УДК 371 (430)
Молоков Дмитрий Сергеевич
кандидат педагогических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В НЕМЕЦКОЙ ШКОЛЕ
Направления содержания воспитания в мире в основном традиционны, однако в каждой национальной образовательной системе они понимаются и осуществляются по-разному. Свои особенности подбора содержания воспитания в сравнении с российской школой есть и в Федеративной Республике Германии. Автор изучает отдельные воспитательные направления в общеобразовательных учреждениях Германии, характеризует сильные и слабые стороны содержания, проблемы в их реализации и последствия осуществления, а также обосновывает их обусловленность группой конкретных социокультурных условий. В ходе характеристики трудового воспитания в немецкой школе автором сделан вывод о решающем влиянии на его результаты самой структуры образовательной системы. Культурными традициями государства, помимо трудового воспитания, определено содержание и эффективность физического и религиозного воспитания. Доказано, что определенные взаимосвязи усматриваются между внешнеполитической деятельностью правительства ФРГ и спецификой гражданского, поликультурного и полового воспитания. Национальные особенности исторического пути обусловили отсутствие патриотического воспитания в современной немецкой школе.
Ключевые слова: содержание воспитания, общее образование ФРГ, немецкая школа, физическое воспитание, трудовое воспитание, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, религиозное воспитание, половое воспитание, поликультурное воспитание.
Содержание воспитания включает несколько основных направлений. Их наполнение и состав, несмотря на некую традиционность, по странам значительно отличается. Это касается и немецкой школы. Сравнение организации воспитания школьников в ФРГ и России обнаруживает множество различий, объясняемых разницей социокультурных условий, прежде всего истории, традиций, внешней политики и менталитета. Обоснованием данного вывода и заключения о ряде преимуществ российской практики служит аналитическое описание содержания воспитания в общеобразовательной школе современной Германии.
Так, отличается от отечественного подхода отношение немецкой школы к трудовому воспитанию. Маркировка «Made in Germany» во всем мире воспринимается как знак высшего качества, обеспеченного трудом немецких производителей. ФРГ считается одним из государств с наибольшим производительным потенциалом, и, по словам самих немцев, «к решающим факторам, обусловливающим такой уровень производительности в Германии, относится рыночная экономика и система профессиональной и предпрофессиональной подготовки [18; 21]. Трудолюбие, добросовестность и пунктуальность в работе - типичные национальные черты немцев, и общеобразовательная система вносит немалую лепту в их формирование. Этому способствуют, к примеру, традиции и структура самой системы: в большинстве учебных заведений после начальных классов ребенок должен перейти в гимназию, реальную или основную школу.
В основных школах обычно учатся менее способные учащиеся, которые в дальнейшем будут заниматься малоквалифицированным трудом, поэтому содержание образования в таких школах представлено предметами, которые выполняют
профориентационную и политехническую функции. В отличие от отечественной школы, немецкие ученики в 8 классе проходят практику в мастерских и на предприятиях. Однако эти школы весьма непопулярны у населения (здесь учатся самые слабые и недисциплинированные учащиеся). Параллельно с ними в ФРГ веками действуют реальные школы и гимназии. Если гимназии предназначены для наиболее способных, как правило, академически ориентированных учеников, то реальные -неполные средние школы для детей со средним уровнем успеваемости, продемонстрированным в начальных классах. Их выпускники могут поступать в профучилища или техникумы для получения профессии в сфере обслуживания, торговли или госслужбы (полиция, армия и т. д.). Поступать в вузы можно после гимназии.
