Пространственная Экономика 2008. № 1. С. 21-42
УДК 339.54(520)
Е. Б. Ковригин, Л. В. Суслов
СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОЛНОЙ ТОРГОВЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ В НАЧАЛЕ XXI В.
Проводится анализ тенденций формирования и функционирования соглашений о свободной торговле (ССТ) в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Выявляются проблемы проведения ориентированной на продвижение ССТ торговой политики странами АТР. Рассматриваются проблемы внешнеторговой политики Японии в отношении заключения и функционирования ССТ со странами АТР в период 2000—2006 гг. Дается оценка текущего состояния и перспектив внешнеторговой политики Японии со странами АТР в рамках заключенных и планируемых ССТ.
Внешнеторговая политика, соглашения о свободной торговле, соглашения об экономическом партнерстве, Азиатско-Тихоокеанский регион, АСЕАН, Япония.
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеторговая политика Японии (за исключением ее двусторонних отношений с США) традиционно сосредотачивалась на механизмах многосторонних переговоров и урегулирования споров. Правила Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а впоследствии Всемирной торговой организации (ВТО) обеспечивали Токио достаточно равноправное взаи-
© Ковригин Е. Б., Суслов Д. В., 2008
Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ, поддержанного Региональным экспертным советом «Оценка вероятных реакций внешнеторговых и инвестиционных взаимодействий Дальнего Востока России со странами АТР на предстоящее присоединение России к ВТО»; гранта ДВО РАН № 06-III-B-10-437.
21
пэ _____________________ Е. Б. Ковригин, А. В. Суслов
№ 1 2008
модействие со своими торговыми партнерами. Глобальный характер торговых интересов Японии, особые двусторонние торговые отношения с США и историческая общность с азиатскими странами, особенно с Республикой Корея и Китаем, помогали Японии продвигать эти интересы [37, р. 135—147].
Начало XXI в. ознаменовалось для Японии заметным смещением курса торговой политики. Имеется в виду то, что, не отказываясь от переговорных механизмов в рамках ВТО и, в меньшей степени, в рамках АТЭС, страна приступила к все более активному поиску партнеров по заключению соглашений о свободной торговле (ССТ) и соглашений об экономическом партнерстве (СЭП) (Free Trade Agreements (FTAs) and Economic Partnership Agreements (EPAs), главным образом в Восточной Азии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в целом. Эра премьер-министра Коидзуми (2001—2006) запомнится как время начала пролиберальной торговой политики Японии, своеобразного двустороннего фритредерства.
Как объясняют эксперты из японского Министерства экономики, торговли и промышленности (МЭТП), существуют определенные различия между ССТ и СЭП. Теоретически ССТ есть соглашения между двумя странами или региональными группировками, призванные устранить тарифные и нетарифные торговые ограничения. В рамках же СЭП предполагается более глубокое взаимодействие между партнерами, направленное на облегчение свободного перемещения не только товаров, но и других экономических ресурсов. По сути же дела, соглашения, рассматриваемые в этой статье, мало чем отличаются от ССТ, однако в своей текущей политике МЭТП предпочитает именовать их СЭП. С одной стороны, это является как бы защитным приемом сторонников «свободной торговли» от критики внутренней политической оппозиции в Японии1. С другой — в международном плане упор на экономическое партнерство позволяет им казаться большими «прогрессистами», чем они, может быть, являются на самом деле.
С наступлением нового тысячелетия в мировом масштабе процессы заключения ССТ приобрели взрывной характер. К середине 2007 г. в мире уже насчитывалось 205 действующих ССТ (из 380 ратифицированных в рамках ГАТТ/ВТО). Между США и четрьмя странами АТР (Сингапуром, Чили, Австралией, Перу) подписаны и функционируют соглашения о свободной торговле, не говоря уже о НАФТА (North America Free Trade Agreement). При этом США проводят курс на заключение все новых ССТ. Китай и шесть наиболее развитых государств АСЕАН (Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Сингапур и Бруней) готовятся к переходу на свободную торговлю к 2010 г. Даже у такой небольшой страны как Чили имеется уже около четырех десятков партнеров по свободной торговле. На этом фоне кажется даже несколько
1 Interview with Norio Nakazawa, METI Counselor for Regional Cooperation. June 28. 2005.
22
СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ЯПОНИИ
пэ
№
1
2008
удивительным, что к 2006 г. вторая мировая торговая держава мира — Япония — имела действующие соглашения подобного рода всего лишь с двумя странами. В настоящее время Япония пытается «догнать» своих основных конкурентов в мире [40].
Между специалистами до сих пор нет конценсуса о «плюсах» и «минусах» ведения переговоров по ССТ. Их сторонники полагают, что ССТ продвигают многосторонние торговые отношения в долгосрочном плане. Их противники, в свою очередь, утверждают, что они автоматически ведут к дискриминации не входящих в эти соглашения стран-экспортеров и что эта «несправедливость» может подорвать многостороннюю систему торговли. Беспокойство, в частности, связано с так называемым «эффектом изоляционной трубки» (spaghetti bowl)1 при заключении множества ССТ. То есть возникает конфликт между двусторонними правилами торговли и более общими рамками многосторонних недискриминационных правил.
Сейчас внутренняя поддержка в Японии политики в отношении ССТ представляется достаточно сильной. За ней стоит правящая коалиция партий — Либерально-демократическая партия Японии (ЛДП) и Комэйто. В 2007 г. кабинет Синдзо Абэ прямо рассматривал торговые соглашения такого рода как один из базовых элементов своего курса [48]. Главная оппозиционная сила в стране — Демократическая партия — также поддерживает это направление торговой политики, хотя там раздаются голоса, что главным перспективным объектом ССТ должны стать, прежде всего, США и Китай, как супердержавы и как главные партнеры Японии1 2.
Учитывая собственную активную политику в отношении ССТ, США не критикуют новую ориентацию в торговой политике Японии. Но для них весьма важно, соответствует ли курс Японии американским интересам в Азии, поддерживает ли он баланс сил в регионе и не может ли отрицательно повлиять на американскую внешнеэкомическую деятельность в АТР [45].
Поворот Японии к двусторонним фритредерским отношениям был обусловлен комбинацией экономических и политических целей. Прежде всего, Токио заинтересован в том, чтобы, во-первых, не остаться изолированным от процесса, при котором его основные торговые партнеры активно создают собственные сети ССТ, во-вторых, чтобы стимулировать внутрияпонскую деловую активность и, в-третьих, чтобы поддержать несколько пошатнувшееся японское влияние в Азии3.
1 Термин введен исследователем Багвати в 1996 г. и связан с увеличивающимся числом пересекающихся и дублирующихся правил происхождения товаров в странах региона при растущем числе заключаемых ССТ [42].
