УДК 346.9 JEL K220
СОГЛАШЕНИЕ О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ КАК МЕХАНИЗМ ГАРАНТИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА
ИНВЕСТОРА
Петрик Ф.В. аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин, e-mail: [email protected], Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова; ООО «Такс Комплаенс Технологии», г. Москва, Российская Федерация.
Аннотация. Исследование было проведено с целью формирования рекомендаций по совершенствованию правового механизма соглашения о защите и поощрении капиталовложений в качестве механизма гарантирования правового статуса инвестора и поощрения инвестиций. В статье проанализированы текущие критерии и ограничения, установленные для применения соглашения о защите и поощрении капиталовложений инвесторами, а также актуальный перечень мер защиты и правовых гарантий, предоставляемых инвесторам для обеспечения предсказуемости правовой среды и снижения инвестиционных рисков. На основании проведенного анализа автором обозначены преимущества и недостатки текущего
правового регулирования соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Научная новизна исследования заключается в формировании предложений по возможным изменениям правового режима соглашений о защите и поощрении капиталовложений для обеспечения более широкого и эффективного применения этого правового механизма в будущем с соответствующим улучшением инвестиционного климата Российской Федерации.
Ключевые слова: правовой статус инвестора, соглашение о защите капиталовложений, государственные гарантии, инвестиционный проект, стабилизационная оговорка, государственная поддержка инвестиций.
AGREEMENT ON THE PROTECTION AND PROMOTION OF CAPITAL INVESTMENTS AS A MECHANISM FOR GUARANTEING THE LEGAL STATUS OF AN INVESTOR
Petrik F.V. postgraduate student of the Department of Civil Law Disciplines, e-mail: [email protected], Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov; Tax Compliance Technologies LLC, Moscow, Russian Federation.
Abstract. The purpose of the scientific research is to develop recommendations for improving the legal instrument of an agreement on protection and promotion of investments as a mechanism for guaranteeing the legal status of the investor and promoting
investments. The article analyzes the current criteria and limitations established for the application of the agreement on protection and promotion of investments by investors, as well as the current list of protection measures and legal safeguards provided to
© Ф.В. Петрик, 2023
investors to ensure the predictability of the legal environment and reduce investors' risks. Based on the analysis, the author outlines the advantages and disadvantages of the current legal regulation of the agreement on protection and promotion of investments. The scientific novelty of the study lies in the formation of proposals for possible changes in the legal treatment of the agreement on protection and promotion of investments to ensure a wider and more effective application of this legal instrument in the future with the corresponding improvement of the investment climate in the Russian Federation.
Keywords: legal status of an investor, agreement on protection and promotion of investments, state safeguards, investment project, stabilization clause, state support for investments.
► Введение. В настоящей статье будет проведен анализ специального механизма защиты и гарантирования прав инвестора - соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее - «СЗПК»). Этот механизм был введен в российское законодательство в 2020 году, но все еще находится на начальном этапе своего развития и его параметры корректируются для обеспечения эффективности применения в быстро меняющейся экономической среде.
В современном мире, где экономические связи и бизнес проекты становятся все более сложными и трансграничными, привлечение и защита капиталовложений становятся неотъемлемым условием для развития национальных экономик. Инвестиции играют решающую роль в стимулировании экономического роста, технологического развития и создании рабочих мест. В связи с этим, обеспечение эффективной и надежной системы гарантирования прав инвесторов является неотъем-
лемым условием для роста объема инвестиций, привлекаемых в экономику государства.
Данная статья является актуальной, поскольку в настоящее время остро стоит вопрос привлечения новых инвестиций в экономику России, чего можно достичь главным образом путем обеспечения инвесторам гарантий соблюдения их прав и стабильного правового режима, который позволит планировать и реализовывать долгосрочные бизнес проекты.
В случае существенного изменения правового режима и налоговой нагрузки, которые часто случаются в процессе реализации долгосрочных инвестиционных проектов, инвесторы вынуждены корректировать бизнес планы, нести дополнительные расходы или отказываться от продолжения бизнес проекта в связи с невозможностью получить прибыль от инвестиций в изменившихся экономических и правовых условиях. Поэтому гарантии стабильности правового режима осуществления инвестиций, дальнейшей операционной деятельности и получения прибыли, включая налоговое бремя, являются важнейшим элементом инвестиционного климата страны и ее привлекательности с точки зрения реализации долгосрочных масштабных инвестиционных проектов, как для инвесторов резидентов, так и для иностранных инвесторов [1].