В основных и реальных школах существуют разнообразные формы трудового воспитания (они же относятся к формам профессионального самоопределения учащихся): уроки трудоведения, производственная практика, профильные дополнительные курсы, школьные фирмы, экскурсии на предприятия, институты социального партнерства, шефство, кружки и факультативы, ярмарки, проекты и другие, подробно охарактеризованные в исследовании Н.В. Фисуновой [15]. В качестве примера можно привести трудоведение. В качестве обязательного курса по выбору оно входит в содержание образования и реальных, и основных школ. В него входят три отдельных дисциплины: домоводство, технический труд, основы экономических знаний, призванные дать ученикам основы данных предметов, представление о практическом применении их знаний и о возможных профессиях в этой сфере. В 7 классе школьник учится производить товары для собственного потребления, узнавая о технологиях, затратах сил и времени, ма-
© Молоков Д.С., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
241
териалах, планировании, определению качества. В 8 классе программы обучения уже включают темы «Изготовление продукции по поручению заказчика», и учащийся принимает заказ (обычно родственников или знакомых) на производство товара. Можно составить соответствующий договор, где будут оговорены требования к продукции, ее стоимость, характеристики и сроки изготовления. Производство должно осуществляться в соответствии с действующими в ФРГ и ЕС нормативами качества продукции и оптимальными методами [15]. Таким образом, можно заключить, что школа учит своих воспитанников не только производительному труду, но и действенно прививает дисциплинированность, исполнительность, основательность, перфекционизм, пунктуальность, трудолюбие, которые и сформировали в итоге бренд «Made in Germany». В 9 классе учащиеся получают возможность активной производственной практики на предприятиях. Дополнительными предметами в рамках трудоведения могут быть техническое черчение, организация труда, делопроизводство, домоводство и другие дисциплины.
Есть у немецких школьников и общественно-полезный труд: в рамках шефства, внешкольной работы, в классе. Например, родители первоклассников из ряда земель рассказывают, что в школах существует график дежурств, причем, для того, чтобы следить за чистотой доски, раздаточным материалом и за порядком в классе дежурные могут назначаться отдельно. Общественно полезный труд в подобной форме - это обязанность ученика. Привычка выполнять какую-то работу не только для себя, но и для всех, необходимое условие социализации в немецком обществе, где, как известно, даже подъезды в домах и тротуары жильцы убирают самостоятельно в форме дежурств. Дети подметают класс, протирают парты, выносят мусор, моют доску, поливают цветы, с 1-5 кл. поднимают стулья на парты, по очереди убирают школьный двор, высаживают цветы на клумбах, занимаются прополкой, подросткам доверяется также сажать деревья, выращивать в теплице овощи, а старшеклассникам - шефствовать над учениками младших классов. Важно подчеркнуть, что аналогичный опыт был типичной характеристикой советской школы, однако вырабатываемые им привычки и поведение более глубоко укоренились в бытовой жизни немца. При этом влажная уборка класса в Германии не практикуется. Например, когда в ряде регионов из-за урезания бюджета начались сокращения технического персонала, то администрация школ возложила уборку на учащихся, однако у многих родителей это вызвало резкое недовольство, поскольку традиционно от учащихся не требовалось мыть лестницы, рекреации и классы.
Довольно проблематичное для немецкой школы, в отличие от России, направление воспита-
ния - патриотическое. По словам Л.Н. Даниловой, отечественного эксперта по школе ФРГ, «у немцев неприлично не только проявлять национальные чувства, но даже иметь таковые» [5, с. 207], а потому патриотическое воспитание официально не стоит на повестке дня. Причина подобного отношения к вопросу скрывается в сложном отношении немцев ко Второй мировой войне. Патриотизм как свойство личности, выражающееся в любви, преданности и служении своей Родине осознанно ассоциируется у всех послевоенных поколений с расизмом, нацизмом, воспитанием «сверхлюдей», готовых служить Рейху и верных его вождям, с военными преступлениями, холокостом и т. д. Интересно, что при перестройке образовательной системы в 1945 г. патриотизм еще фигурировал в образовательных документах ряда земель, но одновременно с воспитанием чувства национальной вины этот термин на территории ФРГ стал быстро пониматься как синоним национализма, а демонстрация любви к родине подверглась осуждению. Так Германия перешла к «постнациональному обществу», заложившему основы современной политике мультикультурализма. До сих пор, спустя 70 лет после победы над фашизмом, в Германии не принято выходить с флагами на праздники, вывешивать портреты канцлера или президента в кабинетах чиновников, и даже спортивный патриотизм впервые за много лет немцы продемонстрировали только в 2006 г., после проведения в стране чемпионата мира по футболу. «Школы не придают значения патриотизму или национализму. Я никогда не видел немецкого флага или патриотических проявлений в школе в Германии», - описывают эту ситуацию иностранцы, побывавшие в различных школах [19].
