КУЛЬТУРОЛОГИЯ
СОХРАНЕНИЕ САКРАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КАК ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Гибельгаус Т.А. Email: [email protected]
Гибельгаус Татьяна Андреевна - аспирант, кафедра историко-культурного наследия и туризма, институт истории, социальных коммуникаций и права Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Аннотация: одна из главных задач современного общества - это сохранение объектов культурного наследия, к которым, в частности, относятся водные сакральные источники.
Водные сакральные источники являются одними из наиболее почитаемых объектов культурного наследия среди населения Алтайского края. Ежегодно к источникам края тысячи людей совершают паломничество, с целью рекреационного восстановления. В данной статье приводится опыт «Отряда Родник», который в рамках гранта Министерства науки и высшего образования России изучал и восстанавливал сакральные источники Алтайского края.
Ключевые слова: культурное наследие, сакральный источник, объект культурного наследия, почитаемый источник, родник.
PRESERVATION OF SACRED SOURCES OF THE ALTAI REGION AS OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE Gibelgaus TA.
Gibelgaus Tatyana Andreyevna - рost-graduate Student, DEPARTMENT OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE AND TOURISM, INSTITUTE OF HISTORY, SOCIAL COMMUNICATIONS AND LAW, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL
EDUCATION
ALTAI STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, BARNAUL
Abstract: от of the tasks of modern society is the preservation of objects of the main cultural heritage. Sacral water springs are one of the most revered objects of cultural heritage among the population of the Altai Territory. Every year, thousands ofpeople make pilgrimages to the sources of the region, with the aim of recreational recovery. In this article, the experience of the "Rodnik Detachment", within the framework of this article, is being taught to the Ministry of Science and Higher Education of Russia, to study and restore the sacred sources of the Altai Territory.
Keywords: с^tural heritage, sacred source, object of cultural heritage, revered source, spring.
УДК 719
Одна из характерных черт человеческого бытия — это наделение сакральным статусом природных объектов. Особое место в сакрализации играют водные объекты. Все народы, независимо от религии, всегда приписывали воде возрождающие силы. Русское население, и в том числе население Алтайского края не является исключением. Основой почитания водных источников является особенное уважение русского человека к воде, исходящей из матери-земли.
Изучение почитаемых сакральных источников является довольно популярной темой в науке, и к настоящему времени представлено обширной историографической базой [Виноградова 2006, Гераськин 2007, Ермакова 2010,2011 и др.].
Интерес учёных к этому типу культовых объектов обусловлен прежде всего интересом народных масс к почитаемым местам. Сакральные источники без преувеличения можно назвать самыми почитаемыми объектами не только в России, но и в других странах. Такое исключительное положение, как уже говорилось ранее связано с древностью и уникальностью представлений о воде и ее свойствах.
Что же такое водный сакральный источник?
Современный словари и энциклопедии не дают развернутого ответа, что такое сакральный источник. В них лишь указана этимология слова «сакральный», т.е. божественный, относящийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный.
Из этого мы можем сделать вывод, что сакральный источник - это водный природный источник, наделенный божественными свойствами, относящийся к определенному религиозному культу, в месте которого совершаются религиозные ритуалы и обряды.
Наиболее известными и почитаемыми водными сакральными источниками Алтайского края являются «Родник Святой ключ» с. Сорочий Лог, Черный Камень и Горячий ключ в Краснощековском районе и многие другие [5].
Основная цель современной науки по отношению к почитаемым водным источникам - это их сохранение как объектов природного и культурного наследия [5].
Что же понимается под сохранением объекта культурного наследия и какие конкретные меры в данном направлении проводятся в отношении почитаемых водных источников в Алтайском крае.
Согласно ст. 40 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под сохранением объекта культурного наследия понимаются - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ [6].
Как уже говорилось выше, на территории Алтайского края находится значительное количество водных почитаемых источников, относящихся к объектам культурного наследия, состояние которых весьма разнообразно.
Одни источники облагорожены и не требуют дополнительно вмешательства для его сохранения, другие же, напротив, нуждаются в комплексе мер, для сохранения этого источника как объекта культурного наследия.
К таким источникам на территории Алтайского края, нуждающимся в сохранение, ремонте и приспособление относятся Никольский источник г. Барнаул, Родник «Святой ключ» с. Сорочий Лог Первомайского района Алтайского края, Святой ключ Жуланихинской пустыни и многие другие.
Перечисленные выше источники попали под проект «Родники нашей памяти», реализованный на средства гранта Министерства науки и высшего образования России.
В ходе реализации проекта было изучено состояние 14 источников, очищена и благоустроена территория, отреставрированы, а в ряде случаев воссозданы объекты их инфраструктуры. Прекрасным примером в этом случае служит Святой ключ Жуланихинской пустыни. Усилиями экспедиции создана каптажная камера, просторная терраса, купальня, часовня, благоустроена территория вокруг источника.
Помимо обустройства, очистки источников источниками участниками экспедиции была проведена обширная научная работа, которая заключалась во всестороннем
изучении источников, как объектов культурного и природного наследия. В частности, участниками экспедиции во всех восстановленных/облагороженных источниках были произведены заборы пробы воды, которые были переданы на лабораторный анализ, с целью установления качества и свойств воды. Так же участниками экспедиции собран широкий круг архивных материалов, устных свидетельств, которые послужившие опорой изучения истории источников.
Таким образом, на территории Алтайского края ведется широкая работа по изучению и сохранению почитаемых водных источников, являющихся объектами природного и культурного наследия.
Помимо работы по сохранению уже имеющихся объектов культурного наследия проводится работа по выявлению источников, которые на данный момент не относятся к объектам культурного наследия.
Список литературы /References
1. Виноградов В.В. Почитание источника в Псковской области: колодец в болоте // Традиционная культура, 2006. № 4. С. 33-40.
2. Гераськин Ю.В. Из истории борьбы советской власти с паломничеством к святым источникам // Российский научный журнал, 2007. № 1. С. 25-33.
3. Ермакова Е.Е. Почитание ключа вблизи села Рябова Викуловского района Тюменской области // Гуманитарные науки Сибири, 2011. № 3. С. 111-113.
4. Ермакова Е.Е. Исцеление водой: почитаемые источники юга Тюменской области // Вестник Тюменского государственного университета, 2011. № 3. С. 27-32.
5. Труевцева О.Н., Гибельгаус Т.А. Устный источник как метод сохранения сакральных источников / О.Н. Труевцева, Т.А. Гибельгаус // Фундаментальные проблемы гуманитарных наук: опыт и перспективы развития исследовательских проектов РФФИ материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Издательство: Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул) / под науч. ред. Н.А. Матвеева. Барнаул, 2020.
6. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 № 73-ФЗ (последняя редакция).