Научная статья на тему 'Соотношение институтов права природопользования и охраны окружающей природной среды по законодательству Республики Беларусь'

Соотношение институтов права природопользования и охраны окружающей природной среды по законодательству Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MINING LAW / ALLOWABLE CUT / GENE POOL / SELECTIVE BREEDING / THE MICRO-POPULATION / THE CHERNOBYL DISASTER / ГОРНОЕ ПРАВО / РАСЧЕТНАЯ ЛЕСОСЕКА / ГЕНОФОНД / СЕЛЕКЦИОННАЯ ПЛЕМЕННАЯ РАБОТА / МИКРОПОПУЛЯЦИЯ / КАТАСТРОФА НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ермолинский Петр Михайлович

Статья рассматривает вопросы, связанные с экологической катастрофой 1986 года на Чернобыльской АЭС. Отмечается, что в преамбуле к Закону Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», Беларусь объявлена зоной национального экологического бедствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ratio of institutions of nature law and the environmental protection according to the legislation of the Republic of Belarus

The article deals with the issues related to the ecological disaster of 1986 at the Chernobyl nuclear power plant. It is noted that the Republic of Belarus in the preamble to the Law of the Republic of Belarus «On the legal regime of territories exposed to radioactive contamination as a result of the Chernobyl disaster» declared a zone of national environmental disaster.

Текст научной работы на тему «Соотношение институтов права природопользования и охраны окружающей природной среды по законодательству Республики Беларусь»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ

УДК 349.6 (100) ББК 67.401

© 2019 г. Ермолинский Петр Михайлович,

профессор Международного университета «МИТСО» (г. Минск), докторант Академии МВД Республики Беларусь, академик Международной академии экологии, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]

СООТНОШЕНИЕ ИНСТИТУТОВ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья рассматривает вопросы, связанные с экологической катастрофой 1986 года на Чернобыльской АЭС. Отмечается, что в преамбуле к Закону Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», Беларусь объявлена зоной национального экологического бедствия.

Ключевые слова: горное право, расчетная лесосека, генофонд, селекционная племенная работа, микропопуляция, катастрофа на Чернобыльской АЭС.

Ermolinsky Petr Mikhailovich - Professor of the International University «MITSO» (Minsk), doctoral student

of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, Academician of the International

Academy of Ecology, PhD in Law, Associate Professor.

THE RATIO OF INSTITUTIONS OF NATURE LAWAND THE ENVIRONMENTAL

PROTECTION ACCORDING TO THE LEGISLATION OFTHE REPUBLIC OF BELARUS

The article deals with the issues related to the ecological disaster of1986 at the Chernobyl nuclear power plant. It is noted that the Republic of Belarus in the preamble to the Law of the Republic of Belarus «On the legal regime of territories exposed to radioactive contamination as a result of the Chernobyl disaster» declared a zone of national environmental disaster.

Keywords: mining law, allowable cut, gene pool, selective breeding, the micro-population, the Chernobyl disaster.

В процессе развития цивилизации человечество прошло различные этапы развития: собирательство, охоту и рыболовство, скотоводство, земледелие, ремесленничество и, наконец, настал современный период научно-технического прогресса.

Собирательство, охота и рыболовство -это и есть ничто иное, как природопользование. Право же природопользования представляет собой право пользования природными объектами и природными ресурсами.

По видам природных комплексов различают землепользование, водопользование, лесопользование, пользование полезными ископаемыми, пользование объектами животного мира и так далее.

В экологическом и природоресурсном праве различают общее и специальное природопользование.

Общее природопользование - это пользование дарами природы без оплаты. Сюда относятся: заготовка пищевых лесных ресурсов, технического и лекарственного сырья, а также использование леса в оздоровительных, санитарно-гигиенических, спортивных, туристических и других рекреационных целях.

Специальное же природопользование осуществляется на основании разрешения (лицензии, охотничьей путевки, лесорубочного билета, ордера или лесного билета), за оплату.

