ПРОБЛЕМЫ ДВУЯЗЫЧИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.015.6
© ХА. Алижанова
Содержание профильной экономической подготовки в национальной системе образования
Организация экономического образования школьников требует выработки единого подхода оптимального сочетания самостоятельного курса экономики с другими обществоведческими курсами, теоретических форм проведения занятий с практическими и др. обеспечения нормативных основ перехода образовательных учреждений на профильное обучение.
Ключевые слова: содержание образования, знаниево-ориентированный подход, личностно-ориентированный подход, профильное обучение, экономическая подготовка.
Kh.A. A/iZhanova
The Maintenance of Profile Training in National Education System
The organization of economic education of schoolboys demands development of the uniform approach of an optimum combination of an independent course of economy with others обществоведческими courses, combinations of theoretical forms of carrying out of employment with practical, etc. maintenance of standard bases of transition of educational institutions on profile training.
Keywords: the formation maintenance; the znanievo-focused approach, the lichnostno-focused approach, profile training, economic preparation.
Одним из компонентов развития личности и формирования базовой культуры выступает содержание образования, определяемое как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы».
При знаниево-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства, накопленного в процессе поиска и исторического опыта, способствующие социализации личности, вхождению в социум.
Однако при таком подходе к содержанию образования знания, являясь абсолютной ценностью, заслоняют личность, что приводит к идеологизации и регламентации их научного ядра, академизму, ориентации на среднего ученика и другим негативным последствиям.
Личностно-ориентированный подход в качестве абсолютной ценности рассматривает не отчужденные от личности знания, а личность, удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей, гуманное отношение к становлению индивидуальности, а также возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. Кроме того, личностно-ориентированный подход к содержанию образования направлен на развитие
природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать), социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества), осуществляемой в контексте общечеловеческой, национальной и региональной ценности [1; 2].
Рассмотренные принципы формирования содержания образования позволяют вычленить критерии, среди которых:
• целостное отражение в содержании задач развития личности и формирования ее базовой культуры;
• научная и практическая значимость содержания;
• соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
• соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение;
• учет международного опыта построения содержания образования;
• соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.
Содержание профильного обучения по экономике представляет собой комплекс знаний, минимально необходимых современному гражданину России, направленный на понимание экономики как науки о хозяйстве и представленный содержательными линиями - основные
концепции экономики, микроэкономика, макроэкономика и международная экономика; прикладная экономика.
С учетом сказанного изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• формирование экономического образа мышления, потребности в получении соответ-свующих знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; освоение системы знаний об экономической деятельности и экономике в России, овладение умениями осмысления экономической информации, анализа систематизации полученных данных; освоение способов предпринимательской деятельности для полноценного участия в экономической жизни общества и государства;
• овладение опытом применения полученных знаний и умений для решения экономических задач и эффективной самореализации в экономической сфере.
Следовательно, для достижения цели профильного экономического образования необходимо решить следующие задачи: познакомить учащихся 10-11 классов с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств; развить целостность экономических взглядов и раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства; научить осуществлять экономические расчеты по определению затрат на услуги, продукты питания, одежду и др.; подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, сформировать качества рачительного хозяина и покупателя; раскрыть цели, задачи, функции, сущность предпринимательства и его роль в экономической жизни общества, подготовить к участию в предпринимательской деятельности (выбор своего дела, принятия решений, анализ и оценка экономической ситуации); сформировать экономическое мышление и культуру, бережное отношение к ресурсам и т.д. [4; 7].
Анализ показывает, что существующее экологическое образование школьников не ориентировано на формирование умений по исследованию рынка и анализу информации, применению полученных теоретических знаний на практике, организации маркетинговых исследований сегментов рынка товаров и услуг.
При этом в экономической подготовке школьников без внимания остается практикоприкладная составляющая, особенностью которой выступает формирование экономического
поведения. На сегодняшний день с позиций адаптации выпускников к условиям рыночных отношений следует содержательно выделить уровни экономической подготовки школьников.