В философии понятие патриотизма содержит в себе различные аспекты: привязанность к тем местам, где человек родился и вырос; понимание ценности родного языка; преданность Родине и забота о ее интересах; гордость за достижения страны; отстаивание чести и зависимости страны; уважение к ее истории и традициям [2]. В случае Германии именно гордость за национальную историю является камнем преткновения в решении проблемы патриотизма как на уровне культуры, так и на уровне образовательных учреждений.
Считается, что в ее истории трижды были периоды гипертрофированного проявления национальных чувств. Два из них (Германская империя, Третий Рейх) вызвали самые страшные мировые войны, третий (существование ГДР), хоть и был весьма мирным, но неизменно критикуется в ФРГ за идеологию социализма. Поэтому в школах частично задачи патриотического воспитания решаются опосредованно, в основном в курсах обще-ствознания, истории, литературы, позволяющих формировать представление о достижениях мате-
риальной и духовной культуры немцев. Школа не воспитывает патриотические чувства у учащихся, не взывает к гордости за национальность (ведь ребенок не прикладывал усилий, чтобы ее приобрести), но прививает ценности западной демократии, критическое мышление, знание традиций, прошлого и законов, системно приобщает к национальной культуре. Воспитанные в таких условиях взрослые граждане с осуждением относятся к открытому аффективному патриотизму, что не мешает им ценить свою страну, участвовать в решении ее проблем и прилежно трудиться для ее процветания - это и есть результат «патриотического воспитания по-немецки».
В последнее десятилетие решению этой задачи отчасти способствуют спортивные победы Германии на олимпиадах и чемпионатах мира. Привитое всем поколениям чувство молчаливой вины за преступления нацистов привело к феномену спортивной политкорректности: поскольку гордиться страной несколько неприлично, то и активно болеть за соотечественников на международных соревнованиях - значит вести себя неуместно и бестактно. Разумное поведение для немцев на трибуне - сдержанная радость достижениям ФРГ и сочувствие по отношению к поражениям других. Но с 2006 г. это поведение стремительно упрощается, и современные немецкие болельщики часто недружелюбны к соперникам. Они становятся более открытыми, азартными и агрессивными, иногда устраивая беспорядки и вступая в потасовки с полицией; спорт же в Германии все более популярен.
О его распространении и о физическом воспитании граждан заботятся государство и общество. Одноименная дисциплина преподается школьникам на протяжении всего периода обучения. Ее содержание довольно разнообразно. Например, в гимназиях земли Баден-Вюртемберг оно представлено следующими областями: «Игры» (4 классические игры с мячом), «Бег, прыжки, метание» и «Упражнения на спортивных снарядах» (гимнастика, легкая атлетика), «Упражнения в воде», «Танцы», «Фитнес», «Борьба», «Езда, скольжение» (хоккей, коньки). Теоретические занятия по физической культуре скорее редкость в учебном курсе, знания передаются на практике. Информация о здоровом питании, о нагрузках, о строении тела, о мышцах входит в содержание других предметов [22]. В последнее время, обновляя учебные планы школ, федеральные земли все чаще принимают идею о необходимости усиления ориентации школьного предмета «Физическая культура» на именно воспитание личности учащегося (наравне с пропагандой здорового образа жизни и видов спорта, которые традиционно составляют содержание предмета). Эта идея выражается девизом: «Воспитание для спорта, воспитание в спорте и через него». В итоге школа формирует у учащихся уважительное отно-
шение к своему здоровью и готовит к добровольным и осознанным занятиям спортом.
Излюбленными видами занятий у немецких школьников считаются плавание, теннис, бейсбол, футбол и танцы. По статистике, три четверти учеников посещают уроки физкультуры с удовольствием, объясняя свое отношение к ней досуго-выми свойствами и практической ориентацией предмета. Они положительно воспринимают его содержание, атмосферу на занятиях, их качество и привлекательность, что укрепляет мотивацию на занятия спортом в будущем (уроки физкультуры немецкие школьники оценивают гораздо выше, чем математику и немецкий язык) [9].
