Научная статья на тему 'Солистка Всесоюзного радио вера Львова'

Солистка Всесоюзного радио вера Львова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСК / МУЗЫКА / ВЕРА ЛЬВОВА / ПЕВИЦА / РАДИО / IRKUTSK / MUSIC / VERA LVOVA / SINGER / RADIO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колокольников Иван Арсеньевич

Впервые детально освещается творческий путь певицы В. А. Львовой (1916-1978), начинавшей свой творческий путь в Иркутске в качестве хористки Восточно-Сибирского радиокомитета. Впоследствии она в течение долгих лет была солисткой Всесоюзного радио и зарекомендовала себя как успешная певица камерного плана. Статья создана на основе работы с документами государственных и частных архивов, а также печатными источниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vera Lvova - Principal Performer of the All-Soviet Union Radio

For the first time the article considers the career of V. A. Lvova (1916-1978), who began as a chorist of the East Siberian radio-committee in Irkutsk. Later, being a principal performer of the All-Soviet Union radio, she recommended herself as a successful chamber singer. The article is based on the documents of the state and private archives, as well as printed editions.

Текст научной работы на тему «Солистка Всесоюзного радио вера Львова»

^ТВВ,

Л

2016. Т. 16. С. 201-207

Серия «История»

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

£ НиаваМ ,? ъ I-1

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

УДК 930.85

Солистка Всесоюзного радио Вера Львова*

И. А. Колокольников

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Впервые детально освещается творческий путь певицы В. А. Львовой (1916-1978), начинавшей свой творческий путь в Иркутске в качестве хористки Восточно-Сибирского радиокомитета. Впоследствии она в течение долгих лет была солисткой Всесоюзного радио и зарекомендовала себя как успешная певица камерного плана. Статья создана на основе работы с документами государственных и частных архивов, а также печатными источниками.

Ключевые слова: Иркутск, музыка, Вера Львова, певица, радио.

Иркутск хорошо известен как один из старейших культурных центров Сибири. Театральные и музыкальные традиции города уходят своими корнями во вторую половину XVIII в. Развитие иркутской культуры связано с именами многих крупных деятелей музыкального искусства. В разное время в городе жили и работали ученики таких выдающихся музыкальных деятелей, как Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, К. Ю. Давыдов, Л. М. Рудольф, Н. А. Дубасов и др. Это очень обогатило развитие музыкальной культуры сибирского города. К сожалению, многие значимые имена, связанные с музыкальной историей Иркутска, незаслуженно забыты. В их числе имя известной некогда певицы Веры Александровны Львовой (1916-1978 гг.). Она сделала успешную вокальную карьеру, долгие годы проработав в Москве в качестве штатной солистки Всесоюзного радио. Между тем родилась Львова в Иркутске и именно данному городу обязана выбором жизненного пути. На сегодняшний момент можно констатировать полное отсутствие публикаций, посвященных непосредственно этой вокалистке (как на страницах центральной печати, так и в местных изданиях). Существует лишь одна статья, где излагаются вехи творческой биографии В. А. Львовой. Автор этой публикации - ее сестра Н. А. Львова [11]. К сожалению, биография певицы изложена там в достаточно кратком виде. Хотя значимость этих воспоминаний, безусловно, крайне велика, но для составления подробной биографии В. А. Львовой данные, изложенные ее сестрой, следует значительно дополнить. Это тем более уместно, что в июле 2016 г. исполняется 100 лет со дня рождения певицы. Кроме того, 8 декабря 2015 г. исполнилось 150 лет со дня рождения ее иркутского педагога - огромной подвижницы музыкального просветительства, пианистки Е. Г. Городецкой.

* Исследования поддержаны грантом ИГУ № 091-15-233.

Данная статья создана на основе работы с материалами государственных и частных архивов, публикациями периодической печати разных лет, аудиозаписями, сохранившимися в Иркутском областном краеведческом музее и фонотеке иркутского журналиста И. К. Петрова. Большую помощь в подготовке данной статьи оказали родственники В. А. Львовой, которые проживают вблизи Иркутска.