1. Базовый уровень обязателен для всех учащихся. В начальных классах он ориентирован на знакомство с «Азбукой экономики» на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда. Через соревнования, общение со сказкой, решение головоломок, устное народное творчество и игру, выступающую основной формой экономического образования, приобретаются простейшие навыки потребителя, усваиваются экономические знания. В 10-11 непрофильных классах в рамках изучения общеобразовательных дисциплин старшеклассники познают основы экономических теорий, особенности предпринимательской деятельности, знакомятся с профессиями социальноэкономической сферы, с предложением и спросом, с конкуренцией на рынке труда, для чего используются математическое моделирование, компьютерные, ситуационные и деловые игры, решение кроссвордов, тренинги, тестирование, пресс-конференции, составление бизнес-планов.
2. Второй уровень включает углублённую социально-экономическую подготовку в пред-профильных и профильных классах через уроки экономики, представляющие собой учебную дисциплину, изучаемую с 5 по 11 класс, а также курсы «Основы менеджмента и маркетинга» в 10-11 классах. При этом в 5 классе учащиеся знакомятся с экономикой семьи, в 6 - с экономикой школы как самостоятельной хозяйственной единицы, в 7 - изучают экономику ближайшего окружения, в рамках этих дисциплин они узнают об экономических структурах, которые есть в микрорайоне, особенностях каждой из них, их различиях, профессиях работников этих структур.
В 8-9-х классах изучается курс «Основы потребительских знаний», в 10-11 - основы предпринимательства и организации производства, где осуществляется теоретическая экономическая подготовка. Следует отметить, что уровень предусматривает углублённую социальноэкономическую подготовку школьников по специальным программам в профильных 10-11 классах, ориентацию выпускников на выбор направления продолжения образования в высших экономических, юридических и других учебных заведениях.
В качестве основных задач, решаемых в процессе экономической подготовки школьников,
выступают:
• социально-личностное развитие обучающихся, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;
• поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной деятельности человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;
• гражданское становление человека, т.е. осознание человеком, что он может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические.
Следует отметить, что в процессе экономической подготовки происходит освоение окружающего социального пространства, в том числе и хозяйственной деятельности, формирование представлений об экономических процессах и явлениях, их воплощение в конкретных формах социально-экономической деятельности, а также формирование экономического поведения личности [2; 5].
При этом изучение экономики школьного курса в республике Дагестан имеет ряд особенностей:
- экономика изучается не во всех школах республики;
- в разных школах изучение начинается на различных этапах обучения (с начальной школы, с общеобразовательной школы, на старшей ступени);
- только в ряде школ города Махачкалы экономика изучается как отдельный предмет (на профильном уровне), в остальных школах изучение дисциплины осуществляется в рамках курса «Обществознание».
Несмотря на накопленный опыт организация экономического образования школьников требует выработки единого подхода (оптимального сочетания самостоятельного курса экономики с другими обществоведческими курсами, теоретических форм проведения занятий с практическими и др.), обеспечения нормативных основ перехода образовательных учреждений на профильное обучение и т.д. [3].
В целом ситуация с преподаванием основ экономики в школе может расцениваться как поисковая, т. е. находящаяся на пути к выработке единой концепции базового и непрерывного экономического образования. Комплексный подход к решению проблем школы прежде всего
предполагает выделение основных целей изучения экономики, в т.ч. и воспитательных. Как сложное социальное явление она может рассматриваться в трех аспектах:
- теоретическом, как освоение экономической теории и соответствующих ей научных понятий;
- практическом, как привитие определенных навыков экономического поведения;
- этическом, как овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных той или иной экономической системе.
Таким образом, личность не только приобретает знания, понятия, представления об экономических явлениях, но и усваивает поведенческие стереотипы, нормы, основными ориентирами которых являются критерии экономического успеха. Первоначальные экономические умения, первые представления о потребностях и возможностях их удовлетворения начинают складываться еще у детей дошкольного возраста. Экономическое воспитание начинается в семье, ее жизненный уклад дает первые представления о деньгах, зарплате, именно здесь осуществляется этическое наполнение экономических категорий. Психологи считают, что характер включения ребенка в экономическую подсистему семьи формирует экономическое самосознание личности, представление о себе как активном субъекте, агенте или простом соучастнике экономических событий. Именно здесь, считают психологи, закладывается деление людей на предпринимателей и будущих наемных работников.
