Научная статья на тему 'Содержание, структура и специфические особенности науки как особого вида деятельности'

Содержание, структура и специфические особенности науки как особого вида деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8836
1966
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / АСПЕКТЫ НАУКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Едронова В. Н., Овчаров А. О.

В статье отражены содержание, цели и задачи науки как особого вида деятельности, ее отличия от других форм общественного сознания, классификация отраслей науки. Раскрыты сущность и виды научного исследования как формы развития науки, структурные элементы научного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание, структура и специфические особенности науки как особого вида деятельности»

2(305) - 2013

Наука каКоОсобый вид деятельности

УДК 001.11:001.891

содержание, структура

и специфические особенности науки

как особого вида деятельности

В. Н. ЕДРОНОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем финансовых расчетов E-mail: v. n. edronova@mail. ru А. О. ОВЧАРОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем финансовых расчетов E-mail: anton19742006@yandex. ru Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского — Национальный исследовательский университет

В статье отражены содержание, цели и задачи науки как особого вида деятельности, ее отличия от других форм общественного сознания, классификация отраслей науки. Раскрыты сущность и виды научного исследования как формы развития науки, структурные элементы научного направления.

Ключевые слова: наука, аспекты науки, классификация наук, научное исследование, научное направление.

Наука — особый вид деятельности, направленный на получение и систематизацию объективных знаний о природе и обществе. Главная цель науки — приращение знаний о мире, а основными задачами науки являются:

- сбор, анализ, обобщение и объяснение фактов;

- объяснение сущности явлений и процессов;

- установление законов движения природы, общества, мышления;

- систематизация и распространение полученных знаний;

- установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Науку можно рассматривать в различных аспектах:

- как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;

- как процесс познания закономерностей объективного мира;

- как социальный институт, представляющий собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества;

- как один из важных факторов общественного развития и как процесс производства знаний и их использования.

В Большой советской энциклопедии1 сказано, что наука как производство знания представляет со-

1 URL: http://www. bse. sci-lib. com7article080405.html.

бой специфическую форму деятельности, отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от других видов духовной деятельности. Если в материальном производстве знания лишь используются в качестве инструмента создания материальных благ, то в науке их получение составляет главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель — в виде теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки экспериментальных данных или математической формулы. В отличие от видов деятельности, результат которых очень часто известен заранее, задан до начала деятельности, научная деятельность дает приращение нового знания, ее результат принципиально неизвестен.

Наука имеет существенные отличия от других форм общественного сознания — искусства, философии, религии. От эстетического (художественного) способа освоения действительности, носителем которого является искусство, науку отличает стремление к обезличенному, максимально обобщенному объективному знанию, в то время как в искусстве результаты художественной деятельности неотделимы от индивидуально-неповторимого личностного элемента. Искусство можно определить как «мышление в образах», а науку — как «мышление в понятиях». Первое развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческой способности человека, вторая — интеллектуально-понятийную сторону.

Наука, ориентированная на критерии разума, по своей сути антагонистична религии, в основе которой лежит вера. Если наука изучает действительность исходя из нее самой и требует рационального обоснования и практического подтверждения полученных знаний, то основаниями религии являются религиозные догматы, откровения, непререкаемость авторитета канонических текстов. Отметим также сложные отношения науки и философии, различные направления которой по-разному относятся к науке и принятым ею способам построения знания. Наиболее близок к науке диалектический материализм, который, по сути, связывает себя с наукой, с ее предметом и методом.

Следует отличать научное знание не только от других форм общественного сознания, но и от ненаучного (обыденного) знания. Нельзя признать научными знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрыва-

ют сущности явлений, их причины и взаимосвязи между ними. Они не позволяют объяснить, почему данное явление протекает в той или иной форме, каковы его источники, движущие силы и направления дальнейшего развития.

Отличительной особенностью научного знания является его согласованность с фактами, наблюдениями или экспериментальными данными. Ученые собирают факты и описывают их, а затем на их основе формируют научные положения и теории, которые в свою очередь проверяются на фактах. Наука в высокой степени отделяет субъекта от объекта и лишает этот объект какого-либо ценностного значения для исследователя. При этом, хотя в научных исследованиях и принято подчеркивать, что наука имеет дело только с реальными явлениями и процессами, многие методы и принципы, которыми оперирует наука, относятся не только к реальному объекту, но и к идеальным конструкциям (моделям), в которых обобщаются эмпирические данные и формируются рационально-логические умозаключения.

Важная проблема в науке, также формирующая ее специфику, — это выработка специального языка, т. е. системы понятий, знаков, символов, создаваемых и используемых той или иной областью науки для получения, выражения, обработки, хранения и применения знаний. В качестве специального языка той или иной науки обычно используется некоторый фрагмент обычного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Язык науки отличается точностью и ясностью своих выражений. Даже те понятия, которые заимствуются наукой из повседневного языка (в экономике, например, это «стоимость», «полезность» и др.), получают гораздо более точное и иногда парадоксальное с точки зрения здравого смысла значение.

