Евразийская адвокатура. 2022. № 3 (58). С. 47. Eurasian advocacy. 2022;(3(58)):47.
Актуальные проблемы адвокатской практики
Научная статья УДК 34.096
doi 10.52068/2304-9839_2022_58_3_47
СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА ДОСТУПНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тремполец Лилия Александровна
Ассистент кафедры административного и финансового права Юридического института Российского университета дружбы народов
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Российская Федерации
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о содержании принципа доступности в рамках административного судопроизводства. В науке отсутствует точное определение его содержания, как и ответ на вопрос, какими конкретно механизмами фактически обеспечивается принцип доступности правосудия в рамках административного судопроизводства. В ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.06.2022), содержащей правила отправления правосудия при осуществлении судебного контроля за законностью и обоснованностью исполнения органами государственной власти публичных функций, обеспечение доступности правосудия в сфере публичных отношений выделено первым в числе судопроизводственных задач. Данное обстоятельство обусловлено особой ролью административного судопроизводства в реализации конституционного права граждан на судебную защиту от незаконных решений, действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц.
Ключевые слова: административное судопроизводство, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, принцип доступности, доступность правосудия
Для цитирования: Тремполец Л.А. Содержание принципа доступности административного судопроизводства в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2022. № 3 (58). С. 47. https://doi.org/10.52068/2304-9839_2022_58_3_47
Actual problems of advocacy practice
Original article
CONTENT OF THE PRINCIPLE OF ACCESSIBILITY OF ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Trempolets Lilia Aleksandrovna
Assistent department of the administrative and financial law of Legal institute of the of the People's Friendship University of Russia
117198, Moscow, Miklukho-Maklaya str., 6, Russian Federation
Abstract: The article discusses the issue of the content of the principle of accessibility in administrative proceedings. There is no precise definition of its content, nor is there an answer to the question as to which specific mechanisms in fact ensure the principle of access to justice in administrative proceedings. In the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation, which contains rules on the administration of justice in the exercise of judicial control over the lawfulness and reasonableness of the exercise of public functions by State authorities, Ensuring access to justice in the sphere of public relations has been singled out as the first judicial tasks. This is due to the special role of administrative proceedings in the realization of the constitutional right of citizens to judicial protection from unlawful decisions, actions (inaction) of public authorities and their officials.
Keywords: administrative proceeding, the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation, the principle of accessibility, access to justice
For citation: Trempolets L.A. Content of the principle of accessibility of administrative proceedings in the Russian Federation = Eurasian advocacy. 2022;3(58):47. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2022_58_3_47
© Тремполец Л.А., 2022
Принцип доступности правосудия в судебной практике Конституционного Суда Российской Федерации признается в качестве гарантии справедливого правосудия и подразумевает такие его аспекты, как территориальная и транспортная доступность, технические возможности видео-конференцсвязи, судебные издержки и др. [8]. В мотивировочной части своего постановления Конституционный Суд указывает, что «в целях обеспечения публично-правовых интересов надлежащего функционирования судебной власти решением о передаче уголовного дела в суд иной территориальной юрисдикции при определении суда, в который необходимо передать уголовное дело для рассмотрения, должны соблюдаться гарантии справедливости и состязательности (включая учет мнения сторон о наличии каких-либо препятствий к передаче дела в определенный суд) и обеспечиваться принцип доступности правосудия (территориальная и транспортная доступность, технические возможности видеокон-ференцсвязи, судебные издержки и др.)» [8].
Рассмотрим содержание принципа доступности правосудия. Его компоненты приведены в постановлении Конституционного Суда РФ:
1) территориальная доступность;
2) транспортная доступность;
3) технические возможности видеоконферен-цсвязи;
4) финансовая доступность (судебные издержки).
Территориальная и транспортная доступность правосудия предполагает обеспеченную государством возможность подачи заявления в рамках созданной системы судов, равномерно распределенных по территории соответствующего региона. Законом предусмотрена возможность взыскания расходов на проезд к месту рассмотрения административного дела за счет проигравшей стороны. Однако в силу большой территории страны и ограниченной финансовой возможности большей части ее населения критерий территориальной и транспортной доступности существенно влияет на доступность правосудия.
