№ 9 (144) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Согласование градостроительных и земельных вопросов: состояние, задачи и возможные пути решения
В.Л. Беляев
доцент и докторант кафедры проектирования зданий и градостроительства Московского государственного строительного университета, кандидат технических наук (г. Москва)
Валерий Львович Беляев, vbelyaev2011@mail.ru
Современное градостроительство объективно связано с земельными отношениями. В идеологии Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - также ГрК РФ) оно может рассматриваться как механизм предварительного формирования земельных участков для нового строительства или для реконструкции застройки и некого контроля за этим процессом1. В связи с этим решение градостроительных и земельных вопросов требует теснейшей координации, начиная с уровня соответствующих государственных политик.
Проблемы отечественного градостроительства во многом обусловлены отсутствием на федеральном и, соответственно, региональном уровнях внятной политики в области развития территорий2. Не увенчались успехом и попытки разработки современной федеральной градостроительной доктрины ни в академических кругах (И.М. Смоляр и др.) [3], ни в Союзе архитекторов России [4]). В настоящее время такая задача ставится перед рабочей группой Общественного совета Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России).
Представляется, что как федеральная, так и любая региональная градостроительная политика в первой итерации (тезисно) должна разрабатываться в составе стратегий развития соответствующих территорий, причем она должна быть гармонизирована с аналогичной проработкой других политик (социальной, демографической, промышленной, научной и т. д.). В последние годы такие стратегии разрабатываются довольно активно, несмотря на отставание развития нормативной правовой базы в области стратегического планирования. Однако меры, предпринимаемые для ликвидации указанного отставания, не бесспорны. Например, концепция проекта федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании», подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), относит территориальное планирование к стратегированию. Между тем эти понятия различны по предмету и соподчинены: стратегии являются целеполагающим элементом территориального планирования. В этом контексте
1 Такая узкоутилитарная концепция вызывает критику со стороны «традиционных» градостроителей-архитекторов (Российская академия архитектуры и строительных наук, Союз архитекторов России и другие), указывающих, что градостроительство должно прежде всего иметь социальную направленность как средство повышения качества среды жизнедеятельности человека.
2 В то же время имеется опыт принятия государственных политик в смежных областях. Так, утверждены Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы, частично касающиеся, впрочем, и решения градостроительных вопросов (например в части совершенствования порядка определения правового режима земельных участков) [2].
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
градостроительная деятельность имеет «обслуживающий» характер.
Концепцией Градостроительного кодекса Российской Федерации процедурно не предусмотрено полноценное участие всех трех уровней власти в подготовке территориального плана. Такие планы подготавливаются каждым из них, по сути, автономно с минимальным количеством согласований смежного характера. Принцип разграничения полномочий уровней власти, безусловно, справедливый при федеративном устройстве, возведен почти в догму. Между тем в странах с аналогичным государственным устройством этот вопрос решен путем принятия федеральных законов о пространственном планировании и формирования жесткой вертикали уполномоченных государственных органов (например в Германии принят Закон о пространственном развитии [6]).
Не спасает и предусмотренная статьей 27 ГрК РФ процедура совместной подготовки документов территориального планирования. Это «псевдопланирование» не решает таких вопросов комплексного планирования, как определение назначения и интенсивности использования территории, взаимная увязка размещения всех публичных объектов капитального строительства с учетом государственных (федеральных и региональных), муниципальных, общественных и частных (крупный бизнес) интересов. Именно такая увязка согласно ГрК РФ является целью территориального планирования, однако это важнейшее законодательное положение становится пустой декларацией.
Исключение кодексом возможности разработки комплексного регионального плана, упразднение им института пригородных зон существенно снижают уровень целостности территориального развития страны. В таких условиях возрастают риски необо-
снованных бюджетных и иных расходов, роста социальной напряженности, серьезных планировочных ошибок. Так, масштабная территориальная «прирезка» Москвы, вероятно, может быть расценена как сомнительный в правовом отношении шаг, так как по смыслу ГрК РФ любая градостроительная деятельность, включая расширение границ города, должна вытекать из решений территориального плана. В то же время в этом случае такого плана, как известно, не было. Парадокс, однако, состоит в том, что согласно ГрК РФ его и не могло быть, так как ни федеральные схемы территориального планирования (далее - СТП), ни СТП Московской области, ни тем более генеральный план города Москвы не предназначены для решения таких задач.
Сейчас спешно предпринимаются попытки поиска выхода из создавшейся ситуации. Например, в 2012 году был подготовлен законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части вопросов подготовки и утверждения документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации» и направлен на предварительное рассмотрение членам рабочей группы Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству3.