Если на первом этапе своего развития наука в основном использовала понятия естественного языка, то по мере более глубокого проникновения в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам, к новым открываемым явлениям, их свойствам и связям. Таковы, например, названия элементарных частиц, химических элементов и т. д. В целом язык науки возникает и развивается как инструмент познания в определенной области, и его специфика определяется как особенностями изучаемой области, так и методами ее познания. Язык науки построен таким

образом, чтобы избежать недостатков естественного языка: многозначности терминов, расплывчатости и неопределенности их содержания, неоднозначности выражений. Это обеспечивает ясность, точность и понятность выражений при проведении научных исследований.

Как сложное социальное явление наука может быть рассмотрена в следующих аспектах: гносеологическом, деятельностном, институциональном, функциональном.

В гносеологическом (познавательном) аспекте наука выступает как система знаний. Первоначально производство знаний было вписано в практическую деятельность людей, и лишь на определенной ступени развития общества производство идей (знаний) было отделено от производства вещей. Познавательная деятельность получила относительную самостоятельность, способность к внутренней дифференциации и развитию на собственной основе. Для науки специфично теоретико-познавательное отношение человека к миру, наука формируется как конструктивная творческая деятельность по построению теоретической картины мира. Формой развития науки выступает теория — системное знание об объекте. Наука как теоретическая деятельность стала независимой от деятельности практической, но связи с ней не разорвала. Между научной теорией и практикой существует многосторонняя взаимосвязь.

В деятельностном аспекте науку можно рассматривать как особый вид деятельности, направленной на производство знаний, как вид духовного производства. Следует подчеркнуть многоплановость анализа научной деятельности. Как и всякая деятельность, научная деятельность может быть проанализирована с точки зрения ее субъекта, объекта, средств (методов) осуществления деятельности, определенных предпосылок содержательного и методологического характера. Представляют интерес проблема генезиса научной деятельности, выявление основных исторических типов научно-познавательной деятельности, ее структуры, видов и форм. Современная тенденция в реализации деятельностного подхода к научному познанию заключается во все более углубленном анализе социокультурной обусловленности науки, рассмотрении ее в контексте всей человеческой жизнедеятельности, мира культуры в целом.

Будучи результатом общественного разделения труда, производство знаний протекает в конкретных

социально-исторических условиях. Оно связано с целой системой отношений между субъектами научной деятельности, системой научного общения, обмена информацией. Коммуникационное поле современной науки, характер научной деятельности в условиях постиндустриального общества существенным образом отличаются от аналогичных процессов, протекавших, например, в период становления индустриального общества. Развитая сеть информационно-вычислительных комплексов, современные информационные и телекоммуникационные технологии играют принципиальную роль в современной науке. Новейшие технологии в современной науке оказываются необходимыми для успешной инновационной деятельности ученых. Они позволяют оперативно реагировать на изменения в научном и технологическом развитии, влияют на процессы накопления, систематизации и обмена информацией между учеными.

Занимаясь научной деятельностью, люди включаются в системы формальных (научные учреждения, институты, лаборатории, центры) и неформальных, личных отношений. Наука невозможна без кооперации и сотрудничества, многообразных коммуникационных связей, обмена информацией на конференциях, симпозиумах, конгрессах и т. д.

К особенностям научной деятельности можно отнести наличие в ее составе внутренне противоречивых сторон. С одной стороны, наука невозможна без совместной деятельности ученых, без опоры на достигнутое несколькими поколениями ученых научное богатство, и в этом смысле — без опоры на традиции, с другой стороны, научная деятельность предполагает новации, открытие нового знания, которое является результатом деятельности одиночек — талантов, гениев. Научная деятельность — это деятельность коллектива, и в то же время она всегда персонифицирована, поскольку в этой деятельности огромную роль играют свойства личности.

При рассмотрении институционального аспекта науки следует учитывать следующее. Все общества состоят из социальных институтов — социальных подсистем, организованных для удовлетворения потребностей людей. По определению социологов, институт включает в себя как понятие культурных моделей (образцов), так и понятие социальной структуры. Таким образом, во-первых, социологи рассматривают социальный институт как устойчивый комплекс норм, правил, символов, ценностей, регулирующих определенную сферу че-

ловеческой жизнедеятельности с помощью моделей (образцов) поведения, вытекающих из основных целей и задач, решаемых институтом. Во-вторых, институт рассматривается как упорядоченная система какого-либо вида социальной деятельности с установленной статусно-ролевой структурой, с помощью которой удовлетворяются определенные потребности. Понятие «институт» употребляют и в более узком значении — как учреждение или система учреждений.

