Научная статья на тему 'Содержание понятия «Воспитательный центр» в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы'

Содержание понятия «Воспитательный центр» в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
463
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ПОЛИТИКА / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / РЕФОРМА / КОНЦЕПЦИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATIONAL CENTER / POLICY / CRIMINAL POLICY / CRIMINAL LAW / REFORM / CONCEPT / CRIMINAL JUSTICE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шахбанова Хадижат Магомедовна

Статья раскрывает содержание понятия «воспитательный центр» в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы. В частности автором перечислены основные задачи воспитательного центра, а также его внутренняя структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шахбанова Хадижат Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of concept of “Educational Center” within reforming the criminal justice system

The paper discloses the content of concept of “Educational Center” within reforming the criminal justice system. In particular, the author lists the main objectives of the educational center, as well as its internal structure

Текст научной работы на тему «Содержание понятия «Воспитательный центр» в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.8 ББК 67.409 Щ 31

Х.М. Шахбанова,

преподаватель кафедры уголовного права Дагестанского государственного института народного хозяйства, г. Махачкала, тел:8-928-597-98-58, E-

mail:hadizhat0907@mail. ru

Содержание понятия «воспитательный центр» в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы

(Рецензирована)

Аннотация. Статья раскрывает содержание понятия «воспитательный центр» в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы. В частности автором перечислены основные задачи воспитательного центра, а также его внутренняя структура.

Ключевые слова: воспитательный центр, политика, уголовная политика, уголовное право, реформа, концепция, уголовно-исполнительная политика.

Kh.M. Shakhbanova,

Lecturer of Criminal Law Department of the Daghestan State Institute of National Economy, Makhachkala, ph.: 8-928-597-98-58, E-mail: [email protected]

The content of concept of “Educational Center” within reforming the criminal - justice system

Abstract. The paper discloses the content of concept of “Educational Center” within reforming the criminal - justice system. In particular, the author lists the main objectives of the educational center, as well as its internal structure.

Keywords: educational center, policy, criminal policy, criminal law, reform, concept, criminal - justice policy.

Проблема преступности несовершеннолетних на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных и требует повышенного внимания как со стороны государства, так и со стороны общества в целом. Омолаживание преступности свидетельствует об определенных недостатках в воспитательном процессе и об отсутствии должного внимания со стороны властных структур на данную проблему.

Наиболее суровым видом наказания, который применяется к несовершеннолетним, является лишение свободы на определенный срок. Эта мера наказания на сегодняшний день отбывается несовершеннолетними осужденными, а также осужденными, оставленными до достижения ими возраста 21 года в воспитательных колониях (до 1997 г. они назывались воспитательно-трудовыми колониями). В них проявляется общая либеральногуманистическая тенденция в методах обращения с осужденными, в обустройстве самих колоний и в условиях содержания осужденных [1].Глава 17 УИК РФ посвящена именно особенностям исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях. Воспитательная колония на сегодняшний день представляет собой исправительное учреждение с двумя видами режима: общий и усиленный. В воспитательных колониях общего режима отбывают наказание несовершеннолетние мужского пола, впервые осуждённые к лишению свободы, а также все несовершеннолетние женского пола. Лица мужского и женского пола, как правило, содержатся раздельно. В воспитательных колониях

усиленного режима содержатся несовершеннолетние мужского пола, ранее осуждённые к лишению свободы. В колониях обоих режимов предусмотрено 4 вида условий отбывания наказания: обычные, облегчённые, льготные, строгие. Все осуждённые несовершеннолетние начинают отбывать наказание в обычных условиях, исключение составляют осуждённые за умышленные преступления. При добросовестном отношении к труду и учёбе осуждённые могут по истечении определённого времени переводиться на другие условия отбывания наказания. Положительно характеризующиеся осуждённые могут быть оставлены в колонии и после достижения ими 18 лет, но не более чем до 21 года. При отрицательных характеристиках осуждённые переводятся в исправительные колонии общего режима. Для подростков установлен сокращённый рабочий день (4-6 ч. в зависимости от возраста), исключены вредные и тяжёлые виды труда, сверхурочные работы и ночные смены. В колониях имеются профессионально-технические училища, где обучение ведётся по типовым образовательным программам. Воспитанники получают общее образование (по учебному плану вечерних школ). По уровню образования и характеру производства воспитанники распределяются по отделениям (20-25 чел.), за которые отвечают воспитатель, учитель и мастер производственного обучения.

