экономические науки
Соколова Дарья Ивановна, Яновская Ольга Рудольфовна СОГЛАШЕНИЯ ВТО В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ...
УДК 339.9.01
СОГЛАШЕНИЯ ВТО В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
© 2018
Соколова Дарья Ивановна, ассистент кафедры «Экономика и бизнес»
Яновская Ольга Рудольфовна, доцент кафедры «Экономика и бизнес»
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (105005, Россия, Москва улица 2-я Бауманская д. 5 стр.1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Не смотря на расширение количества стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО), тенденция последних лет характеризуется различного рода ограничениями торговых связей ряда стран по политическим и другим причинам. Предметом исследования является экономическая деятельность государства в условиях членства во Всемирной торговой организации. Объектом данного исследования выступают вопросы взаимодействия экономических санкций с нормами ВТО. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как цели и принципы ВТО, механизм разрешения торговых споров на платформе данной международной организации. Особое внимание уделяется современной ситуации наложения ряда экономических санкций странами-членами ВТО и противоречие данных явлений принципам либерализации торговли, как главной цели Всемирной торговой организации. В данной работе применялись такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, метод логического подхода и научной абстракции. Так же был произведен качественный и количественный анализ необходимой для исследования документации ВТО. Новизна исследования заключается в анализе практического применения Россией Органа по разрешению споров ВТО как инструмента для защиты интересов страны в условиях современных экономических санкций, носящих политический характер. Основными выводами проведенного исследования являются обоснование необходимости эффективного использования Органа по разрешению споров на платформе ВТО как одного из инструментов противодействия современным торгово-экономическим ограничениям, применяемым к России; обоснование актуальности вопроса о реформировании ВТО в направлении поддержки развивающихся стран.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, экономические санкции, Орган по разрешению споров, либерализация торговли, соглашения ВТО, торговые ограничения, мировая торговля, Генеральное соглашение по тарифам и торговле.
WTO AGREEMENTS IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SANCTIONS: THE MAIN CONTRADICTIONS
© 2018
Sokolova Daria Ivanovna, assistant of the chair of economics and business Yanovskaya Olga Rudolfovna, assistant professor of the chair of economics and business
Bauman Moscow State Technical University (105005, Russia, Moscow, 2-ya Baumanskaya street, 5, e-mail: [email protected])
Abstract. Despite the expansion of the number of countries participating in the World Trade Organization (WTO), the trend in recent years has been characterized by various restrictions on trade relations of several countries for political and other reasons. The subjects of research are the state's economic activity in terms of membership in the World Trade Organization and the issues of interaction of economic sanctions with WTO rules. The authors consider in detail such aspects as the goals and principles of the WTO, the mechanism for resolving trade disputes on the WTO's platform. Particular attention is paid to the current situation of imposing economic sanctions on WTO members and their contradiction with the principles of trade liberalization, as the main goal of the World Trade Organization. General scientific methods of research, such as analysis and synthesis, the method of logical approach and scientific abstraction, qualitative and quantitative analysis of WTO documentation were applied in this article. The novelty of the study is an analysis of the practical application by Russia of the WTO Dispute Resolution Authority as a tool to protect the interests of the country in the face of current economic sanctions that are of a political nature. The main conclusions of the article are the rationale for the effective use of the Dispute Settlement Body on the WTO platform as one of the tools to counter current trade and economic restrictions applied to Russia; justification of the relevance of the issue of reforming the WTO in the direction of supporting developing countries.
Keywords: World Trade Organization, Economic Sanctions, Dispute Resolution Authority, Trade Liberalization, WTO Agreements, Trade Restrictions, World Trade, General agreement on tariffs and trade.
Расширение мирохозяйственных связей отдельных стран и их объединений долгое время являлось характерной чертой развития мировой экономики. В связи с нарастанием торгово-экономических отношений появилась необходимость создания своеобразного регулятора для установления норм международной торговли и контроля над их соблюдением. С такой целью 1 января 1995 г. была образована Всемирная торговая организация (далее - ВТО), ставшая преемницей Генерального Соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) [1].
Тенденция последних лет характеризуется различного рода ограничениями торговых связей ряда стран по политическим и другим причинам. Актуальность данного исследования заключается в том, что правительства стран накладывают торгово-экономические санкции различной природы в условиях членства ВТО, что противоречит основной цели данной организации, нарушая ее главные принципы.