В условиях постоянно меняющегося законодательства и налоговой нагрузки инвесторы сталкиваются с существенным риском оказаться в уязвимой позиции перед государством или третьими лицами в процессе реализации долгосрочного инвестиционного проекта. Для решения этой проблемы в России в настоящее время существует целый ряд правовых инструментов гарантирования правового статуса инвестора и предоставления мер государственной поддержки, которые могут применяться для разных инвестиционных про-
ектов [2], в частности, специальный инвестиционный контракт, СЗПК, концессионное соглашение, региональный инвестиционный проект, статус резидента особых экономических зон и прочие[3]. Для применения каждого такого инструмента установлены различные заградительные критерии по срокам и объему капиталовложений, виду деятельности, географическому расположению объектов капиталовложений и иные.
Предметом исследования настоящей статьи являются условия и особенности применения СЗПК. Оно является наиболее универсальным и современным механизмом правовой защиты инвестиций. При этом его параметры в настоящий момент продолжают уточняться для повышения эффективности практического использования. В рамках данного исследования будут проанализированы текущие критерии и ограничения, установленные для применения СЗПК инвесторами, а также актуальный перечень мер защиты и правовых гарантий, предоставляемых инвесторам для обеспечения предсказуемости правовой среды и снижения инвестиционных рисков. Кроме того, в рамках исследования будут рассмотрены возможные проблемы, с которыми могут столкнуться инвесторы при заключении и исполнении таких соглашений, включая вопросы, связанные с неоднозначностью правовых норм и их толкованием.
► Обзор литературы. По теме настоящей статьи уже проведен ряд научных исследований, которые как прямо анализируют ее, так и косвенно затрагивают в рамках анализа отдельных элементов правового статуса инвестиций в России. В частности Зыкова О. А. в своей работе[4] рассматривает СЗПК в качестве института государственного содействия инвестиционной деятельности в договор-
ной форме и делает вывод о наличии определенных недостатков в действующем правовом регулировании, а также предлагает пути его совершенствования. Однако автор настоящей статьи считает необходимым предложить собственное не совпадающее с уже обозначенной позицией видение, как достоинств, так и недостатков действующего механизма СЗПК, а также предложить возможные его изменения.
Другие авторы в своих статьях [5; 6] обозначают перспективы применения СЗПК и дают общее описание данного механизма поощрения инвестиций, однако не делают выводов о каких-либо его недостатках и не предлагают конкретные пути его совершенствования. В иной проанализированной литературе механизм СПЗК прямо не исследуется, но рассматриваются различные аспекты правового статуса инвестора и инвестиций в РФ, что важно для анализа правовых основ и общей сферы функционирования механизма СЗПК.
Гипотезой исследования является текущее несовершенство правового механизма СЗПК, которому свойственен ряд недостатков. Наличие таких недостатков снижает эффективность применения механизма СЗПК для решения его задач и достижения поставленных целей, поэтому необходимо предложить возможные способы устранения выявленных недостатков или снижения значимости их влияния.
Целью анализа является формирование выводов о возможных путях совершенствования проанализированного правового механизма, обеспечения наибольшей эффективности его применения и дальнейшего роста количества заключаемых СЗПК. Дальнейшее совершенствование правового механизма СЗПК необходимо в связи с относительной новизной данного правового института и должно позволить достичь более широкого
его применения в будущем с соответствующим улучшением инвестиционного климата Российской Федерации.
► Данные и методы. Исходными данными для проведения исследования являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации, которые включают Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министерства экономического развития Российской Федерации, а также научная литература, включающая публикации в научных журналах и учебники для высших учебных заведений. Указанная совокупность источников позволяет в полной мере изучить рассматриваемый правовой механизм СЗПК и ознакомиться как с регламентирующими его нормативными правовыми актами, так и мнениями ученого сообщества по отдельным аспектам анализируемой проблематики.