Технические возможности видеоконфе-ренцсвязи
В современных условиях возросла роль удаленного обращения в органы государственной власти, в том числе в суды. Так, согласно п. 8 ст. 125 КАС РФ [4, с. 43], административное исковое заявление может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно Концепции информационной политики судебной системы Российской Федерации [12], к принципам развития информационной политики судебной системы отнесены информационная открытость и доступность для граждан и организаций, а в задачу развития информационной политики судебной системы входит соответствие технологического развития и оснащения судов современным требованиям.
Техническая оснащенность судебной системы позволяет лицам, не обладающим возможностью очного участия в судебном заседании, получить судебную защиту своих прав, свобод и реализацию законного интереса. При этом на участника процесса, который участвует в заседании посредством видеоконференцсвязи, распространяются все права и обязанности, которые были бы предоставлены ему при личном присутствии в зале суда.
В соответствии с приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 401 «видео-конференцсвязь» - это способ осуществления процессуальных действий, предусмотренных законом, с использованием программно-технических средств передачи аудио- и видеоинформации по каналам связи с одним или несколькими абонентами [3]. Под технической возможностью видеоконференцсвязи, в свою очередь, подразумевается наличие исправного оборудования, каналов связи достаточной пропускной способности для проведения судебного заседания в указанном режиме.
Для проведения заседания в формате видео-конференцсвязи требуется подать на имя председательствующего судьи соответствующее ходатайство с указанием объективных причин ее использования с приложением документов, подтверждающих невозможность прибытия участника [1]. Суд может удовлетворить соответствующее ходатайство при наличии технической и организационной возможности проведения заседания в таком формате. Заявить ходатайство могут непосредственный участник процесса, представитель участника, свидетель, эксперт, переводчик, лица, находящиеся в местах лишения свободы или под стражей, при невозможности их этапирования. При положительном определении суда видео-конференцсвязь для указанных лиц организуется в суде по месту их жительства, пребывания или нахождения, а для лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, - в соответствующих учреждениях.
Судья, рассматривающий дело (председательствующий по делу), дает поручение секретарю судебного заседания или помощнику судьи предварительно согласовать возможность организации проведения судебного заседания в режиме ВКС с абонентами на определенную дату и время. Планируемое заседание не должно накладываться на основной график проведения судебных заседаний в том суде, в котором заявитель имеет возможность принять участие в режиме ВКС. Суд также не вправе отказать заявителю в участии в режиме ВКС на основании использования иных процессуальных возможностей (иметь представителя в судебном заседании, подавать письменные объяснения по делу), поскольку это нарушит его право на участие в судебном заседании. Данную правовую позицию сформулировал Верховный Суд Российской Федерации: «Гарантия участия лица в судебном заседании посредством использования систем видеоконференцсвязи при наличии технической возможности не может быть компенсирована посредством использования лицом, участвующим в деле, других процессуальных прав, в том числе права давать суду объяснения в письменной форме» [11].
Возможность участия в процессе посредством видеоконференцсвязи является важной инновацией для административного судопроизводства, поскольку выступает дополнительной гарантией доступа к правосудию лицам, не обладающим возможностью участия в рассмотрении административного дела лично. Но, как показывает практика, качество видеоконференцсвязи для возможности адекватного донесения позиции по делу участниками ВКС, а также полнота технической оснащенности судов нуждаются в совершенствовании.
Следует отметить, что применение видеокон-ференцсвязи выступает одним из элементов электронного правосудия наравне со следующими составляющими:
1. Подача процессуальных документов в электронной форме через официальный сайт суда в сети «Интернет».
2. Формирование состава суда, обеспечиваемое автоматизированной информационной системой (АИС) «Судопроизводство».
