7. Фарбей, В.В. Учет индивидуальной предрасположенности спортсменов к характеру соревновательной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 20l0. - № 3 (6l). - С. ll0-ll6.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.147
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Артем Александрович Фортунатов, кандидат педагогических наук, доцент, Магнитогорский государственный университет (МаГУ)
Аннотация
В работе представлены авторские определения понятий модель и моделирование. Разработана модель развития экологической культуры обучающихся. Описаны содержательные характеристики концептуальной модели: принципы, содержательные и процессуальные основы, педагогические условия развития экологической культуры студентов.
Ключевые слова: модель, моделирование, концептуальная модель, экологическая культура обучающихся.
SUBSTANTIAL DESCRIPTION OF THE CONCEPTUAL MODEL OF STUDENTS’ ECOLOGICAL CULTURE DEVELOPMENT
Artem Alexandrovitch Fortunatov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturers,
Magnitogorsk State University
Annotation
This article deals with the author’s definition of the model and modeling. There has been developed a conceptual model of students’ ecological culture. There is also a substantial description of the conceptual model including principles, substantial and procedural foundations and educational frameworks of the development of students’ ecological culture.
Keywords: model, modeling, conceptual model, students’ ecological culture.
На основе изученных авторских подходов по определению проблем моделирования (А.П. Беляевой, М. Вартофского, В.М. Назаренко, Л.И. Новиковой, Г.П. Сикорской и др.) и дефиниции термина модель (М.Н. Берулавы, В.В. Краевского, В.А. Штофа, Г.П. Щедровицкого и др.), мы придерживаемся следующей трактовки данных понятий.
Модель мы определяем, как систему которая, отражая или воспроизводя существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представляет собой совокупность необходимых педагогических условий, выполняющих регулирующую роль во взаимодействии и взаимосвязи структурных компонентов [6, с.43].
В нашем исследовании моделирование, понимается как процесс опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, отражения его сложных систем, при котором разрабатывается обобщенный, абстрактно-логический образ, который дает, при его исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте [7, с.203].
Опираясь на ранее приведенные определения и авторское понимание моделирования, в работе сконструирована модель развития экологической культуры обучающихся [рис. l].
Приступая к описанию авторской концептуальной модели развития экологической культуры обучающихся, следует отметить, что при ее конструировании нами использовался теоретический, эмпирический и практический опыт работы по данной проблеме, таких авторов, как Н. Горшкова [l], Е. Наумова [l], Н.В. Добрецова [2], Е.С. Заир-Бек [3], Л.А. Закирова [4], К.А. Романова [5]. Данная модель является вариативной, динамичной,
открытой, постоянно подстраивающейся, при изменении ситуации, щением предметной и научной области экологии.
что связано с обога-
Социальный заказ общества: подготовка студента с ^^^^^^азвитойэкологическо^^ульгуЕо^^^^^^
Цель: развитие на основе экоцентрического подхода экологической культуры студентов вуза
Принципы развития экологической культуры студентов: системность; единство интеграции и дифференциации; многоуровневость; универсальность; гуманизации; экологизации
Педагогические условия развития экологической культуры студентов: насыщение учебного процесса творческими ситуациями; стимулирование экологической деятельности студентов; управление процессом развития экологической ^льтуры; раскрытие экологического потенциала студентов в процессе учебной и внеучебной деятельности, при использовании
^азличны^фо£^^оспи™ельно^^оздей^и^
*
Этапы развития экологической культуры студентов
Действенно-
Мотивацион- но-целевой Творческий
вный
| формы | | методы | | средства | <г
Критерии и показатели развития экологической ^льтуры студентов вуза
Эффективность использования экологических способностей в процессе учебной деятельности студентов (показатели: полнота, прочность, осознанность и освоенность экологической культуры)
Направленность студентов на осуществление экологической культуры; характеристика решения экологических задач (показатели: осознанность решения, обобщенность, нестандартность)
Сформированность отношения студентов к экологической культуре, готовность осуществления экологической деятельности на практике, умение студентов развивать экологическую культуру, готовность к экологоориентированной деятельности (показатели: развитие экоцентрического мировоззрения, становление экологической мысли, развитие эколого-профессиональой компетентности)
Уровни сформированности экологической культуры студентов вуза
Человек Человек Человек творящий
воспринимающий (Низкий) (Средний) (Высокий )
Результат: выпускник вуза обладающий высоким уровнем экологической культуры
Рис. 1. Модель развития экологической культуры обучающихся
Развитие экологической культуры студентов мы понимаем, как один из компонентов развития личности в условиях современной социодинамики. Разработанная нами концептуальная модель создает предпосылки для:
- интеграции экологического образования;
- адаптации образовательного процесса к возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям студентов;
- ориентации на социально-экологические проблемы ближайшего социоприрод-ного окружения;
- ориентированности образовательных программ на включение студентов в активную исследовательскую и экологическую созидательную деятельность;
- сотрудничество студентов, педагогов в научно-исследовательских, образовательных и практических областях на основе субъект-субъектных отношений;
- свободы выбора различных педагогических технологий для педагогов, способствующих самореализации студентов.