Каждый социальный институт выстраивается вокруг решения определенного набора проблем, удовлетворения какой-либо базовой потребности. Например, экономика — это социальный институт, организующий производство, распределение и потребление товаров и услуг. Политика — это общественный институт, который распределяет власть, задает пути развития общества и вырабатывает политические решения.

Наука как социальный институт направлена на удовлетворение человеческой потребности в познании и представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества. Основной ценностью науки является научная истина, достижение которой регулируется научными нормами, применением научных методов, открытостью получаемых научных данных, свободой научных дискуссий и критики. Бескорыстное искание истины, свойственное жизни многих великих ученых, выступает образцом поведения для исследователей. Взаимодействие людей в рамках науки осуществляется на основе культурных моделей, определяющих поведение, ожидаемое от человека данного статуса (профессора и ассистента, директора НИИ и научного сотрудника и т. п.). Статус академика, профессора, научного руководителя и исполнителя обусловливает и выполнение соответствующих функций, исполнение ролей.

Каждый этап развития науки сопровождался особым типом ее институциализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности. Изменялись формы и роль социальной организации науки, усложнялась ее структура, возрастала потребность в ее сознательном и целенаправленном развитии, менялись масштабы и характер руководства научной деятельностью со стороны государства, стили и методы управления в науке и наукой. Школа писцов в Египте, платоновская Академия, монастырские школы, средневековые университеты, высшие

учебные заведения индустриального общества, наконец, постиндустриальное общество с вузовской, отраслевой, академической наукой, фундаментальными и прикладными исследованиями — пример того, как менялись характер и организация научной деятельности.

Сегодня на смену классической науке университетов, небольших научных коллективов приходит мощный разветвленный социальный организм так называемой «большой науки» со сложной структурой. Наука, превратившись в особый тип производства знаний, включает многообразные типы объединения ученых, в том числе крупные исследовательские коллективы, целенаправленное финансирование научных исследований, их поддержку через различные фонды, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров.

Для современной науки характерны глубокие преобразования в организационно-управленческой области, в том числе интеграция научных, образовательных и производственных структур. Перевод экономики на инновационный путь развития ведет к тому, что само создание нововведений становится самостоятельным видом деятельности, и это в свою очередь влечет появление новых специализированных организационных структур. Кластеры, стратегические альянсы, матричные структуры и подобные сетевые структуры включают в себя большое число взаимодействующих организаций, представляющих науку и бизнес: университеты, государственные научные организации, малые наукоемкие фирмы, крупный бизнес. Управленческие инновации предполагают новые типы менеджмента — инновационный менеджмент, менеджмент НИОКР, менеджмент знаний как особый раздел науки управления.

Наука как социальный институт призвана выполнять в обществе ряд функций, среди которых можно выделить:

- интегративную, направленную на сплочение научного сообщества;

- коммуникационную, обеспечивающую общение между субъектами научной деятельности;

- трансляционную, связанную с осуществлением преемственности научных знаний, передачей их от поколения к поколению;

- организационную, обеспечивающую предсказуемость поведения ученого на основе включе-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£ОРЪЯ -и ЪР^тжгсх*

5

ния его в совместную деятельность, регулируемую нормами и образцами.

Наука как социальный институт предполагает выделение ресурсов со стороны государства. В современной России уровень, тенденции и структура финансирования науки, по признанию многих ученых, не соответствуют текущим потребностям, а также стратегической задаче преодоления отставания от стран-лидеров в области научных исследований и разработок.

В функциональном аспекте наука выступает как практическая сила, как один из важных факторов общественного развития. Практическая роль науки заключается в ее способности превращаться в непосредственную производительную силу. Этот процесс начался вместе с появлением и развитием машинного производства и проявляется в актах воплощения, материализации научных знаний в составных элементах производительных сил.

В наше время наука непосредственно воздействует также на многие другие стороны общественной жизни. Она все глубже входит в ткань социально-экономических и политических отношений, в духовную жизнь общества. Наука воплощается в создаваемых и развиваемых на ее основе экономических связях, в системе социально-политических отношений, в практической деятельности по руководству социально-экономическими и политическими процессами общества. В этой роли выступают прежде всего социальные науки.

Инновационная экономика, пути формирования которой намечены в Стратегии социально-экономического развития России до 2020 г., может существовать только в условиях, когда наука является неотъемлемой частью производства и непосредственной движущей силой социально-экономического развития.

Все отмеченные аспекты науки — гносеологический, деятельностный, институциональный и функциональный — в совокупности образуют живую, развивающуюся науку, целостный социальный организм. Исходя из факта тесной структурной связи всех этих сторон, можно дать общее определение науки как общественного явления. Наука — динамическая система объективно-истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную производительную силу общества.

