СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 94(5)
Д. Эрдэнэбат
аспирант, Бурятский государственный университет
E-mail: erdenebat_buural@yahoo. com
СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ В МОНГОЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕ: ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Приведенные в статье аргументы позволяют прийти к выводу об актуальности специального культурологического изучения исторической преемственности в сохранении культурного наследия Монгольской империи в Монгольском государстве. В обосновании актуальности выявляются несколько важных аспектов. Среди них общемировые процессы, значительно повысившие роль культуры и культурного наследия в жизнедеятельности государств; смена идеологических представлений, благодаря которой после многих лет забвения появилась возможность изучения истории и культуры Монгольской империи; дальнейшее развитие науки, новые методологии и методы исследования, позволяющие изучить тему с новых позиций. Результаты исследования могут способствовать включению в список материального и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО монгольских объектов, что позволит активизировать туристические потоки в страну и проводить акции для сохранения раритетов. Актуальность исследования обоснована также политической и экономической стратегиями современной Монголии. Немаловажную роль в актуализации темы играет ее малоизученность и в целом начальное развитие культурологии как науки в Монголии. Выявленные аспекты актуальности исследования демонстрируют потенциальные возможности получения определенных научных результатов, имеющих теоретическую и практическую значимость не только для монгольской, но и для российской науки.
Ключевые слова: Монгольское государство, Монгольская империя, культурное наследие, историческая преемственность
Для цитирования: Эрдэнэбат, Д. Сохранение культурного наследия Монгольской империи в Монгольском государстве: об актуальности исследования исторической преемственности /Д. Эрдэнэбат // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 1 (45). - С. 129-133.
Предпринимается попытка постановки вопроса об актуальности исследования проблемы исторической преемственности в сохранении культурного наследия Монгольской империи в Монгольском государстве. Выдвигается гипотеза актуальности исследования данной проблемы, решению которой могут способствовать современные методологии и методы науки. Для решения поставленной в статье задачи последовательно рассматриваются несколько аспектов. Объектом исследования является культурное наследие Монгольской империи, широко используемое в Монгольском государстве (Монгол Улс, далее Монголия). Предмет исследования - специфика исторической преемственности в сохра-
нении культурного наследия Монгольской империи в Монголии.
В первую очередь актуальность темы исследования обусловлена тем, что в XX в. в структуре ряда стран культурное наследие из периферийного продвигается на центральное место, становится в современном мире важным элементом мировой туристической индустрии и соответственно важным экономическим фактором [4]. Возможность сохранения культурного наследия в высокой степени аутентичности в определенной степени является показателем социально-экономического уровня развития страны и имеет глубокую внутреннюю историческую и аксиологическую значимость.
129
Актуальность определяется также возросшим интересом общества к ценностям этнокультурного наследия народов земли, в том числе кочевнического мира, дальнейшим развитием pax mongolica. В Монголии культурное наследие, ядром которого является историческая и культурная память, понимается как система базовых представлений общества о прошлом, закрепленная в памятниках культуры и социальной традиции. Оно все больше соотносится с Монгольской империей как временем наиболее известных достижений этноса. Появляются работы о том периоде, в их числе книги российских и монгольских авторов. Например, в монографии Н. Н. Крадина и Т. Д. Скрынни-ковой история средневековых монголов рассмотрена на базе новейших теоретических открытий в области социокультурной и политической антропологии [7]. Коллективная монография российских и монгольских ученых характеризует монгольский мир в философско-историческом аспекте, проводит культурологический анализ традиционной и современной духовной культуры монголов, рассматривает демографические, социально-экономические и политико-правовые проблемы [9].
Важно акцентировать внимание на сосуществовании в Монголии историко-культурной памяти, помогающей сформировать коллективную и национальную идентичность, и культуры повседневности, связанной с обыденной жизнью аратов (скотоводов). Монголия относится к одному из уголков Земли, где соседствуют постиндустриальное общество и кочевой образ жизни со всеми атрибутами его жизнеобеспечения [5].
