07.00.06. БОСТОНШИНОСИ 07.00.06. АРХЕОЛОГИЯ 07.00.06. ARCHEOLOGY
УДК 902.26 Н.Т. РАХИМОВ
ББК 63,5
СОГДИЙСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И НОВЫЕ ДАННЫЕ
Согдийская колонизация как исторический феномен известен с конца XIX века и возникает в тесной связи с Великим шёлковым путём. Действительно, говоря о Шёлковом пути, нельзя обойти торговую деятельность согдийцев и их торговые фактории и, в свою очередь, нельзя говорить о согдийской колонизации без истории Великого шёлкового пути. Однако было бы неправильно их полностью отождествлять.
Согдийцы - одна из древнейших народностей арийского происхождения. На это прямо указывает и Авеста, в которой среди стран арийцев упоминается и арийская область «Гава -обитель согдийцев». По тексту Бехистунской надписи (VI в. до н.э.) известно, что Согд был завоеван и включен в состав Ахеменидской державы. Переломным моментом в истории согдийцев становится конец IV в. до н.э., когда Александр Македонский вторгся в Согд. Героическая борьба согдийцев под предводительством Спитамена закончилась неудачно: греко-македоняне оккупировали обескровленный Согд, а многие согдийцы покинули края и эмигрировали на восток (5, 38-44).
Предприимчивые и трудолюбивые согдийцы осваивали новые земли, создавали свои новые поселения, занимались земледелием, ремеслом, торговали с окружающими их кочевыми племенами. Таким образом, к востоку от Согда - в Семиречье, Восточном Туркестане, Южной Сибири, на Дальнем Востоке - появились и процветали согдийские колонии, остатки которых изучены и изучаются археологами. Если считать одной из близких к Согду находок остатки согдийских надписей с городища Культобе (близ Шимкента, Южный Казахстан, бассейн Средней Сырдарьи), то самой отдалённой находкой из предметов согдийцев является фрагмент сандалового дерева с согдийской надписью (761 г.), который хранится в сокровищнице замка Хорудзи в древней столице Японии- городе Нара. Эти находки показывают диапазон деятельности согдийцев на Востоке, а изученные археологами согдийские поселения очерчивают ареал согдийской колонизации вдоль основных и боковых трасс Великого шёлкового пути.
За последние десятилетия был выполнен определённый объём исследований по истории согдийской колонизации на Великом шелковом пути на основе уже имеющихся письменных источников. Одновременно продолжались археологические исследования в зоне колонизации, что привело к накоплению большого корпуса новых источников -археологических материалов, ввод которых в научный оборот, несомненно, позволяет самостоятельно решить ряд аспектов этой проблемы. Но максимальный эффект может дать работа, направленная на пополнение и уточнение сведений известных и ранее письменных и археологических источников конкретными примерами исследований последних лет по проблеме согдийской колонизации. Этим и обоснована актуальность рассмотрения истории изучения согдийской колонизации и отражение её результатов в научных публикациях. Историография проблемы включает огромное число публикаций за почти 150 лет. Даже простой хронологический перечень названий статей, в которых содержатся материалы о согдийских колониях, занял бы много страниц. Поэтому мы ограничились рассмотрением ключевых моментов в истории изучения данной проблемы.
В 1877 г. немецкий учёный Фердинанд Фрайхерр фон Рихтгофен опубликовал свой труд «Китай», в котором ввёл в научный оборот термин «Шёлковый путь» (Seidenstrassen) для
обозначения системы торговых путей, связывавших Китай со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока. Стали появляться научные исследования. В конце XIX - начале ХХ вв., в результате работ русских, немецких, французских, английских и японских экспедиций, были открыты памятники искусства Восточного Туркестана. Тогда же, в связи с изучением ВШП, появились первые сведения о согдийцах. К началу XX века крайне скудные сообщения письменных источников стали подкрепляться находками археологов.
Сенсационным стало открытие письменных документов на согдийском языке. В 1907 г. английский исследователь А.Стейн при раскопках сторожевой башни Великой китайской стены к западу от г. Дуньхуана обнаружил тексты, среди которых были 5 документов, записанные непонятным письмом. Вскоре выяснилось, что эти 5 документов, получившие в науке название «Старые письма», являются частными письмами, написанными курсивным письмом на согдийском языке. Письма дали очень важные сведения о согдийских колониях на ВШП. Самое главное заключалось в том, что письма были написаны жителями колоний.
