Евлоева Фатима Рашидовна
СОДЕРЖАНИЕ, СВЯЗИ И РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ "ОБЩЕСТВО", "КУЛЬТУРА", "ЦИВИЛИЗАЦИЯ"
В данной статье приводятся определения и исследуются связь и различие понятий общества, культуры и цивилизации. Понятие "культура" рассматривается в аксиологическом, деятельностном, семиотическом, структуралистском, социологическом и гуманитарном аспектах. Также в статье показано различие трактовок исторического развития общества, культуры и цивилизации в линейной, циклической и синтетической философско-исторических концепциях. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/1 /15.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 1 (63). C. 60-62. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
OFFICIAL AND SUBCULTURAL: CELEBRATION OF SUMMER SOLSTICE IN OMSK REGION
Gutyra Valeriya Igorevna
Omsk State University named after F. M. Dostoyevsky [email protected]
The article deals with the issue of the transformation of the festival "Solstice", which is held annually within the territory of Omsk region. The basis for this holiday is as follows: Slavic customs, traditions, beliefs that provide an opportunity for the participants to get in touch with their history. The official structures consider this festival as a threat, so the attempts to stop pagan celebrations within the territory of Muromtsevo district were made. This research is based on expedition data collected between 2012 and 2015.
Key words and phrases: youth; town; village; festival; identity; Okunevo.
УДК 101.1
Философские науки
В данной статье приводятся определения и исследуются связь и различие понятий общества, культуры и цивилизации. Понятие «культура» рассматривается в аксиологическом, деятельностном, семиотическом, структуралистском, социологическом и гуманитарном аспектах. Также в статье показано различие трактовок исторического развития общества, культуры и цивилизации в линейной, циклической и синтетической философско-исторических концепциях.
Ключевые слова и фразы: общество; культура; цивилизация; линейная концепция истории; циклическая концепция истории; синтетическая концепция истории.
Евлоева Фатима Рашидовна, к. филос. н.
Ингушский государственный университет inggirl@mail. ги
СОДЕРЖАНИЕ, СВЯЗИ И РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ «ОБЩЕСТВО», «КУЛЬТУРА», «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»®
На современном этапе, когда мировое сообщество подошло к точке бифуркации, вопрос о будущем культуры и цивилизации становится крайне актуальным.
Что такое культура? В Философском словаре мы находим следующее ее определение: «Культура (от лат. сиШга - возделывание, воспитание, образование) - система исторически развивающихся надбиоло-гических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие «тело» культуры, представлены всем многообразием знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных ценностей, ценностных ориентаций и т.д.» [8, с. 320-321].
Данное определение фиксирует важную сторону культуры - ее надбиологичность. Однако, во-первых, его равно можно отнести к понятиям общества и цивилизации. Между тем эти понятия не тождественны. Во-вторых, культура здесь предстает как что-то внешнее по отношению к человеку.
Культура - сложный феномен. Дать ей одно-единственное адекватное определение невозможно, поэтому ее определения зависят от аспектов, в которых она рассматривается. В зарубежной и отечественной науке и философии выработаны следующие основные подходы к осмыслению культуры.
Аксиологический подход, при котором культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми и значимых для конкретного общественного организма.
Деятельностный подход трактует культуру как специфически человеческую жизнедеятельность, в единстве ее субъективных и объективных моментов, качественно отличающуюся от биологических форм жизнедеятельности.
В семиотическом подходе фиксируется знаковый механизм передачи социального опыта от человека к человеку, от поколения к поколению (естественные и искусственные языки, символы и образы мифологии, религии, искусства, научный и философский понятийно-категориальный аппарат и т.д.).
При структуралистском подходе к культуре в качестве системообразующих ее элементов рассматриваются носители ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, религиозная и родственная община, обычаи, традиции).
Социологический подход выражается в трактовке культуры как социального института, отличного от природы. Культура здесь функционирует в конкретной системе общественных отношений, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.
® Евлоева Ф. Р., 2016
ISSN 1997-292X
№ 1 (63) 2016
61
Гуманитарный подход акцентирует внимание на культуре как проявлении человеческой сущности. В этом аспекте культура охватывает все стороны жизни человека, все виды его творчества, предстает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств, способностей, потребностей. Она есть процесс созидания человеком своей сущности, мера человеческого в человеке.