2 Interview with Kenzo Fujisue, Upper House Diet Member, Democratic Party. June 23. 2005.
3 Hatakeyama, Noboru. Japan’s Movement toward FTAs. Speech delivered at the Institute for International Economics. Washington, D.C. May 8. 2003.
23
пэ ____________________ Е. Б. Ковригин, А. В. Суслов
№ 1 2008
Обеспокоенность Японии возможным появлением протекционистских экономических блоков в Америке и Европе проявилась еще в 1980-х — начале 1990-х гг. Начало было положено провалом Уругвайского раунда переговоров ГАТТ. США вступили в Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и обнародовали планы создания Всеамериканской зоны свободной торговли (ФТАА) (Free Trade Area of the Americas). Вполне вероятной казалась возможность появления мощной протекционистской группировки на базе «общего рынка» в Западной Европе (так называемая «крепость Европа»).
В 1999 г. произошел крах торговых переговоров в рамках ВТО на министерской встрече в Сиэтле, который сильно поколебал японскую веру в «светлое» будущее принципов мультилатерализма. В 2001 г. решение Китая о начале переговорного процесса по ССТ со странами-членами АСЕАН было также знаковым событием для тех сил в Японии, которые настаивали на изменении курса торговой политики.
Ориентацию на ССТ подпитывали тенденции быстрого развития азиатских экономик и возможности получения дополнительных выгод для Японии. Специалисты МЭТП рассматривают Восточную Азию как наиболее быстрорастущий регион в мире, который является жизненно важным для будущего Японии1. ССТ и СЭП рассматриваются как один из главных, если не самый главный, способ углубления экономических связей Японии со странами Восточной Азии и стимулирования дальнейшего разделения труда в регионе. Опыт Европейского союза демонстрирует, что при развитии институциализированной интеграции продвигается внутрирегиональное разделение труда, создаются более эффективные структуры регионального производства. В результате специалисты МЭТП пришли к выводу, что партнеры по новым ССТ и регион в целом могут обеспечить себе более устойчивые темпы экономического роста за счет расширения экспорта и импорта.
«Реформистски» настроенные специалисты МЭТП также надеются на то, что активная политика применительно к ССТ будет способствовать назревшим внутренним реформам в сельском хозяйстве и других секторах экономики Японии. Вступление в переговорный процесс с торговыми партнерами будет работать в сторону либерализации в наиболее защищенном со стороны внешних рынков аграрном секторе Японии и обеспечит ей большую поддержку со стороны общественного мнения страны.
Наконец, руководящие структуры в Японии видят в активизации ССТ
1 По прогнозам МЭТП, доля стран Восточной Азии (без Японии) в мировом ВВП увеличится до 16% к 2020 г. (5% было в 1990 г.) при одновременном снижении этой доли для Японии, США и ЕС. Прирост экономик стран Восточной Азии, по прогнозу, также составит в среднем 5,5% в год между 2010—2020 гг. по сравнению с 0,5% — для Японии, 1,4% — для США и 1,5% — для Западной Европы.
24
СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ЯПОНИИ
пэ
№
1
2008
ряд политических и дипломатических преимуществ — от усиления позиций Японии на переговорах ВТО до усиления позиций в конкуренции с Китаем за влияние в Азии. Исходя из той предпосылки, что ССТ символизируют «особые» двустороние отношения, основанные на политическом доверии, Япония надеется поддержать ими свое дипломатическое влияние по целому спектру политических проблем и вопросов безопасности в регионе1.
1. СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ В АТР
Азиатско-Тихоокеанский регион справедливо считается самой большой на планете экономической трансконтинентальной единицей, охватывая приблизительно половину мировой торговли и производства. Но вплоть до конца 1990-х гг. по сравнению с другими регионами мира его странами было заключено незначительное число ССТ. В 1997 г. на страны АТР приходилось только 7 (вместе с находящимися в разработке проектами ССТ) из 72 подписанных соглашений о свободной торговле в мире. Непосредственно в Восточной Азии к концу 1990-х гг. вообще не было ни одного функционирующего ССТ1 2. Эта ситуация коренным образом изменилась после Восточноазиатского финансового кризиса 1997—1998 гг. и провала министерской встречи ВТО 1999 г. в Сиэтле. К концу 2002 г. в АТР были подписаны в общей сложности 19 соглашений о свободной торговле, и еще 26 проектов новых ССТ находились в разработке, т. е. в стадии официальных переговоров, экономического обоснования или предложений. К началу 2006 г. общее количество ССТ в АТР удвоилось до 38 вместе с еще 29 проектами в стадии развития. Наиболее значимыми подписанными соглашениями являются следующие:
• ССТ АСЕАН—Китай (ACFTA),
• ССТ США—Сингапур (USSFTA),
• ССТ Австралия—США (AUSFTA),
• СЭП Япония—Сингапур (JSEPA),
• СЭП Малайзия—Япония (JMEPA),
• ССТ Япония—Мексика (JMFTA),
• ССТ Республика Корея—Чили (KCFTA),
• ССТ Таиланд—Австралия (TAFTA),
• Соглашение о тесном экономическом партнерстве между Китаем, Еон-конгом и Макао (CEPA),
• Соглашение о транстихоокеанском стратегическом экономичес-
1 Interview with Isamu Ueda, Lower House Diet Member, Komeito Party. June 23. 2005.
2 На июль 2007 г. из 205 действующих ССТ (из 380 ратифицированных в рамках ЕАТТ/ ВТО) только 36 соглашений приходилось на восточноазиатские страны [1].
25
пэ ____________________ Е. Б. Ковригин, А. В. Суслов
№ 1 2008
ком партнерстве между Сингапуром, Новой Зеландией, Чили и Брунеем (TPSEPA).
По всей вероятности, в ближайшей и среднесрочной перспективе можно ожидать еще более существенный прогресс в заключении новых торговых пактов в регионе.
Активные переговоры США по ССТ с Республикой Корея привели к его подписанию в 2007 г. Следующим партнером по ССТ для США станет Малайзия. Япония обладает рядом недавно подписанных соглашений с такими странами, как Индонезия и Филиппины, и пытается договориться по ССТ с Республикой Корея, о чем подробно будет сказано ниже. Китай в настоящее время договаривается о соглашениях с Австралией и Новой Зеландией. Как видно, эти соглашения в значительной степени являются двусторонними. Вместе с тем существуют планы и конкретные предложения со стороны Японии [15; 27] относительно создания большой региональной зоны свободной торговли в Восточной Азии вместе с другими странами АТР (по типу Всеамериканской зоны свободной торговли, продвигаемой США). Группа стран АСЕАН продолжает осуществление Соглашения о свободной торговле АСЕАН (AFTA). Можно вспомнить и о том, что уже давно, еще в 1994 г., в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) была принята Богорская декларация, призванная к созданию зоны свободной торговли и инвестиций странами региона не позднее 2020 г.