Эти документы, изученные Р.Готьо, П.Пеллиот, В.Розенбергом, сыграли очень важную роль в изучении согдийской колонизации и вообще Шёлкового пути. В 1916 году, основываясь на географических данных текстов, найденных в Дуньхуане, Пол Пеллиот доказал, что согдийские колонии существовали и к югу от озера Лоб-Нор. Он считал, что эти южные колонии согдийцев сыграли немаловажною роль в распространении в Китае буддизма и несторианства. Интересен вопрос и о датировке писем. Так, сам А.Стейн считал, что письма относятся ко второй половине II в. н.э. С ним был согласен и Г.Райхельт, издавший в 1931 г. «старые письма» с их подробным описанием и транслитерацией. Основой для датировки послужили события, описанные в письмах. Таковым могло быть упоминание о разрушении кочевниками г.Лояны, тогдашней столицы Китая. По другим источникам известно, что кочевники разрушали Лояну трижды - в 190, 311 и 535 годах н.э. Вальтер Хеннинг пришёл к выводу, что письма были написаны в 312-313 гг., и эта датировка получила признание в науке (12, 601-615).
К текстам «Старых согдийских писем» многократно обращались и в последующем. Известный востоковед Я.Харматта (Венгрия) предложил новую датировку -196 г. Некоторые учёные (А.Фуджита) предлагают и более поздние даты, например, VI в. Вопрос о дате был важен тем, что время написания писем давало возможность говорить о существовании в тот период конкретных колоний, упомянутых в «Старых письмах». Современные исследователи Ф.Грене и Н.Симс-Вилльямс еще раз обратились к «Старым письмам». На основе тщательного анализа содержания, сопоставления данных других источников (нумизматических, исторических) исследователи подтвердили датировку В.Хеннинга (9, 101122; 10, 91-104).
В 1926 году японский исследователь Кувабара нашел упоминания о согдийцах в традиционных китайских источниках. В связи с этим возник интерес к данным китайских историографов о согдийцах и их поселениях на территории древнего Китая. Китайский учёный Сян Да тщательно изучил источники и в 1933 опубликовал свой знаменитый труд «Танский Чаньань и культура Центральной Азии». В книге дан подробный обзор жизни и деятельности согдийцев в столице Китая эпохи династии Тан - городе Чаньань - и их влиянии на религию, искусство и культуру Китая в танское время.
В это же время в научных центрах СССР начинается изучение согдийских документов, найденных при раскопках замка на горе Муг в 1932-1933 годах. Как было выявлено позднее, в этих документах также есть сведения о согдийцах, живущих в Семиречье, т.к. Согд и согдийские колонии поддерживали связи.
К середине ХХ в., в целом, картина расположения, показывающая согдийские колонии, прояснилась, однако, в последующие десятилетия появлялись все новые данные, обогащающие знания о согдийской колонизации. В 1952 году известный ученый Э.С.Пуллеблейк опубликовал большую статью о согдийских колониях в 6 префектурах династии Тан. Эта работа стала базовой для дальнейших исследований согдийской колонизации и Шёлкового пути (15, 317-356; 16).
В конце 50-х годов ХХ в. начинается целенаправленное и планомерное археологическое изучение Северо-западных районов Китая, что сказалось и на процессе накопления первоисточников. Причем эти работы приносили самые разные источники - сами
археологические памятники позволяли изучить материальную культуру поселений и могильников раннесредневекового периода, одновременно при раскопках находили и письменные источники (фрагменты документов), которые, в свою очередь, становились объектами исследований специалистов древних языков.
Японский учёный Икеда Он приложил много усилий для изучения дуньхуанских рукописей. В 1965 году была опубликована его статья «Согдийская колония в Дуньхуане в середине VIII в.» (13, 49-52). Исследователь определил, что эта колония согдийцев возникла в 500 милях к востоку от Дуньхуаня в самом начале VIII в. н.э. и быстро развивалась. По подсчётам ученого, уже к середине VIII в. н.э. население колонии составляло 1400 человек, живущих в 300 хозяйствах. Икеда Он, изучая списки имен населения колонии, доказал, что большинство взрослых носят имена согдийского происхождения. Другим полученным сведением стала информация о существовании и функционировании в колонии зороастрийского храма. По этим же дуньхуанским документам стало известно, что в начальный период основным занятием согдийцев была торговля, но постепенно они стали заниматься и другими видами деятельности - земледелием, ремеслом и т.д.