Но как мы знаем в рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики, Концепцией развития УИС, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. до 2020 года предусмотрено изменение структуры отечественной пенитенциарной системы и создание новых видов исправительных учреждений, одним из которых является переход от воспитательных колоний к воспитательным центрам. Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества. Создание воспитательных центров - это прежде всего процесс гуманизации условий содержания несовершеннолетних осужденных, направленный на предотвращение новых преступлений. Одной из эффективных мер, позволяющих снизить количество отрицательно характеризующихся осужденных, злостных нарушителей режима содержания и лиц, поставленных на профилактический учет, является изменение существующего в настоящее время в воспитательных колониях принципа организации осужденных. Отход от отрядной системы, коллективного содержания осужденных позволит организовать эффективную индивидуальную работу с несовершеннолетними, выстроить систему профилактики правонарушений в процессе отбывания наказаний [2]. Главным же принципом формирования системы воспитательных центров для несовершеннолетних осужденных станет обеспечение раздельного их содержания в зависимости от общественной опасности совершенных преступлений и уровня криминальной зараженности личности. Предполагается также изменить подходы к осуществлению социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных центрах на основе применения индивидуальных форм воздействия, более широкого взаимодействия с общественностью. Так что же собой представляет модель воспитательного центра?

Воспитательный центр - это исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, обеспечивающее непрерывный и завершенный цикл исправительного воздействия с момента заключения под стражу и до окончания срока наказания на основе единого учебно-воспитательного процесса и социальной работы. Воспитательный центр-это новая усовершенствованная модель исправительного учреждения для несовершеннолетних, имеющая свой порядок исполнения наказания, собственную структуру и функции.

Безусловно, воспитательная колония будет занимать центральное и основное место в деятельности воспитательного центра.

В структуре воспитательного центра предполагается создание таких участков, как:

1. Помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора, для содержа-

ния подозреваемых и обвиняемых. (ПФРСИ).

2. Участкок, функционирующий в режиме традиционной воспитательной колонии -для содержания осужденных до достижения ими возраста 18 лет.

3. Участкок, функционирующий в режиме тюрьмы общего режима.

4. Участкок, функционирующий в режиме колонии-поселения.

5. Социально-реабилитационный центр для содержания осужденных, переведенных в льготные условия отбывания наказания для подготовки к освобождению.

Все это говорит о том, что в воспитательных центрах предполагается создать изолированные участки с различными условиями (режимом) содержания несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Коренное переосмысление в последние десятилетия пенитенциарной практики, конечных ее результатов позволило усомниться в эффективности отрядной формы содержания осужденных, поскольку вполне очевидно, что она с устаревшими воспитательными практиками является пережитком советской лагерной исправительно-трудовой системы и не отвечает современным реалиям и направлениям реформирования УИС, обозначенным президентом РФ на заседании Президиума Государственного совета РФ 11 февраля 2009 года [5]. Концептуальная модель предусматривает переход от отрядной формы работы с осужденными к работе с мультидисциплинарной группой несовершеннолетних. Предлагается несколько подходов (критериев) к формированию мультидисциплинарных групп (секций) осужденных:

• в зависимости от социальной запущенности и криминальной зараженности осужденного, его восприимчивости к социально-педагогическому воздействию;

• в зависимости от уголовно-правовых и криминологических характеристик осужденных (насильственные преступления, корыстные преступления, корыстно-насильственные преступления и т.п.);

• на основе принципов совместного обучения, профессиональной подготовки, трудовой деятельности (класс, учебная группа, бригада) [3].