Еще одной причиной, актуализирующей тему, является то, что часть объектов исследования - раритеты, обладающие достоинствами предметов музейного значения: информативностью, экспрессивностью, аттрактивностью, репрезентативностью, ассоциативностью. Такие же свойства отличают многие предметы повседневного обихода, эталонная часть которых хранится в музейных коллекциях, а другая находится в повседневном пользовании у современных монголов.
К настоящему времени музеи Монголии, России и других стран владеют небольшими коллекциями оружия и боевой экипировки средневековых монгольских воинов как наступательного, так и защитного характера (нередко это лишь их фрагменты, в основном археологические памятники). Широкое распространение получает их реконструкция не только в Монголии, но и в России. Некоторые из них хранятся в музеях или демонстрируются на выставках [8; 11]. Они нуждаются в более полном введении в научный оборот как важные источники для историков, этнографов, культурологов, конструкторов и дизайнеров одежды. Монгольская средневековая техника и технология производства вышеуказанных предметов может быть востребована в современном мире в киноиндустрии, театральном искусстве, сувенирном производстве и высокой моде.
В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2015 г. значится 14 объектов Монголии. Четыре материальных объекта включены по культурным критериям: Убсунурская котловина; культурный ландшафт долины р. Орхон; комплекс петроглифов в Монгольском Алтае; священная гора Бурхан-Халдун и ее окрестности, связанные с именем Чингис-хана. В Списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 10 объектов Монголии, 6 из них помечены грифом нуждающихся в срочной охране [12]. Это традиционная игра на флейте цуур, эпос «Тууль», народный танец «Биелгэ», исполнение народной протяжной песни в сопровождении лимбэ - техника кругового дыхания, монгольская каллиграфия, ритуал «задабривания» верблюдиц. В Репрезентативном списке ЮНЕСКО 4 объекта: народная музыка, исполняемая на моринхуре, традиционное певческое искусство хоомей, На-адом, традиционный праздник, а также игра в кости [12]. Приведенные факты свидетельствуют о том, что в стране проводится работа по включению памятников культурного наследия в список ЮНЕСКО. В то же время требуется дальнейшее научное изучение объектов культурного наследия для расширения данного списка. Эта проблема актуальна, потому что включение объекта в список способствует не только
130
его международному престижу, но и экономической выгоде, развитию туризма.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена еще тем, что экономика современной Монголии в достаточной степени строится на утилизации продуктов кочевого скотоводства, развитии производства кожаных и трикотажных изделий, их широком экспорте. Немалое место в экономике занимает производство сувениров из кожи животных и рыб, меха и трикотажа различной ценовой категории. Сбор новых материалов по традиционной монгольской технологии обработки домашнего сырья, введение их в научный оборот могут способствовать внедрению дополнительных методов традиционных техники и технологии в современное фабричное производство. Практика использования традиционных знаний в современной технологии получает в мире все большее развитие, в том числе в Монголии и России.
Еще одним аспектом актуальности темы является ее малоизученность. Объективно отмечено, что реальное развитие культурологии в Монголии происходит с двух сторон: с одной, исследование монгольскими учеными культуры своей страны, с другой - исследование культуры Монголии зарубежными учеными-монголоведами, в том числе советско-российскими. Весомый вклад российского монголоведения в изучение культуры заключается в подготовке высококвалифицированных кадров в вузах и аспирантуре, а также в создании научных институтов для изучения истории и культуры Монголии [2].
Трудов, посвященных культурологическим аспектам истории и культуры Монголии, в настоящее время немного. Это обусловлено, как объективно отметил в 2006 г. монгольский исследователь Б. Нацагдорж, тем, что «самостоятельную дисциплину - культурологию в Мон-
голии развивают совсем недавно» [10, с. 7]. Подобным образом ситуацию видит и О. Дарамза-гдын [3]. С тех пор прошло десять лет, монгольская культурология естественно получила дальнейшее развитие. Например, опубликована статья С. Г. Жамбаловой и Д. Эрдэнэбата о военной культуре монголов [6]. Вышли и другие материалы по культурологии [1], целый ряд работ написан в Монголии.
Проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам. Актуальность культурологического изучения исторической преемственности в сохранении культурного наследия Монгольской империи в современной Монголии обосновывается рядом объективных причин различного порядка. Это современные общемировые процессы, повысившие роль культуры и культурного наследия в жизнедеятельности государств. Новые мировые идеологические представления усилили интерес к Монгольской империи, а современные методологии и методы научного исследования открыли перспективы изучения известных источников и фактов с новых позиций. Результаты исследования могут найти практическое применение. Они будут содействовать включению новых монгольских объектов в список культурного наследия ЮНЕСКО и организации акций для сохранения раритетов, что в свою очередь активизирует туристические потоки, имеющие важное значение для экономики страны. Современные политические и экономические стратегии Монголии актуализируют исследования исторической преемственности в сохранении средневекового культурного наследия в современном государстве. Приведенные аргументы обоснования актуальности рассмотрения данной темы демонстрируют потенциальные возможности получения определенных научных результатов, имеющих теоретическую и практическую значимость.
1. Бадамжавын, Б. Проблема периодизации музыкальной культуры Монголии: автореф. дис. ... канд. культурологии / Б. Бадамжавын; МГУ. - Москва, 2000. - 22 с.
2. Вклад русских ученых-монголоведов в развитие культурологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eastasiaacademy.com/mongolia.html. - Дата обращения: 03.11.2015.
131
3. Дарамзагдын, О. Семейная культура современной Монголии: автореф. дис. ... канд. культурологии / О. Дарамзагдын; ВСГАКИ. - Улан-Удэ, 2005. - 21 с.
4. Дахин, С. Д Сохранение материального культурного наследия в полиэтничном регионе: историко-культурный анализ: автореф. дис. ... канд. ист. наук / С. Д. Дахин; Астраханский гос. ун-т. - Астрахань, 2012. - 20 с.
5. Жамбалова, С. Г. Кочевой образ жизни в современном мире: проблемы традиционализма и модернизации / С. Г. Жамбалова // Ученые записки Забайкал. гос. гуманитар.-пед. ун-та. Сер.: Филология, история, востоковедение. - 2012. - № 2 (43). - С. 142-149.
6. Жамбалова, С. Г. Некоторые аспекты феномена военной культуры Монгольской империи / С. Г. Жамбалова, Д. Эрдэнэбат // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2015. - № 4 (22). -С. 77-85.
7. Крадин, H. H. Империя Чингис-хана / H. H. Крадин, Т. Д. Скрынникова. - Москва: Восточная литература, 2006. - 557 с.
8. Кяхтинский краеведческий музей предлагает облачиться в доспехи рыцаря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minkultrb.ru/news/detail.php. - Дата обращения: 13.01.2016.
9. Монгольский мир: между Востоком и Западом / под ред. Ю. В. Попкова, Ж. Амарсаны. - Новосибирск: Автограф, 2014. - 351 с.
10. Нацагдорж, Б. Монгольская культура в цивилизационно-историческом контексте: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Б. Нацагдорж; Ростов. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2006. - 21 с.
11. «Ратная доблесть веков»: Реконструкция оружия и доспехов XIII - XVII вв.: пресс-релиз [Электронный ресурс] // Вестник Кирилло-Белозерского музея. - 2011. - № 21. - Режим доступа: http://www.kirmuseum.ru/issue/guide/detail.php?ID=48704. - Дата обращения: 13.01.2016.
12. Browse the lists of intangible cultural heritage and the register of best safeguarding practices [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unesco.org/culture/ich/en/lists. - Дата обращения: 11.01.2016.
Получено 25.01.2016
D. Erdenebat
post-graduate student, Buryat State University E-mail: erdenebat_buural@yahoo. com
THE PRESERVATION OF THE CULTURAL HERITAGE OF THE MONGOL EMPIRE IN THE MONGOLIAN STATE: THE RELEVANCE OF THE STUDY OF HISTORICAL CONTINUITY
Abstract. The above article's arguments lead to the conclusion of a special cultural relevance of the study of historical continuity in preservation of the cultural heritage of the Mongol Empire in Mongolia. Some important aspects of it have been revealed: global processes, significantly increasing the role of culture and cultural heritage in the life of nations; changing ideological concepts thanks to which the opportunity to study the history and culture of the Mongol Empire has appeared after many years of neglect; further development of science, new methodologies and methods allowing to explore the topic from a new angle. The study can promote the inclusion of Mongolian objects in the list of tangible and intangible cultural heritage of UNESCO that promotes activation of tourist flow into the country and carrying out actions for the conservation of rarity. The relevance of the research has been justified by the political and economic policies of modern Mongolia. The topic is little-studied as well as development of cultural studies as a science in Mongolia taking its first steps. Identified aspects of the relevance of studies demonstrate the potential for obtaining certain scientific results having theoretical and practical significance not only for Mongolia, but also for Russian science.