Осложняет дело и имеющая место несогласованность управленческих решений двух министерств, ответственных в стране за «развитие», - Минэкономразвития России и Минрегиона России. В частности, она проявляется и в государственном регулировании рассматриваемых далее градостроительных и земельных вопросов.
В связи с тем, что градостроительство (в какой-то степени, за исключением освоения подземного пространства) осуществляется на земле, сначала рассмотрим те
3 В проекте закона речь идет только о городах Москве и Санкт-Петербурге и, соответственно, Московской и Ленинградской областях, однако сейчас уже назрел вопрос о системной переработке идеологии территориального планирования.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
№ 9 (144) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), которые наиболее значимы с позиции градостроителя.
В числе таких принципов земельного законодательства следует назвать обозначение земли как пространственного объекта -основы любой хозяйственной, в том числе градостроительной, деятельности, определение земельного участка как главной вещи, правовой судьбе которой следуют ее улучшения, включая здания и сооружения. Принципиальным также является определение правового режима земель через назначение категорий земель и разрешенное использование земельных участков. Уже сейчас эти параметры определяются прежде всего в рамках градостроительной деятельности путем выполнения территориального планирования и градостроительного зонирования. Это вытекает из зафиксированного в ЗК РФ принципа дифференцированного подхода, который прямо гласит, что правовой режим земель, с учетом комплекса природных, социальных, экономических и иных факторов, определяется принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием земельного участка в соответствии с требованиями градостроительного законодательства4. Не менее важен принцип сочетания (оптимизации) интересов общества и каждого гражданина (регулирование использования и охраны земель в интересах всего общества при обеспечении гарантий на свободное владение, пользование и распоряжение конкретными земельными участками).
Как известно, земельное законодательство является отраслью права. Оно связано с законодательством о градостроительной деятельности, которое, в свою очередь, также может регулировать земельные отношения в случае отсутствия соответствующих норм в земельном законодательстве. Из двух ипостасей земельного законодательства - охраны и использования земель -
для градостроителей, конечно более важен второй. Для них также важны все объекты земельных отношений: земли, земельные участки и их части, а из состава земель в наибольшей мере - земли населенных пунктов.
Характерно, что в большинстве зарубежных стран земельное право как самостоятельная отрасль не выделяется. В соответствии с конституциями этих стран земельные отношения регулируются нормами гражданского, административного права либо специальными законами, посвященными отдельным видам земельных отношений (земельной аренде, земельному обороту и т. д.), а также законами о планировании и развитии территорий, строительстве и т. п. Представляется, что такой вариант развития земельного законодательства не исключается и для России (см. например, выше и далее о развитии законодательства по урбанистической схеме в Германии).
Основанием отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую является соответствующий документ территориального планирования, при этом такой перевод регулируется нормами специального федерального закона. В то же время Минэкономразвития России подготовлены изменения и дополнения в федеральное законодательство. Вначале предполагалось отменить земельное категорирование с заменой его на территориальное планирование и градостроительное зонирование. Позднее в качестве компромисса было предложено сокращение числа категорий с семи до трех (с отменой, в частности, выделения категории земель населенных пунктов) с обеспечением на этих землях зонального регулирования (законопроект № 50654-6 [8]). Однако при рассмотрении и этого варианта возникло множество вопросов, и в настоящее время проект закона вновь дорабатывается. По нашему убеждению, такое радикальное изменение
4 Принцип гармонизации земельного и градостроительного законодательства, необычайно важный для специалиста-градостроителя, в дальнейшем будем также называть принципом урбанизма.
^16^ Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
правового регулирования требует дополнительной системной проработки и взаимной увязки не только земельных, но и градостроительных механизмов.
Другой иллюстрацией необходимости реализации принципа урбанизма является совершенствование второй составляющей правового режима земель - установления и изменения разрешенного использования земельных участков (далее - также РИЗУ). Сегодня это должно осуществляться прежде всего в составе градостроительных регламентов (глава 4 ГрК РФ). Проект единого классификатора видов РИЗУ, который согласно ЗК РФ подготавливается Минэкономразвития России, также должен быть сориентирован на использование не только в кадастровых целях, но и в целях градостроительной деятельности.
Согласно ЗК РФ земельный участок понимается как образованная в рамках кадастровой деятельности часть земельной поверхности. Такое «плоское» представление соответствует европейским континентальным правовым традициям, однако затрудняет регулирование развития подземной части территории. Впрочем, эта тема связана с формированием и использованием участков недр и требует отдельного рассмотрения.