При внесении изменений в действующее законодательство в рамках концепции реформирования необходимо разрешить одну из проблем дифференциации осужденных по видам условий. Необходимо осужденных, ранее отбывавших лишение свободы во избежание негативного влияния на них отрицательно характеризующихся осужденных, помещать в обычные условия отбывания наказания, а не в строгие.

Факт повторного осуждения к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте не говорит о наличии объективной необходимости помещать такого осужденного в строгие условия. Определяя вид условий осужденным этой категории необходимо ориентироваться на цель исполнения лишения свободы - исправления (для которого в общих условиях будет гораздо больше шансов, нежели в строгих).

Моделью воспитательного центра предусматривается создание условий отбывания наказания, позволяющих стимулировать правопослушное поведение осужденных путем последовательного снижения уровня правоограничений. Предлагается сохранить в воспитательном центре (на участке для содержания несовершеннолетних осужденных) виды условий отбывания наказания, предусмотренные действующим уголовно-исполнительным законодательством (п. 1 ст. 132 УИК РФ) для воспитательных колоний (обычные, облегченные, строгие, льготные). При этом в социально-реабилитационном центре должны содержаться осужденные, переведенные на льготные условия. Такие условия отбывания наказания представляются оптимальными, поскольку позволяют стимулировать правопослушное поведение несовершеннолетних, дифференцировать и индивидуализировать исполнение наказания. Очень важным является также и то, как будут вести себя и встанут ли они на путь исправления. Статистика показывает, что 85 % несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, находились до осуждения в сложной жизненной ситуации: не поддерживали связь с родственниками, воровали, употребляли наркотики либо спиртные напитки, не учились, бродяжничали, добывали пропитание преступным путем. Реформирование уголовно-исполнительной системы

предполагает закрепление на федеральном уровне механизма социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Создание службы пробации и обуславливает законченность цикла ресоциализации несовершеннолетних и молодых осужденных в воспитательных центрах и является связующим звеном между воспитательным центром, социальными службами, органами и учреждениями, занимающимися ресоциализацией осужденных, а также обеспечивает возможность отследить дальнейшее становление освободившегося [4]. Перед сотрудниками воспитательных центров стоит задача не только исполнить назначенное судом наказание, но и оказать педагогическую, психологическую и медицинскую помощь несовершеннолетним осужденным, оказавшимся в экстремальной социальной и психологической ситуации.

Таким образом, в ходе подготовки модели воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных были разработаны основные принципиальные подходы к его организационно-функциональному построению, разработана концепция данного вида исправительного учреждения. Тем не менее, остается еще ряд дискуссионных вопросов, связанных с обеспечением раздельного содержания на территории одного воспитательного центра различных категорий осужденных, а также лиц мужского и женского пола, установлением правового статуса участка воспитательного центра для содержания лиц, достигших совершеннолетия, изменением форм и методов работы с воспитанниками, закреплением элементов прогрессивной системы исполнения наказания в условиях сложной организационной структуры воспитательных центров, а также вопросов, касающихся уровня охраны и открытости воспитательных центров, условий, которые должны быть обеспечены в каждом из его участков. Нет единого мнения относительно предельного возраста, до которого возможно содержание осужденных в воспитательном центре. Дискуссионным остается вопрос введения в структуру воспитательного центра изолированного участка, функционирующего в режиме колонии-поселения, для содержания положительно характеризующихся совершеннолетних осужденных. Можно также отметить, что работа воспитательных центров и эффективность их функционирования будет зависит от решения и реализации таких задач, как :

• разработка и реализация индивидуальных программ ресоциализации конкретных осужденных;

• проведение психокоррекционной работы с каждым осужденным в индивидуальном порядке в зависимости от тяжести совершенного преступления;

• установление социальных связей с родственниками и вовлечение их в процесс ресоциализации.

