УДК 372.8
Korosteleva O.T., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Department of General Sociology, Altai State University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Mezhenin Ya.E., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Department of General Sociology, Altai State University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROPORTION OF GENERAL AND PROFESSIONAL TEACHING SOCIOLOGY. This article discusses the general and professional aspects of the study of sociology by students of different specialties. The work compares the contents of competencies formed by sociology and the differentiated approach to the place and role of sociology in the process of teaching and educating students of different faculties. The authors identify the most important aspects of professionalization: correspondence of the content of the material for training to the tasks of future professional activity, taking into account the already existing professional knowledge of students, taking into account the peculiarities of the style of thinking of students in the context of the specialty. Special attention is paid to professional sociological education, which acquires a special theoretical and practical significance for the development of humanistic-oriented and effective state policy.
Key words: teaching sociology, competence, future sociologists, students, training.
О.Т. Коростелева, д-р соц. наук, проф. каф. общей социологии, ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Я.Э. Меженин, канд. соц. наук, доц. каф. общей социологии, ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИОЛОГИИ
В данной статье рассматриваются общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения социологии студентами разных специальностей. Сравнивается содержание компетенций, формируемых социологией и анализируется дифференцированный подход к месту и роли социологии в процессе обучения и воспитания студентов разных факультетов. Авторами выделяются наиболее важные аспекты профессионализации: акцентирование в содержание преподаваемого материала на задачах будущей профессиональной деятельности, учет уже имеющихся у студентов профессиональных знаний, учет особенностей стиля мышления студентов в контексте получаемой специальности. Особое внимание уделено профессиональному социологическому образованию, которое приобретает особую теоретическую и практическую значимость для развития гуманистически ориентированной и эффективной государственной политики.
Ключевые слова: преподавание социологии, компетенции, будущие социологи, студенты, обучение.
Современная система образования в России ставит одной из важнейших своих задач развитие определенного уровня компетенций будущего специалиста. Как отмечают Ш.А. Магомедов и А.Ш. Бакмаев, компетентностный подход позволяет развить у обучаемых способности решать профессиональные проблемы в различных сферах деятельности, используя социальный, а также собственный опыт обучающихся. А образовательный процесс направлен на создание условий для самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем [1, с. 29].
Целый ряд социогуманитарных дисциплин (философия, социология, культурология, экономика, право) в современных российских вузах преподаются в двух разных статусах - в качестве общеобразовательных либо профильных учебных предметов.
Социология как общеобразовательная дисциплина (в отличие, например, от философии) вводится в учебные планы и программы тех или иных специальностей, как правило, факультативно. Так, например, в Алтайском государственном университете социологию как общеобразовательный предмет преподают в настоящее время для студентов некоторых специальностей следующих факультетов: химического, географического, биологического, юридического, исторического, факультета психологии и педагогики, факультета искусств. При этом реализуются различные общекультурные компетенции: на химическом, географическом, биологическом и юридическом факультетах - ОК-6 (Способность работать в коллективе, толе-рантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия); на факультете искусств - ОК-5 (использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач); при подготовке студентов по специальности «психология управления» - ОК-2 (способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции), а по специальности «психология служебной деятельности»-ОК-3 (способность ориентироваться в политических и социальных процессах). Преподавание же социологии на историческом факультете соотносится с реализацией профессиональной компетенции ПК-5 (способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в
истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества) [2; 3].
Важным моментом в преподавании социологии на разных факультетах является создание условий для самоактуализации студентов как в профессиональном, так и в личностном плане, с учётом их смысложизненных ориентаций и специфики профессии. Например, А.В. Левченко, отмечая важную роль смысложизненных ориентаций и самоактуализации студентов, акцентирует внимание на направленности в будущее, ощущении собственной продуктивности, чувстве свободы выбора и наличии осознаваемых целей [4, с. 83].
Так, уже на уровне выбора компетенций наблюдается дифференцированный подход к месту и роли социологии в процессе обучения и воспитания студентов разных факультетов и специальностей. Однако, на наш взгляд, этим не исчерпывается и не должна исчерпываться профессионализация преподавания социологии в вузе.
Выделим наиболее важные аспекты такой профессионализации.
1. Учёт и акцентирование в содержание преподаваемого материала особенностей и задач будущей профессиональной деятельности студентов. Например, тему «Социальные институты» в курсе социологии для студентов педагогических вузов целесообразно и наиболее интересно раскрывать, апеллируя к проблемам института образования и его функционального взаимодействия с другими институтами (семьей, государством, религией и т. д.). Для студентов - медиков изложение этой же темы не может обойтись без обсуждения института здравоохранения. Профиль вуза или факультета должен по возможности влиять и на «парадигмальный профиль» преподаваемой социологической теории. Так, студентов психологических специальностей необходимо познакомить с сущностью психоаналитического направления в социологии, а будущих географов и экологов с ин-вайроментальным направлением.
2. Учёт уже имеющихся у студентов профессиональных знаний, полученных в процессе изучения «родных» учебных дисциплин. Методически такая установка представляется довольно важной: ведь студенты, как правило, очень ценят корректное, грамотное обращение преподавателя к хорошо известному и значимому для них материалу и умение связать его с обсужда-
емыми социологическими вопросами. В частности, невозможно представить себе чтение социологии на историческом факультете без уместного упоминания исторических фактов, событий, движущих сил и тенденций исторического процесса.
Учёт особенностей того образа и стиля мышления, которым отличаются представители того или иного факультета, той или иной сферы деятельности и на которой нужно ориентироваться, выбирая форму, манеру изложения материала. Известно, к примеру, что студенты медицинских вузов для освоения огромного по объему и сложнейшего по содержанию материала вынуждены овладевать навыками системного мышления. Если же социология или другие социогуманитарные предметы будут им преподаваться бессистемно, эта информация просто не будет воспринята.
Безусловно, деление всех людей вообще и всех студентов в частности на «физиков» и «лириков» является условным, тем не менее, учет характерных для них возможностей и предпочтений в освоении информации можно считать одним из условий проведения принципов природосообразности и культуросообразности в образовательном процессе [5, с. 84 - 85]. При этом важно не только обеспечивать определенное «стилевое» соответствие излагаемого материала ментальным особенностям студентов, но и предложить им своего рода альтернативу: так, будущих физиков и химиков, погруженных в мир формул и лабораторных работ, можно и нужно увлечь на занятиях по социологии живыми дискуссиями по актуальным проблемам современного общества.
Переходя к преподаванию социологических дисциплин в статусе профессиональных предметов, для студентов, обучающихся по специальности (либо по направлению) «социология», отметим, что это преподавание направлено преимущественно на реализацию профессиональных компетенций. Среди них выделяются как наиболее важные: ОПК-5 (способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методами социологического исследования) и ПК-1 (способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий).
Так, например, эффективны деловые игры, направленные на изучение групповой динамики, межличностного взаимодей-
Библиографический список
ствия в коллективе, особенностей лидерского поведения, механизмов возникновения конфликтов и поиска путей их эффективного решения. Сочетание социологической теории с наглядной практикой, которую обеспечивает игровой процесс, позволяет создать благоприятные условия для выработки соответствующих профессиональных и общекультурных компетенций.
Подчеркнем, однако, что преподавание социологии как профильной дисциплины имеет и довольно большое общеобразовательное (общекультурное) значение, «вооружая» будущих социологов знаниями, навыками и умениями, помогающими хорошо ориентироваться и оптимально адаптироваться в системе социальных связей и отношений, добиваться максимальной личностной самореализации. Особенно актуальной такая установка становится в ситуации, когда профессия социолога, мягко говоря, оказывается недостаточно востребованной на рынке труда
По данным исследования вакансий портала НН, проведенного в 2016 году, основными сферами занятости выпускников факультетов социологии являются маркетинг и маркетинговые исследования (59%), работа с кадрами (19%), реклама (13%), консультирование (9%), научно-исследовательская деятельность (1%) [6].
Для многих выпускников, получающих диплом социолога, вполне приемлемой является перспектива трудоустройства в тех или иных сферах жизни общества: в банковской сфере, в системе правоохранительных органов, в учреждениях государственного и муниципального управления. В такой ситуации наличие профессионального социологического образования приобретает особую теоретическую и практическую значимость. Так, по словам Э. Гиденса, «не существует каких-либо способов, с помощью которых нечто, называемое «социологической теорией» можно было бы четко отграничить от более общих интересов и представлений социальной теории» [7, с.10].