При проведении исследования использовались следующие методы: общенаучные методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики; частно-научные методы анализ и обобщение нормативных правовых актов, научных публикаций, историко-правовой, технико-юридический, формально-догматический, межотраслевой.
► Результаты исследования. СЗПК стало доступно для инвесторов в
2020 г. [7] с введением в действие соответствующего Федерального закона1. При этом практическая возможность заключить СЗПК у инвесторов существовала только в ограниченный период времени, а именно до апреля 2021 года. Далее истёк срок действия правил заключения СЗПК, поскольку он регламентируется специальным постановлением Правительства Российской Федерации2. Новый действующий порядок заключения СЗПК был введён в действие отдельным постановлением Правительства России3 только во второй половине 2022 года, при этом он также имеет ограниченный срок действия. На текущий момент в Федеральном законе о СЗПК в качестве срока окончания возможности заключения соглашения обозначено 1 января 2030 года4'
Временный характер функционирования и непостоянство правового механизма СЗПК являются дополнительным подтверждением его новизны и наличия необходимости в дальнейшем его совершенствовании с целью достижения поставленных целей по предоставлению инвесторам эффективных гарантий стабильности их правового статуса. В настоящий момент нельзя определить единственно верные параметры данного правового института, однако можно проанализировать текущее состояние, подсветить имеющиеся недостатки, предложить рекомендации по его доработке и дальнейшему
1 О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации: Федеральный Закон №69-ФЗ [принят Гос. Думой 19.03.2020] // Собрание законодательства РФ. 06.04.2020. № 14(ч.1). Ст. 1999.
2 Об утверждении Правил заключения, из-
менения, прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений: постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 №9 1577 // Собрание законодательства РФ. 12.10.2020. № 41(ч.1).
Ст. 6421.
3 О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений: постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1602 // Собрание законодательства РФ. 26.09.2022. № 39. Ст. 6602.
4 Ч. 5 ст. 10 О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации: Федер. Закон №69-ФЗ [принят Гос. Думой 19.03.2020] // Собрание законодательства РФ. 06.04.2020. № 14(ч.1). Ст. 1999.
развитию, поскольку процесс его совершенствования до момента достижения целевого состояния будет достаточно продолжительным. В процессе совершенствования механизма СЗПК участвуют не только государственные органы, но и представители предпринимательского сообщества, которые прямо заинтересованы в доступности СЗПК для широкого круга инвесторов при реализации существенных долгосрочных инвестиционных проектов.
Утвержденные постановлением Правительства России правила в отношении применения СЗПК регламентируют следующее: порядок заключения и администрирования СЗПК, требования к инвесторам и инвестиционным проектам, составу требуемых документов и порядку заключения соглашения. Регламентирование порядка заключения СЗПК одновременно в Федеральном законе и целом ряде постановлений Правительства является дополнительным усложнением практического применения СЗПК субъектами делового оборота, поскольку это существенным образом усложняет понимание и толкование нормативно правовой базы анализируемых соглашений, как со стороны инвесторов, так и со стороны государственных органов.
Сторонами заключения СЗПК являются инвестор и публично-правовое образование, то есть государство [8]. Со стороны государства стороной СЗПК могут выступать Российская Федерация или ее отдельные субъекты, на территории которых будет реализовываться инвестиционный проект, - это зависит от размера капиталовложений, при этом для каждой экономической сферы инвестиционных
1 О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации: Федеральный Закон №69-ФЗ [принят Гос. Думой 19.03.2020] // Собрание законодательства РФ. 06.04.2020. № 14(ч.1).
Ст. 1999.
проектов применяются различные требования по суммам капиталовложений.
Инициация заключения СЗПК может происходить со стороны инвестора, что называется частной проектной инициативой [9], и со стороны органов власти Российской Федерации (федеральных или субъектов), что называется публичная проектная инициатива. В случае публичной проектной инициативы заинтересованные государственные органы Российской Федерации публикуют декларации о реализации инвестиционного проекта в рамках СЗПК на специальном общедоступном сайте в сети «Интернет». В такой декларации указываются предоставляемые инвестору меры государственной поддержки, описание проекта с указанием места реализации и имеющихся задач, установленные целевые показатели, размер капиталовложений и прочие условия реализации инвестиционного проекта.