Цель статьи - определить механизм осуществления торговых споров на платформе ВТО и принципы его применения как инструмента против современных тор-
гово-экономических санкций.
Начнем с обозначения сущности Всемирной торговой организации, ее принципов и целей. Главным отличием ВТО от предшествовавшего ей ГАТТ является то, что Генеральное Соглашение по тарифам и торговле -это лишь документ, к которому на протяжении десятков лет присоединялись многие страны с целью регулирования торговли товарами, в то время как ВТО - это официальная организация со сложной структурой, регламентирующая не только торговлю товарами и услугами, но и санитарные и фитосанитарные нормы, интеллектуальную собственность [2]. То есть ВТО является более серьезным механизмом интеграции национального законодательства и международных соглашении. Членство в ВТО в обязательном порядке подразумевает приведение всего внутреннего законодательства в соответствие с требованиями соглашений.
Всемирная торговая организация - это крупнейший форум по решению вопросов международной торговли; с юридической же стороны ВТО - это совокупность многосторонних соглашений, которые регулируют ми-
Sokolova Daria Ivanovna, Yanovskaya Olga Rudolfovna WTO AGREEMENTS IN THE CONTEXT OF ECONOMIC ..
economic sceinces
ровую торговлю. Все соглашения ВТО, а также вся деятельность данной организации выстраивается по ряду обязательных к исполнению принципов [3]:
- недискриминации (режим наибольшего благоприятствования и обязательства о предоставлении национального режима);
- взаимности (обоюдности);
- транспарентности (прозрачности);
- либерализации торговли;
- применения специальной помощи и уступок развивающимся странам;
- принцип связывающих и подлежащих к исполнению обязательств.
Главной целью Всемирной торговой организации провозглашается либерализация международной торговли, которая в свою очередь приведет к повышению благосостояния всех стран-членов ВТО. Основная цель и миссия ВТО достигается путем снижения или устранения тарифных и различных нетарифных барьеров [4].
Однако реализация этой цели оказалась очень затруднительной. Джозеф Стиглиц в своей книге «Глобализация: тревожные тенденции» отмечает, что «Глобальные протесты против конференции ВТО начались в Сиэтле, штат Вашингтон, потому, что эта организация стала наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран» [5, с. 25].
США, проповедуя идею открытия рынков развивающихся стран для своих товаров, свои рынки продолжали держать закрытыми для таких товаров из них как текстиль и с/х продукция. Сами США при этом поспешили организовать глобальные картели по стали и алюминию, протолкнули либерализацию финансовых услуг, но оказали сопротивление либерализации сектора тех услуг, где развивающиеся страны были конкурентоспособны - строительства и морских перевозок. Не говоря уже о том, что США, сами субсидируя с/х, требовали отказа развивающихся стран от его субсидирования.
К 2018 году ВТО насчитывала 164 стран-членов [6]. Российская Федерация официально вступила во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 г. после более чем 15 лет тяжелейших переговоров. Вступая в ВТО, любая страна должна привести все свои системы в соответствие с требованиями данной организации и также получить одобрение действующих стран-членов ВТО, что в любом случае потребует достаточно много времени. Но в случае России по ряду не только экономических и юридических причин, но и в большой степени по причине политических разногласий, процесс переговоров значительно затянулся, и, по мнению многих экспертов, по итогу переговоров Россия вступила в ВТО на недостаточно благоприятных для нее условиях [7].
Первые итоги пятилетнего членства России в ВТО уже подведены. На заседании Торгово-промышленной палаты РФ по вопросам экономической интеграции и экономической деятельности директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ М.Ю.Медведков резюмировал, что адаптация отраслей экономики России к членству в ВТО завершена.
В сентябре 2016 г. в Женеве прошел первый обзор торговой политики России в рамках ВТО. Такой обзор - своеобразный механизм по контролю над соблюдением страной принципов и условий ВТО. Оценка торговой политики РФ по итогам данного обзора получила как негативные отзывы стран-партнеров России, так и положительные. Большинство стран отметили грамотный подход РФ к решению основных внутренних и внешних экономических проблем, к которым можно отнести снижение доходов от экспорта энергоносителей, незавершенность и несостоятельность структурных реформ экономики, введение торговых ограничений против России и ответные меры нашей страны [8]. Одним из выводов обзора торговой политики является то, что Россия завер-
шила интеграцию в международную торговую систему.
