ОБРАЗОВАНИЕ И KVAbTVPА
____________I В.Н. Саттаров
СОХРАНЕНИЕ МЕДОНОСНЫХ ПЧЕЛ APIS MELLIFERA И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ПЧЕЛОВОДСТВА
Ключевые слова: медоносная пчела, популяция, раса, порода, пчеловодство, школа, предпрофильные и профильные классы.
Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы и перспективы сохранения и разведения популяций среднерусской породы (расы) медоносной пчелы Apis mellifera mellifera L. 1758; раскрываются тенденции развития школьного пчеловодства путем внедрения уроков по пчеловодству в предпрофильные и профильные 9—11 -е классы общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан.
Пчеловодство -основная отрасль агропромышленного комплекса, отвечающая за улучшение и сохранение селекционно-племенных свойств медоносных пчел (Apis mellifera), существующих рас (пород) и популяций, хорошо приспособленных к условиям конкретных природных зон и интенсивным технологиям производства, что основано на селекции популяций естественных рас медоносных пчел. Распространение тех или иных рас пчел ограничивается в основном эколого-географическими особенностями того или региона (в частности, природно-климатическими условиями, растительностью, рельефом местности и т.д.). Длительный эволюционный процесс медоносной пчелы связан с адаптацией к конкретным условиям существования и разделением на подвиды (расы). В последние десятилетия широкое распространение получило определение «местные» (или «аборигенные») пчелы. С точки зрения систематики, это пчелы, эволюционирующие длительное время в данной местности. Для большинства регионов России такой пчелой является среднерусская раса, однако сейчас за этим понятием скрываются чаще всего помесные пчелы различного происхождения, которых нельзя отнести ни к одной из известных Apis.
Начиная с 30-х годов прошлого столетия, «южные» пчелы в большом количестве завозились в Центральную зону России, в частности для восстановления пчеловодства после войны 1941-1945 годов. Перемещались пчелы из одной зоны в другую и в связи с необходимостью организации опыления энтомофильных культур. Но особый размах метизация пчел получила вследствие пропаганды использования помесных Apis для получения эффекта гетерозиса (часто научно не обоснованной). К сожалению, данная точка зрения устойчива и по сей день, хотя получить дополнительную продукцию за счет гетерозиса на помесном фоне неизвестных пчел практически невозможно. До начала семидесятых годов метизация шла в основном за счет завоза в северные районы кавказских пчел. В дальнейшем, наряду с этой расой, широкое распространение получили и карпатские пчелы. По сведениям многих ученых, на сегодняшний день данная раса пчел является одной из перспективных для разведения и использования во многих регионах России. Однако, как и завоз кавказских, распространение карпатских пчел происходило бесконтрольно, что привело к созданию помесных, а не генофондных массивов пчел [6].
Чистопородное (сельскохозяйственный термин) разведение является основным методом совершенствования пчел: на современном этапе развития пчеловодства он дает возможности для совершенствования существующих рас пчел, приспосабливающихся к новым экологическим условиям и кормовой базе. Кроме того, данный метод позволяет с большой эффективностью использовать гетерозис внутри самой расы и в то же время дает материал для получения помесей при проведении скрещивании пчел.
За последние два века ареал среднерусской расы Apis mellifera L. существенно сократился из-за интенсивной вырубки лесов, бессистемной интродукции других рас и распространения новых болезней [5]. Россия, вероятно, еще обладает резервами для восстановления генофонда среднерусской расы. К тому же освоение огромных медоносных ресурсов Российской Федерации, расположенных в центральных и северных районах европейской части страны, на Урале и, особенно в Сибири, просто невозможно без использования богатейшего генофонда самой зимостойкой из всех пчел - среднерусской, или темной европейской, лесной пчелы [2]. В данной расе наиболее известными являются башкирская, алтайская и полесская популяции [1].
В настоящее время сохранение и дальнейшее рациональное использование генофонда аборигенных популяций пчел, в том числе башкирской популяции, предполагает наличие федеральных и региональных программ, национальной стратегии и плана действий по их сохранению. Реализация данных мероприятий требует осмысления и внедрения фундаментальных современных стратегий, таких как разработка и исполнение комплекса научных исследований; специальные организационно-хозяйственные и правовые меры; целевое выделение материально-технических и финансовых средств, использование возможностей современных образовательных технологий и инновационных разработок в средних и высших учебных заведениях, что, в конечном итоге, изменит традиционную стратегию селекции пчел [3].
С учетом рассмотренных проблем современного пчеловодства («Педагогический журнал Башкортостана» [4]), нами предложена комплексная стратегия сохранения башкирской популяции среднерусской расы медоносной пчелы:
1. Внедрение программы по пчеловодству в предпрофильные и профильные 9-11-е классы общеобразовательных учреждений (Министерство образования Республики Башкортостан, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы).
