В связи с этим, необходимо признать, что:
• научно-исследовательская деятельность в педагогическом вузе не должна быть средством получения основной прибыли, но она должна быть окупаема и должна оплачиваться соизмеримо с затратами на нее;
• научно-исследовательская деятельность способствует формированию позитивного имиджа вуза; следовательно, ее необходимо развивать за счет получения заказов от различных организаций и учреждений на договорной основе;
• поскольку от объемов и качества научно-исследовательской деятельности зависит качество обучения студентов, а студенты, поступающие в вуз по договорам, платят за обучение, следовательно, вполне логично, чтобы часть денег за обучение шла на научно-исследовательскую деятельность;
• необходимо искать и использовать дополнительные источники финансирования научно-исследовательской деятельности (внебюджетные фонды; спонсорские вложения и т.д.);
• следует материально стимулировать научных руководителей студентов, аспирантов, магистров и докторантов;
• для обновления кадрового научного потенциала необходимо привлекать к научно-исследовательской деятельности молодежь уже на стадии довузовского обучения, и особенно
Библиографический список
активизировать его в процессе вузовской подготовки и послевузовского профессионального и научного образования;
• важно совершенствовать организацию учебной и научно-исследовательской работы молодежи по системе: школа
- вуз - аспирантура - докторантура.
Анализ и обобщение литературных источников, опыта практической деятельности позволили нам выделить систему подготовки научных кадров через:
• повышение значимости научной подготовки в профессиональном становлении будущих специалистов, развитии у них потребности в научной работе и установки на активное участие в исследовательской деятельности;
• создание системы подготовки наиболее талантливой молодежи к продолжению образования в магистратуре, аспирантуре, а затем и в докторантуре на принципах последовательности, преемственности и фундаментальности;
• соблюдение этапности в подготовке научных кадров;
• повышение надежности и объективности, использование наиболее эффективных форм и методов подготовки будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности;
• создание методики мониторинга качества научной подготовки;
• разработку объективных форм и показателей аттестации научных кадров.
1. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р Атаханов. - 3е изд. испр. - М .: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска [Текст] / В.И. Загвязинский. - Тюмень : Изд-во ЗАО «Легион-Групп», 2005.
3. Лагусева, Н.Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального образования в гуманитарном вузе [Текст]: автореф. дис.
... д-ра. пед. наук / Н.Н. Лагусева. - Санкт-Петербург, 2007.
4. Новиков, А.М. Докторская диссертация? [Текст] : пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук [Текст] / А.М. Новиков. - 3-е изд. - М. : Издательство «Эгвес», 2003.
5. Новиков, А.М. Методология [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М. : СИН-ТЕГ.
6. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года - М, 2006.
Статья поступила в редакцию 15.05.09
УДК 378
Н.И. Рыжова, д-р. пед. наук, проф., ведущий н. с. Института содержания и методов обучения РАО, г. Москва
Е.В. Филимонова, ст. преп., Карельского государственного педагогического университета, г. Петрозаводск, г. Петрозаводск
СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ
Описывается подход к обучению информационно-аналитической деятельности будущих учителей информатики в процессе информационного моделирования. Приводятся составляющие информационно-аналитической деятельности и модульная структура содержания обучения в курсе «Информационное моделирование».
Ключевые слова: профессиональная компетентность, информационно-аналитическая деятельность, информационное моделирование.
В проекте концепции развития системы образования до 2020 года [5] выделяются основные направления ее модернизации, которые должны создавать необходимые условия формирования инновационной экономики и являться важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социаль-
ного развития общества, условием благополучия и безопасности страны.
В области модернизации высшего профессионального образования обозначены задачи совершенствования системы образовательных стандартов профессионального образования
с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики; широкое системное распространение модульных программ профессиональной подготовки, обеспечение возможности выстраивания студентами и учащимися индивидуальных образовательных траекторий; формирование образовательной инфраструктуры, позволяющей человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации: создание открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, широкого спектра качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования, в том числе сетевых. Среди задач в области модернизации общего образования следует отметить развитие профильного обучения на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей. Решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны.
Поэтому основным приоритетом развития Российского образования сегодня становится организация процесса профессиональной подготовки будущего специалиста в логике компетентностного подхода с учетом таких направлений и ведущих идей Концепции модернизации российского образования как информатизация, фундаментализация, гуманизация и индивидуализация процесса обучения [8].
