Научная статья на тему 'Сообщения эпоса "Манас" о символах и атрибутах государственного аппарата кыргызов'

Сообщения эпоса "Манас" о символах и атрибутах государственного аппарата кыргызов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2886
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТРИБУТ / ATTRIBUTE / СИМВОЛ / SYMBOL / ФЛАГ / FLAG / ГЕРБ / ТРОН / STATE SONG ETC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аалиева Гулзат Карыбековна, Токтосунова Нурзат Темирболотовна

В данной статье авторы анализируют символы и атрибуты государственного аппарата кыргызов по эпосу «Манас». Эпос «Манас» сообщает нам о различных атрибутах и символах государственности древних кыргызов. Так в «Манасе» неоднократно упоминаются применение ТРОНА (так, такты), КОРОНЫ (таажы), ПЕЧАТИ (мөөр), ФЛАГА, СТЯГА, ЗНАМЕНИ (байрак, асаба, желек, туу). Таким образом, отраженные в эпосе вышерассмотренные термины позволяют нам констатировать, что они выполняли роль символов и атрибутов государственного аппарата. Материалы эпоса «Манас» являются важным дополнением при изучении символов государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сообщения эпоса "Манас" о символах и атрибутах государственного аппарата кыргызов»

Литература

1. Мелюхин С. Т. Материальное единство мира в свете современной науки. М., 1967. С. 12.

2. Эйнштейн А. Собр. Науч. Тр.: в 4 т. М.: Наука, 1967. Т. 4. С. 138

3. Чудинов Э. М. Эйнштейновская концепция физической реальности // Физическая теория и реальность. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1976. С. 33-34.

4. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 192, 220, 310.

5. Лойфман И. Я. Научная картина мира как форма систематизации знания // Научная картина мира: общекультурное и внутринаучное функционирование. Свердловск: УрГУ, 1985. С. 5-6.

6. Степин В. С. Философия науки и техники: учеб. Пособие / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. М.: Гардарики, 1996. С. 233.

7. Кун Т. Структура научных революций. Благовещенск: БГК, 1998. С. 164.

INFORMATION ABOUT POLITICAL ATRIBUTES OF THE KYRGYZ STATEHOOD IN "MANAS" THE EPOS Aalieva G.1, Toktosunova N.2 СООБЩЕНИЯ ЭПОСА «МАНАС» О СИМВОЛАХ И АТРИБУТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА КЫРГЫЗОВ Аалиева Г. К.1, Токтосунова Н. Т.2

'Аалиева Гулзат Карыбековна /Aalieva Gulzat - кандидат философских наук, доцент, докторант, Институт философии и политико-правовых исследований Национальная академия наук Кыргызской Республики Государственный университет им. И. Арабаева, преподаватель, Институт «Манасоведение»; 2Токтосунова Нурзат Темирболотовна / Toktosunova Nurzat — аспирант, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье авторы анализируют символы и атрибуты государственного аппарата кыргызов по эпосу «Манас». Эпос «Манас» сообщает нам о различных атрибутах и символах государственности древних кыргызов. Так в «Манасе» неоднократно упоминаются применение ТРОНА (так, такты), КОРОНЫ (таажы), ПЕЧАТИ (меер), ФЛАГА, СТЯГА, ЗНАМЕНИ (байрак, асаба, желек, туу). Таким образом, отраженные в эпосе вышерассмотренные термины позволяют нам констатировать, что они выполняли роль символов и атрибутов государственного аппарата. Материалы эпоса «Манас» являются важным дополнением при изучении символов государственности.

Abstract: in this article, the authors analyze the political symbols and attributes of the Kyrgyz statehood in "Manas" the epic. The given epic tells us about different attributes and state symbols of ancient Kyrgyzs like THRONE (так, такты), CROWN (таажы), STAMP (меер), FLAG, BANNER OF, BANNER (байрак, асаба, желек, туу). Thus, reflected in the above-considered epic terms, allow us to state that they carried out the role of the state apparatus and the character attributes. Materials "Manas" epic, are an important complement in the study of state symbols.

