вать. в этом слу чае целесообразно использовать методику ранговой корреляции.
Объединение экспертов возможно на основе вычисления коэффициентов ранговой коррекции. Методика вычисления попарных коэффициентов ранговой корреляции пред-пола! ает. что вместо ранжировок «идеала» и «претендента» вписываются всевозможные пары ранжировок экспертов (таких мар может быть (). где т количество экспертов.
Обработка парных сравнений по анкете. В этом случае составляется матрица парных сравнений каждого эксперта по следующим правилам.
Предположим, что эксперт выполнил все
п(п-\) _ _
С ; = -— сравнении. Результаты могут
быть представлены в виде таблицы, где более предпочтительный в парс признак получает балл 2. менее предпочтительный - 0. эквивалентность оценивается баллом I.
Например:
Приз- наки А, А: А, А, А, Сумма баллов
А, I 0 э 4т 2 2 7
а2 2 1 2 0 0 5
А, 0 0 1 0 0 1
А, 0 2 2 1 •> Ат 7
А^ 0 2 2 0 1 5
Ранжирование признаков производится по сумме баллов, полученных каждым их них. то есть ранг 1.5 получают признаки А|. А». ранг 3.5 - А?. А< соответст венно, ранг 5 А^.
Получение нестрогого упорядочения (стандартизованных рангов) связано с допущением отношений эквивалентности и существованием циклических триад (иетранзи-I ивных предпочтений эксперта). Полученные упорядочения ранжировка каждого эксперта - обрабатываются по методике парных баллов.
Метод экспертной оценки можно использовать не только для оценивания конкретных показателей, но и для прогнозирования.
В заключение еще раз подчеркнем, что невозможно дать универсальный и неизменный набор методов исследования качества педагогического образования для всех уровней. процедур и целей проведения мониторинга. Выбор этих методов и средств определяется:
во-первых, целями, принципами и приоритетами, лежащими в основе мониторинга;
во-вторых, логикой развития процесса экс гтертного исследовани я;
в третьих, видением ситуации самими экспертами, их предпочтениями, профессионализмом. интуицией.
Поступила в редакцию 30.05.2005.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОС ТИ ИНЖЕНЕРА-ЭКОЛОГА
А.В. Козачек, Н.С. Попов
Kozachek A.V.. Poptn N.C. I he contents of The professional activity of an engineer-ecologist. I ho article presents a content research of the prfcssional activity of an engineer-ecologist. the objects and the principles of its organization. I hc essence of professional competence and skills of the engineer-ecologist is defined. This make it possible to draw up a new approach to the problem ol organization of the professionally directed engineer-ecological education in the process of continuous training of engineer-ccologists.
В работах (І; 4] мы выявили значимость инженерно-экологического образования для развития общества на современном этапе и раскрыли основные недостатки в подходах к организации такого образования в вузах. Теперь, для того чтобы правильно «выстроить траекторию» организации обучения инжене-ра-эколога. необходимо правильно определить содержание его профессиональной дея-
тельности. От этого зависит результативность функционирования всей системы инженерно-экологического образования.
Сущность профессиональной деятельности инженера-эколога
В работе [ 11 нами была раскрыта сущность понятия «профессиональная деятель-
ность». В этой связи иод профессиональной деятельностью инженера- эколога будем понимать процесс поиска и реализации комплексного решения профессиональных задач. прежде всего с точки зрения управления экологической ситуацией, направленный на достижение заданной цели и основанный на способности принятия специалистом правильных решений, умении быстро ориентироваться в сложившейся ситуации и приспосабливаться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, а также на профессиональных, физиологических и психологических характеристиках специалиста, обеспечивающих саму возможность деятельности и выполнения задач.
Цель профессиональной деятельности инженера-эколога, по нашему мнению, - это заранее намеченное изменение состояния, свойств и качеств объекта профессиональной деятельности инженера-эколога, на окончательное достижение которого направляются его усилия.
При практическом осуществлении цель профессиональной деятельности выступает как система конкретных профессиональных задач [2].
