Научная статья на тему 'Сохранение культурного наследия в малых музеях: краеведческий музей г. Ломоносова'

Сохранение культурного наследия в малых музеях: краеведческий музей г. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
490
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ЭКСПОЗИЦИЯ / АРХЕОЛОГИИ / КУЛЬТУРЫ / ИСТОРИИ ГОРОДА / СОХРАНЕНИЕ / М. В. ЛОМОНОСОВ / МУМИЯ / ЦВЕТ СТЕКЛА / И. СТРАВИНСКИЙ / MUSEUM / EXPOSITION / ARCHEOLOGY / CULTURE / TOWN’S HISTORY / CONSERVATION / M. LOMONOSOV / MUMMY / COLOR GLASS / I. STRAVINSKY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рожнова Ольга Витальевна

Статья обсуждает вопрос о проблеме сохранения культурного наследия в небольших городах. Акцент статьи сделан на археологических предметах как важных составляющих исторической памяти города на примере экспозиции краеведческого музея г. Ломоносова. В экспозиции представлены элементы архитектурного убранства, фрагменты раскопок на месте утраченной фабрики М. Ломоносова в Усть-Рудице, уникальные мумии XVIII в., экспонаты по военной истории города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of cultural heritage in small museums: Museum of Local Lore, Lomonosov

This article contain the information of conservation cultural problems of little town. The local history museum of Lomonosov store the lose town history as memory from descendents. The important part of museum exposition is the archeology (architectural, color glass of M. Lomonosov, mummy of 18th century, military archeology). The other part of exposition is the memorial hall of family I. Stravinsky

Текст научной работы на тему «Сохранение культурного наследия в малых музеях: краеведческий музей г. Ломоносова»

УДК [069:908](470.23)

О. В. Рожнова

Сохранение культурного наследия в малых музеях: Краеведческий музей г. Ломоносова

Статья обсуждает вопрос о проблеме сохранения культурного наследия в небольших городах. Акцент статьи сделан на археологических предметах как важных составляющих исторической памяти города на примере экспозиции краеведческого музея г. Ломоносова. В экспозиции представлены элементы архитектурного убранства, фрагменты раскопок на месте утраченной фабрики М. Ломоносова в Усть-Рудице, уникальные мумии XVIII в., экспонаты по военной истории города.

Ключевые слова: музей, экспозиция, археологии, культуры, истории города, сохранение, М. В. Ломоносов, мумия, цвет стекла, И. Стравинский

Olga V. Rozhnova

Preservation of cultural heritage in small museums:

Museum of Local Lore, Lomonosov

This article contain the information of conservation cultural problems of little town. The local history museum of Lomonosov store the lose town history as memory from descendents. The important part of museum exposition is the archeology (architectural, color glass of M. Lomonosov, mummy of 18th century, military archeology). The other part of exposition is the memorial hall of family I. Stravinsky

Keywords: museum, exposition, archeology, culture, town's history, conservation, M. Lomonosov, mummy, color glass, I. Stravinsky

Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы... Культурная среда столь же необходима для его (человека) духовной, нравственной жизни. для его нравственной самодисциплины и социальности.

Д. С. Лихачев1

В последнее время наибольшую остроту приобрел диалог между сохранением культурной среды и утилитарным ее использованием. Причем перевес часто оказывается на стороне утилитарной. Поэтому краеведческий музей как хранитель информационной модели социальной памяти приобретает статус практически единственного источника сохранения культурной среды малого города.

Один из аспектов исторического прошлого г. Ораниенбаума-Ломоносова связан с дачной жизнью. «Особую прелесть. придавали деревянные постройки, использовавшиеся для постоянного проживания и в качестве летних дач. Стилистика частных домов была разнообразной, нередко эклектичной: в них переплетались

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

165

______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации____

«русские», «швейцарские», «готические» и другие элементы. Но при этом в подавляющем большинстве постройки отличала целостность художественной концепции и профессионализм исполнения. Они составляли архитектурную ткань города, сейчас почти полностью утраченную»2.

Говоря о культурной среде города Ломоносова, нельзя не сказать о существовании целого комплекса зданий, связанных в XIX - начале XX в. с военной историей России. Это Офицерская стрелковая школа, в которой высший командный состав империи проходил повышение своей квалификации. На полигоне школы проходило испытание боеприпасов различных образцов мирового уровня, что послужило разработке отечественных моделей стрелкового оружия. В комплекс входили сооружения вспомогательного характера (казармы, офицерское собрание, штаб и пр.).

Длительное время постройки использовались в качестве жилых домов, часть была отдана в аренду организациям. В наше непростое время эти дома стали обременительны для содержания, и постепенно исчезают с лица города.