Большое значение в научных исследованиях имеет классификация наук, т. е. многоступенчатое, разветвленное деление наук, использующее на разных этапах деления разные основания. Не вдаваясь в технологию этого деления, следует сказать, что самая простая классификация — это деление наук на две группы: естественные и социально-гуманитарные науки. К естественным наукам относятся физика, химия, науки биологического ряда и др. Некоторые естественные науки (например, география, космология) оказываются очень близкими к социальным и гуманитарным наукам. Кроме того, в современном естествознании происходят серьезные изменения, приводящие к появлению новых видов наук. Это в корне меняет соотношение между физикой и механикой, физикой и химией, биологией и химией и т. д., что приводит к появлению многих переходных и промежуточных наук. В силу этого вся современная система наук о природе стала системой взаимопроникающих и переплетающихся наук.

К социально-гуманитарным наукам относятся науки исторического ряда, лингвистика, психология, экономика и др. Область социальных и гуманитарных наук еще более разнородна, чем область естественных наук. Очень сложно найти научную дисциплину, которая могла бы служить образцом со-циогуманитарного знания. Так, история, старающаяся избегать оценок и всегда обсуждающая прошлое только с точки зрения настоящего, не может служить образцом для социологии или экономической науки, политические науки не способны дать каких-то образцов для психологии или лингвистики и т. д.

Между собственно социальными и гуманитарными науками науки, которые можно назвать нормативными: этика, эстетика, искусствоведение и т. п. Эти науки формируют, подобно социальным наукам, оценки (и их частный случай — нормы), однако даваемые ими оценки являются, как правило, не сравнительными, а абсолютными. Отметим также существование так называемых формальных наук, к которым относятся логика и математика. Они отличаются абстрактным подходом к исследуемым объектам, поэтому получаемые результаты находят применение при изучении всех сфер человеческой деятельности.

Экономическая наука — составная часть группы общественных наук, занимающаяся изучением объективных закономерностей экономического строя общества, теоретическим анализом процессов, явлений в различных видах экономической деятельности,

выработкой практических рекомендаций в области производства и распределения материальных благ и услуг. Экономическая наука, как и другие науки, имеет внутреннюю структуру, включает различные разделы, отличающиеся своей предметной областью.

В 2009 г. в России введена номенклатура специальностей научных работников (утверждена приказом Минобрнауки России от 29.02.2009 № 59 в ред. приказов Минобранауки России от 11.08.2009 № 294 и 10.01.2012 № 5), включающая 22 отрасли науки, по которым присуждается ученая степень. К ним относятся физико-математические, технические, химические, биологические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, геолого-минералогические, географические, сельскохозяйственные, экономические, исторические, филологические, философские, социологические, педагогические, психологические, политические, юридические науки, а также архитектура, искусствоведение и культурология. Каждая отрасль науки и соответствующая ей научная специальность име. т свой шифр. В табл. 1 представлена выборка из номенклатуры, связанная с экономической наукой.

По направленности науки принято разделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фун-

даментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием элементов природы, общества и мышления. Эти законы и элементы изучаются в «чистом виде», безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только теоретических, но и социально-практических проблем. На стыке прикладных наук и практики развивается особая область исследований — разработки, переводящие результаты прикладных наук в форму технологических процессов, конструкций, промышленных материалов. В конечном счете, результаты фундаментальных и прикладных исследований должны находить применение в экономике, приводить к экономическому росту и повышению уровня жизни людей.

В РФ в 2006 г. была принята Стратегия развития науки и инноваций на период до 2015 г., в которой акцент делается на практическом применении результатов научных исследований. Основная проблема современной российской науки заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения

Таблица 1

Выборка из номенклатуры специальностей научных работников в РФ

Шифр Отрасль науки, группа специальностей, специальность Отрасли науки, по которым присуждается ученая степень

05.00.00 Технические науки

05.02.00 Машиностроение и машиноведение

05.02.22 Организация производства (по отраслям) Технические, экономические

05.08.00 Кораблестроение

05.08.04 Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства Технические Экономические

05.18.00 Технология продовольственных продуктов

05.18.15 Технология и товароведение пищевых продуктов и функционального и специализированного назначения и общественного питания Технические Экономические

08.00.00 Экономические науки

08.00.01 Экономическая теория Экономические

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм) Экономические

08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит Экономические

08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика Экономические

08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики Экономические, физико -математиче ские

08.00.14 Мировая экономика Экономические

национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии. При этом предлагаемые российской наукой отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям.

Главной целью реализации стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий. Российский научный потенциал в ближайшем будущем должен стать одним из основных ресурсов устойчивого экономического роста страны.