В связи с тем, что вначале среди прибывших были, в основном, мужчины, они вступали в брак с местными женщинами, и это стало началом постепенной ассимиляции согдийцев (13, 49-52).
Уже первые известия о Великом шёлковом пути и согдийцах вызвали к ним большой интерес российских востоковедов. Академик В.В.Бартольд исследовал много письменных источников и перевёл многие фрагменты, имеющие отношение к согдийцам и Шёлковому пути. А его характеристика согдийцев как «финикийцев» в большой Центральной Азии стала классической. И другие русские востоковеды, а потом и советские учёные с неослабевающим интересом следили за публикациями находок А.Стейна, переводами согдийских надписей -главных на тот период источников по истории согдийской колонизации.
Большой вклад в изучение истории согдийских колоний на трассах Великого шёлкового пути внесли С.Г.Кляшторный и В.А.Лившиц. Так, в начале 70-х годов ими был опубликован ряд весьма ценных работ по данной проблеме. В частности, они ввели в научный оборот согдийскую надпись, обнаруженную в Монголии в 10 км к западу от Бугута. Этот новый памятник согдийской письменности, сохранившийся, к сожалению, не полностью, датируется концом VI в. Но, по мнению авторов, эта надпись свидетельствует о развитых контактах между согдийцами и тюрками, которые существовали уже в вв.(3, 121-146).
Интересной по своему содержанию является работа Л.И.Чугуевского "Новые материалы к истории согдийской колонии в районе Дуньхуана" (6, 147-156). Работа посвящена проблеме взаимоотношений согдийских колоний с населением Центральной Азии. Автор показал процесс ассимиляции с местным населением - выходцев из согдийских городов, занятия этих колонистов и их статус на новом месте жительства.
В своей книге "Таджики" Б.Г. Гафуров обобщил все известные к тому времени данные в специальном разделе "Колонизационная деятельность согдийцев (2, 329-331). В Тибете и других районах найдены свидетельства о пребывании там согдийце в. Так, в Ладаке найдена согдийская надпись самаркандца Ношфарна, направлявшегося, как он сообщает, в Тибет. В последующие годы объём знаний о согдийцах в целом, и в частности, о колонизационной деятельности, постоянно возрастал, о чём свидетельствует и количество публикаций на эту тему (1; 4). Но историографический анализ публикаций является отдельной темой для глубокого изучения вопроса.
До недавнего времени считалось, что самыми ранними согдийскими письменными памятниками были так называемые «Старые согдийские письма», обнаруженные А.Стейном в Дуньхуане. Однако это предположение изменилось. В 1996-2006 годах казахские археологи нашли на городище Культобе (недалеко от г.Чимкент, Южный Казахстан) 10 фрагментов обожжённого кирпича с начертанными знаками. После тщательного изучения найденного материала Н.Симс-Вильямс - ведущий специалист в области древнеиранских языков, определил их как древнесогдийскую письменность (18, 26-37). Надпись была датирована II-Швв. н.э., то есть на 100 лет раньше, чем согдийские письма из Дуньхуаня. Но находки фрагментов письменности все ещё обнаруживаются: последний по времени кирпич со
знаками найден в 2012 году. Прочтение всех дошедших до наших дней, текстов, позволит узнать много нового по истории древнего Согда и согдийских колоний в Южном Казахстане.
Начиная с 1959 года китайские археологи проводят регулярные исследования в северозападных провинциях страны. С того времени раскопано 465 гробниц в Астане и Караходже, из которых в 205 погребениях найдены документы - всего более 2 тысяч, среди которых 300 являются контрактами, освещающими экономическую жизнь региона в период раннего средневековья.
Дуньхуан был очень важным пунктом на Шёлковом пути. Здесь были обнаружены знаменитые пещеры Могао. В библиотеке найдены 10 тысяч рукописей и сотни тысяч предметов искусства. Здесь расположены две группы пещер: северные и южные. Более известны южные пещеры, где в гротах обнаружены настенные росписи. Северные пещеры были менее привлекательны. Однако во время полевых работ китайских археологов были раскопаны 248 пещер северной группы, в которых получено большое количество документов, написанных на китайском, уйгурском, тибетском, тангутском и согдийском языках. Среди них отчёты местных правителей, регистры учёта хозяйств, списки личных имён, таможенные списки и др.
