ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
ББК 60.561.28
Ж. В. Чернова
СООБЩЕСТВА РОДИТЕЛЕЙ: НОВЫЕ ФОРМЫ СОЛИДАРНОСТИ И РЕСУРСЫ МОБИЛИЗАЦИИ
Как в западной, так и в отечественной литературе существует обширная дискуссия о наличии, состоянии и перспективах развития гражданского общества в России [3, 5]. Мы исходим из общего определения гражданского общества как «социального пространства, возникающего между индивидами и семьями с одной и государством с другой стороны. Речь идет о людях, добровольно объединившихся с целью совместного осуществления общественно полезной или благотворительной деятельности» [16]. Поскольку важной характеристикой гражданского общества является добровольность и автономность по отношению к государству, то для нас незначима степень институционализации рассматриваемых объединений и инициатив. Таким образом, к элементам гражданского общества могут быть отнесены любые альтернативные государству и бизнесу способы совместного решения проблем и оказания взаимопомощи внутри малых групп, вне зависимости от их формального статуса [1, с. 281—282].
Практически все исследователи признают значимость гражданского общества для стабильности и социального благополучия, которые достигаются благодаря участию граждан в формировании актуальной политической и социальной повестки дня, а также важной роли ячеек гражданского общества в амортизации «провалов» рынка и государства [11, с. 16—17]. Выделяют три группы акторов гражданского общества: неправительственные организации; группы, производящие и накапливающие социальный капитал; негосударственные благотворительные организации [7, 16]. Разные по степени институционализации сообще-
© Чернова Ж. В., 2012
В работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта «Роди-тельство в современной России: политика, ценности и практики», осуществленного в рамках программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2012 г., грант № 12-05-0017.
ства родителей выступают акторами гражданского общества в России, которые могут быть отнесены согласно предложенной классификации к группам, производящим и накапливающим социальный капитал, где не только осуществляется взаимопомощь участников, но и возможна «низовая благотворительность». Кроме этого, они обладают потенциалом для осуществления коллективных действий, имеющих протестный политический характер, что делает их в некоторых случаях сходными с группами-посредниками. Таким образом, эти сообщества могут рассматриваться полноправными ячейками гражданского общества, участвующими в формировании актуальной общественной повестки дня, которая не связана с политическим циклом и с действующими группами интересов, а направлена на решение текущих проблем [1, с. 38].
Интернет, являясь площадкой или публичной ареной, позволяет представителям разных социальных слоев и групп взаимодействовать, выражать свою позицию по тем или иным вопросам, участвовать в выработке коллективного мнения и договариваться о возможных совместных действиях, преодолевая социальную и географическую дистанцию. В этом смысле Интернет выступает мощным ресурсом коллективной мобилизации и реализации локальных гражданских инициатив самого широкого спектра [10]. Таким образом, Интернет — это именно то пространство, где возможно и осуществляется множество действий и инициатив, напрямую не связанных с властью и государством, которые основаны на кооперации, горизонтальных связях и направлены на решение актуальных проблем. М. Кастельс полагает, что в информационную эпоху социальные общности и гражданские инициативы претерпевают существенные изменения. Они являются диффузными, сетевыми, основанными на общности интересов, их мобилизация происходит при помощи Интернета [9]. Связи, возникающие между членами интернет-сообществ родителей, можно охарактеризовать как слабые, поскольку их отличает относительно низкая интенсивность и экспрессивность взаимодействий по сравнению с сильными, которые связаны с высокой частотой общения, эмоциональной насыщенностью, взаимностью (примерами последних могут быть близкое дружеское, семейное общение). Несмотря на то что слабые связи кажутся незначимыми для формирования сообществ, М. Грановеттер отмечает их силу и высокий потенциал для совершения коллективных действий [4, с. 45].
Интернет-родительство: идеи и механизмы формирования сообщества
Изменения происходят благодаря появлению не только новых мобилизующих ресурсов, но и новых проблемных областей, вокруг которых идет формирование коллективных мнений, которые осмысляются как значимые элементы коллективной и индивидуальной идентичности и становятся точками сборки гражданского сознания и инициатив. Родительство — одна из таких смысловых платформ интернет-коммуникации и основание для формирования солидарности. С одной стороны, его актуализация обусловлена растущим вниманием со стороны государства к семье и детству, что также может рассматриваться как одно из направлений интервенции государства в частную жизнь граждан, которое выступает индикатором разрушения вертикального общественного договора. Родительство в современной России становится ставкой в политической игре, связанной с
увеличением влияния государства в приватной сфере через регламентацию семейного и репродуктивного поведения граждан. Пронаталистская семейная политика, пропаганда и поддержка благополучной семьи могут рассматриваться не только как декларируемая забота, но и как контроль за семейным и родительским поведением граждан [12, 14]. С другой стороны, проблематизация родительства связана с ростом рождаемости, который отмечается в 2000-х, и появлением индустрии детства и родительства в этот же период. Родительство становится сложным информационным полем, в котором формируются идеология и практики «ответственного родительства». Интернет-ресурсы, ориентированные на родителей, достаточно многообразны; в данном случае нас интересуют форумы и виртуальные сообщества, основанные на общих интересах, где родители имеют возможность обсудить различные проблемы, с которыми они сталкиваются [15].