С учетом этого можно определить содержание профессиональной деятельности инженера-эколога. Что же, по нашему мнению. должен делать инженер-эколог? Инженер-эколог в процессе своей профессиональной деятельности должен:
1) при создании нового промышленного производства - уметь реально оценивать экологическую ситуацию, ставить и правильно решать задачу о комплексном социально-экономическом и экологическом оптимуме загрязнения природной среды в условиях создания и функционирования экологически безопасных малоотходных технологий;
2) в условиях существования несовершенного (с экологической точки зрения) промышленного производства - уметь выбирать и проектировать системы очистки, максимально обеспечивающие защиту окружающей среды и безопасность человека, управлять ими в комплексе;
3) в условиях как существования промышленного производства, так и наличия при нем очистных систем - уметь модернизировать, оптимизировать и управлять очи-
стными системами в целях повышения эффективности их работы при минимальных затратах.
Во всех этих случаях свою деятельность инженер-эколог реализует по определенному алгоритму. Анализируя аспекты реальной производственной деятельности инженера-эколога. научную, учебную и патентную литературу, а также техническую документацию, можно назвать основные этапы данного алгоритма (с учетом [I; 3; 4]). Итак, инженер-эколог:
1. Проводит мониторинг состоянии окружающей среды.
1.1. Анализирует окружающую среду как систему, выявляет ее системные свойства и характеристики.
1.2. Выявляет неблагоприятные воздействия и степень их влияния на компоненты окружающей среды в зависимости от различных показателей (количества, уровня, интенсивности и т. д.), определяет виды, свойства, энергетическое и фазовое состояние заг рязнений, их динамическое поведение во времени.
1.3. Определяет, есть ли превышение уровня загрязненности окружающей среды (количества загрязнений, интенсивности их воздействия и т. д.) по сравнению с предельно-допустимым уровнем, указанным в нормативных документах; определяег ущерб и рассчитывает штрафные санкции к нарушителю - физическому или юридическому лицу (в случае наличия такого превышения) на основе нормативных юридических, экономических и экологических доку ментов.
2. Проектирует мероприятии по защите окружающей среды.
2.1. Определяет необходимую степень защиты (очистки от загрязнений) окружающей среды в случае наличия превышения уровня загрязненности окружающей среды (количества загрязнений, интенсивности их воздействия и т. д.) по сравнению с предельно-допустимым уровнем.
2.2. Анализирует эффекгивность существующих мероприятий и способов защиты окружающей среды на основе результатов, полученных на этапе п. 2.1.
2.3. Обосновывает и проводит выбор мероприятий и способов защиты окружающей
среды и обработки шламов на основе экологическою и техникоэкономическою расчетов.
2.4. Определяет последовательность мероприятий и способов защиты окружающей среды и обработки шламов (разрабатывает технико-экологический проект) с использованием экономических, технических, социальных и других оценок.
2.5. Выполняет проектирование (расчет и конструирование) процессов, аппаратов и технологических схем защиты окружающей среды и обработки шламов (в случае отсутствия необходимых типовых процессов, аппаратов и технологических схем в отраслевых каталогах оборудования); выполняет подбор стандартных процессов, аппаратов и технологических схем по отраслевым катало! ам оборудования (при наличии таковых); участвует в реконструкции и модернизации уже существующих на предприятии процессов, аппаратов и технологических схем защиты окружающей среды и обработки шламов в целях повышения эффективности их работы и. соответственно, увеличения степени защиты окружающей среды.
2.6. Анализирует и рекомендует способы контроля и управления состоянием окружающей среды, состоянием процессов защиты окружающей среды и обработки шламов.
2.7. Участвует в анализе и выборе способов размещения процессов, аппаратов и технологических схем защиты окружающей среды и обработки шламов, проектировании цехов и предприятий; консультирует специалистов по контрольно-измерительным приборам и автоматизации (КИ11иА) в вопросах промышленного и экологического мониторинга, а также по вопросам выбора способов размещения приборов и оборудования контроля, управления и автоматизации процессов защиты окружающей среды и обработки шламов.
3. Реализует мероприятия по защите окружающей среды.
3.1. Осуществляет надзор за практической реализацией ранее выбранных мероприятий и способов защиты окружающей среды и обработки шламов (размещение, монтаж, пуско-наладка. текущий ремонт, останов, контроль состояния процессов и аппаратов защиты окружающей среды, управле-
ние процессами и аппаратами защиты окружающей среды и их автоматизация).