Современные экономические и политические мировые процессы одновременно сопровождаются проявлением тенденций к обособлению стран, что, как правило, является следствием скрытых и открытых политических конфликтов. Подобные явления коснулись и России: многие торгово-экономические связи РФ с западными партнерами оказались частично или полностью прерваны экономическими санкциями, введенными в связи с политическим конфликтом на Украине [9]. Таким образом, итоги пятилетнего членства России в ВТО искажены влиянием торгово-экономического эмбарго, наложенного на Россию, и ответными мерами РФ.
Обратившись к определению термина «экономические санкции», проанализируем соответствие данного явления принципам функционирования ВТО. Экономические санкции - это ограничительные меры, которые носят экономический характер и осуществляются страной или несколькими странами к другой стране с целью воздействия на проводимую правительством страны-объекта санкций политику [10]. Санкции могут быть в различных формах: частичный или полный запрет импорта и/или экспорта товаров; ограничение финансовых операций, потоков инвестиций. Таким образом, любые экономические санкции неминуемо ведут к ограничению мировой торговли, препятствуют свободному передвижению товаров, что противоречит главное цели ВТО [11].
Всемирная торговая организация функционирует с целью либерализации мировой торговли, а современные экономические санкции, наложенные, в том числе, странами-членами ВТО, неминуемо ведут к снижению общего уровня предложения, качества продукции, повышению уровня цен, и, как следствие, снижению благосостояния граждан.
ВТО, как сложная организационная структура, обладает определенным структурным образованием, позволяющим рассматривать спорные ситуации, возникающие между странами-членами ВТО. Им является Орган по разрешению споров (далее - ОРС), находящийся под контролем Генерального совета ВТО. Основной целью его деятельности является восстановление нарушенного баланса прав и обязанностей участников ВТО.
Механизм решения торговых споров между государствами был создан в 1947 г. в рамках ГАТТ, где данная система работала недостаточно эффективно: постановления по каждому делу должны были приниматься только на основании общего консенсуса, из-за чего большинство споров могли оставаться без решения десятилетиями [12].
При учреждении ВТО механизм решения споров был изменен, теперь он регламентируется Договоренностью о правилах и процедурах разрешения споров (далее -ДРС) [13]. ДРС содержит в себе весь механизм разрешения споров, который охватывает процедуры и правила, применяемые к любым видам торговых споров касательно многосторонних соглашений ВТО [14].
Процедура урегулирования споров в рамках ВТО регламентирована, но при этом она является гибким механизмом, позволяющим членам ВТО добиваться соблюдения ряда обязательств своими партнерами и отмены дискриминирующих его интересы торговых мер.
Государство может участвовать в спорах на платформе ВТО в следующих формах:
- в качестве жалобщика, то есть истца;
- в качестве ответчика, накладывающего меры, являющиеся предметом спора;
- в качестве третьей стороны, непосредственно не участвующей в споре, но наблюдающей за ходом процесса.
ДРС определяет следующие этапы механизма по урегулированию споров [15].
Первый этап - консультации по урегулированию спора между жалобщиком и ответчиком (продолжитель-
экономические науки
Соколова Дарья Ивановна, Яновская Ольга Рудольфовна СОГЛАШЕНИЯ ВТО В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ...
ность 60 дней). Проведение данного этапа не требует официальной обстановки и особых процессуальных норм. Если в отведенный период стороны не приходят к общему решению данного спора, то по заявлению жалобщика создается специальная группа экспертов - третейская группа (продолжительность создания группы -30 дней).
Второй этап - рассмотрение спора созданной третейской группой ОРС, состоящей из трех экспертов. Эксперты определяют применимость к данному спору положений правового документа ВТО. Продолжительность данного этапа обычно 9-12 месяцев или более. В отличие от консультаций, данный этап является абсолютно формальным и официальным, что требует серьезной квалифицированной юридической поддержки правительств стран-участников спора.
По итогам работы третейская группа предоставляет доклад в ОРС, который в течение 60 дней должен быть автоматически принят. Так же остается возможность отклонения доклада ОРС.
Третий этап - пересмотр вынесенных рекомендаций или решений Апелляционным органом ВТО по запросу любой из сторон спора. Апелляционный орган, создаваемый ОРС, состоит из семи экспертов. Данная процедура длится 4-5 месяцев и заключается исключительно в исследовании юридических вопросов. Вынесенное апелляционным органом решение обжалованию не подлежит, что является элементом прецедентного права Всемирной торговой организации.