Специфика интернет-сообществ, по сравнению с реальными сообществами и группами, в которые включены родители, заключается в том, что в них могут принимать участие люди, проживающие на значительном расстоянии друг от друга, при этом надолго не отрываясь от своих повседневных или профессиональных обязанностей. Такая форма общения может быть легко вписана в распорядок дня каждого пользователя и не требует необходимости согласования и координации места и времени встречи участников. Участники подобных сообществ могут являться представителями разных возрастных, профессиональных, социоэкономических и других групп. Таким образом, интернет-сообщества являются одной из площадок, где происходит (пере)определение современного родительства на уровне как нормативных представлений о том, что должен делать и знать ответственный родитель, так и практик, экспертиза которых осуществляется сообществом. Кроме того, виртуальные сообщества оказываются наиболее привлекательной формой общения для родителей, поскольку они позволяют формулировать актуальную повестку дня, предлагая для обсуждения интересующие участников темы и топики и получая доступ к другим точкам зрения, а также дают возможность минимизировать временные затраты, преодолеть ограниченность реальных контактов, встраивая интернет-общение в свой распорядок дня.
Сетевое сообщество родителей: исследование одного случая
В качестве примера сетевого сообщества родителей нами был выбран один из русскоязычных сайтов для родителей, который по своей идеологии и структуре может рассматриваться как типичный. Этот сайт позиционирует себя как ресурс для родителей Санкт-Петербурга, хотя участие в форуме могут принимать жители не только других городов России, но и русскоязычные пользователи, проживающие за границей. Официальная история сайта начинается в 2000 г. К этому времени существовало несколько русскоязычных интернет-форумов родителей, однако локальное питерское интернет-сообщество отсутствовало [8]. Форум с момента создания сайта мыслился как его основная часть. Одновременно на сайте были размещены разделы, где посетители могли оставлять свои отзывы и составлять рейтинги роддомов, детских садов, врачей и детских поликлиник. Первые пользователи сайта были приглашены через «сарафанное радио», со временем его популярность росла, количество пользо-38
вателей увеличивалось. Осенью 2010 г. количество зарегистрированных пользователей сайта достигло 142 535 участников1.
Одновременно сайт постепенно утрачивал характер форума для ограниченного круга пользователей; появились разнообразные темы, связанные не только с беременностью, родами, воспитанием и здоровьем детей, но и самыми разнообразными сторонами жизни и интересами пользователей (например, хобби, кулинария, ремонт, автомобили, отдых и др.). Сообщество пользователей стало более дискретным, общение виртуально знакомых друг с другом участников начало строиться на основе разделения по территориальному принципу проживания или на основе общего опыта родительства (сроки беременности, возраст, количество детей, состояние их здоровья и др.) или интересов/проблем, появились закрытые форумы (например, форум для «старожилов»). Сайт становился также все более коммерциализированным, предлагая платные и бесплатные посреднические услуги по размещению объявлений о покупке/продаже новых и подержанных товаров (не только для детей, но и для взрослых), сопровождении совместных оптовых закупок пользователей и размещении информационной и баннерной рекламы.
Таким образом, данное интернет-сообщество родителей является определенным образом структурированным, состоящим из разных по своему статусу и степени включенности во взаимодействие пользователей и их групп. Включение в сообщество связано с освоением специфического языка, тем и стиля коммуникации на форуме. Поведение пользователей форума регламентируется формальными правилами и модераторами, которые могут применять различные санкции в случае «девиантного» поведения. Главной осью, вокруг которой выстраивается онлайн-общение, выступает родительство, обсуждение практик заботы и ухода за детьми, оценивание товаров и услуг для детей.
От виртуального к реальному:
интернет-сообщество как ресурс мобилизации
Интернет-сообщество родителей может быть рассмотрено в качестве структуры, позволяющей участникам аккумулировать социальный капитал [13]. Благодаря участию в форуме пользователи могут увеличивать количество контактов, расширять свои социальные сети. Если изначально связи, возникающие между участниками, являются слабыми (опосредованные виртуальной коммуникацией), то постепенно и в определенных ситуациях (например, совместное празднование дней рождений детей, совместные прогулки с детьми мам, проживающих в одном районе) они могут приобретать качества сильных (личное дружеское общение). Данное свойство онлайн-взаимодействия являет-
1 Число участников на момент проведения исследования. Данное количество пользователей отражает число профилей, зарегистрированных на сайте и используемых с разной регулярностью их создателями. Правила сайта предполагают отключение доступа к форуму и отключение зарегистрированного ника, если его автор не пользуется им более 6 месяцев. При этом каждый реальный пользователь может иметь более одного ника.
ся чрезвычайно важным с точки зрения мобилизации участников и превращения виртуального сообщества в реального социального актора.
Исследователи общественных движений отмечают в качестве ключевого фактора мобилизации наличие разного рода ресурсов, имеющихся у участников, которые могут быть использованы для организации коллективного действия. Различаются внешние и внутренние ресурсы социальной организации. Среди внешних выделяются такие факторы, как степень правового сознания, наличие демократических традиций, развитость инфраструктуры, СМИ, уровень благосостояния общества и его финансовые возможности. К внутренним относятся ресурсы, которыми располагают сами люди, например время, затраченное на организацию, деньги [6, с. 92]. При анализе возможностей мобилизации виртуального сообщества значимыми являются сам форум и созданная им площадка для коммуникации. Форум позволяет осуществить мобилизацию таких внутренних ресурсов, как накопленный участниками социальный капитал и социальные связи, а также наличие свободного времени и мотивации для участия в совместных действиях, которые определены особой позицией родителей, вовлеченных в воспитание детей. Интернет-форум, социальный капитал, свободное время, деньги и мотивация являются необходимыми условиями коллективного действия, однако для его реального осуществления необходимы стимулы, которые служат поводом активации ресурсов. Далее рассмотрим, каким образом происходит мобилизация ресурсов сообщества и как виртуальное сообщество трансформируется в реального социального актора гражданской активности.
