Научная статья на тему 'Сохранение и развитие традиций танцевальной культуры Воронежского края в интеграции школьного курса «Историческое краеведение» и уроков ритмики и танца'

Сохранение и развитие традиций танцевальной культуры Воронежского края в интеграции школьного курса «Историческое краеведение» и уроков ритмики и танца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1103
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ / ТРАДИЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Паничева А. К.

На основе историко-культурологических источников в статье рассматривается проблема сохранения традиций танцевальной культуры в изучении художественной культуры Воронежского края, ориентируясь на исторический принцип построения основной общеобразовательной программы «Историческое краеведение» и программы «Ритмика и танец», анализируется процесс интеграции этих двух программ в образовательном процессе школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение и развитие традиций танцевальной культуры Воронежского края в интеграции школьного курса «Историческое краеведение» и уроков ритмики и танца»

2. Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности / М.И. Боб-нега // Проблемы общения в психологии. - М.: Институт психологи РАН, 1981. - С. 241-264.

3. Загальна психолопя: Подручник / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинська, З.В. Огородтйчук та ш. - К.: Каравела, 2009. - 464 с.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Ка-лик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

6. Крижанская Ю.С. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. - Л.: Издательство ЛГУ 1990. - 208 с.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. Учебное пособие для студентов-психологов / А.А. Леонтьев. - Тарту: ТГУ 1974. - 220 с.

8. Столяренко Л.Д. Педагогическое общение / Л.Д. Столяренко. - Рос-тов-н/Д: «Феникс», 2004. - C. 238-247.

9. Сафонов В.С. О психологии доверительного общения / В.С. Сафонов // Проблема общения в психологии. - М., 1981. - С. 264-272.

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ В ИНТЕГРАЦИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» И УРОКОВ РИТМИКИ И ТАНЦА

© Паничева А.К.*

Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, г. Санкт-Петербург

На основе историко-культурологических источников в статье рассматривается проблема сохранения традиций танцевальной культуры в изучении художественной культуры Воронежского края, ориентируясь на исторический принцип построения основной общеобразовательной программы «Историческое краеведение» и программы «Ритмика и танец», анализируется процесс интеграции этих двух программ в образовательном процессе школы.

Ключевые слова: Воронежский край, традиция, историческое краеведение, художественная культура, народное художественное творчество, танцевальная культура, интеграция.

В современных условиях большое значение для сохранения и развития культурного российского наследия имеет региональное краеведение. Повы-

* Аспирант, педагог дополнительного образования НОУ СОШ «Классика».

шение уровня региональной автономии вызвало на всех российских территориях всплеск интереса к собственному прошлому. На местах издаются краеведческие энциклопедии, альманахи, журналы. Важная роль в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной школе отводится национально-региональному компоненту его содержания. В этой связи в образовательные программы школы введен курс «Историческое краеведение» [3]. Данный курс призван создавать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины. Методологической основой содержания образовательного краеведения является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Содержание курса нацеливает на использование предметных, межпредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью. Ориентируясь на исторический принцип построения основной общеобразовательной программы «Историческое краеведение» и программы «Ритмика и танец», педагоги этих дисциплин совместно определяют структурные элементы их интеграции в изучении художественной культуры своего региона. Данная интеграция направлена на развитие личности школьника в контексте культуры, а также сохранения, возрождения и развития культуры как среды, «растящей и питающей личность» (П. Флоренский).

Воронежский регион представляет собой уникальную социокультурную среду, где разнообразные формы культуры и народного художественного творчества объединяют участников научных, культурных, общественных и творческих институтов, оказывая влияние на решение проблемы формирования российской гражданской идентичности молодого поколения. Воронежская земля - родина Пятницкого, Кольцова и Никитина, Станкевича и Бунина, Крамского и Бучкури, Маршака и т.д. Народные таланты - предтеча больших достижений в развитии культуры и искусства. Песенный край крестьянской доли и народной удали - Воронеж - и сегодня в числе самых голосистых, самых песенных и танцующих городов [1].