3.2. Взаимодействует с руководящими и контролирующими государственными органами, владельцами и менеджментом предприятий и организаций, рабочими коллективами, населением в рамках задач повышения эффективности природоохранной деятельности, недопущения зафязнения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Далее переходим вновь к этапу 1.
Данный алгоритм цикличен. так как после ре&тизации мероприятий по защите окружающей среды инженер-эколог снова проводит мониторинг ее состояния, и если его результаты оказались неудовлетворительными, то этапы данного алгоритма могут выполняться заново.
В процессе выполнения этого алгоритма инженер-эколог:
разрабатывает стратегию защиты окружающей среды;
принимает технологические и управленческие природоохранные решения;
осуществляет постановку задач на анализ свойств и состояний компонентов при-родо-промышленной системы, анализ их состояния. выбор способов защиты окружающей среды, проектирование процессов и аппаратов защиты окружающей среды, контроль и управление процессом зашиты окружающей среды, контроль и управление рациональным использованием природных ресурсов, расчет предельно-допустимых выбросов и т. д.;
изучает технологические и экологические аспекты задачи;
разрабатывает задание на проектирование или реконструкцию способов и аппаратов очистки;
осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
анализирует потоки веществ, то есть составляет материальный батане в целях ресурсосбережения;
анализирует потоки энергии, то есть составляет энергетический баланс в целях энергосбережения:
изучает социальные требования и юридические нормы по техническому заданию;
анализирует действующие стандарты качества природной подсистемы:
разрабатывает математические, физические и другие модели поведения компонентов природо-промышленной системы, разрабатывает сценарии их имитационного исследования, выполняет имитационное исследование;
рассчитывает процессы и аппараты защиты окружающей среды:
принимает участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов аппаратов защиты окружающей среды.
готовит исходные данные для составления отчетов, планов, смет, заявок на материалы, оборудование;
помогает разрабатывать проектно-сметную. рабочую и техническую документацию. оформляет результаты научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ;
участвует в составлении планов размещения природоохранного оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и загрузку природоохранного оборудования с учетом санитарно-гигиенических норм;
участвует в разработке технически и экологически обоснованных норм потребления ресурсов и энергии, выработки, обслуживания расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, энергии для природоохранного оборудования;
рассчитывает экономическую эффективность природоохранных процессов;
выявляет и анализирует причины сбоя в работе природоохранного оборудования, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению:
разрабатывает методы технического контроля и испытания установок защиты окружающей среды;
осуществляет контроль соблюдения технологического регламента работы оборудования защиты окружающей среды;
осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины обслуживающею персонала и правильной эксплуатацией оборудования защиты окружающей среды:
разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности природоохранных мероприятий: сравнивает реальные результаты реализации природоохранных мероприятий с экспериментальными, полученными в ходе имитационных исследований и стендовых испытаний;
сравнивает результаты реализации природоохранных мероприятий с лучшими мировыми аналогами:
- проводит постоянный мониторинг ситуации в окружающей среде и на очистных сооружениях;
проводит работы по соответствию природоохранной деятельности стандартам 1ЯО;
проводит экологическую сертификацию продукции и различных мероприятий:
- рассчитывает ущерб, наносимый природе и обществу от загрязнений, штрафные санкции к нарушителю (физическому или юридическому лицу) на основе нормативных юридических, экономических и экологических документов:
участвует в составлении экологических паспортов на оборудование и производство, патентных и лицензионных заявок на изобретения и промышленные образцы;
- рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию природоохранных технологий и дает заключения о целесообразности их использования;
участвует в проведении соответствующих его профилю научных исследований или выполнении новых технических разработок;
участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых природоохранных изделий, объектов;
изучает специальную литературу по новинкам отечественной и зарубежной науки и техники;
подготаштиваег информационные обзоры. рецензии, оттывы и заключения тта техническую доку ментацию.
