Научная статья на тему 'Содержание правового статуса авторов произведений науки, литературы и искусства'

Содержание правового статуса авторов произведений науки, литературы и искусства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1790
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / COPYRIGHT / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ / EXCLUSIVE RIGHT TO WORK / ПРАВОВОЙ СТАТУС АВТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАУКИ / THE LEGAL STATUS OF THE AUTHORS OF SCIENTIFIC / ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА / LITERARY AND ARTISTIC WORKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кубышко М. В.

Автор статьи рассматривает содержание правового статуса авторов произведений науки, литературы и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the legal status of the authors of scientific, literary and artistic works

The author examines the content of the legal status of the authors of scientific, literary and artistic works

Текст научной работы на тему «Содержание правового статуса авторов произведений науки, литературы и искусства»

УДК 347.78 ББК 67.403

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА АВТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА КУБЫШКО,

адъюнкт Московского университета МВД России E-mail: kybishko@ya.ru

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Научный руководитель: доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор Н.Д. Эриашвили Научный консультант: доктор юридических наук, профессор Ю.С. Харитонова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Автор статьи рассматривает содержание правового статуса авторов произведений науки, литературы и искусства. Ключевые слова: авторское право, интеллектуальная собственность, исключительное право на произведение, правовой статус авторов произведений науки, литературы и искусства.

Annotation. The author examines the content of the legal status of the authors of scientific, literary and artistic works. Keywords: copyright, intellectual property, the exclusive right to work, the legal status of the authors of scientific, literary and artistic works.

В сфере интеллектуальной собственности важной категорией является концепция прав авторов произведений науки, литературы и искусства. В международной и зарубежной практике права авторов делятся на моральные и имущественные. Моральное право носит неимущественный характер и входит в более широкую категорию так называемых личных прав.

Р.В. Авдонин справедливо подметил, что английский закон 1988 г. впервые закрепил «моральные права» автора. Действовавший до этого Закон 1956 г. не содержал норм о личных правах автора1.

Если сделать небольшой экскурс в историю, то можно заметить, что в русской дореволюционной юридической литературе авторское право рассматривалось только как имущественное, но не личное.

Однако, в конце XIX в. сложилась дуалистическая концепция авторского права, согласно которой автору в отношении его произведения принадлежат две группы прав различной природы: моральные и имущественные. Позже эта концепция была принята законодателями большинства государств в целях разработки национальных законов об авторском праве. При этом многие авторы считали, что между

личными и имущественными авторскими правомочиями нельзя провести резкую грань: они почти неразрывно связаны друг с другом.

В условиях социализма единственным законным способом извлечения имущественной выгоды от использования произведения считалось получение авторского вознаграждения (гонорара). В связи с этим в юридической литературе часто высказывалось мнение, что лишь данное право относится к имущественным. Все остальные права: право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения — относятся к числу личных неимущественных.

К личным неимущественным правам предлагалось относить и иные права: право на помощь автору со стороны издательства и право на регистрацию произведения, устанавливающую дату его выхода в свет; право на депонирование рукописи, право на перевод и право на посвящение произведения.

Необходимо отметить, что значительная часть ученых относила к личным неимущественным правам такие права, как: право авторства, право на ав-

торское имя, право на неприкосновенность произведения и на опубликование, а право на вознаграждение, а также на воспроизведение и распространение произведения и некоторые иные правомочия — к имущественным правам.

В настоящее время традиционно правомочия автора подразделяют на две основные категории: личные и имущественные права.

Р.В. Авдонин2 считает, что личные неимущественные права — творческие интересы автора, связанные с общественной оценкой произведения, — не имеют имущественного содержания.

Имущественные права имеют экономическую ценность и подлежат денежной оценке. Их можно передать другим лицам на основании договоров и других основаниях правопреемства.

Ст. 1255 ГК РФ в прямом смысле не проводит разделения правомочия автора на личные неимущественные права и имущественные права. Системные анализ утратившей силу ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» и ст. 1270 ГК РФ показывает, что категория «имущественные права» была заменена на «исключительное право на произведение».