Образование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности, в свою очередь, связано с кадастровыми операциями раздела, выдела, объединения, перераспределения зе-
мельного участка. Однако их осуществление в городах должно быть дополнительно гармонизировано с градостроительным нормированием и проектированием, представляющими собой соответственно инструмент и этап градостроительного формирования земельных участков. Первый шаг в этом направлении сделан. Уже сейчас и в ГрК РФ, и в ЗК РФ предусматриваются случаи обязательности формирования земельных участков исключительно на основе документации о планировке территории (предоставление земель для комплексного жилищного строительства5, развитие застроенных территорий6, строительство линейных объектов). В указанных случаях в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты документации по планировке территории. В составе такой документации не только фиксируются уже установленные обременения (ограничения) прав на земельные участки, но и намечаются новые обременения (ограничения). Правовое закрепление таких предложений реализуется позднее, уже в рамках регулирования земельных отношений. Они как бы принимают эстафетную палочку от градостроительных отношений. Однако это не всегда проходит гладко. Например, согласно ГК РФ и ЗК РФ при планировочном размежевании территории градостроители не могут «замахнуться» на землеустроительное упорядочение территории в случае неудачной конфигурации земельных участков, чересполосицы и в других случаях7. Их
5 Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного участка для такого строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
6 Образование земельных участков в границах застроенной территории осуществляется лицом, с которым в соответствии с ГрК РФ заключен договор о развитии территории, в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
7 Так, перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их «публичными» собственниками и (или) между собственниками земельных участков -физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением следующих случаев:
1) развитие застроенной территории согласно ГрК РФ;
2) образование земельных участков, необходимых для реализации государственных и муниципальных нужд.
В этих случаях все условия перераспределения земельных участков определяются на основании соглашений между собственниками земельных участков и уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
№ 9 (144) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
германским коллегам, к примеру, возможность такого упорядочения предоставляет Строительный кодекс (земельного кодекса в Германии, как и в подавляющем большинстве развитых стран, нет).
В сложившихся в России условиях следует жестко ориентироваться на выполнение требований урбанистического характера к образуемым и измененным земельным участкам. В их числе отметим соблюдение РИЗУ и предельных строительных параметров земельного участка, определяемых в составе градостроительного регламента. Так, необходимо отдельно отметить статью
11.9 ЗК РФ, которой вводится ряд требований к образуемым и измененным земельным участкам, имеющих урбанистический характер, которые, в свою очередь, должны учитываться при организации градостроительной деятельности (проекты межевания территории, правила землепользования и застройки и т. д.).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими регламентами8. При этом не допускается образование земельных участков, если оно приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (отсутствие подъезда, подхода). Не допускаются раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (включая сервитуты) или ограничения (например при нахождении в зоне охраны) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Предельные размеры земельных участков, на которые согласно части 7 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительных регла-
ментов не распространяется (линейные объекты, памятники, территории общего пользования) или в отношении которых такие регламенты не устанавливаются (лесные, водные угодья и т. п.), должны определяться в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами. Отметим, что такие законы либо отсутствуют, либо крайне слабо регулируют указанные вопросы, что на практике затрудняет развитие территорий.
Наконец, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) населенных пунктов. Образование земельных участков, в свою очередь, не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и т. д., то есть ко всему, что препятствует рациональному использованию и охране земель, а также нарушать иные требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
В некотором смысле (с позиций правомочия пользования землей) для градостроителя может быть значимым и вопрос о собственности на землю. В частности, факт разграничения государственной собственности на землю учитывается при согласовании документов территориального планирования, а разнообразие видов земельной собственности - при составлении градостроительной документации, проведении по ней публичных слушаний, а также при составлении программ реализации такой документации.
Согласно ЗК РФ в собственность муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований (например в пригородной зоне), для обеспечения их развития.
Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) в первую очередь ориенти-
8 Важно, что согласно ГрК РФ правила землепользования и застройки могут также определять делимость земельных участков.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
рованы на земельного собственника. Если говорить о других вещных правах, отметим сервитут, установление которого в необходимых случаях позволяет обеспечить успешную реализацию градостроительных проектов. В то же время практика показала, что введенный в ЗК РФ институт публичных сервитутов оказался нежизнеспособным и предложен, по сути, к упразднению в законопроекте № 47538-6 о внесении системных изменений и дополнений в ГК РФ [9]. Одновременно указанный законопроект предусматривает расширение спектра вещных прав, ряд из которых (право застройки, коммунальный сервитут) крайне важны для специалиста-градостроителя. Кроме того, для градостроителя определенный интерес также представляют вопросы о возникновении прав на землю (в контексте реализации градостроительных решений) и об ограничении оборотоспособности земельных участков.