Здесь же необходимо сказать и о профессиональных функциях инженера-жо.юга. к которым мы относим:
!) исполнительские - функции, связанные с выполнением инженером-экологом норм, требований и правил нормативноправовых документов в сфере зашиты окружающей среды и смежных отраслях, а также указаний вышестоящего начальства и т. д.;
2) императивные - функции, связанные с использованием инженером-экологом определенных властных полномочий (например, проведение проверок предприятий, загрязняющих окружающую среду, наложение на них предписаний, наказаний, их закрытие):
- фискальная (проверочная); административная (руководящая);
- регламентирующая;
- информирующая; воспитательная;
3) самостоятельные - функции, связанные с выполнением инженером-экологом каких-либо самостоятельных действий по защите окружающей среды (например, принятие профессиональных решений, разработка стратегии защиты окружающей среды, организация и проведение мониторинга окружающей среды и т. д.);
4) альтернативные - функции, связанные со способностью инженера-эколога решать профессиональные задачи не только в сфере защиты окружающей среды, но и в сферах промышленного производства или об шест венного потребления, например, работая химиком-аналитиком в лаборатории (в случае производственной необходимости) или химиком-технологом на химическом заводе (в случае невостребованности по основной специальности).
Профессиональная деятельность инженера-эколога строится в соответствии с определенными принципами.
Принципы профессиональной деятельности инженера-эколога, по нашему мнению, -это основные положения, определяющие содержание. организационные формы и методы организации инженером-экологом своей профессиональной деятельности по защиге окружающей среды в соответствии с ее общими целями и особенностями.
К таким принципам можно отнести следующие:
I) принцип комплексного исследования экологической проблемы - все процессы, происходящие в промышленности (прежде
всего в химической технологии) и в природе, гак или иначе, взаимосвязаны друг с другом, поэтому разработка и реализация каких-либо природоохранных мероприятий специалистом может быть основана на комплексном изучении интересуемых явлений и процессов во взаимосвязи друг с другом и едином к ним подходе;
2) принцип приоритета экологических задач перед технико-экономическими - при одновременной заинтересованности в решении задач природоохранного, произволе I-венного или экономического характера специалисту в первую очередь необходимо обеспечить решение природоохранных задач, тогда как все остальные задачи (производственные и экономические) рассматривать в качестве ограничений;
3) принцип погружения задач проектирования природо-промышленных систем в более широкий класс задач оптимального управления - любую поставленную перед специалистом профессиональную задачу удобно рассматривать с точки зрения управлении процессом ее решения, опираясь при этом на результаты имитационного экспериментального исследования проектируемого объекта;
4) принцип обеспечения гарантированной экологической безопасности производственных и управленческих решений — специалисту необходимо обеспечить безопасность инженерных решений для окружающей среды при разработке, оптимизации, проектировании, реализации и управлении объектами производственной, общественной и природоохранной деятельности;
5) принцип учета циклической воспроизводимости процессов в природо-промыитен-ных системах - многие явления и процессы в окружающей среде являются цикличными по своей сути, что необходимо учитывать специалисту при работе с ними;
6) принцип учета био-физико-химиче-ского единства процессов в промыииенности и природе - все процессы, происходящие в промышленности и в природе, подчиняются единым фундаментальным биологическим. физическим и химическим законам мира, изоморфны по отношению друг к другу, что необходимо учитывать специалисту в процессе решения профессиональных задач;
7) принцип «холизма» или целостности природных систем - все процессы и компоненты окружающей среды настолько сильно взаимосвязаны между собой, что любое изменение одного из природных компонентов может привести к неблагоприятному изменению другого природного компонента этой же системы (это принцип особенно важен при решении инженером-экологом задач экологического менеджмента);
8) принцип применения методов имитационного моделирования и исследования в профессиональной деятельности - в процессе решения профессиональных задач специалист с помощью методов математического и физического моделирования проводит вариативные исследования явлений и процессов, происходящих в природо-промышленной системе, с таким расчетом, чтобы существовала возможность непосредственного имитационного управления этими процессами изменением начальных и граничных условий с контролем всех входных и выходных данных.
Все эти принципы накладывают определенный «отпечаток» на профессиональные качества инженера-эколога, заставляют думать о том, какие области знаний ему будут полезны в вузе.