Рост числа ССТ в Азиатско-Тихоокеанском регионе имеет важное значение как в региональном, так и мировом масштабе. Если к 1997 г. в регионе была заключена только десятая часть всех ССТ в мире, к 2005 г. их число охватило уже четверть общемирового показателя (38 из 153 соглашений).
ССТ стали одним из основных инструментов проведения торговой политики для большинства ключевых государств АТР и во многих случаях далее выступали регулятором между внутренней политикой стран и международной торговлей, особенно в относительно чувствительных отраслевых секторах, типа сельского хозяйства. Кроме того, ССТ обладают потенциалом значительного воздействия на торговые и инвестиционные потоки в пределах Азиатско-Тихоокеанского региона, не только сокращая экономические барьеры между нациями, но также и через формирование этими соглашениями регионального механизма регулирования производственной и торговой деятельности. Интенсификация процессов заключения ССТ в АТР способна оказать существенное влияние на другие регионы и многостороннюю систему торговли. Так, другие регионы и региональные центры силы (например, ЕС, МЕРКОСУР) также будут озабочены, если эти процессы в странах АТР негативно скажутся на их собственных коммерческих интересах — через изменение вектора торговых связей и другие неблагоприятные эффекты. Одна-
26
СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ЯПОНИИ
пэ
№
1
2008
ко особенного внимания заслуживает воздействие азиатско-тихоокеанских ССТ на ВТО и многостороннюю торговую систему.
Соглашения о свободной торговле и механизмы ВТО
Соглашения о свободной торговле подписываются для устранения (или радикального сокращения) торговых барьеров, которые существуют между странами. Хотя они могут заметно различаться между собой по охвату товарных групп, содержанию и философии, все ССТ являются преференционными по своей природе, потому что только заключившим их странам предоставляются торговые и другие коммерческие преимущества. Следовательно, де-факто они подвергают фактической дискриминации других торговых партнеров. Например, в соглашении с Австралией США предоставили австралийским фермерам льготный доступ к своему рынку сельскохозяйственной продукции. Это ставит фермеров Новой Зеландии в относительное невыгодное положение по сравнению с их австралийскими коллегами, потому что они по-прежнему сталкиваются с высокими торговыми ограничениями при экспорте в США. Та же самая ситуация применима к другим торговым партнерам США из числа тех, с которыми нет соглашения.
Кроме того, соглашения о свободной торговле усложняют и без того сложную систему международной торговли, вводя специальные правила между партнерами по ССТ, которые являются по существу подрывом правил в рамках многосторонней торговой системы. Создается «эффект изоляционной трубки», сопряженный с дифференцированием правил происхождения товара, сроков либерализации тарифов, таможенных процедур и льготных уступок в различных областях регулирования коммерческой деятельности (например, в инвестициях, правах на интеллектуальную собственность, лицензировании деятельности на рынках, санитарных, фитосанитарных правилах и т. п.). Он еще больше проявляется при размножении ССТ в АТР и других регионах мира и является причиной растущего беспокойства ВТО о будущем развитии системы многосторонней недискриминационной торговли. В принципе, ВТО имеет собственные правила заключения ССТ, но, по мнению большинства участников организации, они являются устарелыми и слабыми.
В основном эти правила предусматривают, что:
• стороны ССТ не должны повышать торговые барьеры для не членов этих соглашений;
• главные договоренности в рамках ССТ должны быть осуществлены не далее как в течение 10 лет;
• рамками ССТ должны быть покрыты «все существенные позиции торговли», т. е. партнеры по соглашениям не должны защищать слишком много секторов экономики от либерализации;
27
пэ _____________________ Е. Б. Ковригин, А. В. Суслов
№ 1 2008
• для развивающихся стран, однако, через частичные меры или невзаимные договоренности может быть предоставлен больший режим благоприятствования (так называемая «разрешительная оговорка»).
Эти правила в настоящее время повторно рассматриваются так называемой «переговорной группой по правилам» в рамках Дохийского раунда переговоров ВТО. Переговоры начались в 2002 г., причем основное внимание сосредоточилось на пункте о «всех существенных позициях торговли» (статья XXIV, пункт 8b). Некоторые члены ВТО, в частности Австралия, предложили, чтобы для этого правила было введено количественное определение, например, 90- или 95%-й охват торговли между заинтересованными сторонами ССТ. Со стороны других стран (США и членов ЕС) возникло сопротивление такому предложению, потому что это серьезно ограничило бы их способность исключать аграрный сектор и другие «чувствительные» отрасли экономики из проектируемых соглашений. Разрешение для таких стран продолжать защиту этих секторов даже в рамках ССТ ограничивает привнесенный «эффектом создания торговли» рост эффективности производства (будет показано далее) и, кроме этого, вообще устанавливает плохой прецедент для многосторонних переговоров в ВТО. Переговорной группой Дохийской программы развития по этой критической проблеме был достигнут очень малый прогресс. Не поэтому ли на встрече глав «Большой восьмерки» в Германии (июнь 2007 г.) российский президент В. В. Путин назвал ВТО устарелой и неэффективной организацией?
Принятие в целом новых правил сейчас представляется маловероятным, а следовательно, число новых ССТ в мире и в АТР будет расти. А ведь наиболее эффективной преградой на пути быстрого роста числа ССТ могло бы стать успешное завершение Дохийского раунда. Прорыв в многосторонней либерализации торговли уменьшил бы конечные выгоды, получаемые странами от заключения новых «парных» ССТ, и, как следствие, уменьшил бы их привлекательность. Например, если бы Дохийский раунд смог снизить с 4 до 2% средний тариф на обмен промышленной продукцией в мировом масштабе, то тогда эффект либерализации торговли товарами «с добавленной стоимостью», предлагаемой в рамках ССТ, уменьшился бы вдвое, и их полезность была бы поставлена под вопрос.
Обратную перспективу создаст слабая договоренность в рамках Дохийского раунда или, что еще хуже, если вообще не будет достигнуто никакого соглашения: страны-участницы будут последовательно склоняться к созданию новых ССТ. Все это делает успех раунда, основанный на принципе многосторонней справедливости, столь важным. К сожалению, в августе 2006 г. продолжавшиеся пять лет переговоры застыли на мертвой точке, даже без объявления о том, когда они могут возобновиться.
28
СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ЯПОНИИ
пэ
№
1
2008
Можно напомнить о том, что в последний раз «двусторонний либерализм» служил определяющим признаком мирохозяйственных связей в 1930-е годы. Созданные в этом процессе структуры преференционной торговли привели международные экономические отношения к враждебному противостоянию. Рискнем предположить, что они внесли свой вклад в возникновение продолжительного глобального конфликта, который за этим последовал.
