УДК 796
Содержательные аспекты мониторинга компонентов физической культуры личности студентов вузов (на примере Дальневосточного федерального университета)
© Гудков Юрий Эдуардович
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации Школы искусства культуры и спорта, Дальневосточный федеральный университет Россия, 690014, г. Владивосток, ул. Суханова, 8 Е-mail: sadovnik-ain@yandex.ru
© Мазитова Наталия Вадимовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации Школы искусства культуры и спорта, Дальневосточный федеральный университет Россия, 690014, г. Владивосток, ул. Суханова, 8 Е-mail: nvmazitova@mail.ru
© Горбунова Ольга Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации Школы искусства культуры и спорта, Дальневосточный федеральный университет Россия, 690014, г. Владивосток, ул. Суханова, 8 Е-mail gorbunowaov@yandex.ru
В статье представлены результаты пилотажного исследования компонентов физической культуры личности студентов вузов: мотивационно-ценностного (знания, убеждения, интересы, ценности); операционального (двигательные умения и навыки, физическая подготовленность); деятельностного и достижен-ческого («погруженность» в сферу физической культуры), и дан сравнительный анализ их содержания. Ключевые слова: компоненты физической культуры личности, мониторинг, студенты вузов, диагностическая процедура.
Content aspects of monitoring the components of physical training of the personality of university students (on the example of Far Eastern Federal University)
Yury E. Gudkov
PhD in Education, A/Professor, Head of the Department of Theory, Methodology of Physical Culture and Sports and Health Recreation, Art School of Culture and Sports, Far Eastern Federal State University 8 Sukhanova St., Vladivostok, 690014 Russia
Natalia V. Mazitova
PhD in Education, A/Professor of the Department of Theory, Methodology of Physical Culture and Sports and Health Recreation, Art School of Culture and Sports, Far Eastern Federal State University 8 Sukhanova St., Vladivostok, 690014 Russia
Olga V. Gorbunova
PhD in Education, A/Professor of the Department of Theory, Methodology of Physical Culture and Sports and Health Recreation, Art School of Culture and Sports, Far Eastern Federal State University 8 Sukhanova St., Vladivostok, 690014 Russia
The article presents the results of the pilot study of the individual components of physical training university students: motivational-value (knowledge, beliefs, interests, values); operational (motor skills and habits, physical fitness); the activity and achieves goals ("immersion" in the sphere of physical culture) and the comparative analysis of their content.
Keywords: components of physical culture of personality, monitoring, university students, diagnostic procedure.
Структура жизни в современном мире невероятно сложна по своему содержанию, непредсказуема и полифонична по своему характеру. Это требует от начинающих свой профессиональный и жизненный путь молодых людей особых свойств личности: эффективной психофизической и эмоциональной адаптации, ситуационного мышления, многоаспектного телесного, духовного и общественного развития. Данные требования актуализируют изыскания культурных и педагогических ресурсов для непрерывного и кумулятивного процесса становления готового к жизни и эффективно реализующего свой потенциал человека. К тому же упомянутые ресурсы более чем достаточно представлены в содержании и социально-педагогических возможностях физической культуры. Физическая культура, отмечает В. К. Бальсевич (2011), прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт [1].
Однако остается проблемой методологическая проекция представленного выше общественно-педагогического потенциала физической культуры на конкретную личность, и тем более остается открытой предметная (технологическая) реализация возможностей физической культуры в формировании физической культуры личности (ФКЛ). Феномен физической культуры личности студента позволяет представить ее как интегральное качество личности, как условие и предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования [3].
Вышеупомянутое «интегральное качество личности» современными исследователями декомпозируется на органически связанные между собой аспекты, которые в литературе представлены следующими основными компонентами: мотивационно-ценностный (знания, убеждения, интересы, ценности); операциональный (двигательные умения и навыки, физическая подготовленность); деятель-ностный и достиженческий («погруженность» в сферу физической культуры).
Мы предположили, что детальное и многоаспектное исследование зависимости формирования компонентов ФКЛ от внутренних (субъективных, психофизических и соматических) особенностей студентов и внешних (средовых, ситуационных) условий позволят разработать организационно-методическое содержание (сопровождение) перманентного формирования ФКЛ у студенческой молодежи. Но остается проблемой системная и оперативная диагностика сформированности компонентов физической культуры личности студентов, что побудило нас к разработке и опытной проверке мониторинговой процедуры, позволяющей комплексно и экономично выявлять факторы, условия и показатели соотношения компонентов физической культуры личности студентов вузов.