Вера Александровна Львова появилась на свет в 1916 г. Она была младшим ребенком в семье известного иркутского ученого - профессора Александра Владимировича Львова (1871-1941 гг.). Он хорошо известен своей исследовательской, педагогической и общественной деятельностью. Львов был воспитанником Санкт-Петербургского университета, где в 18931897 гг. учился на естественном отделении физико-математического факультета, однако окончить университета не смог, будучи исключенным из числа студентов за революционную деятельность. По этой же причине молодой человек в 1899 г. был сослан в с. Тунка Иркутской губернии. Уже в этот период он вел активную исследовательскую работу и в скором времени стал участником геологических экспедиций, создававшихся для проведения исследований местности в районе, где намечалось строительство Кругобай-кальской железной дороги. После окончания срока ссылки А. В. Львов отбыл в Екатеринбург, где жил в юности, однако в 1907 г. возвратился в наш регион и поселился в Иркутске. Он продолжал научно-исследовательскую деятельность, участвовал в различных экспедициях, а в 1919-1928 гг. работал в Иркутском государственном университете, где длительное время заведовал кафедрой геологии и минералогии. В 1924 г. Львов был утвержден в звании профессора. С 1936 г. ученый вновь работал в Иркутском университете, заведуя кафедрой инженерной геологии. Кроме того, ученый сотрудничал с медицинским институтом и вел активную популяризацию научных знаний, выступая с лекциями перед различными группами слушателей [7, с. 106-107]. За период многолетней деятельности ученого было опубликовано несколько десятков его работ. Жизни этого человека посвящено подробное биографическое исследование, созданное Н. И. и О. Н. Толстихиными в соавторстве со старшей дочерью ученого - Ниной Александровной Львовой (1910-2006 гг.) [9], которая также стала известным геологом.

Следует заметить, что А. В. Львов был разносторонним человеком. Например, в часы досуга писал стихи, которые также впоследствии были собраны и опубликованы при непосредственном участии Н. А. Львовой [8]. Сохранившиеся граммофонные пластинки, принадлежавшие профессору Львову и его жене, свидетельствуют о хорошем музыкальном вкусе этой четы. Среди произведений, записанных на данных пластинках, можно встретить дуэт из оперы «Трубадур» Д. Верди, «Легенду с колокольчиками» из оперы «Лакмэ» Л. Делиба, «Арию Ленского» и романсы П. И. Чайковского, знаменитый романс «Ночь» А. Г. Рубинштейна и другие замечательные творения русских и зарубежных классиков. Весьма вероятно, что именно с этими записями были связаны первые музыкальные впечатления маленькой Веры. Это предположение подтверждается и тем, что, вспоминая годы дет-

ства, Н. А. Львова впоследствии рассказывала: «Мы часто слушали прекрасно подобранные пластинки, с которых звучали голоса прославленных певцов России и Европы». Также она вспоминала, что их отец очень заботился об интеллектуальном развитии своих детей. Вот как Н. А. Львова описывает обстановку, в которой они росли: «Вместо икон во всех «святых» углах стояли цветы или шкафы с книгами, витрины с коллекцией минералов, граммофон. В кабинете отца находилось много портретов ученых и общественных деятелей. В других комнатах - картины, статуэтки на полочках... В детской стояли шкафчики с личной библиотекой каждого. Отец кроме книг нам ничего не дарил» [10].

Первые музыкальные занятия В. А. Львовой проходили под руководством соседа - учителя пения Мусина [11]. Но по-настоящему судьбоносным моментом можно считать тот день, когда девочка начала обучаться игре на фортепиано у Евгении Григорьевны Городецкой (1865-1940 гг.), которая является одним из самых крупных музыкальных деятелей, когда-либо работавших в Иркутске. Она заслуженно считается основательницей иркутской фортепианной школы, хотя фортепианная педагогика стала зарождаться в городе задолго до ее приезда. Но именно этим уникальным педагогом были воспитаны такие яркие пианисты, как Е. Н. Балабина, Т. Г. Бендлин, Т. К. Заорская, И. Х. Патрушева, Л. П. Холодилова и др.

Е. Г. Городецкая была выпускницей Санкт-Петербургской консерватории, которую окончила в 1890 г. по педагогическому классу А. В. Рейхардта [13, с. 252]. Кроме того, одним из ее педагогов в консерватории был А. Г. Рубинштейн, о занятиях с которым пианистка впоследствии очень часто вспоминала в беседах с учениками. Стоит отметить, что Е. Г. Городецкая обладала широчайшими познаниями в области различных типов исполнительства, а потому при подготовке разнообразных концертов немало работала не только с пианистами, но и с другими их участниками, в особенности с вокалистами. В первую очередь это касается периода проведения лекций-концертов, получивших название «Музыкальных пятниц». Они объединили лучших профессионалов и любителей Иркутска. Ученики местных педагогов по вокалу не участвовали в «пятницах», не пройдя дополнительно длительного процесса работы с Е. Г. Городецкой. Занимаясь с ней, вокалисты получали, по выражению Т. Г. Бендлин, «ценнейшие указания» [5]. Впоследствии В. Д. Гагарина, ставшая солисткой Большого театра СССР, с большой благодарностью вспоминала о подобных занятиях с Городецкой [13, с. 193].