По мере пребывания на посту генерального директора ВТО таец Супа-чэй Паничпакди стал все более и более критически относиться к росту числа ССТ в мире и в особенности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где был отмечен их самый большой всплеск. В конце срока его полномочий в 2005 г. был подготовлен доклад, в котором эта организация выражала беспокойство интенсификацией этого процесса. В нем утверждалось, что множащиеся ССТ вызывают путаницу в мировой системе торговли своими сложными и непоследовательными правилами о стране происхождения товара, дорогостоящими механизмами регулирования и возможностями коррупции [43]. В отчетах, опубликованных Международным валютным фондом (МВФ) и Мировым банком примерно в то же время, также делаются подобные заключения о потенциальных опасностях, которые ССТ представляют для многосторонней системы торговли [7; 13]. На этом фоне изложим позицию сторонников новых ССТ, их главные аргументы о достоинствах и полезности торговых пактов подобного рода. Особенно остановимся на примерах из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Эффект создания торговых потоков
Согласно традиционным теориям торговой интеграции, так называемый «эффект создания новых торговых потоков» (trade creation) имеет место, когда двусторонняя либерализация торговли позволяет более эффективным производителям в зоне данного ССТ расширять свою долю на рынках обеих стран за счет менее эффективных конкурентов из стран-партнеров. Этот процесс ведет к росту производственной эффективности, снижению цен на потребительские товары и большей специализации в соответствии со сравнительными преимуществами партнеров по ССТ.
Однако возникает вопрос о том, каким образом распределяются экономические выгоды между сторонами ССТ. В целом более развитые партнеры по ССТ в состоянии извлечь намного большую выгоду, чем их менее развитые партнеры. В двусторонних ССТ более сильный партнер может оказывать влияние на условия его заключения в свою пользу. Напротив, при многосторонних соглашениях о торговле такой результат значительно менее вероятен, поскольку влияние более сильных стран ограничено самой многосторонностью.
29
пэ ____________________ Е. Б. Ковригин, А. В. Суслов
№ 1 2008
Более того, в международном аспекте эффект создания торговых потоков может быть нейтрализован нарушением торговых связей (так называемым «уходом торговли»). Нарушение торговых связей («уход торговли») возникает тогда, когда производители из стран за пределами данного ССТ, которые предлагают более конкурентоспособную продукцию, впоследствии теряют свое конкурентное преимущество из-за введения тарифных и иных ограничений на рынках стран-участниц ССТ: ведь «внешней либерализации» не происходит. Другими словами, относительно менее эффективные производители, расположенные в странах-участницах ССТ, в состоянии расширять производство и сбыт за счет более эффективных производителей из государств, остающихся за бортом ССТ. Вряд ли такая практика может быть названа справедливой.
Получение достоверных оценок чистого «роста благосостояния» (welfare effects), так же как и «ухода торговли», в рамках ССТ затруднительно. Тем не менее в АТР и мире проблема нарушения торговых связей обсуждается весьма широко. Например, в 2005 г. производители автопокрышек из Республики Корея были сильно озабочены тем, что их экспортные продажи на мексиканском рынке существенно упали в результате начала функционирования ССТ Япония — Мексика. В июне 2003 г. Филиппины призвали Республику Корея сократить разницу в тарифах при импорте филиппинских медных катодов и катодов из Чили — в то время, когда велись переговоры по ССТ между Республикой Корея и Чили. По предварительным договоренностям таможенный тариф Республики Корея на импорт чилийской медной продукции в рамках ССТ должен быть сведен к нулю к 2009 г., в то время как филиппинские производители продолжали бы сталкиваться с пятипроцентным тарифом на свою продукцию. Схожим образом немецкие автомобильные производители выразили беспокойство от ожидаемых нарушений торговых связей после подписания японо-таиландского ССТ, ибо Япония является крупнейшим производителем автомобилей в целом по Азии, а Таиланд — их крупнейшей производственной базой в Юго-Восточной Азии. При многосторонней либерализации торговли, по крайней мере теоретически, проблема нарушения (переориентации) торговых связей не должна была возникнуть, поскольку там особо льготные тарифные преференции не предоставляются ни одному индивидуальному торговому партнеру.
Соглашения о свободной торговле по формуле «ВТО плюс»
Сторонники ССТ часто указывают на возможный положительный вклад таких договоров в решение определенных «технических» элементов, находящихся на повестке дня ВТО. Формула «ВТО плюс» означает, что условия новых двусторонних соглашений о свободной торговле помогут породить новейшие (наисовременнейшие) модели, которые могут стать базой
30
СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ЯПОНИИ
пэ
№
1
2008
для решения этих самых технических проблем грядущего многостороннего торгового договора. В первую очередь это относится к наиболее сложным областям регулирования коммерческой деятельности (например, о защите прав на интеллектуальную собственность), и поэтому формула «ВТО плюс» представляет интерес в большей степени для развитых экономик. Так, США и Сингапур много сделали для пропаганды этого свойства их двустороннего соглашения, подписанного в 2003 г.
Однако, как было выше отмечено, ССТ также влекут за собой усложнение правил торговли и «структурный» преференционализм в международной экономической системе. Кроме того, суперновейшие условия некоторых ССТ в рамках «ВТО плюс» малоприменимы для большинства развивающихся стран, потому что у них просто не хватает способности адаптироваться к новым усложненным элементам регулирования коммерческой деятельности. Наименее развитым экономикам Азиатско-Тихоокеанского региона (таким как Камбоджа, Лаос, Папуа—Новая Гвинея) трудно подготовить даже базовые (простые) взаимные ССТ. Да и находящиеся на более высокой стадии развития государства, как Филиппины, Индонезия или Вьетнам, признают, что их способности серьезно ограничены, когда они договариваются о ССТ с более развитыми партнерами. Развивающимся странам элементарно не хватает технократов, переговорщиков и аналитиков для успешного ведения переговоров в рамках ВТО, не говоря уже о двусторонних проектах по ССТ. Помимо того, их институциональные нормы (например, правовые и социокультурные) часто идут вразрез со все более строгими политическими обязательствами, вытекающими из новых ССТ.
Приведем пример Филиппин. В отчете, подготовленном филиппинским Институтом исследований развития [6], утверждается, что из-за слабости технократических и институциональных структур страна большей частью является пассивным участником собственных проектов ССТ. Эта страна страдает не только от нехватки квалифицированных и подготовленных переговорщиков по ССТ. Она не обладает также адекватным государственным регулированием в таких областях, как защита прав на интеллектуальную собственность и меры карантина, чего от нее требуют более развитые страны-партнеры по ССТ (США, Япония и Австралия). Как уже говорилось, на двусторонних переговорах по свободной торговле более сильная сторона имеет большие возможности навязать свои требования более слабому партнеру из числа развивающихся стран.