Для наличия возможности заключения СЗПК инвестиционный проект должен соответствовать целому комплексу критериев в различных областях, которые сформулированы в общем виде в Федеральном законе1, а также детализируются в постановлении Правительства России2 для инвестиционных проектов, реализуемых в порядке частной проектной инициативы. Данная совокупность критериев будет рассмотрена далее в статье.
Установлен комплексный критерий касательно сферы экономики, в которой должен быть реализован инвестиционный проект в рамках СЗПК. Прямо определены те сферы, для которых применение СЗПК не возможно, например, игорный бизнес, добыча углеводородов, торговля и прочие. Также прямо определены те
2 О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений: постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1602 // Собрание законодательства РФ. 26.09.2022. № 39. Ст. 6602.
сферы, к которым должен относиться реализуемый в рамках СЗПК инвестиционный проект, например, общественный транспорт, сельское хозяйство, цифровая экономика и прочие. При этом для каждой сферы экономики прямо обозначены общие характеристики объектов инфраструктуры, которые должны создаваться в рамках реализации инвестиционного проекта, кроме того, Правительство России вправе устанавливать дополнительные требования для инвестиционных проектов в определенных экономических сферах. Таким образом, требования в отношении экономической сферы реализуемого в рамках СЗПК инвестиционного проекта сформулированы очень детально и не допускают применение СЗПК к широкому кругу экономических отраслей.
Установлен критерий «новизны» инвестиционного проекта, который означает, что решение об утверждении бюджета проекта должно быть принято не ранее года до подачи заявления о заключении СЗПК. То есть возможность заключения СЗПК в отношении уже существующих инвестиционных проектов ограничена. Этот критерий является в полной мере обоснованным, так как институт СЗПК направлен на поощрение, государственную поддержку и защиту новых инвестиционных проектов, которые будут создавать новые рабочие места, производства, инфраструктуру и стимулировать рост российской экономики.
Критерий размера инвестиций - сумма инвестиций в рамках инвестиционного проекта должна составлять от 200 миллионов до 10 миллиардов рублей, при этом от размера инвестиций и сферы экономики проекта будет зависеть порядок заключения СЗПК и перечень доступных мер государственной поддержки. Данный критерий установлен очень точечно и существенно различается в зависимости от
отраслевой принадлежности инвестиционного проекта. Установление данного критерия можно считать обоснованным, так как наиболее существенные меры поддержки предусмотрены для наиболее капиталоемких проектов, так как чем продолжительнее и существеннее объем капиталовложений в рамках инвестиционного проекта, тем большее значение он имеет для российской экономики и тем актуальнее для него предоставление мер государственной поддержки.
Критерий резидентства инвестора -на текущий момент существует ограничение на заключение СЗПК иностранными инвесторами напрямую, так как инвестором по СЗПК может выступать только российское юридическое лицо. В случае если иностранный инвестор будет заинтересован в заключении СЗПК для реализации своего инвестиционного проекта, он имеет право учредить единолично или совместно с другими инвесторами российское юридическое лицо - специальную проектную компанию [10], которая будет выступать стороной СЗПК в соответствии с требованиями российского законодательства. Ограничение на прямое участие иностранных инвесторов [11] в СЗПК введено для того, чтобы владение инвестициями осуществлялось на уровне Российской Федерации, что защищает национальные интересы и ограничивает возможность для потенциального оттока капитала из страны. Таким образом, данное ограничение является обоснованным и разумным.
Государство как сторона СЗПК не принимает на себя никаких обязательств по инвестированию или ведению хозяйственной деятельности, но предоставляет инвестору правовые гарантии и меры государственной поддержки, которые будут описаны далее.
Правовой гарантией в рамках СЗПК выступает так называемая «стабилизационная оговорка», которая обеспечивает стабильность отдельных компонентов правового режима для инвестора [12]. Стабилизационная оговорка обеспечивает не применение к реализующей инвестиционный проект организации отдельных актов, ухудшающих условия ведения ей деятельности, по сравнению с условиями на момент заключения СЗПК. Однако в отношении применения этой стабилизационной оговорки установлено большое количество дополнительных ограничений. В частности, определен закрытый перечень того, что признается ухудшением деятельности - обобщенно таким ухудшением является рост административной и фискальной нагрузки. Кроме того, под стабилизацию подпадают акты (решения) в строго определённых отраслях законодательства и с определенным предметом регулирования.
Срок действия стабилизационной оговорки и периметр подпадающих под нее актов зависит от комплекса условий СЗПК, включая уровень заключения СЗПК со стороны государства (федеральный или региональный), объем капиталовложений и отрасль экономики, к которой принадлежит инвестиционный проект. К примеру, ставки вывозных таможенных пошлин будут зафиксированы на основании СЗПК, только если объем инвестиций составит 10 миллиардов рублей и более. С учетом вышеуказанного фактический срок действия и возможность применения стабилизационной оговорки в отношении одного инвестиционного проекта может значительно отличаться для разных категорий актов. Также инвесторам необходимо учитывать многочисленные исключения из общих положений, установленные для отдельных актов, включая налоговое и таможенное законодательство.
Таким образом, правила применения стабилизационной оговорки в рамках СЗПК сформулированы очень комплексно и с большим количеством ограничений. Это делает стабилизационную оговорку очень узконаправленным правовым механизмом, фактическое влияние которого на будущий инвестиционный проект сложно оценить на практике, поскольку оно зависит от большого количества дополнительных условий и существенно различается от проекта к проекту. По мнению автора настоящей статьи, установление более универсальных и простых правил применения стабилизационной оговорки в части сроков её действия и перечня затрагиваемых актов позволил бы предоставить большему кругу инвесторов более эффективный механизм правовой защиты. Это важно, поскольку стабильность правового режима является одним из фундаментальных условий, как успешной реализации каждого отдельного инвестиционного проекта, так и благоприятного инвестиционного климата в целом.
Мерой государственной поддержки инвестора является возмещение части затрат инвестора на создание инфраструктуры для реализации и дальнейшего функционирования производственных объектов в рамках инвестиционного проекта. Объем возмещения затрат ограничен половиной суммы для объектов обеспечивающей инфраструктуры (функционирует исключительно для целей инвестиционного проекта) и полной суммой для объектов сопутствующей инфраструктуры (функционирует для целей проекта и иных целей). Объекты сопутствующей инфраструктуры обычно подлежат передаче в собственность государства, но в отдельных случаях могут остаться в собственности инвестора. Перечень объектов инфраструктуры, затраты на которые мо-
гут быть возмещены, также строго регламентируется подзаконным актом Министерства экономического развития России1.
Возмещение затрат может быть произведено в форме субсидии или налогового вычета (только если стороной СЗПК является Российская Федерация). Налоговый вычет более удобен для инвестора, так как позволяет сократить срок получения возмещения от государства. Сумма возмещения не может превышать сумму подлежащих уплате организацией стороной СЗПК налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, ввозных таможенных пошлин, налога на имущество, земельного налога. Кроме того, для возмещения затрат предусмотрен ограниченный срок и ряд дополнительных административных условий, которые должны быть выполнены инвестором. Возмещение затрат также может осуществляться в отношении отдельных завершенных этапов инвестиционного проекта, а не всего проекта, в зависимости от положений СЗПК.
Как мы видим, порядок возмещения затрат на создание объектов инфраструктуры очень комплексный и поставлен в зависимость от большого количества дополнительных условий и ограничений. Существующий механизм возмещения затрат обеспечивает полное возмещение за-
1 Об утверждении перечня объектов инфра-
структуры, затраты в отношении которых подлежат возмещению в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) предприятий) на возмещение затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также затрат на уплату процентов по кредитам и
трат на передаваемую государству инфраструктуру и частичное возмещение затрат на используемую только инвестором инфраструктуру. Вся сумма возмещения затрат финансируется полностью за счет уплаченных инвестором в бюджет налогов, что гарантирует наличие у государства источника для возмещения затрат инвестора и является выгодным для обеих сторон. Необходимо отметить, что существенная сложность административного процесса возмещения затрат и целый ряд заградительных условий, включая ограниченный перечень объектов инфраструктуры, существенно осложняет получение этой меры стимулирования для инвесторов и ее практическую значимость. Таким образом, можно рекомендовать упростить и упорядочить перечень условий, необходимых для возмещения затрат в рамках СЗПК, чтобы этот механизм был понятен и доступен для широкого круга инвесторов, поскольку на текущий момент он направлен на очень ограниченный перечень лиц, сложен для понимания и практического применения.
► Выводы и дальнейшая дискуссия. Комплексно проанализировав механизм СЗПК на текущей стадии его развития, включая возможности его применения и предоставляемые льготы, можно выделить его основные недостатки. На момент разработки проекта Федерального закона о СЗПК2 ожидалось, что он станет
займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели, и определения объема возмещения указанных затрат, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. N 1599, и параметров свободной мощности таких объектов инфраструктуры: приказ Министерства экономического развития Рос. Федерации от 14.12.2020 № 825 // Официальный интернет-портал правовой информации (http://pravo.gov.ru). 31.12.2020. № 0001202012310085
2 О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации: Федеральный Закон
тем единым комплексным регулятором в сфере защиты прав инвесторов, которого так не хватает деловому сообществу. Однако итоговая редакция данного федерального закона фактически привнесла еще один узконаправленный правовой механизм гарантирования правового статуса и предоставления государственной поддержки отдельным инвесторам, который стал действовать наравне с другими специализированными механизмами поддержки инвесторов. Очень сложное регламентирование механизма СЗПК на уровне федерального закона и нескольких постановлений Правительства России, которые имеют ограниченный период действия, существенно осложняет понимание порядка заключения и получения мер поддержки в рамках СЗПК субъектами делового оборота. Это также свидетельствует о «ручном управлении» параметрами данного правового механизма, чтобы ограничить возможность его широкого применения.
Фактически СЗПК является адресным механизмом, в связи с наличием целого ряда заградительных критериев для его применения, включая узкий перечень доступных отраслей экономики и существенные требования к размеру инвестиций. Видится целесообразным расширить перечень возможных отраслей экономики для применения СЗПК, так как все отрасли экономики имеют равное право на предоставление гарантий со стороны государства.
Предоставляемые правовые гарантии и меры поддержки также имеют адресный характер и сложны для практического применения. В частности, очень
№69-ФЗ [принят Гос. Думой 19.03.2020] // Собрание законодательства РФ. 06.04.2020. № 14(ч.1). Ст. 1999.
1 Минэк заключил с бизнесом 19 новых СЗПК на 1,1 трлн рублей [Электронный ресурс] //
сложно оценить практическое значение стабилизационной оговорки на этапе планирования бизнес проекта, так как она применяется только к отдельным отраслям законодательства и с разным сроком в зависимости от размера инвестиций. Можно рекомендовать расширить перечень подпадающих под стабилизацию актов и унифицировать срок действия стабилизационной оговорки, чтобы повысить правовую определенность для инвестора на этапе бизнес планирования. Возможность возмещения затрат в рамках СЗПК также ограничена по кругу объектов инфраструктуры и порядок возмещения затрат зависит от параметров инвестиционного проекта. То есть эта мера поддержки также имеет узконаправленный характер и, по мнению автора, будет целесообразным ввести единый порядок возмещения затрат в виде налогового вычета для всех СЗПК, чтобы уравнять инвесторов в правах.
Несмотря на указанные недостатки режима СЗПК к апрелю 2023 года было заключено 52 соглашения в 33 регионах Российской Федерации с объемом инвестиций около 2,4 триллиона рублей 1. Это подтверждает эффективность СЗПК как нового правового механизма для стимулирования инвестиций. Однако СЗПК стимулирует реализацию главным образом крупных инвестиционных проектов, так как предоставляет для них наиболее существенные правовые гарантии и меры поддержки. Можно ожидать, что в дальнейшем в механизм СЗПК будут внесены изменения, делающие данный режим доступнее для широкого круга инвесторов. Это позволит направить механизм СЗПК
Ведомости. 2023. 19 апреля. URL: https://www.ve-domosti.ru/ecommics/articles/2023/04/19/971493-minek-zaklyuchil-s-biznesom- 19-novih-szpk-na-11 -trln-rublei (дата обращения: 05.08.2023)
на совершенствование общего инвестиционного климата в России, а не на адрес-
► Литература
1. Колокольчикова О. С. Проблемы предоставления льгот иностранным инвесторам // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. заоч. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 48-50.
2. Маслова С. В., Соколов М. Ю. Трансграничные проекты государственно-частного партнерства: концептуальные особенности и практические аспекты управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020.№ 1. С. 86-113.
3. Инвестиционное право: учебник / отв. ред. И. В. Ершова, А. Ю. Петраков. М.: Проспект, 2021. 304 с.
4. Зыкова О. А. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений в России: проблемы правового регулирования [Электронный ресурс] // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2022. № 3. С. 35-42. URL: http://elec-tronic.ruzh.org/?q=ru/node/1898
5. Овсянникова М. В. Тенденции развития современного российского законодательства в сфере иностранных инвестиций // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 10. С. 28-37.
6. Белицкая А. В., Батайкин П. А. Правовая природа соглашения о защите и поощрении капиталовложений // Право и экономика. 2020. № 6. С. 20-24.
7. Булгакова Н. С. Об особенностях заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации // Державинский форум. 2020. Т. 4. № 14. С. 1621.
8. Отнюкова Г. Д. Правовые формы привлечения и поощрения инвестиций // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 7. С. 90-97.
9. Белицкая А. В. Поощрение частной инициативы и защита частных интересов в инвестировании: правовой аспект // Предпринимательское право. 2023. № 2. С. 10-16.
ную поддержку отдельных наиболее существенных инвестиционных проектов, как это реализовано на текущий момент.
► References
1. Kolokolchikova O. S. (2012). Problems of providing benefits to foreign investors. Current issues of legal sciences: materials of the international correspondence scientific conference, 48-50. [In Russian]
2. Maslova S. V., Sokolov M. Yu. (2020). Cross-border projects of public-private partnership: conceptual features and practical aspects of management. Issues of state and municipal management, 1, 86-113. [In Russian]
3. Ershova I. V., Petrakov A. Yu. (eds.) (2021). Investment law: textbook. Moscow: Prospekt. [In Russian]
4. Zykova O. A. (2022). Agreement on the protection and promotion of capital investments in Russia: problems of legal regulation. Electronic supplement to the Russian Legal Journal, 3, 35-42. [In Russian] http://elec-tronic.ruzh.org/?q=ru/node/1898
5. Ovsyannikova M. V. (2021). Trends in the development of modern Russian legislation in the field of foreign investment. Current problems of Russian law, 10, 28-37. [In Russian]
6. Belitskaya A. V., Bataykin P. A. (2020). Legal nature of the agreement on the protection and encouragement of capital investments. Law and Economics, 6, 20-24. [In Russian]
7. Bulgakova N. S. (2020). On the peculiarities of concluding agreements on the protection and promotion of capital investments in the Russian Federation. Derzhavinsky forum, 14, 1621. [In Russian]
8. Otnyukova G. D. (2020). Legal forms of attracting and encouraging investments. Bulletin of the University named after O.E. Kutafina (MSAL), 7, 90-97. [In Russian]
9. Belitskaya A. V. (2023). Encouraging private initiative and protecting private interests in investing: legal aspect. Entrepreneurial Law, 2, 10-16. [In Russian]
10. Овчинников А. А. Защита прав иностранных инвесторов в Российской Федерации // Образование и право. 2019. № 7. С. 147150.
11. Миронов К. Ю. Недостатки правового положения иностранного инвестора по российскому законодательству // Интернаука. 2020. № 16-3. С. 17-21.
12. Леднева Ю. В. «Стабилизационная оговорка» в налоговом праве // Финансовое право. 2020. № 6. С. 18-22.
10. Ovchinnikov A. A. (2019). Protection of the rights of foreign investors in the Russian Federation. Education and Law, 7, 147-150. [In Russian]
11. Mironov K. Yu. (2020). Disadvantages of the legal status of a foreign investor under Russian legislation. Internauka, 16-3, 1721. [In Russian]
12. Ledneva Yu. V. (2020). "Stabilization clause" in tax law. Financial law, 6, 18-22. [In Russian]
Статья поступила в редакцию 07.08.23