Из вокалистов, творческому становлению которых способствовала Е. Г. Городецкая, наиболее известна Надежда Аполлинариевна Казанцева (1911-2000 гг.), которая вначале занималась у прославленного педагога как пианистка [14, с. 14-15]. Оценив уникальные вокальные возможности девушки и дав ей некоторую вокальную подготовку, именно Городецкая посоветовала ей отправиться для дальнейшего обучения в Москву, где Казанцева со временем сделала ярчайшую вокальную карьеру, став солисткой Всесоюзного радиокомитета. В 1947 г. она получила звание народной артистки

РСФСР. Бывая в различных странах мира, Н. А. Казанцева регулярно навещала и своих земляков, приезжая в Иркутск на гастроли.

В. А. Львова также продолжительное время занималась с Е. Г. Городецкой как пианистка. Но чуткий педагог не мог не отметить ее вокальных способностей. Поэтому со временем Городецкая стала дополнительно заниматься со своей ученицей вокалом. Львова, в отличие от тех, кто был ее старше на 4-5 лет (в том числе Н. А. Казанцевой) уже не успела в силу юного возраста поучаствовать в «Музыкальных пятницах». Однако уже в первой половине 1930-х девушка, обладавшая не только хорошими вокальными данными, но и приятной внешностью, стала периодически выступать перед небольшими группами слушателей. Правда, в этот период она исполняла репертуар меццо-сопрано, хотя впоследствии было установлено, что Львова обладает сопрано широкого диапазона. Примечательно, что впервые такое предположение было высказано женой известного иркутского геолога Б. Л. Степанова [11].

Событием огромной значимости для начинающей вокалистки стало то, что она была принята в состав хора Восточно-Сибирского радиокомитета, имевшего профессиональный статус. Сначала В. А. Львова проходила испытательный срок в качестве «ученицы хора», а затем с 7 октября 1935 г. была зачислена в штат коллектива [1]. Для того чтобы понять, какое значение имела для молодой вокалистки работа в хоре, следует сказать несколько слов о данном творческом формировании.

В монографии И. Ю. Харкеевич утверждается, что хор существовал с 1932 г., и с этого времени его руководителем был В. А. Патрушев [13, с. 202]. Однако данная информация является ошибочной. В материалах ГАИО зафиксировано, что хор существовал ранее и сформировался он, как можно заключить по ряду документальных свидетельств, в 1930 г. При этом Василий Алексеевич Патрушев (1902-1992 гг.), которого иркутяне хорошо помнят как одареннейшего хормейстера, был назначен руководителем данного коллектива лишь летом 1935 г. [2]. Именно с его приходом хор увеличился в количественном отношении и быстро заявил о себе как о коллективе высочайшего исполнительского уровня, который уже с сентября 1935 г. регулярно выступал на различных сценах города, что легко прослеживается по сообщениям в местной печати. И, безусловно, работа Львовой в этом коллективе стала для нее в тот период прекрасной школой.

Однако велико было желание получить полноценное вокальное образование. С этой целью В. А. Львова отправилась в Москву, где поступила в училище имени Гнесиных. Здесь она занималась параллельно на вокальном и фортепианном отделениях. Через некоторое время Львова покинула училище и поступила на вокальное отделение Московской консерватории в класс известного педагога Ксении Николаевны Дорлиак (1881 г., по н. с. 1882-1945 гг.), матери известной впоследствии вокалистки Н. Л. Дорлиак [11]. Надо сказать, что до этого не только иркутские, но и столичные педагоги долго не могли точно установить тип голоса певицы, поскольку ее вокальные возможности были достаточно велики. Именно К. Н. Дорлиак

окончательно определила, что В. А. Львова обладает сопрано широкого диапазона [4]. В консерватории молодая вокалистка проявляла себя очень успешно, хотя документы показывают, что в ее обучении был некоторый перерыв. По воспоминаниям Н. А. Львовой, ее сестра была именной стипендиаткой, а Дорлиак очень ценила свою ученицу [4]. К сожалению, из-за преждевременной смерти своего педагога Львова была вынуждена последний год обучения в консерватории заниматься с другим преподавателем. В 1946 г. В. А. Львова с отличием окончила консерваторию, получив квалификацию «оперной и концертной певицы» [6]. Ей было предложено поступить в аспирантуру консерватории [11]. От этого предложения Львова отказалась, поскольку ее привлекала прежде всего карьера певицы.