2. Инвентаризация и паспортизация породной принадлежности пчел пасек пятидесяти четырех административных районов РБ (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, ГУСП «Башплемсервис», Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы).
3. Определение системы приоритетов и принятие соответствующих правовых документов, регламентирующих деятельность по сохранению башкирской популяции среднерусской расы медоносной пчелы с учетом имеющихся экономических возможностей (Правительство Республики Башкортостан, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан).
4. Разработка систем генетического мониторинга и информационного обеспечения сохранения медоносной пчелы (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, ГУСП «Башплемсервис», Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы).
5. Разработка и реализация локальной (региональной) программы по устойчивому развитию, использованию и сохранению медоносной пчелы в Республике Башкортостан (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирский научноисследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, ГУСП «Башплемсервис», ФГУ ГПЗ «Шульган-Таш», Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы).
6. Создание сети генофондных хозяйств; организация регионального криобанка и регионального центра, ответственного за сохранение башкирской популяции среднерусской породы медоносной пчелы (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, ОАО «Башкирское» по племенной работе, ГУСП «Башплемсервис», ФГУ ГПЗ «Шульган-Таш»).
7. Обучение управлению генетическими ресурсами; разработка программы обучения национальных кадров для выполнения различных задач по сохранению медоносной пчелы и биоразнообразия в целом (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, Башкирский государственный аграрный университет).
8. Создание web-сайта в глобальной сети и обеспечение его функционирования и доступности имеющейся информации по инвентаризации, мониторингу ресурсов, организаций и др., информации по медоносной пчеле Республики Башкортостан (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, Башкирский государственный аграрный университет, ГУСп «Башплемсервис», ФГУ ГПЗ «Шульган-Таш»).
Представленные научные программно-организационные компоненты решения актуальной проблемы характеризуют многогранность и ресурсоемкость возможностей сохранения популяций медоносных пчел на территории не только Республики Башкортостан, но и Российской Федерации в целом.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан №233 от 13 октября 2005 года в целях государственной поддержки и развития пчеловодства была принята концепция и Программа «Развитие пчеловодства в Республике Башкортостан на 2006-2010 гг.», где рекомендовалось пересмотреть содержание школьных программ с обязательным включением в них факультативов по пчеловодству. Параллельно с этим в ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» в 2006 году были открыты курсы «Школьное пчеловодство» по профессиональной переподготовке учителей для ведения занятий по пчеловодству в предпрофильных и профильных классах общеобразовательных учреждений.
27 июля 2011 года было подписано Распоряжение №949-р Правительства Республики Башкортостан:
1. В целях сохранения и расширения ареала распространения башкирской породы медоносных пчел в рамках реализации Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 февраля 2011 года №38 утвердить план развития пчеловодства в Зауралье на 2011-2015 годы.
2. Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан и Министерству образования Республики Башкортостан разработать сметы расходов, связанных с реализацией мероприятий плана развития пчеловодства в Зауралье на 2011-2015 годы, и представить эти сметы в Правительство Республики Башкортостан на утверждение до 1 ноября 2011 года.
Согласно этому плану, Министерство образования РБ приняло решение: утвердить план мероприятий по организации преподавания курса пчеловодства в школах; отделу общего образования довести данный план до органов управления образованием муниципальных образований Зауралья.
В соответствии с этим, в Министерстве образования Республики Башкортостан была создана рабочая группа по разработке учебных программ и пособий, специальной литературы по пчеловодству. В дальнейшем на базе кафедры биологии и биологического образования БГПУ имени М. Акмуллы был подготовлен и издан учебник «Пчеловодство» (изда-
тельство «Китап» им. Зайнаб Биишевой) для предпрофильных и профильных 9-11-х классов общеобразовательных учреждений.