Низовая благотворительность и помощь семьям,
оказавшимся в сложной жизненной ситуации
Форум содержит специальный раздел «Им нужна наша помощь», в котором участники могут напрямую обратиться к форумчанам с просьбой о помощи или предложить свою поддержку в решении той или иной проблемной ситуации. Раздел состоит из четырех подразделов, которые включают топики, объединенные вокруг тем, связанных с помощью детям и матерям, попавшим в сложную жизненную ситуацию (потеря кормильца, тяжелая болезнь матери или ребенка), а также детским домам, приютам, больницам. Как правило, в этих топиках содержатся призывы сдать кровь, собрать деньги, купить лекарства, оказать волонтерскую помощь (сиделки, аниматоры детских праздников, фотографы, администраторы сайтов, парикмахеры), собрать необходимые новые или подержанные вещи (одежда, детские коляски, одеяла, постельное белье, памперсы, игрушки и т. п.). Стимулом мобилизации ресурсов сообщества в данном случае выступают обращения с просьбой о помощи, которые позволяют участникам получить информацию о конкретной проблеме, оценить собственные ресурсы и возможности и оказать посильную поддержку. Происходит мобилизация внутренних ресурсов сообщества, а совместные действия диф-фузны, имеют форму посильного индивидуального вклада в общее дело. Среди участников форума находятся активисты или кураторы топика, которые берут на себя обязанности по координации помощи, поступающей от отдельных участников, а также по взаимодействию с нуждающимися людьми и организациями. Как правило, пользователи, оказывающие помощь, не встречаются друг с 40
другом в реальной жизни, например когда речь идет о переводе денег на банковский счет, сдаче крови в поликлинике, или контактируют с куратором топика. Реже они встречаются для совершения совместных действий, например посещения праздника в детском доме.
В отдельных случаях оказание помощи не ограничивается мобилизацией внутренних ресурсов интернет-сообщества, переходит к мобилизации внешних ресурсов (СМИ, органы местной власти, бизнес-сообщество, благотворительные фонды), которые становятся доступными благодаря связям и социальному капиталу участников в реальной жизни. В качестве успешного примера мобилизации разного рода ресурсов можно привести историю помощи семье N. 28 января 2007 г. был создан топик «Помогите — тройняшкам с ДЦП», где в первом сообщении была описана проблема и содержался призыв о необходимой помощи: «Здравствуйте. У моей подруги тройня с ДЦП. Она уже оформила им инвалидность. Живут в однокомнатной квартире, работает только муж. Денег в обрез. Еле-еле концы с концами сводят. А деткам нужен профессиональный массаж — минимум 500 руб. за один раз с одного ребенка. Доктора говорят, что после трех лет уже практически ничего не изменить. А им сейчас 1 год и 3 месяца. Осталось мало времени.
Прошу, подскажите, можно ли найти спонсоров для оказания материальной помощи. Может, кто знает, куда обратиться за помощью в гос. органы? В диалоге с городом почти откровенно послали. В жилищном фонде тоже.
Всем спасибо за помощь!
На данный момент деткам необходимы... (далее следовал список продуктов питания, предметов одежды и др. — Ж.Ч.)» (28.01.2007 г.).
После публикации этого сообщения начался этап мобилизации внутренних ресурсов сообщества — сбор необходимых вещей и средств. Участники форума оказывали также информационную поддержку: координаты конкретных врачей, сайт районного депутата, данные о тех инстанциях, куда необходимо обратиться родителям детей за помощью. Некоторые пользователи предлагали свою помощь по уходу за детьми: посидеть с ними в отсутствие родителей, погулять. Постепенно к организации и оказанию поддержки данной семье подключалось все больше участников, призывы о помощи стали появляться в других разделах и топиках форума, где были также инициированы совместные действия: «Мы (Декабрятки 2006) встречаемся 4 марта, и собираем деньги, и потом решим, как их передать. Может, у нас кто захочет еду или памперсы на карточку купить. Я все узнаю» (22. 02.2007 г.).
Благодаря вовлечению широкого круга участников форума, позволившего аккумулировать социальный капитал пользователей, сообщество перешло к привлечению внешних ресурсов для обеспечения благополучия этой семьи. Некоторые участники инициировали обращение к СМИ, общественным организациям и городским властям для того, чтобы привлечь внимание к сложной ситуации семьи N. Они неоднократно обращались к вице-губернатору города по социальным вопросам с просьбой оказать материальную поддержку и помощь в улучшении жилищных условий семьи. Активистам форума удалось добиться, чтобы был снят новостной сюжет о тройняшках и показан на телеканале НТВ (23.03.2007 г.). Сюжет сделал проблему видимой для городских вла-
стей и других СМИ (телевизионных и печатных), вывел ее за рамки локального сообщества и интернет-пространства. Родители получили официальный ответ от вице-губерантора по социальным вопросам, содержавший распоряжение социальным органам района предоставить им определенные поддержки (социальная няня, такси) (29.03.2007 г.). Семья была поставлена на очередь по улучшению жилищных условий. Поворотным моментом в развитии ситуации стал показ в начале апреля сюжета о тройняшках в программе «Валентина Матвиенко. Диалог с городом», формат которой дает возможность горожанам лично задать вопрос губернатору. Участие в этой программе привело к обсуждению и решению проблемы семьи N. на уровне городских властей, а также послужило информационным поводом для публикации статей в таких изданиях, как «Час пик» и «Российская газета». 24 апреля 2007 г. губернатор В. Матвиенко вручила родителям тройняшек ключи от трехкомнатной квартиры, предоставленной им городом, подарила необходимую бытовую технику и развивающие игрушки, гарантировала полное лекарственное обеспечение в районной поликлинике, а также услуги социального работника и социального такси.
