УДК 343.22
Сиверская Людмила Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Смирнова Наталья Александровна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В данной статье авторами рассматривается сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, как ключевое понятие института возбуждения уголовного дела в российском досудебном судопроизводстве. Раскрывается его нормативное, доктринальное, терминологическое понятие, анализируются сущность, значение и содержание сообщения о преступлении как повода к уголовно-процессуальной деятельности в досудебном производстве с учетом различных научных подходов, позиций, мнений. Определяются признаки сообщения о преступлении как источника информации, дается его определение в авторской формулировке, вырабатываются критерии, позволяющие отграничить его от смежных понятий, в частности, от сообщения о происшествии.
В связи с повсеместным применением информационных технологий в деятельности правоохранительных органов, приемом и регистрацией сообщений о преступлении в электронном виде, авторы полагают, что в настоящее время объективно существует необходимость правового регулирования отношений по приему и регистрации сообщений о преступлениях в электронном виде, придания законодательного статуса правовому понятию «электронное сообщение о преступлении» и его нормативного закрепления в УПК РФ и предлагают пути решения этого вопроса.
Ключевые слова: досудебное производство, стадия возбуждения уголовного дела, сообщение о преступлении, информационно-коммуникационные технологии, электронный документ.
Одним из элементов системы прав, составляющих конституционно-правовой статус человека и гражданина, является его право на обращение в государственные органы [13]. Работа с обращениями граждан является неотъемлемой частью правозащитной деятельности правоохранительных органов, которые, разрешая уголовно-правовые конфликты, создают реальные условия, обеспечивают гарантии и механизмы защиты и восстановления нарушенных конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, в том числе и на доступ к правосудию. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении - одно из средств его реализации. Ему корреспондирует обязанность органов принять, зарегистрировать, проверить обращение и принять обоснованное, законное решение, уведомить об этом заявителя.
Уголовно-процессуальное понятие «сообщение о преступлении» нормативно закреплено в УПК РФ. В соответствии с п. 43 ст. 5 УПК РФ таковым является: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления.
Заявление о преступлении представляет собой обращение физического лица, в котором в устной или письменном форме содержится информация о совершенном или готовящемся преступлении, направленное в орган, уполномоченный его рассматривать.
Заявление о явке с повинной - добровольное личное обращение физического лица, сделанное в устном или письменном виде, содержащее сведения о совершенном им преступлении, направленное в орган, уполномоченный его рассматривать.
Рапорт об обнаружении признаков преступления, согласно ст. 143 УПК РФ, это документально
оформленное официальное обращение должностного лица органа, уполномоченного рассматривать сообщения о преступлении, о его принятии и содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении, полученную им непосредственно или от источника таковой.
Таким образом, законодатель объединяет под одним понятием «сообщение о преступлении» три различных по форме обращения. Полагаем, что это не случайно, поскольку они имеют следующие общие признаки.
Заявление о преступлении, явка с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников, служат не только поводами для возбуждения уголовного дела, но и для начала уголовно-процессуальной деятельности по рассмотрению сообщения о преступлении.
Этимологически «повод» понимается как «обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь [8, с. 428]. Как философская категория, «повод» означает «событие, обстоятельство, дающее побудительный толчок для наступления других последствий» [14, с. 346]. Иными словами, повод представляет собой фактическое обстоятельство, которое дает начало последующим действиям, последствиям. Сообщение о преступлении является поводом для начала уголовно-процессуальной деятельности в досудебном производстве, которое согласно п. 9 ст. 5 УПК РФ начинается с момента его получения. Кроме того, сообщение о преступлении выступает законодательно определенным условием, побуждающим уполномоченные органы выполнить обязанность осуществить уголовно - процессуальные действия (ч. 1 ст. 144
222
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2016
© Сиверская Л.А., Смирнова Н.А., 2016
УПК РФ) и фактическим обстоятельством, порождающим уголовно-процессуальные отношения. Общая теория права подобные обстоятельства относит к юридическим фактам, с которыми связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений [1, с. 163]. Таковыми и являются заявление о преступлении, заявление о явке с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Подобную позицию отстаивают Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткуллин, рассматривая повод как юридический факт, порождающий указанные в законе права и обязанности, складывающиеся из них отношения [4, с. 92].
Кроме того, сообщение о преступлении является для уполномоченных органов источником информации о совершенном или готовящемся преступлении. Если слово «сообщение» определяется как передача известий, уведомление кого-нибудь о чем-нибудь, доведение до кого-нибудь сведений [8, с. 610], то буквальное толкование словосочетания «сообщение о преступлении» означает доведение сведений (информации) о виновно совершенном общественно опасном деянии, запрещенном уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). В этом случае уместно сослаться на научное определение повода, данного авторами комментария к УПК РФ под редакцией В.Т. Томина, как информационного источника, из которого компетентные органы получают сведения о наличии данных о признаках преступления, а также сигнала об обязательности проведения проверки наличия таких признаков [5]. Аналогичную точку зрения имеет и П.А. Лупинская [6, с. 186]. Подобную позицию разделяют Р. Д. Рахунов [10, с. 31], А.П. Рыжа-ков [11], Б.Т. Безлепкин [2, с. 199] и другие ученые.