В начальной школе изучение экономических явлений должно быть увязано с возрастными особенностями детей, их способностью воспринимать конкретные понятия, т. е. опираться на конкретное мышление, учитывать детский житейский экономический опыт.
В старшей школе обучение экономике должно организовываться на базовом (за счет вариативной части плана) или профильном (за счет инвариантной части плана) уровнях. Немаловажной представляется возможность привить навыки принятия самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях, что поможет в будущем организовать и эффективно развивать свой бизнес. Изучение экономики способствует социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества.
Исходя из дидактических предпосылок курса экономического образования учащихся и характеристики экономики как науки основными содержательными линиями учебного предмета
«Основы экономики и предпринимательства» (в старших классах) являются:
1) изучение микроэкономических процессов (поведение потребителя и производителя, организация отраслевых рынков, создание и распределение факторных доходов, роль государства в развитии экономики);
2) изучение макроэкономических проблем и выработка способов их решения (макроэкономическое равновесие, рост занятости, стабильные цены, мировая экономика);
Особенности экономического развития России (вопросы переходного периода и внешнего рынка, правовые формы предприятий, рынок ценных бумаг, новые виды налогов и другие вопросы, которые необходимо изучать для понимания не только нынешнего состояния, но и тенденций развития российской экономики).
Как показывает анализ передового опыта, реализация дополнительных образовательных программ позволяет успешно решать задачу углубленной экономической подготовки. Лицей, созданный при Даггосуниверситете, знакомит учащихся с современными достижениями науки о функционировании рыночных отношений в процессе изучения курсов «Бизнес в зарубежных странах», «Азбука рыночной экономики», «Основы предпринимательской деятельности»,
«Технология успеха» и др. [6; 8].
Махачкалинский бизнес-лицей в течение двух лет готовил слушателей к труду в условиях рыночных отношений, формируя у них соответствующие этические и психологические установки. В учебном плане лицея изучаются программы «Этика деловых и межличностных отношений», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента».
При всем многообразии этих объединений можно сказать и об общих проблемах, возникающих перед их организаторами:
• отсутствие методической помощи при разработке форм и методов работы, достаточного выбора отечественных программ обучения школьников;
• возможностей привлечения широкого круга специалистов (экономистов, психологов, юристов и др.) для осуществления эффективной подготовки;
• необходимых условий для организации результативной практической деятельности, возможностей применять полученные знания на практике через реальную организацию и ведение собственного дела;
• недостаточная разработанность законодательных основ, регламентирующих деятельность этих объединений - отсутствие экспертной службы, стандартов, диагностической методики, позволяющей оценить работу объединения, осуществить ее сертификацию;
• невостребованность выпускников.
Положительный опыт подготовки школьников к маркетинговой деятельности накоплен в гимназии № 5, лицее № 51 г. Махачкалы, экономика изучается в лицее № 51 в 1-11 классах, гимназии № 5 с 10 по 11 классы.
Примерами учебных заведений, пытающихся комплексно решать проблему подготовки школьников к экономической деятельности, являются Махачкалинский бизнес-лицей и лицей № 51 с экономическим уклоном (учредители -Кавказ Кредо-банк и страховая компания «Кредо»), при котором осуществляет свою деятельность Махачкалинский бизнес-центр. В них учащиеся изучают программы «Основы предпринимательства», «Основы менеджмента»,
«Психология управления», «Предпринимательство во внешнеэкономической деятельности», «Искусство и бизнес», «Деловой этикет» и т.д. После окончания теоретического обучения школьники проходят стажировку в банках и предпринимательских организациях города.
В последние годы решать проблему профильной экономической подготовки пытается Махачкалинский бизнес-центр при лицее № 51. В числе основных задач своей деятельности центр считает систематическое ведение научнометодической работы по обобщению опыта экономического образования учащихся в школах разного профиля, отработке альтернативных форм обучения и оказанию практической, методической помощи как государственным, так и негосударственным школам.