Профессиональная компетентность специалиста, согласно В.А. Козыреву, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпициной [4], определяется как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Одним из наиболее сложных направлений развития профессиональной компетентности специалиста и реализации его в практике обучения, по мнению многих отечественных уче-ных-педагогов и методистов, является сочетание высокой степени практико-ориентированности и приближенности к решению типичных профессиональных проблем в содержании обучения при одновременном сохранении фундаментального характера образования.
На наш взгляд, реализация основных задач этого направления предполагает [10]:
1. Во-первых, обучение мировоззренческим, теоретическим, базовым понятиям предметной области, которые являются фундаментальным знаниями и в дальнейшей, профессиональной деятельности специалиста будут обеспечивать конвертируемость его знаний в целом;
2. Во-вторых, в содержании обучения среди различных предметов особо выделять те дисциплины, которые составляют базовые теоретические дисциплины, обеспечивающего будущего специалиста фундаментальными знаниями. При этом в дисциплинах, имеющих прикладную и технологическую направленность, обязательно выделять ядро фундаментальных технологических знаний;
3. В-третьих, обучение базовым теоретическим дисциплинам через освоение основных видов деятельности, составляющих их методологическую основу.
В работе С.Д. Каракозова [3] профессиональная компетентность учителя информатики понимается как умение ис-
пользовать базовые алгоритмы и технологии деятельности учителя, основанные на его фундаментальной подготовке в области информатики и образования, владении различными знаковыми системами (с точки зрения семиотики - естественными и формальными языками и методами их трансляции) при построении информационных моделей профессиональной деятельности.
В частности, образование должно обеспечить будущих учителей информатики возможностью работы с формальными моделями предметной области для решения задач предметной области/профессиональной сферы, а также способствовать формированию готовности к применению на практике ведущих видов деятельности.
В условиях современной информационно-насыщенной и динамично развивающейся среды одним из наиболее важных, на наш взгляд, видов деятельности специалистов различных профилей, в том числе и учителя информатики, является информационно-аналитическая деятельность.
По мнению Е.А. Ракитиной [9], в результате изучения школьного курса информатики формируются совокупность компетентностей в различных сферах деятельности, таких как:
- Компетентность в сфере информационно-аналитической деятельности;
- Компетентность в сфере познавательной деятельности;
- Компетентность в сфере коммуникативной деятельности;
- Технологическая компетентность;
- Компетентность в области техникознания (техническая компетентность);
- Компетентность в сфере социальной деятельности и преемственности поколений.
Среди выделенных компетентностей особого внимания заслуживает компетентность в сфере информационно-аналитической деятельности, которую можно вслед за Е.С. Гайдамак [1; 2] рассматривать как одну из ключевых составляющих профессиональной компетентности, поскольку, в силу фундаментальности понятий «информация» и «анализ», на ней основаны все прочие компоненты профессиональной компетентности.
Приведем наше понимание информационно-аналитической компетентности и информационно-аналитической сферы деятельности, основываясь на исследованиях Е.А. Ракитиной [9], а также А.А. Кузнецова, С.А. Бешенкова [6] в области формирования концепции непрерывного курса информатики на всех ступенях среднего полного, а также вузовского образования. В соответствии с данной концепцией для каждой содержательной линии и соответствующих разделов курса информатики выделяются определенные виды аналитической деятельности. Согласно этому можно утверждать, что информационно-аналитическая компетентность проявляется в аналитических видах деятельности внутри каждой из содержательных линий.
В нашем понимании, информационно-аналитическая компетентность специалиста может рассматриваться как часть его профессиональной компетентности в предметной области и определяться как готовность к решению профессиональных задач в предметной области с помощью ИКТ на основе семиотической обработки информации в условиях быстрого изменения информационной среды.
В результате проведенного исследования ряда научно-методических публикаций (в том числе, диссертационных исследований) методом контент-анализа нами выделены следующие подходы для определении информационно-аналитической сферы деятельности специалистов:
1. Более широкий информационный подход, при котором информационно-аналитическая деятельность связана с анализом информации и оперированием различными видами информационных процессов: целенаправленным поиском, сбором, качественно-содержательным преобразованием (анализом и обработкой) информации и продуктивным ее использованием для решения задач в предметной области, а также профессиональных и научно-исследовательских задач;
2. Аналитический подход, при котором акцент делается на одном из основных видов деятельности в рамках информационных процессов, связанным с преобразованием и обработкой информации - деятельность по анализу, структурированию, обработке и представлению информации, ее обобщения, систематизации и превращения информации в знание;
3. Аналитико-прогностический подход, который в сферу деятельности, связанной с обработкой информации включает исследование и прогнозирование развития информационных процессов. Данная сфера деятельности состоит в умении анализировать, структурировать информацию, владеть специальными методами анализа информации, выполнять качественно-содержательные преобразования информации, исследовать и прогнозировать развитие информационных процессов;
Предложим аналитико-моделирующий подход, включающий в сферу деятельности анализ, структурирование, качественно-содержательное преобразование, исследование и прогнозирование информационных процессов на основе построения и исследования формальных или полуформальных моделей для конкретной предметной области и/или профессиональной сферы.