В статье за основу историко-культурологического анализа ценностных доминант художественной культуры Воронежского края взято танцевальное искусство как наиболее подвижный феномен субкультуры региона, выражающий этнические, этические, нравственные искания её носителей. Источниковедческую базу исследования составили: материалы Воронежского исторического архива; краеведческого отдела Воронежской областной библиотеки; публикации в периодической печати, посвященные художественной культуре Воронежского края; документы и материалы, отражающие становление и развитие художественной культуры музыкального и театрального творчества России и Воронежского края.

Обращение к региональному материалу, связанному с танцевальным искусством, дает возможность более глубоко анализировать и понимать проблему соотношения универсального и особенного в культурно-историческом процессе, видеть особенности их проявления в данной области творческой деятельности, совершенствовать понимание механизмов становления, функционирования и изменения культурного пространства. Ведь танец всегда не просто занимал определенное место в социокультурной реальности, но и отображал в себе культуру того или иного исторического времени в ее целостности. Данное обстоятельство является важным фактором для исследования динамических представлений танцевальных традиций в культуре региона.

В многообразии русской танцевальной культуры народная хореография Воронежского края (пляски-игры, хороводы, кадрили, тестеры и др.) - одна из богатейших. На протяжении длительного исторического периода танцевальная культура региона остается наиболее мощной и целостной мировоззренческой системой. Сохранять, приумножать, внедрять ее традиционные формы в жизнедеятельность социума возможно с помощью интеграции танцевального искусства и исторического краеведения региона. Русская пляска всегда являлась неотъемлемым компонентом регионального фольклора. Слово, музыка, действие, танец сосуществовали в своем неразрывном единстве, дополняя и обогащая друг друга [2, 6, 9].

Среди народных плясок Воронежской губернии выделяется огромное количество хороводов (карагодов) как в быстром темпе (плясовые, или «частые», исполняемых под песни «Ой, со вечера, с полуночи», «Сухота», «Ходила-гуляла», «Пойду млада по воду»), так и в медленном темпе (ходовые «У голубя», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «Ой, цветочки мои лазоревые»). Музыкальным сопровождением танцев обычно служило пение самих исполнителей. Известны такие названия танцев в Воронежском крае, как «Матаня», «Усманский перепляс», «Утушка луговая» и другие.

Особое место в народном музыкально-песенном искусстве принадлежит частушке, под которую исполнялись различные подтанцовки [5]. Большое место в репертуаре многих музыкально-танцевальных коллективах региона занимает «частушка», которая ввиду своей лаконичности, исключительной доходчивости, простоты и злободневности пользуется в настоящее время широкой популярностью у народа, ее воспитательное значение трудно переоценить. Воронежская частушка - одна из самых популярных во многих творческих коллективах региона. Свое наивысшее развитие жанр получил в творчестве Героя Социалистического Труда, народной артистки М.Н. Мордасовой, заслуженной артистки РСФСР Е. Молодцовой.

Множество танцев исполнялось во время больших и малых календарных праздников. Известный русский фольклорист Михаил Забылин в своем труде «Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия», пересказывая мнение

воронежского историка и краеведа отца Евгения (Болховитинова), писал: «В Воронеже до 1762 года ежегодно отправлялся перед заговеньем Петрова поста до вторника второго поста народный праздник, или игрище, Ярило - остаток какого-нибудь древнего языческого торжества... Это празднество сопровождалось играми и плясками.» [цит. по: 1, с. 6]. В разделе «Праздники и увеселения крестьян села Верхотишанки» (Памятная книжка Воронежской губернии за 1870-1871 гг.) дается описание традиционных игр, плясок и хороводов, проводимых на «Святочной неделе», в праздники «Вознесение» и «Масляница». Особый интерес у молодежи вызывали песни и хороводы: «на святой неделе девки и молодцы, собравшись на улице и составив круг, выбирают из среды себя двух подруг, из которых одна, представляющая черпеца, надевает себе на голову шляпу, а другая ходит за нею около круга». Звучат песни хороводные, протяжные, плясовые, свадебные и т.д.) [7, с. 291-302].

Специфической особенностью танцевального фольклора Центрального Черноземья является наличие общих танцевальных видов и различных форм, бытующих только в одной области. Так, к ним можно отнести хороводы, пляски («Матаня», «Сербиянка», «Барыня» и др.), бытовые танцы («Раковяк», «Светит месяц», всевозможные виды полек), танцы-игры, присущие всему Черноземью. Обязательными для танцев всего региона являются такие компоненты, как импровизация, соревнование, выразительность исполнения, его «красноречие». К отличительным особенностям необходимо отнести различие в характере, манере исполнения, лексическом материале [6, с. 119].