Человечество с незапамятных времен, интуитивно, решало вопрос: как обеспечить свое существование и одновременно взять от природы ровно столько, чтобы ей не навредить? В соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь лесопользование должно осуществляться с соблюдением следующих принципов:

- обеспечения непрерывного и рационального использования леса для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в лесных ресурсах;

- сохранения и усиления средообразую-щих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций леса в целях охраны здоровья населения и улучшения состояния окружающей среды;

- обеспечения условий для воспроизводства леса;

- платности специальных видов лесопользования;

- соблюдения научно обоснованных его норм, исключающих переруб расчетной лесосеки, а также соблюдения целостности землепользования [2].

В Республике Беларусь осуществляются следующие виды лесопользования:

- заготовка древесины;

- заготовка живицы;

- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки);

- побочное лесопользование, т. е. заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение и пастьба скота;

- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

- пользование названными участками в научно-исследовательских и учебно-опытных целях, а также в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях.

Сроки, на которые предоставляются участки лесного фонда для осуществления лесопользования, могут быть краткосрочными -до одного года, и долгосрочными - до пятнадцати лет. Конкретные же сроки, на которые предоставляются участки лесного фонда, устанавливаются органом, принимающим решение о предоставлении участка лесного фонда для осуществления лесопользования.

В случае необходимости сроки лесопользования могут быть продлены органом, принявшим решение о предоставлении участка лесного фонда для этих целей.

Право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений Министерства лесного хозяйства и его подраз-

делений на местах, договора аренды, концессионного договора, договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Это право может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства леса, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны окружающей среды и здоровья граждан, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Для нужд охотничьего хозяйства участки лесного фонда предоставляются юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, на условиях договора безвозмездного пользования, а прочим юридическим лицам - на условиях договора аренды на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемого по согласованию с Министерством лесного хозяйства и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Для осуществления лесопользования в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных или спортивных целях предоставление участков осуществляется на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемого по представлению лесхоза.

Для иных видов лесопользования предоставление осуществляется юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, путем выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов. Оно может осуществляться также и на основании результатов аукционов [10].

Конституционные основы в области охраны окружающей среды определяет Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.).

Основной закон нашей страны закрепляет право собственности в Республике Беларусь. Собственность может быть государственной и частной. Согласно статье 13 Конституции недра, воды и леса составляют исключительную собственность государства, а земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства [1].

Кодекс Республики Беларусь о недрах, принятый 14 июля 2008 г., регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим

изучением, пользованием и охраной недр страны. Отношения же, связанные с использованием и охраной земель, вод, леса, растительного и животного мира, а также атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются специальным законодательством.

Кодекс о недрах определяет, что пользование недрами на особо охраняемых природных территориях и объектах производится в соответствии с правовым режимом этих территорий.

Закрепляя обязанности пользователей недрами, Кодекс о недрах обязывает последних:

- приводить земельные участки и другие природные объекты, здания, сооружения, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования;

- разрабатывать и выполнять мероприятия по охране окружающей среды и месторождений полезных ископаемых;

- соблюдать в установленном порядке стандарты (нормы, правила), регламентирующие условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, леса, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами [3].

В процессе полувековой производственной деятельности Солигорского калийного комбината при разработке Старобинского месторождения калийных и поваренных солей, по данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, в со-леотвалах и хламохранилищах комбината накоплено свыше 350 млн м3 солесодержащей породы. Это привело к тому, что из-за засоления почв из хозяйственного оборота выведено 120-130 км2 земель. По этим показателям Солигорский промышленный район признан зоной экологического бедствия.

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», принятый 26 ноября 1992 года (с изм. и доп.), устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия природных ресурсов и объектов, и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Согласно рассматриваемому Закону объектами отношений в области охраны окружающей среды являются земля (включая почвы),

недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, леса, растительный и животный мир в его видовом разнообразии, особо охраняемые природные территории, типичные и редкие природные ландшафты, климат, естественные экологические системы, иные природные объекты, а также право природопользования.

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закрепляет общие положения, государственное управление, права и обязанности граждан и общественных объединений, природопользование, нормирование, метрологическое обеспечение, стандартизацию и сертификацию, природные объекты, подлежащие особой или специальной охране, мониторинг, экономический механизм, контроль и целый ряд других институтов охраны окружающей среды в разрезе природных объектов [4].

Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях», принятый 14 апреля 2000 года, определяет правовые основы функционирования, а также охраны особо охраняемых природных территорий, расположенных, как правило, на землях лесного фонда и являющихся национальным достоянием народа Беларуси, их объявления, преобразования и прекращения функционирования [5].

Закон Республики Беларусь «О животном мире», принятый 10 июля 2007 года (с изм. и доп.), закрепляет единый для Беларуси порядок правового регулирования в области охраны и использования животного мира для удовлетворения экологических, экономических, эстетических и иных потребностей человека. Он закрепляет общие положения в рассматриваемой сфере, государственное управление в области охраны и использования животного мира, его охраны, пользования, экономический механизм охраны и использования, государственный контроль в этой области, а также ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира, в том числе и зубра беловежского [6].

Этот выдающийся вид фауны нашей страны является гордостью нации и символом государственности Республики Беларусь. О нем разговор особый.

В Беловежской пуще постоянно обитали зубр европейский и тур обыкновенный. Од-

нако последний экземпляр тура, прекрасного быка весом до 900 кг с огромными рогами, был выбит еще в XVIII веке, а зубр европейский не смог восстановить свою популяцию и переродился в нынешнего зубра беловежского, куда входит генетика потомков помимо зубра европейского, также зубра кавказского и североамериканского бизона.

В Беловежской Пуще еще при князе Ягай-ло (1348-1434 гг.) начало создаваться заповедное дело. На ее территории были поселены 277 стрелков-стражников (т. е. егерей) с семьями, которые оберегали первобытный лес от самовольных порубок и браконьерства. Правом же охоты пользовались лишь сам Великий князь Витовт и его родной брат Витольд. Разовые разрешения на отстрел зубра и тура в Великом княжестве Литовском приравнивались к государственным наградам, а браконьерство рассматриваемых видов - к убийству холопа и каралось смертной казнью.

О количестве животных на территории Беловежской пущи в тот период можно судить по историческому факту, что при подготовке Грюнвальдской битвы за зиму 1410 года по приказу Великого князя Витовта было забито 500 зубров и 500 туров, солониной из которых кормились войска Великого княжества, восточных славян и крымских татар-наемников. При этом критический ущерб животным Беловежской пущи нанесен не был.

В период новейшей истории суверенного государства Республики Беларусь в 1994 году после передачи национальных парков, заповедников и лесоохотничьих хозяйств из подведомственности Министерства лесного хозяйства под юрисдикцию Управления делами Президента Республики Беларусь и создания органа государственного управления специальной компетенции - Управления особо охраняемых природных территорий и природопользования - в зонах особо охраняемых природных территорий была создана система валютной охоты для иностранных охотников.

Охотничьи виды копытных животных в участках обитания зубров являются пищевыми конкурентами, а также источником заражения зубров паразитическими заболеваниями.

Рассмотрим правовое регулирование данного вопроса.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.1999 г. №9 560 «О дополнительных ме-

рах по охране и использованию зубров» в целях упорядочения охраны и использования отдельных микропопуляций зубра в Республике Беларусь правительство считало необходимым принять предложение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, согласованное с Национальной академией наук Беларуси, о придании статуса основного генофонда для зубров, обитающих в заповедниках и национальных парках, либо резервного генофонда для зубров, обитающих на других территориях республики. При этом установлено, что охрана и использование зубров основного генофонда осуществляется в порядке, предусмотренном для видов животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь, а резервного генофонда - в порядке для диких животных, являющихся объектом охоты на территории республики, добыча которых допускается только по разовым разрешениям [7].

Постановлением Совета министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах охраны и рационального использования зубров» от 27 октября 2007 г. № 1408 были приняты Правила охраны и рационального использования зубров, а названное Постановление правительства № 560 отменено [8].

В настоящее время уже Постановление правительства № 1408 дополнено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Правила охраны и рационального использования зубров от 23 ноября 2012 г. № 1073 [9].

Согласно рассматриваемым Правилам белорусская популяция зубра состоит из зубров основного генофонда и зубров резервного генофонда.