Безусловно, разграничение субъективных правомочий на личные неимущественные и имущественные носит условный характер.

М.В. Гордон отмечал, что рассмотрение в теории авторского права личных неимущественных и имущественных правомочий является скорее делом научного разграничения или удобством изложения, чем делом принципа3.

В.И. Серебровский считал, что следует отказаться от деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные. Его позиция основывалась на том, что любое правомочие автора охраняет как его личные неимущественные интересы, так и интересы имущественные4.

По мнению М.В. Гордона, указанная классификация оправдана лишь тогда, когда известна цель, которую преследует автор при реализации конкретного правомочия5. Также он отмечал, что существование имущественные и личных правомочий автора не означает, что авторское право является правом «двойным», состоящим из независимых друг от друга имущественных и личных правомочий. Тесная связь обоих категорий правомочий автора основана

на единстве тех общественных отношений, которые появляются в связи с созданием произведения6.

Безусловно, практическую ценность имеет разделение прав автора на указанные группы.

А.Я. Канторович утверждал, что авторское право по своему существу есть институт имущественного характера'.

В связи с тем, что большая часть авторских прав имеет имущественную составляющую, мы разделяем позицию В.А. Дозорцева, что целесообразно ограничить перечень личных прав лишь правом авторства8.

3.П. Гаврилов, в зависимости от степени связанности с личностью автора, предлагал выделить две группы прав: личные неимущественные и просто неимущественные9.

4. 1 ст. 150 ГК РФ закрепляет, что право авторства неотчуждаемо и не может передаваться другим лицам. Однако, требуется ее корректировка в аспекте, допускающем такое основание возникновения этого права, как от рождения.

На наш взгляд, все правомочия автора связаны исключительно с его имущественными интересами.

Г.Ф. Шершеневич писал, что мысль не поддается закреплению за известным лицом и закон остается бессильным при желании защитить этот личный интерес автора. Защита такого интереса достигается не юридическим путем, а посредством литературной критики10.

Личная сторона в авторском праве защищается косвенно через защиту имущественного права.

Гражданский кодекс (ст. 1255) уравнял между собой все авторские правомочия и содержит более подробную, по сравнению с прежними нормативными актами, регламентацию имущественных правомочий.

Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

Исключительное право принадлежит автору произведения науки, литературы и искусства (ст. 1255 ГК РФ). Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или эк-

земпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 ГК РФ). Иными словами, право авторства презюмируется11.

О.А. Степанова выделила следующие признаки объектов исключительных прав: в их качестве выступают идеальные результаты интеллектуальной деятельности; они являются нематериальными — идеи, образы, возникающие в результате интеллектуальной (творческой, умственной, духовной и т.п.) деятельности человека; они не подвержены износу (амортизации); подверженность исключительных имущественных прав оценке; неограниченный круг пользователей; возможность быть выраженными в объективной форме. Определение идеального результата было дано данным автором как «выраженная в определенной объективной форме система идей, образов, иных нематериальных категорий, являющаяся воплощением духовной деятельности ав-тора»12. Единственное сомнение вызывает привязка к объективной форме.

Относительно авторского права на произведения науки, литературы и искусства следует заметить, что исключительные права возникают с момента создания произведения. В таких случаях произведение возникает как идея, образ в голове творца и может быть не выражена в объективной форме долгое время и говорить о том, что идеального результата не возникло, не совсем верно. Безусловно, произведение как идеальный результат интеллектуальной деятельности должно быть выражено в объективной форме.

В связи с этим следует полностью поддержать позицию Р.В. Авдонина13 о том, что объект исключительных прав необходимо определить как «результат интеллектуальной деятельности», обозначающий «совокупность образов, идей, суждений и т.д., созданных в результате мыслительной деятельности автора».