«Чем же примечателен творческий стиль воронежцев?» - этот вопрос часто задают зрители. Он основан на певческой традиции южнорусских воронежских песен, чрезвычайно своеобразных по широте распева, по полифонической хоровой ткани, богатству и импровизационности мелодического рисунка и ритмической подвижности. В газете «Коммуна» (1946) в статье «О народной песне» дается характеристика ее особенностей: «Народное песенное творчество нашей области отличается исключительным разнообразием форм, самобытностью, музыкальностью и поэтической красотой. Не случайно поэтому многие знаменитые композиторы ехали «за песнями» из Москвы в воронежскую деревню» [8, с. 9]. Первый проложил дорогу за песнями в воронежский край наш земляк Митрофан Ефимович Пятницкий. В 1910 году, во время своей поездки по бывшему Бобровскому уезду, он встретил не только отдельных исполнителей старинных народных песен, как, например, 75-летнюю Арину Колобаеву («Аринушку») и двух ее дочерей, но обнаружил «целый заповедник русского народного творчества. Это была большая группа крестьян - мужчин и женщин, составлявших своеобразную народно-крестьянскую капеллу, в репертуаре которой были замечательные образцы старинной крестьянской песни. Здесь сохранилась не только старинная песня, но и старинные костюмы, обрядность. Вот тогда и зародилась у М.Е. Пятницкого мысль о показе столичной публике подлинных ис-

полнителей русской народной песни, об организации первого в России крестьянского концерта» [8, с. 9]. Свою идею М.Е. Пятницкий осуществил 17 февраля 1911 года. В зале Дома Союзов в Москве был дан первый в России концерт русского народного хора, состоявшего из крестьян Воронежской губернии. А через 32 года в суровые дни Великой Отечественной войны (1943), в непосредственной близости к фронту (прифронтовой поселок Анна) родился младший собрат хора Пятницкого - Воронежский хор русской народной песни под руководством композитора К. Массалитинова [6]. В 2013 году Государственный академический Воронежский русский народный хор, носящий имя своего основателя, отметил 70-летие. Современный творческий стиль Воронежского русского народного хора служит возрождению исконно народного, подлинного. Унаследованное богатство не только сохраняется, но и приумножается, ведется целенаправленный творческий поиск убедительных сценических решений, чтобы старинные мелодии и ритмы оживали на современной сцене, не теряя самобытности, но приобретая новый блеск и выразительность. Новые программы хора - это не концерты, а яркое народное действо, драматургически скомпонованное, пронизанное единой творческой идеей (В.Н. Помельников, Г.Ф. Белоусов, Ю.В. Копытин и др.). Воронежский русский народный хор широко использует все жанровое многообразие песенного фольклора в своей области. И это не просто возврат к старому, а поиски в культуре прошлого свежих мотивов, созвучных действительности переживаний. Старые мотивы давно умолкнувших песен засверкали иным блеском. Таковы, например, протяжные песни «Ох, отчего жа вот этот камень зарождается» и «Историческая песня о Петре I». Все старинные песни сочетаются с плясками, со сценическим действием обрядового характера. Это композиции «Былина об Илье Муромце», свадебный хоровод «У голубя золотая голова», «Калинка» (постановка М. Чернышова), «Чтой-то звон», «На печи сижу», «Весенние игры» (постановка Ю. Копы-тина). А так как большинство песен связано с игрой, обыгрыванием, коллектив плясовой группы много работает над постановкой танцев. Отличительной особенностью танцевальной группы Воронежского хора является то, что она существует не обособленно, как бы растворяясь в общем ансамбле, а дополняет его, составляет с ним одно неразрывное целое. Все танцы созданы на основе плясового фольклора Воронежской области, но в них нет чисто этнографического воспроизведения народного танца. Их основой является рожденный в народе художественный образ, преломленный сквозь призму балетмейстера-постановщика. На протяжении многих лет не сходят со сцены замечательные произведения, созданные в воронежском хоре мастерами искусства и ставшие «золотым фондом» многих народных коллективов страны: кантата «Русь» К.И. Массалитинова, урожайная сюита «Не шуми, ты рожь» (музыка Мистюкова, постановка хоровода М. Чернышова) и многие другие [1, 2, 6].