К зубрам основного генофонда относятся особи, представляющие селекционную ценность, значимую для поддержания белорусской популяции зубра и обладающие высокими физическими кондициями.

К зубрам же резервного генофонда, которые подлежат выборочному изъятию из окружающей среды, относятся зубры:

- с признаками истощения, длящимися больше полугода;

- больные с осложнениями и травмированные с повреждениями, опасными для жизни;

- самцы зубра любого возраста, изгнанные из стада, покинувшие район обитания популяции (микропопуляции, субпопуляции) и

более трех месяцев находящиеся от нее на расстоянии 25 километров и более;

- зубры, которые в зимний период находятся на территории ферм и силосных буртов и проявляющие агрессивность по отношению к людям и домашним животным;

- зубры (самки и самцы), которые проявляют агрессивность к своим сородичам (зубрам), за исключением самцов - победителей в турнирных поединках из-за самок в период гона (яра), а также телята, родившиеся в период с октября по декабрь включительно.

Закрепление в законодательстве факта изъятия зубров резервного генофонда по причине их агрессивности и потенциальной опасности для населения и домашних животных среди ученых имеет как своих сторонников, так и противников. Ведь зубр - это социальное животное, стадо которого строится на строгой иерархии. Есть животные с высшим статусом, так называемые лидеры, которые по своей природе это демонстрируют. Уничтожать таких животных, самых успешных в плане выживания, силы и внешних данных, по нашему мнению, не совсем верно.

Мы рассмотрели лишь одну сторону медали - изъятие объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы из окружающей среды. Второй аспект -это их охрана.

В Беловежской пуще, благодаря хорошо налаженным охранным и биотехническим мероприятиям, удалось не только сохранить весь комплекс копытных животных, но и значительно увеличить их численность. В связи с этим Беловежская пуща является основным центром расселения не только охотничьих видов диких животных, но и зубров.

По состоянию на 01.01.2018 года в национальном парке «Беловежская пуща» выявлено 480 особей зубра. А на 31.12.2018 года их количество составило уже 512 штук.

Из-за бедной естественной кормовой базы, а также недостаточной площади кормовых полей наблюдается выход около 50 процентов от общей численности зубров в соседние лесные массивы и сельскохозяйственные поля различных СПК, где животные причиняют определенный ущерб посевам рапса и озимых зерновых культур.

Порядок оценки вреда, причиняемого дикими копытными животными сельскохозяйственным посевам и лесным культурам, а так-

же охрана от потравы этих посевов и культур указанными животными определяются совместным приказом Минсельхозпрода, Мин-лесхоза и Минприроды Республики Беларусь от 20.12.1999 г. [11].

По заявлению заместителя генерального директора по научно-исследовательской работе НП «Беловежская пуща» кандидата сельскохозяйственных наук В. М. Арнольбика, общий объем потрав зубрами элитных зерновых культур на сегодняшний день составляет 600 гектаров, о чем в судах, прилегающих к НП «Беловежская пуща», возбуждены соответствующие иски о возмещении причиненного вреда. Однако названный ущерб сельскохозяйственному производству пущей из-за отсутствия средств не компенсируется.

В период подкормки в январе, феврале, марте, апреле, ноябре и декабре работники НП «Беловежская пуща» выставляют зубрам сено, тритикале, силос, овес, соль, ячмень, комбикорм, жом, веточный корм и кукурузу. При этом только для зубров комплекс биотехнических сооружений включает 10 сеновалов-кормушек, 7 двориков для сеголетков, 11 стационарных ловушек, 4 наблюдательные вышки и 5 хранилищ для сочных кормов. В местах зимних концентраций зубров находится 50 солонцов.

В НП «Беловежская пуща» имеется План мероприятий по сохранению и рациональному использованию зубров на 2015-2019 гг., утвержденный заместителем премьер-министра Республики Беларусь 12 июня 2014 г. (№ 06 / 630-41, 214-132).

Цель Плана - формирование генетически устойчивой, жизнестойкой, белорусской популяции зубра, гарантирующей сохранение его как вида и обеспечивающей устойчивое использование его ресурсов.