Между тем, личные права лежат в основе имущественных. Личные права, так же, как и имущественные, являются абсолютными правами. При этом обе группы прав возникают с момента создания произведения. Главное различие имущественных и личных прав заключается в невозможности отчуждения последних. Однако, возможность свободного отчуждения права не является признаком его исключительности. Пример тому — право собственности, свободно переходящее к другим лицам и, тем не менее, не являющееся исключительным.

По справедливому мнению Р.В. Авдонина, исключительность проявляется в том, что только правообладатель, а вначале исключительно автор, может определить судьбу права и это гарантируется защитой от всех третьих лиц.

Право авторства является исходным, определяющим правомочием автора.

Это право всегда первоначально и принадлежит только автору в виду его неразрывной связи с личностью создателя.

В.А. Дозорцев утверждает, что право авторства, которое само не есть имущественное право, является основанием возникновения интеллектуальных творческих прав. В интеллектуальной сфере право авторства играет специфическую роль, и его смешение с другими неимущественными правами может привести к ошибочным выводам14.

При создании произведения несколькими лицами в соавторстве право авторства может принадлежать нескольким лицам. При использовании такого произведения науки, литературы или искусства право авторства реализуется всеми создателями произведения.

Ч. 1 ст. 1265 ГК РФ право автора на имя определяет как право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно; данное право неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Ничтожным признан отказ от этого права.

Для восстановления нарушенного права на имя автор по существу требует признания его автором произведения15. И действительно, право на имя вытекает из права авторства, без признания лица автором невозможна и реализация им права на имя. Эти права схожи, но не тождественны.

Гражданский Кодекс РФ в ст. 1266 закрепляет такое личное неимущественное право автора, как право на неприкосновенность произведения, формулируя его в п. 1 указанной статьи следующим образом: не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, по-

слесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Ст. 1267 ГК РФ предусматривает, что неприкосновенность произведения охраняется бессрочно. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. Следует пояснить, что согласие того лица должно быть выражено в надписи на самом завещании или в заявлении, приложенном к завещанию, или в заявлении, поданном нотариусу. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Право на обнародование произведения закреплено в ч. 1 ст. 1268 ГК РФ, в соответствии с которой право на обнародование — это право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Интересна точка зрения А.М. Эрделевского, который полагает, что субъективное право автора на обнародование произведения, хотя и названо в ГК РФ личным неимущественным правом, имеет тесную связь с имущественными правами автора, а в ряде случаев осуществление права на обнародование по своему характеру весьма сходно с осуществлением впервые отдельных разновидностей права автора на использование произведения. Необходимым условием возникновения права на обнародование является согласие автора на совершение действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Если такого согласия нет, не может возникнуть и право на обнародование ни в одной из его разновидностей16.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве,

достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Необходимо отметить, что формулировка «в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики» является оценочной, следовательно, в каждом конкретном случае этот вопрос решается по усмотрению суда.

При этом любое опубликованное произведение является обнародованным, но не любое обнародованное произведение является опубликованным. При опубликовании во всех случаях реализуется право на обнародование.

Гражданский кодекс РФ предусматривает примерный перечень способов обнародования и оставляет его открытым словами «любым другим способом». Обнародованием признается только правомерное действие, делающее произведение доступным для всеобщего сведения.

В силу того, что право на обнародование включает право осуществлять действия, делающие впервые произведение доступным для всеобщего сведения и право давать согласие на совершение таких действий, оно носит комплексный характер.

Согласно п. 2 ст. 1268 ГК РФ автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Право на обнародование закрепляет и обеспечивает возможность автора самостоятельно решать вопрос о готовности своего произведения к обнародованию. И так как законодатель не определяет требование о необходимости обнародования законченного произведения, автор может обнародовать и незаконченное произведение, если сочтет, что оно готово к огласке.

С вопросом об обнародовании тесно связан вопрос, касающийся сроков охраны авторских прав на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом. Срок охраны таких прав — 70 лет после даты его правомерного обнародования. Это правило действует до момента раскрытия автором своей личности или до тех пор, пока его личность не будет вызывать сомнения.