Социология достаточно успешно использует наработки других наук для анализа общества, однако нужно учесть потенциал самой социологии, который может в достаточной мере способствовать разностороннему и комплексному осмыслению проблемного поля других наук [8].
Умение же «мыслить социологически» (с установкой на оптимизацию отношений между человеком и обществом) можно считать важнейшей предпосылкой формирования социально-ответственного бизнеса, социально обоснованных правовых решений, гуманистически ориентированной и эффективной государственной политики.
1. Магомедов Ш.А., Бакмаев А.Ш. Компетентностный подход в подготовке магистров к профессионально-педагогической деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1: 28 - 30.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки 39.03.01. Социология. Москва, 2015.
3. Зырянов, В.В. Подготовка социологов в университетах России на основе ФГОС 3+ в ракурсе вариативности учебных планов. Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы X Международной научно-практической конференции в 2-х частях. Москва: Изд-во РУДН, 2017: 225 - 230.
4. Левченко А.В. Смысложизненные ориентации самоактуализированных студентов. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 181 - 184.
5. Тропникова Н.П. Теоретическое обоснование концепции педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения. European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). 2012; 3 (19): 82 - 87.
6. Набиулина К.А., Солодников В.В., Цыбикова Д.Г. Выпускники социологических факультетов на рынке труда. Социологические исследования. 2016; 8: 81 - 91.
7. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. Москва: Академический Проект, 2005.
8. Попов Е.А., Коростелева О.Т., Миронова С.В., Меженин Я.Э. Социология и социальное мышление: вызовы и ответы для других наук. Политика и Общество. 201; 6: 803 - 810.
References
1. Magomedov Sh.A., Bakmaev A.Sh. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke magistrov k professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1: 28 - 30.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya - bakalavriat. Napravlenie podgotovki 39.03.01. Sociologiya. Moskva, 2015.
3. Zyryanov, V.V. Podgotovka sociologov v universitetah Rossii na osnove FGOS 3+ v rakurse variativnosti uchebnyh planov. Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy. Materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii v 2-h chastyah. Moskva: Izd-vo RUDN, 2017: 225 - 230.
4. Levchenko A.V. Smyslozhiznennye orientacii samoaktualizirovannyh studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 181 - 184.
5. Tropnikova N.P. Teoreticheskoe obosnovanie koncepcii pedagogicheskogo sodejstviya samorazvitiyu buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya. European Social Science Journal («Evropejskij zhurnal social'nyh nauk»). 2012; 3 (19): 82 - 87.
6. Nabiulina K.A., Solodnikov V.V., Cybikova D.G. Vypuskniki sociologicheskih fakul'tetov na rynke truda. Sociologicheskie issledovaniya. 2016; 8: 81 - 91.
7. Giddens 'E. Ustroenie obschestva: ocherk teoriistrukturacii. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2005.
8. Popov E.A., Korosteleva O.T., Mironova S.V., Mezhenin Ya.'E. Sociologiya i social'noe myshlenie: vyzovy i otvety dlya drugih nauk. Politika i Obschestvo. 201; 6: 803 - 810.
Статья поступила в редакцию 30.05.18
УДК 378
Likhacheva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Timchuk E.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Fedorova N.P., senior teacher, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected] Dergachev V.D., student, Oil, Gas and Energy Institute, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
TO THE QUESTION ABOUT MODERN CONCEPT OF A FOREIGN LANGUAGE EDUCATION IN THE FRAME OF A TECHNICAL NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. A problem of studying a foreign language is becoming more topical in modern conditions, but it demands a systematic and qualitative covering and modernizing. Non-linguistic universities are no exception. To achieve a more effective result it is important to change methods and approaches of mastering a foreign language communicative competence, which is an instrument to make a competitive specialist. Besides it will not only help him to perfect his professional skills, but will widen his lookout, increase his cultural level. The article shows recommendations on the formation of a new foreign language concept in the frame of a non-linguistic university. It implies creating positive inner and outer motivation of non-linguistic students, changing key methods of teaching, developing the teachers' level and students' creative abilities and intentions, writing scientific works and participating in possible internships in foreign universities of the similar direction.