Принципиальной новеллой ЗК РФ, имеющей урбанистический характер, является то, что при отсутствии ПЗЗ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предлагается более не осуществлять:
• применительно к городу Москве и Московской области с 31 декабря 2014 года;
• применительно к муниципальным районам с 30 июня 2013 года;
• применительно к городским поселениям и городским округам с 31 декабря 2013 года;
• применительно к сельским поселениям с 1 июня 2014 года.
Эта норма не распространяется на земельные участки, на которые согласно ГрК РФ действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых эти регламенты не устанавливаются, а также земельные участки, предоставляе-
мые в соответствии с государственными документами территориального планирова-ния)9.
Согласно ГрК РФ и ЗК РФ по прошествии предельного срока подготовки ПЗЗ при одновременном наличии ПЗЗ и документации по планировке территории должен осуществиться переход на системный способ образования и предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть упраздняется процедура выбора земельных участков. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта будет являться наиболее массовым способом, обязательным для объектов, на которые согласно ГрК РФ устанавливаются и распространяются градостроительные регламенты.
Любопытно, что действующая процедура выбора земельных участков, хотя и в упрощенном виде, содержит основные элементы планировки территории, а также некоторые элементы градостроительного зонирования.
Так, согласно ЗК РФ выбор земельного участка должен обеспечиваться на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению
9 Несмотря на то, что жизненные реалии заставляли и заставляют неоднократно переносить предельные сроки подготовки ПЗЗ, важно, что сохраняется мотивация.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
№ 9 (144) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты10.
Впрочем, в условиях вероятного очередного продления указанных предельных сроков давно было необходимо озаботиться усовершенствованием процедуры выбора земельных участков, введя в ЗК РФ обязательность наличия в пакете заявительных документов градостроительного обоснования формирования земельного участка.
Важно также, что формирование земельного участка для строительства означает не только установление его границ и РИЗУ, но и получение технических условий на присоединение к инженерным сетям и сооружениям. Существенно и то, что для проведения земельных торгов требуется полное формирование земельного участка (лота), что, в свою очередь, в условиях отсутствия ПЗЗ требует разработки документации о планировке территории согласно ГрК РФ (определение границ земельного участка и его разрешенного использования). При формировании земельных лотов должны учитываться и результаты инженерных изысканий, что на практике по разным причинам осуществляется крайне редко11.
Согласно поправкам в ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах. Эта норма, имеющая не только принципиальный рыночный, но и радикальный характер, вначале стала тормозить жилищное строительство. В связи с этим в 2006 году законодатель поправками в ГрК РФ был
вынужден ввести институт развития жилых застроенных территорий, являющийся еще одним механизмом урбанистического типа.
Известным инструментом регулирования земельных отношений является нормирование земель. ЗК РФ предусматривает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в публичной собственности земель для дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для иных строительных целей предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с ПЗЗ, землеустроительной, градостроительной и проектной документа-цией12.
Несмотря на то, что земельный участок провозглашен главной вещью, в ЗК РФ предусмотрено исключение из этого правила, а именно при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования,
10 Эта норма ЗК РФ существенна, поскольку она обосновывает легитимность «предпроектных проработок», «градобоснований» и т. п., проводимых уже в рамках градостроительной деятельности (практика Москвы и других городов).
11 В настоящее время Минрегионом России во исполнение пункта 12 Плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 1336-р, с участием автора настоящей статьи подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в ГрК РФ в части обязательности проведения инженерных изысканий для обоснования документации по планировке территории.
12 Отметим ведущую роль в нормировании земель градостроительных регуляторов - кроме ПЗЗ, ими являются своды правил и региональные или местные нормативы градостроительного проектирования.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
определяется с учетом норм землеотвода). В случае перехода такого права к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности.
Принцип единого объекта недвижимости четко отражен в норме ЗК РФ, требующей, чтобы отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, в общем случае проводилось вместе с земельным участком. Важным для городских земель является и то, что отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.