При несомненной важности всех подходов к исследованию культуры следует отметить, что для выявления специфики культуры в ее отличии от понятия общества наиболее значимым является аксиологический подход.
Общество - это целостная, субъектно-объектная, саморазвивающаяся система; мир объектов, созданных и создаваемых людьми, включая разнообразные связи и отношения между ними, виды их деятельности и т.д.
Культура же - мир материальных и духовных ценностей, значимых для человека. Культура в таком понимании - определенный аспект общества, ибо не все, что существует в обществе, представляет собой ценность. В этом смысле ценностью для человека является и сама его культуросозидающая деятельность во всем многообразии ее форм и способов.
При выявлении отличия культуры от цивилизации целесообразно применять гуманитарный подход, охватывающий все стороны жизни человека, все виды его творчества, процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств, способностей, потребностей.
Термин «цивилизация» происходит от латинского civilis - гражданский, государственно-правовой. Он первоначально введен в употребление французскими просветителями XVIII века для обозначения высокоразвитого в культурном отношении общества, основанного на государственно-правовых, разумных и справедливых началах. В этом смысле понятие цивилизации отлично от понятия общества, так как общество возникло и длительное время существовало до цивилизации.
З. М. Оруджев и Т. В. Кузнецова выделяют три уровня исторического развития цивилизации: эпоха эллинизма, когда впервые возникло писаное право, положившее конец формуле «справедливость в силе». Второй уровень связан с возникновением монотеизма. Мировые религии с общечеловеческой этикой и ценностями уже не основаны только на формальных ограничениях тенденций силы и несправедливости. Определяющим фактором третьего уровня цивилизации авторы считают деньги, обеспечивающие равенство людей на экономическом уровне в процессе обмена деятельностью. Сегодня, когда в мировом масштабе сформировался финансовый капитал, деньги вышли за пределы экономических отношений и стали мощным регулятором всех общественных отношений, включая сферу высокой культуры [3, с. 52-54].
Существуют и иные критерии периодизации и направленности истории общества и цивилизации.
В философии истории можно выделить три основные концепции исторического развития общества, цивилизации и культуры: линейную, циклическую и синтетическую. Согласно первой в истории действуют силы и законы, имеющие универсальный характер, а национальные истории - лишь частный случай их проявления. Мировая история - процесс перехода из менее развитого в более развитое и совершенное состояние, прогресс разума и культуры (Гегель, Маркс, Конт, теория индустриального и постиндустриального общества, концепция «конца истории» Ф. Фукуямы и др.).
Циклическая концепция изложена в работе немецкого философа О. Шпенглера «Закат Европы» (1918-1922 гг.), в которой утверждается существование множества независимых друг от друга, воплощающих в себе совершенно различные культурные устремления и лежащие в их основе восприятия мира, но равноценных по уровню достигнутой зрелости и сменяющих друг друга примерно через каждое тысячелетие культурно-исторических типов. Упадок культуры, ее старение характеризуют ее как цивилизацию. Цивилизация как бездушное, вещное «тело» общества противопоставляется Шпенглером культуре как духовному началу [6, с. 358].
Синтетическая концепция развития человечества, в которой объединяются циклическая и линейная концепции, разработана английским историком, социологом и философом А. Д. Тойнби. В 12-томном труде «Исследование истории» (1934-1961) он описывает историю общества как расчлененную на региональные цивилизации, т.е. конкретные социокультурные образования, каждое из которых имеет свойственную только ему среду обитания («ареал») и специфические географические условия, своеобразную систему ценностей, мощь или бессилие творческого меньшинства (элиты) общества и т.д.
Вместе с тем Тойнби сочетает идею своеобразия каждой цивилизации с идеей социального прогресса, поступательного развития человечества в целом. Он выделяет цивилизации первого, второго и третьего поколений, опирающиеся на предшествующее культурное наследие. «Будущее мира Тойнби связывал с ликвидацией цивилизационной обособленности... с переходом человечества в некую постисторическую фазу в своем развитии» [7, с. 181].
Концепции, в которых увязываются воедино бесконечное многообразие и единство всемирной истории, даже если ее единство усматривается в такой несамодостаточной сфере общественной жизни, как сфера духовных ценностей и религиозных верований (Тойнби), предпочтительнее односторонних линейных и циклических ее трактовок.
Таким образом, в философии истории существуют учения, в которых отождествляются понятия культуры и цивилизации (французские просветители, Тойнби и др.) и в которых они противопоставляются (Шпенглер).