В пилотажном исследовании приняли участие студенты-юноши 1-го курса Дальневосточного федерального университета (студенты нефизкультурных вузов) в количестве 120 человек.
Для исследования мотивационного компонента физической культуры личности применялся социологический опрос в форме анкетирования, результаты которого представлены в таблице 1.
Отметим, прежде всего, ведущую роль мотивов «желание повысить физическую подготовленность», «укрепление здоровья» и «улучшение фигуры». Отрадно, что именно валеологическая данная группа мотивов играет значительную роль в побуждении студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Совсем незначительное влияние на мотивацию физкультурно-спортивной активности оказывают остальные мотивы — морально-психологические, рационально-гигиенические и мотивы самоутверждения.
Таблица 1
Сравнительная оценка мотивов физкультурно-спортивной деятельности студентов 1-го курса ДВФУ ( %)
№ п/п Мотивы Категория опрошенных (юноши 1-го курса)
1 Желание повысить физическую подготовленность 34,5
2 Укрепить здоровье 23,8
3 Оптимизировать вес, улучшить фигуру 14,1
4 Воспитать волю, характер, целеустремленность 11,7
5 Добиться спортивных успехов 4,5
6 Снять усталость и повысить работоспособность 3,6
7 Вовремя получить зачет по физической культуре 2,0
8 Привычка к такого рода занятиям 1,6
9 Рационально проводить время 1,5
10 Воспитать красивую манеру, культуру движений 1,2
11 Желание не отставать от друзей 1,3
12 Желание отстоять честь школы, курса 0,2
В ходе исследования выяснилось также то, что мешает заниматься физкультурно-спортивной деятельностью. Основным фактором, препятствующим этим занятиям, является, по мнению респондентов, отсутствие свободного времени, точнее сказать, недостаток этого времени. На этот фактор указывают 51,3 % студентов-юношей. Одна из значимых причин — отсутствие секций в университете по любимому виду спорта. Далее, для юношей сравнительно большой помехой являются «отсутствие инвентаря и спортивной формы», «недостаток физкультурных знаний для организации самостоятельных занятий».
При проведении социологических опросов перечень «негативных» факторов был дополнен следующими: «собственная неорганизованность», «отсутствие достаточной мотивации», «не хватает хорошего толчка со стороны». Данные опроса приведены в таблице 2.
Таблица 2
Соотношение факторов, мешающих физкультурно-спортивной деятельности
студентов 1-го курса ДВФУ ( %)
№ п/п Факторы Категория опрошенных (юноши 1-го курса)
1 Недостаток свободного времени 51,3
2 Слабая организационная работа, никто не вовлечен в секции 10,1
3 Отсутствие секций по любимому виду спорта 9,7
4 Отсутствие достаточной мотивации 8,1
5 Отсутствие хорошего толчка со стороны 6,8
6 Недостаток физкультурных знаний для организации самостоятельных занятий 5,2
7 Отсутствие инвентаря и спортивной формы 4,9
8 Собственная неорганизованность 3,9
Далее исследовалась интенсивность проявления мотивации к здоровому образу жизни. Был проведен анонимный социологический опрос среди студентов той же выборки, которым были заданы следующие вопросы: 1) Вы считаете, что ведете здоровый образ жизни? 2) Как вы проводите свободное время? 3) Как часто вы занимаетесь спортом? 4) Есть ли у вас вредные привычки? 5) Считаете ли вы, что здоровый образ жизни способствует успешности человека в учебе и работе? 6) Как вы относитесь к здоровому образу жизни? 7) В чем главная причина того, что люди ведут нездоровый образ жизни? После математической интерпретации результатов методом контент-анализа было выявлено, что подавляющее большинство студентов (79 %) положительно относится к здоровому образу жизни. Из них число студентов, которые считают здоровый образ жизни залогом успешности в работе и учебе,
составило (74 %). Студентов, открыто позиционирующих свое отрицательное отношение к ЗОЖ, ничтожно мало (2 %). Однако, вопреки явному одобрению ЗОЖ, соблюдать его могут только 33 % опрошенных нами студентов.
Практически половина студентов отрицает наличие у себя вредных привычек (49 %). Тех, кто признается в пристрастии к вредным привычкам, меньше (41 %). Данные цифры скорей всего не вполне точно отражают фактическое соотношение количества студентов с вредными привычками и тех, у кого их нет, но являются еще одним косвенным подтверждением того, что ЗОЖ вызывает одобрение у большинства опрошенных. Также на основании этого можно отметить, что у респондентов есть внутреннее осознание несовместимости здорового образа жизни с вредными привычками. Главная проблема поддержания здорового образа жизни для 38 % заключается в отсутствии мотивации. Второе место по значимости занимает проблема отсутствия свободного времени, на которую ссылаются 26 % студентов.