Некоторым исключением из принципа единства судьбы земельного участка и его улучшений также являются нормы ЗК РФ о приобретении прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями как земельного, так и градостроительного законодательства. При этом учитываются красные линии (продукт утвержденных проектов планировки терри-тории)13, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
ЗК РФ установил специальный порядок
организации и проведения аукционов по продаже земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров их аренды. Аукцион проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае если определены РИЗУ, параметры разрешенного строительства, а также технические условия подключения к сетям. Для участия в аукционе с целью комплексного освоения таких земельных участков представляются документы, содержащие предложения о планировке, межевании и застройке территории в соответствии с ПЗЗ и нормативами градостроительного проектирования.
ЗК РФ предоставляет собственнику земельного участка достаточно широкий спектр прав, в частности право возводить здания, строения и сооружения в порядке, установленном градостроительным законодательством (в соответствии с градостроительным регламентом, с соблюдением иных условий и требований). Примечательно, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют перечисленные права собственников в том же объеме, за исключением обладателей сервитутов. Права последних определяются договором частного сервитута либо нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут. Права землевладельцев сочетаются с их обязанностями использовать земельные участки в соответствии с РИЗУ, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Концептуальным положением ЗК РФ является то, что граждане и юридические лица
13 Их правовой статус и порядок формирования требуют уточнения.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
№ 9 (144) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено федеральными законами (принцип свободы в ограниченных рамках). Принудительно эти права прекращаются по решению суда, в частности, при использовании земельного участка не в соответствии с РИЗУ, его неиспользовании в течение трех или более лет или изъятии для публичных нужд. Аренда прекращается по аналогичным основаниям в порядке, предусмотренном ГК РФ. Принудительное изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе с размещением ряда наиболее важных объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов14.
Важный инструмент градостроительного регулирования - ограничение прав на землю по основаниям, установленным федеральными законами. Например, согласно ЗК РФ:
1) могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных и иных зонах (по ГрК РФ - зоны с особыми условиями использования территорий);
2) могут определяться установленные проектом условия (сроки) начала и завершения застройки земельного участка, предоставленного для строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги15.
Ограничения устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на опре-
деленный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок другому лицу. Ограничения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом (аналогично регистрации вещных прав). Права на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд, в том числе при реализации градостроительных планов. Такие ограничения устанавливаются федеральными законами. Действия, нарушающие права лиц на землю или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, например, путем приостановления капитального строительства, эксплуатации объектов.
Платность также является важнейшим принципом землепользования, являясь, на наш взгляд, не целью, а средством рационального землепользования и, в частности, эффективного развития территории. Иллюстрацией этому является включение в ЗК РФ норм экономической мотивации к своевременному освоению земельного участка, находящегося в публичной собственности и переданного в аренду для жилищного строительства16. Если жилой дом по истечении трех лет с даты начала аренды земельного участка не введен в эксплуатацию, арендная плата за землю возрастает и устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога.
Важным инструментом земельного, а в перспективе и градостроительного, регулирования (управления) также является оценка земли. Рыночная стоимость земельного участка зависит от РИЗУ, определяется исходя из наиболее эффективного использо-
14 Теоретически такие варианты могут быть найдены всегда (например путем размещения объекта под землей), и корректнее говорить об «оптимальном» размещении объекта, который соответствует утвержденному документу территориального планирования, выбранному согласно ГрК РФ при обосновании такого документа из нескольких «рабочих» вариантов планировки.
15 По нашему мнению, эту норму необходимо распространить и на другие строительные объекты.
16 За исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
вания этого участка, при котором расчетная величина его стоимости будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования). Кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Ее результаты используются для обоснования налогообло-жения17. Для земель городов такая оценка осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также с применением иных методов массовой оценки недвижимости. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов позволяют определить кадастровую стоимость в разрезе 16-ти основных видов РИЗУ
[10]. Расчет стоимости земельного участка, имеющего более чем один вид разрешенного использования (за исключением участков жилой застройки), осуществляется для каждого из видов РИЗУ. По результатам этого расчета устанавливается кадастровая стоимость того вида РИЗУ, для которого указанное значение наибольшее. По нашему мнению, методика требует дополнительной увязки с градостроительным зонированием.
Аспект охраны, как уже указано, более касается земли как природного ресурса и природного объекта и, соответственно, в основном относится к области экологии землепользования. При проведении строительных работ, связанных с нарушением почвенного слоя, и работ по добыче полезных ископаемых требуется, например, чтобы плодородный слой почвы снимался и использовался для улучшения малопродуктивных земель, в том числе для целей озеленения.
