Научная статья на тему 'Сохранение субъектности каждого участника группы на основе активно-преобразующей деятельности, как условие формирования готовности к сплочению персонала будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе'

Сохранение субъектности каждого участника группы на основе активно-преобразующей деятельности, как условие формирования готовности к сплочению персонала будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ / СПЛОЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / SUBJECT / SUBJECT STATUS / COLLECTIVE SUBJECT / STAFF COHESION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлызова Ирина Валерьевна

В статье рассматривается одно из условий формирования готовности к сплочению персонала будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе. Проведен анализ понятий: субъект, субъектность личности, коллективный субъект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preserving the subject status of each group member by means of active transformation as a condition of building staff cohesion skills in management majors during vocational training in high school

Our article discusses one of the preconditions for developing staff cohesion skills in management majors in the course of vocational training in high school, with a special emphasis on analyzing such concepts as subject, subject status of a person, and collective subject.

Текст научной работы на тему «Сохранение субъектности каждого участника группы на основе активно-преобразующей деятельности, как условие формирования готовности к сплочению персонала будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе»

педагогика

сохранение субъектности каждого участника группы на основе активно-преобразующей деятельности, как условие формирования

готовности к сплочению персонала будущих менеджеров в процессе профессиональной

подготовки в вузе

И. В. Хлызова (Московский гуманитарный университет)

Аннотация: В статье рассматривается одно из условий формирования готовности к сплочению персонала будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе. Проведен анализ понятий: субъект, субъектность личности, коллективный субъект.

ключевые слова: субъект, субъектность, коллективный субъект, сплочение персонала.

preserving the subject status of each group

member by means of active transformation

as a condition of building staff cohesion skills in management majors during vocational training

in high school

I. V. Khlyzova (Moscow University for the Humanities)

Abstract: Our article discusses one of the preconditions for developing staff cohesion skills in management majors in the course of vocational training in high school, with a special emphasis on analyzing such concepts as subject, subject status of a person, and collective subject.

Keywords: subject, subject status, collective subject, staff cohesion.

При разработке и реализации педагогических условий формирования готовности к сплочению персонала будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе было выявлено, что сохранение субъектности каждого участника группы на основе активно-преобразующей деятельности является важнейшим условием формирования данной готовности, т. к. направленность проявляющейся субъектности каждого члена группы определяет общее направление группового сплочения.

Свойства сплочения зависят от проявлений субъектностей всех членов группы, и только личность, отчетливо осознающая свою субъектность

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

2015 №1

во взаимодействии с другими субъектами, способна на проявления сплочения в группе.

Для того, чтобы доказать вышесказанное, проведем анализ понятий: субъект, субъектность личности, коллективный субъект, сплочение субъ-ектностей.

В психологическом словаре В. П. Зинченко понятию субъекта дается классическое философское толкование: «человек как распорядитель активности, обращенной на освоение, преобразование, покорение мира, при этом активность является атрибутом субъекта» (Зинченко, 1999: 6).

Что касается понятия субъектности, то оно является атрибутом «субъекта», его эквивалентом. С позиции К. В. Карпинского «субъектность пронизывает все жизненные проекции человека, проявляясь и в индивидном, и в личностном» (Карпинский, 2002: 7). «Сущностными свойствами этого процесса, — считает он, — является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий» (там же: 7). Личность как субъект деятельности, для К. В. Карпинского, это носитель специфической активности, направленной на развитие и оптимизацию деятельности с тем, чтобы она максимально способствовала реализации жизненных отношений личности (там же).

Таким образом, субъект деятельности можно рассматривать только в совместной деятельности с другими субъектами. Сохранение субъект-ности каждого участника группы, по нашему мнению, происходит через деятельность, причем акцент делается на активно-преобразующей деятельности, при этом специфика субъектности заключается во взаимозависимости и взаимосвязи предметов преобразований.

Ассоциация индивидуальных субъектов, у которых оптимальным образом совмещены, унифицированы системы осознанной саморегуляции деятельности представляет собой коллективный субъект. А. В. Петровский в своих исследованиях показал, что «через совместную деятельность формируется коллективный субъект деятельности» (Петровский, 1982: 13). «Высокая продуктивность совместной деятельности, — подчеркивает он, — указывает на функционирование группы как коллектива, а точнее сказать — как коллективного субъекта, в котором преодолена разобщенность индивидуальных субъектов деятельности. С этих позиций, групповая сплоченность, рассматриваемая как ценностно-ориентационное единство — это психологический показатель того, что группа наработала общий фонд смысловых образований, которые регламентируют ее деятельность» (там же). В этих условиях группа способна быть настоящим субъектом со-вместной деятельности потому, что, реа-

лизуя общую смысловую необходимость, отдельные члены получают возможность опти-мального согласования и координации своих действий. Слаженные процессы целеполагания, планирования, программирования, корректирования совместной деятельности способствуют успешной конвергенции усилий индивидуальных субъектов в деятельности коллективного субъекта (там же: 13). «При этом, — подчеркивает А. В. Петровский,

— необходимо помнить, что в группе, достигшей групповой сплоченности (ценностно-ориентационного единства), индивидуальные системы саморегуляции деятельности становятся скоординированными, сбалансированными благодаря подведению под единую смысловую основу, за счет общего фонда смысловых образований» (там же).