Философские подходы к ССТ могут заметно различаться между собой. Некоторые двусторонние соглашения вообще могут не накладывать на более развитого партнера никаких обязательств по решению проблем экономического развития «младшего» партнера. Например, представляется, что для
31
пэ _____________________ Е. Б. Ковригин, А. В. Суслов
№ 1 2008
США в их подходе к ССТ интересен только доступ к рынку, в то время как японская модель соглашений об экономическом партнерстве (СЭП) более ориентирована на философию сотрудничества и развития. Ожидалось, что в рамках Дохийского раунда переговоров ВТО будет сделан прогресс в деле укрепления комплексного торгового потенциала развивающихся стран. Именно на достижение этой цели, а не на реализацию все новых и новых проектов по ССТ должны быть направлены усилия участников Всемирной торговой организации.
Конкурентная либерализация
С политикой США в отношении ССТ близко связана концепция «конкурентной либерализации». Особенно ярко она проявлялась в начале 2000-х гг., когда главным американским торговым представителем был настоящий глава Всемирного банка Роберт Золлик1. Ее принципы и философия были восприняты рядом других стран АТР как ответ на критику тех, которые считают, что только многосторонний подход способствует прогрессу либерализации торговли. По своей сути конкурентная либерализация сводится к тому, как заключение ССТ с определенными торговыми партнерами может заставить другие страны участвовать в постепенно расширяющемся процессе либерализации торговли на двустороннем, региональном или многостороннем уровне. Конкурентная либерализация работает на том принципе, что она заставляет страны, не приемлющие механизмы ССТ, заключать сделки столь большие, что они могут нейтрализовать эффекты нарушения торговых связей («уход торговли»), проистекающие из уже подписанных другими странами соглашений о свободной торговле. Часто упоминаемым примером конкурентной либерализации является активность США в деле расширения объектов либерализации торговли в рамках АТЭС (Богорс-кая декларация 1994 г.). Предполагается, что это делалось американцами для оказания давления на ЕС при выработке соглашения по сельскому хозяйству на критической фазе неудачного Уругвайского раунда переговоров. Основным обоснованием здесь было то, что для стран — не членов АТЭС новые многосторонние соглашения о свободной торговле помогут нейтрализовать негативные эффекты, вызываемые созданием Тихоокеанской зоны свободной торговли.
Однако динамика конкурентной либерализации может также работать и в обратном направлении. Например, если для растущего числа стран АТР будет обеспечен свободный доступ к большим рынкам партнеров (например, США, Китай) через двусторонние ССТ, то тогда стимулы к достижению многостороннего соглашения в рамках ВТО могут уменьшиться. Это
1 Он занимал свой пост с 2001 по 2005 г.
32
СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ЯПОНИИ
пэ
№
1
2008
объясняется тем, что предельные выгоды от предполагаемого соглашения в рамках ВТО коснутся только той доли общего экспорта страны, которая не попадает под действие двусторонних ССТ. Конечно, крупнейшие торговые партнеры, как, например, США, из числа стремящихся заключить соглашение в рамках ВТО, могут предложить более мелким странам, выступающим против ВТО, подписать двустороннее соглашение о свободной торговле в качестве компенсации. Но нет никаких свидетельств того, что это когда-нибудь случится.
В дополнение к проблеме уменьшения эффекта от глобальной либерализации торговли в свете интенсификации двусторонних ССТ существуют также политико-экономические риски, связанные со стратегией конкурентной либерализации. Распространяется культура торговой дипломатии, которая направлена на рост числа ССТ, создаваемых для защиты от негативного влияния подобных соглашений между другими странами. Растет вероятность развития своеобразного «конкурентного билатеризма», при котором каждая страна ищет для себя преимущественный доступ к внешним рынкам за счет других стран.
Это может привести к более антагонистическим отношениям между отдельными государствами в ущерб сотрудничеству в деле налаживания региональных и многосторонних соглашений о торговле. Например, как отмечала мировая пресса, схватка между Японией и Китаем за подписание ССТ с другими восточноазиатскими странами, в особенности с группировкой АСЕАН в целом, осложнила и без того напряженные японо-китайские отношения. Конкуренция внутри самой АСЕАН за подписание лучших двусторонних ССТ с ключевыми торговыми партнерами за пределами региона также ухудшила внутриблоковые отношения. Сингапур и (хотя и в меньшей степени) Таиланд придерживаются принципа конкурентной либерализации как осознанной позиции в их «новаторских» двусторонних ССТ с США, Японией, Австралией, Новой Зеландией и другими партнерами. Они приписывают им роль катализатора дальнейшей либерализации торговли внутри и вне региона. Малайзия, Индонезия и Филиппины поначалу были критически настроены к этому подходу, заявляя, что Сингапур и Таиланд эгоистично поставили собственные национальные интересы выше интересов строительства регионального сообщества. Правда, впоследствии они сами стали переходить к такой же политике в отношении ССТ, чтобы добиться тех же рыночных преференций, которые до этого получили Сингапур и Таиланд.
Конкурентная либерализация также тесно связана с соперничеством между наиболее влиятельными торговыми державами по вопросу о моделях ССТ и их методах (например, вопрос о правилах страны происхождения товара). Как уже говорилось, соглашения о свободной торговле значительно
3. Заказ 843
33
пэ ___________________ Е. Б. Ковригин, А. В. Суслов
№ 1 2008
разнятся по своей природе, содержанию и философии. Они также формируют рамки, в пределах которых ведется регулирование международной торговли. Например, как прокомментировал упомянутый выше Р. Золлик [36] в 2002 г.: «... каждое такое соглашение, заключенное без нас (т. е. без США) может установить новые правила в таких сферах, как интеллектуальная собственность, новые высокие технологии, сельскохозяйственные стандарты, процедуры таможенного регулирования, в других бессчетных областях современной интегрированной мировой экономики — правила, которые могут быть установлены без учета американских интересов».
Самые влиятельные экономические державы АТР — США, Япония и Китай — заметно различаются в подходах к формированию «своих» ССТ. ССТ с мощными торговыми государствами во главе этих группировок могут фрагментировать международную систему торговли в квазиторговые блоки. Вопрос состоит не столько в том, выгодна ли свободная торговля или нет, а скорее в том, какой тип свободной торговли будет сформирован и как будут распределяться выгоды от него. В рамках ССТ, вероятнее всего, дело кончится таким типом свободной торговли, который более выгоден самым мощным торговым партнерам. Несмотря на то, что переговорная повестка ВТО прежде всего определяется американскими и европейскими интересами, у развивающихся стран все же намного больше возможностей для влияния на природу и прогресс глобальной свободной торговли в свою пользу через ВТО, чем через двусторонние ССТ с крупнейшими торговыми державами.