Можно сделать вывод, что инженер-эколог должен уметь решать задачи анализа и синтеза, оптимизации, ресурсо- и энергосбережения. экологического менеджмента. При этом инженер-эколог должен уметь принимать правильное решение, делать это объективно, оперативно, предвидя возможные его последствия. Кроме этого, специалист должен быстро ориентироваться в ситуации и приспосабливаться к меняющимся условиям профес-сиональной деятельности. Для этого специалисту нужен такой блок знаний, у мений и навыков, который будет связан с глубоким и системным пониманием процессов промышленной и природной технолог ий, что и сделает его компетентным.
Сущность профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков инженера-эколога
Какими же профессиональными компетенциями, знаниями, умениями и навыками должен обладать инженер-эколог для эффек-
тивного выполнения поставленных перед ним задач? Попытаемся ответить на этот вопрос в следующих формулировках.
Профессиональная компетентность ин-женера-эколога, по нашему мнению. - это совокупность профессиональных компетенций. знаний, умений и навыков специалиста, эффективная реализация которых зависит от наличия у специалиста определенного набора профессиональных, психологических и физиологических качеств, и которые обеспечивают инженеру-экологу способность творческою и интеллектуального принятия профессиональных решений и возможность результативного, комплексного и оптимального решения профессиональных задач по защите окружающей среды в большинстве ситуаций. связанных с профессиональной деятельностью.
Составными частями профессиональной компетентности инженера-эколога являются:
профессиональные компетенции;
профессиональные знания, умения и навыки.
Определим сущность понятия профессиональная компетенция инженера-эколога. По нашему мнению, профессиональная компетенция инженера-эколога - это способность инженера-эколога эффективно и своевременно реализовывать на практике свои профессиональные знания, умения и навыки, принимать правильные решения в большинстве ситуаций, связанных с выполнением его профессиональных задач по защите окружающей среды.
Понятие «профессиональная компетенция» является, по нашему мнению, более общим случаем такого понятия, как «способность принятия специалистом профессиональных инженерных решений», определяемого в различных работах как умение специалиста за счет введения в действие упорядоченною ряда мыслительных операций (профессионального мышления), в частности, сравнения и обобщения и на основе полученных им знаний, умений и навыков решать профессиональные задачи.
Профессиональные компетенции инженера-эколога можно классифицировать в соответствии с профессиональными задачами, раскрытыми нами в работе [1]:
1. По характеру решаемых профессиональных задач (компетенция в решении аналитических задач; компетенция в решении экономических задач; компетенция в решении юридических задач; компетенция в решении технологических задач; компетенция в решении санитарно-гигиенических задач; компетенция в решении коммуникативных задач; компетенция в решении педагогических задач: компетенция в решении социальных задач).
2. По содержанию решаемых профессиональных задач (компетенция в решении задач мониторинга; компетенция в решении задач анализа; компетенция в решении задач синтеза: компетенция в решении задач моделирования; компетенция в решении задач имитации (имитационного исследования); компетенция в решении задач оптимизации; компетенция в решении задач проектирования; компетенция в решении задач реализации; компетенция в решении задач управления).
3. По объекту исследования решаемых профессиональных задач (компетенция в решении задач исследования источников примесей; компетенция в решении задач исследования свойств примесей; компетенция в решении задач исследования размещения предприятия: компетенция в решении задач исследования структуры произволе! венного комплекса; компетенция в решении задач исследования компонентов природной подсистемы).
4. По времени решения и воздействия результатов решения профессиональных задач (компетенция в решении оперативных задач; компетенция в решении краткосрочных задач; компетенция в решении среднесрочных задач; компетенция в решении долгосрочных задач: компегенция в решении перспективных задач; компетенция в решении детерминированных задач; компегенция в решении вероятностных задач; компетенция в решении циклических задач).
5. По площади решения профессиональных задач (компетенция в решении локальных задач; компетенция в решении региональных задач; компетенция в решении глобальных задач).
Прежде чем определить знания, умения и навыки применительно к конкретным ви-
дам профессиональной деятельности инже-нера-эколога и решаемых им профессиональных задач, необходимо определить их сущность.
С учетом [2] будем считать, что профессиональные знания инженера-эколога - это информация (факты, сведения, научные теории, законы, определения и т. д.) по вопросам зашиты окружающей среды, закрепленная в определенной системе сознания инженера-эколога, составляющая ею личное достояние, которым он может пользоваться по необходимости, и приобретенная в процессе его жизни, учебы и профессиональной деятельности лично или от других людей.