Сообщение о преступлении направляется в адрес органа, в чью компетенцию входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности в досудебном производстве и рассматривается уполномоченным на то должностными лицами. Оно должно быть оформлено в письменном виде, иметь предусмотренные законом реквизиты, процессуальную форму и рассматриваться в процессуальном порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ.
Исходя из вышеизложенного полагаем, что сообщение о преступлении - заявление о преступлении, заявление о явке с повинной и рапорт об обнаружении признаков преступления, оформленные в соответствии с требованиями ст. 141-143 УПК РФ, адресованные органу, уполномоченному осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в досудебном производстве, содержащие сведения о совершенном или готовящемся преступлении и подлежащие рассмотрению в порядке ст. 144 УПК РФ.
Вышеперечисленные признаки, характеризующие сообщение о преступлении, позволяют отграничить его от понятия «сообщение о происше-
ствии», которое также поступает в уполномоченные органы. В межведомственных и ведомственных нормативных правовых актах, устанавливающих единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, данное понятие не определено. Исключением является Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденная Приказом МВД России № 736 от 29.08.2014 года (далее Инструкция МВД России), в которой под сообщением о происшествии понимается письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения (п. 2.1.3. Инструкции МВД России).
Данная Инструкция предусматривает единый для всех сообщений порядок их приема и регистрации, однако проверка сообщения о происшествии имеет существенные отличия. Так, срок рассмотрения определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований ч. 3 ст. 8 и статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Проверка сообщения о происшествии имеет целью обнаружение возможных признаков преступления, проводится не уголовно-процессуальными, а административными средствами. Различны и решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о происшествии и срок их принятия.
Изучение практики показывает, что в настоящее время в органах внутренних дел применяются различные формы приема сообщения о совершенном или готовящемся преступлении. Так, во всех регионах страны создана единая сеть дежурно-диспет-черских служб для вызова экстренных подразделений через единый телефонный номер «112» [9], в территориальных органах МВД России по субъектам федерации круглосуточно работает система «Горячей линии МВД России». В 2014 году МВД России разработано и внедрено приложение для смартфонов и планшетов, работающих на операционных системах Android и iOS, которое позволяет гражданам экстренно связаться с органами полиции в любом месте России в режиме реального времени и сообщить о преступлении [7]. На базе интернет-портала официальных сайтов МВД России и УМВД по субъектам Российской Федерации функционирует комплексный информационный
ресурс с использованием «он-лайновых» коммуникационных систем. Интерактивные сервисы раздела «Прием заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях» обеспечивают гражданам возможность получить информацию по вопросам рассмотрения сообщений, подать его в электронном виде.
Результаты практической деятельности правоохранительных органов убедительно свидетельствуют о том, что привлечение информационных технологий в деятельность правоохранительных органов и использование системы электронного обеспечения в уголовно-процессуальной деятельности облегчает доступ граждан к правосудию, упрощает правоприменительные процессы, сокращает их сроки и затраты, ведет к сбережению ресурсов, способствует открытости информации, ее полноте и достоверности, существенно повышает результативность и эффективность уголовно-процессуальной деятельности.
В связи с тем, что в настоящее время для приема и регистрации сообщений о преступлении имеются реальные условия, правовые основания и технологические возможности, объективно существует необходимость правового регулирования отношений по приему и регистрации сообщений о преступлениях в электронном виде, придания законодательного статуса правовому понятию «электронное сообщение о преступлении» и его нормативного закрепления в УПК РФ.
Для формулирования правового понятия «электронное сообщение о преступлении», его признаков, формы и содержания необходимо обратиться к доктринальному и нормативному определению электронного документа.
До настоящего времени наукой не выработано однозначного определения данного понятия. М.В. Горелов полагает, что электронный документ - это информация, зафиксированная на электронном носителе, имеющая реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подтверждающая обстоятельства, имеющие правовое значение [3, с. 21]. По мнению С.И. Семилетова, таковым является документ, созданный при помощи электронных аппаратно-технических (ЭВМ) и программных средств, фиксируемый в цифровом коде в форме идентифицируемого именного файла или записи в файле базы данных, доступный для последующей обработки в информационных системах, использования, воспроизведения и визуального восприятия, а также для передачи и получения по телекоммуникационным каналам связи [12, с. 101]. Данное определение представляется нам более точным.
Законодательное определение электронного документа содержится в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данный закон выделяет две разновидности
электронного документа: электронное сообщение, как информацию, переданную или полученную пользователем информационно-телекоммуникационной сети (п. 10 ст. 2 Закона) и электронный документ, как документированную информацию, представленную в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2 Закона).
