Научная статья на тему 'Содержится ли налог на добавленную стоимость в вознаграждении?'

Содержится ли налог на добавленную стоимость в вознаграждении? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НДС / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / ЗАКУПКИ / ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / СКИДКИ / ЦЕНА ДОГОВОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутузов Анатолий Евгеньевич

Автор считает, что в суммах премий и вознаграждений, полученных покупателем товаров от продавца, должен присутствовать НДС. Позиция Минфина России говорит об обратном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is the Value-Added Tax Included Into Remuneration?1“RosBusinessAudit” LLC

The author considers that VAT shall appear in the amount of premium and remunerations, obtained by the customer of goods from the seller. The standpoint of the Ministry of Finance of the Russian Federation suggests otherwise.

Текст научной работы на тему «Содержится ли налог на добавленную стоимость в вознаграждении?»

© 2011 г.

А.Е. Кутузов

содержится ли налог на добавленную стоимость в вознаграждении?

Кутузов Анатолий Евгеньевич - ведущий аудитор ООО «РосБизнесАудит» (E-mail: kutuzov@vinexim .ru)

Аннотация. Автор считает, что в суммах премий и вознаграждений, полученных покупателем товаров от продавца, должен присутствовать НДС. Позиция Минфина России говорит об обратном.

Ключевые слова: НДС, налог на прибыль, закупки, вознаграждение, скидки, цена договора.

В практике делового оборота широкое распространение получило применение вознаграждений по договору купли-продажи товаров за достижение согласованных объемов закупок за определенный период. Под вознаграждением понимаются предоставление скидок, выплата премий или бонусов и т.п. Операция по предоставлению вознаграждения покупателю товаров по времени ее совершения не совпадает с моментом отгрузки товара. После оформления сторонами предоставленного вознаграждения изменения в первичные документы и счета-фактуры по отгруженному товару не вносятся, так как оформленные в момент отгрузки они не содержат ошибок или искаженных сведений.

Перед участниками сделки стоит вопрос: содержится ли налог на добавленную стоимость в вознаграждении?

Позиция Минфина России по этому вопросу была изложена еще в письме от 26.07.2007 № 03-07-15/1 12, на которое финансовое ведомство продолжает ссылаться и в настоящее время (письма от 26.04.2010 № 03-07-11/145 и от 30.03.2010 № 03-07-04/02).

Для пояснения этой позиции процитируем часть письма:

«Следует также отметить, что во взаимоотношениях между продавцами товаров и их покупателями могут применяться различные премии и вознаграждения, выплачиваемые продавцами товаров их покупателям, не связанные с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров: например, за факт заключения с продавцом договора поставки; за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети; за включение товарных позиций в ассортимент магазинов и т.п. Указанные суммы, по нашему мнению, не следует признавать выплатами, связанными с расчетами за поставляемые товары.

Плата продавцов товаров их покупателям за данные действия не связана с возникновением у покупателей обязанностей передать продавцам товаров имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Перечисленные выше операции, за которые выплачиваются премии и вознаграждения, осуществляются в рамках деятельности покупателя товаров (магазина) в области розничной торговли и не связаны с деятельностью продавца товаров.

В связи с этим на суммы премий и вознаграждений, полученные покупателем товаров от продавца и не связанные с оплатой товаров, не распространяются требования пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса (то есть указанные суммы не облагаются налогом на добавленную стоимость как суммы, связанные с оплатой товаров)».

Руководствуясь рекомендациями Минфина России, сетевой магазин может действовать следующим образом. Приобрести товар за одну цену (эта цена с НДС будет отражена в первичных документах и счете-фактуре) и, уплатив за товар другую (минимальную) цену, разницу в виде премии или скидки учесть в расчетах за приобретенный товар по итогам продаж, а НДС принять к вычету в полном размере по счету-фактуре. Статья 40 НК РФ [1] в данном случае не применяется, ведь цена товара по первичным документам не изменилась, а суммы премий и вознаграждений, полученные покупателем товаров от продавца, не связаны, по мнению Минфина России, с оплатой товаров.

В случае получения покупателем премии (скидки) без изменения цены товара суммы НДС к вычету по приобретенным товарам корректировке не подлежат. Эта позиция, в частности, изложена в письме УФНС России по г. Москве от 03.04.2007 № 19-11/030227 «О корректировке НДС по приобретенным товарам».

Таким образом, оплатив часть стоимости товара, указанной в отгрузочных документах, выписанных в момент отгрузки, сетевой магазин принимает НДС к вычету по счетам-фактурам, т.е. без учета фактических расходов на приобретение товара!

На наш взгляд, позиция Минфина России является ошибочной и не соответствует законодательству.