Также необходимо подчеркнуть, что в начале 2012 года в Государственную думу был внесен законопроект о снижении возраста уголовной ответственности до 12 лет. Если закон о снижении возраста будет принят, то ребенок, попадая в места лишения свободы, выйдет оттуда уже закоренелым преступником. То есть этот законопроект не способствует не только профилактике подростковой преступности, но и снижению преступности в обществе. Кроме того, установление минимального возраста уголовной ответственности должно быть научно обосновано. Для возможности привлечения к уголовной ответственности необходима определенная социальная зрелость человека. Она наступает тогда, когда он может отдавать себе отчет в своих действиях, руководить ими, а это умение приходит с развитием самосознания, то есть способностью иметь собственные позиции, представления, понимать себя как субъекта своих действий. Более приемлемым, на наш взгляд, будет создание учебнолечебных учреждений закрытого типа именно для таких подростков.

Предполагаемая структура воспитательных центров определяет ряд особенностей, касающихся условий отбывания наказания. В связи с этим представляется целесообразным;

- распространить правовые условия содержания несовершеннолетних в следственных изоляторах ФСИН России на помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, воспитательных центров с обычным и усиленным наблюдением (камерное содержание);

- предусмотреть содержание несовершеннолетних осужденных в строгих условиях отбывания наказания в изолированных запираемых помещениях;

- организовать отбывание наказания в обычных и облегченных условиях в общежитиях комнатного типа без создания локальных участков

для данных видов условий;

- создать социально-реабилитационные центры за пределами воспитательных центров с обычным наблюдением с проживанием в отдельном общежитии комнатного типа без охраны, но под надзором администрации;

- распространить условия отбывания наказания в исправительной колонии (тюрьме) общего режима на изолированный участок воспитательного центра, функционирующий в режиме исправительной колонии (тюрьмы) общего режима

(обычные, облегченные и строгие) [5].

Преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры потребует переработки целого ряда федеральных и ведомственных нормативных правовых актов, подготовки отдельных локальных правовых актов.

В первоочередном порядке необходимо будет внести следующие изменения:

• в УК РФ в части определения новых видов исправительных учреждений для отбывания лишения свободы лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте (ч. 1 ст. 56; ч. 3 ст. 58; п. 6 ст. 88);

• ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации режима и надзора за осужденными, социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными и ряда других направлений деятельности воспитательных центров.

Примечания:

1. Астемиров З.А., Акаева А.А. Уголовно-исполнительное право: курс лекций для студентов юрид. фак. Махачкала, 2004. С. 141.

2. Датий А.В., Дикопольцев Д.Е., Федосеев А.А. Интернет-конференция «Преобразование воспитательных колоний в учреждения для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 181-182.

3. Проект концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года. Материалы официального сайта Общественной палаты Российской федерации. URL: www.oprf.ru.

4. Попов В.В. Воспитательный центр как новый вид исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2010. № 10. С. 27-35.

5. Садовникова М.Н., Шляпкин А.Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: переход от воспитательных колоний к воспитательным центрам в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы // Сибирский юридический вестник. 2010. № 4. С. 104.

6. Усеев Р.З., Дроздов А.И. Реформа уголовно-исполнительной системы: перспективы функционирования воспитательных центров // Вектор науки ТГУ 2010. № 4. С. 175.

References:

1. Astemirov Z.A., Akayeva A.A. Criminal and executive law: a course of lectures for the students of the department of law. Makhachkala, 2004. P. 141.

2. Daty A.V, Dikopoltsev D.E., Fedoseyev A.A. The Internet conference «Transformation of educational colonies into institutions for persons having committed crimes as a juvenile» // Applied legal psychology. 2011. No. 3. P. 181-182.

3. The project of the development conception of criminal and executive system of the Russian Federation till 2020. Materials of the official site of the Public Chamber of the Russian Federation. URL: www.oprf.ru.

4. Popov V.V The educational center as a new type of correctional institution for juvenile convicts // The Institute Bulletin: crime, punishment, correction. 2010. No. 10. P. 27-35.

5. Sadovnikova M.N., Shlyapkin A.N. Resocialization of juvenile convicts: transition from educational colonies to educational centers within reforming of the criminal and executive system // The Siberian Law Bulletin. 2010. No. 4. P. 104.

6. Useev R.Z., Drozdov A.I. The reform of criminal and executive system: prospects of educational centers functioning // The vector of science of the TGU. 2010. No. 4. P. 175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.