УДК 504.05/504.054
СОДЕРЖАНИЕ СОЕДИНЕНИЙ АзОТА, СЕРЫ,
нефтепродуктов и тяжелых металлов в городских
ПОЧВАХ И СНЕЖНОМ ПОКРОВЕ Э.Т. Шегенбаева
ФГБОУ ВПО ОГПУ, отделение «Экология и природопользование», Оренбург,
Россия
В современное время необходимо проводить мониторинг придорожных почв и снежного покрова для определения степени их загрязнения, так как загрязняющие вещества негативно сказываются на окружающей среде и косвенно влияет на здоровье населения. В данной работе представлены исследования по содержанию соединений азота и серы в снежном покрове, а также нефтепродуктов и тяжелых металлов в почве. Проведен анализ их распространения, места аккумуляции, а также выявлены причины того или иного источника загрязнения.
In modern times it is necessary to monitor WIRE roadside territories and snednogo cover to determine the extent of contamination. This paper presents the research on the content of nitrogen and sulfur compounds in the snow cover, as well as oil and heavy metals in the soil. An analysis of their distribution, places of accumulation, as well as the causes of a source of contamination.
В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающуюсреду.
Низкие технические характеристики дорожного полотна, стремительно растущее количество автомобилей, наличие автомобилей давнего года выпуска,отсутствие растительности вдоль дорожного полотна оказывают неблагоприятное воздействие на природные компоненты.
Кроме того, автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося ощутимый вред окружающей среде, в том числе и почве. Почва, являясь биокосным телом, -способна аккумулировать в себе все вредные вещества,постоянное увеличение количества автомобилей оказывает отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека.
Снежный покров способен накапливать различные вещества. Вследствие таяния снега эти вещества переходят в почву и подземные воды.
Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в городах, следовательно, городские ландшафты испытывают значительное воздействие вредными компонентами отработанных газов.
Таким образом,необходимо проводить мониторинг природных объектов в городе,чтобы определить загрязняющие вещества, места их наибольшей концентрации, трансформацию и разработать дальнейшие меры по меры по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Нами был проведен анализ по имеющимся данным по соединению серы и азота, а также нефтепродуктов и тяжелых металлов в снежном покрове и почвах города Оренбурга.
Тарасовой Т.Ф и Гарицкой М.Ю. [1]в ходе исследования было выбрано двадцать улиц разного назначения для определения экологических нагрузок на природные ландшафты.
В ходе исследования выяснилось, что на общегородских улицах (Володарского, Чкалова, Пр. Победы и Терешковой) значение экологических нагрузок по соединению серы в снежном покрове на расстоянии 10 метров от дорожного полотна значительно превышает допустимую норму в 0,17 т/км2.
Улицы районного значения (Салмышская, Шевченко) также превышают этот порог. Улица Юных Ленинцев (местного значения) имеет незначительно превышение экологической нагрузки на расстоянии 10 метров от дороги.
По соединению азота в снеге (контроль 0,021 т/км2), сравнивая максимальные значения, улицы общегородского значения на расстоянии 5-15 метров от дороги превышает пороговые значения. Улицы районного значения - в 8 раз превышаютна расстоянии 10 метров.
Улицы местного значения - почти в 4 раза на расстоянии 10-15 метров превышает этот показатель в снежном покрове [1].
Исследования почв на содержание нефтепродуктов проводились в школьном дворе, возле дома и на обочине дороги улицы Пролетарской (улица районного значения). Исследования проводили весной и осенью. Основным критерием гигиенической оценки опасности загрязнения почвы вредными веществами является предельно допустимая концентрация (ПДК) химических веществ в почве.
Наименьшее их количество обнаружено в почвах возле дома и школы. Результаты, полученные при анализе пробы возле дороги, тоже находятся в допустимых пределах, но превышают значения в двух других пробах, более чем в 7 раз. Этого результата и следовало ожидать, так как именно автотранспорт является первоисточником загрязнения нефтепродуктами городских почв
По полученным результатам концентраций тяжелых металлов в почве, ясно, что на школьном участке и во дворе дома количество свинца, кадмия не превышает ПДК,но в пробе с обочины дороги значение превышает допустимую концентрацию.
По содержанию меди в сравнении со школьным двором в почвенных образцах, отобранных возле дома, концентрация металла выше в 2 раза. В пробах, собранных с обочины дороги зафиксировано высокое значение, приближающееся к предельно допустимому [2].
Таким образом, отмечено высокое содержание тяжелых металлов в образцах, отобранных возле проезжей части, что связанно с большим количеством выбросов в виде выхлопных газов от транспорта. На втором месте по содержанию в почве тяжелых металлов
- почва со двора возле дома. Связанная с тем, что жители этого дома имеющие личный автотранспорт припарковывают его возле подъезда, во дворе или в непосредственной близости к нему (большая часть граждан не имеющих гараж ставят машину возле дома весь год), могут производить мелкий ремонт и даже помывку автомобиля. Вероятно, именно в результате этих действий в почву попадают значительные количества тяжелых металлов. Напротив, школьный двор гимназии находится на некотором удалении от автодорог с интенсивным движением и имеет достаточно большую огороженную площадь, на которую въезд автотранспорта запрещен.
Целью данной работы было определение в снеге и в почве города Оренбурга, на разных участках с антропогенной нагрузкой, загрязняющих веществ. Загрязняющие вещества выделенные нами, при таянии снежного покрова попадают непосредственно в почвенную среду, а далее проникают в подземные слои, загрязняя воду. Тем самым почва служит основным источником большинства химических элементов для растений, а через них - для человека и животных, в то же время она является мощным барьером на пути промышленных выбросов, содержащих токсичные вещества, такие как сера, тяжелые металлы, нефтепродукты (Добровольский, 1997). Дальнейшая задача исследования
- провести картографирование территорий города на экологически благоприятные и неблагоприятные. Это необходимо для рационального разведения в черте города «зеленых» насаждений и парков для отдыха.
Список литературы
1. http://osu.ru (вестник ОГУоп-Нуе) Тарасова Т.Ф., Гарицкая М.Ю. «Исследование экологических нагрузок на придорожные территории г. Оренбурга» 2004 г. С.118-119.
2. Кин Н.О. «Городские почвы: их современное состояние и возможности идентификации загрязнений. Материалы, методы и результаты исследования почв городской среды».