Параллельно участники форума продолжали активизировать собственные социальные сети, привлекая дополнительные информационные ресурсы для расширения информированной аудитории. Следующее сообщение показывает работу социальных сетей по мобилизации ресурсов: «Девушки, у меня хорошая новость! Я рассказала своему однокласснику про наших тройняшек, он поговорил с другим нашим одноклассником, владельцем сайта. Итак: С 29.03 по 05.04 там будет висеть баннер про помощь тройняшкам!!! Спасибо моим одноклассникам за хорошую идею и за поддержку!» (27.03.2007г.). Кроме того, был создан сайт семьи М, на котором стала публиковаться вся информация о необходимой помощи, банковские реквизиты для перечисления материальных средств, размещаться новости о развитии и состоянии здоровья детей, фотографии и видео семьи. Участники форума совместными усилиями нашли для матери тройняшек (Ь.) компьютер, подключили и оплатили доступ в Интернет, собрав по отдельности монитор, системный блок и другие комплектующие, после чего Ь. смогла присоединиться к интернет-сообществу родителей. Для Ь. личное участие в форуме позволило получать от форумчан не только материальную, но и эмоциональную поддержку: «L.! Мы очень рады, что Вы с нами! Сил Вам с мужем и здоровья малышам!» (18.04.2007 г.).
Представленный случай позволил наглядно показать работу форума по мобилизации внешних и внутренних ресурсов для достижения конкретной цели в помощи родителям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Эффективность этой работы выражается во времени, которое потребовалось сообществу для решения проблемы: с момента открытия топика и появления первого сообщения (28.01.2007 г.) до предоставления жилья семье N которого добивались активисты форума (24.04.2007 г.), прошло три месяца. Безусловно, случай семьи N. является достаточно уникальным, однако он демонстрирует высокий потенциал в аккумуляции ресурсов и достижении целей, характерный для данного виртуального сообщества. Этот потенциал объясняется не только специфической инфраструктурой коммуникации и построения социальных связей, 42
которую предоставляет форум, но и разделяемой участниками сообщества идеологией родительства, предполагающей активную гражданскую позицию. Она сформулирована в следующем сообщении, опубликованном на форуме: «Самое простое — закрыть глаза и не замечать, сказать: "Каждый сам за себя". Или сослаться на то, что помогать им — прерогатива государства: оно, а не мы с вами должно работать над тем, чтобы старики не умирали от голода и одиночества, чтобы многодетные семьи были в радость, детей не бросали, а тем, кому все же не повезло, немедленно находили приемных родителей. Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И если мы равнодушны к беде ближнего, если милосердие — это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы все время будем ждать, что все сделают другие, то не заметим, что другие — это и есть мы, что они такие же... Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено» (22.03.2007 г.).
Осознание ответственности за благополучие детей приводит к тому, что участники форума, выполняя функции «социального» материнства, готовы в силу своих возможностей оказать необходимую помощь нуждающимся в ней детям и родителям, оказав им поддержки разного рода. В данном случае сообщество родителей не только продемонстрировало способность к оказанию низовой благотворительности, эффективному решению проблемы, но и преодолело провалы государственной семейной политики в обеспечении благосостояния семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
Защита коллективных интересов и требования соблюдения прав
Стимулом мобилизации сообщества может выступать проблема, которая затрагивает интересы или оценивается как потенциально касающаяся большого числа участников сообщества, находящихся в сходной ситуации. Как правило, к таким проблемам относятся различные политические и/или организационные меры, затрагивающие те или иные социальные права участников. Совместные действия в этом случае направлены не на решение конкретной ситуации, в которую попал кто-либо из участников форума или их знакомые/близкие. Они заключаются в оказании влияния на решения властей различного уровня и проблематизацию нарушений прав целой категории граждан, к которой причисляют себя участники сообщества. Например, поводом для обсуждений и коллективных действий может выступать введение более формализованной процедуры подачи документов при поступлении ребенка в детский сад, запрет на выгул собак в определенных местах города, школьная реформа, приостановление действия городской программы по предоставлению медицинских услуг с использованием новых вспомогательных репродуктивных технологий (НВРТ) и т. п. Такие совместные действия носят протестный характер, содержательно связаны с критикой властей и нацелены на восстановление нарушенного порядка или позитивное решение вопроса. Несмотря на то что администрация портала открыто выступает против совместных общественно-политических действий участников форума с использованием имени сайта, не инициированных самими администраторами, а также заявляет, что данный интернет-ресурс не является политическим и создан для общения, обмена информацией и взаимной поддержки родителей,
пользователи создают инициативные группы и объединяются для совместных действий, получающих общественно-политический резонанс. В качестве примеров заметных совместных действий, инициированных пользователями данного сайта, можно назвать выступления против приостановления действия городской программы НВРТ, а также кампанию против реформы бюджетных учреждений правительства РФ.