Сохранение субъектности каждого участника группы мы осуществляем через специфические формы активности —вовлечение в разнообразные виды совместной деятельности, вовлечение в общественную коллективную жизнь: участие студентов в круглых столах, в совместных спортивных мероприятиях, совместных трудовых мероприятиях

— субботниках, в мероприятиях развлекательного характера, в научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах по различным проблемам, в мероприятиях интеллектуального характера, участие в благотворительных акциях.

Также сохранение субъектности каждого участника студенческой группы включает в себя субъект-субъектное взаимодействие студентов и преподавателей, признание самоценности каждого студента, осознания его активной позиции в профессиональной деятельности, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала.

Исходя из вышесказанного и опираясь на психологические исследования, можно говорить о том, что сохранение субъектности каждого участника группы возможно на основе активно-преобразующей деятельности, что является, по нашему мнению, важным условием, обеспечивающим формирование готовности будущих менеджеров к сплочению персонала в процессе профессиональной подготовки вузе, т.к. степень развитости собственной субъектности учащегося является важнейшим обстоятельством конструктивного субъект-субъектного взаимодействия студентов. При этом субъект-субъектные отношения в процессе профессиональной подготовки в вузе способствуют актуализации учащегося, раскрытию его новых возможностей, способностей и функций.

Г. Н. Сериков подчеркивает, что «каждый член группы, являясь субъектом своей жизнедеятельности, одновременно является одним из субъектов во взаимодействии с другими членами группы. Направленность проявляющейся субъектности каждого члена группы определяет общее направление группового сплочения, т. к. свойства сплочения зависят от проявлений

НАУчНЫЕ ТРУДЫ МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

2015 №1

субъектностей всех членов группы» (Сериков, 2008: 16). «Одно дело, когда каждый из них, проявляя субъектность, руководствуется только личным мнением, — пишет он, — другое дело, когда партнеры пришли к согласию относительно проявления своих субъектностей в процессе взаимодействия друг с другом. В таком случае взаимодействие партнеров характеризуется сплоченностью субъектностей соответствующих партнеров» (там же). Сплочение субъектностей является одним из наиболее значимых аспектов их сплочения в целом. Субъектность как свойство человека невозможно устранить вообще. Тем более это невозможно, если речь идет о его неформальном согласии сотрудничать с партнерами в процессе взаимодействия с ними. И только личность, отчетливо осознающая свою субъектность во взаимодействии с другими субъектами, способна на проявления сплочения в группе (там же).

Отсюда понятно, что в процессе сплочения первостепенное внимание необходимо уделять прогрессивному онтогенезу сплоченности их субъектностей.

Также Г. Н. Сериков считает, что сплочение субъектностей возможна лишь на основе добровольного, самоуправляемого присоединения каждого из них к общему субъекту управления (там же).

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что сохранение субъ-ектности каждого участника группы является важнейшим условием формирования готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, т. к. направленность проявляющейся субъектности каждого члена группы определяет общее направление группового сплочения, а свойства сплочения группы зависят от проявлений субъектностей всех членов группы. И только личность, отчетливо осознающая свою субъектность во взаимодействии с другими субъектами, способна на проявления сплочения в группе.

Сохранение субъектности каждого участника малой группы, с нашей точки зрения, способствует позитивному изменению таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы; степень эмоциональной привлекательности для ее членов; позитивным межличностным взаимоотношениям и взаимодействиям в группе, что в целом содействует развитию групповой сплоченности. При этом, каждый член группы являясь субъектом своей жизнедеятельности, одновременно является одним из субъектов во взаимодействии с другими членами группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Зинченко, В. П. (1999) Психологический словарь. М. : Педагогика-Пресс.

Карпинский, К. В. (2002) Человек как субъект жизни : монография. Гродно: ГрГУ.

Петровский, А. В. (1982) Личность. Деятельность. Коллектив. М. : Политиздат.

Сериков, Г. Н. (2008) Управление образовательным учреждением. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ ; ИЦ «Уральская Академия». Ч. 1. Явление и понятие.

Хлызова Ирина Валерьевна — заместитель директора по учебно-методической работе колледжа Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-7809. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель — д-р пед. н., проф. В. А. Ситаров.

Khlyzova Irina Valerievna, Deputy Principal for education and methodology, College of Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 37478-09. Email: [email protected]. Research advisor - Doctor of Pedagogy, Professor V. A. Sitarov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.