Ключевые слова: атрибут, символ, флаг, герб, трон и т.д. Keywords: attribute, symbol, flag, state song etc.

Эпос «Манас» содержит некоторые сведения о таком атрибуте верховной власти как ТРОН-ТАКТЫ или ТАК. В сюжете эпоса противники кыргызов, услышав о юном Манасе, хотят его похитить и посадить на ТРОН, ради того, чтобы от него получить потомство.

Таблица 1. Хан тактысы тууралуу (о ханском троне)

хан тактысы тууралуу о ханском троне

Намыс кылбай, кеп кылбай, Без стыда и лишних слов,

Алтын такка мингизип, Посадим его на золотой трон,

Андан туулган баланы Родившегося от него мальчика

Кан кетеруп алалык [4, с. 222]. Выберем ханом.

Наряду с такты (троном) в эпосе неоднократно упоминаются и ТААЖЫ (корона). Так, по сюжету эпоса, когда юного Манаса поднимают на белой кошме и избирают его ханом кыргызов, говорится:

Таблица 2. Хан таажысы тууралуу (о ханской короне)

хан таажысы тууралуу о ханской короне

Хан е^мун тийгизди. Ханской властью наделили,

Хан таажысы ушу деп, Приговаривая: вот это ханская корона,

Хан Манастын башына, На голову хана Манаса,

Жыгалуу бвркту кийгизди [7, с. 272]. Высокую ханскую шапку надели.

В этих строках упоминается термин ЖЫГА (ЖЫГАЛУУ Б9РК), истолковываемого в нескольких значениях. В одном из значений переводится как головной убор хана, в другом -термин ЖЫГА относится и к ПЕЧАТИ (МввР) - («ЖЫГАЛУУ МввР» - «особая ханская печать»). Обратимся, например, к следующим строкам:

Таблица 3. «Манас» эпосу кыргыз MeepY тууралуу (Эпос «Манас» о печати кыргызов)

«манас» эпосу кыргыз mggpy тууралуу эпос "манас" о печати кыргызов

Катчыга катын жаздырды, Велели писцу письмо написать

Кандык мвврун бастырды [8, с. 78]. И ханскую печать поставить.

Важным признаком государственного аппарата является, упоминание эпосом, сведений о КАЗЫНА - КАЗНА, БАЖЫ - ТАМОЖНЯ, АЛМАН - НАЛОГ.

В большинстве случаев в эпосе БАЖЫ означает налог со скота. Об этом свидетельствуют следующие строки:

Таблица 4. Бажы тууралуу (о налоге со скота)

бажы тууралуу о налоге со скота

Бажыдан жыйган тумен мал, Собранное от налога,

Казы калык тумен мал, Множество скота,

Кастык кылып бу бурут, Множество казенного скота.

Алганы журген кези экен. Враждебно настроенный этот бурут,

Бир шумдукту каганга, Хочет, оказывается забрать,

Салганы журген кези экен. Какую-то хитрость кагану хочет показать.

Таким образом, отраженные в эпосе вышерассмотренные термины, позволяют нам констатировать, что они выполняли роль символов и атрибутов государственного аппарата. Материалы эпоса «Манас» являются важным дополнением при изучении символов государственности.

ФЛАГ - самый главный символ государства. Он даже важнее герба и гимна. Флаг поднимают над поверженной крепостью испокон веков, только тогда это - Победа.

На Рейхстаг не приколачивали герб - над ним подняли Красное знамя.

Вспомним, сколько копий было сломано вокруг этого Знамени Победы. Красного, со звездой, серпом и молотом. Копий сломали много, а Знамя Победы так и осталось одним из символов нашего государства, т.е. СССР - в своем первоначальном виде.

Флаг поднимают перед воинским строем. Флагу отдают честь. Флаг выносят из окружения, обернув под гимнастеркой вокруг тела.