Четвертый этап - исполнение сторонами вынесенного ОРС решения. На исполнение проигравшей стороной решения дается, как правило, один год. Если решение ОРС не исполнено проигравшей стороной или исполнено не в полном объеме, жалобщик вправе подать запрос в третейскую группу ОРС [16].
В случае неисполнения выдвинутых ОРС обязательств, страна-жалобщик по разрешению третейской группы вправе применить ответные торговые меры, которые определяются в размере предполагаемого ежегодного экономического ущерба. Данные ответные меры могут применяться до тех пор, пока решение ОРС не будет исполнено.
Длительность торгового разбирательства с помощью механизма по разрешению споров ВТО может занять в среднем 4-5 лет. Проанализировав все этапы урегулирования споров, можно сделать вывод о том, что, наиболее эффективный путь разрешения торгового спора на платформе ВТО - это достижение соглашения еще в процессе правительственных переговоров.
Согласно ежегодному отчету ВТО, опубликованному в 2017 году, в 2016 году в Орган по разрешению споров поступило 17 новых исков. Таким образом, с момента создания ВТО было зарегистрировано более 520 различных споров в рамках данной организации, причем большее количество торговых споров начинали США (112 споров) и Европейский союз (97 споров). Российская Федерация в период с 2012 до 2017 года 4 раза выступала в качестве жалобщика - 3 раза против ЕС и 1 против Украины, и 7 раз в качестве ответчика [17].
РФ к 2017 году выступала истцом в двух спорах с Евросоюзом по методике расчета «энергокорректировок», по «третьему энергопакету ЕС» и споре по антидемпинговым мерам Украины, которые применяются к импорту нитрата аммония из РФ. Ни по одному из данных споров ОСР не вынес рекомендаций, хотя регламентированные сроки этапов обсуждений регулярно нарушаются.
Выступая в роли ответчика, РФ проиграла два крупных дела на платформе ВТО: иск ЕС по запрету на ввоз в Россию свиноводческой продукции и живых свиней; иск ЕС по бумаге и холодильникам.
Наибольший интерес представляет иск ЕС по запрету на ввоз живых свиней и поставки свиноводческой продукции. После вспышки африканской чумы свиней
(далее - АЧС) в Литве и Польше, РФ наложила запрет на поставки данной продукции с территории Евросоюза. В августе 2016 года третейские арбитры признали такой запрет неправомерным, причем по решению арбитров запрет длился с января по сентябрь 2014 года, затем он продолжился как продовольственное эмбарго, выступающее в качестве ответных мер России на санкции, что не может входить в разбирательство по данному запросу ЕС.
В январе 2018 года ЕС подал запрос на созыв панели арбитров ВТО, в котором указано, что эмбарго на поставки свинины по фитосанитарным основаниям было снято только в конце 2017 года, что представляется поводом на компенсацию ущерба в период с 2014 по 2017 год в размере почти 1,4 миллиона евро в год. Компенсация, по требованию ЕС, должна осуществиться не в денежном эквиваленте, а в виде дополнительных пошлин на российские товары, которые в обычной ситуации не облагались бы сборами [18].
Ежегодный отчет ВТО за 2017 год еще не опубликован, но за этот период число споров в рамках ВТО, в которых участвует Россия, увеличилось.
20 мая 2017 года Россия направила в Орган по разрешению споров ВТО запрос на проведение консультаций в связи с постоянно вводимыми Украиной санкциями против России [19]. Комплексный иск России в ВТО содержит в себе как ограничения в сфере поставок продовольственных и непродовольственных товаров, так и запрет на аккредитацию российских СМИ. Кроме того, введен специальный экологический, санитарный, фито-санитарный и ветеринарный контроль в отношении российской продукции.
Поскольку по истечению первого этапа рассмотрения торгового спора - правительственных консультаций, которые длятся 60 дней, решение не найдено, данный спор передан на рассмотрение третейской группой, что может занять более года. На встрече министров в Марракеше, проходившей в октябре 2017 года, министр экономического развития РФ Максим Орешкин заявил: «В рамках процедур ВТО контакты происходят. Пока никаких компромиссов там нет... Мы продолжаем двигаться по тем процедурам, которые есть. Это касается как исков Украины против России, так и России против Украины».