Начало больших работ по строительству высокоскоростных дорог и жилых массивов в городах Северного Китая привели к открытию и раскопкам значительного количества археологических памятников, главным образом, ранее неизвестных погребений. В этих захоронениях было обнаружено большое количество вещей. Очень важную работу с найденными предметами провёл профессор Сю Пин-фан из Института археологии Академии Социальных наук Китая. Находки были разнообразные: керамика, монеты, текстиль, золотые и серебряные изделия, эпитафии и др. Изобилие импортных товаров указывает на связь памятников с торговлей по Шёлковому пути. Интересны сцены настенной живописи, иллюстрирующие международную торговлю: фигуры иностранцев (персидские, согдийские и возможно арабские торговцы), ведущих верблюдов и лошадей, груженых товаром.
Исходя из техники изготовления вещей, профессор Сю Пин-фан разделил найденные в погребениях золотые и серебряные украшения на три группы: предметы согдийского происхождения, сасанидские вещи, римско-византийские изделия. В количественном отношении согдийская группа предметов была самой многочисленной. Находки археологов указали и на ещё один новый пункт согдийских колонистов. Типичные согдийские изделия -серебряная посуда и кухонная утварь - были найдены в 1975 году, при раскопках захоронения недалеко от небольшого городка Ингжоу, в провинции Ляонин (СевероВосточный Китай).
В округе бывшей столицы танского Китая-Чаньане- было обнаружено множество захоронений, которые имели отношение к согдийцам. Здесь вскрыты гробницы представителей Танской династии, членов императорской семьи. В нескольких захоронениях танских принцев и принцесс находились керамические изделия высокого качества. Но более интересным было то, что они украшались нетипичными для Китая изображениями: сценами охоты на гепардов. В захоронении принца Ю-ди обнаружена керамика, также украшенная картинкой дрессировки гепарда. По мнению исследователей, охота на диких хищников -львов, тигров, леопардов, гепардов - зародилась и была широко распространена в Западной Азии, но была принесена согдийцами в Китай и стала излюбленным занятием китайской знати (17, 152).
Каждый год археологических раскопок в Китае, особенно на территории древних городов как Сиань (Чаньань), приносит новые материалы по истории согдийских колоний. Эти материалы относятся, в основном, к миграции согдийцев в древнюю столицу Китая Чаньань. В предместье Чаньаня археологи раскопали несколько гробниц согдийцев, перебравшихся и в некоторые другие города Северного Китая в конце VI-начале VII вв. Гробницы и отдельные захоронения согдийцев были найдены также в Гюяне, Нинсия, Гайуяне, Шаикси и др.(14, 1-51).
В китайских документах часто упоминается одна согдийская семья - Ань, проживавшая в Вювее (Лианжоу). Фамилия указывает, что это были выходцы из Бухарского Согда, называемого в источниках как владение Ань. По мнению профессора Антонио Форте, члены этой семьи являются потомками парфянского принца Ань Шигао (7, 645 - 652). Однако на
основании имеющихся эпитафий профессор Рон Сиян убеждён в бухарском происхождении семьи Ань (17, 152).
В тексте эпитафии есть сведения о том, что братья из этой семьи - Ань Сингуй и Ань Сиюрен, встав во главе согдийцев, свергли режим Ли Гюя в Лианжоу (Вювее) и перешли под власть Танской династии, чем и заслужила семья Ань своё высокое положение в период правления Танского двора. Семья Ань возглавляла согдийскую колонию в Вювее, в эпитафиях Ань называется сабао - так называли предводителей караванов, а позднее это стало титулом руководителей общины. Другие члены семьи Ань также верно служили императорам Тан. Так, Ань Юаньшу, сын Ань Сингуя, прославился в войнах с тюрками. Он был похоронен в мавзолее, рядом с императором Тай-зангом. Внук Юаньшу - Ань Жонжинг
- был губернатором Шанжоу в первой половине VIII в.
В Луояне, расположенном к югу от Линжоу и Сианжоу, было раскопано захоронение ещё одного согдийца по имени Ань Пу. Эпитафия свидетельствует, что погребённый являлся руководителем Префектуры 6-ти Ху. Известно, что здесь располагалась одна из самых крупных согдийских колоний.