В целом схема мобилизации ресурсов и организации совместных действий выглядит как и в случае организации благотворительности и оказания помощи родителям и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, подобной описанной выше. Она включает следующие этапы2: 1) проблематизация ситуации, когда один из участников форума открывает топик/публикует пост и привлекает внимание других участников к наличию проблемы; 2) легитимизация, когда происходит осознание данной проблемы как коллективной, расширяется число вовлеченных участников и осуществляется перевод частного случая в термины «общего дела»; 3) мобилизация внутренних ресурсов сообщества, связанная с выделением инициативной группы, которая координирует совместные действия (сбор и оказание конкретной помощи, обмен информацией между участниками); 4) мобилизация внешних ресурсов сообщества, происходящая в тех случаях, когда решение проблемы невозможно исключительно с помощью внутренних ресурсов, участники сообщества привлекают свои социальные связи за пределами сообщества, обращаются с запросами, петициями к властям, общественности, представителям СМИ и политических партий. На этом этапе, по мере аккумуляции социального капитала и совершения действий по генерализации проблемы, виртуальное сообщество начинает приобретать «реальное» очертание (участники встречаются в «реальной» жизни, собирают подписи и подписывают обращения к власти, политическим партиям, СМИ как «реальные» граждане, создают «реальные» общественные организации), становясь актором общественных и политических действий. Отличие коллективных действий по защите интересов и требованию прав заключается в том, что они принципиально не могут быть реализованы без обращения к властям, что невозможно без генерализации проблемы, перевода ее в плоскость общегородской и/или общенациональной значимости, публичного обсуждения (в отличие от проблем, связанных с оказанием помощи конкретным людям, которые могут решаться на уровне виртуального сообщества без генерализации и выхода вовне).
Первым примером эффективной мобилизации ресурсов сообщества и организации коллективных действий по защите общих интересов и требованию прав является кампания против приостановления действия городской программы НВРТ, инициированная участниками форума. С 2007 г. в Санкт-Петербурге действует программа финансирования лечения бесплодия с использованием НВРТ за счет городского бюджета. Каждый год городское правительство выделяет определенное количество бесплатных квот на лечение,
2 Выделенные нами этапы мобилизации ресурсов и организации совместных действий основываются на модели стадий социального конструирования проблемы, предложенной Г. Блумером [2]. 44
которыми могут воспользоваться женщины, состоящие в зарегистрированном браке, в возрасте до 39 лет, по показаниям врачей районных женских консультаций. Как правило, количество квот в разы меньше числа женщин, нуждающихся в таком лечении и получивших направление для участия в этой программе. В 2010 г. город выделил 400 квот, и уже весной этого года они полностью были исчерпаны, в связи с чем те, кто не смог воспользоваться предоставленным им правом, были включены в очередь 2011 г. Наличие очереди и большого числа желающих воспользоваться программой обусловлено тем, что стоимость данной процедуры на коммерческой основе составляет в различных клиниках города от 100 до 160 тыс. рублей. Приостановление действия программы в 2010 г. послужило стимулом организации коллективных действий пользователей сайта, которые не смогли воспользоваться квотой. С 2007 г. на форуме существовал топик, посвященный городской программе финансирования НРВТ, где участники обменивались информацией о том, какие документы и формальные процедуры необходимы для попадания в квоты. Уже в начале 2010 г. пользователи стали писать о том, что очередь большая и для тех, кто подал документы в этом году, шансы на получение бесплатного лечения минимальны.
Этот период можно определить как этап проблематизации ситуации. Толчком к легитимизации проблемы и организации коллективных действий послужила информация о том, что действие программы приостановлено. Участники форума активно обсуждали решение властей, высказывали свое недовольство и искали пути выхода из сложившейся ситуации. Эта проблема была осознана как коллективная, решение которой возможно только сообща. Мобилизация внутренних ресурсов сообщества началась, когда в обсуждениях участников форума стали появляться предложения объединить свои усилия для получения дополнительных квот, обратившись с официальным письмом к властям различного уровня. В сентябре был создан специальный топик для координации совместных действий по составлению текста обращений и сбора подписей: «Объявляю первую страничку нашим ШТАБОМ! Здесь самое главное по нашему ДЕЛУ! Достучимся до властей и получим квоту! Наши малыши уже ждут нас!!!!!!» (03.09.2010 г.). Цель совместных действий состояла в формировании запроса на увеличение финансирования программы и числа квот из городского бюджета 2011 г. в период его формирования и окончательного утверждения депутатами Законодательного собрания в ноябре. Для этого активисты топика начали составлять текст письма и списки официальных лиц, которым его планировали отправить. Параллельно начался процесс сбора подписей супружеских пар, поддерживающих идею. Мобилизация внешних ресурсов, которые позволили бы сделать действия участников форума по достижению своих целей более эффективными, началась в связи с налаживанием контактов со СМИ, которые могли бы помочь сделать требования инициативной группы более «видимыми», а также генерализировать проблему как затрагивающую интересы множества горожан, поместить в более широкий контекст демографической политики. Для привлечения внимания властей и придания проблеме большей значимости инициативная группа позиционировала себя как выразителя интересов «будущих матерей России»,
призывая представителей власти оказать помощь: «Ведь наши нерожденные дети — это нерожденное будущее России».