Что же такое премии (скидки), предоставляемые за объем закупок? В гражданском и налоговом законодательстве их определение отсутствует. В Толковом словаре С.И. Ожегова под скидкой подразумевается сумма, на которую снижается цена товара при наступлении определенных сторонами условий. В соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение продавцом ранее заявленной стоимости товара.

1. Согласно п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 № 451-О [2] регулирование налоговых отношений должно отвечать требованиям конституционного принципа равенства. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения [1, п. 1 ст. 3].

Однако в рассматриваемом случае принцип конституционного равенства нарушен; по сути, для сетевых магазинов «узаконена» схема минимизации налоговых платежей.

Докажем сказанное на примере. Сетевой магазин купил товар за 118 млн руб. и продал его в 2 раза дороже - за 236 млн руб. НДС к уплате составит 18 млн руб. (36 млн - 18 млн), а налог на прибыль - 20 млн руб. [(200 млн - 100 млн) х 20%]. Налоговая нагрузка сетевого магазина составит 38 млн руб. (18 млн + 20 млн).

Увеличение торговой наценки от продажи товара в общем случае приводит к соответствующему пропорциональному увеличению НДС и налога на прибыль. Но если перенести торговую наценку сетевого магазина с покупателя на продавца, т.е. трансформировать торговую наценку в вознаграждение, ситуация кардинально изменится. Премия сетевого магазина за объем покупок - 118 млн руб., стоимость закупаемого товара по документам - 236 млн руб. Магазин реализует товар с нулевой наценкой, т.е. за 236 млн руб. НДС к уплате получается равным 0 руб. (36 млн - 36 млн). Налог на прибыль составит 23,6 млн руб. [(200 млн - 200 млн + 118 млн) х 20%]. Налоговая нагрузка сетевого магазина снизится до 23,6 млн руб. (0 + 23,6 млн).

И в первом, и во втором случаях разница между полученными денежными средствами и реальными расходами одинаковая - 118 млн руб., а суммарные налоговые обязательства разные. Благодаря рекомендациям Минфина России их удалось существенно минимизировать.

Ошибка заключается в подмене торговой наценки от продажи товаров, облагаемой НДС, понятием «вознаграждение» (премия, бонус, скидка), которое «якобы» не облагается НДС, так как поступает не от покупателя, а от поставщика товара.

Кроме того, не учитывается тот факт, что и при закупке, и при продаже товара, облагаемого НДС, цена товара (цена договора) содержит в себе НДС, а вознаграждение по законодательству РФ включено в цену договора [3, п. 4 ст. 9].

Таким образом, сетевые магазины получают необоснованную налоговую выгоду за счет принятия НДС к вычету по отгрузочным документам без учета вознаграждения, без учета фактической цены договора.

Действительно, с одной стороны, покупатель - сетевой магазин приобретает товар и принимает к вычету НДС по счету-фактуре в полном объеме, без последующей корректировки. Далее покупатель получает вознаграждение за достижение определенного объема покупок в согласованный период. Как уже отмечалось, такие премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период, НДС не облагаются.

С другой стороны, продавец продает товар и начисляет НДС. После выплаты покупателю вознаграждения за достижение согласованных объемов закупок товара он уменьшает сумму выручки, облагаемой НДС, на размер предоставленного вознаграждения в соответствии с нормами налогового законодательства РФ. Данную позицию разделяет и Президиум ВАС РФ (Постановление от 22.12.2009 № 11175/09 [4]).

НДС является косвенным налогом, значит, должен соблюдаться принцип зеркальности, вытекающий из сущности косвенного налога: сумма НДС, перечисляемая в бюджет продавцом, и сумма НДС, принимаемая к вычету покупателем, должны быть одинаковыми.

Однако этого не происходит. Фактически сетевой магазин, как уже отмечалось, получает вычет в размере, не соответствующем его реальным расходам, т.е. без формирования источника для возмещения НДС из бюджета. Если учесть, что размер премий, бонусов в различных сетях в России в 2007 - 2009 гг. доходил до 40% и только в 2010 г. законодательно ограничен до уровня 10%, можно говорить о значительном ущербе бюджету.

2. Федеральным законом № 381-ФЗ [3] (вступил в силу с 1 февраля 2010 г.) установлено единственное вознаграждение по договору поставки продовольственных товаров. Иные виды вознаграждения, включенные в цену договора поставки, кроме условия в связи с приобретением у продавца определенного количества продовольственных товаров, не допускаются [3, п. п. 4 и 6 ст. 9].

Однако после принятия и вступления в силу вышеуказанного Закона позиция Минфина России по рассматриваемому вопросу, о чем уже говорилось, не изменилась: ссылаясь в своих ответах на Письмо 2007 г., он косвенно рекомендует выплачивать премии по договору поставки за факт заключения с продавцом договора поставки, за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, за включение товарных позиций в ассортимент магазинов и т.п.