Обосновывая приоритетные педагогические принципы развития экологической культуры студентов, мы исходили из того, что они должны обладать ярко выраженной субъект-субъктной интенцией, влияющей на процесс развития экологической культуры личности. К числу приоритетных педагогических принципов развития экологической культуры студентов мы отнесли следующие:
- культуросообразности и ориентации на универсальные ценности, подразумевает развитие умений студентов использовать знания как ценность, направленность обучения не на усвоение и запоминание знания, а на его присвоение и рефлексивное осмысление;
- природосообразности, включает в себя учет этнопсихологических, национальных и возрастных особенностей обучаемых, природных условий региона;
- многоуровневость, проявляется в усиление вариативной составляющей базового образования, помощь обучающимся в профессиональном самоопределении;
- единство интеграции и дифференциации, способствует возможной корректировки учебно-воспитательного процесса с учетом запросов подростков и родителей на образовательные услуги, ориентации на потребности личности обучающегося;
- гуманизации, направлен на утверждение приоритета личности, ее внутреннего мира и интересов в образовательном процессе, создание условий для активного творческого и практического освоения студентами общечеловеческой культуры и окружающего мира;
- экологизации, подразумевает развитие компонентов экологической культуры личности, характеризующих ее внутреннее богатство, формирование духовных потребностей и способностей, повышение интенсивности проявления в созидательной экологической деятельности;
- универсальности, направлен на учет индивидуальных особенностей обучаемого, способствование осознанию учащимися важности личного участия в решении локальных экологических ситуаций, понимание взаимосвязи локальных, региональных и глобальных проблем;
- системности, способствует обогащению экологических знаний гуманитарной составляющей как одного из условий реализации принципов природо- и культуросооб-разности, гуманизации и гуманитаризаци.
Перечисленные выше принципы образуют как бы каркас, на котором в рамках нашей концепции основывается схема развития экологической культуры обучающихся в единстве содержательной и процессуальной основ и комплекса педагогических условий, которые выполняют регулирующую функцию в представленной модели. Таким образом, смыслообразующим стержнем экологического образования является устремленность к системе общественно значимых ценностей, развитие экоцентрического сознания и эко-гуманистического мировоззрения обучающихся.
Важнейшим аспектом концептуальной модели является единство ее содержатель-
ной и процессуальной основ, т.е. когда происходит обор содержания образования необходимо учитывать формы, методы и педагогические технологии передачи материала, уровни его усвоения и смысловую обусловленность действий. Содержательный и процессуальный блоки тесно взаимосвязаны. Так, например, качественное изменение содержательного блока, как правило, приводит к изменению в блоке процессуальном (технологий, методов, методик и форм организации деятельности обучающихся).
В качестве исходной основы формирования данных блоков рассматриваются педагогические цели, в которые входят интегративный образовательный потенциал, т.к. именно в них происходит концентрация и слияние воедино содержательных, интеллектуальных, мотивационных, процессуальных и результативных характеристик развития экологической культуры студентов.
Такой комплексный подход к отбору и структурированию содержания модели позволил органично включить студента и его деятельность в систему природы, раскрыть его роль и предназначение в мироздании, выявить истоки взаимосвязи экологического и нравственного императива.
Системный характер конструирования развития экологической культуры реализовывался двояко: движением от системы более низкого иерархического уровня к системам более высокого и наоборот. На каждом иерархическом уровне происходило формирование различных сторон экологической культуры обучающихся: на низком и среднем уровнях это, как правило, эмпирический или частично теоретический аспекты. На высоком уровне, когда расширяется интеллектуальный запас и формируется более высокий уровень логического мышления, создавались предпосылки для перехода к третьему уровню развития экологической культуры студентов.