Основной формой существования и развития науки является научное исследование, т. е. деятельность, направленная на изучение объектов, явлений и процессов, их структуры и связей. Содержание любого научного исследования — определение конкретного объекта, явления или процесса и всестороннее, достоверное изучение их структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для человеческой деятельности результатов и внедрение их в экономическое производство.

В соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она предполагает две формы научных исследований:

- фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

- прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Прикладные исследования принято разделять на поисковые работы и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Первая

группа направлена на отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов и положений, разработанных в рамках фундаментальных исследований. С помощью НИОКР создаются новые приборы, установки и технологии, а также разрабатываются рациональные конструкторские и управленческие решения.

Подобная классификация научных исследований не является единственно возможной. Так, по степени важности для народного хозяйства научные исследования подразделяются на три группы.

1. Важнейшие исследования, составляющие основу инновационного развития экономики и выполняющиеся по заказам федеральных органов государственной власти.

В качестве примера таких исследований можно привести работы, выполняемые в рамках Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года (одобрена Правительством РФ 17.01.2008). Участниками программы являются все ключевые министерства и федеральные агентства страны. Ее главной целью является формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области наноиндустрии для поддержания научно-технического паритета РФ с экономически развитыми странами мира по перспективным направлениям науки, определяющим стратегию развития наноиндустрии и безопасность применяемых материалов и технологий для здоровья и жизни человека. Благодаря научным исследованиям в этой области в РФ к 2015 г. должны быть сформированы условия для масштабного наращивания объема производства новых видов продукции и выхода профильных российских компаний на мировой рынок высоких технологий. По оценкам разработчиков программы, к 2015 г. объем продаж российской продукции наноиндустрии составит около 900 млрд руб., а доля отечественной продукции наноиндус-трии в общем объеме продукции мирового рынка высоких технологий — около 3 %. Объем финансирования производственно-технологической инфраструктуры наноиндустрии достигнет 180 млрд руб., причем доля ученых, проводящих исследования в этой области, в общей численности исследователей в возрасте до 39 лет составит 50 %.

2. Исследования, выполняемые министерствами и ведомствами на федеральном и региональном уровнях.

В качестве примера таких исследований можно привести работы, выполняемые в рамках раз-

личных федеральных целевых программ (ФЦП). Например, в РФ сегодня действует ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» (утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 № 848), предполагающая финансирование в форме государственно-частного партнерства всех элементов транспортной инфраструктуры нашей страны. Она включает такие подпрограммы, как «Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт», «Гражданская авиация», «Развитие экспорта транспортных услуг». Общий объем финансирования этих подпрограмм превышает 13 трлн руб. При этом деньги тратятся не только на капитальные вложения, связанные со строительством, реконструкцией или модернизацией объектов транспортной инфраструктуры, но и на проведение научных исследований и разработок. Головной разработчик данной ФЦП — Научный центр по комплексным транспортным проблемам, а среди соисполнителей есть такие крупнейшие научные организации, как Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» и др. Совокупный уровень расходов на НИОКР по этой программе составляет 19,7 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Исследования, выполняемые по инициативе и планам отдельных научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций.

В зависимости от источника финансирования научные исследования делятся на госбюджетные, хоздоговорные и инициативные. Госбюджетные исследования финансируются из федерального, региональных или местных бюджетов или через государственные фонды, специально созданные для поддержки науки. Как правило, эти фонды поддерживают научные исследования в виде грантов по разным направлениям науки. В России сегодня функционируют два основных государственных научных фонда: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками на основе заключения хозяйственных договоров. Инициативные исследования не предполагают какого-либо источника финансирования и проводятся отдельными уче-

ными (например, в форме написания диссертаций), коллективами ученых, научными школами, вузами.

С научно-исследовательской связана научно-техническая деятельность, под которой понимается деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. На государственном уровне научная деятельность регулируется с помощью государственной научно-технической политики — составной части социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки и техники. Элементами государственной научной политики, определенными в рамках доктрины развития российской науки, являются:

- поддержка развития науки в качестве приоритетной задачи государства;

- создание условий для развития фундаментальных научных исследований и ведущих научных школ;

- повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов;

- реформирование сферы науки путем совершенствования принципов управления, финансирования и организации научных исследований;

- интеграция науки и образования, развитие системы подготовки квалифицированных научных кадров;

- создание условий для конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;

- ориентация отечественного научного потенциала на решение важнейших социально-экономических задач и обеспечение безопасности страны.

