2. Приведена усовершенствованная циклическая модель обучения. Модель учитывает самоорганизацию [4] в группе обучаемых, положительный эффект взаимного обучения. Задания студенты выполняют в форме мета-проектов.
3. Применение идей мета-проектного обучения приводит к целенаправленному обучению студентов, которые приобретают глубокие и полезные знания, формируя умения решать реальные задачи, которые встречаются в жизни [3]. В результате вся учебная группа в полном составе и в срок выполнила все задания мета-проектов по данному предмету и была успешно аттестована (сдала экзамен).
4. Приведены результаты экспериментальных исследований процесса обучения по одному предмету, которые показали эффективность предложенной автором модели обучения [4].
5. Приведены примеры некоторых интерактивных электронных ресурсов, как используемых автором, так и создаваемых студентами в процессе обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горбатюк, В. Ф. Модели системы обучения в условиях внедрения технологий e-leaming // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2011. - № 1. Физико-математические и естественные науки. - С. 116-122.
2. Горбатюк, В. Ф. Учебный курс «Основы создания видео- и мультимедиа обучающих средств» [Электронный ресурс] // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы: мат-лы Первой городской научной конференции. - Электрон. дан. - Таганрог, 2010. - Режим доступа: http://www.mediagram.ru/netcat_files/99/123/h_fada1846d71b2475708ae3d3c3e030ee (on-line). - 10 с.
3. Горбатюк, В. Ф. Некоторые результаты применения мета-проектного обучения при изучении физики и дисциплин специализации в педагогическом вузе // Интегративный подход в психолого-педагогической подготовке современного учителя. сб. науч. трудов / под ред. проф. В.Т. Фоменко. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - С. 93-102.
4. Горбатюк, В. Ф. Модель обучения на основе системного подхода и синергетики // Методология и технологии высшего образования в информационном обществе: мат-лы докладов Международ. науч.-практ. конф., 6 сентября 2011 года / под ред. академика РАО Г. А. Берулавы. - Сочи: Изд-во Международ. инновационного ун-та, 2011. - С. 294-299.
5. Горбатюк, В. Ф. Основы создания обучающих средств мультимедиа: учеб. пособие /отв. ред. проф. И. А. Стеценко. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2011. - 200 с.
6. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. академик РАО, проф. И. В. Роберт, проф. Т. А. Лавина. - М.: ИИО РАО, 2009. - 96 c.
УДК 37 ББК 74.00
В. А. Грибанова
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «АКТИВНОСТЬ» В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация. Проведено исследование понятия «активность» в философской, психологической, биологической, педагогической научной литературе. Дано определение понятия «социальная активность», рассмотрены ее виды: трудовая, познавательная, художественно-творческая, коммуникативная, аксиологическая, гражданская.
Ключевые слова: активность, социальная активность, гражданская активность, молодежь, классификация, личность.
V. A. Gribanova
THE ESSENCE OF THE CONCEPT «ACTIVITY» IN CIENTIFIC LITERATURE
Abstract. A study of the concept of "activity" has been conducted in the philosophical, psychological, biological, educational, scientific literature. The definition of "social activity" has been given, its species have been considered: labor, cognitive, artistic, creative, communicative, axiological, civil.
Keywords: activity, social activity, civil activity, youth, classification, person (individual).
Современный мир становится все более сложным и противоречивым. В результате изменений основ отношений в российском обществе, социально-политической и социально-экономической системы, особую актуальность представляет проблема ориентации человека в со-
циальном мире и мире людей, возрастает значимость активности личности. Возникает потребность в наиболее активном, деятельном, ответственном и «жизнеспособном поколении».
«Проблемы современной молодежи требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма» [13, 2].
Известно, что именно молодежь обладает значительным потенциалом - восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, мобильностью, инициативностью, способностью противодействовать негативным вызовам. Проблема состоит в том, что современная молодежь использует свой потенциал не в полной мере.
Потребность государства в решении проблемы повышения уровня активности молодежи отражена в федеральной целевой программе «Молодежь России» на 2011-2015 годы, которая одной из первостепенных задач ставит активное вовлечение молодежи в жизнь страны.
Для того, чтобы заняться разработкой решения поставленной задачи, на наш взгляд, необходимо изучить само понятия «активность» в научной литературе.
Источником развития человека является противоречие между его потребностями и возможностями его удовлетворения, а движущей силой - активность в достижении поставленных целей.
Активность - важная жизненная предпосылка. Она присуща всем живым организмам и необходима им для приспособления к условиям той окружающей среды, в которой они живут. При этом активность человека отличается тем, что она направлена на приспособление человека к своим потребностям [5, 13-14].