3. Размещение информации о движении дела на сайте судов. Получение автоматических уведомлений о движении дела через систему «Электронный страж». Получение судебных извещений в электронной форме.
4. Электронные доказательства.
5. Аудиопротоколирование судебных заседаний.
6. Размещение в автоматизированной информационной системе (АИС) «Судопроизводство» и в картотеке дел на сайте суда судебных актов по всем делам, рассмотренным судами. Размещение судебных актов в государственной автоматизированной системе Российской Федерации (ГАС) «Правосудие» [5, с. 48].
Электронное правосудие в целом направлено на более эффективную работу суда по принятию к рассмотрению заявлений, рассмотрение дел и исполнение судебных решений, на экономию временных и финансовых ресурсов как заявителя, так и суда, а также на улучшение доступности правосудия для частных лиц.
Следует отметить, что в настоящее время в первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе» [13]. Согласно законопроекту исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал), либо через информационную систему, определенную Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, либо через систему электронного документооборота участника процесса посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия [13]. Суды при технической возможности будут предоставлять участникам процесса дистанционный доступ к документам через выбранную Верховным Судом систему. Судебные повестки и извещения законопроект также разрешает доставлять через портал госуслуг и систему электронного документооборота. Если участник процесса ранее согласился получать извещения от портала, то повестка будет считаться доставленной.
Электронное судебное решение будет направляться участникам в режиме ограниченного доступа через портал госуслуг либо системы электронного документооборота.
В соответствии с законопроектом участники процесса смогут участвовать в судебном заседании путем использования системы веб-конференции при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в судах технической возможности осуществления веб-конференции. Основанием для отказа в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании посредством веб-
конференции может быть отсутствие технической возможности для участия в судебном заседании с использованием системы веб-конференции либо разбирательство дела в закрытом судебном заседании.
При этом участники процесса не будут лишены права подавать документы на бумажном носителе и лично присутствовать в судебных заседаниях. Вводимые законопроектом положения будут применяться ими по собственному усмотрению.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, он «позволит повысить гарантии прав граждан и юридических лиц на судебную защиту, усовершенствовать действующие нормы процессуального законодательства, регламентирующие порядок использования электронных документов в судопроизводстве» [13].
Финансовая доступность
Одной из составляющих принципа доступности правосудия является финансовая возможность реализации права на судебную защиту административными истцами. В данном контексте речь идет не только об оплате судебных расходов, но также о конституционном праве на получение бесплатной юридической помощи в рамках административного судопроизводства.
Как отмечает А.В. Абсалямов, в административном правоотношении стороны изначально не равны при осуществлении своего права на судебную защиту, так как органы государственной власти освобождены от уплаты в государственный бюджет соответствующих пошлин. Субъекты же, не наделенные государственно-властными полномочиями, по общему правилу должны исполнить эту обязанность до момента обращения в суд [4, с. 43].
Согласно ч. 4 ст. 107 КАС РФ, малоимущие граждане, признанные таковыми в соответствии с законодательством о порядке учета среднедушевого дохода для признания граждан малоимущими, являющиеся административными истцами и административными ответчиками, освобождаются от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела [1].
В судебной практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации к составляющим доступность правосудия отнесено такое действие суда, как предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по уплате государственной пошлины на этапе обращения в арбитражный суд. В определении суда указано, что данное действие «направлено на обеспечение доступности правосудия и
реализацию права на судебную защиту, одной из целей которой является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица» [9].
Так, в соответствии со ст. 111 КАС РФ суд присуждает стороне, в пользу которой состоялось решение суда, с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе издержки, связанные с рассмотрением административного дела (включая расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой
в суд) [1].
Право взыскания судебных расходов также является одной из гарантий принципа равного доступа к правосудию. Кроме этого, возмещаются расходы на досудебный сбор доказательств, которые были необходимы для реализации права на обращение в суд Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» [10], расходы, понесенные административным истцом в связи с собиранием доказательств до предъявления административного искового заявления в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.