Полагаем, что сообщения о преступлении, полученные в электронной форме, следует рассматривать как электронный документ. Как носитель первичной информации о преступлении, он поступает в информационную систему с использованием электронных средств связи, автоматически включается в единый документооборот, становится элементом электронного взаимодействия, фиксируется с использованием технических средств в базе данных. Это позволяет в дальнейшем обрабатывать сообщение: автоматически регистрировать, отправлять подтверждение о получении, обмениваться информацией, извлекать и хранить ее, использовать в учетных документах и поисковых системах.
Электронное сообщение о преступлении может поступать в уполномоченные органы по различным информационно-коммуникационным каналам, однако формы такого сообщения существенно отличаются. Так, при приеме сообщения посредством сети Интернет через универсальную электронную карту, мобильное приложение для смартфонов и планшетов, официальные сайты правоохранительных органов, электронные терминалы, сообщение имеет единую унифицированную форму, содержащую реквизиты, предусмотренные УПК РФ для письменной формы сообщения. Кроме этого, сообщение о преступлении может поступать и через другие каналы информации: социальные сети, электронную почту, ISQ, Skype, факсимильную связь. Несмотря на то, что оно не имеет официально установленной формы, в нем содержится идентификационно-удостоверительный механизм источника информации.
Ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, обязывают должностных лиц принимать их вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления.
Поскольку «сообщение о преступлении» представляет собой три различных по форме обращения, необходимо определить, какие из них могут быть поданы в электронном виде. На наш взгляд, к таковыми следует отнести письменное заявление о преступлении и рапорт об обнаружении при-
224
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2016
знаков преступления. Согласно ст. 141 и 143 УПК РФ, они подаются в простой письменной форме, соблюдение которой в электронном виде обеспечивается предоставлением информации по единой унифицированной форме, доступной для последующего использования, а требование закона о наличии подписи лица, удовлетворяется идентифика-ционно-удостоверительным механизмом.
Простую письменную форму имеет и заявление о явке с повинной, удостоверенное подписью, однако полагаем, что в электронном виде оно принято быть не может. Явка с повинной предполагает личное, добровольное и инициативное обращение лица с информацией о совершенном им преступлении непосредственно в органы и к должностным лицам, уполномоченным осуществлять уголовное преследование. В словаре С.И. Ожегова терминологическое понятие слова «явка» рассматривается в двух значениях: как место, где происходит встреча и как действие, означающее приход куда-нибудь по официальной надобности [8, с. 746]. Законодатель, используя термин «явка» в названии статьи, однозначно определяет свою позицию - лицо должно явиться (прийти) в компетентный орган и устно или письменно сообщить о совершенном им преступлении. Кроме того, личное обращение с заявлением позволит минимизировать возможность самооговора и злоупотребления со стороны должностных лиц.
Исходя из вышеизложенного, представляется, что электронное сообщение о преступлении - заявление о преступлении, рапорт об обнаружении признаков преступления, полученные посредством факсимильной электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Полагаем, что законодательное закрепление процессуальных отношений с использованием информационных технологий возможно путем дополнения п. 43 ст. 5 УПК РФ; ч. 1 ст. 141 и ст. 143 УПК РФ словосочетанием «посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». В окончательном варианте диспозиция п. 43 ст. 5 УПК РФ будет следующей: «сообщение о преступлении - заявление о преступлении, рапорт об обнаружении преступления, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»; явка с повинной; ч. 1 ст. 141 УПК РФ «Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде, в том числе посредством факсимильной, электронной или иной
связи, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а ст. 143 УПК РФ - «Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, в том числе посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Библиографический список
1. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. - М.: Юридическая литература, 1982. - 360 с.
2. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: учебник. - М.: ТК Велби, 2003. - 480с.
3. Горелов М.В. Электронные доказательства в гражданском судопроизводстве России: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2005. - 21с.
4. Жогин Н.В., Фаткуллин Ф.Н. Возбуждение уголовного дела. - М.: Госюриздат, 1961. - 206 с.
5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / отв. ред. В.И. Радченко; под ред.
B.Т. Томина. - М.: Юрайт, 2001. - 815с.
6. Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право. - М.: Юристъ, 2005. - 815 с.
7. Мобильное приложение МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mvd.ru/ apps/ (дата обращения: 20.05.2014).
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд. - М.: Рус. яз. -1989. - 750 с.
9. О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номера «112»: постановление Правительства РФ № 958 от 21.11.2011 // СПС «Консультант Плюс».
10. Рахунов Р.Д. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. - М.: Госюриздат, 1954. - 88 с.
11. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».
12. Семилетов С.И. Электронный документ как продукт технологического процесса документирования информации и объект правового регулирования // Государство и право. - 2003. - № 1. -
C. 92-102.
13. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
14. Философский словарь. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.