Чтобы понять суть понятия «активность», необходимо обратиться к толкованию слова в отечественной справочной литературе. В словаре русского языка С. И. Ожегова «активный» - деятельный, энергичный, противопоставляется пассивному. С.И. Ожегов толкует слово «деятельность» как «занятие», «труд». Второе значение слова: «действующий, развивающийся» [6].
Российская педагогическая энциклопедия определяет понятие «активность» личности как деятельное отношение человека к миру, как способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно -исторического опыта человечества; «активность» проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении [8].
В словаре русского языка «активность» понимается как свойство по прилагательному «активный», означающее деятельное участие в чем-либо, «энергическая деятельность» [9].
Таким образом, видны сходства толкования понятий «активность» и «деятельность» во многих источниках. Причем синонимичность толкования слов «деятельность» и «активность» устойчиво присуща как философам, так и психологам, и педагогам. Возможно, это является результатом того, что русское слово активность заимствовано из латинского, в котором оно означает «деятельный», «действенный».
Некоторые исследователи рассматривают активность немного шире, чем деятельность (В. И. Кремянский, В. Г. Мордкович. С. Л. Рубинштейн), другие приравнивают эти два понятия (М. В. Демин, А. Н. Леонтьева, Э. С. Маркарян), а третьи активность рассматривают как характеристику деятельности (А. Г. Ковалев, Л. П. Станкевич). Однако известно, что деятельность носит как активный, так и пассивный характер, это и позволяет выделить из всей системы деятельности тот главный стержень, на основе которого формируется именно активность социального субъекта.
Феномен человеческой активности М. С. Каган трактует в двух аспектах:
1. В первом случае, по мнению автора, «активность субъекта», направленная на объект, приводит либо к его изменению, преобразованию, либо сохраняет объект в целостности.
2. Во втором, «активность субъекта» может вернуться к нему в виде информации о качествах объекта, об его объективных связях, отношениях и информации о значении этого объекта для субъекта [3].
По мере взросления, развития индивида, его активность, как природная способность, преобразуется в социальную систему интересов и потребностей. Вступая в отношения с окружающим миром и обособляясь в нем, личность может реализовать свою активность, проявить себя как субъект жизнедеятельности. Являясь субъектом, личность познает себя и окружающий мир, определяет свои жизненные перспективы, раскрывает, реализует себя, свои сущностные силы (С. С. Батенин, Л. П. Буева, А. Г. Спиркин) [5, 14-15].
Понятие «активности» в разных отраслях науки рассматривается весьма многоаспектно.
Для ученых-биологов активность составляет по существу все содержание жизни, является всеобщей, всеохватывающей характеристикой живых организмов и систем (Н. А. Бернштейн) [12, 60].
В философии активность понимается как социальное качество личности, которое при остальных равных условиях обеспечивает субъекту наибольшую инициативность, целенаправлен-
ность, самостоятельность во всех областях его деятельности (Е. А. Ануфриев, М. С. Каган, С. М. Косолапов, Н.С. Мансуров), как особое состояние любой деятельности, характеризуемое позитивно выраженной стороной, как особая форма взаимодействия субъекта с окружающей средой (С. С. Батенин, Л. П. Буева, Л. Н. Митрохин, А. Г. Хрипкова) [12, 59].
В психологии активность личности - это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в волевых актах, творчестве, общении (А. В. Петровский), интенсивность направленности личности на определенную деятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся в характере (К. К. Платонов), проявление силы или слабости желаний и влечений, способность сосредоточенности волевого усилия (А. Ф. Лазурский) [12, 60].
Понимание природы психической активности личности рассматривается также К. А. Абуль-хановой-Славской, Л. С. Выготским, М. Я. Басовым, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьевым.
К. А. Абульханова-Славская к примеру выделяет несколько типов личностей в зависимости от характеристик и позиций, с которыми осуществляется самооценка и обозначает в них уровень активности личности:
- тип личности, оценивающий себя с точки зрения причин и следствий в социальных процессах (активность такой личности носит нарастающий характер, человек умеет найти формы своего участия в общественных процессах);
- тип личности, склонный к субъективному, с тенденцией к самодовольству, как правило, не способный к адекватной самооценке (активность такой личности имеет тенденцию к застою);
- тип личности, склонный к субъективизму и неадекватности самооценок, с тенденцией к фиксации на неудачах (комплекс неполноценности фактически подавляет личность);
- тип инфантильной, психологически незрелой личности (порождает застойную активность).
Исходя из такой классификации, мы можем сделать вывод, что нельзя понять уровень активности личности вне ее рассмотрения в соотношении с общественно необходимой деятельностью [1].
В педагогической литературе понятие «активность» встречается в основном в таких значениях:
1) активность, как состояние, связанное с выполнением какого-либо акта общения или действия;
2) активность как свойство личности, формирование которого входит в цели воспитательного процесса.
