пам зданий, основных элементов, используемого материала для отделки сооружений.
Еще одной практико-ориентированной формой является участие обучающихся в различных мастер-классах, нацеленных на реализацию двух основных задач: формирования у обучающихся профессионального отношения к избранной специальности и обучения их профессиональному языку в области той или иной науки. Итогом таких мастер-классов становится отчет обучающихся, например подготовка презентаций «Современные виды строительных материалов», «Технология монтажа».
Преимущества мастер-класса: отработка на практике обучающимися полученных знаний, умений и навыков и возможность сделать это под контролем опытного специалиста в условиях учебного производства; познавательное развитие обучающихся, формирование их самостоятельности и нестандартного мышления в условиях учебных и производственных ситуаций, непосредственно являющихся основой для овладения профессиональными компетенциями специалиста.
Для примера рассмотрим сам процесс участия обучающихся в выставках творческих работ, проводимых среди профессиональных образовательных организаций, который включает изготовление макетов в рамках своей специальности. Для изготовления макета обучающиеся используют не только приобретенные ими теоретические и практические знания, умения, на-
выки, но и применяют самостоятельный творческий подход. После изготовления макета обучающиеся оформляют доклад, предполагающий публичную защиту.
Участие обучающихся в профессиональных конкурсах различного уровня способствует повышению их учебной мотивации, а также обретению уверенности в освоении выбранной ими специальности, развитию творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшего профессионального становления молодого специалиста.
Профессиональное становление молодого специалиста зависит от его высокой мотивации, личной заинтересованности в процессе получения образования, чему способствует применение практико-ориентированных форм и методов обучения.
1. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — Режим доступа : http:// current_pedagogy.academic.ru/1241/.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
3. Матолыгина Н. В. Профессиональное становление студентов на основе индивидуально-творческого подхода в условиях педагогического колледжа: дис ... канд. пед. наук. — Кемерово, 1999. — 221 с.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
содействие трудоустройству
выпускников техникума
Ю. Ю. Бурлакова, методист ГПОУ «Киселевский горный техникум» Н. И. Анохина, преподаватель информатики ГПОУ ««Киселевский горный техникум»
В последнее время все большую актуальность приобретает вопрос трудоустройства выпускников. Для его решения в Киселевском горном техникуме был создан и функционирует отдел проф-ориентационной работы и содействия трудоустройству выпускников, деятельность которого направлена на быструю адаптацию выпускников техникума к условиям рынка труда, их востребованность и закрепление на производстве.
Работа в данном направлении осуществляется на основе анализа рынка образовательных услуг Кемеровской области и Киселевского городского округа с учетом социального зака-
Ю. Ю. Бурлакова Н. И. Анохина
36
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» №3 (50) 2016
за и демографической ситуации, а также в соответствии с разработанным и утвержденным Планом профориентационной работы и содействия трудоустройству выпускников ГПОУ КГТ на 2015/2016 учебный год.
В техникуме проводятся такие мероприятия, как деловые игры, тренинги. Обучающиеся участвуют в областных конкурсах, семинарах, форумах и т. д., которые способствуют адаптации будущих выпускников к условиям рынка труда.
Техникум налаживает контакты с работодателями, заключает договоры с предприятиями. На 1 апреля 2016 года в ГПОУ КГТ действует^ договоров с предприятиями: АО «СУЭК-Кузбасс», «Краснобродский угольный разрез», ЗАО «Разрез Октябринский», ЗАО «Салек», ООО «КОТК», ОАО «Поляны», ООО «Обогатительная фабрика «Тайбинская», ООО «Обогатительная фабрика «Коксовая», ООО «ОМТ» и др.
В техникуме постоянно обновляется материально-техническая база, закупается новейшее оборудование: планшеты по изучению технологических схем, интерактивный информационный комплекс, 3D-симулятор, создающий реальные условия работы настоящих многотонных экскаваторов, которые в наши дни используются на разрезах. Новые учебные классы отремонтированы за счет средств областной программы по переоборудованию учреждений профессионального образования, значительную помощь оказывает ОА «СУЭК-Кузбасс». Студенты с большим удовольствием отрабатывают навыки работы в этих классах, в дальнейшем демонстрируя их на практике.
Техникум активно работает с центром занятости населения, с которым подписаны договор о сотрудничестве и совместный план работы.
По данным центра занятости населения Киселевского городского округа на 01.04.2016, шесть
выпускников состоят на учете в качестве безработных по профессиям «сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», «электрослесарь подземный». Вызвано это тем, что по разным причинам личного характера у выпускников нет возможности работать на удаленном от города предприятии (нет возможности добраться до места работы, маленькие дети и т. д.)
Мониторинг трудоустройства выпускников за последние три года показал следующие результаты:
Количество выпускников, год Трудоустроено Призваны в ВС РФ Отпуск по уходу за ребенком Продолжили обучение Состоят на учете в качестве безработного
2012/2013 139 выпускников 104 15 1 19 —
2013/2014 179 выпускников 126 21 4 28 —
2014/2015 162 выпускника 82 56 11 7 6
В ходе работы было выявлено, что выпускники ГПОУ КГТ достаточно востребованы на рынке труда (из 100 % респондентов 88,5 % трудоустроены). Киселевский горный техникум готовит специали-
стов среднего звена и квалифицированных рабочих для угледобывающей и углеперерабатываю-щий отраслей, эти профессии и специальности перспективны и востребованы в нашем регионе.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №3 (50) 2016
37