Благодаря работе СМИ данная проблема перестала носить локальный характер и приобрела общегородское значение, к ее обсуждению подключились городские и общенациональные телевизионные каналы (TV100, 5-й канал, «Вести-Петербург» РТР, 1-й канал ОРТ), местные газеты («Мой район», «Невское время»), информационные интернет-ресурсы («БалтИнфо»), вышла программа на одной из городских радиостанций («Радио Балтика»). Информационный пик сообщений в СМИ пришелся на конец сентября. На этапе мобилизации внешних ресурсов участники столкнулись с тем, что не все активисты были готовы и согласились открыто представить себя и заявить о своих проблемах в публичном пространстве, поскольку хотели сохранить анонимность. Диагноз «бесплодие» рассматривался ими как стигматизирующий, угрожающий их идентичности «нормальных» женщин, которую они хотели сохранить. Не все активисты топика решились совершить «coming out», дав интервью СМИ. Участницы, вовлеченные в съемки новостных роликов, испытывали чувство стыда, преодолеть которое помогло участие в коллективном действии и эмоциональная поддержка, оказываемая им другими пользователями форума. Эмоциональная поддержка, предоставляемая участницам акции благодаря обсуждениям на форуме, была также чрезвычайно важна при планировании и обсуждении всех совместных действий. Участницы ощущали неуверенность, сомнения в успехе своих действий, справедливо опасаясь, что им не удастся повлиять на решения властей, а их голос не будет принят во внимание при подписании очередного бюджета города или области. Однако форум позволял ощутить совместность и соприсутствие, которые были важны вне зависимости от успеха акции. Обсуждения в рамках данного топика, совместные съемки в новостных роликах, а также встречи в процессе сбора подписей стали основанием для реального знакомства друг с другом, переросли в реальное общение и реальные встречи активисток.
11 ноября 2010 г. участницы топика праздновали победу. В этот день состоялось подписание городского бюджета на 2011 г., в котором количество средств, выделяемых на финансирование программы НВРТ, было увеличено в два раза. Это означало увеличение квот на бесплатное получение данных медицинских услуг, а для форумчанок — шанс воспользоваться правом участия в программе. Мы не можем однозначно оценить, насколько принятая поправка в городской бюджет являлась исключительно результатом действий участниц форума, однако тот факт, что им удалось сделать проблему видимой благодаря обращению к властям и СМИ, позволяет выдвинуть предположение о вкладе интернет-сообщества в принятие этого решения. Группе пользователей, объединенной в данном топике, удалось не только эффективно мобилизовать свои внутренние и внешние ресурсы, но и создать механизм защиты общих интересов и требования прав, наладить обратную связь с представителями власти. Сами участницы форума приписали принятие изменений в городском бюджете своим действиям. Они осознали интернет-сообщество в качестве реального социального актора, действия которого могут привести к видимым результатам. Эффективность коллективных действий, 46
инициированных сообществом, может быть оценена через их продолжительность и количество участников, вовлеченных в них. В данном случае с момента открытия топика и появления в нем первого сообщения до подписания городского бюджета на следующий год прошло два с половиной месяца. Всего в обсуждениях в топике приняли участие около 50 человек, активистами инициативных коллективных действий выступали около 10 человек, а на встречу форумчанок, состоявшуюся после подписания бюджета, пришли около 20 человек. Таким образом, несмотря на то что круг участников, вовлеченных как в реальные действия, так и в виртуальные обсуждения, был немногочисленным, выбранная стратегия действий оказалась эффективной.
Следующий пример коллективных действий по защите общих интересов и требованию прав связан с мобилизацией более широких ресурсов, массовыми коллективными действиями и институционализацией инициативной группы, сформированной на сайте и зарегистрированной позже как общественная организация. Поводом для массового вовлечения в коллективные действия в этом случае послужила проблема, которая была оценена как затрагивающая интересы всех без исключения участников сообщества родителей. Эта проблема практически изначально была переведена из локальной в плоскость угрозы нарушения гражданских прав. Речь идет о реформе учреждений бюджетной сферы, активное обсуждение которой проходило весной 2010 г. в СМИ. С января по апрель Государственная дума РФ рассмотрела данный законопроект, после чего 23 апреля он был принят в третьем чтении и 8 мая подписан Президентом РФ (83-ФЗ). Модус публичного обсуждения реформы был задан СМИ, в которых стали появляться сообщения о сокращении бесплатного образования и введении платы за дополнительные уроки в соответствии с материальными возможностями родителей. Также в материалах СМИ указывалась примерная стоимость каждого выборного предмета, которая должна составить 500 рублей в месяц; при выборе десяти дополнительных предметов стоимость обучения составила бы около 5000 рублей. Дискуссии в СМИ выступили стимулом для коллективных действий и мобилизации ресурсов различных сообществ, например педагогов, политических партий, общественных организаций, которые обращались с требованием к президенту РФ отказаться от подписания закона и вынести его на публичное обсуждение. Интернет-сообщество родителей также приняло участие в критическом обсуждении и протестных действиях противников реформы. Однако хронология принятия и подписания законопроекта показывает, что в данном случае коллективные действия сообщества по защите общих интересов и требованию прав не были столь успешными, как предыдущие. Однако этот случай показал возможности эффективной мобилизации и самоорганизации благодаря сетевым ресурсам.