С проблемой доступности правосудия сталкиваются прежде всего лица, вынужденные обратиться за судебной помощью и непосредственно участвующие в судебном процессе. Согласно докладу «Правовая грамотность россиян за 2020 год» Аналитического центра НАФИ [14, с. 25], доля граждан, которые знают свои права и могут определить ситуации, в которых они нарушаются, составляет 40 %. При этом доля лиц с низкими доходами, не обладающих возможностью подать иск в суд для защиты своих прав, составляет 25 % [14, с. 44]. В этой ситуации важной составляющей права на доступ к правосудию является право на получение бесплатной юридической помощи, которое на данном этапе предусмотрено ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324-Ф3 (ред. от 01.07.2021) (далее -Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации») [2]. Согласно правовой позиции Конституционного Суда, сформулированной в постановлении от 23 января 2007 г. № 1-П, оказание бесплатной юридической помощи выступает в качестве публичной обязан-
ности государства: «общественные отношения по поводу оказания юридической помощи находятся во взаимосвязи с реализацией соответствующими субъектами конституционной обязанности государства по обеспечению надлежащих гарантий доступа каждого к правовым услугам и возможности привлечения каждым лицом, заинтересованным в совершении юридически значимых действий, квалифицированных специалистов в области права, - именно поэтому они воплощают в себе публичный интерес, а оказание юридических услуг имеет публично-правовое значение. ... Соответственно, право на получение квалифицированной юридической помощи, выступая гарантией защиты прав, свобод и законных интересов, одновременно является одной из предпосылок надлежащего осуществления правосудия, обеспечивая его состязательный характер и равноправие сторон» [7]. Таким образом, право на бесплатную юридическую помощь является одной из составляющих принципа доступности правосудия, поскольку данным правом осуществляется реализация на практике возможности лица обратиться в суд за защитой своих прав, получив необходимую правовую поддержку.
В соответствии с КАС РФ граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Субъектами, которые могут являться представителями лица, участвующего при рассмотрении административного дела, могут быть адвокаты, представившие суду документы, удостоверяющие статус адвоката и их полномочия, и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, также представившие документы о своем образовании и документы, удостоверяющие их полномочия.
В ст. 54 КАС РФ определены категории лиц, которые в обязательном порядке должны иметь своих представителей при рассмотрении и разрешении административных дел. К ним отнесены:
- недееспособные граждане (их права и законные интересы защищают их законные представители - родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом и которые могут (а в установленных КАС РФ случаях - обязаны) поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю);
- граждане, ограниченные в дееспособности, и граждане, которые не достигли возраста восемнадцати лет (их права и законные интересы могут защищать в судебном процессе представители или законные представители - родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом и которые также могут (а в установленных КАС РФ случаях - обязаны) поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю);
- административные ответчики, место жительства которых неизвестно, либо административные ответчики, в отношении которых [6] решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке (их права могут защищаться также назначенным судом адвокатом) [1].
Частью 1 ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определен круг лиц, которые могут на нее претендовать. Так, правом на получение бесплатной юридической помощи от государства обладают следующие категории граждан:
1) малоимущие граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей (в том числе лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и усыновители);
5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [2]. При этом, как отмечает О.С. Рогова, положения региональных законов должны быть направлены на выполнение целей концепции доступности правосудия - нивелирование различного рода административных преград при обращении гражданина за защитой своих прав. Выделение же в законе субъектов получения бесплатной юридической помощи направлено лишь на оказание бесплатной юридической помощи наиболее нуждающимся [6].
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения; органы управления государственных внебюджетных фондов; государственные юридические бюро. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В административном судопроизводстве бесплатная юридическая помощь (осуществление
правового консультирования в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составление для них заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера) может быть оказана, согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в следующих случаях:
- обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;
- обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
В рамках самого процесса бесплатная юридическая помощь полагается, если ее получатели являются гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре [2].