Более полной и правильной представляется точка зрения, согласно которой цивилизация включает в себя культуру, но не сводится к ней. При этом между ними могут возникать глубокие противоречия.
З. М. Оруджев и Т. В. Кузнецова не противопоставляют цивилизацию культуре, а рассматривают ее как способ, определяющий существование человека и содержание культуры своего времени. При этом культура трактуется как высокая культура, как форма продуктивной и творческой деятельности людей [3, с. 59-60].
Полагаю, что под культурой следует понимать не только высокую, элитарную культуру, но всю совокупность созданных и создаваемых людьми, обществом в течение его истории форм и результатов деятельности, включая материальные блага, технику, технологии, знания, навыки, умения, искусство, религии, обычаи, традиции и многое другое, что служит во благо человеку, расширяет горизонты его свободы, позволяет человеку всесторонне раскрыть и развить свои сущностные силы, реализовать себя как личность.
Цивилизация в отличие от культуры включает в себя результаты разнообразной деятельности общества, причем не только выполняющие позитивную, конструктивную роль, но и негативные, препятствующие общественному прогрессу и реализации сущностных сил человека (загрязнение окружающей среды, нерациональное природопользование, использование научных открытий для создания систем массового уничтожения людей, различного рода экстремистские силы, международный терроризм и т.д.).
Можно сказать, что цивилизация - это целостное социокультурное образование. Если понятие «культура» определяет меру развития человека, способы его самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры [1, с. 532].
На современном этапе особенно очевидно различие понятий цивилизации и культуры. При небывалых ранее темпах и достигнутом уровне развития цивилизации (прогресс науки, техники, технологий, в том числе информационных, колоссальные масштабы производственной деятельности и т.д.) наблюдается резкий упадок культуры. Н. В. Попкова отмечает: «В конце XX в. развитие цивилизации подошло к своей критической границе. Среди проблем, обсуждаемых учеными и философами, - кризис города-мегаполиса и вымирающего села, деградация культуры и морали, маргинализация значительных слоев населения и биологическое вырождение людей, изменение ценностей, идеалов, потребностей современного человека» [4, с. 96].
Наряду с ранее существовавшими возникли многие новые проблемы и вызовы, включая проблемы глобализации, бессилия человека перед лицом транснациональных финансово-экономических и политических структур, небывалого уровня отчуждения и дегуманизации современного общества, угрозы со стороны международных террористических организаций.
Эти и ряд других глобальных проблем, угрожающих существованию современной цивилизации и культуры, ждут своего решения. И решение это возможно только на пути объединения духовных сил и ресурсов всего прогрессивного человечества.
Список литературы
1. Введение в философию: в 2-х ч. / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. М.: Политиздат, 1989. Ч. 2. 639 с.
2. Маслов В. Ф. Цивилизационный подход к историческому процессу // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 40-47.
3. Оруджев З. М., Кузнецова Т. В. Культура и цивилизация // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2007. № 4. С. 50-67.
4. Попкова Н. В. Глобальные проблемы современности и технологическое развитие // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2005. № 1. С. 9-106.
5. Федотова В. Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации // Вопросы философии. 2011. № 9. С. 40-54.
6. Философия / ред. Л. Г. Кононович, Г. И. Медведева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 576 с.
7. Философия: учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Русское слово, 1998. 432 с.
8. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. Изд-е 8-е, дораб. и доп. М.: Республика; Современник, 2009. 846 с.
9. Чумаков А. Н. Культурно-цивилизационный диалог как способ решения проблем в современном мире // Вопросы философии. 2013. № 1. С. 3-17.
CONTENT, RELATIONS AND DIFFERENCES OF THE CONCEPTS "SOCIETY", "CULTURE", "CIVILIZATION"
Evloeva Fatima Rashidovna, Ph. D. in Philosophy Ingush State University inggirl@mail. ru
The article introduces the definitions and examines the relation and difference of the concepts "society", "culture" and "civilization". The concept "culture" is analyzed in axiological, pragmatic, semiotic, structuralistic, sociological and humanitarian aspects. The paper shows the diversity of the interpretations of the historical development of society, culture and civilization in linear, cyclical and synthetic philosophical and historical conceptions.
Key words and phrases: society; culture; civilization; linear conception of history; cyclical conception of history; synthetic conception of history.