3 апреля 2010 г. на форуме был создан топик «В Министерстве образования и науки РФ готовят шокирующую реформу школьного образования», где стали активно обсуждаться подробности реформирования среднего школьного образования и вырабатываться коллективное мнение по этому вопросу. В первом посте топика были собраны материалы из разных источни-
ков, посвященные реформе, законопроекту и процессу его принятия. Стратегия мобилизации внутренних и внешних ресурсов была аналогична описанным выше случаям коллективных действий участников форума: составление обращений к представителям законодательной и исполнительной власти, сбор подписей, распространение листовок, также была создана тематическая группа в социальной сети «ВКонтакте», сообщество в «Живом журнале», организованы отдельные сайты для электронного голосования, обмена информацией и координации совместных действий. В отличие от других случаев, когда обращение в СМИ и генерализация проблемы способствовали достижению целей, здесь данный алгоритм действий не был эффективным. Интернет-сообщество было не единственным агентом критики правительственной реформы и не могло конкурировать с другими, более влиятельными и институционализированными социальными акторами за возможность быть представленным на публичных аренах.
Критика и обсуждение реформы не ограничивались рамками специально созданного топика, дискуссии велись в разных разделах форума. Массовое обсуждение этой темы (только в обсуждениях в рамках тематического топика свои комментарии высказали около 700 человек) предоставляло мощный ресурс для мобилизации внутренних ресурсов интернет-сообщества, давало возможность обозначить свою позицию и сделать ее видимой путем прямой демонстрации «тела» сообщества, приняв участие в митингах протеста. Инициатива организации митинга под эгидой сайта столкнулась с разного рода внутренними и внешними препятствиями. Администрация сайта выступила против использования его названия в действиях, имеющих политический характер. Специальный топик, созданный для организации демонстрации пользователей сайта против реформы, был закрыт модераторами, а к пользователю, открывшему данный топик, были применены штрафные санкции в виде временного запрета на полноценное участие в онлайн-обсуждениях (бан).
Поскольку проблема платного образования широко обсуждалась в обществе и СМИ, а также активно использовалась политическими партиями для привлечения внимания потенциальных избирателей, различные партии использовали ее при проведении общественных акций и демонстраций путем включения лозунгов против платного школьного образования в повестку дня протест-ных мероприятий. В конце апреля 2010 г. проходила подготовка демонстраций, приуроченных к 1 мая сразу несколькими политическими силами, например КПРФ, Справедливой Россией. Участники форума решили присоединиться к акции, организуемой Справедливой Россией, посчитав ее наиболее близкой им с точки зрения имиджа и политической программы. 1 мая прошла организованная этой партией демонстрация против платного школьного образования, в которой приняли участие форумчане. В рамках мероприятия участники сообщества прошли по Невскому проспекту. Они несли плакаты и растяжки собственного изготовления: «Руки прочь от бесплатной школы», «Мы за бесплатное среднее образование», «Мы против реформы бюджетной сферы», «Здоровье детей — будущее нации», «СпасибА за рИформу образАванЬя», а также растяжки, предоставленные Справедливой Россией: «Мы против платного средне-
го образования», «Нет — закону о поборах в образовании и медицине», «Мы за бесплатное среднее образование». Во время митинга они также организовали сбор подписей под письмом президенту РФ.
Несмотря на широкий круг участников форума, вовлеченных в обсуждение мероприятий против реформы, на первомайскую демонстрацию пришло относительно немного форумчан, всего присутствовало около 250 человек, рекрутированных с помощью сайта. По результатам акции на форуме возникло обсуждение низкого уровня участия и его причин. Пользователи высказывали недоумение по поводу нежелания родителей, которых, по их мнению, в первую очередь затронет предстоящая реформа, предпринимать конкретные действия и участвовать в коллективных акциях: «Я на работе на прошлой неделе проводила агитацию, я была в шоке... Все возмущены этой реформой, все митингуют, руками машут, а как доходит до дела... Я говорю: "Пошли на митинг Первого мая". — "Ой, нет... " — "Президенту письмо подпишите". — "Я бы подписала, но... " И далее следует куча разных причин, у каждого своя; почему у нас такие люди амебные? Ведь практически у каждого дети до- и школьного возраста» (04.05.2010 г.). Тем не менее активисты форума планировали продолжать протестные действия и провести следующий санкционированный митинг 15 мая, причем привлечь большее число участников. Для решения этой задачи предполагалось провести более широкую агитацию среди коллег, соседей, а также среди родителей детей в детских садах и школах. Участники составили текст и растиражировали листовки, которые распространяли в тех районах города, где они живут и работают.