Содержательная основа концептуальной модели развития экологической культуры обучающихся включает разнообразные образовательные программы, освоение которых способствует развитию духовно-нравственных качеств личности, гуманизации отношений с природой и социумом, формированию целостного, интегративного образа мира. Она представляет собой целостную интегративную систему, в которой средства и способы деятельности, технологии и формы организации процесса обучения и воспитания направлены на реализацию ведущей цели - развитие высокого уровня экологической культуры студента вуза на основе экоцентрического подхода. Разнообразие элементов этой системы определяется содержательным блоком, уровнем изучения содержания, возрастными особенностями студентов, интересами их развитием. Измерение в содержательном блоке влечет за собой качественную деформацию элементов процессуальной основы.
Процессуальную основу развития экологической культуры студентов составили проектно-созидательные педагогические технологии, определение, классификация и практика применения которых в процессе развития экологической культуры рассмотрена нами в третьей главе настоящего исследования.
Конечным компонентом проектируемой концептуальной модели является результативный компонент. Как отмечает К. А. Романова, результативная направленность поведения системы представляет собой стержневую системную закономерность, что и делает совокупность всех элементов целостным организованным образованием, ориентированным с постановки цели на получение определенного результата [5, с.48].
Достижение желаемого результата происходит, как видно из концептуальной модели, за счет совокупности взаимообусловленных, преемственно взаимосвязанных и динамически взаимодействующих в образовательном процессе идей и принципов профессионального экологического образования; комплекса педагогических условий, обуславливающих повышение эффективности развития экологической культуры студентов.
В содержание модели органично включен ряд условий, направленных на полноценное развитие личности. Это стало возможным только через кардинальное обновление
всех составных элементов образовательного процесса, обуславливающее в итоге развитие у обучающихся высокого уровня экологической культуры, как результата образования.
Резюмируя, следует отметить, что развитие экологической культуры человека происходит в том случае, если его развитие и жизнедеятельность основываются на полном соответствии законам социоприродного развития, сориентированном на эти цели личностно-профессионального развития обучающихся и представляет собой вариант устойчивого развития человека. Таким образом, комплексно-ориентированное экологическое образование, которое основывается на данной концептуальной модели, является условием и фактором устойчивого коэволюционного социоприродного развития, что соответствует базовым концептуально методологическим установкам современного экологического образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горшкова, Н. Модель учреждения дополнительного образования в современных условиях : проблемы, идея, практика / Н. Горшкова, Е. Наумова // Внешкольник. -1997. - № 9. - С. 29-32.
2. Добрецова, Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. № 1.
- М. : Логос, 1999. - С. 57-61.
3. Заир-Бек, Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования : общая теория проектирования : Методические рекомендации / Е.С. Заир-Бек. - М. : Политиздат, 1994. - 328 с.
4. Закирова, Л.А. Профессионально-экологическое образование будущего учителя технологии и предпринимательства : монография / Л.А. Закирова. - Челябинск : Изд-во Уральского гос. ун-та физ. культуры, 2009. - 275 с.
5. Романова, К. А. Послевузовское профессионально-экологическое образование руководящих работников монография / К.А. Романова. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та печати, 2003. - 333 с.
6. Фортунатов, А.А. Методологические предпосылки исследования проблемы развития экологической культуры молодежи : учеб.-метод. пособие / А.А. Фортунатов. -Магнитогорск : Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, - 2009. - 87 с.
7. Фортунатов, А.А. Основные направления формирования экологической культуры студентов вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 8. - С. 199-207.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.01:61; 796.01:57
ТРЕНИРОВКА СПОРТСМЕНОВ С ИНТЕРВАЛЬНЫМИ РЕЗИСТИВНОРЕСПИРАТОРНЫМИ НАГРУЗКАМИ
Владимир Васильевич Чемов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой,
Сергей Леонидович Гриценко, преподаватель,
Елена Петровна Горбанёва, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой,
Арсений Игоревич Солопов, аспирант,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГОУВПО «ВГАФК»)
Аннотация
Установлено, что применение в тренировке спортсменов интервальной резистивнореспираторных нагрузок обеспечивает более существенное повышение аэробной производительно-