Таким образом, для получателей бесплатной юридической помощи в рамках административного судопроизводства законом предусмотрены как представительство в суде, так и помощь в составлении соответствующих документов. Обязанность подтверждения статуса получателя бесплатной юридической помощи возложена на граждан, на нее претендующих. Законами субъектов может быть предусмотрен более широкий перечень категорий получателей бесплатной юридической помощи, поскольку социальная политика находится в ведении субъектов Российской Федерации (а получение бесплатной юридической помощи рассматривается как вид государственной социальной помощи).
Согласно п. 4 ст. 107 КАС РФ, малоимущие граждане, признанные таковыми в соответствии с законодательством о порядке учета среднедушевого дохода для признания граждан малоимущими, являющиеся административными истцами и административными ответчиками, освобождаются от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, наравне с инвалидами I и II групп, общественными организациями инвалидов и ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий и военной службы [1]. Таким образом, в настоящее время для получения бесплатной юридической помощи лицо обязано предоставить в суд соответствующие документы, подтверждающие данный статус, для эффективной судебной защиты.
Итак, в содержание принципа доступности входят территориальная и транспортная доступность правосудия, право на дистанционную подачу административного искового заявления и право на участие в судебном заседании в режиме видеоконференцсвязи, финансовая доступность и право на бесплатную юридическую помощь.
Список источников
1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.06.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_176147/9bc7417a15342a6dbe1 8e531e62e03be0d3640cc/.
2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 (ред. от 01.07.2021) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/cab 5f01f2ccb6e9c7c45bd79f11b5d975d0e8dfc/.
3. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 401 «Об утверждении Регламента организации применения видеоконференцсвязи при подготовке и проведении судебных заседаний» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420346559.
4. Абсалямов А.В. Административное судопроизводство в арбитражном суде: Теоретико-методологические аспекты. М.: Формула права, 2009. С. 43.
5. Кондюрина Ю.А. Доступность правосудия как условие эффективности системы электронного судопроизводства // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2016. № 3 (48) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/dostupnost-pravosudiya-kak-uslovie-effektivnosti-sistemy-elektronnogo-sudoproizvodstva.
6. Рогачева О.С. Право граждан на бесплатную помощь в административном судопроизводстве: правовой и социально-ориентированный подход // Журнал административного судопроизводства. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pravo-grazhdan-na-besplatnuyu-yuridicheskuyu-pomosch-v-administrativnom-sudoproizvodstve-pravovoy-i-sotsialno-orientirovannyy.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 (ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_205136/d71ce9503f7190114ef51dfb3f370cc 272482f08/.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.11.2018 № 39-П «По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 1, частей первой, третьей и четвертой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.В. Лушникова, А.С. Пушкарева и И.С. Пушкарева» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310692/.
9. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государ-
ственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157800/6fcdd03 60e44f215b55f388596c73a76f2d603ef/.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_194054/.
11. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.03.2018 № 53-КГ17-36 [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/sud/kassatsionnoe-opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-02032018-n-53-kg17-36/.
12. Концепция информационной политики судебной системы на 2020-2030 годы (одобрена Советом судей РФ 5 декабря 2019 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73061586/.
13. Законопроект № 1144921-7 // Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1144921-7.
14. Правовая грамотность россиян / Н.С. Макарова, Е.В. Никишова, Д.С. Рассадина; Аналитический центр НАФИ. М., 2020. С. 10, 25.
References
1. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossi-jskoj Federacii ot 08.03.2015 № 21-FZ (ot 11.06.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 20.06.2022) [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_176147/9bc7417a15342a6dbe18e531e62e03be0d3640cc/.
2. Federally"] zakon ot 21.11.2011 № 324-FZ (red. ot 01.07.2021) «O besplatnoj yuridicheskoj pomoshhi v Rossijskoj Federacii» [E'lektronny'j resurs]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121887/ cab5f01f2ccb6e9c7c45bd79f11b5d975d0e8dfc/.