В период подготовки данной совместной акции для повышения эффективности мобилизации внутренних и внешних ресурсов было выдвинуто предложение о создании собственной общественной организации, под эгидой которой они смогут осуществлять свои действия: «Я в расстроенных чувствах вся... ((((Не понимаю я, почему 15 мая собираются митинг проводить от какой-то партии, это же по-любому выльется в использование движения этой самой партией в своих интересах... 1 мая нас "не заметили", сказав, что КПРФ и СР выдвинули новые лозунги, так же будет и 15-го... Народ посмотрит ТВ и скажет, что на митинг вышли партии, а не ЛЮДИ. (((Ведь есть же общественная организация "Солдатские матери", почему бы не сделать нечто подобное, а обязательно примыкать к партийцам?.. Грустно мне..» (03.05.2010 г.). Активисты форума создали сначала инициативную группу, а потом общественное движение «Питерские родители», которое взяло на себя организацию и координацию дальнейших коллективных протестных действий. Эта организация стала узнаваемым актором различных гражданских инициатив как на городском, так и на общероссийском уровне, сотрудничая с подобными объединениями из других городов. Таким образом, в данном случае коллективных действий по защите общих интересов и требованию прав интернет-форум выступил эффективным механизмом мобилизации внутренних и внешних ресурсов. Важным мобилизующим фактором выступил также сам характер проблемы, на решение которой были направлены совместные действия. Потенциальные изменения в механизмах реализации права на бесплатное образование были расценены как угроза благосостоянию детей и ущемление интересов
родителей. Благодаря работе форума по мобилизации ресурсов прошла трансформация характера связей внутри части интернет-сообщества от слабых и виртуальных в направлении сильных, реальных связей, институционализированных в рамках общественного движения.
Рассмотренные выше примеры позволяют говорить о том, что родитель-ство выступает основанием, на котором возникает новый тип солидарности. Интернет-сообщество является институциональной структурой, позволяющей аккумулировать социальный капитал участников, который может быть использован не только для помощи участникам сообщества, но и для защиты гражданских прав. Механизм мобилизации ресурсов сообщества предполагает про-блематизацию случая, перевод его из проблемы, касающейся конкретной семьи, в плоскость коллективного опыта и совместного поиска путей решения. В результате этого перехода виртуальное сообщество приобретает реальные черты и может действовать как социальный актор в поле публичной политики. Эффективность коллективных действий зависит не только от имеющихся ресурсов и способов их использования, но и от специфики самой проблемы, которую стремятся решить участники интернет-сообщества родителей. Анализ родительского сайта позволяет предположить, что для решения конкретных локальных проблем виртуальное сообщество родителей обладает достаточно высоким потенциалом, в то время как защита гражданских прав в целом, организация и координация протестных действий в реальной политике не столь эффективны и связаны с трудностями перехода гражданской деятельности в политическую. Тем не менее родительские сообщества в современной России представляют собой «точки роста» гражданского общества, являясь субъектами социальных изменений, а также формой гражданского активизма. Солидарность, возникающая в рамках подобных сообществ, носит проблемный характер, объединяя различных по своему социально-экономическому статусу участников для решения конкретной задачи, связанной как с благополучием семьи и ребенка, так и защитой коллективных прав. Социальные сети родителей не только выступают средством увеличения социального капитала участников, но и способствуют преодолению «провалов» государственной политики и рыночного обеспечения благосостояния семьи.
Библиографический список
1. Аузан А. Три публичные лекции о гражданском обществе. М. : ОГИ, 2006. 288 с.
2. Блумер Г. Социальная проблема как коллективное поведение // Контексты современности 2 : хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. / сост. и ред. С. А. Ерофеев. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 150—159.
3. Гражданское общество современной России : социологические зарисовки с натуры / отв. ред. Е. Петренко. М. : Ин-т фонда «Открытое мнение», 2008. 392 с.
4. ГрановеттерМ. Сила слабых связей // Экон. социология. 2009. Т. 10, № 4. С. 31—50.
5. Гудков Л., Дубин Б., Зоркая Н. Постсоветский человек и гражданское общество. М. : Моск. школа полит. исслед. 2008. 96 с.
6. Здравомыслова Е. Социологические подходы к анализу общественных движений // Социол. исслед. 1990. № 7. С. 88—94.
7. Зигерт Й. Гражданское общество в России // Отеч. зап. 2005. № 6 (25). URL:
http://www.strana-oz.ru/?numid=27&article=1169 (дата обращения 01.09.2012).
8. Ильин С. Второй ребенок. 2006 // Наши деньги. URL: http://www.nashidengi.ru (дата обращения: 01.09.2008).
9. Кастельс М. Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева ; под ред. В. Харитонова. Екатеринбург : У-Фактория, 2004. 328 с.
10. Левинсон А. Гражданин, где у вас тут гражданское общество? // Неприкосновенный запас. 2004. № 2 (34). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/34/lev7.html (дата обращения: 01.09.2012).
11. Мерсиянова И., Якобсон Л. Институционализация гражданского общества и третий сектор // Гражданское общество современной России. С. 13—42.
12. Чернова Ж. Семейная политика современной России: гендерный анализ и оценка эффективности // Женщина в рос. о-ве. 2011. № 3. С. 44—51.
13. Чернова Ж., Шпаковская Л. Политэкономия современного родительства: сетевое сообщество и социальный капитал // Экон. социология. 2011. Т. 12, № 3. С. 85—105. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2011/05/31/1234590204/ecsoc_t12_n3.pdf#page=85 (дата обращения: 01.09.2012).
14. Ярская-Смирнова Е. Р. «Да-да, я вас помню, вы же у нас неблагополучная семья!» Дискурсивное оформление современной российской семейной политики // Женщина в рос. о-ве. 2010. № 2. С. 14—25.
15. O'Connor H., Madge С. «My mum thirty years out of date». The role of the Internet in the transition to motherhood // Community, Work and Family. 2004. № 7. P. 351—369.
16. Siegert J. Россия-2020: гражданское общество // Россия-2020. Сценарии развития страны. Фонд Карнеги. URL: http://russia-2020.org/ru/2010/08/23/russia-2020-tivil-society (дата обращения: 01.09.2012).