На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что для большинства студентов основным препятствием поддержания здорового образа жизни является отсутствие мотивации к ЗОЖ и дефицит свободного времени.
Студенты 1-го курса понимают ЗОЖ в основном как следование призывам больше двигаться, не курить, не употреблять наркотики, алкоголь и т. д. Однако перечисленные положения не стали для многих руководством к здоровому поведению. Это в основном связано с тем, что рекомендации по ЗОЖ зачастую преподносятся в назидательной, категоричной форме и не вызывают у студентов положительных эмоций. Студенты чаще всего не обращают внимания на возможность угрозы своему здоровью от тех или иных вредных привычек, из-за того, что их последствия отдалены во времени, то есть проявят себя только в более позднем возрасте.
Наше исследование подтверждает наблюдения других исследователей, что для молодых людей иногда теряет значимость мотивация самосохранения. Такой мотив, как угроза здоровью в отдаленном будущем, не является значимым для большинства студентов. Не подходит для них и ссылка на этнокультурные требования, поскольку и этот мотив для них малозначителен. Более того, нарушая его, молодые люди испытывают удовольствие, считая, что таким образом они самоутверждаются [4].
Таким образом, мы считаем, что пути формирования мотивационного компонента физической культуры личности необходимо искать в переносе внешних побуждений на внутренние, т. е. в смещении цели ведения здорового образа жизни, которая отсрочена по времени, на процесс поддержания и укрепления здоровья (режим дня, здоровое питание, физическая активность и т. п.). Далее нами диагностировался деятельностный и достиженческий компонент физической культуры личности. В результате социологического опроса деятельности и результатов деятельности студентов-юношей 1-го курса в сфере физической культуры и спорта мы получили следующие данные (табл. 3).
Таблица 3
Соотношение показателей, характеризующих деятельностный и достиженческий компоненты физической культуры личности (ФКЛ)
Деятельностный компонент ФКЛ ( %)
Занимаются Время от времени Не занимаются
Инструкторская деятельность 12 20 68
Судейская деятельность 8 24 68
Достиженческий компонент ФКЛ ( %)
Спортивные разряды 1-й и выше Ниже 1-го Не имеют
4,5 21,3 74,2
Достиженческий компонент ФКЛ ( %)
Имеют награждения за какую-либо физкультурно-массовую работу Более 10 грамот, ценные призы, кубки, медали за последние три года Более 3 грамот и призы за последние три года Менее 3 грамот за последние три года
3,7 20,3 76
Весьма низкий процент студентов 1-го курса задействован в социальной (педагогической) деятельности в сфере физической культуры и спорта. Всего 12 % в инструкторской и 8 % в судейской работе. 74,2 % не имеют никакой спортивной квалификации, у 76 % студентов практически отсутствуют какие-либо награды за физкультурно-спортивную деятельность. Можно предположить, что, по-
высив мотивацию и создав условия для полноценной самореализации студентов в сфере физкультур-но-спортивной деятельности в условиях кампуса ДВФУ, деятельностно-достиженческий компонент ФКЛ обретет более положительную характеристику.
Следующий диагностический блок был направлен на определение сформированности операционального компонента ФКЛ. С целью экспертизы владения техникой двигательных действий было организовано педагогическое наблюдение. В качестве двигательных тестов использовались упражнения из состава базовых видов двигательной деятельности (БВДД) — гимнастики, легкой атлетики и спортивных игр школьной программы по предмету «физическая культура» (табл. 4). Результаты экспертной оценки обрабатывались с помощью адаптированной методики О. А. Барабаш (2010) [2].
Таблица 4
Перечень упражнений для экспертного оценивания сформированности техники движений из базовых видов двигательной деятельности у студентов-юношей 1-го курса
БВДД Гимнастика (связка) Легкая атлетика Баскетбол
Упражнения для экспертного оценивания Равновесие на правой («Ласточка») + Упор присев + Кувырок вперед + Кувырок назад + Стойка на голове + Упор присев + Доскок Прыжок в длину с места Метания малого мяча Низкий старт и стартовый разгон Ведение мяча с обводкой стоек Передачи мяча в движении двумя руками от груди Штрафной бросок
Результаты педагогического наблюдения позволили вывить следующие соотношения (рис. 1).