Одна из последних сохранившихся зданий - дом по улице Еленинской, 25. Построенное для нужд Офицерской стрелковой школы, оно претерпело ряд изменений. Сегодня в нем расположился городской краеведческий музей. И благодаря этой новому назначению здание не просто приобрело новый статус, но и постепенно становится централизованным объектом сохранения культурного фонда города, не только сберегая вещи как таковые в их материальном воплощении, но и те ощущения, которые вызывает данный предмет.

Краеведческий музей г. Ломоносова гостеприимно распахнул свои двери после многолетнего ремонта в 2011 г. в рамках празднования 300-летнего юбилея города.

История создания историко-краеведческих музеев в городе Ораниенбауме-Ломоносове после 1917 г. такова. Есть сведения, что в доме № 2 по улице Ленинской (ныне д. 25 по ул. Еленинской) в 1920-21 гг. располагались отдел народного образования, библиотека и музей учебных пособий3. В дальнейшем в доме находились райвоенкомат, жилые помещения.

В доме 7 на Пароходной улице был создан Ораниенбаумский музей обороны Петрограда (его другое название «Музей подавления Кронштадтского восстания», предположительно организован в 1931-1935 гг.), на здании была установлена памятная доска4. Музей существовал до середины 1950-х гг. Дом был разобран в 1984 г. после пожара.

В 1970 г. на базе комнаты боевой славы был организован краеведческий музей г. Ломоносова. Он занимал различные здания: на Дворцовом пр., д. 46, улице Рубакина, д. 15 / 11, затем переехал по адресу: Еленинская, д. 25.

За более чем 40-летнюю историю в музее активно пополнялись фонды в самых разных направлениях, но основной приоритет был отдан истории Ораниенбаумского плацдарма. Затем сформировались такие направления как история города,

166

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_

дачный быт и др. Археологические изыскания на территории района привнесли свое направление в формирование фондовых коллекций. Особое место занимают мемориальные коллекции (В. В. Бианки, Н. М. Филатов, Г. Д. Костылев, И. Ф. Стравинский). Музей ставит перед собой задачу - сохранить постепенно исчезающее историческое прошлое города, а также и района (перекликаясь с деятельностью районного краеведческого музея, располагающего по адресу ул. Профсоюзная, д. 7).

Стремление сберечь память об архитектурном убранстве города породило в 1980-е г. проект по созданию серии акварелей и рисунков. Сегодня эта коллекция служит основным источником информации об облике города в разные временные периоды и постоянно используются в архивной и научной работе.

Раскопки в крепости Копорье, организованные Ленинградским отделением института археологии АН СССР в 1970-е г., в которых участвовало почти 150 человек - архитекторы, инженеры, студенты, школьники из Ленинграда и Ломоносова, в том числе школьный отряд под руководством председателя Ломоносовского районного отделения общества охраны памятников, заслуженного учителя РСФСР А. А. Плаксина, позволили обнаружить многочисленные материальные свидетельства крепостного быта XVIII в. Результаты археологических изысканий были переданы в Краеведческий музей г. Ломоносова. Сегодня эти предметы разместились на панели макета крепости Копорье, специально разработанного для экспозиции.

Другой пример утраченного сооружения - фабрика М. В. Ломоносова по производству цветного стекла в Усть-Рудице. Ныне на месте фабрики - памятный гранитный знак, а в экспозиции музея в специально созданных драйверах макета фабрики - цветное стекло, стеклярус и бисер с места раскопок.

Мумии из захоронений поселка Мартышкино, переданные в 2007 г. в музей, являются единственной памятью о лютеранском кладбище. Мумификация произошла исключительно благодаря условиям захоронения в хорошо вентилируемых склепах. Само кладбище было отдано в 1975 г. под жилую застройку.

Скульптура Психея была найдена в 1980 г. на пустыре г. Ломоносова при экскаваторных работах. В этом месте в XIX столетии размещался дачный участок семьи Голубевых. Сегодня на месте дачи - комплекс жилых домов, центральная площадь города. Работа неизвестного мастера XIX в. представляет собой мраморный торс парковой женской фигуры. Назвали ее рабочие Венерой, но при рассмотрении аналогов очевидно родство с Психеей с ее с кокетливо изогнутыми бедрами, декорированными драпировкой, из-под которой выглядывает изящная женская ножка. На спине у скульптуры два отверстия для крепления, предположительно для крылышек.

Археологический фонд содержит элементы декора деревянного зодчества. Фонд пополнялся деталями при разборке домов. Сегодня фрагменты резного деревянного убранства, заботливо сохраненные поисковиками-краеведами, представлены в экспозиции музея в разделе «XIX в.».