Оба значения имеют нечто общее: формирование активности как свойство личности возможно лишь через пробуждение активности как состояния и через удовлетворение тех потребностей в осуществлении общения и деятельности, которые уже возникли у обучающихся [11].
«Активность личности» рассматривается в педагогике в том или ином виде деятельности как важнейшая черта человека, способность изменять окружающую действительность, напряжения умственных сил, проявление усилия, стремление к энергичной деятельности, преобразование окружающих предметов, явлений, процессов [10].
В. Т. Лисовской определяет активность личности как добровольную, сознательную, инициативно - творческую деятельность, направленную на прогрессивное формирование не только окружающей среды, но и самой личности. В. Т. Лисовский считает, что активность лежит в основе всех качеств личности, причем она проявляется не только через идейность, ответственность, гражданственность, но и через деловые качества, формирует внутреннюю потребность в постоянном совершенствовании [4].
Существует много характеристик понятия «активность»:
- А. В. Зосимовским, Т. И. Конниковой, Т. Н. Мальковской активность понималась как главное в характеристике личности - субъекта общественных отношений;
- Н. П. Аникеевым, Н. Г. Огурцовым, Е. С. Малах - как мера проявления социальной дееспособности человека;
- Ю. П. Азаров, Л. М. Архангельский, Л. Ю. Гордин, С. М. Дудина видели активность как ответственное отношение к труду, обществу, духовной и общественной жизни;
- Н. А. Половникова - как готовность к энергичному овладению знаниями;
- Л. П. Аристова - как проявление преобразовательных действий субъекта по отношению окружающим предметам и явлениям;
- Р. А. Низамов - как волевое состояние, характеризующее усиленное познавательную работу личности;
- Г. И. Щукина - как действенность жизненных сил ученика;
- В. И. Орлов - как проявляемое учащимся отношение к учебно-познавательной деятельности, которое характеризуется стремлением достичь поставленную цель в пределах заданного времени.
Ученые, затрагивая в своих работах феномен «активности», рассматривают его как:
- познавательную активность (М. У. Пискунов, Н. А. Половникова, Л. П. Аристова, Р. А. Низамов, Г. И. Щукина, Т. И. Шамова, А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова, Л. В. Путляева, И. А. Редковец, М. Н. Скаткин);
- общественно-политическую активность (В. С. Боровик, И. З. Гликман, И. И. Шкурко, Т. М. Строкова, Г. В. Балахничева);
- творческую активность (В. И. Орлов, В. Н. Харькин, Л. М. Гуляева, А. В. Жуганов, А. В. Енин);
- нравственную активность (Н. Филиппова, С. А. Аничкин, С. Д. Давыдова);
- художественно-эстетическую активность (Н. И. Фатеева, Т. Н. Сизый);
- трудовую активность (Р. А. Низавом);
- субъективную активность (Л. Н. Павлова);
- общественную активность (Т. Н. Строкова);
- социальную активность (С. И. Архангельский, Е. Н. Шиянов, А. В. Мудрик, Т. К. Клименко, Н. Н. Никитина, А. И. Мищенко, М. Ю. Бабанский, Н. К. Шабанов, Л. Н. Фарафонова).
Остановимся на таком понятии, как «социальная активность». Е.П. Поликарпова считает, что понятие «социальная активность» применимо к обозначению любой (кроме биологической) активности человека [7].
Комплексное изучение научной литературы показывает, что активность - это социологическая категория, характеризующая совокупность свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом). При этом, по мнению С. И. Беленцова, субъект саморазвивается в движении к определяющей для него цели, либо адаптируясь к изменениям социальной действительности, либо преобразуя ее в нужном отношении [2, 18].
Основоположниками педагогической теории и практики воспитания социальной активности личности были видные деятели педагогики - А. С. Макаренко, П. П. Блонский, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий и другие. Большое значение они придавали созданию условий для проявления детьми и подростками социальной активности в различных сферах быта: труде, учебе, общении, в повседневной жизни [5, 21].
Среди авторов, занимающихся исследованием социальной активности, хотелось бы также выделить работы С. П. Баранова, Л. Ф. Болотиной, В. А. Сластенина. По их мнению, социальную активность следует рассматривать не только как свойство личности, но и как форму, способ деятельности, сам же процесс формирования социальной активности носит длительный характер и является довольно сложным и трудным [5].
По мнению М. В. Нам, «социальная активность» - это форма проявления важнейшего качества личности, в котором отражается ее стремление быть причастной к делам общества, осознание необходимости и значимости своей деятельности общества.