Украиной же по состоянию на конец 2016 года подано 5 исков в ВТО и получено 3 [20]. Из пяти инициированных Украиной торговых споров два были адресованы России. Но после официальной подачи РФ жалобы в ОСР ВТО по поводу санкций со стороны Украины, Киев подал к России третий иск в ВТО относительно ограничительных мер по импорту.
В своих ограничительных мерах в сторону России Украина опирается на статью XXI ГАТТ «Исключения по соображениям безопасности», которая может трактоваться очень широко, и страны сами определяют ее применимость. Юристы считают, что разбирательство по спору между РФ и Украиной может подорвать систему международного права, поскольку ранее санкции считались политической проблемой. Любой исход данного спора повлияет и на другие страны, вводившие экономические санкции по политическим причинам, но опираясь при этом на XXI статью ГАТТ «Исключения по соображениям безопасности».
В силу своей актуальности и недостаточного рассмотрения в экономической литературе, вопрос защиты интересов РФ на платформе ВТО в условиях строго политических санкций является крайне интересным. В период, когда торговое эмбарго, оправдываемое интересами безопасности, становится политическим инструментов в руках отдельной страны или групп стран, необходимо умело пользоваться любыми правовыми платформами для защиты национальной экономики, в том числе органом по разрешению споров ВТО.
Все происходящее в рамках ВТО заставляет заду-
Sokolova Daria Ivanovna, Yanovskaya Olga Rudolfovna WTO AGREEMENTS IN THE CONTEXT OF ECONOMIC ..
economic sceinces
маться о необходимости реформировать ВТО. Особенно в части разделения экономической, политической и правовой составляющих этой организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ВТО: история создания, структура, основные правила и принципы деятельности, организация процедуры присоединения новых членов. - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский государственный социальный университет, 2011.
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/4059975/.
3. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой организации [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/2541158/.
4. Горбунова О.А., Минченкова И.В. ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России.
- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 152с.
5. Дж. Ю. Стиглиц Глобализация: тревожные тенденции. - М. Мысль, 2003 г., 300 с
6. World Trade Organization: Members and Observers. [Электронный ресурс] // URL: https://www.wto.org/en-glish/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm.
7. Железин А.В. Первые итоги вступления России в ВТО //Альманах современной науки и образования. Издательство «Грамота». - 2014. - № 1. С. 38-40.
8. Глебова Д.И., Шуабов И.Р. Присоединение России к соглашению ВТО по госзакупкам // «Экономика и социум». 2017. № 2 (33).
9. Кожеурова Я.С. Международная ответственность за нарушения «права ВТО»: соотношение с общим международным правом.
10. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь / А.Н.Азрилиян, О.М.Азриелян, Е.В.Калашникова. -Москва: Институт новой экономики, 2010, 1472 с.
11. Smeets M. Conflicting Goals: Economic Sanctions and the WTO // Global Dialogue DIALOGUE. Volume 2. Number 3. Summer 2000.
12. Сабельников Л.В. Система и практика разрешения споров в ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015 - № 3. С. 59-74.
13. Механизм решения споров в рамках ВТО. Досье. [Электронный ресурс] // URL: http://tass.ru/info/1817915.
14. Разрешение споров в рамках ВТО. [Электронный ресурс] // URL: http://wtolaw.ru/wto/razreshenie-spor-ov-v-ramkax-vto/.
15. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация.
- М.: Экономика, 2003. - 271с.
16. Кнобель, А. Ю., Баева, М. А., Фиранчук А. С. Участие России в торговых спорах в рамках ВТО: анализ конкурентоспособности / А. Ю. Кнобель, М. А. Баева, А. С. Фиранчук. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. — 140 с. — (Научные доклады: экономика).
17. Annual Report 2017. World Trade Organization. [Электронный ресурс] // URL: https://www.wto.org/en-glish/res_e/booksp_e/anrep_e/anrep 17_e .pdf.
18. Баева М.А. Торговые споры в рамках ВТО, в которых участвует Россия, и механизмы их разрешения // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 3. С. 72-90.
19. Россия подала иск в ВТО в связи с постоянно вводимыми Украиной санкциями// ТАСС. [Электронный ресурс] // URL: http://tass.ru/ekonomika/4268144.
20. Россия не видит компромиссов по спору в ВТО по санкциям Киева// РИА Новости. [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/economy/20171010/1506518839.html.
Статья поступила в редакцию 09.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018