П. 3 ст. 1268 ГК РФ определяет, что произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнаро-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

дование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.).

Данное право принадлежит правообладателю, т.е. лицу, обладающему исключительным правом на произведение. В качестве правообладателей могут выступать наследники, правопреемники автора, иные лица, являющиеся правообладателями в силу закона.

С правом автора на обнародование произведения тесно связано право на его отзыв. Право на отзыв сформулировано в ст. 1269 ГК РФ следующим образом: автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Исключение составляют программы для ЭВМ, служебные произведения и произведения, вошедшие в сложный объект. Что касается убытков, то автор при реализации данного права обязан возместить все убытки, включая упущенную выгоду.

Итак, действия по использованию права на отзыв включают принятие решение об отзыве произведения, а в случае, если произведение уже обнародовано, также публичное оповещение о таком решении (отзыве). Право на отзыв имеет свой целью возвращение в режим необнародованного произведения уже обнародованного произведения со всеми вытекающими правовыми последствиями. Отозванное произведение нельзя использовать свободно, поскольку такое использование в предусмотренных законом случаях допускается только в отношении правомерно обнародованного произведения.

В.А. Хохлов полагает, что перечня личных неи-

17

мущественных прав автора не существует1', однако считает допустимым отнесение к ним прав, названных в п. 2 ст. 1255 ГК РФ, а также некоторых иных: «право на обнародование», «право отзыва», «право авторского контроля за разработкой документации для строительства» (ст. 1294 ГК РФ).

Право на авторство — это благо, возможность заниматься творческой деятельностью. При появле-

нии соответствующих юридических фактов и, тем самым возникновении, правоотношений по поводу этих благ возникают субъективные права.

А.П. Сергеев указывает, что право авторства возникает с момента создания произведения, отражая объективный факт действительности; по этой причине правильно разграничивать право авторства как субъективное гражданское право и авторство как юридический факт18.

Собственно, этим и отличается право авторства, например, от права на имя, где решающее значение имеют волеизъявление автора и его субъективные представления о возможностях и способах фиксации имени.

Р.В. Авдонин отмечал, что проблема исчерпанности или не исчерпанности перечня авторских прав является одной из главных в современном авторском праве19.

В связи с этим, с нашей точки зрения, в ч. 2 ст. 1255 ГК РФ следует внести прямое указание на то, что перечень авторских прав не является исчерпывающим; он лишь перечисляет такие права, как право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

1 Авдонин Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 62.

2 Там же. С. 61.

3 Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955. С. 77—78.

4 АнтимоновБ.С., ФлейшицЕА. Авторское право. М., 1957. С. 42.

5 Гордон М.В. Там же. С. 77—78.

6 Там же. С. 119.

7 Богатова Л.Ю. Права авторов произведений науки, литературы и искусства: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 32.

8 Дозорцев В.А. Творческий результат: система правообладателей // Вестник Высшего арбитражного Суда Российской Федерации. 2002. № 11. С. 99.

9 Гаврилов Э.П. Советское авторское право: основные положения. Тенденции развития. М.: Наука, 1984. С. 134.

10 Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературное произведение. Казань, 1891. С. 69.

11 АндреевЮ.Н. Судебная защита исключительных прав: циви-листические аспекты: Монография. М.: Норма, Инфра-М, 2011.

12 Степанова О.А. Договоры об использовании идеальных результатов интеллектуальной деятельности: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 34—35.

13 Авдонин Р.В. Указ. соч. С. 54.

14 Дозорцев В.А. Указ. соч. С. 93.

15 АнтимоновБ.С., ФлейшицЕ.А. Указ. соч. С. 46—47.

16 Эрделевский А.М. Наследование права на обнародование произведения. М., 2004.

17 Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 4. С. 52—59.

18 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2001. С. 201.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Авдонин Р.В. Указ. соч. С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.