Международная система торговли находится в критической точке. Интенсивное формирование двусторонних ССТ и их концентрация в АТР в последнее время сильно подорвали всю структуру стимулов к заключению нового глобального соглашения в рамках ВТО. Более того, рассматриваемая тенденция вводит новые слои структурированного преференциализма в международную систему торговли и работает преимущественно на интересы более мощных торговых государств. Развивающиеся страны определенно больше нуждаются во всеобъемлющем, направленном на цели их развития, многостороннем соглашении в рамках Дохийского раунда переговоров, чем в подписании множества ССТ, которые могут в конечном итоге противоречить их собственным интересам.
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЯПОНСКОЙ ПОЛИТИКИ
В ОТНОШЕНИИ ССТ
В октябре 2002 г. вслед за подписанием самого первого для Японии соглашения о свободной торговли (с Сингапуром) Бюро экономических
34
СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ЯПОНИИ
пэ
№
1
2008
проблем японского МИДа приняло национальную стратегию в отношении ССТ [26].
Этот документ широко интерпретировался как реакция на заключение ССТ АСЕАН—Китай (ACFTA), которое воспринималось как «источник раздражения для Японии, неспособной сформулировать эффективную внешнеэкономическую политику в ходе продолжительной рецессии» [35, р. 18]. Дальнейшее развитие событий показало, что японское правительство, как правило, следует тем руководящим принципам, которые были сформулированы в недрах МИДа. Ниже мы приведем краткое содержание этого документа.
Во-первых, в стратегии ключевым вопросом является: почему следует заключать соглашения о свободной торговле.
1. В условиях усиления экономической глобализации важно поддерживать и усиливать систему свободной торговли. Хотя ВТО продолжает играть важную роль в этом процессе, двусторонние соглашения о свободной торговле предлагают механизмы укрепления партнерства в не охваченных рамками ВТО областях и позволяет добиться их либерализации. Таким образом, заключение индивидуальных ССТ — очень полезный способ расширения возможностей экономических взаимодействий Японии с другими странами.
2. Как Европейский союз, так и Соединенные Штаты ведут двойственную политику, нацеленную как на переговоры в рамках ВТО, так и на создание крупномасштабных региональных торговых структур. Текущий раунд переговоров ВТО может стать последней многосторонней встречей до создания интегрированных региональных группировок. Для Японии также возникла необходимость обратиться не только к переговорному процессу ВТО, но и к формированию собственных ССТ для укреплении экономических отношений с другими странами.
Во-вторых, в документе выделены выгоды и преимущества от соглашений о свободной торговле.
1. Экономические выгоды.
ССТ/СЭП приводят к расширению импортых и экспортных рынков, к переходу на более эффективную индустриальную структуру и к улучшению конкурентной среды. Кроме того, ССТ уменьшают вероятность появления экономических трений, могущих принять политический характер, а также расширяют и гармонизируют существующие регуляторы торговых систем.
2. Политические и дипломатические преимущества.
ССТ усиливают позиции Японии на переговорах ВТО, а результаты переговоров по ССТ могут повлиять на процесс ВТО и ускорить его. Углубление экономической взаимозависимости повышает чувство политического дове-
3*
35
пэ ____________________ Е. Б. Ковригин, А. В. Суслов
№ 1 2008
рия между странами-партнерами по ССТ, расширяя при этом дипломатическое влияние и интересы Японии в мире.
В-третьих, определены особые моменты, которые нужно иметь в виду при продвижении соглашений о свободной торговле.
1. Соответствие ССТ соглашениям по линии ВТО.
В этом пункте зафиксированы три момента. Во-первых, пошлины и другие инструменты регулирования торговли не должны быть выше или быть более ограничительными, чем соответствующие регуляторы до подписания ССТ. Во-вторых, они должны устранить пошлины и другие барьеры для торговли практически по всей ее номенклатуре. В-третьих, полный ввод в действие каждого соглашения о свободной региональной торговле должен быть завершен в пределах десятилетнего периода, по крайней мере в принципе. Отсылка на «почти всю торговлю» подразумевает, что страны-партнеры должны достичь уровня либерализации торговли, более благоприятного по сравнению с общемировыми стандартами. Например, в рамках НАФТА тарифы отменяются в среднем на 99% стоимости всего товарооборота, в то время как этот показатель в рамках ССТ между Мексикой и ЕС равен 97%.
2. Воздействие на внутренние отрасли промышленности.
Выгоды, которые приобретет Япония от вхождения в ССТ и открытия своих рынков, не могут даться безболезненно для ее экономики, но это необходимо рассматривать как процесс, необходимый для улучшения отраслевой структуры Японии. Неизбежно возникнут проблемы в различных областях регулирования и контроля, включая перемещение трудовых ресурсов, открытие рынков и проведение структурных реформ в аграрном секторе. Полностью осознавая политическую чувствительность этих вопросов, необходимо придерживаться позиции, что если заключение новых ССТ не будет увязано с внутренними экономическими реформами, Япония не сможет сделать эти соглашения средством улучшения своей международной конкурентоспособности.
В-четвертых, стратегией определено, на какие типы соглашений о свободной торговле Япония должна ориентироваться.
1. Всесторонность, гибкость, селективность новых ССТ.
В настоящее время одной из базовых моделей для будущих соглашений могло бы стать СЭП с Сингапуром, но Японии, проявляя гибкость, следует исследовать другие подходы, которые можно условно назвать «Сингапур-плюс» или «Сингапур-минус». Возможно, например, заранее договориться о включении в соглашения таких вопросов, как движение инвестиций и торговля услугами или, наоборот, обойти эти сферы в договорах о партнерстве.
2. Подход к реализации всестороннего экономического партнерства между Японией и АСЕАН.
36
СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ЯПОНИИ
пэ
№
1
2008
Чтобы гарантировать, что такое партнерство будет сопоставимо с процессами экономической интеграции в других регионах мира, оно должно предложить максимально возможную либерализацию в широком спектре областей сотрудничества.
3. Возможности использования ССТ для поддержки развивающихся стран.
ССТ с развивающимися странами могут также служить политическим инструментом для помощи развитию их экономик, включая страны Африки.
В-пятых, определены стратегические приоритеты переговоров по ССТ.
1. Критерии для оценки включают:
а) экономические критерии;
б) географические критерии;
в) политические и дипломатические критерии;
г) критерии выполнимости;
д) критерии, связанные со временем принятия решений.
2. Стратегические аспекты японской политики в отношении ССТ.
