СОКРЫТИЕ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ КАК ОСНОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ ГАРАНТИЙ РАБОТНИКУ ПО СТРАХОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
УДК 340.2+369.36+342.922.03
Установление государственных гарантий Трудовым кодексом Российской Федерации [8] (ст. 419; далее - ТК РФ) поддерживается нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее КоАП РФ), как одно из основных направлений охранительной функции и реализации принципов обязательного социального страхования:
• гарантированность права на страховое обеспечение;
• обязательность регистрации в качестве страхователей;
• обязательность уплаты страховых взносов.
Правовые гарантии в данном случае заключаются не только в закреплении самого права, но и мер ответственности страхователя и страховщика за выполнение возложенных на них обязанностей и механизма защиты застрахованного лица на страховое обеспечение.
Межотраслевой принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников (п.19 ст. 2 ТК РФ) является последним из принципов указанной статьи и относительно новым явлением в трудовом праве, при этом до настоящего времени практически не получившим нормативного развития и конкретизации в Трудовом кодексе Российской Федерации. Существующие несколько обращений к нему носят в основном отсылочный характер (ст. 21, 22, 212, 219 ТК РФ) и говорят о праве работника и корреспондирующей ему обязанности работодателя осуществлять обязательное социальное страхование в порядке, установленном федеральными законами и осуществлять обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом.
Основными задачами обязательного социального страхования являются:
- социальная защита застрахованных лиц путем возмещения вреда, причиненно-
Н.П. ДАЦКО
го их жизни и здоровью, оплата расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
- предупреждение производственного травматизма путем создания экономической заинтересованности работодателей, в том числе мерами административного воздействия.
Одним из таких механизмов можно считать привлечение к административной ответственности виновного лица за сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях [6; 7, с. 103].
Под сокрытием страхового случая подразумевается:
1) непредоставление страхователем информации о страховом случае [2] в соответствующие компетентные органы и организации в установленные сроки (срок в данном случае установлен в ст. 228 ТК РФ - немедленно проинформировать), а также действия, препятствующие другим лицам исполнить обязанность по предоставлению такой информации;
2) уничтожение следов и иных обстоятельств, которые могут служить доказательствами, свидетельствующими о факте наступления такого случая;
3) действия, препятствующие работе комиссии по расследованию страхового случая;
4) искажение информации о причинах и обстоятельствах несчастного случая или профессионального заболевания.
Поскольку субъектами административной ответственности в отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются страхователи - юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации), нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее ФЗ-125) наряду с юридическим лицом к административной ответственности привлекаются его руководитель и другие должностные лица, виновные в сокрытии страхового случая. При этом индивидуальные предприниматели несут ответственность как должностные лица.
Постоянные изменения, вносимые в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в главу 15, коснулись привлечения к ответственности за нарушение установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании срока регистрации (ст.15.32), порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов (ст.15.3з). При этом объектом правонарушений являются установленные на территории Российской Федерации правила постановки на учет, установленный срок предоставления документов или сведений в органы государственных внебюджетных фондов, нормальная деятельность государственных внебюджетных фондов, в частности Фонда социального страхования Российской Федерации.
Административная ответственность за сокрытие страхового случая предусмотрена статьей 15.34. КоАП РФ (введена Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-Ф3) и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Данная статья является «абсолютной правопреемницей» статьи 5.44 КоАП РФ, в которой законодатель устанавливал административную ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указанное административное правонарушение до 2010 года посягало на право гражданина получить необходимые виды обеспечения по страхованию (т.е. в определенной степени на здоровье и жизнь),
на право родных и членов семьи застрахованного получить страховые выплаты в случае его смерти и содержалась в главе 5 КоАП РФ (Административные правонарушения, посягающие на права граждан), что подчеркивало особое внимание государства к защите прав работников. Поскольку общественная опасность данного правонарушения состоит не только в неисполнении закона по поводу информации по страховому случаю, а прежде всего в последствиях для работника в случае его сокрытия. Это, прежде всего, не составленные в указанные сроки определенные законом документы по расследованию несчастного случая, не полученное работником страховое возмещение на лечение и реабилитацию, невозможность работнику или членам его семьи доказать причинение вреда в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания как в настоящее время, так и возможно впоследствии, когда данная травма спровоцирует серьёзное заболевание.
Данное правонарушение относится к правонарушениям в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, и объектом правонарушения уже является порядок предоставления сведений, а не посягательства на права граждан.
О явном снижении гарантий защиты права работника и членов его семьи при сокрытии страхового случая в отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний говорит статистика. Снижается количество привлечения виновных лиц к административной ответственности за данные правонарушения. Например, если в 2006 г. в Челябинской области было выявлено и расследовано 60 сокрытых несчастных случаев на производстве, в т.ч. 4 смертельных, 6 групповых и 33 тяжелых, о которых работодателями своевременно не было сообщено в соответствующие органы, то в 2010 году расследовано 34 (против 38 сокрытых и расследованных в 2009 году), 2011 - 39 несчастных случаев [3]. И не стоит обольщаться, что снизилось количество правонарушений, скорее снизилось количество их выявлений и фактов привлечения к ответственности.
Сокрытие несчастных случаев на производстве происходит по различным причинам, в основном это: боязнь руководителей различного уровня ответственности
за допущенные нарушения требований охраны труда; незнание руководителями нормативной документации в области расследования и учета несчастных случаев и как следствие несвоевременное сообщение о несчастном случае в Государственную инспекцию труда; квалификация как «легкие» тяжелых на самом деле несчастных случаев на производстве без медицинского заключения.