3. В Постановлении ФАС Московского округа от 11.09.2008 № КА-А41/8495-08-П сделан вывод о том, что предоставление скидки покупателю услуг является отдельной хозяйственной операцией, которая по времени ее совершения не совпадает со временем совершения операции по передаче товара. Суд отметил, что акт о предоставлении скидки, являясь первичным учетным документом, оформляющим данную операцию, должен быть составлен именно в период предоставления скидки, иное являлось бы нарушением требований по ведению бухгалтерского учета.

Список операций, не подлежащих налогообложению НДС (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 149 и в п. 2 ст. 146 НК РФ. Это закрытый перечень операций, в котором операция по выплате вознаграждения не поименована.

4. Статья 162 НК РФ устанавливает перечень ситуаций, в которых полученные суммы денежных средств увеличивают налоговую базу у продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав. В рассматриваемом случае вознаграждение получает покупатель товара, а продавец является плательщиком суммы вознаграждения. Применять норму Налогового кодекса, регулирующую налоговую базу продавца по реализованному товару, к покупателю недопустимо. Покупатель не исчисляет налоговую базу по реализованному товару, а принимает суммы НДС к вычету.

В письмах же Минфина России допущена методологическая ошибка, поскольку вывод о нераспространении требования пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, относящегося к продавцу, сделан в отношении покупателя товара.

5. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.1 2.2009 № 11175/09 [4] указано, что независимо от того, каким образом налогоплательщик предоставляет скидку: путем возможного уменьшения цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса - дополнительного вознаграждения, премии, выплачиваемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка

предоставления (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) налоговая база по НДС подлежит определению с учетом скидок. В соответствии с п. 4 ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом изменений, как увеличивающих, так и уменьшающих налоговую базу.

При этом Президиум ВАС РФ отмечает, что ретроспективные скидки (бонусные скидки), предоставляемые дистрибьюторам, являются скидками, не изменяющими цену товара, поскольку такие скидки определялись в процентном отношении от общей стоимости всех проданных товаров за предыдущий период, а в договорах поставки не указаны первоначальная цена товара и цена, сформированная с учетом предоставленных покупателю скидок. То есть рассматривался тот же случай, что и в статье.

Принимая во внимание принцип зеркальности косвенного налога, следует сделать вывод: покупатель имеет право на налоговый вычет по НДС по закупленному товару в размере, определенном с учетом вознаграждения (скидок и премий).

6. Вознаграждение всегда включено в цену договора [3, п. 4 ст. 9], а цена договора определяется из цены товара [3, п. 3 ст. 9]. Вознаграждение как часть цены договора содержит в себе НДС, если цена договора содержит в себе НДС.

В силу прямого указания Закона вознаграждение включено в цену договора, оплата при приобретении товара осуществляется по условиям договора, следовательно, вознаграждение связано с оплатой товаров по договору.

Все расходы организации-поставщика экономически оправданны, так как вознаграждение предоставляется в целях увеличения объема продаж по договору купли-продажи в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода [1, абз. 3 и 4 п. 1 ст. 252].

Покупатель товара получает вознаграждение исключительно по договору поставки, т.е. если нет договора поставки, то нет и вознаграждения. Если не выполнено условие по закупке согласованного объема товаров в определенный период, то вознаграждение покупателю не выплачивается. Полагающееся покупателю товара вознаграждение выплачивается на расчетный счет либо размер вознаграждения уменьшает его задолженность перед продавцом товара.

Цена договора без предоставленного вознаграждения и цена договора с предоставленным покупателю вознаграждением при продаже одной и той же партии товара различаются на сумму вознаграждения, но и в том и в другом случае цена договора содержит в себе НДС. Из этого следует, что и вознаграждение как часть цены договора содержит в себе НДС.

Например, выручка продавца товаров 100 тыс. руб. (без вознаграждения) содержит в себе НДС. Выручка в размере 90 тыс. руб. (с учетом предоставленного вознаграждения) тоже содержит НДС. Следовательно, и разница в виде вознаграждения в размере 10 тыс. руб. тоже содержит в себе НДС.

В связи с вышеизложенным представляется, что позиция Минфина России по вопросу обложения НДС сумм премий и вознаграждений, полученных покупателем товаров от продавца, нуждается в пересмотре с учетом норм Федерального закона № 381-ФЗ [3] и выводов, сделанных в Постановлении Президиума ВАС РФ [4].

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.).

2. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. № 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 3.

3. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Рос. газ. 2009. 30 дек. (№ 253).

4. Постановление Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № 11175/09 по делу № А44-109/2008 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.