Основные торговые партнеры Японии находятся в Восточной Азии, Северной Америке и Европе, на эти три региона мира приходится 80% объема торговли Японии. По сравнению с ССТ со странами Северной Америки и Европы, которые практически все относятся к промышленно развитым странам, ССТ со странами Восточной Азией принесет больше дополнительных выгод через дальнейшую либерализацию торговли с ними. Сравним средние значения импортных тарифов: США — 3,6%; Европейский союз — 4,1; Китай — 10; Малайзия — 14,5; Республика Корея — 16,1; Филиппины — 25,6 и Индонезия — 37,5%. Очевидно, что в странах Восточной Азии (региона, где японская продукция занимает самую высокую долю их торговли) применяются самые высокие тарифы на импорт. Снятие этих тарифов в Восточной Азии облегчит деятельность японских фирм, которые сталкиваются с возрастающей конкуренцией со стороны компаний из стран АСЕАН и Китая и многие из которых уже перенесли собственные производственные мощности на территорию этих государств.
Продвигая собственные ССТ, Япония должна обращать внимание на обеспечение политической и экономической стабильности в более широких рамках создания региональной системы. Приоритетом следует считать заключение ССТ с теми странами и группировками, где, несмотря на тесные экономические отношения с Японией, существуют сравнительно высокие торговые барьеры, препятствующие расширению японской экономики. В этом свете именно в Восточной Азии находятся самые многообещающие страны-партнеры для переговоров, а среди них наиболее приоритетными являются Республика Корея и страны АСЕАН.
37
пэ ____________________ Е. Б. Ковригин, А. В. Суслов
№ 1 2008
В то же самое время неотложно должно быть заключено ССТ между Японией и Мексикой, так как там японские компании сталкиваются с более высокими тарифами, чем партнеры Мексики по НАФТА и страны Европейского союза, которые уже имеют соглашения с Мексикой.
а) Экономическое партнерство с фокусом на Республику Корея, Китай и страны АСЕАН.
Прежде всего Япония должна стремиться к заключению ССТ с Республикой Корея и членами АСЕАН и на этой основе в средне- и долгосрочной перспективе приложить усилия для партнерства с другими странами Восточной Азии, включая Китай.
Республика Корея. Учитывая политическую важность Кореи, разносторонние контакты между гражданами обеих стран, глубокие отношения экономической взаимозависимости и совместные предложения руководителей бизнес-структур Японии и Кореи в пользу всеобъемлющего ССТ или СЭП, переговоры должны начаться как можно скорее после того, как новая администрация Республики Кореи начнет работу. Обсуждение должно начаться в рамках общего видения экономических отношений в Восточной Азии, вращающихся вокруг Японии, Китая и Республики Корея.
АСЕАН. Хотя конечная цель Японии состоит в усилении экономического партнерства с АСЕАН в целом, для начала следует форсировать подписание СЭП с отдельными странами по типу Япония — Сингапур. К их числу прежде всего относятся главные члены АСЕАН — Таиланд, Филиппины, Малайзия и Индонезия, которые проявляют заинтересованность в заключении двусторонних пактов с Японией. В соответствии с прогрессом в достижении двусторонних соглашений станет необходимо начать процесс их расширения с перспективой заключения общего ССТ Япония — АСЕАН.
Китай. Возможность заключения такого ССТ следовало бы рассматривать с точки зрения окончательного решения о партнерстве в Восточной Азии, сфокусированого на Японии, Китае и Республике Корея плюс АСЕАН. Япония продолжит пристально наблюдать за выполнением Китаем обязательств по ВТО, тенденциями в экономике КНР, общей ситуацией в японо-китайских отношениях, прогрессом нового (Дохийского) раунда переговоров ВТО, а также переговорами по ССТ с другими странами в Азии. После этого может быть принято решение по Китаю.
Гонконг. В свете продолжающегося процесса углубления экономической взаимозависимости между Японией и Китаем не исключена возможность заключения отдельного ССТ с Гонконгом.
Тайвань. Тайвань — отдельная таможенная территория, созданная при содействии ВТО, и поэтому возможность заключения ССТ с ним как с членом ВТО теоретически и технически может быть рассмотрена. Однако тарифные
38
СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ЯПОНИИ
пэ
№
1
2008
барьеры Тайваня уже и так низки, и дальнейшее их снижение в рамках возможного ССТ не приведет к существенным выгодам ни для одной из сторон. Было бы более уместным обратить внимание на усиление экономических отношений в отдельных, более узких областях.
Австралия и Новая Зеландия. Хотя производство и торговля сельскохозяйственной продукцией является «чувствительной» проблемой применительно к этим двум странам, у Японии с ними имеется много общих позиций и интересов. Австралия, в частности, служит одним из крупнейших поставщиков природных ресурсов для Японии. Совместные предложения деловых кругов обеих стран состоят в том, чтобы переговоры прошли в два приема. В краткосрочном плане следует двигаться к экономическому партнерству в отдельных отраслях, представляющих совместный интерес, а в долгосрочной перспективе — к заключенияю всеобъемлющего соглашения о свободной торговле.
б) Перспективы заключения ССТ с другими странами, группировками.
МЕРКОСУР. Этот таможенный союз представляется движущей силой экономической интеграции в Латинской Америке, и мы должны следить за его трансформацией в Общеамериканскую зону свободной торговли и его переговорами о заключении ССТ с Европейским союзом.
Россия. Могут быть рассмотрены любые всесторонние усилия по укреплению экономических отношений, в том числе и в рамках ССТ, однако с учетом прогресса в реализации индивидуальных проектов.
Южная Азия. Будут продолжены поиски оптимальных подходов к партнерству с учетом того, как Индия интегрируется в мировую экономику.
Африка. Хотя теоретически возможно использовать ССТ как форму помощи развивающимся странам Африки, необходимо исходить из того, могут ли они принести пользу японским деловым интересам.
Северная Америка и Европейский союз. Заключение ССТ с обеими группировками является исключительно трудной задачей в свете таких важных проблем, как производство и торговля продукцией сельского хозяйства, лесного хозяйства, добыча рыбы и морепродуктов. ССТ между Японией и Соединенными Штатами принесло бы важнейший эффект конверсии торговли. На данный момент было бы полезно укреплять двусторонние отношения через создание рамок регулирования в таких областях, как взаимное признание товаров и продвижение диалога по реформированию систем управления.
Напомним, что рассмотренный в данной главе документ был принят в 2002 г. и (за отдельными исключениями) служил главным ориентиром для правительства Японии все последующие годы. Ниже приводится схема ССТ в Восточной Азии (табл. 1).
39
ПЭ1
№ I 2008
Е. Б. Ковригин, Д. В. Суслов
Таблица 1
Соглашения о свободной торговле в Восточной Азии
Группировка 2003 2004 2006 2010 2015 2020
АСЕАН ССТ АСЕАН ССТ АСЕАН (искл. КЛМВ) ССТ АСЕАН (с КЛМВ) Эконо- мическое сообщество АСЕАН
АСЕАН+Корея Совместная декларация ССТ ССТ (искл. КЛМВ) в 2009 г. ССТ (с КЛМВ) в 2014 г.
АСЕАН+Китай ССТ ССТ (искл. КЛМВ) ССТ (с КЛМВ)
АСЕАН+Япония Рамоч- ное согла- шение ССТ (искл. КЛМВ) в 2012 г. ССТ (с КЛМВ) в 2017 г.
АСЕАН+Индия Рамоч- ное согла- шение ССТ (искл. КЛМВ) в 2011 г. ССТ (с КЛМВ) в 2016 г.
АСЕАН+Австралия+ Новая Зеландия Рамочное соглаше- ние ССТ (с КЛМВ)
Примечание. КЛМВ — Камбоджа, Лаос, Мьянма и Вьетнам.
Источник: составлено по данным МИД Японии и ДЖЕТРО (JETRO, Japan External Trade Organization).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Материалы официального сайта World Trade Organization. http://www.wto.org/ english/tratop_e/region_e/region_e.htm.
2. Agricultural Policies in OECD Countries: Monitoring and Evaluation 2005 / OECD. 2005.
3. Chile FTA final, eliminates tariffs on 92% of bilateral trade // The Japan Times. March 28. 2007.
4. China Deal Could Boost Japan’s GDP 0,5% // The Nikkei Weekly. January 11. 2005.
5. EPA Deal Makes Philippines Third Free Trade Partner // The Nikkei Weekly. December 6. 2004.
6. Erlinda M. Medalla, Dorothea C. Lazaro. Exploring the Philippine FTA Policy Options / Philippine Institute for Development Studies (PIDS). Issue 2004-19. Philippines,
2004.
7. Feridhanusetyawan T. Preferential Trade Agreements in the Asia-Pacific Region // IMF Working Paper Series. WP/05/149. International Monetary Fund. Washington DC,
2005.
8. Foreign Workers at the Gate // The Japan Times. August 23. 2004.
9. FTA Talks with Seoul Deserve Fresh Start // The Nikkei Weekly. March 7. 2005.
40
СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ЯПОНИИ
пэ
№
1
2008
10. FTA to Let in 1,000 Filipino nurses, caregivers // The Japan Times. September 13. 2006.
11. FTA with Mexico Paves Way for Talks with Asian Nations // The Nikkei Weekly. March 15. 2004.
12. Fujisue Kenzo and Koike Masanari. Opening Up, Reluctantly // Far Eastern Economic Review. April. 2005.
13. Global Economic Prospects 2005: Trade, Regionalism and Development / World Bank. Washington DC, 2005.
14. Government Adopts FTA Policy Focusing on Partners in Asia // The Japan Times. December 22. 2004.
15. Govt to push Asian EPA talks // The Yrmiuri Shimbun. April 5. 2006.
16. Historical Tensions Blocking FtA Deal: Seoul // The Japan Times. May 28. 2006.
17. International Trade Statistics WTO, 2007. http://www.wto.org/english/res_e/statis_ e/its2007_e/its07_toc_e.htm.
18. Izawa Kazuhoro and Kim Bonggil. East Asian Free Trade Agreement: Strategic Aspects for Japan // East Asian Economic Regionalism / eds. C.Y. Ahn et al. Dordrecht: Springer, 2005.
19. Japan Monthly Statistics. January. 2008. http://www.stat.go.jp/data/getujidb/ zuhyou/f01.xls.
20. Japan Needs Trade Pact with ASEAN // Yrmiuri Shimbun. July 19. 2005.
21. Japan Settles for ‘Low-Risk, Low-Return’ FTA Goals // The Japan Times. April 22. 2005.
22. Japan, Australia to Mull FTA // The Japan Times. April 21. 2005.
23. Japan, Brunei to Sign FTA in Tokyo. Houston Chronicle. June15. 2007.
24. Japan, Malaysia sign deal on bilateral FTA // The Japan Times. December 14. 2005.
25. Japan, U.S. Set for Game of Diplomacy on FTA // The Nikkei Weekly. June 7.
2004.
26. Japan’s Ministry of Foreign Affairs // Japan’s FTA Strategy. October. 2002. http:// www.mofa.go.jp/policy/economy/fta/strategy0210.html.
27. Japanese Govt to Propose Big Asian Free-trade Zone // AFX News Limited. April 4. 2006.
28. Japan-Malaysia Economic Partnership Agreement // Joint Press Statement. http:// www.mofa.go.jp/region/asia-paci/malaysia/joint0505.html.
29. Japan-Malaysia FTA Gets Chiefs’ Approval // The Japan Times. May 26. 2005.
30. Katz Richard. Testimony before the US House of Representatives International Relations Subcommittee on Asia and the Pacific. April 20. 2005.
31. Many Unlikely Voices back FTA with China // The Nikkei Weekly. July 5. 2004.
32. Manyin M. Japan-U.S. Relations: Issues for Congress. CRS Issue Brief IB97004.
33. Mastel Greg. How China Threatens America // The International Economy. Spring.
2005.
34. Mexico Expects Bonanza in FTA with Japan // The Nikkei Weekly. March 28. 2005.
35. Ohashi Hideo. China’s External Economic Policy and Relations with Japan // Japan Review of International Affairs. Spring 2003.
36. Op-Ed // New York Times. April 14. 2002.
37. Pekkanen Saadia M. The Politics of Japan’s WTO Strategies // Orbis. Winter 2004.
38. Promotion of Economic Partnership Agreements (EPAs) and Free Trade Agreements (FTAs) / Ministry of Foreign Affairs. http://www.mofa.go.jp/policy/economy/fta/ policy0412.html.
41
пэ ___________________________ Е. Б. Ковригин, А. В. Суслов
№ 1 2008
39. RI, Japan to finalize negotiations on EPA // Jakarta Post. June 19. 2007.
40. Schott Jeffrey J. Free Trade Agreements: Boon or Bane of the World Trading System? // Bergsten C. Fred. The United States and the World Economy / Institute for International Economics. 2005.
41. Singapore, Thailand Reap FTA Rewards // The Nikkei Weekly. May 30. 2005.
42. The Economics of Preferential Trade Agreements / eds. Bhagwati J., Panagariya A. Washington D.C.: American Enterprise Institute Press, 1996.
43. The Future of the WTO: Addressing Institutional Challenges in the New Millennium / WTO Secretariat. Geneva, 2005.
44. Toyota plans to tap regional FTAs // The Star, Kuala Lumpur. February 21. 2006.
45. Vaughn B. China-Southeast Asia Relations: Trends, Issues, and Implications for the United. States CRS Report RL32688.
46. Watanabe Yorizumi. Free Trade Agreements and Japan’s Trade Strategy // Japan Rewiew of International Affairs. Winter 2002.
47. With Mexico FTA set, Japan turns toward Asia // The Japan Times. March 12. 2004.
48. Yomiuri Shimbun. July 20. 2007.
(Окончание следует)