Основными мероприятиями Плана являются мониторинг состояния зубров, проведение селекционно-племенной работы и мероприятий по регулированию численности животных в отдельных микропопуляциях.

В заключение следует подчеркнуть, что во все времена и во всех странах существует конкуренция права природопользования, то есть изъятия природных объектов и комплексов из окружающей природной среды и ее охраны. От того, как мы найдем баланс между этими институтами, будет зависеть состояние природы Беларуси на благо настоящего и будущего поколений.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республ. референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.: Минск, Беларусь, 2018.

2. Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 14 июля 2000 г., № 420-З (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018.

3. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2008 г. (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 184. 2/1503.

4. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, 26 ноября 1992 г., № 1982-Х11: в ред. Закона Республики Беларусь, 17 июля 2002 г. № 126-З (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. Минск, 2018.

5. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г., (с изм. и доп.) // Вед. Нац. собр. Респ. Беларусь. 2000. № 52. 2/171.

6. О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. № 172. 2/135.

7. О дополнительных мерах по охране и использованию зубров: пост. Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 1999 г. № 560 // НРПА Республики Беларусь, 1999. № 35. 5/661.

8. О некоторых вопросах охраны и рационального использования зубров: пост. Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2007 г. № 1408 // НРПА Респ. Беларусь, 2007. № 266. 5/26077.

9. О внесении изменений и дополнений в Правила охраны и рационального использования зубров: пост. Совета Министров Республики Беларусь от 23 ноября 2012 г. № 1073 // НРПА Республики Беларусь, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Лесное право Республики Беларусь: учебное пособие / П. М. Ермолинский. Минск: Тесей, 2007.

11. Ермолинский П. М. Система оценки вреда, причиняемого лесным культурам дикими копытными животными / П. М. Ермолинский // Лесное и охотничье хозяйство. 2002. № 2.

Bibliography

1. The Constitution of the Republic of Belarus in 1994 (as amended and additional, adopted in the republican referendums of November 24, 1996 and October 17, 2004: Minsk, Belarus, 2018.

2. Forest Code of the Republic of Belarus: Code Resp. Belarus, July 14, 2000, № 420-3 (as amended. And add.) // Etalon-Belarus [Electronic resource] / Nat. center legal inform. Rep. Belarus. Minsk, 2018.

3. The Subsoil Code of the Republic of Belarus: Law Resp. Belarus, July 14, 2008 (as amended. And add.) // Nat. Register of legal acts Rep. Belarus. 2008. № 184. 2/1503.

4. On Environmental Protection: Resp. Law. Belarus, November 26, 1992, No. 1982-XII: ed. Resp. Belarus, July 17, 2002 № 126-3 (as amended. And add.) // Etalon-Belarus [Electronic resource] / Nat. center legal in-forms. Rep. Belarus. - Minsk, 2018.

5. On specially protected natural territories: Law of the Republic of Belarus of April 14, 2000, (as amended and added) // Ved. Nat collected Rep. Belarus. 2000. № 52. 2/171.

6. On the animal world: the Law of Rep. Belarus, July 10, 2007, No. 257 (as amended and supplementary) // Nat. Register of legal acts Rep. Belarus. 2007. № 172. 2/135.

7. On additional measures for the protection and use of bison: post. Of the Council of Ministers of the Republic of Belarus of April 21, 1999 No. 560 // NRPA of the Republic of Belarus, 1999. № 35. 5/661.

8. On some issues of protection and rational use of bison: post. Council of Ministers of the Republic of Belarus of April 27, 2007 No. 1408 // NRPA Rep. Belarus, 2007. № 266. 5/26077.

9. On introducing changes and amendments to the Rules for the Protection and Rational Use of Bison: fasting. Of the Council of Ministers of the Republic of Belarus dated November 23, 2012 № 1073 // NRPA of the Republic of Belarus, 2012.

10. Forest law of the Republic of Belarus: textbook / P. M. Ermolinsky. Minsk: Theseus, 2007.

11. Ermolinsky P. M. The system of assessing the harm caused to forest cultures by wild ungulates / P. M. Ermolinsky // Forestry and Hunting. 2002. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.