Еще в годы учебы В. А. Львова выступала в постановках, готовившихся Оперной студией Московской консерватории. После окончания консерватории она в течение нескольких месяцев была солисткой данной студии [6]. Затем Львова была принята в штат солистов Всесоюзного радиокомитета, где еще с довоенного времени работала упоминавшаяся выше Н. А. Казанцева.

В довоенные, военные и первые послевоенные годы радио играло огромную роль в жизни советских людей. Его слушали миллионы советских граждан, и оно оказывало большое воздействие на их музыкальный вкус благодаря тому, что в эфире появлялось немалое количество образцов симфонической, хоровой, камерно-вокальной и камерно-инструментальной музыки. Даже эстрадные номера, выходившие в эфире Всесоюзного радио, в этот период отличались изяществом оркестровки и высоким качеством исполнения.

Имена вокалистов Всесоюзного радиокомитета были хорошо известны всей стране. Речь о таких прекрасных вокалистах, как З. А. Долуханова, Н. А. Казанцева, К. Н. Поляев, В. П. Захаров, Л. И. Легостаева, Н. П. Рождественская, Н. К. Поставничева, А. В. Яковенко и др. Также в широких массах пользовался большим успехом дуэт В. А. Бунчикова и В. А. Нечаева, которые также были солистами радио. Они стали известны исполнением популярных советских песен, хотя наряду с этим Бунчиков нередко выступал в операх и опереттах, полные исполнения которых готовились для эфира и записи на Всесоюзном радио. В таком интересном коллективе довелось оказаться В. А. Львовой. Со многими из названных выше певцов завязалось живейшее сотрудничество.

Репертуар певицы был обширен. Об этом свидетельствует тематическое разнообразие записей певицы, дошедших до наших дней. По данным записям можно сделать вывод, что, в первую очередь, В. А. Львова проявила себя как певица камерного плана. По воспоминаниям людей, знавших певицу, она действительно особенно успешно исполняла камерные сочинения русских и зарубежных авторов. Ею были записаны романсы таких русских композиторов, как П. П. Булахов, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. С. Аренский, А. Т. Гречанинов и др. Из произведений западноевропейских авторов В. А. Львовой исполнялись сочинения В. Моцарта, Й. Гайдна, Э. Шоссона и др. Исполнялись певицей и произведения совет-

ских авторов. Кроме того, остались записи ряда опер («Дон-Жуан» В. Моцарта, «Королева мая» И. Штрауса и др.) и оперетт с участием Львовой. Также ею был записан ряд отдельных оперных и опереточных номеров. Помимо сольных записей В. А. Львовой, известны ее дуэты с В. А. Бунчико-вым, Н. К. Поставничевой, А. К. Матюшиной и другими вокалистами.

К сожалению, в отличие от многих своих коллег, на открытых площадках В. А. Львова выступала относительно мало. Кроме того, она имела достаточно слабое здоровье. Коллегам она запомнилась как добрый и отзывчивый человек. Вот какими воспоминаниями о певице поделился во время телефонного разговора с автором данной статьи народный артист России С. Б. Яковенко, в 1961-1972 гг. работавший солистом Всесоюзного радио: «Мы работали на радио. Она постарше меня. Но вместе участвовали в концертах и постановках опер. Очень хорошее сопрано и человек, надо сказать, интеллигентный, очень приятный. И с ней было очень хорошо общаться. Настоящая культура у нее была: и человеческая, и музыкальная» [3].

В 1964-1969 гг. В. А. Львова преподавала в ГИТИСе [12]. Кроме того, работала с коллективами художественной самодеятельности. К сожалению, скончалась она достаточно рано - 20 июля 1978 года. Как считала ее сестра Н. А. Львова, причиной стало неправильное лечение [11].

