Афицкий Г.А.
Соотношение института адвокатуры и гражданского общества: критика
законодательного подхода
Для определения соотношения гражданского общества и адвокатуры необходимо понимание того, является ли последняя структурным элементом первого или отдельным от него явлением.
Законодатель в части 1 статьи 3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» устанавливает, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Таким образом, одной строкой статьи закона адвокатура без объяснений отнесена к институтам гражданского общества всего лишь на основании того факта, что она не входит в систему органов государственной власти.
Но действительно ли адвокатура фактически является институтом гражданского общества?
Для ответа на этот вопрос необходимо определить, что такое гражданское общество и что такое адвокатура.
Для определения гражданского общества обратимся к «Википедии» - свободной энциклопедии, подлинному институту гражданского общества.
В соответствии с сайтом: http://ru.wikipedia.org. гражданское общество - один из феноменов современного общества. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами.
Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен Гегелем в его работе «Философия права». Гегель предложил рассматривать общество в рамках 3-х уровней:
- семья;
- гражданское общество;
- государство.
По Г егелю, гражданское общество есть множество свободных индивидов, взаимодействующих между собой с целью удовлетворения своего общего интереса (общий интерес, по Руссо).
Одно из общепризнанных определений гражданского общества: гражданское общество есть объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне и, возможно, против государства.
Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, прессу и т.д. Разумеется, это не относится к тоталитарному обществу, где все упомянутые институты носят государственный характер и гражданское общество подменено государством.
Гражданское общество реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.
Также распространенным является следующее определение: гражданское общество - это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти.
Теперь необходимо раскрыть понятие адвокатуры.
ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в части 1 статьи 3 устанавливает, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов.
Такое определение требует раскрытия понятия адвоката. Часть 1 статьи 2 вышеуказанного закона говорит, что адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.
Если взять незаконодательное определение, то адвокат (лат. advocatus - от advoco - приглашаю) -лицо, профессия которого - оказание юридической помощи физическим лицам (гражданин, лицо без гражданства и т.п.) и организациям, в том числе защита их интересов в суде.
Человек свободной профессии (подобно частнопрактикующим врачам, независимым журналистам и др.).
Адвокат - такого же древнего происхождения, как и судейское звание. Подобно судейской, адвокатская деятельность имеет целью, в том числе, оберегать права частного человека. Но в то время, когда судья оберегает эти права в силу своей государственной власти, адвокат может помочь только тем, что он предоставляет свое знание законов в распоряжение клиента и старается дать тяжбе благоприятное для последнего направление.
Существует два течения, диаметрально противоположных подхода к определению того, как соотносятся между собой гражданское общество и адвокатура.
Первый - тот, которому последовал наш законодатель, безоговорочно относит адвокатуру к институтам гражданского общества.
Второй - отрицает отношение адвокатуры к гражданскому обществу.
Надо сказать, что в период обсуждения ФЗ «Об адвокатуре» на стадии законопроекта существовали предложения придать адвокатуре, хотя бы на декларативном уровне, государственноподобные функции, как то содействие в укреплении законности и правопорядка.
Но такие задачи относятся к функциям только лишь государства. Для реализации этих задач государством создан соответствующий аппарат, оплачиваемый государством.
Содействовать правоохранительным органам в выполнении функций по укреплению законности адвокатура не может.
Более того, в системе сдержек и противовесов адвокатура призвана на стороне гражданина обеспечивать в отношениях с государством, противостоять нарушениям со стороны отдельных чиновников и отдельных органов государства.
Думается, что абсурдность того подхода к проблеме, который относит адвокатуру к государственным органам или органам с подобными функциями, очевидна и подробного рассмотрения не требует.
Остановимся на двух основных подходах.
В основу первого, относящего адвокатуру к институтам гражданского общества, положена, прежде всего, посылка о том, что адвокатура является общественной негосударственной организацией.
