия по всем шкалам САМОАЛ, в сторону наименьшей их выраженности в группе медицинских работников (р=0,000), по сравнению со всеми группами.
Отсутствуют различия по общему показателю психологического благополучия, но показана неодинаковая выраженность параметров «автономность», «компетентность», «позитивные отношения» и «самопринятие», а также по общей удовлетворенности жизнью (р=0,000). Наибольшая выраженность шкал «автономность» и «компетентность» показана у спасателей; «позитивные отношения» и «самопринятие» - в группе учителей. Представители «МЧС» также в большей степени удовлетворены своей жизнью, в то время как наименьшая отмечена у медицинских работников.
Физиологические показатели. Оценку функционирования центральной нервной системы мы проводили по параметру устойчивость нервной реакции (УР), т.к. он является наиболее устойчивым показателем [5]. В нашем исследовании выделены 4 состояния: 1) «норма» - свидетельствует об уравновешенности нервных процессов в ЦНС; 2) «незначительно сниженная» - указывает на нижнюю границу нормы, обычно возникает на начальных стадиях утомления, астенизации организма; 3) «сниженная» - характеризуется преобладанием тормозных процессов; 4) «существенно сниженная» устойчивость нервной реакции, при котором появляется прогрессивное снижение выполнения легких и трудных элементов деятельности.
Нами было обнаружено, что состояние «норма» встречается одинаково редко во всех группах. У медицинских работников, представителей сфер «знаковая система» и «бытовое обслуживание» выражены состояния «сниженная» и «незначительно сниженная» устойчивость нервной реакции. В группах спасателей, учителей и преподавателей отмечается преобладание людей с незначительно сниженной УР.
Сердечнососудистая система. Сравнительный анализ по параметрам функционирования сердечнососудистой системы выявил различия по характеристикам САД и ДАД в сторону их большей выраженности у респондентов в группах «МЧС» и «знаковая система». Наименее благоприятные характеристики, отражающие состояние крупных артерий («жесткость сосудов»), отмечаются в группах медицинских работников, учителей и преподавателей.
Вегетативная регуляция. Результаты, полученные по вегетативному индексу, свидетельствуют о преобладании выраженной парасимпатикотонии у спасателей «МЧС» (р<0.001). В группах «здравоохранение», «бытовое обслуживание», «образование», «наука и образование» и «знаковая система» большее количество респондентов с «нормотонусом», что свидетельствует об уравновешенности симпатических и парасимпатических влияний. Выявленная положительная взаимозависимость параметра «ВИК» с общим показателем количества ПС (р=0,037) и интенсивности стрессорного переживания (р=0,000) может указывать на активизацию симпатических влияний при кумулятивном эффекте ПС.
Анализ взаимосвязей факторов повседневных стрессоров с психофизиологическими характеристиками, выявил свои специфические особенности в профессиональных группах.
В группе «здравоохранение» умеренное использование стратегий «планирование решения проблемы», «принятие ответственности» и «поиск социальной поддержки» способствуют конструктивному решению возникающих трудностей. В случае обращения к стратегии «конфронтация», возникает риск усиления негативных переживаний повседневных стрессоров. Понижению уровня ПС способствует эмоциональная устойчивость личности («С»); со стороны физиологических характеристик - устойчивости нервной реакции (УР). Показано, что стрессорные воздействия, связанные с выполнением профессиональной деятельности, планированием, а также общим уровнем ПС способствуют повышению ЧСС (р=0,029) и вегетативного индекса (р<0,05). Повышение ВИК свидетельствует о смещении в сторону симпатикотонии, что ведет к активизации энергетического потенциала (эрготропии). Преобладание у респондентов нормотонуса (ВИК), свидетельствует о благоприятной ситуации в отношении адаптации к стрессорным переживаниям.
Умеренное использование копинг-стратегий «самоконтроль», «планирование решения проблемы» и «положительная переоценка» в группе «МЧС» способствуют понижению общего уровня повседневных стрессоров. Снижению накопительного эффекта ПС способствуют высокий уровень субъективного контроля, позитивная «Я-концепция» («аутосимпатия») и психологическое благополучие. Обнаружено, что стрессорные ситуации, связанные с нарушением планов способствуют понижению ЧСС (р=0,021); необходимость конкурировать и проблемы в части взаимоотношений с окружающими опосредствуют снижение ДАД (р=0,033). Выявленные реакции со стороны физиологического функционирования можно объяснить активизацией парасимпатических отделов нервной системы, а также переутомлением, недосыпанием и т.д.
Попытки привлечения внешних ресурсов, для решения возникших трудностей («поиск социальной поддержки»), способствуют повышению уровня общего показателя переживания повседневных стрессоров у представителей сферы «бытовое обслуживание». Выраженность субъективных стрессовых переживаний увеличивается за счет повышения чувства вины и фрустрированности («О» и «04»), а понижение за счет эмоциональной устойчивости («С»), уровня субъективного контроля (Ио), самоактуализации и психологического благополучия. Обнаружено, что вынужденная конкуренция способствует повышению
ЧСС; семейные проблемы приводят к увеличению систолического артериального давления, а проблемы с окружающими способствуют повышению «возраста сосудов».