Рис. 1. Соотношения результатов сформированности техники движений из БВДД у студентов-юношей 1-го курса
Следующим диагностическим мероприятием являлись педагогические контрольные испытания, целью которых было выявить уровень физической подготовленности студентов-юношей 1-го курса. Испытуемым предлагались следующие упражнения: бег 6 минут для определения общей выносливости, бег 60 м, челночный бег 3х10 м, наклон по линейке из положения сед ноги врозь, прыжок в длину с места, подтягивание на высокой перекладине.
По результатам педагогических контрольных испытаний у 21,2 % юношей наблюдается высокий уровень развития общей выносливости и 27,4 % студентов имеют высокий уровень силовой выносливости. Остается низкий процент количества испытуемых (18,9 %) с высоким уровнем гибкости, и 53,8 % юношей эта способность соответствует низкому уровню развития. Стоит выделить значительный процент юношей с высоким уровнем развития координационных способностей (42,1 %). Как мы видим, представленный диагностический блок достаточно полно репрезентирует сформированности операционального компонента ФКЛ.
Направленность теста Общая выносливость
Гибкость
Скоростно-силовые способности Скорость Силовая выносливость Координационные способности
21,2
18,9
23,
24,6
27,4
33,4
_L
45,4
27,3
41,4
32,1
38,5
42,1
т
53,.
34,8
43,3
34,1
т
49,7
т
0% 20% 40% 60%
Уровень физической подготовленности
■ Высокий ИСредний I Низкий
Рис. 2. Соотношение количества студентов-юношей 1-го курса ДВГУ с высоким, средним и низким уровнем физической подготовленности
8,2
80% 100% Количество испытуемых
В заключение необходимо обозначить проектную концепцию будущего научного изыскания. Несмотря на достаточно стандартную процедуру мониторинга компонентов ФКЛ, пилотажный этап данного исследования имеет далеко идущую научно-практическую перспективу. Во-первых, будут разработаны критерии и уровни сформированности ФКЛ студентов с учетом гендерных, демографических и психофизических особенностей контингента. Во-вторых, разработанная диагностическая процедура откроет возможность моделировать динамический профиль формирования компонентов ФКЛ для различных категорий студенческой молодежи и проводить сравнительный анализ его содержания, что, в свою очередь, позволит определять средние (актуальные) значения показателей упомянутых компонентов. В-третьих, на этой основе разработать «индивидуальный паспорт-карту ФКЛ» (рефлексивный документ, отражающий динамику формирования ФКЛ студента), благодаря которому можно будет самостоятельно проектировать индивидуальную программу телесного, духовного и социального саморазвития.
Литература
1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. — 2011. — № 4. — С. 2-7.
2. Барабаш О. А. Контроль результата образования по предмету «физическая культура» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида: учеб. пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. — 208 с.: ил.
3. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 6. — С. 10-16.
4. Науменко Ю. В. Комплексное формирование социокультурного феномена «здоровье» у подростков в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. — М., 2009. — 43 с.
References
1. Bal'sevich V. K., Lubysheva L. I. Fizicheskaya kul'tura: molodezh' i sovremennost' [Physical culture: youth and modernity]. Teoriya ipraktika fizicheskoi kul'tury — Theory and Practice of Physical Culture. 2011. No. 4. Pp. 2-7.
2. Barabash O. A. Kontrol' rezul'tata obrazovaniya po predmetu «fizicheskaya kul'tura» v spetsial'nom (korrektsionnom) obra-zovatel'nom uchrezhdenii VIII vida [Control of "physical training" education result in special (correctional) educational establishments of 8th kind]. Vladivostok: Far Eastern State University publ., 2010. 208 p.
3. Lubysheva L. I. Sovremennyi tsennostnyi potentsial fizicheskoi kul'tury i sporta i puti ego osvoeniya obshchestvom i lich-nost'yu [Modern value potential of physical culture and sport and the ways of its adoption to society and personality]. Teoriya ipraktika fizicheskoi kul'tury — Theory and Practice of Physical Culture. 2009. No. 6. Pp. 10-16.
4. Naumenko Yu. V. Kompleksnoe formirovanie sotsiokul'turnogo fenomena «zdorov'e» u podrostkov v obshcheobra-zovatel'noi shkole. Avtoref. dis. ... d-raped. nauk [Complex formation of a sociocultural phenomenon "health" among adolescents in comprehensive school. Author's abstract of Dr. pedagogical sci. diss.]. Moscow, 2009. 43 p.