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» выделены два субъекта научной деятельности: научный работник и научная организация. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Научными работниками признаются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав,

установленных российским законодательством. Обязательным условием отнесения физического лица к субъекту научной деятельности является его участие в государственной системе аттестации научных работников. Основными правами научного работника являются:

- объективная оценка исследовательской деятельности и признание его авторства на результаты научной и иной интеллектуальной деятельности;

- получение доходов от реализации научных результатов, автором которых он является, а также получение поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;

- осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством;

- участие в научных дискуссиях, конференциях и иных коллективных научных мероприятиях в своей стране и за рубежом, а также в конкурсах на финансирование научных исследований за счет различных источников (бюджетных средств, государственных и частных фондов, средств НИИ, вуза);

- доступ к научной информации и публикация научных результатов в открытой печати, если они (информация и результаты) не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне.

Научная организация как субъект научной деятельности — юридическое лицо определенной организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников. Основным правовым требованием к научной организации является закрепление в учредительных документах научно-исследовательской деятельности в качестве основного вида деятельности. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную деятельность.

Важным событием в деятельности российских научных организаций стало изменение в 2009 г. законодательства, позволяющее научным организациям без согласия собственника их имущества (Росимущества), но с уведомлением Минобрнауки России быть учредителями хозяйственных обществ, предметом деятельности которых является практическое применение или внедрение результатов сво-

их научных исследований. У научных организаций появилась возможность заниматься коммерческим выведением на рынок своей продукции и зарабатывать деньги благодаря положительным результатам интеллектуальной деятельности. В соответствии с законом доходы от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах вновь создаваемых хозяйственных обществ, а также прибыль хозяйственных обществ поступают в их самостоятельное распоряжение. Эти доходы и прибыль учитываются на отдельном балансе и направляются на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности научных организаций2.

Выделение двух субъектов научного исследования (научной деятельности), т. е. научного работника и научной организации, характерно для российского законодательства. К этой проблеме, на наш взгляд, можно подойти шире и рассматривать в качестве субъектов еще и научные школы. Научная школа — исторически сложившаяся форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации, руководимых признанным лидером. Научную школу объединяет общее направление научных исследований, что обеспечивает высокую эффективность процесса исследований и рост квалификации сотрудников. Главными признаками научной школы являются:

- наличие нескольких поколений в связках «учитель — ученик», объединяемых общим ярко выраженным лидером, авторитет которого признан научным сообществом;

- общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследований;

- оригинальность исследовательского подхода, отличающегося от других, принятых в данной области науки;

- постоянный рост квалификации участников школы и воспитание в процессе проведения исследований самостоятельно и критически мыслящих ученых;

- постоянное поддержание и расширение интереса (публикациями, семинарами, конферен-

2 Отметим, что в июле 2010 г. приказом Минфина России были внесены изменения в формы бухгалтерской отчетности организаций. С 2011 г. в бухгалтерском балансе (форма 1) любой организации в разделе «Внеоборотные активы» добавлена строка «Результаты исследований и разработок» (код строки — 1120). Этот шаг можно расценивать как признание важности учета результатов НИОКР в деятельности любых коммерческих организаций.

циями) к теоретико-методологическим проблемам соответствующего направления науки.

Такие коллективы должны осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых (в России — до 35 лет) исследователей.

В России осуществляется государственная поддержка ведущих научных школ. Финансирование осуществляется через Совет по грантам Президента РФ по 10 научным направлениям:

- математика и механика;

- физика и астрономия;

- химия, новые материалы и химические технологии;

- биология, сельскохозяйственные науки и технологии живых систем;

- науки о Земле, экологии и рациональном природопользовании;

- общественные и гуманитарные науки;

- медицина;

- технические и инженерные науки;

- информационно-телекоммуникационные системы и технологии;

- военные и специальные технологии. Экономические исследования представлены в группе «общественные и гуманитарные науки». В табл. 2 содержится выборка ведущих научных школ, получивших государственную поддержку и осуществляющих свои исследования в области экономики.

Любое научное исследование можно отнести к определенному научному направлению. Под научным направлением следует понимать науку или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают укрупненные научные направления и детализированные научные направления. Группа «общественные и гуманитарные науки» — укрупненное направление, которое включает исследования в области экономики, социологии, права и т. д.

Структурными единицами научного направления являются четыре элемента: комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы. Комплексная проблема — совокупность проблем, объединенных одной целью, а конкретная проблема — совокупность сложных теоретических и практических задач, требующих решения. Пробле-

Таблица 2

Гранты ведущих научных школ РФ в области экономики

Руководитель научной школы Тема научного исследования № гранта, год присуждения Организация

Васильев Валерий Александрович Модели неклассических рынков и смежные вопросы НШ-4999.2006.6, 2006 г., НШ-4113.2008.6, 2008 г. Институт математики имени С. Л. Соболева Сибирского отделения РАН

Петраков Николай Яковлевич Социально-экономический потенциал модернизации России НШ-7231.2012.6, 2012 г. НОУ ВПО «Российский новый университет»

Глазьев Сергей Юрьевич Разработка стратегии экономического развития России в условиях глобальных технологических сдвигов НШ-5986.2008.6, 2008 г. ГОУ ВПО «Государственный университет управления»

Механизмы экономической интеграции в условиях формирования нового технологического уклада НШ-65557.2010.6, 2010 г

Роль государства в экономике в условиях интеграции и формирования нового технологического уклада НШ-7094.2012.6, 2012 г.