Патриотическое и физическое воспитание связаны с гражданским воспитанием, и в отличие от патриотического, оно было и остается очень актуальным. После войны перед школой была поставлена задача формировать у подрастающих поколений чувство гражданской ответственности и понимания демократии. Привитие демократических ценностей и норм поведения стало настолько важным аспектом гражданского воспитания, что в Германии это направление содержания даже приобрело термин «обучение демократии». Наряду с ним и собственно «гражданским воспитанием» используется понятие «политическое образование», и немцы до сих пор не пришли к согласию относительно приоритетности одного из них [16]. Сегодня гражданское воспитание в школе призвано формировать у детей германскую гражданскую и культурную идентичность, социальную ответственность, общепринятые в немецком обществе нравственные ценности и представления о политической системе государства, демократическую компетентность, воспитание социального мужества и социальной справедливости [11].
Решение этих задач осуществляется через внеклассную деятельность и комплекс учебных предметов социально-политической и культурной направленности («Гражданские отношения», «Политическое образование» и др.), содержание которого соответствует дисциплине «Обществоз-нание», в старших классах - через самостоятельный предмет. Отбор содержания строится на принципах проблемности, наглядности, актуальности и перспективности тематики [3]. Важным фактором отбора содержания, как и в других странах ЕС, является европейская интеграция, поэтому еще одна задача гражданского воспитания - формирование европейской идентичности. Школьников учат восприятию себя не только гражданами страны, но и единой Европы, чему в наибольшей мере способствуют иностранные языки и курсы по европейской истории, культуре и географии. При этом считается, что школьное образование подвергнуто влиянию Брюсселя в меньшей степени, чем профессиональное [1].
Одна из проблем гражданского воспитания связана со сложностями государственной самоидентификации. В современной Германии она вызвана усилением доли мигрантов среди немецкого населения, и прежде всего, из стран с совершенно другой культурной парадигмой. Миграция в свою очередь вызывает проблемы и в реализации религиозного воспитания. По конституции, преподавание религии в государственных школах обязательно и осуществляется в соответствии с принципами религиозных общин, а родители наделены правом решать, уроки какой религии будет изучать их ребенок. Альтернативу таким урокам составляют этика, философия или предмет «Ценности и нормы», их могут выбрать родители ученика младше 14 лет в соответствии со своей религиозной культурой и мировоззрением. Большинство детей, однако, посещают именно уроки религии - католической, протестантской или ислама (крайне редко - иудаизма и православия). Важно, что в отличие от России, эти уроки не сводятся к религиоведению и ознакомлению с неким вероисповеданием, а представляют собой обучение кон -кретной религии, с которой идентифицирует семья ребенка. Государство, хоть и отделено от церкви, но сотрудничает в вопросах религиозного воспитания с Церковью, а преподавать по этой причине могут не только квалифицированные светские педагоги, но и церковнослужители. Разработкой содержания предмета «Религия» занимаются религиозные общины. Он включает ряд ключевых областей изучения: окружающий мир, Библия, Бог, Иисус Христос, религиозное мировоззрение. Их содержание так широко, что позволяет формировать у детей представления как о своей конфессии, так и об аспектах других религий и о вопросах культуры и социальной жизни в целом.
Христианское воспитание - это традиция немецкой школы и неотъемлемый элемент педагогической системы Германии. Не было такого периода в истории страны, когда бы оно исключалось из образования. Даже во время существования ГДР и ФРГ правительство Восточной Германии не смогло устранить его из культуры, и, хотя религия не преподавалась в школе, религиозным воспитанием занимались в силу своих возможностей церковь и семья (в 1990 г. в ГДР все еще насчитывалось 25% евангелистов и 5% католиков [4]). В современной Германии оно осуществляется в каждой школе обязательно, с учетом научных достижений педагогики, психологии, этики, но на основе религиозных догматов. Согласно диссертационному исследованию О.Р. Зайцевой, при этом религиозная педагогика преследует цели воспитания школьников для вечной жизни и для земной, или «освящение и преобразование личности воспитанника, ее обожение, освобождение от пороков, которое при этом не является вырабатывани-
ем определенных норм поведения и стереотипов отношений, а является живой духовной реакцией на происходящее» [10, с. 13]. Достижению данной цели призвано способствовать решение задач формирования духовно-нравственного мировоззрения учащегося, передачи ему социального духовного опыта, укрепления и распространения конфессиональных и национальных традиций в семье, в приходе и в школе.
