Научная статья на тему 'Согласование юридических актов как общеправовое понятие'

Согласование юридических актов как общеправовое понятие Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
585
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
COORDINATION / CONSENT / LEGAL ACT / LEGAL FACT / GENERAL LEGAL CONCEPT / WILL THE RIGHT / СОГЛАСОВАНИЕ / СОГЛАСИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ / ОБЩЕПРАВОВОЕ ПОНЯТИЕ / ВОЛЯ В ПРАВЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раченкова Оксана Николаевна

В статье дается общеправовая характеристика согласования юридических актов. На основе выделенных признаков автор формулирует его определение как общеправового понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COORDINATION OF LEGAL ACTS AS GENERAL LEGAL CONCEPT

The article gives General characteristic of the harmonization of legal acts. On the basis of the allocated signs the author formulates the definition as a legal concept.

Текст научной работы на тему «Согласование юридических актов как общеправовое понятие»

УДК 340.1 ББК 67.0

© 2017 г. О. Н. Раченкова,

адъюнкт Нижегородской академии МВД России. E-mail: [email protected]

СОГЛАСОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ АКТОВ КАК ОБЩЕПРАВОВОЕ ПОНЯТИЕ

В статье дается общеправовая характеристика согласования юридических актов. На основе выделенных признаков автор формулирует его определение как общеправового понятия.

Ключевые слова: согласование, согласие, юридический акт, юридический факт, общеправовое понятие, воля в праве.

O. N. Rachenkova - Adjunct, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. THE COORDINATION OF LEGALACTS AS GENERAL LEGAL CONCEPT

The article gives General characteristic of the harmonization of legal acts. On the basis of the allocated signs the author formulates the definition as a legal concept.

Key words: coordination, consent, legal act, legal fact, general legal concept, will the right.

Развитие общественных отношений не только порождает новые правовые явления, но и приводит к необходимости рассмотрения в ином ракурсе уже существующие. Юридическая наука реагирует на такие процессы, а главенствующая роль здесь отводится науке теории государства и права, «которая, в сущности, представляет собой выведенные за скобки общие положения о законе, праве, правоотношениях, юридических фактах и т. д.» [1].

Согласование юридических актов нельзя назвать неизвестным феноменом правовой действительности. Оно не только имеет длительную историю существования, но и функционирует в современной правовой материи, однако до сих пор не получило должного научного осмысления на общетеоретическом уровне, равно как и юридическое согласование в целом. Фундаментом общетеоретической характеристики согласования юридических актов как одного из видов юридического согласования должно быть самостоятельное понятие, в котором найдут отражение его природа, сущность и закономерности функционирования. Наличие дефиниции, на наш взгляд, должно способствовать приближению к сущности и значению согласования юридических актов, а также определению его места в правовой действительности.

За основу конструирования авторского определения исследуемого понятия возьмем выявление наиболее существенных признаков, входящих в его содержание. Однако прежде всего следует указать, что предметом рассматриваемого вида юридического согласования выступает юридический акт, под кото-

рым мы понимаем действия как вид юридических фактов, выделяемый в рамках их традиционной классификации.

Проанализируем обобщающие признаки согласования юридических актов.

Согласование юридических актов необходимо рассматривать как интеллектуально-волевую деятельность, длящуюся во времени. Для совершения юридических актов, равно как и для возникновения порождаемых ими правовых последствий, необходимо объективированное волеизъявление субъекта права, который желает возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Согласование юридических актов предполагает в дополнение к волеизъявлению такого лица необходимость изъявления воли со стороны иных субъектов права (одного или более). Таким образом, лицо, имея волю на совершение правомерного действия, вынуждено сообразовывать ее с волей иных субъектов права. Воля выражается на разных этапах такого согласования.

С одной стороны, для возникновения согласования юридических актов в правовом пространстве требуется помимо его нормативного (договорного) установления наличие соответствующего запроса конкретного члена общества, который «запустит» данный механизм. Непосредственной детерминантой такого запроса является намерение удовлетворить личные потребности и интересы, то есть сформировавшаяся на то воля. Для трансформации правовой возможности в юридическую действительность лицу необходимо обозначить свою волю, которая в праве пред-

ставляет собой детерминированное и мотивированное желание достичь определенной правовой цели. Для этого необходимо проявить инициативу: обратиться к соответствующему субъекту права, изъявив свою волю в различных формах: устно, письменно, конклюдент-ными действиями, в отдельных случаях - молчанием. Главное, чтобы воля этого лица стала «доступной восприятию других» [2, с. 47].

С другой стороны, принятие соответствующим субъектом права решения о согласии (несогласии) с предлагаемым к совершению юридическим актом также есть изъявление воли. Выражая согласие (несогласие), лицо формирует собственную волю и проявляет ее во вне. Оно должно быть свободным и осмысленным, однако в отдельных случаях может носить характер невиновного поведения [3; 4].

При этом согласие соответствующего субъекта права представляет собой не просто изъявление собственной воли, а ее «приложение» к предлагаемому правомерному действию, в результате которого данный субъект принимает на себя определенную долю ответственности за последствия. В связи с этим такое согласование не должно носить формальный характер с простым принятием той или иной точки зрения обратившегося лица. С позиции волевой характеристики результат согласования представляет собой зафиксированное в установленной форме волеизъявление (положительное или отрицательное) лица, от которого испрашивалось согласие, доведенное до инициатора согласования.

Волеизъявление является первым и завершающим шагом в цепочке активных действий, образующих деятельность по согласованию юридических актов. Любая деятельность - это связующее звено между целью (объективной, но идеальной) и результатом (объективным, но реальным). Юридическая деятельность - один из факторов, способствующих переходу имеющейся у лица правовой возможности в юридическую действительность.

Согласование юридических актов как разновидность юридической деятельности выступает силой, способствующей преобразованию правовой реальности. Интеллектуально-волевой характер отражается в том, что принятие в ходе его осуществления рациональных решений основывается на отражении, осмыслении (познании) и оценке реальной действительности. Это предполагает, в част-

ности, осознание субъектами согласования обязательности такой деятельности и ее целей, соблюдение процедурных правил, а также возможных мер юридической ответственности за свои действия. Предвосхищая индивидуальную и социальную ценность своих действий и их результат, субъекты делают разумный выбор, применяя средства и способы осуществления юридического согласования. Именно волевые и сознательные процессы психики человека обусловливают усвоение субъектами согласования нормативных требований, предъявляемых к данному роду деятельности, и выбор субъектом варианта поведения на основании его внутреннего соизмерения с предписаниями норм права.

Отметим, что обозначенный признак определяется не особенностями правовой формы исследуемого феномена, а его психологической сущностью как акта деятельной активности (действия). В связи с этим данный признак может быть охарактеризован как неюридический, однако он не должен игнорироваться правом, а, наоборот, выступать основой для его юридической характеристики.

Согласование юридических актов имеет цель и направленность на результат. Обозначенный признак плавно следует из предыдущего, но, как представляется, требует отдельного рассмотрения. Дело в том, что о цели согласования юридических актов можно вести речь как в узком (относительно его субъектов), так и в широком (относительно законодателя) смыслах.

Лицо, инициируя согласование юридического акта, преследует, по крайней мере, две цели: ближайшую и отдаленную. Ближайшая цель заключается в получении согласия по предмету согласования; отдаленная - в совершении того юридического акта, ради которого и необходимо было согласование. Иначе говоря, реализация исследуемого вида согласования направлена на практическое осуществление определенных субъективных прав.

Согласование юридического акта находится в определенной зависимости от волеизъявления лица, с которым он согласуется: положительная реакция на обращение позволит приблизиться к желаемому правовому результату; отрицательная - изменит направленность правореализации либо вовсе прекратит ее. В связи с этим согласование юридических актов может быть рассмотрено в ка-

честве своеобразного правового «фильтра», который позволяет не допускать в правореа-лизацию юридические акты, противоречащие законодательству, а также интересам отдельных лиц. Таким образом, цель законодательного установления необходимости согласования отдельных юридических актов видится нам в недопущении правореализации одного лица в ущемление прав другого. Проиллюстрируем вышесказанное следующим примером. Так, по общему правилу при усыновлении ребенка необходимо получить согласие его родителей (ст. 129 Семейного кодекса РФ) [5]. Лицом, совершающим согласованный юридический акт, является усыновитель. Осуществить данное согласование ему необходимо для того, чтобы усыновление стало возможным. Между тем биологический родитель усыновляемого также имеет прямую заинтересованность в наступлении (ненаступлении) согласуемого юридического акта, так как после процедуры усыновления он утрачивает права и обязанности в отношении ребенка.

Таким образом, цель согласования юридических актов нам видится не просто в предоставлении лицу возможности совершить юридический акт, а при более широком подходе - в обеспечении интересов отдельно взятого лица, нескольких лиц, общества и государства в целом.