Мы считаем нашим государственным флагом красный колор с горящим тундуком в центре. Так записано в Конституции, и мы начинаем привыкать, что вот он - истинно кыргызский Флаг. Но Homo sapiens - весьма гнусное создание. В том плане, что он всегда и во всем пытается сомневаться. Вот и нас периодически одолевают сомнения, когда смотрим мы на наш красный флаг, реющий над Белым домом: а правильно ли мы сделали тогда, в марте 1992 года, подняв именно его над акаевским Белым домом, именно его, выбрав в противовес старому, коммунистическому, советскому Красному флагу?

Давайте порассуждаем.

Кыргызстан - уникальная страна. Особая страна. У него удивительная история и культура. Многие даже думают: отдельная евразийская цивилизация. Но почему-то его главный символ -

Государственный флаг - какой-то особый в негативном плане. Увы, в него вложено какое-то нехорошее значение. Почему?

Самое страшное проклятие кыргызов «Тундугун ерттенсун!» означает «Да сгорить твой тундук», т.е. «Да будет проклять твой дом и твой очаг!». А ведь известно: как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому то, что на государственном флаге Кыргызской Республики горит тундук - это нехорошее знамение.

А ведь предки испокон веков придавали знамени-символу особое значение. Вспомните эпос «Манас» и «Слово о полку Игореве»:

Таблица 5. Эпос «Манас»

эпос «манас» «слово о полку игорове»

Туу жыгылды, хан елду, Тутушкандын баарысы, Туш-тушка качып женеду [8, с. 89]. Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги [5, с. 12].

«Падоша стязи» - значит, все пропало. Так же и падение знамени и в эпосе «Манас», и великого князя Дмитрия во время Куликовской битвы, стало ее самым острым моментом.

Фотографий знамени Манаса Великодушного, в силу понятных причин, не сохранилось, а вот описание его цвета есть в эпосе.

Согласно эпосу у каждого рода были свои знамена. Например, о знамени отца Манаса Жакыпа говорится:

Таблица 6. Хан Жакыптын туусу тууралуу (о знамени хана Жакыпа)

хан жакыптын туусу тууралуу о знамени хана жакыпа

Бай Жакыптын кызыл туу, Красное знамя бая Жакыпа,

Байкаганга сезу бу. Кто заметил, то слова такие:

Кыргыздын кыйла тобунан, От множества кыргызов,

Алыс жерден калган туу. С давних пор сохранившееся знамя.

Башкы атасы Бабыркан, От первопредка Бабыр-хана

Андан калган ушул туу [8, с. 78]. Осталось это знамя.

Судя по сообщениям эпоса, знамена у кыргызов существуют с древних времен и были различного цвета. Эпос «Манас» довольно убедительно повествует о ЗНАМЕНИ (стяге, флаге), являющемся символами государственности кыргызов. Это видно и из богатой терминологии эпоса: АСАБА, БАЙРАК, ЖЕЛЕК, ТУУ. По нанесенным на них ТАМГА, можно было узнать, какому племени или роду принадлежит флаг или знамя [6, с. 43].

Депутаты легендарного парламента 3 марта 1992 года официально приняли красный колор, так как знамя Манаса было красного цвета. Но, в эпосе встречаются и другие цвета знамени кыргызов. Например:

Таблица 7. Описание цветов знамени кыргызских дружин по эпосу «Манас»

описание цветов знамени кыргызских дружин по эпосу "манас"

знамя дружины жамгырчы

(Манас. С. Орозбаковдун варианты боюнча. - Т. 2. 31-бет)

Желке ылдый жол менен, Жети мин кол менен

Ак асаба, кызьл туу, Айгайлаган ызы-чуу

Квк асаба, кызьл туу, Кек жанырган ызы-чуу.

знамя дружины эр тeштyка

(Манас. С. Орозбаковдун варианты боюнча. - Т. 2. 28-бет)

Желеги алтын туу менен Жер жарылган чуу менен

Ак асаба туу менен Айгайлаган чуу менен

Квк асаба туу менен Кек жанырган чуу менен.