Различия в вышеперечисленных подходах определяются пониманием роли и значения базовых понятий, лежащих в основе информационно-аналитической деятельности специалиста - будущего учителя информатики в предметной области (и/или профессиональной сфере), в число таких базовых понятий, как «информация и информационные процессы», методы «анализа и синтеза» включается по нашему мнению и понятие «информационная модель».
Перечислим основные виды деятельности, относящиеся к информационно-аналитической сфере в контексте выделенного нами аналитико-моделирующего подхода, направленные на формирование информационно-аналитической компетентности будущего учителя информатики:
- владение основами анализа информации в предметной области на уровне анализа содержательных задач, построения предметного и концептуального уровней модели;
- владение основами анализа концептуальной модели и построения ее математической модели в виде формальной системы;
- владение основами анализа математической модели и построения алгоритма решения математической задачи (построение абстрактного вычислительного алгоритма соответствующего класса);
- владение основами анализа абстрактного вычислительного алгоритма;
- владение основами анализа математической модели, построения логического уровня информационной модели (реализации алгоритма на вычислительной системе без программирования или с помощью систем программирования);
- владение основами анализа логического уровня информационной модели и построения (синтеза) физической информационной модели (компьютерной);
1. владение основами анализа результатов исследования компьютерной модели и принятия решений (прогнозирование);
2. владение основами применения вычислительного эксперимента при решении предметных и/или профессиональных задач.
Таким образом, все основные виды деятельности в области информационного моделирования, связанные с этапами построения и исследования информационных моделей (на различных уровнях формализации), а также с проведением вычислительного эксперимента в целом направлены на формирование информационно-аналитической компетентности специалиста.
С другой стороны в состав информационно-аналитической деятельности специалиста включается обратный по отношению к формализации процесс - процесс семиозиса - порождение и построение интерпретаций для реально существующих или формальных (семиотических и/или математических) моделей. При этом одной из наиболее сложных составляющих этого процесса является соотнесение формальных моделей с реальностью, установления связи между формальными моделями и реальным миром в данной предметной области в смысле постановки задачи [7].
Процесс соотнесения указанных моделей является предметом исследования семиотики и семиотического подхода к изучению предметной области. Таким образом, развитие информационно-аналитической компетентности в условиях обучения в вузе и формирование на ее основе профессиональной информационно-аналитической компетентности будущего специалиста, предполагает выделение в содержании обучения следующих концептуальных линий и, в соответствии с ними, наличие блоков теоретического и практического учебного материала:
1. Линия «Методология моделирования» (блок - «Теоретико-методологические основы моделирования в предметной области»);
2. Семиотическая линия (соответственно - это блок «Основы семиотики и семиотического подхода к решению задач предметной области»);
3. Линия «Математические основания анализа предметной области» (одноименный блок);
4. Линия «Формальные модели предметной области» (блок «Структурные модели и модели вычислений в предметной области»);
5. Линия «Информационно-аналитические компьютерные системы» (блок «Средства компьютерного информационного моделирования предметной области»);
6. Линия «Вычислительный эксперимент в решении задач предметной области и/или профессиональной сферы» (блок «Информационно-аналитическое моделирование задач предметной области»);
7. Линия «Педагогическое проектирование электронных образовательных ресурсов» (блок «Информационноаналитическое моделирование электронных образовательных ресурсов»).
В системе подготовки будущих учителей информатики на уровне высшего профессионального образования одной из дисциплин, направленных на развитие информационно-аналитической компетентности, может стать специальный курс «Информационное моделирование» или линия информационного моделирования в содержании обучения курса «Компьютерного моделирования», входящего в ГОС ВПО для специальностей «информатика» или «математика» и «физика» с дополнительной специальностью «информатика» физико-математического профиля.