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

167

______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации______

Экспонаты по теме военной археологии разместились в зале воинской славы, посвященном двум основным направлениям: офицерская стрелковая школа в Ораниенбауме, развитие русского стрелкового оружия и Ораниенбаумский плацдарм.

В разделе, посвященном деятелям Офицерской стрелковой школы, демонстрируются образцы пуль и патронов системы Смит-и-Вессон, Наган, пули Минье, винтовки Бердана № 2, унитарный патрон к винтовке Мосина, найденные при полевых исследованиях территории полигона.

Ораниенбаумский плацдарм - это не просто слова для многих, кто живет и трудится в г. Ломоносове. События, разворачивавшиеся в период ВОВ на территории Ораниенбаума, отражены в части экспозиции, посвященной данной тематике. За годы существования музея было собрано огромное количество предметов военной археологии, занявших почетное место в новой экспозиции музея.

Создавая новое выставочное пространство к 300-летию города, хотелось сделать историю доступной для посетителей различного возраста, вывести на новый уровень показ и интерпретацию музейного объекта. В основе построения экспозиции - принцип интерактивности, чтобы посетитель мог включиться в процесс активного узнавания и участия в событиях. С этой целью используются технические новинки: интерактивная карта города, действующий макет фабрики М. В. Ломоносова в Усть-Рудице, модель винтовки Мосина и не имеющая аналогов модель кабины самолета ЛА-5, воссозданная по образцу самолета героя Советского Союза уроженца г. Ораниенбаума Г. Д. Костылева.

Второй принцип построения - мемориальность. Были взяты за основу три персоналии: М. В. Ломоносов, И. Ф. Стравинский и Г. Д. Костылев. Среди мемориальных комплексов особое место занимает уголок Игоря Федоровича Стравинского, композитора с мировым именем. Игорь Стравинский родился в Ораниенбауме в доме полковницы Худынцевой на Швейцарской улице в 1882 г. и был третьим сыном артиста Федора Игнатьевича Стравинского, солиста Мариинского театра. Вторично И. Стравинский побывал в Ломоносове во время своего визита в 1962 г. От дома на Швейцарской улице осталось лишь упоминание и несколько фрагментов ступеней, сейчас на этом месте располагается электростанция. В экспозиции демонстрируются стилизованный комплекс дачной гостиной и кабинета отца композитора -Федора Игнатьевича Стравинского. Это единственное в России мемориальное воплощение памяти Игоря Стравинского (на Украине есть музей Стравинского, город Устилуг). Тема Стравинского вышла за рамки музея, она реализовалась в создании двух музыкальных фестивалей под общим названием «Стравинский-фест», которых приняли участие ведущие музыканты и музыковеды города.

Работа с документами и людьми - важный этап в сохранении памяти о городе и горожанах. Происходит пополнение информационного потенциала краеведческих объектов. В музей приходят потомки именитых горожан, людей, история семей которых неразрывно связана с Ораниенбаумом / Ломоносовым. Семейные архивы

168

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification___

открывают новые страницы жизни города (в качестве примера семья купца Савельева - горожане XIX в., семья Пыжовых в своих дневниках описывает городскую жизнь начала ХХ в. и период отечественной войны 1941-1945). Часто получается так, что только благодаря семейным архивам становится известна новая информация (получение единственного изображения купца Савельева, о городском фотографе И. Яковлеве, о школьной жизни начала ХХ в. от Курец Владимира Константиновича, чья семья проживала на территории Мартышкино). Ведется работа с потомками семьи Стравинских в России. Огромное число воспоминаний связано с военным периодом. Музей формирует архив и использует фотографический и рукописный материал в лекционной и выставочной работе. На лекциях активно обсуждаются новые материалы, и жители привносят свою лепту в формировании исторической памяти о городе.

В 2011 г. музей принял участие в конкурсе «Музейный Олимп», получив премию в номинации «Экспозиция года». Безусловно, все стало возможным благодаря активному вкладу тех, кто стоял и до настоящего времени руководит и направляет работу музея - его историков-краеведов-директоров (А. Н. Бурак, В. А. Шанаев, А. А. Плаксин, Ю. В. Кучук) - и кропотливому труду рядовых сотрудников музея.

Примечания

1 Лихачев Д. С. Великое наследие: заметки о русском. СПб., 1997. С. 547.

2 Цит. по: Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: ист.-архитектур. путеводитель. СПб.: Европ. дом, 2002. С. 322, 325.

3 ЦГА СПб. Ф. 577. Оп. 2. Д. 97 (1920 г.). Л. 71; Ф. 577. Оп. 1. Д. 275 (1921 г).

4 Козлов Д. Сталин в Ораниенбауме // Перспектива. 1999. 20 мая.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.