Несмотря на длительный опыт реализации данного направления воспитания, в нем и в гражданском воспитании существует ряд одинаковых проблем, на которые указывает Н.П. Князькова. Исследователь выделила три основные проблемы в их реализации на современном этапе, которые вызваны: проблемами окончательного выравнивания условий воспитания в школах западных земель и бывшей ГДР после интеграции; влиянием процессов европейской интеграции и глобализации; постоянным усилением исламского компонента культуры в немецком обществе [11]. Наиболее серьезной для школы ФРГ является третья проблема. По мнению Л.Н. Даниловой, вопрос обучения и воспитания иностранцев в немецких школах привлек к себе пристальное внимание правительства и широкой общественности только с начала 2000-х гг., поэтому в религиозном образовании мигрантов еще очень много трудностей [7]. Число выходцев из мусульманских стран в Германии ежегодно растет: еще до миграционного кризиса, в 2010 г. их доля приближалась к 20% от общего числа населения [20]. Конституция при этом требует, чтобы все школьники изучали свою религию, и минувшая реформа образования ввела преподавание ислама для желающих во всех регионах.
Еще одно направление содержания воспитания в немецкой школе - половое. На волне либерализации оно стало появляться в отдельных землях ФРГ с 1970-х, и получило обязательный статус только в 1990-х гг. Сегодня оно ведется в интегрированной форме, и реализуется, прежде всего, в рамках курсов окружающего мира, биологии, обществоведения, религии, этики, литературы, искусства. Есть и отдельный предмет. Уже в начальной школе ученики получают информацию о половых и ген-дерных различиях, о репродуктивной системе (зачатие, беременность, роды), об изменениях в пубертатный период развития личности. На ступени основного образования эти же темы изучаются в расширенном объеме, а также добавляется базовая информация о половых и этических проблемах подростков и общества, о социальных и правовых основах семейной жизни. В средней школе акцент делается на этических, социальных и правовых вопросах полового воспитания [6]. В условиях децентрализации управления земли разрабатывают концепции и учебные планы полового воспитания самостоятельно. Общим для них, однако, являет-
ся то, что планы повсеместно ориентированы на семью и классические ценности и построены на междисциплинарных связях (в отдельных регионах содержание их основу составляют также христианские ценности).
Конституция гарантирует, что воспитание детей в ФРГ (и половое в том числе) является естественным правом родителей, но считается, что семья испытывает неловкость в беседах на подобные темы с детьми, а потому данный предмет также должен быть под контролем государства, что и требует его обязательного включения в содержание образования. В отличие от религиозного воспитания, здесь родители не в праве заменить его другим учебным предметом, поскольку альтернативы ему нет, однако родители могут открыто интересоваться тематикой, методами и формами обучения. Относительная новизна дисциплины и ее своеобразие применительно к школе объясняют ее непопулярность в обществе (и это при известной раскрепощенности немцев в личной жизни). Вмешательство школы в сферу полового воспитания детей вызывает неприятие и у коренных граждан, и тем более, у семей мусульманского происхождения, чьи дети тоже вынуждены посещать соответствующие занятия, и это лишний раз усиливает культурные противоречия в школе и обществе. О подоплеке неприязни и специфичности содержания говорит уже название учебного предмета 8ехиа1киМеип1етсЫ, переводимого на русский как уроки сексуального образования. Многие родители возражают против того, чтобы в начальной школе (и в дошкольных учреждениях) дети узнавали ненужную для их возраста информацию о протекании беременности, развитии плода, родах, уходе за младенцем, а в основной школе - о преступлениях на сексуальной почве, сексуальных потребностях личности и других людей, сексуальных правах, особенностях интимной жизни и т. д. Однако, на сегодняшний день эти и другие вопросы входят в обязательные школьные программы.
Особым вопросом в немецком подходе к подбору содержания, задач и принципов полового просвещения является отношение школы к теме гей-меньшинств, которая активно педалируется в обществе. Это выражается в том, что в рамках по-литкорректности и толерантности в 4-7 кл. (в зависимости от земли), детям объясняют отличия видов ориентации, сексуального поведения людей и формируют представление о естественности любой из них. Результатом полового воспитания в ФРГ является просвещенность детей и подростков в тематике, ранний опыт половой жизни и владение знаниями о контрацепции, при этом доля подростковых беременностей и абортов в ФРГ одна из низких в Европе [23].