Таблица 1
Содержание обучения информационному моделированию
Концепту- альная линия Раздел (блок) Модули Базовые понятия (знания) Умения Профессиональные задачи (определяющие вид информационноаналитической деятельности)
Методология моделирования Раздел 0. Теоретико-методологические основы моделирования в предметной области Модуль 0.0. Основы общей теории систем и моделирования Вопросы из раздела Теоретические основы: 1. Основы теории систем; Системные представления. Признаки системности. Системы. Модели систем. Анализ и синтез в системных исследованиях. 2.Основы общей теории моделирования; Этапы развития понятий «модель» и «моделирование». Абстрактные и материальные модели. Знаковые модели. Модель и действительность. Способы классификации моделей. Этапы моделирования. Цель в моделировании. Формализация. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. - Использовать основные модели систем как основу для декомпозиции (системного анализа) и агрегирования (синтеза); - Выделять сходство и различия между действительностью и моделью; - Классифицировать модель; - Выделять и описывать цель моделирования; - Владеть основами декомпозиции (системного анализа) и агрегирования (синтеза) для реального мира (содержательных задач); - Владеть основами анализа модели на соответствие цели, полноту и непротиворечивость
Модуль 0.1. Основы теории информационного моделирования Вопросы из раздела Теоретические основы: Основы теории информационного моделирования 1.Понятие информационной модели в широком смысле и прикладном значении для предметной области информатика. Виды информационных моделей. 2.Методологические основы построения информационной модели объекта. Уровни информационной модели: концептуальный, логический и физический. 3.Вычислительный эксперимент и его граф. Основные этапы вычислительного эксперимента. - Определять вид информационной модели; - Относить информационную модель к определенному уровню (концептуальный, логический, физический); -Описывать уровень информационной модели; - Выделять и описывать этапы вычислительного эксперимента; - Владеть основами анализа уровней информационной модели и этапов вычислительного эксперимента
Семиотическая линия Раздел 1. Основы семиотики и семиотического подхода к решению задач предметной области Модуль 1. Основы семиотики и семиотического подхода к решению задач предметной области Вопросы из раздела Теоретические основы: Вопросы семиотики 1.Семиотика как научая дисциплина. Основные разделы семиотики: синтактика, семантика и прагмати-ка.2.Базовые понятия семиотики. Понятие «знак» и «знаковая система». Знаковая система, треугольник Фреге. Знак, тетраэдр семиозиса. З.Знаковые модели и знаковые системы. Типы знаковых систем. Естественные, образные и формальные знаковые системы. 4.Язык. Естественные и искусственные языки. Исчисление. Формальная система. Интерпретация. Формальный язык. 5.Семиотический подход к познанию предметной области, описание базовых понятий информатики с позиций семиотики. 5.1 Взаимосвязь между базовыми понятиями информатики и семиотики - Определять тип знаковой системы; - определять синтаксический, семантический и прагматический аспекты знаковой системы; - Описывать связи треугольником Фреге; - Выделять основные элементы тетраэдра семиозиса; -Выделять для формального языка его формальную систему (язык в алфавите и исчисление) и интерпретацию формальной системы; -Описывать процесс формализации; -Описывать базовые понятия информатики с позиций семиотики; - Владеть основами семиотического подхода к анализу информации
Математические основания анализа предметной области Раздел 2. (одноименный) Модуль 2. Математические основания информационного моделирования Вопросы из раздела Теоретические основы: Теоретические основы информационного моделирования на графах и деревьях 1. Основные понятия теории графов: графы и деревья, виды, способы представления. 2. Основные классы скорости роста функций. Класс О большое. Временная сложность алгоритма. З. Алгоритмы полиномиальной - Р, экспоненциальной - Е и недетерминированной полиномиальной категории сложности - М5. 4. Классы сложности задач, классификация задач обработки графов по категории сложности - Использовать различные способы представления и описания графов и деревьев; - Анализировать временную сложность известного алгоритма; -Относить алгоритм к классу Р, Е, N5 -Классифицировать задачу обработки графов по категории сложности -Владение основами анализа алгоритма (модели определенного уровня) с позиций временной сложности и классификация алгоритма к определенной категории сложности