Мониторинг земель также тяготеет к охранному аспекту и включает, в частности, непрерывное наблюдение за состоянием и использованием земель исходя из их целевого назначения и РИЗУ (правовой аспект сочетается с осуществлением государственного земельного надзора). Мониторинг осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы (АИС), функционирующей во взаимодействии с информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления. В числе последних можно назвать, в частности, федеральную государственную информационную систему территориального планирования (далее - ФГИС ТП18) и информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД). Наряду с контролем функция мониторинга является важнейшей управленческой функцией. Однако в регулировании как земельных, так и градостроительных отношений она развита явно недостаточно.
Согласно земельному законодательству землеустройство включает мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. Оно также включает инвентаризацию земель (выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик зе-мель)19. Территориальное землеустройство практически поглощено градостроительством (все более регулируется законодательством о градостроительной деятель-
17 Исходя из опыта отдельных передовых стран в дальнейшем результаты кадастровой оценки земель целесообразно использовать и для целей оптимизации планировочных решений застройки.
18 Введена поправками в ГрК РФ в 2011 году.
19 Прежняя концепция инвентаризации земель предполагала проведение комплекса работ для получения практически всех характеристик кадастрового учета земельных участков и была радикально изменена в 2001 году с введением механизма правового регулирования создания и ведения государственного земельного кадастра по заявительному принципу.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
№ 9 (144) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
ности). В рамках земельных отношений оно ограничено, по сути, внутрихозяйственным землеустройством на сельскохозяйственных землях. На землях населенных пунктов эта задача осуществляется в рамках документов территориального планирования и в меньшей степени - документации о планировке территории.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном законом о государственном кадастре недвижимости [12], в идеологии формирования и управления единым объектом недвижимости20. Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) вносятся сведения об уникальных характеристиках земельных участков, включая площадь и описание местоположения границ.
В рассматриваемом контексте важно, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям не только земельного, но и градостроительного, а также иного законодательства. Если в соответствии с законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, то местоположение границ участков определяется с учетом такого документа. В ряде случаев (отсутствие необходимых данных, пересечение смежных границ и т. д.) осуществление кадастрового учета приостанавливается. При неустранении таких обстоятельств орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет. Такое решение принимается и в отношении земельного участка, например, в случае если доступ к нему (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен.
На наш взгляд, в действующий порядок информационного взаимодействия следует внести дополнения, обусловленные необходимостью обеспечения более полного взаимодействия ГКН (в рамках принятых директивных решений о развитии кадастрово-регистрационной системы) с ФГИС ТП и ИСОГД.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд является эффективнейшим способом реализации территориального плана. Оно осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, из земель, находящихся в публичной собственности, а также в случаях, связанных с размещением инфраструктурных объектов, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), строительством искусственных водных объектов. Резервирование земель городов допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства (далее - ЗПРОКС) для государственных или муниципальных нужд. Сейчас такие зоны определяются при планировке территории. Земли могут резервироваться на срок не более семи лет и 20 лет для линейных объектов. При этом в ЗК РФ предусмотрено, что подготовка проектов решений об утверждении границ ЗПРОКС федерального значения и оформление прилагаемых к ним карт (схем) осуществляются в соответствии с федеральным градостроительным законодательством, а принимаются такие решения при наличии положительного заключения Минрегиона России.
Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного само-
20 Ранее кадастровый учет земельных участков регулировался Федеральным законом от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и осуществлялся автономно от государственного учета иных объектов недвижимости (например зданий и сооружений) [12].
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
управления. Такое решение готовится на основании сведений из ГКН и принимается в соответствии с документацией по планировке территории. Решение о резервировании должно содержать ограничения прав на зарезервированные земельные участки.
Государственный земельный надзор (контроль), как уже сказано, является одной из важнейших функций государственного управления земельными ресурсами. При его осуществлении специально уполномоченные органы взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами. Например, на муниципальном уровне иногда создаются единые комиссии по рассмотрению нарушений земельного законодательства с включением в них представителей территориальных органов федеральных ведомств и структурных подразделений местных администраций. Уполномоченные сотрудники последних, по сути, являются внештатными инспекторами государственного земельного надзора. Одновременно они осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель. Так, например, специалисты местных органов архитектуры и градостроительства выявляют случаи самовольного строительства, чаще всего сочетающегося с самозанятием земель21.