знамя дружины музбурчака

(Манас. С. Орозбаковдун варианты боюнча. - Т. 2. 28-бет)

Ак асаба туу менен Айгайлаган ызы-чуу

Желеги алтын туу менен Жер жарылган чуу менен

Ногойдон калган кызыл туу Оболотуп таштады Манас. С. Орозбаковдун варианты боюнча. - Т. 2. 28-бет

Алты жуз мин аскерибиз Алты тууга бeлYHДY Манас. С. Орозбаковдун варианты боюнча. - Т. 2. 40-бет

Торала желек, туу алып Манас. С. Каралаевдин варианты боюнча. - Т. 1. 129-бет

Как видно,

• дружина Жамгырчы имела а) белую и синюю (голубую) асабу и б) красное туу,

• дружина Эр ТeштYка имела а) белую и синюю (голубую) асабу и б) золотистое туу,

• дружина Музбурчака имела а) белую асабу и б) золотистое туу,

• у хана Джакыпа было красное туу, которого он унаследовал от своего предка Бабыркана, а также у кыргызов было красное туу и пестрый желек.

Что такое асаба, туу, желек?

По мнению академика А. Ч. Какеева эти понятия отражают составные части знамени [1, с. 164; 3; 2, с. 38-45]. Например:

• ТУУ - это древко знамени и чтобы оно не испачкалось, его красили красным или золотистым цветом. Туу никогда не реется, его поднимают и устанавливают.

• АСАБА - это полотнище знамени. Как видно из эпоса полотнище было либо синего (голубого), либо белого цвета.

• БАЙРАК - это бунчук. Изначально бунчук изготовляли из конского волоса (кылчык), а затем он стал золотым.

• ЖЕЛЕК - это наконечник. В эпосе «Манас» он имеет пестрый оттенок (торала). Значит, полотнище знамени хана Манаса совершенно не имело красного цвета, что и стало

причиной возмущений некоторых специалистов и знатоков кыргызской истории и культуры.

Наверное, время все расставит по своим местам. Государственным Флагом Кыргызской Республики, мы убеждены, рано или поздно должен стать тот, который, в действительности описан в эпосе и мы надеемся, что пестрое, т.е. сине-бело-красное знамя кыргызов (сумевших построить великодержавие - империю на Енисее), описанное в эпосе «Манас» когда-нибудь вернет себе статус государственного. Этот флаг с гербикой белого барса, восходящего по склону (символ прогресса), тундука, великодушия и Умай эне в центре. Мы надеемся, что такой флаг стопроцентно узнаваем и является примером правильно выстроенного политического бренда. Он мог бы стать знаменем, под которым соберутся представители различных национальностей и народов Кыргызстана, патриотических движений, исторических клубов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но давайте не будем забывать и наш ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРВЫЙ ФЛАГ и ГЕРБ. Сине-бело-красный флаг Кыргызской Советской Социалистической Республики. Флаг, под которым Кыргызстан достиг максимального размаха, отринул феодализм, безграмотность, отсталость, обрел государственность, долгожданные политические свободы, отличался почти космическими темпами экономического роста.

Литература

1. История кыргызов и Кыргызстана. Учебник для вузов. Бишкек, 2003.

2. Какеев А. Ч. Государственные символы Кыргызской Республики // Диалог цивилизаций, 2011. № 13.

3. Какеев А. Ч. Государственные символы Кыргызской Республики. Бишкек: Центр заочного обучения КНУ имени Ж. Баласагына, 2003.

4. Каралаев С. Манас. 1-китеп. Бишкек, 1995.

5. Мединский В. О русском пьянстве, лени и жестокости. Серия «Мифы о России - 1». М., 2010.

6. Молдобаев И. Б. Эпос «Манас» как источник по истории государственности кыргызов.

7. Орозбаков С. Манас. 1-китеп. Фрунзе, 1978.

8. Орозбаков С. Манас. 2-китеп. Фрунзе, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.