В южном пригороде Гуюаня - Нинся археологи раскопали гробницу согдийской семьи Ши, жившей в период правления Суй-Тан. В захоронении найдены 8 эпитафий, из которых 7 принадлежали семье Ши и 1 - семье Ань. Здесь же были обнаружены сапфировая печать с пехлевийской надписью, золотая маска, серебряная сасанидская монета и золотая византийская монета.
В июне 1999 г. в Тайюане (Шаньси) была раскопана гробница согдийца Ю Хонга. Согласно эпитафии Ю Хонг был из владения Ю, о котором в традиционных китайских источниках нет никаких сведений. Однако по контексту вытекает, что предки Ю Хонга были из Средней Азии. Первоначально и сам Ю Хонг служил в государстве жуань-жуаней в Средней Азии, был посланником жуань-жуаней в Иране, Кангюе, у юэчжей и только потом прибыл в Поднебесную. Эпитафия сообщает, что Ю Хонг был важным чиновником в правлении 3-х префектур.
На следующий год, т.е. в 2000 году, археологи Китая сделали ещё одно крупное открытие
- была раскопана гробница согдийца Ань Джия в Синьане (Чаньане). Он был правителем согдийской колонии в Тонжоу (совр. Дали в провинции Шаньси). Ань Джия умер в 579 году. В течение полевого сезона были раскопаны ещё несколько объектов, каждый из которых представил учёным значительный объём разнообразной, но чрезвычайно важной информации.
Особое внимание ученых привлекли две гробницы согдийцев: гробница Ань Джия (579 г.), раскопанная в 2001 году, и гробница Ши Виркана, раскопанная в 2004 году. Особенность заключается в том, что эти согдийцы были захоронены по китайскому обычаю в земле, в специальной камере. К камере ведёт длинный, понижающийся дромос. Захоронение зачастую сопровождается эпитафией на китайском языке, в которой содержится краткая биография покойного. Судя по содержанию эпитафии, погребённый Ань Джия был сыном согдийца и китаянки. Благодаря таланту и знаниям он достиг высокого положения в обществе. Эпитафия сообщает, что Ань Джия был назначен сабао.
Несмотря на то, что захоронение, в целом, совершено по китайскому обряду, всё же здесь содержатся отдельные отличительные элементы согдийского погребального обряда. Для умершего построен «каменный дом». В других согдийских погребениях также, вместо китайского гроба, сооружались каменные домики или же каменные платформы. В некоторых случаях останки лежали на платформе или вне домика. Подобно оссуариям, каменные домики были богато украшены. Но и здесь есть своеобразие. Если в согдийских оссуариях мы видим сцены из мифов или изображения из зороастрийского пантеона, то на стенах каменных домиков показаны сцены из реальной жизни умершего. Из 10 археологических открытий 2001 года только гробница Ань Джия оказалась нетронутой, в то время как другие были разграблены ещё в средние века.
Подробные описания хода раскопок и находок в опубликованных отчётах китайских археологов позволяют обрисовать погребения. Дромос, ведущий к двери погребальной камеры, был длиной 8.1 м. Прямо над дверью - эпитафия. Площадь камеры - 3.66 кв.м, высота - 3.3 м. Каменная платформа имеет панели со всех сторон. Сцены вырезаны на камне,
а затем все было покрашено: здания, фигуры людей и деревья - в красный, черный и белый цвета, а фон окрашен в золотисто-желтый цвет. На панелях гробницы Ань Джия всего 1 2 сцен. В центре одной сцены Ань Джия сидит с женщиной, вероятно, его женой, которая одета в одежду китайского покроя. На следующей сцене изображён большой пир с гостями, есть фигуры танцовщиц. На одной сцене изображены верблюды, нагруженные товаром. Возможно, эта обычная сцена из жизни согдийских торговцев. Но, по мнению исследователей, это караван не торговый, а дипломатический, везущий подарки. На это указывает следующая сцена, где Ань сидит в большом шатре с лидерами тюрков - это переговоры, а товары на верблюдах - подарки для переговоров (11, 145).
Гробница другого согдийца найдена в 2004 г., в 2.2 км восточнее от гробницы Ань Джия. Судя по надгробной надписи, погребённого звали Вирнак (согд. - Волк), а китайская фамилия - Ши. Устройство могилы Ши Вирнака похоже на гробницу Ань Джия, но несколько отличается по своим размерам. К погребальной камере (дл. 2.46 м, ширина - 1.55, высота - 1.58) вел длинный дромос. На стенах каменного домика -сцены из биографии Вирнака. Но гробница оказалась разрушенной: крыша домика провалилась во внутрь. Над дверью погребальной камеры обнаружена эпитафия, выполненная на двух языках -согдийском и китайском. Надписи содержат биографические данные, но, как показало исследование, содержание версий разное, а не перевод с одного языка на другой.
Согласно тексту, Вирнак умер в 579 году, в том же году умерла и его жена. Вирнак, как и Ань Джия, служил сабао в Вювее, Ганьсу. Как вытекает из эпитафии, у Вирнака были три сына. Согдийская надпись гласит: «Эта гробница («Божий дом») была построена из камня Врешман Варнаком, Жемат Вандаком и Парот Вандаком для своего отца и матери в надлежащем месте»(14, 1 -51). Гробница сделана в виде каменного домика, с крышей и основанием, имеет двери и окна, стены украшены сценами, содержащими те же фигуры, что и в других согдийских гробницах. Похожими являются и сюжеты: пир, охота, приём иностранных гостей и т.д. Но есть и оригинальные сцены, например в одной сцене изображена пещера, в углу которой изображены фигуры аскетов в сидячем положении (Лаоцы, брахманы?). По мнению исследователей, эта сцена показывает, что согдийцы отдельные элементы переняли и из других религиозных систем. Очень интересная сцена помещена на восточной стене: душа умершего переходит мост Чинвад. Переход души умершего в потусторонний мир здесь показан более детально, чем это описано в зороастрийских религиозных текстах. Все элементы и мотивы изображения - крылатые кони, крылатые музыканты, человеческие фигуры с крыльями за спиной - указывают, что Вирнак и его жена попали в рай. Сопоставление сцен, вырезанных на камнях саркофага, и зороастрийских текстов, сохранившихся в версиях IX в., показывает их общность, то же содержание было и в религиозных текстах, распространенных среди согдийцев, живших в Китае в конце VI в. н.э. Ещё четыре согдийских погребения были раскопаны в Аньяне (Хинан), Тяншуе (Ганьси), Яду (Кинжоу).
Почти вековое изучение согдийской колонизации просторов Центральной Азии и Китая в период раннего средневековья раскрывает нам феномен согдийцев. Новые открытия дополняют уже известное и уточняют предыдущие сведения.
Сравнительно- сопоставительный анализ всех источников - традиционных китайских документов из Турфана и Дуньхуана, эпитафий из гробниц и археологических раскопок -помогают нам лучше узнать духовный мир, материальную культуру, торговую, административную и политическую деятельность согдийцев на Великом шёлковом пути.
Обзор исследований последних двух десятилетий позволяет сделать следующие выводы: -число колоний и согдийцев было гораздо больше, чем ранее предполагалось; -отмечены следы пребывания согдийцев и на юге Китая, что указывает на вероятность того, что согдийцы попадали в Китай и морским путём;
-первые колонии купцов возглавляли вожатые караванов, титул сабао отражает эту преемственность;
-повседневная жизнь колоний, и особенно знати, отражала жизнь метрополии; - археологические находки подтверждают процесс ассимиляции согдийцев местным населением.
В последние десятилетия ХХ и в начале ХХ1 вв. начинается новый период в истории изучения согдийских колоний - поток новых данных из погребений согдийцев на территории современного Китая. Частота находок и богатая информативность превратили погребальные надписи - эпитафии - в один из главных источников по изучению согдийских колоний и согдийцев в Китае.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акрамов, З. Сугдиени бостон ва Шохрохи абрешим/ З. Акрамов, Р.Чумъаев. - Душанбе, 2011. - 44 с.
2. Гафуров, Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. В 2-х книгах/ Б.Г.Гафуров.- Душанбе, 1989.- Кн.1.- 234 с.
3. Кляшторный, С.Г. Согдийская надпись из Бугута / С.Г. Кляшторный, В.А. Ливщиц. //Страны и народы Востока. - Вып. Х. Средняя и Центральная Азия. - География, этнография, история. - М., 1971. - С.121-146.
4. Мирбабаева, М. Роль Согда и согдийцев в Великом шёлковом пути. Автореф. дисс. канд. ист. наук: М. Мирбабаева. - Худжанд, 2004. - 26 с.
5. Рахимов, Н.Т. Исход согдийцев: начало согдийской миграции и колонизации восточных территорий/ Н.Т. Рахимов.//Номаи донишгох. Силсилаи илмх,ои гуманитарй ва чомеашиносй, 2015. - №3. - С. 38-44.
6. Чугуевский, Л.И. Новые материалы к истории согдийской колонии в районе Дуньхуана/ Л.И. Чугуевский.//Страны и народы Востока. - Средняя и Центральная Азия. - География, этнография, история. - М., 1971. -№ 10.- С.147-156.
7. Forte, Antonio. The Hostage An Shigao and his Offspring/ Antonio. Forte. - Kyoto, 1995.
8. Forte, Antonio. Kuwabara's Misleading Thesis on Bukhara and the Family Name An/ Antonio Forte. //Journal of the American Oriental Society. - (1996), 4. - № 116 - P. 645 - 652.
9. Grenet, F. The historical context of the Sogdian Ancient Letters / F. Grenrt, N. Sims-Williams. // Transition periods in Iranian History. Ces du symposium de Friburg-en Brisgau (22-24 Mai1985). - Paris, 1987. - C.101-122 (Studia Iranica: Cahier 5.
10. Grenet, F. Sims-Williams. N. De La Vaissiere E. The Sogdian Ancient Letter V./ F.Grenet, N.Sims-Williams. // Bulletin of Asia Institute, N.S., - 1998. - P. 91-104. -12 Vol.
11. Hansen, V. The Silk Road. A New History / V. Hansen - New York, 2012. - 246 р.
12. Henning, Walter Bruno. The date of the Sogdian Ancient Letter / Henning, Walter Bruno. // BSOAS. XII.,(1948). - Р.601-615.
13. Ikeda, On. A Sogdian Colony at the Tunghuang in the Mid-eighth Century/ On. Ikeda. // Yurashia Bunkakenkyu, 1965. - №1. - P.49-52.
14. Lerner, Judith. Aspects of Assimilation: The Funerary Practices and Furnishing of Central Asians in China./ Judith Lerner. - Sino-Platonic, 2005. -p.168: -P.1-51.
15. Pulleyblank, E.G. A Sogdian Colony in Inner Mongolia./ E.G. Pulleyblank.// T'oung Pao, 1952. -№ 4.-P. 317-356;
16. Pulleyblank, E.G. Essays on Tang and Pre-Tang China/ E.G. Pulleyblank.- Burlington: VT: Ashgate, 2001.
17. Xinjang, Rong. New light on Sogdian Colonies along the Silk Road. Recent Archaeological Finds in Northen China/, Rong. Xinjang. //Lecture at the BBAWon 20th September 2001.-P.152. Edoc. bbaw. de /volltexte, 2009.- 1106.
18. Sims-Williams N. The Sogdian Inscraptions of Kul-tobe/ Sims-Williams, N.Grenet F. - Shygys, 2006, -№1.-P.26-37.
REFERENCES:
1. Akramov, Z. Ancient Sogdians and Silk Road/ Z. Akramov, R.Jum'aev. - Dushanbe, 2011.- 44 p.
2. Gafurov, B.G. The Tajiks. Prehistory, ancient and medieval history/ B.G. Gafurov. - Dushanbe, 1989. - 234 p.
3. Klyashtorniy, S.G. Sogdian inscription from Buguta / S.G. Klyashtorniy, V.A. Livshic. //Country and peoples of Orient. - Central Asia: Geography, Ethnography, History. - M., 1971. -P.121-146. - X. Vol.
4. Mirbabaeva, M. Role of Sogd and Sogdians in Great Silk Road. Avtoref. diss. kand. ist. Nauk/ M. Mirbabaeva. - Khujand, 2004. - 26 p.
5. Rahimov, N.T. The Upshot of Sogdians: begin of Sogdians migration and colonization of the East territory/ N. T. Rahimov.// Scientific notes of the Khujand State University. Series of humanities and social ciences.- Khujand, 2015. - №.3. -P.38-44.
6. Chuguevskiy, L.I. The New material for History of Sogdians colonies in Duanhuan region/ Chuguevskiy. L.I. //Country and peoples of East. - Central Asia- Geography, Ethnography, History. - M., 1971. -№ 10. - P.147-156.
7. Forte, Antonio. The Hostage An Shigao and his Offspring/ Antonio. Forte. - Kyoto, 1995.
8. Forte, Antonio. Kuwabara's Misleading Thesis on Bukhara and the Family Name An/ Antonio Forte. //Journal of the American Oriental Society. - (1996), 4. - № 116 - P. 645 - 652.
9. Grenet, F. The historical context of the Sogdian Ancient Letters / F. Grenrt, N. Sims-Williams. // Transition periods in Iranian History. Ces du symposium de Friburg-en Brisgau (22-24 Mai1985). - Paris, 1987. - C.101-122 (Studia Iranica: Cahier 5.
10. Grenet, F. Sims-Williams. N. De La Vaissiere E. The Sogdian Ancient Letter V./ F.Grenet, N.Sims-Williams. // Bulletin of Asia Institute, N.S., - 1998. - P. 91-104. -12 Vol.
11. Hansen, V. The Silk Road. A New History / V. Hansen - New York, 2012. - 246 р.
12. Henning, Walter Bruno. The date of the Sogdian Ancient Letter / Henning, Walter Bruno. // BSOAS. XII.,(1948). - Р.601-615.
13. Ikeda, On. A Sogdian Colony at the Tunghuang in the Mid-eighth Century/ On. Ikeda. // Yurashia Bunkakenkyu, 1965. - №1. - P.49-52.
14. Lerner, Judith. Aspects of Assimilation: The Funerary Practices and Furnishing of Central Asians in China./ Judith Lerner. - Sino-Platonic, 2005. -p.168: -P.1-51.
15. Pulleyblank, E.G. A Sogdian Colony in Inner Mongolia./ E.G. Pulleyblank.// T'oung Pao, 1952. -№ 4.-P. 317-356;
16. Pulleyblank, E.G. Essays on Tang and Pre-Tang China/ E.G. Pulleyblank.- Burlington: VT: Ashgate, 2001.
17. Xinjang, Rong. New light on Sogdian Colonies along the Silk Road. Recent Archaeological Finds in Northen China/, Rong. Xinjang. //Lecture at the BBAWon 20th September 2001.-P.152. Edoc. bbaw. de /volltexte, 2009.- 1106.
18. Sims-Williams N. The Sogdian Inscraptions of Kul-tobe/ Sims-Williams, N.Grenet F. - Shygys, 2006, -№1.-P.26-37.
Согдийская колонизация: история изучения и новые данные
Ключевые слова: согдийские колонии, история изучения, «старые письма», Дуньхуан, археологические находки, эпитафии
В статье рассматривается история изучения согдийской колонизации. Первые сведения о согдийских колониях появились в начале XX века. По мере накопления новых данных возрастал интерес к колониям согдийцев. Автор рассматривает процесс изучения через публикации - от первых писем до отчётов недавних раскопок китайских археологов. Традиционно главным свидетельством о жизни согдийцев за пределами их исторической родины были отрывки письменных источников. Однако, в начале ХХ1 века начались раскопки могильников на территории Северного Китая, где обнаружены погребения согдийцев, которые дали новый вид источников - эпитафии. Автор статьи показывает, что материалы археологических раскопок помогают нам лучше узнать духовный мир, материальную культуру, торговую, административную и политическую деятельность согдийцев на Великом шёлковом пути.
Sogdian colonization: History of the study and new sources
Keywords: Sogdian colonies, History of the study, "Old letters ", Dunihuan, archeological discoveries, epitaphs
In article is considered history of the study of the Sogdian colonization. The first information about Sogdian colonies came up from beginning of XX age. On measure of the accumulation new data for colonies of Sogdians interest for them increased. The Author considers the process of the study through publications - from the first letters till reports of the recent excavations of Chinese archaeologists. Traditionally main sources about Sogdian life outside their Motherland were a fragments of the written sources. However, at the beginning of the XXI age began the excavations of the graves on territory North China, where were discovered Sogdians burials, which give new type of the sources - an epitaphs. The Author of the article shows that material of the archeological excavations help us better to hear the spiritual world, material culture, trade, administrative and political activity of Sogdians on Great Silk Road.
Сведения об авторе:
Рахимов Набиджон Турдиалиевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии и этнографии таджикского народа Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд); E-mail: nabir@mail.ru
Information about the author:
Rahimov Nabijon Turdialievich, Doctor of History, Professor, the Head of the Department of Archaeology and Ethnography of Tajik people, Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand) E-mail: nabir@mail.ru