Профессиональные умения инженера-эколога, по нашему мнению, - это осознанные практические целесообразные действия инженера-эколога. связанные с решением им профессиональных природоохранных задач, осуществляемые на основе приобрегенных профессиональных знаний (с учетом [3]).
Под профессиональными навыками инженера-эколога мы подразумеваем привычные профессиональные действия (умения) инженера-эколога, доведенные до автоматизма и безошибочно выполняемые определенными способами (с учетом |2|).
Профессиональные навыки и умения вырабатываются на основе приобретенных профессиональных знаний [2].
По нашему мнению, профессиональные знания, умения и навыки инженера-эколога можно киксифицировать следующим образом:
1) специальные профессиональные знания, умения и навыки инженера-эколога -знания, умения и навыки, необходимые для комплексного и оптимального решения системы профессиональных задач по защите окружающей среды, творческого, интеллектуального и объективною принятия профессиональных решений;
2) общепрофессиональные знания, умения и навыки инж енера-эколога - знания, умения и навыки, позволяющие инженеру-экологу решать сопутствующие или вспомогательные задачи, связанные с профессиональной деятельностью (например, проектирование конкретных типов природоохранного оборудования. разработка производственной документации и т. д.):
3) базовые профессиональные знания. умения и навыки инженера-эколога - знания, умения и навыки, являющиеся базовой основой для решения проблемно-ориентированных профессиональных задач (например, знание способов численного решения задач оптимизации, анализа, синтеза, проектирования. имитационного моделирования и т. д.):
4) элементарные профессиональные знания, умения и навыки инженера-эколога -знания, умения и навыки, дающие возможность специалисту выполнять определенные профессиональные действия при решении каких-либо задач (например, знание видов математических уравнений, методов и приемов интегрирования, дифференцирования, принципов функционирования электрических цепей, строения ядра, классификацию хими-
ческих веществ, таблицу Менделеева, умение читать и разрабатывать чертежи и т. д.).
На основе информации об области профессиональной деятельности инженера-эколога, анализа научной и учебной литературы по защите окружающей среды и по организации педагогического процесса можно определить знания, умения и навыки для выявленных нами видов профессиональных задач. Специальные и обшепрофессиональ-ные знания, умения и навыки выделены в таблице I.
Перечисленные профессиональные знания, умения и навыки, так или иначе, должны приобретаться студентами инженерно-экологических специальностей в процессе их обучения в вузе.
Таблица I
Комплекс профессиональных знаний, умений и навыков специалиста инженерно-экологического профиля
№ п/п Тематика Профессиональные
знания умения навыки
1 2 3 4 5
I. Специальные профессуоншьные знания, умения и навыки инженера-эколога
1.1 Проведение анализа окружающей среды как системы, выявление ее системных свойств и характеристик +
1.2 Выявление неблагоприятных воздействий и степени их влияния на компоненты окружающей среды в зависимости от различных показателей (количества, уровня, интенсивности и т. д.), определение видов, свойств, энергетическою и фазового состояния загрязнений, их динамического состояния во времени + + 4-
1.3 Определение, есть ли превышение уровня загрязненности окружающей среды по сравнению с предельно-допустимым уровнем, указанным в нормативных экологических документах 4. 4
1.4 Выполнение экологических и технико-экономических расчетов по защите окружающей среды, рациональному природопользованию, определению штрафных санкций к нарушителю экологической ситуации + +
1.5 Определение необходимой степени защиты (очистки от загрязнений) окружающей среды в случае наличия превышения уровня загрязненности окружающей среды по сравнению с предельнодопустимым уровнем +
1.6 Проведение анализа существующих мероприятий и способов зашиты окружающей среды на основе выявленной необходимой степени ее зашиты
1.9 Проектирование (расчет и конструирование) процессов, аппаратов и технологических схем защиты окружающей среды и обработки шлама (в случае отсутствия необходимых стандартных процессов, аппаратов и технологических схем в отраслевых каталогах оборудования)
1 И) Подбор стандартных процессов, аппаратов и технологических схем по отраслевым каталогам оборудования (в случае наличия таковых) + 4-
Продолжение таблицы I
1 2 3 4 5
111 Реконструкция и модернизация уже существующих на предприятии процессов, аппаратов и технологических схем защиты окружающей среды и обработки шлама в целях увеличения тффектив-ности их работы и, соответственно, увеличения степени защиты окружающей среды + + +
1.12 Выбор способов контроля, управления и автоматизации процессов зашиты окружающей среды и обработки шлама + +
1.13 Выбор способов размещения процессов, аппаратов и технологических схем зашиты окружающей среды и обработки шлама, проектирование цехов и предприятий; выбор способов размещения приборов и оборудования контроля, управления и автоматизации процессов зашиты окружающей среды и обработки шлама
1.14 Реализация выбранных ранее мероприятий и способов зашиты окружающей среды и обработки шлама (участие или самостоятельное размещение, монтаж, пуско-наладка, текущий ремонт, остановка, контроль за состоянием процессов и аппаратов защиты окружающей среды, управление процессами и аппаратами защиты окружающей среды и их автоматизация) +
1.15 Взаимодействие с руководящими и контролирующими государственными органами, владельцами и менеджментом предприятий и организаций, рабочими коллективами, населением в целях повышения эффективности природоохранной деятельности
1.16 Организация и руководство работой трудового коллектива природоохранного предприятия X +
1.17 Экологическое воспитание трудового коллектива природоохранного предприятия и других предприятий и пропаганда защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов среди населения
1. IX Оценка состава и свойств промежуточных продуктов с целью возможности разработки новых технологических процессов, более безопасных для окружающей среды + +
2. Общепрофессионшьные тан их, умения и навыки инженера- жо.юги
2.1 Постановка задачи шшиты окружающей среды, анализа, проектирования, упрааления и т. д. 4- + +
2.2 Формулирование целей защиты окружающей среды, анализа, проектирования, управления и т. д. + *г +
2.3 Формулирование критериев и показателей достижения целей защиты окружающей среды, анализа, проектирования, управления и т. д., построение структуры их взаимосвязей
2.4 Разработка стратегии защиты окружающей среды, анализа, проектирования, управления и т. д. + + 4
2.5 Выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных, социальных, бытовых, экономических, юридических аспектов деятельности
2.6 Разработка задания на проектирование или реконструкцию способов и аппаратов очистки 4-
2.7 Осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме (заданию) 4"
2.8 Разработка и анализ обобщенных вариантов решения проектной задачи, оценка их воздействия на окружающую среду + т 4
2.9 Нахождение компромиссных решений в условиях многокритери-альности и неопределенности т 4»
2.10 Перевод любой профессиональной задачи из класса, например, проектирования, в класс управления (например, процессом проектирования) и оптимизации +
2.11 Методологические принципы решения профессионатьных задач и учета их в профессиональной деятельности +
2.12 Стратегия принятия профессиональных решений + + +
2.13 Принятие решения, предвидение ею последствий 4-
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5
2.14 Разработка разделов «Охрана окружающей природной среды» в обоснованиях инвестиций и проектах + 4- 4-
2.15 Разработка проектов технических условий, стандартов и технических описаний 4- + 4-
2.16 Основные параметры, принципы появления, существования и функционирования природо-промышленной системы и ее объектов 4-
2.17 Сущность системных связей обмена, потребления и переработки и механизмов переноса массы, энергии и импульса между объектами промышленной и природной подсистем +
2.18 Сущность аналогии экологических объектов с химическими реакторами +
2.19 Принципы, методы и способы знерго- и ресурсосбережения, оптимизации и оптимального управления объектами природо-промышленной системы и природоохранными процессами +
2.20 Принципы и методы анализа экологической ситуации, характеристик и изменений объектов деятельности (источников выделения загрязняющих веществ и образования отходов, источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ, природоохранною оборудования, систем управления и т. д.) +
2.21 Социальные требования к состоянию и защите окружающей среды 4-
2.22 Юридические нормы состояния и зашиты окружающей среды +
2.23 Действующие стандарты качества природной подсистемы +
2.24 Принципы организации природоохранной деятельности с учетом отраслевой специфики 4-
2.25 Механизмы воздействия производства на компоненты биосферы 4-
2.26 Экологические требования, предъявляемые к сырью, материалам, готовой продукции в промышленных производствах 4-
2.27 Определение допустимой экологической нафузки на окружающую среду 4- + 4