18 мая 2012 года в Бурзянском районе Республики Башкортостан прошло совместное зональное совещание на тему: «О выполнении Плана развития пчеловодства Зауралье на 2011-2015 гг.», утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2011 года №949-р, и Календарного плана мероприятий по реализации данного распоряжения на 2012 год, утвержденного Заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - руководителем Аппарата Правительства РБ 20 января 2012 г., где было принято решение:
- принять к сведению информацию о ходе выполнения Плана развития пчеловодства в Зауралье на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2011 года №949-р;
- утвердить примерные списки оборудования для кабинетов пчеловодства или разделов пчеловодства в кабинетах технологии, пасек;
- одобрить примерную смету расходов на приобретение оборудования для кабинетов пчеловодства или разделов пчеловодства в кабинетах технологии, пасек;
- рекомендовать органам местного самоуправления Зауралья принять планы Администраций муниципальных районов и городских округов по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2011 года №949-р. «О развитии пчеловодства в Зауралье на 2011-2015 гг.» и Календарного плана мероприятий по реализации данного распоряжения на 2012 год, утвержденного Заместителем Премьер-министром Правительства Республики Башкортостан - руководителем Аппарата Правительства Республики Башкортостан 20 января 2012 г.;
- рекомендовать муниципальным органам управления образованием и образовательным учреждениям: а) обеспечить целевое использование средств, выделенных в рамках Комплекса мер по модернизации общего образования на приобретение учебнолабораторного оборудования (для кабинетов пчеловодства или разделов пчеловодства в кабинетах технологии, пасек) в соответствии с примерными списками оборудования для кабинетов пчеловодства или разделов пчеловодства в кабинетах технологии, пасек; б) предусмотреть часы на преподавание элективных курсов в предпрофильных и профильных 9-11-х классах за счет компонента общеобразовательного учреждения (не менее 1 часа в неделю в каждой параллели) при разработке учебных планов на 2012/2013 учебный год; в) предусмотреть возможность создания кабинетов пчеловодства или разделов пчеловодства в кабинетах технологии, пасек во всех образовательных учреждениях; г) систематически распространять и обобщать опыт отдельных педагогов, образовательных учреждений, районов, успешно работающих по организации преподавания пчеловодства в общеобразовательных учреждениях.
Благодаря вышеупомянутым решениям, сегодня, при поддержке Правительства Республики Башкортостан, за счет комплекса мер по модернизации общего образования учебный курс «Пчеловодство» внедрен в более чем сорока школах Зауральской зоны РБ, например: Абзелиловский район (д. Абдульмамбетово и Казмашево; с. Амангильдино, Иш-кулово, Ташбулатово, Халилово); г. Баймак и район Баймак (д. Уметбаево, Нижнетагирово, Сосновка; с. Юмашево, Бекешево, Кусеево, Старый Сибай, Темясово); Бурзянский район (д. Абдулмамбетово, Аскарово, Байназарово, Иргизлы, Старомунасипово, с. Старосубхангулово); Зилаирский район (д. Юмагужено, Юлдыбаево, Дмитриевка, с. Зилаир и Матраево); Зианчуринский район (д. Башкирская Ургинка, Ишемгулово, Ибраево и с. Абзаново,); Учалинский район (с. Комсомольск, Ахуново, Озерный, Уразово); Хайбул-линский район (д. Янтышево; с. Галиахметово, Большеабишево, Ивановка); г. Сибай (школа №11). В данный список можно включить и ряд других административных районов Республики, где успешно ведутся занятия по пчеловодству, например: Миякинский, Ишимбайский, Чишминский и др.
Таким образом, при государственной поддержке выполняются перспективные исследовательские и внедренческие работы по различным аспектам формирования сельского образовательного пространства и инновационного потенциала школ [3], в данном случае -реализация мероприятий по разработке, внедрению и апробации учебника «Пчеловодство» для учащихся предпрофильных и профильных классов общеобразовательных учреждений служит примером совершенствования и развития инновационного потенциала сельской школы и высшего учебного заведения, модели ступенчатого развития и становления школьника не только как высоко развитой личности, но и как специалиста. Работы в данном направлении будут способствовать реформированию современной сельской школы и развитию ее инновационного потенциала, системной реформе сельской школы для возрождения сельского социума, формированию знаний и навыков в области биологии и энтомологии, воспитанию научного мировоззрения, нравственности, эстетического вкуса, бережного отношения к природе и экологической культуре. Ибо, как известно, воспитание в людях чувства бережного отношения к животному и растительному миру как части окружающей природной среды, понимания ими непреходящей ее ценности составляет важный этап духовного развития человека.
1. Билаш, Г.Д. Селекция пчел [Текст] / Г.Д. Билаш, Н.И. Кривцов. - М. : ВО Агропромиздат, 1991. - 303 с.
2. Гранкин, Н.Н. Селекция и воспроизводство среднерусских пчел для центральных и северных областей России [Текст] / Н.Н. Гранкин : автореф. дис. ... д-ра с-х. наук. - М., 1997. - С. 3.
3. Кочетов, А.С. В интересах возрождения деревни и села [Текст] / А.С. Кочетов // Пчеловодство. - 2008. - №9.
- С. 2-4.
4. Сатаров, В.Н. Комплексная стратегия сохранения башкирской пчелы и ее логико-смысловая модель [Текст] / В.Р. Туктаров, Е.М Иванцов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - №4(29). - С. 248-258.
5. Черевко, Ю.А. Гетерозис при чистопородном разведении пчел [Текст] / Ю.А. Черевко // Пчеловодство. - 1995.
- №2. - С. 17-19.
6. Черевко, Ю.А. и др. / Ю.А. Черевко, Л.Д. Черевко, Л.И. Бойценюк, А.С. Кочетов // Пчеловодство. - М. : КолосС, 2006. - 296 с.