Усилению выраженности субъективных стрессовых переживаний в группе «образование» способствуют стратегии «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «бегство-избегание» и «планирование решения проблемы», а также склонность к чувству вины (ф-р «О»). Снижение кумулятивного эффекта ПС связано с характеристиками личности «аутосимпатия», «позитивные отношения» и «самопринятие». Проблемы, возникшие в сфере семейных взаимоотношений способствуют повышению ЧСС и жесткости сосудов (р<0,05); переживание ситуаций «самочувствие-одиночество» ведет к повышению биологического возраста, а проблемы со здоровьем и вынужденная конкуренция вносят отрицательный вклад в ВИК, что приводит к эрготропии (0,01<р<0,05).
В группе «наука и образование» выраженность переживаний ПС взаимосвязана с обращением к копинг-стратегиям «принятие ответственности» и «бегство-избегание», а также личностными факторами «О» и «04» (чувство вины и фрустрированность). Эмоциональная устойчивость, субъективный уровень контроля, характеристики самореализации («ориентация во времени», «взгляд на природу человека», «самопонимание» и «аутосимпатия») и психологического благополучия («компетентность», «самопринятие», «общий показатель») способствуют понижению уровня повседневных стрессоров. Стрессоры, связанные с нарушением планов и плохим физическим самочувствием способствуют понижению значений САД и ДАД (р=0,009). Что является физиологической реакцией на переутомление или стресс.
Наибольшее количество связей выявлено в группе «знаковая система». Фактор «работа/дела» образует положительную связь с ЧСС. Выраженность стрессорных переживаний связана с использованием копинг-стратегий «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности», «бегство-избегание» и «положительная переоценка»; личностными характеристики склонность к чувству вины («О») и фрустрированность («04»). Понижение происходит при участии эмоциональной устойчивости («С») и высокого самоконтроля поведения («03»), а также характеристик психологического благополучия «компетентность», «самопринятие» и «общий показатель». С одной стороны, повышение стрессорной выраженности сфер «работа/дела» «взаимоотношения с окружающими» «нарушение планов», «финансы», «планирование», «конкуренция» и общего показателя ПС сопровождается повышением ЧСС и увеличением значения ВИК, что свидетельствует о смещении в сторону симпатикотонии (эрготропии). С другой -выраженность переживаний ПС отрицательно коррелируют с параметрами САД и ДАД (0,01<р<0,05). Большое количество связей с физиологическими параметрами может быть проявлением реакции общего состояния организма на ситуацию, связанную с реорганизационными процессами.
Обнаружены различия в реагировании на повседневные стрессоры: в группах спасателей («МЧС»), учителей («образование») и «знаковая система» активное противодействие повседневным стрессорам способствует понижению общего уровня воспринимаемого стресса. В группах «здравоохранение», «бытовое обслуживание» и «наука и образование» усилия, направленные на преодоление повседневного стресса способствуют повышению перенапряжения и общего уровня воспринимаемого стресса.
Выводы. В результате проведенного исследования нами были получены данные, указывающие на специфику соотношения психологических и физиологических характеристик в субъективном переживании стрессорных событий представителями разных профессиональных групп. Анализ выраженности повседневных стрессоров выявил преобладание событий, связанных с выполнением профессиональной деятельности, семейными проблемами и общим самочувствием. Во всех профессиональных группах выявлены взаимосвязи показателей стрессорного напряжения с характеристиками устойчивости реагирования нервной системы, с показателями регуляции вегетативного тонуса, а также с ресурсами личности. В профессиональных группах выявлены психологические характеристики способствующие, как повышению субъективного переживания повседневных стрессоров, так и его понижению. Обнаружены взаимосвязи физиологических характеристик с субъективным переживанием повседневных стрессоров.
Литература:
1. Абабков В.А., Барышникова К., Воронцова-Венгер И.А., Горбунов И.А., Капранова С.В., Пологаева Е.А., Стуклов К.А. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10»/Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16,№1, 2016. С. 6-15
2. АнгиоСкан. Новая технология контроля за здоровьем и долголетием. Электронный ресурс. https://angioscan.ru/ru/start
3. Диагностика самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М., 2002. С. 426-433.
4. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф. Психологический журнал, Т. 32, №2, 2011, с. 82-93
5. Зимкина А.М. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. - М.: Медицина, 1978. - С. 27-51.
6. Мельникова С.В. Вегетативный индекс Кердо: Индекс для оценки вегетативного тонуса, вычисляемый из данных кровообращения. "Спортивна медицина (Украина)" 2009, №1-2, с. 33-44.
7. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. Рекомендации по допуску к работе: методическое руководство / М.М.П.Мороз. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ИМАТОН, 2009. - 48 с.
8. Парфенов А.С. Экспресс-диагностика сердечно-сосудистых заболеваний. Мир измерений. 2008, №7, с. 4-11.
9. Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Головей Л.А., Савенышева С.С. Опросник повседневных стрессоров // Психологические исследования, 2018, 11(57). [Электронный ресурс1 - М.: Психологические исследования, 2018. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n57/1522-petrash57.html, свободный. - Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
10. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: «Институт психологии РАН», 2011.