Анализ содержания школьных учебных планов и программ показывает, что в них не уделяется должного внимания разделам и темам, направленным на формирование исследовательских навыков; не предусмотрено проведение маркетинговых исследований, анализа собранной информации. Таким образом, важная составляющая экономической подготовки учащихся - подготовка их к принятию экономических решений, основанных на реальной рыночной информации и ее анализе, все еще не реализуется в общеобразовательных школах города и республики в целом.
Литература
1. Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. - СПб., 2005.
2. Крылова О.Н. Технология работы с учебным содержанием в профильной школе. - СПб., 2005.
3. Кузнецов А.А. Структура и принципы формирования содержания профильного обучения на старшей ступени. - М., 2003.
4. Кузнецов А. Профильное обучение: проблемы; перспективы развития // Народное образование. - 2003. - № 4. - С. 85-88.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 27. - С. 13-33.
6. Немова Н.В. Предпрофильная подготовка и профильная ориентация девятиклассников // Директор школы. - 2005. - № 5.
7. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения. - СПб., 2005.
8. Стратегия модернизации содержания общего образования. - М.: Мир книги, 2001.
Алижанова Хаписат Алижановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и дизайна Дагестанского государственного педагогического университета. E-mail: [email protected]
УДК 37.035.6
© С.М. Бабушкин, Б-Д. Батоев Педагогические проблемы двуязычия в средних классах национальных школ
В статье анализируется особенности бурятской речи учащихся средних классов. Авторы показывают, что в условиях сильного влияния русского окружения в устную речь детей-бурят русизмы и интернационализмы входят широким потоком, однако в письменной речи заимствования и диалектизмы встречаются намного реже. Тем не менее педагоги признают, что диалог и монолог детей-бурят находятся на невысоком уровне, учителям бурятского языка приходится прилагать огромные усилия, чтобы речь детей соответствовала требованиям специалитов-бурятоведов.
Ключевые слова: диалектизмы, речь, бурятская речь, двуязычие, учащиеся, письменная и устная речь.
S.M. Babushkin, B.-D. Batoyev Pedagogical Problems of Bilingualism in Secondary Ethnic Schools
The article is devoted to the particularities of Buryat speech of secondary school pupils. The authors explain that russisms and internationalisms have the strong impact of Russian ambiance on oral speech of children. But in written children’s speech borrowings and dialectisms occur much less. However, teachers accept that a dialogue and monologue skills of Buryat children are at low level. The teachers of Buryat language will have to work hard in order to make the children’s speech appropriate to the requirements of Buryat language specialists.
Key words: dialecticism, speech, Buryat, bilingualism, pupils, written and oral speech.
В национальных бурятских школах (а их в районах республики в 2009/10 учебном году насчитывалось около 158) изучают родной язык и литературу как учебный предмет, в том числе в республиканской школе-интернате № 1 г. Улан-Удэ, где обучаются дети из всех сельских районов.
Учащиеся 5-9 классов национальных школ (классов) республики, Усть-Ордынского и Агинского автономных округов свободно говорят и читают на бурятском, пишут диктанты, изложения и сочинения. Владение ими всеми формами родной речи можно оценить как удовлетворительное. Вместе с тем еще рано говорить о достаточно хорошем владении бурятским литературным языком всеми учениками национальных школ. Учащиеся сельских районов, где распространен т.н. хоринский говор, могут без труда общаться между собой на бурятском языке, хотя и у них диалектные различия проявля-
ются заметно. Школьники сел с цонголо-сартульским говором в целом понимают говорящих на литературном языке, однако последним названный говор совершенно не знаком. В преодолении диалектного произношения огромна роль школьного обучения. Говоры Усть-Ордынского автономного округа также значительно отличаются от литературного языка, кроме того, на речь западных бурят большое влияние оказывает русское окружение. Речь детей часто представляет собой русско-бурятский жаргон, иногда ее невозможно назвать ни бурятской, ни русской. Сегодня лишь школа в состоянии сохранить родной язык учащихся этого региона и в устной, и в письменной форме. Если бы не было позитивных изменений в изучении бурятского языка с конца 1980-х г., то в настоящее время подавляющее большинство учащихся округа и соседних районов не могло бы общаться на языке своей национальности с бурятами из