Gulyaev Sergey Mirinovich - candidate of medical sciences, senior researcher, laboratory of experimental biology, Institute of General and Experimantal Biology SB RAS, ph.: 8(3012)433713, e-mail: [email protected]
Nikolaev Sergey Matveevich - doctor of medical sciences, professor, head of the department of biologically active substances, Institute of General and Experimental Biology SB RAS, ph.: 8(3012)433713.
Turtueva Tatyana Anatolyevna - postgraduate student, Institute of General and Experimantal Biology SB RAS, Ulan-Ude.
УДК 371.024
© Н.Н. Малярчук, Е.Н. Цыбикова
СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ: ФУНКЦИИ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
В статье описываются направления сохранения здоровья детей в образовательных учреждениях. Ключевые слова: образование, здоровье, школьники, федеральный закон, школьная медицина.
N.N. Malyarchuk, E.N. Tsybikova
PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF SCHOOL CHILDREN HEALTH: FUNCTIONS OF HEALTH AND EDUCATION SYSTEMS
This article describes the ways of preserving the health of children in educational institutions. Keywords: education, health, pupils, Federal law, school medicine.
Формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья школьников должно стать одной из приоритетных задач отечественной системы здравоохранения.
В России в течение последних двух десятилетий уровень здоровья обучающихся имеет стабильно негативную динамику из-за существующего комплекса неблагоприятных факторов (экономических, социальных, экологических, генетических), влияющих на здоровье подрастающего поколения. Ученые и практики говорят о значимой роли системы образования как в разрушении, так и сохранении здоровья детского населения.
В Докладе экспертов всемирной организации здравоохранения «Глобальная стратегия охраны здоровья женщин и детей» от 2 мая 2012 года отмечается, что потенциальные возможности образования как решающего фактора, способного влиять на уровень здоровья детей и подростков, реализуются только в случае комплексного развития следующих направлений:
1) школьная среда (School environment);
2) школьное питание (Nutrition services);
3) программы и практические руководства физической активности (Physical activity programs and practices);
4) медицинские услуги в школе (School health services);
5) образование детей в сфере здоровья (Health education);
6) психологическое и социальное консультирование (School counseling, psychological and social services);
7) повышение квалификации работников школ в области здравоохранения (School-site I health promotion for staff);
8) активное участие семьи и общества (Family and community involvement) [1].
В России деятельность образовательных учреждений в перечисленных направлениях сохранения здоровья обучающихся на сегодняшний день нормативно закреплена федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -
ФЗ) [8].
В частности, статьей 41 ФЗ установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися;
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся;
Н.Н. Малярчук, Е.Н. Цыбикова. Сохранение и развитие здоровья школьников: функции систем здравоохранения и образования
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- организацию питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, вне-учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- организацию и создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требования охраны труда;
- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.
Обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, статьей 42 ФЗ предусмотрена организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
В ч. 2 ст. 44 отмечается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Реализация обозначенных в федеральном законе направлений сохранения и укрепления здоровья обучающихся возложена на образовательные организации и органы исполнительной власти в сфере здравоохранения [8].
Особо отметим, что в реальных условиях права обучающихся в сфере оказания медицинских услуг в школе грубо нарушаются, поскольку на базе образовательного учреждения зачастую работает лишь одна медсестра (норматив в школе 1 педиатр и 2 медсестры на 1 тыс. детей), успевающая выполнять лишь работу по выполнению плана профилактических прививок.