11. Стрижицкая О.Ю., Головей Л.А. Дифференциально-психологические аспекты восприятия повседневных стрессоров. Психологический журнал. 2017, Т.38, № 1. С. 16-30.
12. Харламенкова Н.Е. Эмоциональное оскорбление и пренебрежение и его психологические последствия для личности в разные периоды взрослости // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / Отв.ред. А.Л.Журавлев, Е.А.Сергиенко, Н.В.Тарабрина, Н.Е.Харламенкова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016, С. 193-215.
13. Daniel C. Ganster and Christopher C. Rosen (2013) Work Stress and Employee Health: A Multidisciplinary Review Journal of Management Vol 39, Issue 5, pp. 1085 - 1122.
14. Ferguson, E. Personality is of central concern to understand health: Towards a theoretical model for health psychology. Health Psychology Review, 2013. 7(Suppl. 1), S32-S70. http://doi.org/10.1080/174 37199.2010.547985
15. Lazarus, R. S., & Folkman, S. Stress, appraisal and coping. New York, NY: Springer. 1984.
16. O'Connor, D. В., Conner, M., Jones, F., McMillan, В., & Ferguson, E. Exploring the benefits of conscientiousness: An investigation of daily stressors and health behaviors. Annals of Behavioral Medicine, 2009. V. 37, P. 184-196. http://doi.org/10.1007/sl2160-009-9087-6
17. Sapolsky R. M. (2002). Endocrinology of the stress-response. In J. B. Becker, S. M. Breedlove, D. Crews, & M. M. McCarthy (Eds.), Behavioral endocrinology (pp. 409-450).
Психология
УДК 159.9.07
кандидат педагогических наук, доцент Петрова Нина Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп);
кандидат педагогических наук, доцент Бгуашева Зара Каплановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп); доцент Шхахутова Зарема Зориевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп)
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ САМООЦЕНКОЙ И СТАТУСНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ
ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье анонсирован теоретический анализ феноменов «Самооценка» и «Социальный статус». Приведены результаты корреляционного анализа эмпирических данных, подтверждающие наличие положительной зависимости между самооценкой и статусным положением личности в подростковом возрасте.
Ключевые слова: самооценка, статусное положение, факторы развития самооценки, оптимизация самооценки подростков.
Annоtation. The article announced a theoretical analysis of the phenomena "Self-esteem" and "Social Status". The results of the correlation analysis of empirical data confirming the presence of a positive relationship between self-esteem and the status position of the individual in adolescence are presented.
Keywords: self-esteem, status, factors of self-esteem development, optimization of adolescent self-esteem.
Введение. Тенденция влечения подростков к неформальным группировкам актуализирует необходимость рассмотрения взаимосвязи самооценки подростка с его социальным статусом. Особую актуальность данной проблемы мы видим в необходимости изучения системы личностных отношений подростков в группе, в повышении заниженной самооценки и уровня притязаний у категории «непопулярных» детей.
Актуальность проблемы определила основной вектор целеполагания нашего исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить механизмы взаимосвязи между самооценкой и статусным положением личности в подростковой группе. Предметом исследования выступила зависимость уровня самооценки подростка от его статусного положения в группе сверстников.
Изложение основного материала статьи. Априори, если заявленная самооценка подростка не находит поддержки в социуме и потребность в статусном признании остается неудовлетворенной, то у него начинает развиваться ощущение психологического дискомфорта. Как следствие, одним из часто встречаемых способов решения данной проблемы выступает переход подростка в референтную группу, где он будет принят окружающими и в которой он сможет занять адекватный своей самооценке социальный статус. Таким образом, имеющая место тенденция подростков к неформальным группировкам актуализирует необходимость рассмотрения взаимосвязи самооценки подростка с его социальным статусом.
Выполняя теоретическую часть исследования, мы ориентировались на теоретические положения Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона относительно роли самооценки в целостной структуре личности; на исследования Л.Н. Корнеевой и Я.Л. Коломинского, которые позволили определить основное направление проектирования изменений социального статуса подростков в процессе социализации.
Несмотря на довольно высокую активность ученых в области изучения различных аспектов самооценки, мало исследуемой остается проблема взаимосвязи самооценки личности и её социального статуса. К данной области научных изысканий мы можем отнести ряд диссертационных исследований, выполненных в последние годы: «Антропологические особенности и динамика самооценки детей и подростков на примере учащихся гимназий г. Москвы», (К.С. Ступина, 2011г.); «Динамика самооценки личности в подростковом возрасте» (Л.В. Макеева, 2012г.), «Динамика взаимосвязи самооценки и социально-психологических качеств личности студентов педагогического вуза» (И.В. Егоров, 2013г). Не ставя цель предоставить полный перечень диссертационных исследований по проблеме развития самооценки, отметим, что мы не обнаружили работы, в которых бы изучалась взаимосвязь между самооценкой и статусным положением в подростковой группе.
Анализ научных исследований по проблеме взаимосвязи между самооценкой и статусным положением личности в подростковой группе позволил выделить основные положения, составившие теоретический базис нашей работы: