С.М. Перевалов
СОФИСТИКА
Аннотация. В статье рассматривается духовное и философское течение в Древней Греции. Наиболее характерная черта софистики - утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. В отличие от предшествующих философских школ (милетская, пифагорейцы, элеаты), софисты занимались не проблемами космического бытия, а познающего субъекта, признавая его критерием истины. Автор отмечает, что главное значение софистики состояло в том, что она перенесла центр тяжести греческой мысли с натурфилософии на изучение человека.
Ключевые слова: софистика, человек, риторика.
Annotation. The spiritual and philosophical knowledge in the Ancient Greece is considered in the article. The most typical threat of Sophistry - is the statement of human notions, ethical regulations relativity. Unlike earlier philosophical doctrines (Miletus, Pythagorean) sophists weren't interested in the cosmic problems. Their main interest was - epistemology, and the subject as the criterion of truth.
Keywords: sophistry, person, rhetoric.
Софистика - искусство мудрствования, духовное и философское течение в Древней Греции. Словом софистика также обозначают способ доказательств при помощи ложных, нарушающих формальную логику доводов, софизмов. Появление софистики связано с деятельностью софистов - профессиональных преподавателей, учителей мудрости и красноречия, расцвет которой приходится на середину V - первую половину IV в. до н.э. Различают
(деление условно) старших софистов: Горгия из Леонтин (ок. 483 -375 г. до н.э.), Протагора из Абдер (ок. 481 - 411 г. до н.э.), Гиппия из Элиды, Продика с Кеоса, Антифонта из Афин и младших: Ли-кофрона, Крития, Алкидаманта, Фрасимаха из Халкедона, Каллик-ла (известен только по диалогу Платона «Горгий»). Софистика возникла в период развития демократических форм политической жизни в греческих государствах, особенно - в Афинах после греко-персидских войн. Активная общественная жизнь, связанная с дебатами в регулярных народных собраниях, совете пятисот, многочисленных судебных процессах, необходимость убеждать слушателей силой слова и ориентироваться в различных вопросах и задачах государства, права, политической жизни, дипломатической практики, требовали от будущих политиков глубокого общего и специального образования, и прежде всего владения приемами ораторского искусства. До софистов красноречие признавалось врожденным качеством человека. Софисты считали, что это качество, как и другие добродетели, можно приобрести в ходе занятий. Отсюда большое внимание софистов к проблемам воспитания. Первые преподаватели риторики появились в Сицилии (Корак, Тисий), но наиболее благодатной почвой для развития софистики стали демократические Афины. Именно в Афинах софисты превратились в особую общественную группу, профессиональную интеллигенцию, взимавшую плату за свой труд, что вызывало неприязнь со стороны части консервативно настроенного общества. Нерасчлененность и отсутствие узкой специализации тогдашнего знания приводили к тому, что софисты учили не только техническим сторонам политической и юридической практики, но затрагивали и общие вопросы философии и мировоззрения. Поэтому софистика, изначально лишь форма преподавательской деятельности, стала и особым философским направлением, а также важным культурным явлением. Оригинальные труды софистов почти полностью утрачены, и их взгляды восстанавливаются по диалогам их противника Платона и некоторым выдержкам из других античных авторов.
Наиболее характерная черта, общая для софистики, - утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. В отличие от предшествующих философских школ (милетская, пифагорейцы, элеаты), софисты занимались пробле-
мами не космического бытия, а познающего субъекта, признавая именно его критерием истины. Протагор сформулировал знаменитое положение: «Мера всех вещей - человек. Существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют»1. Тем самым Протагор приходит к определенному, гносеологическому релятивизму: всякое познание относительно, и чувственное восприятие свидетельствует только о том, что вещи существуют, но не о том, каковы они. Горгий из Леонтин, автор трактата «О не сущем, или О природе», доказывал непознаваемость сущего в трех тезисах: ничто не существует; если нечто и существует, то непознаваемо; если оно и познаваемо, то невыразимо и необъяснимо. Продик утверждал: «Каковы пользующиеся вещами люди, таковы и сами вещи». Последователь Гераклита Кратил пришел к выводу о том, что вообще нельзя произносить каких-либо суждений о непознаваемом бытии. Таким образом, развитие софистики привело к тому, что исследование природы, ввиду неразрешимости задачи, было вообще оставлено, и греческая философия повернулась к изучению духовной жизни человека и способов ее выражения, в особенности к искусству слова. Софистов можно признать основателями риторики. Горгий из Леонтин прославился торжественными (эпидектическими) речами, в которых широко применял всевозможные риторические приемы: тропы, метафоры, аллегории, антитезы, инверсии, оксюморон, аллитерацию, ассонансы и т.д., часть которых получила наименование «Горгиевы фигуры». Тра-зимах ввел в употребление период - синтаксическую конструкцию из отдельных смысловых и ритмических отрезков (колонов). Про-тагор высказывал мысль, что о каждом предмете можно высказать два опровергающих друг друга мнения и каждое защитить с одинаковым успехом. Тем самым теоретически была обоснована диалогическая форма изложения и необходимость состязательности в судопроизводстве. Положение Протагора быстро распространилось в судебной практике Греции, особенно с тех пор, как афинский суд присяжных (гелиэя) стал высшей судебной инстанцией для более чем 200 городов, входящих в Афинский морской союз. Аристофан пародировал софистический релятивизм и субъективизм в «Облаках» (423 г. до н.э.). Занятия риторикой привели софистов к научному изучению языка как орудия речи. Протагор первый стал различать части речи, определил род существитель-
ных, времена и наклонения глаголов и создал существующую до сих пор грамматическую терминологию. Он поставил вопрос, дан ли язык человеку от природы или он есть плод культурного развития, и высказался за последнее. Продик занимался синонимикой, Гиппий - физиологией звука, свой вклад в теорию языкознания внесли и другие софисты.
Софисты критически подходили к общественным установлениям, считая, что они существуют не от природы, а в силу установленного людьми «закона». Протагор впервые выделил в человеке наряду с природным, врожденным началом, начало социальное, приобретенное воспитанием. Антифонт сформулировал основные принципы договорной теории происхождения государства. С позиций относительности понятий добра и зла софисты трактовали этику. Единства мнений по поводу критериев этической оценки поступков человека не было: ими объявлялись то интересы отдельной личности, то природный инстинкт людей, то абстрактные категории мудрости или добродетели. Поскольку последние приобретались воспитанием, оно в глазах софистов имело исключительное значение. Даже наказание преступника, по Протагору, должно быть нацелено на его исправление. Софист Гиппий признавал, что все люди от природы братья и неравенство между ними возведено лишь законом. Исходя из этого, Антифонт и поздние софисты (Ликофрон, Алкидамант) критиковали институт рабства как безнравственное учреждение и выступали против социальных перегородок. Скепсис софистов распространялся и на традиционную религию. По преданию, Протагор, заявлявший, что ничего не может знать о богах: ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют, был изгнан из Афин за богохульство.
Главное значение софистики состояло в том, что она перенесла центр тяжести греческой мысли с натурфилософии на изучение человека. Крайний скептицизм и релятивизм софистов отвергался уже их современниками. Софистика оказала значительное воздействие на развитие философии, литературы и искусства в Греции, на творчество Демокрита, Еврипида, Фукидида. Философия софистов во многом подготовила почву для философии Сократа и сократиков.
Под именем второй софистики известно особое направление в культурной жизни Римской империи (принципата), воспроизво-
дящее некоторые черты классической софистики V в. до н.э. Вторая софистика (название идет от писателя III в. Флавия Филостра-та) характеризует более широкое явление II-III вв. - так называемое «эллинское возрождение» с точки зрения метода и способа выражения своих идей; применяется как термин для концептуального осмысления процессов в греческой литературе той эпохи. Впрочем, дефиниции «второй софистики» размыты. В узком смысле она обозначает деятельность ораторов, получивших специальную подготовку в греческих риторических школах, поклонников древнегреческой культуры, выступавших с публичными речами, главным образом с целью демонстрации искусства речи. Для второй софистики в целом характерен примат риторики, часто с дидактическими целями, над философией, хотя это соотношение менялось у разных ее носителей. В отличие от древних софистов, практиковавших частное обучение и получавших плату от своих учеников, новые софисты часто занимали кафедры и находились на жаловании у городов. В широком смысле термин «вторая софистика» охватывает почти всю литературу первых веков н.э. Яркими представителями «второй софистики» были Фаворин, Поле-мон, Дион Хрисостом, Герод Аттик, Элий Аристид, Гермоген. Черты софистики обнаруживаются в творчестве крупнейших писателей того времени: Плутарха, Лукиана. Вторая софистика развивалась в условиях существования общесредиземноморского римского государства и единой античной культуры. Оттесненная в политике на второй план римлянами, не имевшая сил для политического возрождения своей родины, активная часть представителей греческой культуры занялась осмыслением своего великого прошлого и попытками подражать ему. Подражание сказывалось в выборе литературных сюжетов; разработке тем, присущих классической и эллинистической философии; культивировании искусственного аттицизма; подчас - в воспроизведении некоторых сторон образа жизни древних. Приверженность к прошлому уводила от современности, но давала пример высокой нравственности, великих дел, укрепляла национальную гордость. Общая архаизаторская тенденция второй софистики с ориентацией на классические образцы, с культурной программой «эллинского возрождения» и тенденцией выдавать новое за старое препятствовала созданию новых, оригинальных философских школ и направлений. По сути
дела, во второй софистике античная культура завершила свое развитие и занялась осмыслением его итогов. Деятели второй софистики активно воздействовали на общественные процессы своего времени, занимали видные должности в администрации, входили в круг близких императорам лиц, занимались благотворительной деятельностью, сосредоточили в своих руках среднюю и высшую школу - важнейший инструмент формирования мировоззрения людей. Высокому положению софистов способствовала политика римских императоров, особенно династии Антонинов, и в частности - филэллина Адриана (117-138), выдвигавших самых образованных и способных греческих интеллектуалов на высшие государственные должности. Среди литературных жанров, подвергшихся влиянию второй софистики, выделяют: исторический (виднейшие представители Плутарх, Арриан, Дион Кассий); философствующей риторики (Герод, Аттик, Полемон); научно-художественной прозы (Павсаний, Элиан, Диоген Лаэртский, Афиней); античного романа (Харитон, Лонг, Гелиодор); эпистоло-графию (Алкифрон). Последний взлет софистики, которую иногда называют поздней или третьей софистикой, приходится на IV в. (Юлиан Отступник, Фемистий, Гимерий, Либаний).
Примечание
1 См.: Платон. Теэтет // Платон. Соч.: В 3 т. - М., 1970. - Т. 2. - С. 238. -
(Plat. Theaet; 152 a).