Этническое разнообразие населения Германии и европейская интеграция обострили актуальность
поликультурного воспитания в немецкой школе. С одной стороны, требуется решать проблемы создания европейской культурной идентичности, с другой - проблемы адаптации и включения иностранцев в общество ФРГ. Долгое время европейские правительства пытались проводить политику мультикультурализма, направленную на сохранение культурного разнообразия общества, одним из инструментов которой были и реформы в образовательной сфере, однако в 2010 г. канцлер А. Мер-кель заявила о провале данной концепции, и пока не ясно, что придет на смену мультикультурному подходу к миграционной политике. Пока же школы продолжают работать в соответствии с представлениями о поликультурном воспитании начала 2000-х гг., удовлетворяя религиозные, языковые и ряд других культурных потребностей учеников не немецкого происхождения.
Согласно выводам анализа Т.В. Кравцовой, как и в России, содержание поликультурного воспитания в ФРГ является компонентом государственного образовательного стандарта и основано на принципе межпредметных связей. Оно представлено отдельными и одноименным предметами, а также тесно связано с внеучебной деятельностью [12, с. 112]. Основой социальной адаптации и благополучной жизни в обществе ФРГ для них должен стать немецкий язык. Для этого детей мигрантов зачисляют в регулярные классы, что должно не только способствовать изучению государственного языка, но и взаимообогащению культур посредством общения в одном коллективе учеников разных национальностей и религий. Школьников знакомят с культурой европейских и «приезжих» народов, воспитывая у них национальную и религиозную терпимость, открытость к иной культуре, уважение к обычаям, традициям и ценностям разных народов. Считается, что такой подход расширяет представления о родной культуре и готовит школьников к жизнедеятельности в многоэтническом обществе, воспитывает толерантное поведение. Этот, казалось бы, разумный подход к воспитанию, терпит крах, как и вся политика мультикультурализма в Европе, поскольку исходит из интересов немцев и наталкивается на неприятие самих иностранцев. В силу уменьшения численности коренного населения при постоянном и стремительном притоке иммигрантов, которые всячески избегают интеграции в немецкое общество, этому обществу грозит самоликвидация. Соответствующий прогноз в 2010 г. статистически обосновал в своей скандальной книге политик Тило Саррацин [13]. Спустя 2 года его подтвердил Х. Бушковский, другой политик, описавший один из районов Берлина, заселенный иностранцами, как край цивилизации, где на пособия живут в основном не желающие работать мусульманские полигамные семьи, дети в которых вступают в бандитские группировки, не хотят ходить в
школу, учить немецкий и приучаются с ненавистью воспринимать коренное население ФРГ [17].
Таковы некоторые направления воспитания в современной немецкой школе. Ограничиваясь ими и без характеристики других (умственное, эстетическое и др.) уже можно заключить, что содержание воспитания немецких школьников отличается от отечественного, и по некоторым направлениям весьма значительно, что вызвано разницей исторических условий развития, традиций, отличающейся внешней политикой и менталитетом.
Обычно при обосновании выбора немецкого образования объектом своего сравнительного исследования авторы аппелируют к ее преимуществам и сходствам с российской системой:
- это страна, «система образования и воспитания которой имеет очень высокий международный авторитет» [10, с. 4];
- «Германия принадлежит к числу наиболее развитых держав, которая занимает ведущие места по общему объему производства, ... образовательная система отличается основательностью и практичностью» [15, с. 3];
- «уникальные образовательные традиции Германии определяют неизменный интерес отечественной сравнительной педагогики к немецкому образованию» [8, с. 5] и др.
Однако немецкое образование значительно отличается от российского, и социокультурные условия обеспечивают ее уникальность. В содержании воспитания это различие можно наблюдать в следующих аспектах.
Высокая эффективность трудового воспитания в школе обеспечивается за счет традиционного деления учебных заведений второй образовательной ступени по принципу успеваемости и профессиональной ориентации: у учеников с меньшими образовательными притязаниями школа формирует больше производственных умений. Включение детей в общественно полезный труд гармонично вписывается в традиции организации бытовой жизнедеятельности.
Школа не ведет целенаправленной работы по патриотическому воспитанию детей, заменяя его нравственным и гражданским; данная особенность вызвана историческими условиями.