Для выполнения федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» необходимо создавать структуры школьной медицины силами специального подразделения детского лечебно-профилактического учреждения (отделения «Профилактики заболеваний учащихся»). Основные функции этого отделения следующие [2]:
- обеспечение оказания лечебно-диагностической и консультативной помощи обучающимся и воспитанникам при экстренном обращении;
- организация профилактических осмотров обучающихся для решения вопроса о допуске к соревнованиям, кроссам, турпоходам;
- обеспечение профилактических медицинских осмотров для выявления ранних и скрытых форм хронических заболеваний и функциональных отклонений, комплексной оценки состояния здоровья, составления индивидуальных заключений и рекомендаций для обучающих и воспитанников;
- организация выявления ранних и скрытых форм социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов В и С, наблюдение за ту-бинфицированными детьми;
- обеспечение динамического медицинского наблюдения за ростом и развитием обучающихся и воспитанников;
- организация диспансерного наблюдения за здоровыми детьми, а также обучающимися и воспитанниками, имеющими морфофункцио-нальные и функциональные отклонения;
- организация медицинского контроля за условиями и технологиями обучения и воспитания, питанием, трудовым обучением, физкультурно-оздоровительной работой в образовательных учреждениях;
- организация противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательном учреждении;
- обеспечение иммунопрофилактики в установленном порядке;
- организация выявления факторов риска ухудшения здоровья обучающихся, воспитанников и подготовка предложений по их коррекции;
- обеспечение предупреждения заболеваний опорно-двигательного аппарата, болезней органа зрения, заболеваний органов пищеварения, болезней эндокринной системы, нарушений обмена веществ и расстройств питания;
- обеспечение оздоровления обучающихся и воспитанников, перенесших острые респираторные вирусные инфекции;
- оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий и анализ состояния иммунизации и выполнения плана профилактических прививок;
- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся с учетом состояния здоровья и индивидуального врачебного профессионального консультирования учащихся по выбору профессий, соответствующих состоянию здоровья;
- обеспечение гигиенического обучения и воспитания обучающихся, воспитанников и их родителей, педагогических работников, в том числе с использованием интернет-ресурсов;
- организация работы по формированию здорового образа жизни обучающихся и воспитанников;
- организация взаимодействия с медицинским персоналом, администрацией и педагогическим коллективом образовательного учреждения, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами, специалистами учреждений муниципальной и федеральной систем здравоохранения по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;
- обеспечение ведения утвержденных форм учетной и отчетной медицинской документации;
- обеспечение планирования медицинских мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях; организация взаимодействия со специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов (комиссий) для решения экспертных вопросов в пределах своей компетенции; обеспечение руководства органов исполнительной власти в сфере образования и образовательных учреждений обобщенными результатами профилактических осмотров, данными о состоянии здоровья обучающихся и воспитанников и предложениями по организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья и профилактику факторов риска ухудшения здоровья обучающихся и воспитанников;
- обеспечение освоения и внедрения в практику работы новых научно обоснованных профилактических и оздоровительных технологий, имеющих разрешительные документы и рекомендованных к реализации в образовательных учреждениях;
- формирование социального заказа местным органам власти на создание оптимальных условий жизнедеятельности детей, межсекторальных программ профилактики заболеваний учащихся, формирование у них здорового образа жизни.
Решение многогранных проблем здоровья школьников возможно при совместной работе заинтересованных ведомств и органов власти. Базовое условие для эффективного выполнения всех видов деятельности - специалисты отделения должны постоянно присутствовать в образовательном учреждении в течение всего времени его работы.
Литература
1. Андреева И.Г. Содержание образования в свете государственной политики сохранения здоровья нации // Педагогика. -2012. - № 10. - С. 31-39.
2. Кучма В.Р. Школьная медицина. А нужна ли она сегодня? Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях - основа профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков // Школа здоровья. - 2012. - № 1. - С. 3-8.
3. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога. -Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. -192 с.
4. Малярчук Н.Н., Чимаров В.М. Роль педагога в воспитании культуры здоровья обучающихся в условиях современной социокультурной образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. -2012. - №9. - С. 44-51.
5. Международная программа PISA-2006 / под ред. Г.С. Ковалевой. - М., 2006.
6. Международная оценка образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment - PISA): примеры заданий по естествознанию / сост. Г.С. Ковалева, Н.Г. Кошеленко. - М., 2007. - 115 с.
7. Разумовский В.Г. О качестве знаний и необходимости реформирования школы // Педагогика. -2011. - № 4.
8. Режим доступа:
http ://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
9. Режим доступа: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm
Малярчук Наталья Николаевна - доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Тюменского государственного университета, тел. 8(3452) 36-94-61, e-mail: [email protected].
Цыбикова Елена Николаевна - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения медицинского факультета Бурятского государственного университета, тел. 89243511779; e-mail: [email protected]
Malyarchuk Natalia Nikolaevna - doctor of pedagogical sciences, candidate of medical sciences, professor, department of medical and biological disciplines and life safety, Tyumen State University, ph. 8(3452) 36-94-61, e-mail: [email protected].
Tsybikova Elena Nikolaevna - candidate of medical sciences, senior lecturer, department of public health and health care, medical faculty, Buryat State University, ph. 8(3012)44-8255, e-mail: [email protected]
УДК 612.15-616.366-089.881