Научная статья на тему 'Содержание понятия законности'

Содержание понятия законности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4405
644
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание понятия законности»

Тимофеев Виктор Викторович

соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России

Содержание понятия законности

З

аконность есть явление многогранное, характеризующееся сложной внутренней структурой и различным выражением в государственной сфере. И не случайно Н.Г. Александров считает, что «...законность представляет собой принцип требуемого государством поведения всех граждан, должностных лиц, учреждений, организаций». Этот принцип заключается в том, что требования соблюдать законы (и изданные во исполнение законов подзаконные акты) предъявляются в равной степени ко всем без исключения гражданам, должностным лицам, учреждениям, организациям1. В качестве принципа законность выступает специфической идеологической предпосылкой режима законности, и перед тем, как она выступит в качестве одного из методов государственного руководства, а в последствии как режим, законность должна быть внутренне осознана, т.е. существует определенная необходимость закрепления законности в сознании субъектов права в виде основного вида деятельности.

По мнению С.С. Алексеева, «понятие законность характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практического осуществления права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с основополагающими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества»2.

Алексеев полагает, что принцип законности представляет собой идею о целесообразности и необходимости реально правомерного поведения всех участников общественных отношений, при котором не оставалось бы места для произвола, фактически достигалась всеобщность права, действительная реализация субъективных прав3.

Е.А. Лукашева при рассмотрении законности как принципа раскрывает его более широко и отмечает, что как принцип права законность предполагает соответствие правовых предписаний

объективно складывающимся общественным отношениям и такую реализацию этих предписаний, которая отвечала бы целям общества. По ее мнению, принцип законности призван ориентировать законодательные органы на научное выражение в праве закономерности общественного развития. Этим принципом также охватывается и сфера правореализации, где он может проявляться именно в требовании уважения к праву, закону и строго и неуклонного его соблюдения4. Данная позиция основывается на том, что принцип законности охватывает и сферу правотворчества и сферу реализации, хотя некоторые авторы, работая над проблематикой понятия законности, ограничивают исключительно охватом этого явления сферы правореализации.

По мнению В.Н. Кудрявцева, идея законности есть немаловажная социальная ценность, в психологическом плане идея законности воспринимается как твердая убежденность в необходимости строго соблюдения действующего законодательства, уверенность в устойчивости, обязательности и определенности правовых предписаний, в надежности защиты от правонарушений5.

При этом, заметим, что законность и правосознание весьма активно взаимодействуют. Развитое научно обоснованное правосознание вызывает укрепление законности и идеально моделирует организационно-правовые средства для обеспечения и охраны законности. Законность же, в свою очередь, способствует формированию высокого сознания, утверждению в правосознании представлений о необходимости и ценности законности, воспитанию чувств законности и т.д6.

По мнению А.П. Боннера, принцип законности, представляя собой существенную ценность, включает в себя ряд весьма важных аспектов. Она призвана выступать в качестве одного из важнейших методов государственного руководства обществом, принципа деятельности государственного аппарата и поведения граждан, прин-

1961. С. 105.

1 Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М.

2 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. С. 217.

3 Там же. С. 219.

4 Лукашева Е.А. Социалистическое право и личность. М., 1978. С. 40.

5 Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1.

6 Рабинович П.М. Упрочнение законности - закономерность социализма. Львов, 1975. С. 140.

С. 7.

29

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА цип правового регулирования1.

Е.А. Лукашева дает наиболее полное и объемное определение законности как метода в соответствии с которым законность - основанный на изучении объективных потребностей общественного развития метод государственного руководства общества, состоящий в организации общественных отношений посредством сознания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов, направленных на осуществление целей господствующего класса2. В такой интерпретации законность представляет собой средство, с помощью которого граждане защищают себя от нарушения их прав и свобод и могут требовать исполнения юридических обязанностей от других граждан, учреждений, должностных лиц, и способ решения возникающих у государства и общества задач.

Наиболее общее назначение законности заключается в том, что она выступает в качестве метода государственного руководства обществом, является средством обеспечения правового регулирования.

Таким образом, в юридической литературе существует очень много различного рода определений законности. Самые распространенные - это определения законности: как принцип, как метод и как режим. Следует заметить, что совокупность данных определений не противоречит друг другу, а отражает специфику многогранности этого понятия. При этом, различные авторы при освещении понятия законности не ограничиваются каким-либо одним ее определением, а рассматривают эти явления с различных сторон. Таким образом, законность следует рассматривать в трех основных ее формах, а именно как принцип, метод и режим.