Физическое воспитание отличается эффективностью и пользуется популярностью в силу высокой степени практической ориентации его содержания и подхода к его реализации.
В отличие от России, одной из центральных задач гражданского воспитания является формирование европейской идентичности учащихся, обусловленной внешнеполитической жизнью Германии.
Влияние ЕС на ценности и представления о демократии в странах Европы и ряд других причин определили внедрение чрезмерно либерального подхода государства к половому воспитанию
школьников; отличие от России составляет пропаганда толерантного отношения к меньшинствам, раннее просвещение и широта содержания.
История и политика государства, в частности миграционная, обусловила специфику религиозного и поликультурного воспитания в немецкой школе. Первое из них в силу культурных традиций представляет собой обучение конкретной религии, а не религиоведческую подготовку, а увеличение доли иммигрантов в ФРГ привело к преподаванию ислама для их детей во всех школах, где они учатся, вытесняя христианство и усиливая исламиза-цию в обществе. Второе направление воспитания более проблематично для Германии, поскольку осуществляется в рамках внутренне противоречивой социально-политической концепции.
Библиографический список
1. Александров А.В. Развитие гражданского образования в школах Германии // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2013/2094. htm (дата обращения: 11.09.2017).
2. Горячев А.И. Патриотизм как феномен современного российского общества // Вестник МГОУ -2017. - № 2. - С. 31-38.
3. Данилова Л.Н. Гражданское воспитание в зарубежной школе // Народное образование. - 2011. -№ 7. - С. 257-263.
4. Данилова Л.Н. История немецкой школы в ХХ веке. - Ярославль: ЯГПУ, 2010. - 256 с.
5. Данилова Л.Н. Патриотическое воспитание школьников: из зарубежного опыта // Народное образование. - 2010. - № 4. - С. 204-210.
6. Данилова Л.Н. Подходы к половому воспитанию школьников за рубежом // Биология в школе. - 2011. - № 7. - С. 52-58.
7. Данилова Л.Н. Религиозное воспитание в зарубежной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 4. - С. 39-44.
8. Данилова Л.Н. Реформирование общеобразовательной школы в Европе (вторая пол. ХХ - нач. XXI в.): дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 2016. -225 с.
9. Данилова Л.Н. Физическое воспитание школьников в Канаде, Германии и США, или как выиграть олимпиаду // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 2-7.
10. Зайцева О.Р. Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2005. - 20 с.
11. Князькова Н.П. Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 191 с.
12. Кравцова Т.В. Поликультурное образование в России и Германии: общее и особенное // Наука о человеке. - 2014. - № 4. - С. 105-113.
13. Саррацин Т. Германия: самоликвидация. -М.: Рид Групп, 2012. - 400 с.
14. Суслов А.Б. Опыт развития гражданского образования в европейских странах // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. -№ 5. - С. 74-79.
15. Фисунова Н.В. Организация профессионального самоопределения учащихся основной школы Германии: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2011. - 176 с.
16. Abs H.J. Germany // Informal Learning of Active Citizenship at School: An International Comparative Study in Seven European Countries. -Springer, 2009. - Pp. 152-200.
17. Bushkovky H. Neukölln ist überall. - Berlin: Ullstein, 2012.
18. Education in Germany: Tradition and Reform in Historical Context / D. Phillips [ed.]. - London: Routledge, 1995. - 292 p.
19. Hahn, C.L. Social Studies in Germany: A Comparative View // Mending Walls: Historical, Socio-Political, Economic, and Geographical Perspectives. - IAP, 2017. - Рp. 1-16.
20. Kiefer, M., Mohr, I. The Pros and Cons of Islamic Religious Education in German Schools // Muslim Schools and Education in Europe and South Africa. - Waxmann, 2011. - Pp. 163-172.
21. Li, J. Pre-vocational Education in Germany and China: A Comparison of Curricula and its Implications. - Heidelberg: Springer-Verlag, 2013.
22. Naul, R. Physical Education in Schools // Sport and Physical Education in Germany / R. Naul, K. Hardman (Eds.). - London: Routledge, 2005. -Pp. 87-98.
23. Wegner, C., Seide, C., Zehne, C. Sexuality Education in Germany: Example of a Comprehensive, Learner-Centered Teaching Unit // Education and Health. - 2016. - Vol. 34(3). - Рр. 79-83.