Как правило, о страховом случае в результате его сокрытия становится известно из средств массовой информации, от органов прокуратуры либо со слов потерпевшего или его родственников.
С 2010 года возникла проблема по привлечению к административной ответственности виновных лиц после внесения изменений в 15 главу КоАП РФ по социальному страхованию. Если за нарушение статьи 15.32, 15.33 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ст. 23.1 КоАП РФ), то в отношении статьи 15.34 КоАП РФ законодатель (ст. 23 КоАП РФ) не устанавливает субъекта (судью, орган, должностное лицо), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. В настоящее время законодатель в статье 23.12 КоАП РФ (с учетом изменений в ред. Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) устанавливает, что «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, статьями 5.28 - 5.34, 5.44 настоящего Кодекса», хотя ст. 5.44 КоАП РФ утратила действие с 1 января 2010 года. То есть, на сегодня КоАП РФ не содержит нормы о рассмотрении дела об административном правонарушении Федеральной инспекцией труда при сокрытии страхового случая, нарушающего право работника на получение страхового возмещения. Это привело к тому, что Трудинспекция по Челябинской области в 2011 и 2012 годах не рассматривала дела об административных правонарушениях по статье 15.34 КоАП РФ (кто их должен рассматривать - не установлено), хотя данные правонарушения имели место. В данном случае рассмотрение дела об административном правонарушении за сокрытие страхового случая проводилось по общей норме - ст. 5.27 КоАП РФ (Нарушение законодательства о
труде и об охране труда). С точки зрения «строгости» наказания наблюдается ужесточение ответственности, так как размер административного штрафа по общей норме выше (максимально в 5 раз), чем по специальной (ст. 15.34 КоАП РФ), хотя, по большому счету, и он неадекватен степени общественной опасности в данном случае и не изменялся с 2002 года.
Еще одной из проблем снижения гарантий защиты права работника и членов его семьи при сокрытии страхового случая в отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях является различное толкование судом статьи 15.34 КоАП РФ (в свое время ст. 5.44 КоАП РФ) в отношении сроков предоставления информации о несчастном случае на производстве и факта сокрытия.
Есть решения, в которых суд отказывает в рассмотрении дела об административном правонарушении за сокрытие страхового случая в связи с тем, что «ответственность за несоблюдение сроков сообщения о несчастном случае не предусмотрена» [4]. При этом, как правило, устанавливается факт нарушения положений пп. 5, 6 п. 2 ст.17 ФЗ-125, ст. 228, 228.1 ТК РФ и п. 5 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утв. Постановлением Минтруда РФ 73 № от 24.10.2002 г.
Статьей 228 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом также родственников пострадавшего.
Согласно статье 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации при тяжелом несчастном случае работодатель (его представитель) обязан направить извещение по установленной форме в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
В соответствии со статьей 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации несчастный случай на производстве явля-
ется страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Более того, законодатель в статье 15.34 КоАП РФ устанавливает ответственность не только за сокрытие страхового случая, но и сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Иное решение в судебной практике представлено ФАС Уральского округа [5], в котором необходимость немедленного сообщения о несчастном случае лежит в основе вынесенного решения.
Для усиления гарантий защиты права работника и членов его семьи при сокрытии страхового случая в отношениях по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, развития принципа обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в трудовом праве необходимо привести в соответствие те отрасли права, которые его реализуют, усилить ответственность работодателя в случае сокрытия наступления страхового случая и автоматического возмещения морального вреда в размере не ниже десятикратного размера заработной платы пострадавшего наряду с административным штрафом. Большую сумму возмещения морального вреда можно требовать в судебном порядке, доказывая повышенную степень нравственных и физических страданий пострадавшего или членов его семьи.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2001г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001г. // Российская газета. - 2001. - 31 декабря (ред. от 02.10.12 № 158-ФЗ).
2. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 2 июля 1998г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 9 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31, ст. 3803. (ред. от 29.02.12 № 16-ФЗ).
3. Отчет Государственной инспекции труда в Челябинской области о работе по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права за 2006, 2009, 2010, 2011, 2 кв. 2012 года // (не опубликован).
4. Постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 по делу № А49-557/2009 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=card;page=splus;ts=1727A8F75556B41B032DF46495B2A552 (дата обращения: 01.12.2012); Постановление ФАС Северо-западного округа от 03.07.2006 по делу № А13-1226/2006/11 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=card;page=splus;ts=1727A8F75556B41B032DF46495B2A52 (дата обращения: 01.12.2012).
5. Решение ФАС Уральского округа от 8 июля 2008 г. № Ф09-4758/08-с1 дело № А47-1527/08 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=card;page=splus;ts=1727A8F75556B41B032DF46495B2A552 (дата обращения: 01.12.2012); Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 26 января 2005г. Дело № Ф09-6045/04-АК [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card;page=splus;ts=1727A8F75556B41B032DF46495B2A552 (дата обращения: 01.12.2012).
6. Соцуро, А.Л. Расследование и учет несчастных случаев на производстве [Электронный ресурс] / А.Л. Соцуро. URL: http://www.juristlib.ru/book_7921.html (дата обращения: 10.01.2013).
7. Тихонова, Г.И. Производственный травматизм как проблема социально-трудовых отношений в России [Текст] / Г.И. Тихонова // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 3. - С. 103.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 декабря 2001г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001г. // Российская газета. - 2001. - 31 декабря (ред. от 12.11.12 №188-ФЗ).