В специальной части ЗК РФ в свете рассматриваемых нами задач необходимо выделить главу о землях населенных пунктов, в которой предусматриваются следующие нормы урбанистического характера:
1) землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначен-
ные для застройки и территориального развития населенных пунктов;
2) границы населенных пунктов22 отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (очень важно понимать, что в пределах границ населенных пунктов все земли относятся только к одной категории - «земли населенных пунктов»). При этом границы населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Это требование должно учитываться при установлении или изменении границ населенных пунктов, порядок которого предусмотрен ЗК РФ.
Важнейшим урбанистическим положением является и то, что, по общему правилу, границы населенных пунктов проектируются в составе соответствующих документов территориального планирования (глава 3 ГрК РФ). Устанавливаются такие границы путем утверждения указанных документов соответствующими законодательными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (утверждение изменения границ городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации).
Также принципиальным является положение ЗК РФ об определении правового режима земельных участков путем градостроительного зонирования (глава 3 ГрК РФ). Как будет показано далее, институт такого «правового» зонирования - радикальный рыночный инструмент градостроительного регулирования, относительно новый для России23. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градострои-
21 Такая практика, например, была принята еще в конце 1990-х годов в городе Дзержинске Нижегородской области, земельный комитет которого возглавлял в то время автор настоящей статьи.
22 Ранее в законодательстве использовалось понятие «черта населенных пунктов», или «черта поселений».
23 Важнейшей урбанистической связкой, как уже отмечено, также является системное межевое и кадастровое формирование земельных участков (земельное право) на основе проектов межевания территорий (законодательство о градостроительной деятельности).
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
№ 9 (144) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
тельными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам24.
Границы зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В ПЗЗ устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также с учетом возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественноделового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Он определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков, и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий и сооружений25. Утвержденные в составе ПЗЗ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми правообладателями земельных участков. Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Причем можно использовать земельные участки в
соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным регламентом, что важно в условиях рынка.
Новеллой ЗК РФ урбанистического характера является и введение законодательством статуса «объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту» в случае, если виды их использования не входят в перечень видов РИЗУ или их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным регламентом. Однако указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях же если использование таких объектов опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия - памятников истории и культуры, то в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на их использование.
ЗК РФ содержит очень важные в практическом отношении нормы, которые отсутствуют в ГрК РФ, - о предназначении каждого вида территориальной зоны. Так, например, определено, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуального жилищного строительства, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Земельные участки общего пользования,
24 Многие нормы ЗК РФ, которые будут приведены далее, дублируют нормы ГрК РФ, что должно быть исправлено при дальнейшем развитии законодательства по урбанистическому принципу.
25 Цитируемая норма концептуально важна, в частности, для совершенствования регулирования отношений в области градостроительного освоения подземного пространства (изменение и дополнение законодательства о недрах и т. д.).
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Согласно части 7 статьи 36 ГрК РФ указанные земельные участки должны использоваться в соответствии с федеральными законами26.
Также в ЗК РФ содержатся очень важные для градостроителя нормы о пригородных зонах, в состав которых могут включаться земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных населенных пунктов. В таких зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами. К сожалению, эти нормы ЗК РФ не поддержаны в ГрК РФ (в ГрК РФ и его концепции территориального планирования понятие «пригородные зоны» отсутствует), что на практике, по сути, исключило формирование таких зон27.
В числе иных категорий земель выделим земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Таковыми при-
знаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов указанных отраслей народного хозяйства, осуществления иных специальных задач. Особенности правового режима этих земель устанавливаются в ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий в составе территориального планирования (то есть при определении назначения территорий путем планирования границ категорий земель). В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель28. Порядок использования отдельных видов таких земель, а также установления зон с особыми условиями их использования определяется соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления в зависимости от вида публичной собственности на землю. Размеры соответствующих земельных участков, как правило, определяются в соответствии с утвержденными нормами или проектно-технической документацией.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые в установленном порядке полностью или частично изъяты из градостроительного использования, оборота и для которых установлен особый правовой режим (включая территории соответствующих охранных зон). В их числе выделим земли ООПТ, «развитие» которых осуществляется путем
26 Разработка и развитие таких законов является актуальной задачей федерального уровня (еще раз укажем, что они практически отсутствуют или крайне слабо регулируют эти вопросы).
27 В ряде западных стран пригородные зоны выделяются в силу закона как зоны особого (совместного) государственно-муниципального управления развитием территорий.
28 Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков и землепользователей не изымаются, но в границах таких участков может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
№ 9 (144) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
территориального планирования, а иногда и планировки территорий (например в соответствии с градостроительным законодательством города Москвы). В целях создания новых и расширения существующих земель ООПТ органы государственной власти вправе принимать решения о резервировании тех земель, которые предполагается объявить землями ООПТ, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них градостроительной деятельности.
