Содержание ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста Чиплиева А. Д.
Чиплиева Александра Дмитриевна / Chiplieva Alexandra Dmitrievna - студент, факультет психологии и социальной педагогики, Таганрогский институт им. Антона Павловича Чехова (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов
Аннотация: статья посвящена анализу содержания ценностных ориентаций, которые характерны для детей младшего школьного возраста. В эмпирическом исследовании была использована рефлексивная методика «Попроси волшебника». В результате анализа полученной информации выделены терминальные и инструментальные ценности младших школьников.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, младший школьный возраст, диагностика.
В последние десятилетия многие ученые отмечают, что «мир в принципе несет человеку опасность, риск, и человек делает всё возможное, чтобы этого риска избежать» [1]. Решение, которое принимает человек в каждой конкретной сложной ситуации, обусловлено его ценностными ориентациями.
Ценностные ориентации характеризуются как направленность личности на те или иные ценности, раскрывают цели, отражают идеалы, потребности, интересы и убеждения личности. Наиболее интенсивно их присвоение происходит в младшем школьном возрасте, ведь именно он наиболее сензитивен для формирования духовно-нравственной основы личности. Это связано с тем, что при поступлении в школу происходит социальная адаптация ребенка, которая может рассматриваться как «принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия, а также характерных для нее форм деятельности» [2].
Цель нашего исследования - изучение ценностных ориентаций младших школьников.
В отечественной и зарубежной психологии существует большое разнообразие методик, направленных на изучение ценностных ориентаций, позволяющих выделить наиболее общие ориентиры жизнедеятельности личности, группы людей и общества в целом. Наиболее известные и признанные методики изучения ценностных ориентаций: тест ценностных предпочтений Г. Олпорта, Ф. Вернона, Г. Линдзи, методика ценностных ориентаций М. Рокича, метод парных сравнений Г. И. Саганенко [3].
Для изучения ценностных ориентаций младших школьников нами была использована модифицированная рефлексивная методика выявления ценностей. Данная методика - способ выявления и изучения ценностных ориентаций, относящийся к «смешанной» стратегии, так как включает в себя в единстве количественный и качественный анализ [4].
В ноябре 2016 года мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие 29 второклассников (17 девочек и 12 мальчиков) школы № 72 г. Ростова-на-Дону. Следует заметить, что выборка не является репрезентативной в строгом смысле, но проведенное исследование, на наш взгляд, можно рассматривать как пилотажное, которое позволило выявить некоторые особенности ценностных ориентаций, характерных для детей младшего школьного возраста.
Детям была предложена методика «Попроси волшебника». Испытуемым нужно было выполнить следующую инструкцию: «Представь, что ты познакомился с волшебником, у которого есть волшебная палочка, и он может исполнить 5 твоих самых заветных желаний. Но чтобы он все верно исполнил, необходимо объяснить ему каждое желание. Напиши свои желания по порядку в колонке «Желание», а
рядом в колонке «Для волшебника» объясни это желание так, чтобы волшебник его понял. Все желания надо хорошо обдумать и решить, насколько каждое из них должно быстро осуществиться для тебя (поставить цифру от 1до 10 в колонке А, где 10 - прямо сейчас, очень быстро, а 1- могу подождать».
Таблица 1. Пример бланка ответов
Желание Для волшебника А
1
... ( всего 5 строк)
Перед проведением диагностики в классе была создана благоприятная, спокойная обстановка, которая сохранялась на всем протяжении исследования. Учитель, присутствовавший в классе, как и исследователь, демонстрировал положительное отношение ко всем вопросам, которые задавали дети. Все это способствовало искренности в ответах детей.
Анализ полученной информации показал следующее:
• Ценностные ориентации разделились младших школьников можно условно разделить на две группы.
- Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. К ним можно отнести здоровье, благополучие семьи, желание заботиться о животных, красота природы и искусства, познание, наличие хороших и верных друзей, развлечение (приятное времяпрепровождение), комфортность, счастье других.
- Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это такие свойства, как исполнительность, аккуратность, ответственность и др.
• Среди терминальных ценностей ведущими оказались те, которые связаны с развлечением (41,7%) и комфортностью (18,3%), они составляют больше половины процентов в совокупности. Мы объединили значения этих двух сфер, так как они очень тесно связаны между собой. Для детей характерны желания иметь какие-либо материальные вещи в виде игрушек, гаджетов и канцелярских принадлежностей, способствующие необременительному времяпрепровождению и улучшению комфортности. Например, Вика З.: «Я хочу планшет, чтобы играть и смотреть фильмы», Олеся В.: «Чтобы красиво рисовать в художественной школе, мне необходимы маркеры».
Следующими по значимости для младших школьников являются ценности, относящиеся к благополучию и здоровью семьи (15,6%). «Я хочу, чтобы родители были здоровы и долго-долго жили» - пишет Даша М.. «Хочу, чтобы у бабушки не болела нога, тогда она будет счастлива» - просит исполнить такое желание Владик Б.
На третьем месте по значимости - ценности, связанные с образованием (9,6%). Среди них встречаются такие, как хорошая успеваемость, чтение книг, следствием чего является желание признания успехов родителями, учителем и сверстниками (4,4%). Так, Кира К. загадала заветное желание Волшебнику: «Хочу научиться читать и писать, чтобы мной гордились мама и Ольга Витальевна (классный руководитель девочки)».
За ними следуют ценности, представленные желанием заботиться о животных (4,3%). Последние по значимости ценностные ориентации - общение с друзьями, красота природы (2,6 %) и счастье других членов общества (0,9 %). К таким, например, относятся желание Кати П., которая хочет стать президентом, чтобы «следить за чистотой города и безопасностью на дорогах», и Алисы Ч., которая хочет «плюшевого пони, чтобы помогать своей сестрёнке заснуть».
• Инструментальные ценности младших школьников представлены исполнительностью и ответственностью (0,9%). Например: «Я очень старалась выучить, чтобы хорошо ответить окружающий мир, хочу получить 5», «Мне нужен
телефон, чтобы связываться с родителями, предупреждать их, если я задержусь» -описывает свое желание Волшебнику Рома А.
Обобщенные результаты анализа ценностных ориентаций детей экспериментальной группы представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные результаты анализа ценностных ориентаций детей экспериментальной группы
Ценностные ориентации
Терминальные Инструментальные
Сфера Количество учеников в % Сфера Количество учеников в %
Развлечения и комфортность 60 исполнительность
Семья и здоровье 15,6
Образование 9,6
Признание 4,4
Забота о животных 4,3
Друзья 2,6
Красота природы 2,6
Счастье других 0,9
Т. о., проведенное диагностическое исследование показало, что ценностные ориентации младших школьников соответствуют их возрастным особенностям. Учебная деятельность немного уступает игровой, но стоит в тройке наиболее значимых ценностных ориентиров, взрослые остаются авторитетом для второклассников. Общение со сверстниками будет преобладать уже на третьем -четвертом году обучения. Для многих второклассников важны различные материальные предметы, необходимые либо для собственного комфорта, либо для улучшения жизни родных и близких.
Литература
1. Молодцова Т.Д., Шалова С. Ю. Роль социальных и психологических рисков в появлении школьной дезадаптации // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 82-86.
2. Шалова С. Ю. Научно-исследовательская работа как средство социальной адаптации студентов //Интернет-журнал Науковедение, 2012. № 3 (12). С. 47.
3. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: ДОЛБЕЖА, 2003.
4. Саганенко Г. И., Гегер А. Э., Степанова Е. И. Потенциал рефлексивных методов в выявлении релевантных ценностей // Социология: методология, методы, математическое моделирование, 2011. № 32. С. 75-103.