Согласование юридических актов характеризуется наличием особого субъектного состава. Субъектом согласования юридических актов потенциально может являться каждый субъект права. Особенность субъектного состава заключается в том, что в силу нормативного предписания все входящие в его круг лица определены посредством конкретного поименования либо указания на их социальную роль. Другими словами, законодатель и иные субъекты права очерчивают круг субъектов данного вида согласования посредством указания на необходимость согласования тех или иных юридических актов. Заметим, что в отдельных случаях используются вполне конкретные и однозначно понимаемые наименования соответствующих субъектов согласования, правда, в весьма общем виде - как заявитель и уполномоченный орган. Например, в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса РФ [6] субъектами предварительного согласования предоставления земельного участка являются заявитель и уполномоченный орган. В ч. 3 ст. 358.17 Граждан-

ского кодекса РФ [7] субъектами согласования выступают стороны залогового обязательства - залогодатель и залогодержатель.

Для предупреждения возможной неясности в отношении используемой в нашем исследовании терминологии предлагаем субъекты деятельности по согласованию юридических актов именовать следующим образом: инициатор согласования - лицо, испрашивающее согласие, и адресат согласования -лицо, от которого испрашивается согласие.

Согласование юридических актов связано с оценкой юридически значимых действий, подлежащих согласованию. Таким образом, речь идет о предмете и содержании согласования юридических актов.

Предмет юридического согласования не просто дает ответ на вопрос о том, что согласуется, а придает данной деятельности определенную направленность. Предмет согласования юридических актов образуют конкретные правомерные юридически значимые действия, которые инициатор согласования имеет намерение совершить. Таким образом, данный предмет может иметь мате-

_______^ ^ т»

риальныи или процедурный характер. В первом случае согласованию подлежит сам факт реализации права, а во втором - порядок такой реализации.

В первом случае примером может служить ст. 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [8], определяющая, что международные спортивные мероприятия могут проводиться на территории Российской Федерации только при условии согласования решений об их проведении с общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим видам спорта, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется проведение таких международных спортивных мероприятий, и с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Во втором случае - ст. 22 Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» [9], в соответствии с которой выезд территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ за пределы закрепленного за ними района выезда осуществляется в порядке, согласованном с учреди-

телем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны.

Содержание согласования юридических актов выражается не только в правах и обязанностях субъектов, но и в порядке их осуществления (сроки, процедуры, обеспечение, ответственность). Оно заключает в себе две взаимосвязанных стороны: процедурную и материальную. Процедурная сторона представлена совместными действиями субъектов по установлению соответствия предлагаемого к совершению юридического акта конкретным параметрам и критериям в рамках определенного алгоритма.

Положительная оценка юридического акта, а в отдельных случаях - и отрицательная, позволяет перейти ко второй стороне согласования - к его материальному закреплению (объективации), то есть результату. По аналогии с целью его можно представить как промежуточный и конечный. Промежуточный результат согласования - это полученный положительный (отрицательный) ответ адресата согласования. Конечный - видится нам в осуществлении юридического акта, для совершения которого и необходимо было согласование. В итоге согласование юридических актов определенным образом способствует изменению или, наоборот, сохранению наличного бытия правовой реальности.

Деятельность по согласованию юридических актов, как и ее результат, должна быть обличена в определенную форму.

Форма каждого юридического согласования в зависимости от того, какую составляющую содержания она выражает, может быть внутренней и внешней. Внутренняя форма согласования юридических актов выражает действия и операции по установлению соответствия предлагаемого к совершению юридического акта определенным параметрам и критериям, то есть это процедурно-процессуальное оформление согласования. Внешняя форма выражает результат согласования юридических актов, который должен быть доведен до всех заинтересованных лиц. Преимущественно это юридические документы, в которых объективируются вынесенное решение и совершаемые в ходе согласования действия. Например, результат согласования местоположения границ должен быть оформлен кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого

плана [10]. Созданный юридический документ обретает «определенную самостоятельность и независимость от его создателя и других субъектов» [11, с. 27]. Однако результат не каждого юридического согласования обязательно должен быть обличен в письменную форму.

Объединение вышеобозначенных признаков согласования юридических актов, обобщение и абстрагирование позволяют нам сформулировать определение согласования юридических актов. Однако здесь имеются некоторые трудности. Одна из них заключается в том, что исследуемый феномен наравне с общими сущностными чертами в отраслях частного и публичного права проявляет свою специфику. Как справедливо отмечает В. А. Болдырев, согласие компетентного публичного органа власти (его должностного лица) отличается от «классического» согласия тем, что данные органы «действуют, изъявляя свою волю не в собственных интересах, а в интересах публичных, кроме того, до выражения согласия оценка дается не экономической целесообразности или приемлемости данной сделки для конкретного лица... , а соответствию формальным критериям, установленным правом» [12, с. 85]. Другая обусловливается двойственностью этимологического значения слова «согласование» и тесно с ним связанного термина «согласие». Существующие подходы к определению рассмотренных категорий [13] позволяют сделать вывод об их единстве, проявляющемся в том, что согласие есть часть согласования, когда оно имеет положительный результат. Таким образом, согласование - это способ (путь) достижения согласия. Однако согласование может быть завершено и получением отрицательного результата - несогласия.