Также в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с законами устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий градостроительную деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в зонах охраны, определяется в составе ПЗЗ в соответствии с охранными требованиями.
Использован ие земель лесного фонда как земель запаса допускается после их перевода в другую категорию. Часто, особенно применительно к землям лесного фонда, это сопряжено с территориальным развитием городов.
Порядок перевода земель в другую категорию определяется федеральным законом.
Изложенное с очевидностью свидетельствует о том, что земельное законодательство во многом связано с отношениями по развитию территорий, однако при его дальнейшем совершенствовании необходимо предусмотреть более тесную и системную увязку норм земельного и градостроительного законодательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Градостроительный кодекс Россий- 28
28 Подписка в любое время по минимальной цене (495) :
ской Федерации : Федеральный закон от 29декабря 2004 года № 190-ФЗ.
2. Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 297-р.
3. Национальная доктрина градостроительства России. Концепция градостроительной политики России на начало XXI века. М. : Эдиториал УРСС, 2001.
4. Перов М. В. О разработке национальной градостроительной доктрины : доклад на VII Всероссийской конференции «Градостроительство и планирование территориального развития России» (Санкт-Петербург, 20 октября 2009 года).
5. О государственном стратегическом планировании : проект федерального закона № 143912-6.
6. Das Raumordnungsgesetz (BauROG), vom Bundestag mit Zustimmung des Bundes-rates beschlossen, 18.08.1997.
7. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ.
8. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» : проект федерального закона № 50654-6.
9. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : проект федерального закона № 47538-6.
10. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов : приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39.
-9789, iovrf@mail.ru
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
11. Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 1336-р.
12. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.
13. О государственном земельном кадастре : Федеральный закон от 2 января 2000 года № 28-ФЗ.
Окончание следует
к к к
Продолжение. Начало на с. 13
• если на счета основного (зависимого) общества в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимого (основного) общества.
Новой редакцией подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации введены новые основания для взыскания недоимки. Так, недоимка зависимого (дочернего) общества взыскивается с основного общества, если после того, как должник узнал или должен был узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, денежные средства или иное имущество были переданы основному обществу и такая передача повлекла невозможность взыскать недоимку с должника. Аналогичные основания предусмотрены и для обратной ситуации взыскания недоимки основного общества с зависимого. При этом взысканию подлежит только недоимка, выявленная по итогам проведенной налоговой проверки.
Это правило применяется и к тем организациям, которые суд признает иным образом зависимыми с должником.
Также уточнен порядок взыскания недоимки:
1) если выручка налогоплательщика, за которым числится недоимка, за реализуемые им товары (работы, услуги) поступает на счета нескольких организаций или если его денежные средства, иное имущество были переданы нескольким компаниям, то недоимка будет взыскиваться со всех организаций пропорционально доле поступившей им выручки, доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества. В таком случае стоимость имущества определяется как его остаточная стоимость, отраженная в бухгалтерском учете организации-должника на момент, когда она узнала или должна была узнать о назначении выездной проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки;
2) недоимка взыскивается и в том случае, если выручка за реализуемые товары (работы, услуги) будет перечислена (денежные средства и иное имущество переданы) зависимым обществом основному (и наоборот) посредством совокупности взаимосвязанных операций. При этом при определении такой выручки не имеет значения, что участники совершаемых операций не являются основными или зависимыми обществами;
3) недоимка с зависимых обществ подлежит взысканию в размере потупившей выручки, переданных денежных средств, иного имущества.
Судебная практика
Правовые последствия признания сделки ничтожной против оснований уплаты налога на
землю
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-
12992/12 по делу № А56-39448/2011
В марте 2013 года Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее -ВАС РФ) постановлением № ВАС-12992/12 поставил точку в вопросе о распространении последствий недействительности сделки на исчисление земельного налога, в связи с чем нижестоящие судебные инстанции окончательно изменили подход к рассмотрению подобных споров.
Согласно подходу, сформулированному в указанном постановлении, налогоплательщик, права собственности которого прекращены в связи с признанием сделки недействительной, является плательщиком налога на землю за весь период, в котором такие права были за ним зарегистрированы, несмотря на то, что соответствующая сделка является недействительной с момента ее заключения. Таким образом, ВАС РФ применяет к налоговым правоотношением не формальный подход, согласно которому недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, а ориентирует суды на экономическое содержание права собственности и связанные с ним налоговые последствия.
Окончание на с. 104
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru