Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС): влияние на сферу образования в мире в свете предстоящего вступления России в ВТО
В.М. Шумилов*
В случае присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) одной из наиболее заметных проблем, в том числе применительно к сфере образования, станет вопрос защиты права интеллектуальной собственности.
Правовой режим защиты права интеллектуальной собственности в международной торговле вообще и торговле услугами в частности определяется специальным договором, который входит в «пакет соглашений ВТО», - Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, или сокращенно ТРИПС.
Соглашение ТРИПС и другие международные договоры по вопросам интеллектуальной собственности
Понятие интеллектуальной собственности, согласно ТРИПС, включает в себя следующие виды такой собственности: авторские и смежные права, товарные знаки, географические указания, промышленные образцы, патенты, топологии (топографии) интегральных микросхем, закрытую информацию.
Главная цель ТРИПС - добиться, чтобы национальные меры по защите права интеллектуальной собственности не становились барьерами для международной торговли, или, другими словами, гармонично и сбалансировано совместить интерес правообладателя с интересом коммерсанта и потребителя в условиях либерализации международной торговли.
При этом право ВТО изначально исходит из признания особого - более льготного - режима в рассматриваемой сфере для группы «наименее развитых стран» - участниц ВТО, в которую входят несколько десятков самых бедных стран мира.
Следует иметь в виду, что помимо ВТО проблематикой прав интеллектуальной собс-
твенности занимаются и другие международные организации и прежде всего Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
Кроме того, в регулировании различных аспектов интеллектуальной собственности участвуют многосторонние договоры: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (в редакции Стокгольмского акта 1967 г.), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в редакции Парижского акта 1971 г.), Международная конвенция по охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция), Вашингтонский Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г.
Члены ВТО обязаны соблюдать ряд статей Парижской и Бернской конвенций, даже если они не являются их участниками. Подобное обязательство должно в большей мере унифицировать внутренний правовой режим защиты права интеллектуальной собственности в государствах - участниках ВТО.
Проблема может заключаться и в том, что некоторые государства (как, например, Россия) являются участниками также и Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.). В ряде вопросов она регулирует те же аспекты, что и Бернская конвенция, но только по другим правилам.
Соглашение ТРИПС находится в тесном взаимодействии с другим договором пакета ВТО - Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС).
ГАТС
и сфера образовательных услуг
Согласно ГАТС, сектор образовательных услуг состоит из пяти подсекторов, касающихся:
* Материал подготовлен д. юрид. н., профессором Всероссийской академии внешней торговли В.М. Шумиловым.
1) начального образования (дошкольное и другие услуги по начальному образованию);
2) среднего образования (включая общее школьное, старшее школьное, техническое, летнее, школы для слепых, глухих и прочие спецшколы);
3) высшего образования;
4) образования взрослых (не по стандартной школьной или университетской системе, включая образование по радио или телевидению);
5) прочих образовательных услуг.
Государства - участники ГАТС должны
предоставить режим наибольшего благоприятствования и национальный режим во всех сферах услуг как самим услугам, так и поставщикам услуг (с учетом оговоренных исключений).
При этом государства вправе не предоставлять любой из этих режимов и соответственно должны закрепить подобные исключения в приложении к ГАТС. Закрепление исключений равносильно закрытию государством своего рынка той или иной услуги для иностранного элемента в определенном объеме или полностью.
Сфера образовательных услуг затрагивает самые глубинные и наиболее важные для каждого государства особенности национального самосознания, является очень чувствительным цивилизационным (культурным) фактором. По этой причине степень закрытости данной сферы для иностранного проникновения остается пока еще значительной. Образовательная сфера в постиндустриальную эпоху становится приоритетной, попадает в центр столкновения государственных интересов (прежде всего, между развитыми странами).
Основополагающие принципы ТРИПС
Что касается Соглашения ТРИПС, то структурно оно содержит нормы и принципы, которые можно расположить по нескольким группам, выделив из них, по крайней мере, две-три:
• основополагающие принципы;
• правила, касающиеся самого права интеллектуальной собственности;
• иные правила.
Рассмотрим, в какой степени нормы и принципы ТРИПС затрагивают проблематику образовательных услуг и какие последствия в свете этого возможны в образовательном про-
странстве России в случае присоединения нашей страны к ВТО.
Соглашением ТРИПС государствам-участникам разрешено предусматривать в национальном законодательстве более полную защиту права интеллектуальной собственности, чем это предусмотрено самим Соглашением. В России вопросы прав интеллектуальной собственности регулируются Четвертой частью Гражданского кодекса РФ.
Центральным принципом ТРИПС является обязательство государств - членов ВТО предоставить национальный режим частным лицам других стран-участниц в том, что касается охраны интеллектуальной собственности (за некоторыми исключениями, предусмотренными другими международными конвенциями по вопросам интеллектуальной собственности).
Применительно к сфере образовательных услуг речь идет, согласно ГАТС, об охране интеллектуальной собственности в секторах начального, среднего, высшего образования, образования взрослых, прочих образовательных услуг с учетом способов поставки таких услуг (трансграничное перемещение услуги; потребление услуги за рубежом; посредством «коммерческого присутствия», т.е. через созданное предприятие/организацию; перемещение физического лица - поставщика услуги).
Следует учитывать, что исключения из режима ГАТС не означают исключений из режима ТРИПС. Еще один момент, на который следует обратить внимание: право собственности государства («публичных лиц») на результаты интеллектуальной деятельности соглашением ТРИПС не затрагивается; национальный режим распространяется на частных, т.е. физических и юридических лиц.
Исходя из вышеизложенного, к наиболее распространенным случаям, в которых государство - член ВТО (в том числе Россия после вступления в Организацию) обязано предоставить национальный режим в части защиты интеллектуальной собственности, относятся:
• защита права интеллектуальной собственности на образовательные материалы, поставляемые из-за рубежа в режиме дистанционного образования и с использованием связи, электронных сетей;
• защита права собственности на результаты интеллектуального труда, которые «привезет» в свою страну потребитель, получивший образовательную услугу за рубежом;
• защита права собственности на результаты интеллектуального труда, принадлежащие иностранному образовательному/воспитательному учреждению, организации, которые могут находиться как за рубежом, так и в нашей стране (в том числе учреждению/организации с иностранным капиталом);
• защита права интеллектуальной собственности иностранного физического лица - поставщика услуги (например, иностранные преподаватели в области архитектуры, искусств, спорта и др.).
Во всех перечисленных случаях защите подлежат иностранные правообладатели (физические или юридические лица), которые находятся либо за рубежом, либо в России. И во всех этих случаях иностранные частные лица, согласно российскому законодательству, получают национальный режим.
Проблема, как представляется, состоит не столько в законодательстве, сколько в его применении: преследование случаев нарушения прав интеллектуальной собственности, принадлежащей иностранным частным лицам, не имеет системного характера (как, впрочем, и случаев нарушения таких прав, принадлежащих российским частным лицам).
Другим центральным принципом ТРИПС является принцип предоставления режима наибольшего благоприятствования иностранным частным лицам в части охраны интеллектуальной собственности. Это означает, что любые преференции (льготы, привилегии, преимущества, иммунитеты), если они предоставлены лицам одной страны, незамедлительно и безусловно должны быть предоставлены лицам всех других стран - участниц ВТО.
В образовательной сфере речь идет об авторах учебников, пособий, дидактических материалов, методик, промышленных образцов, обладателях патентов, прав на фирменные наименования и др.
Этим принципом достигается равенство в правовом режиме между всеми правообладателями из всех стран ВТО на максимально благоприятном уровне в процессе устранения или снижения всякого рода препятствий и ограничений в том, что касается защиты прав интеллектуальной собственности.
ТРИПС допускает некоторые исключения из принципа наибольшего благоприятствования (например, по мотивам безопасности).
Фактически принцип предоставления национального режима и принцип предоставления режима наибольшего благоприятствова-
ния «наложены» один на другой, действуют в некоем качественном единстве, обеспечивая недискриминационный подход к иностранному правообладателю в части защиты его прав интеллектуальной собственности, на высшем уровне комфортности в национальном правовом режиме.
В результате иностранный автор учебника, методики, дидактического материала может быть защищен в России либо так же, как российский автор, либо даже «надежнее». По регулярным кампаниям, проводимым в России против нарушителей прав интеллектуальной собственности, принадлежащим иностранным частным лицам, видно, что правоохранительная система и практика в России нацелены на защиту иностранной интеллектуальной собственности в большей мере, чем на защиту российских правообладателей, в том числе на защиту от нарушений их прав за рубежом.
Как представляется, в России, с юридической точки зрения, в образовательной сфере принцип наибольшего благоприятствования (в сочетании с принципом национального режима) выдерживается в полной мере.
Проблема, скорее всего, будет заключаться в том, чтобы эти принципы выдерживались в отношении российских правообладателей за рубежом - как на постсоветском пространстве, так и в других государствах - членах ВТО.
Содержание права
интеллектуальной
собственности
Большинству поставщиков услуг в образовательной сфере принадлежат те или иные авторские и некоторые смежные права, прежде всего как авторам лекций, рисунков, графиков, фотографий, географических карт, эскизов, учебников, пособий, различных дидактических материалов и методик (в том числе творческих компиляций данных и материалов), энциклопедий, словарей, программ для ЭВМ, учебных фильмов либо как переводчикам образовательных материалов.
В России, как и во многих других странах, объектом охраны становится любое произведение, выраженное в объективной форме -письменной, устной, в виде звукозаписи, видеозаписи, изображения и др. При этом идеи, процессы, методы работы, математические концепции, простая информация (например, сообщение о событии), технические компиляции (справочники, расписания, адресные книги и т.п.) охране не подлежат.
На авторов, согласно ТРИПС, распространяются основные положения Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (вступила в силу для России с 13 марта 1995 г.), которая, в свою очередь, также потребовала от стран-участниц существенной адаптации к ней их внутренних законодательств.
По Бернской конвенции срок охраны авторского права составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти, а пользование авторскими правами не обусловлено какими-либо формальностями (депонированием экземпляров, регистрацией, нотариальными удостоверениями и т.п.). Впрочем, ТРИПС ограничивает срок охраны до 50 лет от конца календарного года, в который была осуществлена публикация, а в случае ее отсутствия, создано произведение.
Бернская конвенция имеет обратную силу, вследствие чего применяется ко всем произведениям с учетом установленных сроков охраны. Это означает, что в России теперь должны охраняться произведения иностранных авторов, которые ранее, до вступления России в Бернскую конвенцию, не охранялись.
Правообладатели в образовательной сфере, таким образом, имеют право использовать результат своего интеллектуального труда в любой форме и любым способом, включая воспроизведение, переработку (из лекционной формы в запись на компакт-диске), перевод на другие языки, распространение (продажу), передачу в эфире, а также право получить или получать вознаграждение за это, а государства - члены ВТО обязаны эти права обеспечить.
Права авторов в ряде случаев, в целях информационного обеспечения, разрешается ограничивать. Так, допускается в определенном объеме цитирование произведения. Государства вправе определять условия, при которых произведения передаются для всеобщего сведения без разрешения автора. Без согласия автора может быть разрешено использование произведения в качестве иллюстрации в учебных целях или его воспроизведение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий.
Что касается фонограмм, прав вещательных организаций, то, согласно Римской конвенции 1961 г. (положения которой также используются/применяются государствами - членами ВТО), они могут быть исключены из-под гарантированной охраны, в частности, для использования в личных целях, а также в учебных и научно-исследовательских целях.
Другим объектом охраны прав интеллектуальной собственности, согласно ТРИПС, являются товарные знаки (или «торговые марки») - любое сочетание обозначений, с помощью которых можно отличить образовательные услуги (если говорить об образовательной сфере) одного лица от услуг другого лица.
Товарные знаки могут включать в себя, среди прочего, слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, сочетания цветов и др. с целью идентификации конкретного производителя образовательной услуги. Правообладатели могут не разрешать третьим лицам использовать идентичные/подобные знаки.
ТРИПС разрешает государствам-участникам вводить регистрацию товарных знаков, но охраняются и знаки, не подлежащие регистрации. Сведения о товарных знаках должны публиковаться. Кроме того, на государства ВТО распространяются некоторые нормы Парижской конвенции по охране промышленной собственности в части товарных знаков.
Так, лицо, подавшее заявку на товарный знак в одном государстве, пользуется приоритетом на этот товарный знак в других странах-участницах, если подаст там заявку в течение 6 месяцев с даты подачи первой заявки в национальном государстве. Срок действия регистрации - не менее 7 лет, с возможностью возобновления регистрации неограниченное количество раз.
Условия подачи заявки и регистрации товарного знака устанавливаются внутренним законодательством каждого государства. В некоторых странах существует требование обязательного использования зарегистрированного товарного знака, в противном случае его регистрация может быть аннулирована. Государства вправе отклонять заявки, признавать регистрацию недействительной либо запрещать применение товарного знака, если он уже известен в стране или является имитацией другого знака (что может привести к их смешению), противоречит морали и публичному порядку, может ввести в заблуждение.
Все эти положения имеют значение для охраны прав, например, известных в России учебных заведений, а также для охраны прав в России различных зарубежных образовательных/воспитательных заведений.
Географические указания (или «наименования мест происхождения») - это, согласно ТРИПС, обозначения, идентифицирующие место происхождения товара или услуги, в том числе образовательной услуги. Зачастую существенное значение имеет то, где дано и получено
образование, - в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Париже или где-либо еще. Этим можно объяснить стремление многих российских вузов выдавать «двойные дипломы» по итогам обучения в России - российского вуза и зарубежного образовательного учреждения.
Одной из задач ТРИПС является предотвращение недобросовестной конкуренции путем использования географических указаний в целях введения потребителей в заблуждение (путем, например, указания на место происхождения услуги, не являющееся настоящим, или на такое указание, которое вызывает смешение мест, услуг, производителей услуг).
Ряд положений ТРИПС касается таких объектов охраны интеллектуальной собственности, как промышленные образцы - изделия, воплощающие некое художественно-конструкторское решение. Эти положения могут затрагивать интересы вузов, которые занимаются, среди прочего, научной, конструкторской деятельностью.
ТРИПС требует от государств обеспечивать охрану таких образцов, которые обладают новизной и оригинальностью, сроком не менее 10 лет. Владелец образца вправе препятствовать третьим лицам без его разрешения производить, продавать, ввозить изделия, включающие в себя образец или скопированные с него.
Другим важным аспектом ТРИПС является вопрос о патентовании изобретений во всех областях техники, что также может касаться, в частности, интересов домов творчества, технических колледжей, образовательных учреждений технического, химического, биологического, медицинского профиля или вузов, занимающихся научно-техническими разработками.
ТРИПС предъявляет к изобретениям, подлежащим патентованию, требования новизны, соответствующего изобретательского уровня и промышленной применимости. Предусматривается патентование такого изобретения на срок 20 лет с даты поступления заявки в патентное ведомство с последующим поступлением изобретения в общественное пользование. В течение срока действия патента правообладатель может препятствовать третьим лицам совершать определенные действия с изобретением.
На государства - члены ВТО распространяется часть норм Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в том числе по вопросам патентования изобретений (право приоритета, подача заявок, содержание патента, статус патентообладателя и др).
ТРИПС предоставляет государствам право не патентовать изобретения в целях защиты
морали и общественного порядка, окружающей среды; изобретения, касающиеся методов лечения людей и животных и др.
Проблема может заключаться в утечке из России перспективных изобретений, появившихся в результате совместной деятельности российских и иностранных образовательных учреждений либо в результате деятельности российских образовательных учреждений, финансируемых полностью или частично из-за рубежа (фонды, гранты). Изобретения с мощным коммерческим потенциалом «уходят» за рубеж за бесценок. Образовательная сфера может стать каналом утечки лучших результатов интеллектуальной деятельности.
В ряду объектов интеллектуальной собственности, подлежащих охране со стороны государств - членов ВТО, находятся и топологии (топографии) интегральных микросхем. Речь идет об изделиях, используемых в электронике, нераздельные элементы которых расположены определенным образом и определенным образом связаны между собой.
Срок охраны топологий составляет 10 лет с даты подачи заявки на регистрацию либо с даты первого коммерческого применения в любой стране.
Охрана топологий интегральных микросхем осуществляется, согласно ТРИПС, независимо от того, включены они в изделия или нет, с учетом норм Вашингтонского Договора об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г.
Государства - члены ВТО вправе обусловить охрану топологий микросхем требованиями ее использования и/или регистрации. Ввоз, продажа, распространение в коммерческих целях охраняемой топологии без разрешения правообладателя считаются неправомерными. Действия добросовестного приобретателя неправомерно воспроизведенной топологии государства могут не считать правонарушением.
ТРИПС указывает на ряд случаев, в которых возможно использование топологий без разрешения правообладателя: в случае некоммерческого использования государством; при форс-мажорных обстоятельствах; для борьбы с антиконкурентной практикой и др.
Проблематика охраны топологий микросхем является важной для образовательных и научно-исследовательских учреждений, прежде всего в сфере электроники, связи, в военно-промышленном комплексе и др. Речь идет, по сути, о движении государств и человечества к постиндустриальному обществу, в котором интеллектуальная собственность на передовые
технологии будет определять могущество того или иного государства.
Отдельный раздел ТРИПС посвящен охране закрытой (секретной) информации, которая имеет и коммерческую ценность. ТРИПС рассматривает незаконное раскрытие, получение, использование такой информации как акты недобросовестной конкуренции (т.е. акты, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах, честной коммерческой практике).
Соблюдение права
интеллектуальной
собственности
Значительная часть текста ТРИПС посвящена вопросам не только содержания права собственности, но и его соблюдения. Одним из главных принципов в этой части является принцип принудительного обеспечения права интеллектуальной собственности применительно ко всем перечисленным объектам охраны. С этой целью Соглашением ТРИПС прямо предписывается, чтобы государства - члены ВТО предусмотрели в своем внутреннем праве соответствующие положения:
а) гражданско-правового;
б) административно-правового;
в) уголовно-правового характера.
Текст ТРИПС исходит из многовариантности национальных систем обеспечения права интеллектуальной собственности: соответствующие меры могут приниматься, например, в рамках общей системы судопроизводства либо в специальных - автономных - судах; возможно создание государственных органов с функциями борьбы с контрафактными товарами.
Главное условие - равные для всех условия доступа к этим системам, равные требования в осуществлении процессуальных правил. Процедуры не должны быть сложными, дорогостоящими и затяжными. Кроме того, необходимо обеспечить возможность обжалования административных решений в суде.
Указанные нормы ТРИПС являются неким международно-правовым инструментарием, с помощью которого во многих странах, по сути, создается или существенно развивается многоуровневая система защиты права интеллектуальной собственности, стимулируется развитие крупного института, или подотрасли, внутреннего права в заданном направлении.
Нормы Соглашения вторгаются в публично-правовую часть внутреннего права, в воп-
росы функционирования судебной ветви власти. ТРИПС - механизм управляемого развития важнейшей части международной нормативной системы и глобального права, пример воздействия международного права на национальное законодательство государств мира.
Совершенно очевидно, что в нормах ТРИПС нашли отражение государственные интересы, прежде всего, развитых стран, обладающих большим заделом интеллектуальной собственности для технологических прорывов и стремящихся через интеллектуальное господство сохранить свои преимущества в экономических и политических целях в постиндустриальную эпоху.
В то же время нет очевидных свидетельств, что ТРИПС не выгоден России или не отвечает ее интересам. Скорее наоборот: Россия как развитая страна с мощным интеллектуальным потенциалом имеет схожие с западными странами (хотя и не совпадающие полностью) интересы в отношении роли и охраны интеллектуальных ресурсов и поэтому внесла необходимые коррективы в гражданское, административное и уголовное законодательство.
Иностранные и российские правообладатели, чьи права будут нарушены в сфере образовательных услуг, имеют возможность прибегнуть к гражданско-правовым процедурам защиты своих прав. Большинство требований ТРИПС уже нашли отражение в Гражданском и Гражданском процессуальном кодексах России (письменное уведомление ответчика, независимые адвокаты как представители сторон, требования к доказательствам, содержанию судебных решений и др.).
Ряд мер по защите права интеллектуальной собственности при определенных условиях может быть предпринят на административно-правовом уровне, например, в случае применения так называемых временных мер, направленных на пресечение правонарушения, путем, в частности, задержания товаров, несущих доказательства правонарушения, - партии компакт-дисков или учебников, изготовленных без разрешения автора или с фальсифицированными товарными знаками.
Важно иметь возможность в административном порядке заблокировать сайты или электронные каналы, распространяющие образовательную продукцию без разрешения правообладателя.
В России возможно задержание на таможенной границе в административном порядке товаров, следующих с нарушением права интеллектуальной собственности, однако в целом
механизмы административно-правового воздействия на правонарушителей в данной сфере представляются еще несовершенными.
Наконец, ТРИПС, вторгаясь в уголовно-правовую сферу государств - членов ВТО, требует от них наказания нарушителей права интеллектуальной собственности в порядке уголовной ответственности. Для этого необходимо включить во внутреннее законодательство необходимые уголовно-правовые нормы. Соответствующие статьи имеются в российском Уголовном кодексе.
Прочие нормы ТРИПС
ТРИПС требует от государств - членов ВТО, чтобы законы, иные правовые акты, судебные и административные решения, касающиеся прав интеллектуальной собственности, подлежали публикации или становились общедоступными на государственном языке. О всех таких актах необходимо уведомлять действующий в системе ВТО Совет по ТРИПС.
Государства - члены ВТО вправе запрашивать другие государства в письменной форме по вопросам охраны права интеллектуальной собственности, и запрошенное государство обязано предоставить необходимую информацию и/или доступ к принятым судебным/административным решениям либо двусторонним соглашениям.
Споры между государствами - членами ВТО по вопросам охраны интеллектуальной собственности разрешаются, главным образом, в порядке, предусмотренном соответствующими статьями Генерального соглашения по тарифам и торговле - ГАТТ и Договоренностью по разрешению споров, которая входит в «пакет соглашений» ВТО.
В переходной и заключительной частях Соглашения ТРИПС содержатся разнообразные положения, касающиеся, в частности, прав развивающихся и наименее развитых стран, технического сотрудничества, Совета по ТРИПС, международного сотрудничества, контроля за ходом реализации Соглашения, оговорок к нему, исключений из него по соображениям безопасности и некоторые другие. Например, введение большинства мер, предусмотренных Соглашением ТРИПС, развивающиеся и наименее развитые страны - члены ВТО вправе отсрочить. Это же относится к странам с переходной (от плановой к рыночной) экономикой.
В свою очередь, развитые страны - члены ВТО должны стимулировать предприятия и уч-
реждения для поощрения передачи технологии наименее развитым странам. Кроме того, развитые страны должны обеспечивать техническое и финансовое сотрудничество в интересах развивающихся и наименее развитых стран-членов: оказывать помощь в разработке правовых актов, касающихся охраны прав интеллектуальной собственности; предотвращать злоупотребления такими правами; стимулировать национальные ведомства и учреждения, имеющие отношение к этим вопросам, к обучению персонала.
Данные положения ТРИПС, таким образом, являются международно-правовыми средствами, которые оформляют дифференциацию стран - участниц ВТО по уровню экономического развития на страны развитые, развивающиеся и наименее развитые, а также выделяется категория стран с переходной экономикой. Проблемные, с точки зрения экономики, государства могут пользоваться определенными льготами в жестком правовом режиме ТРИПС (в частности, льготами, касающимися сроков применения обязательств по ТРИПС).
Заключительные положения ТРИПС предусматривают, что созданный в рамках ВТО Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Совет по ТРИПС) будет осуществлять наблюдение за действием Соглашения и за исполнением государствами - членами ВТО своих обязательств по нему.
Одно из зафиксированных обязательств -сотрудничество в борьбе с нарушениями права интеллектуальной собственности. С этой целью в государствах должны быть созданы в административном аппарате контактные пункты для обмена соответствующей информацией.
В то же время ТРИПС предусматривает исключения из принципа предоставления информации по соображениям безопасности. В связи с этим государства - члены ВТО вправе не раскрывать информацию, затрагивающую интересы безопасности.
Кроме того, государства, в отступление от положений ТРИПС, могут предпринимать любые действия, которые считают необходимыми для защиты интересов своей безопасности в отношении, например, расщепляемых материалов, торговли оружием, боеприпасами и военной техникой, при чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях, во исполнение обязательств по Уставу ООН в целях сохранения международной безопасности и мира.
Эти положения позволяют, как представляется, вывести из сферы режима ТРИПС воп-
росы охраны интеллектуальной собственности в связи с образовательными услугами, предоставляемыми специальными учебными заведениями, имеющими отношение к Вооруженным Силам, ядерной энергетике, государственной безопасности и некоторым другим сферам общественной жизни.
Заключение
Соглашение ТРИПС и его содержание свидетельствуют о международно-правовом обеспечении государств в рамках ВТО всеобщего, хотя и неравномерного, перехода к глобальному постиндустриальному обществу. Этот переход регулируется преимущественно в интересах развитых стран. Соглашение ТРИПС в целом отвечает интересам России как государства с большим интеллектуальным потенциалом.
Соглашение ТРИПС нацелено на создание и развитие правового режима с понятными правилами охраны интеллектуальной собственности, при котором национальное законодательство не будет (во всяком случае, не должно) препятствием международной торговле товарами и услугами, в том числе в образовательной сфере.
В целом, применительно к образовательной сфере в контексте режима Соглашения ТРИПС и с учетом положений ГАТС, можно сделать следующие выводы:
• Нормы и принципы ТРИПС и других международных договоров по вопросам интеллектуальной собственности сформировали международно-правовой институт, который находится в тесном взаимодействии (почти единстве) с внутренним правом государств. Такое качественное единство - одно из проявлений формирующейся системы глобального права в отдельно взятой сфере международного сотрудничества. Россия слабо воздействует на эволюцию этой системы вообще и данной сферы в частности, фактически следуя за развитием событий и обстоятельств, а не предопределяя их, насколько это возможно.
• Законодательство России в целом соответствует нормам и принципам ТРИПС и не требует дополнительных существенных изменений и дополнений в том, что касается охраны интеллектуальной собственности, в том числе с учетом
состояния дел в образовательном пространстве России. Возможно, после дополнительного изучения вопроса следовало бы усилить административно-правовой инструментарий в деле охраны права интеллектуальной собственности.
• В своей образовательной политике России придется учитывать дифференциацию международно-правового режима охраны интеллектуальной собственности и передачи технологий в зависимости от уровня развития стран, имея в виду некоторые льготы и преференции для развивающихся и наименее развитых стран мира. Следует учитывать, что на постсоветском пространстве официально развивающейся страной считается Таджикистан.
• Предоставление иностранным производителям и поставщикам образовательных услуг национального режима в комплексе с режимом наибольшего благоприятствования в вопросах охраны интеллектуальной собственности вполне обеспечено действующим законодательством России и в целом не противоречит интересам российской образовательной сферы. Вместе с тем необходимо следить за балансом прав, обязательств и выгод в этих вопросах при сотрудничестве России с другими государствами и, в частности, усилить контроль в сфере технического творчества, научно-технического образования, научных исследований, с тем, чтобы не превращать образовательное пространство России в канал неправомерной утечки интеллектуальной собственности или ее передачи за непропорциональное возмещение.
• В сложившихся условиях для России, как представляется, более актуальна защита не столько иностранных, сколько российских правообладателей интеллектуальной собственности, в том числе за рубежом. Соответствующие функции контроля за этими вопросами должны быть включены в Положение о Министерстве образования и науки РФ.
Российскому государству следует активнее использовать международно-правовой инструментарий для продвижения российских образовательных услуг и поставщиков услуг за рубеж.