Уже было отмечено, что сестра певицы Нина Александровна Львова стала в Иркутске геологом и долгие годы проработала в Иркутском политехническом институте. Выйдя на пенсию, она приложила немало сил для сохранения творческого наследия своей сестры и других известных вокалистов, являющихся уроженцами Иркутска. Будучи человеком неуемной энергии, Нина Александровна, неоднократно бывая в Москве, встречалась с Н. А. Казанцевой и другим ярким уроженцем нашего города - народным артистом СССР И. И. Петровым. От них она получила уникальные материалы, переданные затем в Иркутский краеведческий музей. Также в 1998 г. Львова стала организатором выставки в этом музее [4]. На этой выставке были представлены материалы о плеяде прославленных вокалистов, появившихся на свет в Иркутске: Н. А. Казанцевой, И. И. Петрове, В. Д. Гагариной, В. А. Львовой и М. Г. Викс. До последних дней Нина Александровна оставалась настоящей подвижницей в деле сохранения наследия этих людей. Даже 15 марта 2001 г., в более чем девяностолетнем возрасте, она выступала в ЦДРИ (Москва) на вечере памяти Н. А. Казанцевой, ушедшей из жизни в 2000 г. [14, с. 12].

В отличие от многих своих коллег по Всесоюзному радио, Вера Александровна Львова оставила не такое уж большое звуковое наследие. Но сохранившиеся записи наглядно демонстрируют высочайшее вокальное мастерство певицы. Безусловно, Иркутск может гордиться тем, что первые шаги на пути творческого становления эта яркая вокалистка сделала именно здесь.

Список литературы

1. Архив ГТРК «Иркутск». Ф. Иркутского радиокомитета. Оп. 1. Д. 6. Л. 139.

2. Архив ГТРК «Иркутск». Ф. Иркутского радиокомитета. Оп. 1. Д. 6. Л. 117.

3. Аудиозапись телефонной беседы И. А. Колокольникова с Народным артистом России С. Б. Яковенко. - Июль 2012 г.

4. Аудиозапись фрагмента выступления Н. А. Львовой в Иркутском краеведческом музее. 1998 г. (фонотека И. К. Петрова; Иркутск).

5. Бендлин Т. Г. Воспоминания о Е. Г. Городецкой. - Иркутск : рукопись, б/д. - 4 с. (архив Н. Н. Тихоновой; Иркутск).

6. Документы архива семьи Львовых.

7. Иркутский государственный университет: ректоры, деканы, профессора (1918-1998) / сост. С. И. Кузнецов. - Иркутск : Агентство «КП-Байкал», 1998 - 208 с.

8. Львов А. В. «Я знаю, есть в мире частица моя...»: стихи / А. В. Львов // под ред. Н. А. Львовой и Т. Д. Романцовой. - Иркутск : Иркут. обл. тип. № 1, 1999. - 448 с.

9. Львова Н. А. Александр Владимирович Львов, 1871-1941 / Н. А. Львова,

H. И. Толстихин, О. Н. Толстихин. - М. : Наука, 1986. - 140 с.

10. Львова Н. А. Прекрасный двор / Н. А. Львова // Земля Иркутская. - 2001. -№17.- С. 50-55.

11. Львова Н. А . Созвездие красоты и таланта / Н. А. Львова // Краеведческие записки. Выпуск 13 [посв. 155-летию ВСОРГО]. - Иркутск : Изд-во ин-та географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2006.- С. 107-140.

12. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 650. Оп. 6. Д. 304. Л. 1-12.

13. Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска / И. Ю. Харкеевич. -Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1987. - 280 с.

14. Яковенко С. Б. Надежда Казанцева в искусстве и жизни / С. Б. Яковенко. -М. : Изд-во Фонда Ирины Архиповой, 2004. - 174 с.

Vera Lvova - Principal Performer of the All-Soviet Union Radio

I. A. Kolokolnikov

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. For the first time the article considers the career of V. A. Lvova (1916-1978), who began as a chorist of the East Siberian radio-committee in Irkutsk. Later, being a principal performer of the All-Soviet Union radio, she recommended herself as a successful chamber singer. The article is based on the documents of the state and private archives, as well as printed editions.

Keywords: Irkutsk, music, Vera Lvova, singer, radio.

Колокольников Иван Арсеньевич,

аспирант, кафедра политологии, истории и регионоведения, исторический факультет Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952) 24-05-22 e-mail: [email protected]

Kolokolnikov Ivan Arsenyevich

Postgraduate, Department of Political

Science, History and Religious Studies,

Historical Faculty

Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,

tel.: 8(3952) 24-05-22

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.