Состояние согласованности предмета свидетельствует о том, что в отношении него выражено согласие. Следовательно, согласование в общесоциальном смысле представляет собой процесс совершения активных действий, направленных на получение согласия определенного лица (лиц) с целью удовлетворения конкретных потребностей тех, кто принимает участие в данном процессе, и иных лиц.

С одной стороны, согласование представляет собой совместную деятельность нескольких лиц по выработке (формированию) и принятию единогласного решения, при этом, как правило, такое решение имеет значение для

каждого из субъектов согласования, которые находятся в границах общей среды. Каждый из них, будучи активным субъектом согласования, в то же время заинтересован и в его результате. С другой стороны, согласование сводится к деятельности отдельного управо-моченного лица (лиц), направленной на одобрение (неодобрение) действий иного лица (лиц). Причем это лицо прямо не заинтересовано в последствиях, поскольку для него таковые могут и не возникнуть. В отличие от первого варианта, при котором субъекты в равной степени принимают участие в согласовании, в данном случае больше выражена активность одного из них, как правило, адресата согласования.

Литература

1. Алексеев С. С. Теория права. М.,1995.

2. Демьянец М. В., Елин В. М., Жарова А. К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: моногр. М., 2014.

3. Хужин А. М. Невиновное поведение в праве (общетеоретический аспект): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2013.

4. Хужин А. М. Невиновное поведение в праве: методология, теория, практика. М., 2012.

5. Рос. газ. 1996. 27 янв.

6. Рос. газ. 2001. 30 окт.

7. Рос. газ. 1994. 8 дек.

8. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 4 дек. 2007 г. № 329-ФЗ // Рос. газ. 2007. 8 дек.

9. О добровольной пожарной охране: Федер. закон Рос. Федерации от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ // Рос. газ. 2011. 11 мая.

10. О государственном кадастре недвижимости: Федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ // Рос. газ. 2007. 1 авг.

11. Черданцев А. Ф. Логико-языковые формы в юриспруденции: моногр. М., 2012.

12. Болдырев В. А. Согласие на совершение сделки: правовая природа и место в системе юридических фактов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 2.

1 3. Раченкова О. Н. О соотношении понятий «согласие» и «согласование» // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей: сб. ст. // под ред. М. П. Полякова, Д. В. Наметкина. Н. Новгород, 2016. Вып. 22.

Таким образом, прослеживается двойственная природа согласования: это консенсу-альный характер, когда решение о совершении действия принимается совместно в многостороннем порядке, и разрешительный характер, когда решение о совершении действия принимается в одностороннем порядке.

На основании вышеизложенного предлагаем под согласованием юридических актов понимать деятельность субъектов права по установлению соответствия юридического акта определенным условиям и (или) формированию единого решения с целью обеспечения интересов личности, общества и государства, а также результат этой деятельности, выраженный в определенной форме.

Bibliography

1. Alekseev S. S. Theory of law. Moscow, 1995.

2. Dem'janets M. V., Elin V. M., Zharova A. K. Business in the Internet: monography. Moscow, 2014.

3. Huzhin A. M. The innocent behavior of law (general theoretical aspect): abstract of dis. ... PhD, Professor in Law. Nizhny Novgorod, 2013.

4. Huzhin A. M. The innocent behavior of law: methodology, theory, practice. Moscow, 2012.

5. Russian newspaper. 1996. January 27.

6. Russian newspaper. 2001. October 30.

7. Russian newspaper. 1994. December 8.

8. About physical culture and sport in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of04.12.2007 № 329-FL // Russian newspaper. 2007. December 8.

9. About the voluntary fire protection: Federal Law of the Russian Federation of06.05.2011 № 100- FL // Russian newspaper. 2011. May 11.

10. About the state real estate cadastre: Federal Law of the Russian Federation of 24.07.2007 № 221 -FL // Russian newspaper. 2007. August 1.

11. Cherdantsev A. F. Logical-linguistic forms in Law: monography. Moscow, 2012.

12. Boldyrev V. A. Consent to the transaction: legal nature and place in the system of legal facts // Laws оf Russia: experience, analysis, practice. 2012. № 2.

1 3. Rachenkova O. N. About the relationship between the concepts of «consent» and «coordination» // Problems of legal science in the research of doctoral students, adjuncts and job seekers: collection of articles / ed. by P. M. Polyakov, D. V. Namet-kina. Nizhny Novgorod, 2016. Vol. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.