2.28 Виды загрязнений, их классификация, характеристики и свойства +
2.29 Степень влияния различных видов загрязнений на компоненты окружающей среды +
2.30 Источники загрязнений, их классификация и характеристика 4-
2.31 Принципы, способы и теоретические основы рекуперации и утилизации газообразных, жидких и твердых отходов производства с возможностью их использования при модернизации существующих и создании новых производств +
2.32 Виды основного технологического природоохранного и промышленною оборудования и принципы его работы +
2.33 Технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных технологий защиты окружающей среды 4*
2 34 Системы и методы проектирования химико-технологических и природоохранных процессов и режимов функционирования +
2.35 Принципы и методы размещения производственных цехов на определенной территории, степень влияния такого размещения на окружающую среду +
2.36 Выполнение размещения технологических схем и установок по очистке газовых выбросов и сточных вод и переработке твердых отходов на определенной территории с учетом влияния такого размещения на окружающу ю среду 4- 4
2.37 Принципы и методы работы в управленческих структурах природоохранных органов и в органах надзора за экологической безопасностью +
2.38 Расчет штрафных санкций к нарушителю (физическому или юридическому лицу) в случае наличия превышения уровня загрязненности окружающей среды по сравнению с предельно-допустимым уровнем, на основе нормативных юридических, экономических и экологических документов + 4- 4-
Продолжение таблицы I
I 2 3 4 5
2.39 Проведение экологических экспертиз проектных решений, технологических процессов и производств, сертификации продукции по признакам экологической безопасности + + 4-
2.40 Конструирование, разработка технологии изготовления оборудования защиты окружающей среды ■f 4- +
2.41 Конструирование, разработка технологии изготовления наладки специализированной оснастки или технологического инструмента для типового оборудования защиты окружающей среды + + 4-
2.42 Использование каталогов технологическою и вспомогательного оборудования для выбора готовых машин и аппаратов применительно к данному технологическому процессу зашиты окружающей среды +
2.43 Проведение работы по испы танию вновь созданного оборудования защиты окружающей среды + 4* 4-
2.44 Планирование и проведение научных исследований в области зашиты окружающей среды + 4- 4*
2.45 Основные научно-технические проблемы экологической безопасности +
2.46 Перспективы развития техники и технологии защиты окружающей среды +
2.47 Способы проведения экологических экспертиз проектных решений, технологических процессов и производств, сертификации продукции по признакам экологической безопасности
2.48 Организационные основы осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и антропогенного характера на предприятиях отрасли +
2.49 Нормативы загрязненности окружающей среды +
2.50 Стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации на технику защиты окружающей среды +
2.51 Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по технологической подготовке как промышленного производства, гак и природоохранной техники 4
2.52 Принципы, методы и средства экологического и производственного контроля +
2.53 Прикладные компьютерно-информационные программы в области решения задач защиты окружающей среды •f
2.54 Принципы и методы прикладного программирования, программирование при орг анизации защиты окружающей среды 4- 4-
2.55 Основные физико-химические процессы в атмосфере, гидросфере и почвенном слое: особенности распространения и трансформации загрязняющих веществ в окружающей среде, их расчет 4- + 4-
Заключение
Проведенный анализ содержания профессиональной деятельности инженера-эколога позволяет с новых позиций подойти к разработке профессионально-ориентированной методолог ии организации подготовки инженера-эколога в вузе.
Ктачек А.В. Принципы организации непрерывного профессионально-ориентированного инженерно-экологического образования П Психол.-педагог, журн. Гаудеамус. Тамбов. 2004. № I (5). С. Ю5-П4.
2. Под.часый П.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М., I996.
3. Попов Н.С. Проектирование информационноаналитической системы природопользования Ч Информационные системы и процессы: сб. науч. ip. / под ред. проф. В.М. Тютюнника. Тамбов - М. СПб. Баку - Вена, 2003. Выи. I.C. 136-I52.
4. Попов Н.С. Современные проблемы профес-
сиональной подготовки инженеров-экологов в вузе // Экология Центрально-Черноземной области Российской Федерации: науч.-техи.
журн. 2003. № 2 (11). С. 54-57.
Поступила в редакцию 10.06.2U04.