Гранберг Александр Григорьевич, Суслов Виктор Иванович Моделирование и анализ долгосрочных перспектив пространственного развития экономики России НШ-2900.2008.6, 2008 г. Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН

Анализ и прогнозирование пространственного развития экономики России НШ-8165.2010.6, 2010 г.

Суслов Виктор Иванович Исследование многорегиональной экономической системы России: методы, результаты, рекомендации НШ-5624.2012.6, 2012 г. Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН

Краюхин Герольд Александрович Управление инновационными и инвестиционными процессами функционирования и развития промышленного производства НШ-5273.2008.6, 2008 г. ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Окончание табл. 2

Руководитель научной школы Тема научного исследования № гранта, год присуждения Организация

Макаров Валерий Леонидович Компьютерное и математическое моделирование экономики и общества НШ-1321.2006.6, 2006 г.; НШ-3890.2008.6, 2008 г.; НШ-65754.2010.6, 2010 г; НШ-5639.2012.6, 2012 г Центральный экономико-математический институт РАН

Полтерович Виктор Меерович Математическое моделирование институциональных изменений в «догоняющей» экономике НШ-6417.2006.6, 2006 г Центральный экономико-математический институт РАН

Механизмы и инструменты «экономического чуда» НШ-929.2008.6, 2008 г

Садовский Вадим Николаевич Системный анализ как теоретическое основание исследования современных проблем методологии научного познания и актуальных вопросов социально-экономического развития России НШ-10252.2006.6, 2006 г. Институт системного анализа РАН

Татаркин Александр Иванович Теоретико-методологические основы повышения конкурентоспособности региональных социально-экономических систем НШ-5655.2006.6, 2006 г Институт экономики Уральского отделения РАН

Формирование и реализация конкурентных преимуществ индустриально развитых регионов НШ-339.2008.6, 2008 г

Конкурентное позиционирование территории в современном экономическом пространстве НШ-6400.2010.6, 2010 г

Конкурентное сосуществование территорий в современном экономическом пространстве НШ-6507.2012.6, 2012 г

ма может быть глобальной, национальной, региональной, отраслевой, межотраслевой, что зависит от масштаба возникающих задач.

Научная проблема может быть общей и специфической. К общим относят проблемы, связанные с развитием науки в целом, а к специфическим — проблемы, возникающие при решении узкоспециальных задач.

Тема научного исследования является составной частью научной проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на определенный круг вопросов, охватывающих часть проблемы. Обобщение результатов исследования по широкому кругу тем дает решение научной проблемы. Наконец, под научными вопросами понимаются частные научные задачи, относящиеся к выбранной теме научного исследования.

При проведении научных исследований выбор темы и круга научных вопросов, требующих решения — сложный и ответственный шаг. Существует даже мнение, что выбрать тему, может быть, более сложно, чем провести само исследование. Поэтому

к темам предъявляют ряд требований. Так, тема должна быть актуальной, т. е. важной, имеющей научную ценность и требующей разрешения в настоящее время. При этом существует сложность выработки унифицированного критерия для установления степени актуальности. Как правило, при выборе тем теоретических исследований степень актуальности оценивается крупными учеными в этой отрасли или известными научными коллективами. При оценке актуальности прикладных научных разработок актуальной может считаться та тема, которая обеспечит больший экономический эффект.

Тема должна решать новую научную задачу. Это значит, что тема в такой постановке никогда не разрабатывалась и в настоящее время не разрабатывается, т. е. дублирование исключается. Правда, дублирование возможно только в тех случаях, когда одинаковые темы ведут два или более конкурирующих коллектива в целях разрешения важнейших научных проблем (как правило, по определенному заказу) в кратчайшие сроки. Таким образом, оправданное дублирование тем иногда может быть одним

из требований проведения научного исследования.

Тема должна иметь значимость для теории и практики. Значимость как главный критерий темы имеет место при разработке теоретических исследований, определяющих престиж отечественной науки или составляющих фундамент для будущих прикладных исследований. При проведении прикладных исследований требование значимости может уступать требованию экономичности.