Key words: foreign language education, non-linguistic university, technical direction, creative activity, inner and outer motivation, qualification improvement, development.
О.Н. Лихачева, канд. филол. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Е-mail: [email protected]
Е.В. Тымчук, д-р филол. наук, проф., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Е-mail: [email protected]
Н.П. Федорова, ст. преп., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Е-mail: [email protected]
В.Д. Дергачев, студент 3 курса Института нефти, газа и энергетики, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Е-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕЯЗЫКОВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Вопрос изучения иностранного языка в современных условиях становится все более актуальным, однако требует системного и качественного рассмотрения и модернизации. Не являются исключением и неязыковые технические вузы, в которых, для достижения более эффективного результата важно изменить методы и подходы к овладению иноязычной коммуникативной компетенцией, которая, будучи результативным инструментом, способствует становлению качественного, конкурентоспособного и востребованного специалиста. Кроме того, она не только позволит ему совершенствовать свои профессиональные навыки, но и расширит его кругозор, повысит общий культурный уровень. В статье рассматриваются рекомендации по формированию новой иноязычной концепции в рамках неязыкового вуза. Она предусматривает создание положительной не только внешней, но и внутренней мотивации студентов-нелингвистов, изменение ключевых методик преподавания, повышение квалификации самих преподавателей, развитие творческих способностей и интенций студентов технических специальностей, написание совместных научных работ, а также возможные стажировки в зарубежных университетах подобного профиля.
Ключевые слова: иноязычное образование, неязыковой вуз, техническая направленность, творческая деятельность, внутренняя, внешняя мотивация, повышение квалификации, развитие.
В современных условиях возникает настоятельная необходимость в модернизации российского образования. Это касается всех его этапов, в том числе и вузовского компонента. Выпускаемый специалист должен быть востребован, конкурентоспособен, быть настоящим профессионалом своего дела, стремиться к постоянному развитию и совершенствованию, он должен быть мотивирован дальнейшим ростом и продвижением [1].
В связи с этим возрастает роль иностранного языка, который является в современных реалиях особым инструментом познания, совершенствования, развития, наконец, получения материальных благ. Качественный специалист должен владеть им хотя бы на среднем уровне, что подразумевает его способность вести несложные беседы на иностранном языке, составлять резюме, читать и понимать литературу по специальности, вести иноязычную переписку в сфере делового и профессионального общения.
Для качественного овладения английским языком важно сформулировать новую концепцию иноязычного образования в неязыковом вузе, что поможет улучшить как процесс преподавания, так и аспект усвоения иноязычного материала студентами.
Во-первых, существенным компонентом модернизации современного иноязычного образования является постоянное совершенствование уровня преподавателя, повышение его профессиональной квалификации, развитие кругозора и эрудиции, написание научных трудов качественного наполнения, т.е. личный и профессиональный рост. Посещение специализированных методических семинаров, научных конференций, мастер-клас-
сов в плане новых техник и технологий в обучении иностранному языку, обобщение педагогического опыта, сотрудничество с преподавателями других кафедр для систематизации иноязычного учебного материала и поддержания межкафедральных связей с целью всеобщего охвата академических проблем - вот спектр деятельности современного грамотного вузовского преподавателя. Кроме того, современный педагог должен быть положительно настроен на учебный процесс, обладать мотивацией и любить свое дело [2]. Также мы полагаем, что в большинстве случаев именно наличие ученой степени и звания включают все указанные аспекты, предусматривая активную научную и творческую деятельность преподавателя современного вуза.
Во-вторых, нужно сформировать как внешнюю, так и внутреннюю мотивацию студента, подвести его к пониманию состояния и значимости иностранного языка в жизни современного специалиста и человека [3]. Современные технологии сложно представить без иностранного языка, поэтому качественный специалист, в том числе и технической сферы, должен владеть им на соответствующем уровне. Именно эти положения нужно пояснять студентам, приводить жизненные примеры, рассматривать реальные ситуации.
Магистерские программы предусматривают написание научных работ, публикаций, создание патентов и получение грантов на дальнейшие исследования. Для полноты охвата той или иной темы в технических областях настоятельно рекомендуется использовать зарубежные источники и материалы, перевод кото-