УДК 378.147
Е. С. Минкова
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РИСКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Обосновываются дидактические единицы и учебные задачи процесса формирования рискологической культуры руководителя организации.
The article considers didactic units and risk management tasks in executive officer risk management culture formation.
Ключевые слова: рискологическая культура, руководитель, критерии отбора, рискогенная среда, рискологические задачи.
Keywords: risk management culture, executive officer, selection criteria, risk environment, risk management problems.
Современные условия жизнедеятельности ставят перед руководителем организации задачи не только выживания, но и инновационного развития. Профессиональная среда руководителя — это среда потенциальных опасностей, которые определяют неизбежность рисковых ситуаций при управлении ими. Для творческого взаимодействия с профессиональной рискогенной средой руководителю необходимо овладеть специальным видом профессиональной культуры — рискологической культурой.
Рискологическая культура руководителя есть интегрированная динамическая характеристика профессионала, способного на основе ценностного отношения к объективным опасностям и угрозам в развитии и жизнедеятельности организации выполнять осмысленные действия в управлении рисковыми ситуациями.
Разработка технологий формирования рискологической культуры руководителя организации базируется на обоснованном содержании профессионального образования в области рискологии. В качестве обоснований логично обратиться к традиционно выдвигаемым критериям отбора содержания профессионального образования. Профессиональное образование в области управленческой рискологии исходит из требований, предъявляемых современной наукой к отбору содержания образования. Несмотря на то что «по свидетельству многих исследователей в современной педагогике вообще не существует завершенной концепции отбора учебного материала» [2, с. 257], укажем на комплекс требований, устоявшихся в качестве императива отбора.
Общие требования к содержанию образования таковы: 1) содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации; 2) содержание образования призвано обеспечить соответствующий мировому уровень общей и профессиональной культуры; 3) профессио-
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 11. С. 75 — 79.
нальное образование любого уровня направлено на получение молодыми людьми профессии и соответствующей квалификации [2, с. 258].
Важным обоснованием для отбора содержания профессионального образования в области управленческой рискологии выступает сущность формируемого качества. Именно через призму понятия «рискологическая культура руководителя» создается совокупность дидактических единиц процесса ее формирования. При отборе содержания образования на базе понятия необходимо учитывать требования принципа оптимальности: не количество включенных умений, а их адекватность социально и профессионально обусловленным функциям специалиста и интегративность должны приниматься в качестве критерия при разработке цели и содержания образования.
Рискологическая культура менеджера — это интегрированная личностная характеристика профессионально важных качеств руководителя, определяющая конструктивный способ его жизнедеятельности в профессиональной рисковой среде. В состав рискологической культуры интегрируются «рискологическая компетенция» как совокупность знаний об организационном риске и связанных с ним явлениях, определяющая рискологическую гностическую деятельность руководителя, направленную на определение опасностей и угроз и связанных с ними рисков; «рискологическая готовность» как совокупность профессионально важных свойств и качеств, определяющая рискологическую регулятивную деятельность руководителя, базирующуюся на ценностном принятии риска, отказе от рискофобии и реализующуюся в активизации личностного рискового потенциала в управлении рисками; «рискологическая компетентность» как система профессиональных умений по комплексному управлению рисками, определяющая целостную профессиональную деятельность руководителя по минимизации риска в жизнедеятельности организации.
Исходя из понятия «рискологическая культура руководителя» содержание профессионального образования в области управленческой рискологии включает в себя три обязательных раздела: профессиональная рискогенная среда, личностный рисковый потенциал руководителя, взаимодействие с рискогенной профессиональной средой.
В разделе профессиональная рискогенная среда интегрируются знания философии, социологии, менеджмента о риске, рисковом обществе, опасностях и угрозах, имплицитно присущих функционированию организации и управленческой деятельности. Здесь систематизируются знания о типах и рисках в жизнедеятельности организации, отражающих угрозы и вызовы оптимальности и качеству ее функционирования. Значение этого раздела в профессиональном образовании управленцев состоит в формировании у них представления о многообразной картине опасностей, угроз в развитии мира, общества, организации, в целостности представляющей собой типологию организационных рисков, что отражается в сознании руководителя как «профессиональная рисковая среда».