Выступающая в различных интерпретациях законность представляет собой составной элемент политического режима как совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Но, в свою очередь, при реализации законности как принципа и в виде метода государственного руководства, законность вновь трансформируется и уже начинает выступать в качестве режима. Хотя эта трансформация является весьма личной, так как здесь можно говорить о том, что и принцип, и метод входит в содержание понятия «режим законности». При анализе понятий «принцип», «метод» и «режим» можно сделать вывод о тесной их взаимосвязи. Определе-

ние режима включает в себя и принцип, который выступает в виде норм поведения, и метод, выступающий в качестве метода управления. Из этого следует, что данная сторона законности является наиболее важной и объемной. Этим и объясняется множество подходов к определению законности в качестве режима.

B.И. Ремневым дается определение законности как режима, но его позиция относилась применительно к деятельности аппарата государственного управления. «Понятие законности в деятельности аппарата государственного управления - основанный на Конституции и других актах законодательства режим функционирования государственного аппарата, всех его служащих, в процессе которого обеспечивается неуклонное исполнение и соблюдение требований законодательства, а также постоянное совершенствование правового регулирования работы аппарата в соответствии с назревшими потребностями общества»3.

Д.И. Бахрах, определяя законность как режим, считает, что «... самая важная сторона законности раскрывается в ее определении как режима взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма»4. Таким образом, законность представляется в облике режима взаимоотношений, взаимодействия между органами государственной власти, должностными лицами и другими субъектами отношений. Но, однако, при этом не уделяется внимание вопросу непосредственной деятельности органов государственной власти, в том числе и наделенных правом применять меры административного пресечения, по осуществлению предоставленных им правомочий, четкому осуществлению функциональных обязанностей.

C.С. Алексеев констатирует, что «... если понимать законность как особый общественный режим, то станет очевидным, что нарушение законов отдельными лицами и государственными органами имеет далеко не одинаковое значение»5. Несоблюдение юридических норм отдельными гражданами не наносит режиму законности такого существенного вреда, как те же действия, совершенные государственными органами или должностными лицами. В этом случае важное значе-

1 Боннер А.П. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М., 1992. С. 5.

2 Лукашева Е.А. Указ. соч.

3 Ремнев В.И. Социалистическая законность государственного управления. М., 1979. С. 59.

4 Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. С. 158.

5 Алексеев С.С. Указ. соч.

_30

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2008 • № 1

ние для системы исполнительной власти и государственного управления в целом приобретают организационные аспекты режима законности, который представляет собой четкую регламентацию деятельности органов государственной власти, поддержания правопорядка на федеральном, региональном и местном уровнях. Таким образом, именно от государства и его органов, должностных лиц, а точнее их деятельности, зависит сложатся ли экономические, политические и иные условия, способствующие обеспечению режима законности.

Если закон означает формальное признание масштаба свободы, то законность есть требование такого масштаба, а режим законности - состояние общественных отношений, при которых этот равный и относительно справедливый масштаб может быть реально использован субъектами права1.

Таким образом, при рассмотрении определения законности как принципа, метода и режима четко видна их тесная взаимосвязь между собой. Они вытекают друг из друга. В целом законность является концентрированным выражением природы и структуры правовой сферы и ее внутренних системных связей2.

В анализируемых определениях так или иначе речь идет о требовании строгого и неуклонного

соблюдения законных и иных нормативных актов государственными органами и их должностными лицами. Вследствие этого некоторые авторы определяют законность лишь как строгое и неуклонное соблюдение действующего законодательства всеми субъектами права, участниками общественных отношений3. Нам представляется, что в таком изложении приводимое определение не способно раскрыть в необходимой степени явление законности. Но именно определение отражает содержание законности, которое раскрывает сущность законности в узком ее понимании.

Нам представляется, что понимание законности не должно ограничиваться лишь простым соблюдением законодательства, хотя данное условие и необходимо для установления и поддержания правопорядка на должном уровне, так как законность необходима и в сфере правотворчества.

Законность должна пронизывать не только поведение исполнителей закона, но и деятельность законодателей.

Таким образом, отчетливо видно присутствие двух свойственных ей признаков, характеризующихся непосредственным единством: внешнего - обязанность исполнять законы и внутреннего -качество закона4.

31

1 Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985. С. 185.

2 Гааг Л.В. Законность как принцип деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по материалам Западной Сибири). Дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1998. С. 49.

3 Самощенко И.С. Охрана режима законности советским государством. М., 1960. С. 35; Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966. С. 183.

4 Малеин Н.С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. Вып. 4. М., 1994. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.