132
Keywords: Mongolian state, Mongolia, the Mongol Empire, cultural heritage, preservation, relevance For citing: Erdenebat D. 2016. The preservation of the cultural heritage of the Mongol Empire in the Mongolian State: the relevance of the study of historical continuity. Herald of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 1 (45): 129-133.
References
1. Badamzhavyn B. 2002. Problema periodizatsii muzykal'noy kul'tury Mongolii [Problems of periodization of musical culture of Mongolia]. Moscow: Moscow State University. 22 p. (In Russ.).
2. Vklad russkikh uchenykh-mongolovedov v razvitie kul'turologii [Contribution of the Russian scientists-mo ngolists to development of cultural science] [Electronic resource]. Available from: http://eastasiaacademy.com/mongolia.html (accessed: 03.11.2015). (In Russ.).
3. Daramzagdyn O. 2005. Semeynaya kul'tura sovremennoy Mongolii [Family culture of modern Mongolia]. Ulan-Ude: East Siberian State Academy of Culture and Arts. 21 p. (In Russ.).
4. Dakhin S. 2012. Sokhranenie material'nogo kul'turnogo naslediya v polietnichnom regione: istoriko-kul'turnyy analiz [Preservation of material cultural heritage in the poliethnic region: historical and cultural analysis]. Astrakhan: Astrakhan State University. 20 p. (In Russ.).
5. Zhambalova S. 2012. The nomadic way of life in the modern world: problems of traditionalism and modernization. Uchenye Zapiski Zabaykal'skogo Gosudarstvennogo Universiteta [Scholarly notes of Transbaikal State University. Series: Philology, History, Oriental Studies]. № 2: 142-149.
6. Zhambalova S., Erdenebat D. 2015. Some aspects of a phenomenon of military culture of the Mongolian empire. Issues of social-economic development of Siberia. № 4 (22): 77-85. (In Russ.).
7. Kradin N., Skrynnikova T. 2006. Imperiya Chingis-khana [The Empire of Genghis Khan]. Moscow: Vostochnaya Literatura. (In Russ.).
8. Kyakhtinskiy kraevedcheskiy muzey predlagaet oblachit'sya v dospekhi rytsarya [The Kyakhtinsky museum of local lore suggests to put on the knight's armor] [Electronic resource]. Available from: http://minkultrb.ru/news/detail.php (accessed: 13.01.2016). (In Russ.).
9. Mongol'skiy mir: mezhdu Vostokom i Zapadom [Mongolian world: between East and West]. 2014. Popko-va IU., Amarsana ZH., ed. Novosibirsk: Avtograf. (In Russ.).
10. Natsagdorzh B. 2006. Mongol'skaya kul'tura v tsivilizatsionno-istoricheskom kontekste [Mongolian culture in a civilization and historical context]. Rostov-on-Don: Rostov State University. 21 p.
11. «Ratnaya doblest' vekov». Rekonstruktsiya oruzhiya i dospekhov XIII - XVII vv. ["Military valor of centuries": Reconstruction of the weapon and armor of the 13-17 centuries]. 2011. Vestnik Kirillo-Belozerskogo muzeya [Bulletin of the Kirillo-Belozersky museum]. [Electronic resource]. № 21. Available from: http://www.kirmuseum.ru/issue/guide/detail.php (accessed: 13.01.2016). (In Russ.).
12. Browse the lists of intangible cultural heritage and the register of best safeguarding practices [Electronic resource]. Available from: http://www.unesco.org/culture/ich/en/lists (accessed: 11.01.2016).
Received 25.01.2016
133