Второй раздел — личностный рисковый потенциал руководителя — включает знания общей, профессиональной и управленческой психо-
логии о ситуативной активности личности, о роли волевого акта в преодолении психических барьеров, о функционировании когнитивной сферы психики в стрессовых ситуациях. Какие профессионально важные качества составляют рискологическую готовность руководителя? Во-первых, это качества личности, определяющие способность к мотивированному и оправданному риску: надситуативная активность как способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи; посредством этого свойства психики субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности; шкала достижений соответствующей мотивации (мотивация достижений); решительность — способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности; в свою очередь, решительность определяется ответственностью за принятое решение; уверенное владение навыком; принятие риска; личностный профессиональный опыт как оформленность и упорядоченность типичных ситуаций управления. Во-вторых, это качества рационального экономического поведения человека в рисковых ситуациях, где ведущее место принадлежит экономической рациональности, при которой индивидуальная выгода рассматривается как функции двух переменных — полезности для себя и полезности для других. Организованная преподавателем профессионально-познавательная и профессионально-практическая деятельность самопознания, самооценки будет способствовать развитию психологической готовности к взаимодействию с профессиональной рискогенной средой, что обеспечит дальнейшее профессиональное самосовершенствование руководителя. В частности, действия преподавателя должны быть направлены на развитие системного и дискурсивного мышления, мотивации достижения, автономии, доминирования, состояния стойкости в достижении целей, профессиональной рискологической позиции как системы ценностного отношения к риску, как к открывающейся возможности оптимизации организационного развития.
Третий раздел — взаимодействие с рискогенной профессиональной средой — включает знания менеджмента об оптимальном управленческом решении и интегрирует философские, социологические, психологические и экономические знания об организационных рисках и технологии управления ими. Оптимальное управленческое решение включает в себя информационно-описательную и объяснительную, целевую, содержательную и обеспечивающую, мотивационную, деятельностную и оценочно-результативную, обобщающую модели [1, с. 460]. Содержанием данных моделей выступают соответствующие группы профессиональных задач управления рисковыми ситуациями: актуальная и прогностическая характеристика рисковой ситуации; составление программы предупреждения и снижения последствий рисковой ситуации; контроль реализации программы предупреждения и снижения риска. Задача данного раздела состоит в достижении самодостаточности как самого управленческого решения по отношению к организационному риску, так и личностной вовлеченности в рисковую си-
туацию руководителя, что позволяет ему принять правильное решение, которое в отличие от неправильного, порождающего новые проблемы, имеет системный эффект — оно решает попутно ряд других проблем.
Содержание процесса формирования рискологической культуры руководителя может выполнить функцию педагогического средства при условии эффективного овладения им. Как известно, содержание изучаемых дисциплин осваивается лишь в том случае, если оно структурировано в систему учебных задач и заданий. В качестве содержательной основы учебно-профессиональных рискологических задач выступает технология оптимального управленческого решения. Учебные задачи, таким образом, могут быть разделены на три типа: учебные задачи ориентировочного типа, адекватные видам деятельности, связанным с ориентировкой в профессиональной рискогенной среде (описание, объяснение, прогнозирование, целеполагание в рисковой ситуации); эти задачи соответствуют первому этапу оптимального управленческого решения в рисковой ситуации — подготовке решения; учебные задачи рефлексивного типа, адекватные видам деятельности, связанным с принятием решения в рисковой ситуации (генерация альтернатив; оценка исходов (последствий) решения; выбор решения; оценка правильности принятого решения; составление плана реализации выбранного решения и т. п.); эти задачи соответствуют второму этапу оптимального управленческого решения — принятию оптимального управленческого решения в рисковой ситуации; учебные задачи творческого (преобразующего) типа, адекватные видам деятельности, связанным с воздействием на риск (преобразование рисковой ситуации); эти задачи соответствуют последнему этапу оптимального управленческого решения — реализации решения в рисковой ситуации.
Разработанная система учебных задач, структурированная в логике и содержании оптимального управленческого решения, позволит преподавателям обеспечить руководителей организации рискологической компетентностью.
Таким образом, содержание процесса формирования рискологической культуры руководителя организации может выполнить функцию педагогического средства, если базируется на идее последовательной интеграции философских, социологических, психологических, управленческих и экономических знаний о месте риска в развитии организации, о возможностях личностного потенциала во взаимодействии с профессиональной рискогенной средой, а также о моделях оптимального управленческого решения, лежащего в основе взаимодействия. Формирование рискологической культуры у современного и успешного руководителя будет способствовать более глубокому проникновению в саму сущность профессиональной деятельности, о которой весьма ярко высказался известный философ М. Мамардашвили: «А что такое работа, любая действительная работа? Это самостоятельность, ответственность, риск и готовность за все платить. Работа вообще — взрослое дело» [3, с. 111].
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2004. 591 с.
2. Педагогика профессионального образования | под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 368 с.
3. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 600 с.
Об авторе
Е. С. Минкова — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта.
Author
Dr. Ye. Minkova, Associate Professor, IKSUR.