3. Prikaz Sudebnogo departamenta pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii ot 28 dekabrya 2015 goda № 401 «Ob utverzhdenii Reglamenta organizacii primeneni-ya videokonferenczsvyazi pri podgotovke i provedenii sudebny"x zasedanij» [E'lektronny'j resurs]. URL: https:// docs.cntd.ru/document/420346559.
4. Absalyamov A.V. Administrativnoe sudoproizvod-stvo v arbitrazhnom sude: Teoretiko-metodologicheskie aspekty". M.: Formula prava, 2009. S. 43.
5. Kondyurina Yu.A. Dostupnost" pravosudiya kak uslovie effektivnosti sistemy" e"lektronnogo sudoproizvodstva // Vestnik OmGU. Seriya. Pravo. 2016. № 3 (48) [E'lektronny'j resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/dostupnost-pravosudiya-kak-uslovie-effek-tivnosti-sistemy-elektronnogo-sudoproizvodstva.
6. Rogacheva O.S. Pravo grazhdan na besplatnuyu po-moshh" v administrativnom sudoproizvodstve: pravovoj i soriaTno-orientirovanny"] podxod // Zhurnal administrativnogo sudoproizvodstva. 2020. № 1 [E'lektronny'j resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-grazhdan-na-besplatnuyu-yuridicheskuyu-pomosch-v-administrativnom-sudoproizvodstve-pravovoy-i-sotsial-no-orientirovannyy.
7. Postanovlenie Plenuma Verxovnogo Suda RF ot 27.09.2016 № 36 (red. ot 17.12.2020) «O nekotoryx vopro-sax primeneniya sudami Kodeksa administrativnogo sudo-proizvodstva Rossijskoj Federacii» [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_205136/d71ce9503f7190114ef51dfb3f370cc272482f08/.
8. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 09.11.2018 № 39-P «Po delu o proverke konstitucionnosti chastej pervoj i tret'ej stat'i 1, chastej pervoj, tret'ej i chet-vertoj stat'i 35 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhalobami grazhdan A.V. Lush-nikova, A.S. Pushkareva i I.S. Pushkareva» [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_310692/.
9. Postanovlenie Plenuma VAS RF ot 11.07.2014 № 46 «O primenenii zakonodateFstva o gosudarstven-noj poshline pri rassmotrenii del v arbitrazhny'x sudax» [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_157800/6fcdd0360e44f215b55f 388596c73a76f2d603ef/.
10. Postanovlenie Plenuma Verxovnogo Suda RF ot 21.01.2016 № 1 «O nekotory'x voprosax primeneniya zakonodateFstva o vozmeshhenii izderzhek, svyazanny'x s rassmotreniem dela» [E'lektronny'j resurs]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194054/.
11. Kassacionnoe opredelenie Sudebnoj kollegii po administrativny"m delam Verxovnogo Suda RF ot 02.03.2018 № 53-KG17-36 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://legalacts.ru/sud/kassatsionnoe-opredelenie-verk-hovnogo-suda-rf-ot-02032018-n-53-kg17-36/.
12. Koncepciya informacionnoj politiki sudebnoj siste-my" na 2020-2030 gody" (odobrena Sovetom sudej RF 5 dekabrya 2019 g.) [E"lektronny"j resurs]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73061586/.
13. Zakonoproekt № 1144921-7 // Sistema obespech-eniya zakonodatel"noj deyatel"nosti [E"lektronny"j resurs]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1144921-7.
14. Pravovaya gramotnost" rossiyan / N.S. Makarova, E.V. Nikishova, D.S. Rassadina; Analiticheskij centr NAFI. M., 2020. S. 10, 25.
Статья поступила в редакцию 20.06.22; одобрена после рецензирования 30.06.22; принята к публикации 30.06.22.
The article was submitted 20.06.22; approved after reviewing 30.06.22; accepted for publication 30.06.22.
международный уровень партнёрства
ДЕЛОВЫЕ ЗНАКОМСТВА
НОВЫЕ КЛИЕНТЫ
О, +7 (917) 447-44-47
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
legatbusinessforum.com
m
/ч <
Л /
IS
TI