Тема должна соответствовать профилю научного коллектива. Каждый сложившийся научный коллектив имеет свои традиции, квалификацию, компетентность. Такая специализация, способствующая накоплению опыта исследований, дает свои положительные результаты, приводит к повышению теоретического уровня разработок, качества и экономической эффективности, к сокращению сроков выполнения исследования. При этом следует учитывать, что, выполняя длительное время работу по узкоспециализированной тематике с устоявшимися методиками, некоторые научные работники теряют к ней интерес. Поэтому в коллективе могут разрабатываться непрофильные темы, не отличающиеся резко от основной тематики. Это может вызвать энтузиазм, инициативу и прилив творческих сил в коллективе.

Важной характеристикой прикладной темы является ее осуществимость или внедряемость. Обосновывая тему, необходимо хорошо знать производство и его запросы на данном этапе. Для этого целесообразно организовывать командировки в крупные производственные объединения, управления, на предприятия, занимающиеся внедрением. При разработке темы следует оценить возможность ее окончания в плановый срок и вероятность внедрения в производственных условиях заказчика.

При планировании тем научных исследований часто возникает необходимость выбора наиболее перспективных и экономически обоснованных тем. В этом случае оценку перспективности и целесообразности можно проводить на основе количественных критериев, простейшим из которых является критерий экономической эффективности: Э

К — п

Лэф - З >

где Кэф — коэффициент экономической эффективности научных исследований; Эп — предполагаемый экономический эффект от внедрения результатов научных исследований (прибыль, рост выручки, ВВП и т. д.);

Зн — затраты на проведение научных исследований.

Очевидно, что чем выше Кэф, тем эффективнее тема и тем она более выгодна для экономики. Проведение научного исследования, нацеленного на экономическую отдачу, только тогда имеет смысл,

когда Кэф > 1

Экономическая эффективность является важнейшим критерием перспективности научного исследования. Однако при оценке фундаментальных исследований этот критерий неприменим, поскольку их результаты напрямую не связаны с новым продуктом и экономическим производством. Фундаментальные исследования являются необходимым условием для проведения дальнейших прикладных исследований, но сами они не дают «осязаемого» экономического эффекта, а, наоборот, требуют больших затрат.

Любой тип научного исследования требует не одного, а целого ряда критериев, по которым оценивается его перспективность. В научном сообществе сегодня приняты разные формы экспертных оценок, суть которых заключается в выборе системы показателей (критериев), по которым группой высококвалифицированных специалистов в определенной отрасли науки осуществляется оценивание предполагаемого или уже проведенного научного исследования. Так, в рамках поддержки научных грантов по гуманитарным направлениям эксперты РГНФ при проведении экспертизы учитывают следующие параметры:

- фундаментальный или прикладной характер исследования;

- научная значимость ожидаемых результатов исследования;

актуальность заявленной темы исследования; результативность исследования; степень значимости результатов реализации исследования;

- имеющийся у исследователя или коллектива ученых научно-методический задел;

- степень новизны методов исследования (научный инструментарий);

- квалификация руководителя и коллектива исполнителей;

- количество публикаций в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень Высшей аттестационной комиссии России;

- количество публикаций в научных журналах, входящих в различные международные системы

— (

цитирования (Social Sciences Citation (SSCI), Arts and Humanities Citation Index (AHCI) и др.);

- обоснованность объема финансирования для реализации проекта.

В заключение стоит еще раз подчеркнуть основные моменты. Наука — особая форма общественного сознания, главной целью которой является приращение знаний о мире. Основные аспекты и виды науки в единстве образуют живую, развивающуюся науку, целостный организм. Экономическая наука как часть социально-гуманитарных наук занимается изучением объективных закономерностей экономического строя общества, теоретическим анализом процессов, явлений в различных видах экономической деятельности, выработкой практических рекомендаций в области производства и распределения материальных благ и услуг.

Основной формой существования и развития науки является научное исследование, т. е. деятельность, направленная на изучение объектов, явлений и процессов, их структуры и связей. Субъектами научного исследования являются научный работник или научная организация (научная школа). Структурные единицы научного направления — комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы, определяющие актуальность, перспективность и эффективность исследования.

Список литературы

1. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

2. Программа развития наноиндустрии в РФ до 2015 г. URL: http://www. portalnano. ru/read/documents/ met/mon-sm-538_16_16072010/program_2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Рой О. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Практикум / О. М. Рой, А. М. Киселева. СПб.: Питер, 2006.

4. Сабитов Р. А. Основы научных исследований: учеб. пособие. Челябинск, 2002.

5. Совет по грантам Президента РФ для поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ. URL: http://grants. extech. ru/z_otch2004. php?mlevel=100.

6. Стратегия развития науки и инноваций на период до 2015 г. URL: http://base. consultant. ru/cons/ cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=101907.

7. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 г. URL: http://www. ifap. ru/ ofdocs/rus/rus006.pdf.

8. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.

9. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» // http://fcp. economy. gov. ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/ ViewFcp/View/2011/264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.