М. В. Нам выделяет следующие виды проявления социальной активности:
1) трудовая (профессиональная активность) - проявление отношения к труду и людям труда, избираемой или выбранной профессии, способности к росту как субъекта труда;
2) познавательная активность - проявление сознания не только личностной, но и общественной значимости познавательной деятельности, которая протекает по собственной инициативе и желанию и направлена на самоопределение в мире познавательных объектов и готовности их преумножения как элементов культуры;
3) художественно-творческая активность - проявление, направленное на созидание, потребление и донесение до других художественно-эстетических ценностей, опредмеченных в продуктах творческой деятельности;
4) коммуникативная активность - проявление способности личности к контактам с другими людьми, построение отношений на основе диалога, сотрудничества, гуманистических отношений;
5) аксиологическая активность - проявление смыслотворчества характеризует интенсивность создания системы личностно значимых ценностей, осознание своей роли и места в социуме, направленная на самопознание и самоопределение в культуре, обществе, принятие общечеловеческих ценностей и активную деятельность по их сохранению и умножению;
6) гражданская активность - проявление, характеризующее участие в общественной жизни, в соответствии со своими гражданскими позициями, хозяйственно-организаторской деятельности, в которой личность выступает не только как исполнитель, но и как хозяин своей судьбы и судьбы своей страны [5, 26-27].
Проанализировав научную литературу, мы убедились в том, что многие ученые в своих работах затрагивают феномен «активности», рассматривая различные виды ее проявления. Изучив понятие в науке, мы предлагаем принять за основу понимание активности личности как интенсивно направленную, но при этом добровольную и сознательную, деятельность человека, способную изменить как окружающую действительность, так и саму личность.
В науке созданы определенные предпосылки для решения проблем активности молодежи, однако, более детальный анализ литературы показал, что содержание и организация системы гражданской активности в высшем педагогическом институте не были предметом специального исследования и, на наш взгляд, требуют более детального изучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Беленцов, С. И. Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины XIX - начала XX веков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С. И. Беленцов. - Курск, 2007. -42 с.
3. Каган, М. С. Культура и перестройка: нормы, ценности, идеалы / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1990. -315 с.
4. Лисовской, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Т. Лисовской. - СПб., 2000. - 519 с.
5. Нам, М. В. Формирование социальной и гражданской активности старших школьников: дис. ... канд. пед. наук / М. В. Нам. - Уфа, 2006 - 178 с.
6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 7000 слов / С. И. Ожегов. - 23-е изд., испр. - М.: Изд-во «Русский язык», 1991. - 905 с.
7. Поликарпова, Е. П. Социальная активность как категория исторического материализма / Е. П. Поликарпова. - М., 1986. - С. 17.
8. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 608 с.
9. Словарь русского языка: в 4 т. - М.: Русский язык, 1981. - Т. 1. - 696 с.
10. Таланчук, Н. М. Системно-социальная концепция школьного воспитания / Н. М. Таланчук. - Казань, 1991. - 22 с.
11. Филонов, Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития / Г. Н. Таланчук. - М.: Гос НИИ семьи и воспитания, 2000. - 159 с.
12. Фролова, М. Е. Формирование гражданской активности будущих учителей в системе воспитательной работы педагогического университета: дис. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2005 - 164 с.
13. Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2011-2015 годы.
УДК 159.9+378 ББК 88.411.9
Л. Я. Жилина
КУРАТОРСТВО КАК ФОРМА ПЕРЕДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА
Аннотация. В статье представлен опыт работы куратора в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов.
Ключевые слова: кураторство, педагогическая поддержка, профессиональное образование, профессиональное становление.
L. Ya. Zhilina
COACHING AS A FORM OF PROFESSIONAL EXPERIENCE TRANSFER
Abstract. The article provides a coach experience in professional training of future educational psychologists.
Key words: coaching, pedagogical support, professional education, professional formation.
Важное место в процессе профессиональной подготовки будущего педагога-психолога занимает воспитательная деятельность, осуществляемая через институт кураторства. Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него системой образования во всех отношениях. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Учеба в вузе, получение высшего образования в условиях неопределенной рыночной экономики современной России перестали быть одним из главных привлекательных этапов в становлении жизненного и профессионального начала молодых людей, прежде всего, по причине низкого материального обеспечения после окончания вуза. Даже сделав выбор, они еще не решают для себя окончательно, кем все-таки быть. По этой причине выбор вуза, а по существу профессии, теряет былую конкретику, главное - получить высшее образование, а в каком вузе - часто имеет второстепенное значение. Именно с таким настроением многие поступают в вузы, руководствуясь преимущественно доступностью поступления. Наш вуз в этом отношении не является исключением. Поступив в него, некоторые студенты не ставят своей задачей получить профессию. Главной целью становится приобретение диплома. Это одна из первопричин снизившейся успеваемости студентов и небывалого роста числа отчисляемых за неуспеваемость.