Таким образом, развиваясь на основе замечательных старинных традиций, современная русская пляска региона стала иной. Еще острее, динамичнее, виртуознее и смелее. Яркая и самобытная танцевальная культура знакомит зрителей с подлинными жемчужинами народного творчества Воронежского края. Веселье и частушки, непосредственность и обаяние молодости, массовые народные сцены и хороводы - все это создает образную картину жизни народа региона.

В результате предпринятого исследования были разработаны темы творческих проектов для школьников в интеграции уроков исторического краеведения и хореографии для общеобразовательной школы «Классика» (г. Воронеж) по материалам изучения танцевальной культуры региона. Например, подготовка творческого проекта традиционного праздника на Руси «Масленица» в Воронежском крае дала возможность школьникам прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного, музыкального, игрового и танцевального народного творчества региона. Ожидаемые результаты проекта: приобщение школьников к традициям проведения народного праздника -Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии; создание атмосферы радости приобщения к традициям народного празднования; повышение познавательного интереса к изучению краеведческого материала Воронежского края. Планирование работы над проектом включало: организацию творческих разновозрастных групп из учащихся трех ступеней обучения с учетом их интересов и способностей для выполнения различных видов заданий; работа в группах по сбору краеведческого материала об истории праздника, ее обработке и практическому использованию для организации школьного праздника; выбор формы реализации проекта; помощь в подборе музыкального сопровождения; разучивание песен, танцев, пословиц, частушек, поговорок, считалок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника. За время подготовки проекта школьники на уроках хореографии познакомились с традиционной танцевальной культурой Воронежского края, ее обрядовым и игровым характером. Свое исполнительское искусство дети показали на празднике для всех учащихся школы и приняли участие в районном конкурсе фольклорных коллективов.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что школьники с большим интересом включаются в различные виды творческой деятельности и имеют возможность активно проявить свои способности в художественной сфере во всех направлениях: в музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре. В результате проведенной работы была сделана первая попытка сформировать у школьников ценностное отношение к сохранению и развитию традиций танцевальной культуры Воронежского края на уроках ритмики и танца в интеграции с дисциплиной исторического краеведения. Данная интеграция рассматривалась как культурная идентификация в процессе восприятия национальной культуры региона, ее традиций и ценностей в современном обществе.

Список литературы:

1. Воронеж. Культура и искусство / под общ. ред. И.П. Чухнова. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006. - 648 с.

2. Воронеж хореографический: проект Управления культуры администрации городского округа город Воронеж / под общ. ред. И.П. Чухнова. -Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. - 232 с.

3. Ершова А.В. Историческое краеведение: примерная региональная программа, тематическое планирование и методические рекомендации для 8-9 классов общеобразовательной школы / А.В. Ершова, М.Л. Воронова. -Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012. - 60 с.

4. Клименко Н.А. Особенности танцевального фольклора Центрального Черноземья / Н.А. Клименко // Интегральные процессы в хореографическом образовании: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конф. - Тамбов, 2003. - С. 107-119.

5. Михаил Чернышов - мастер русского хоровода / сост. Б.П. Векслер. -Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006. - 112 с.

6. Охинько В.А. Край воронежский хореографический / В.А. Охинько, Л.Г. Сафонов. - Воронеж, 2000. - 512 с.

7. Памятная книжка для жителей Воронежской губернии за 1870-1871 гг. -Воронеж: Типография Губернского Правления, 1871. - С. 284-302.

8. Пшестанчик Р. О народной песне / Р. Пшестанчик // Коммуна. - 1946, 1 июня. - № 109 (4865).

9. Славянский мир / сост. Р.В. Андреева, В.В. Будаков, Л.Ф. Повова. -Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2001. - 272 с.

10. Областная олимпиада колхозной самодеятельности / Коммуна. -1934, 2 ноября.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Хорошева А.В.*

Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Владимир

Рассматриваются особенности структуры практических занятий по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Предлагаются способы и методы развития

* Доцент кафедры Специальной техники и информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.