Именно этот подход избрал законодатель. Между тем в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» не раскрывается, почему законодатель отнес адвокатуру к гражданскому обществу, так что придется основываться на теоретических посылках.
Между тем термины «негосударственный» и «полностью независимый от государства» - отнюдь не синонимы, а ведь гражданское общество именно полностью независимо от государства, более того, в ряде случаев может ему противостоять.
Адвокатура отнюдь не независима, государство имеет ряд достаточно важных функций в регулировании деятельности адвокатуры:
- ведение реестра адвокатов субъекта Российской Федерации (ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции), внесение изменений в реестр (ст. 14, 15 закона);
- определение порядка ведения реестра адвокатов (возложено на федеральный орган юстиции (ст. 14 закона);
- осуществление финансирования деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно или по назначению (п. 3 ст. 3, п. 8 ст. 25, 26 закона);
- материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности юридических консультаций (п. 3 ст. 24 закона);
- участие в квалификационных комиссиях адвокатских палат (участвуют по два представителя от территориального органа юстиции, по два представителя - от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, по одному - от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, по одному - от арбитражного суда субъекта Федерации. Таким образом, из 13 членов палаты, предусмотренных по закону, представителей государства - 6 человек (ст. 33 закона);
- внесение представлений в адвокатскую палату о прекращении статуса адвоката при наличии сведений об обстоятельствах, являющихся основанием для прекращения статуса адвоката (п. 6 ст. 17 закона);
- подача заявления в суд в случае, если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего представления не принял решения о прекращении статуса адвоката (п. 6 ст. 17 закона);
- утверждение формы ордера на исполнение адвокатом поручения клиента (п. 2 ст. 6 закона);
- утверждение формы адвокатского удостоверения и выдача этих удостоверений адвокатам (ст. 15 закона);
- определение порядка страхования риска ответственности адвоката (ст. 19 закона);
- требование созыва внеочередного собрания (конференции) адвокатов (п. 4 ст. 31 закона).
При таком наборе руководяще-контрольных полномочий государственных органов в отношении адвокатуры говорить о полной независимости по крайней мере не корректно.
Также не возможно согласиться с тем доводом, что адвокатура является органом защиты гражданского общества и прав человека.
Во-первых, адвокат всегда защищает интересы определенного лица и практически никогда общества в целом.
Во-вторых, говоря о том, что целью адвоката является защита прав гражданина от посягательств государства, мы забываем о его участии в судопроизводстве не только как защитника в уголовном деле,
где, с одной стороны, стоит государство, а с другой - преследуемое физическое лицо, но и в гражданских процессах в качестве представителя. В данных процессах государство зачастую вообще не принимает участия.
При такой очевидной несостоятельности отнесения адвокатуры к гражданскому обществу в чистом виде что же заставило законодателя это сделать?
На наш взгляд, причины кроются в психологии. Весь советский период государство пыталось контролировать все сферы жизни граждан, в том числе с помощью идеологических органов.
Г осударство сурово пресекало любые попытки выйти из-под контроля, и, следовательно, гражданское общество представляло собой явление для государства нежелательное и ему противопоставляемое.
Отсюда сложилось неправильное мнение о том, что все, что прямо и полностью не подчинено государству, является частью гражданского общества.
Думается, что в настоящее время в нашей стране адвокатура не может являться институтом гражданского общества.
В настоящее время, после безвластия 90-х гг., принят курс на эволюционное развитие гражданского общества, правового государства и т.д.
Наше государство, в данный момент находясь в переходном периоде, в отличие от США и Англии -стран с развитой правовой традицией, не может полностью отказаться от контроля над столь важным институтом общества, как адвокатура.
Литература
1. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». М., 2002.
2. Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997.
3. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Г.Д. Садовникова. М.: Юрайт-Издат, 2006.
4. Настольная книга адвоката. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / Под ред. В.А. Вайпана. М.: Юстицинформ, 2006.
5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2003.
6. http://ru.wikipedia.org.
7. http://www.bolshe.ru.