Формальные модели предметной области Раздел 3. Структурные модели и модели вычислений в предметной области Модуль 3.0. Модели вычислений на графах. Алгоритмы класса Р Вопросы из разделов Теоретические основы и Технологические аспекты: 1. Основные виды структурных моделей и моделей вычислений. Алгоритмы класса Р 1.1 Структурные модели и модели вычислений на неориентированных графах. Технологии информационного моделирования вычислений на неориентированных графах 1.2 Структурные модели и модели вычислений на ориентированных графах. Технологии информационного моделирования вычислений на ориентированных графах 1.3 Структурные модели и модели вычислений на ориентированных s-t графах (сетях). Технологии информационного моделирования вычислений на ориентированных s-t графах (сетях) Применять технологию информационного моделирования вычислений на: - неориентированных графах; - ориентированных графах; - s-t графах (сетях); владение основами анализа: - информации в предметной области на уровне содержательных задач и построения предметного и концептуального уровней модели; - концептуальной модели и построения ее математической модели в виде формальной системы; - математической модели и построения алгоритма решения математической задачи (по-
Модуль 3.1. Модели вычислений на деревьях Вопросы из разделов Теоретические основы и Технологические аспекты: 1. Структурные модели и модели вычислений на деревьях. Технологии информационного моделирования вычислений на деревьях Применять технологию информационного моделирования вычислений на деревьях строение абстрактного вычислительного алгоритма соответствующего класса); - абстрактного вычислительного алгоритма; - математической модели, построения логического уровня информационной модели (реализации алгоритма на вычислительной системе без программирования или с помощью систем программирования); владение основами трансляции между знаковыми системами различного вида;
. У .ы <4 к 3 н і а £ & е ^ ое дМо елдоМ Вопросы из разделов Теоретические основы и Технологические аспекты: 1. Моделирование данных. АТД. Множества, словари. Технологии информационного моделирования абстрактных типов данных (вычислений на АТД). Применять технологию информационного моделирования вычислений на АТД
Модуль 3.3. Модели вычислений на графах. Алгоритмы класса NP Вопросы из разделов Теоретические основы и Технологические аспекты: 1. Модели вычислений на графах. Алгоритмы класса NP. 1.1 Структурные модели и модели вычислений на неориентированных графах Распознавать алгоритм класса ЫР
Информационно-аналитические компьютерные системы Раздел 4. Средства компьютерного информационного моделирования предметной области Самостоятельного модуля нет, включены в Модули 3-4. Технологические аспекты: Инструментальные технологии обеспечения процесса информационного моделирования на графах и деревьях средствами систем программирования (процедурных и визуальных объектно-ориентированных), математических пакетов, сред специализированных профессионально-ориентированных графических пакетов со встроенными языками программирования (Macromedia Flash), систем программирования для сети Интернет (Java, .NET). -Применять вариативные программные средства реализации информационных моделей на графах и деревьях владение основами анализа - логического уровня информационной модели и построения (синтеза) физической информационной модели (компьютерной); - владение основами анализа результатов исследования компьютерной модели и принятия решений (прогнозирование);
Вычислительный эксперимент в решении задач предметной области и/или профессиональной сферы Раздел 5 Информационно-аналитическое модели- Самостоятельного модуля нет, Включены в Модули 3-4 Технологические аспекты: Технология проведения всех этапов вычислительного эксперимента при решении задач предметной области (по типу формальной модели): 1. моделирования на неориентированных графах; 2. моделирования на ориентированных графах; 3. моделирования на s-t гафах (сетях); 4. моделирования на деревьях; 5. моделирования на АТД (абстрактных типах данных); -Устанавливать связи между формальными моделями и постановкой задачи; -Применять технологию вычислительного эксперимента при решении предметных задач -владение основами применения вычислительного эксперимента при решении предметных и/или профессиональных задач; - владение умениями «порождения» и построение интерпретаций для реально существующих или формальных (семиотических и/или математических) моделей
Педагогическое проектирование электронных образовательных ресурсов предметной области Раздел 6 Информационно-аналитическое моделирование электронных образовательных ресурсов предметной об- Модуль 4 Информационно-аналитическое моделирование электронных образовательных ресурсов предметной области Вопросы из разделов Теоретические основы и Практические аспекты: Основы теории педагогического проектирования 1 .Современные подходы к определению понятия «педагогическое проектирование». 2.Основные направления педагогического проектирования. 3.Основные принципы педагогического проектирования. 4.Этапы педагогического проектирования. 5.Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), классификация. 6.Проблемы проектирования и разработки ЭОР. 7.Учебные компьютерные модели (УКМ). Практические аспекты Разработка ЭОР средствами: 1. специализированных математических пакетов (Maple). 2. визуальных систем ООП (Visual Basic, Delphi) 3. профессионально ориентированных графических пакетов со встроенными языками программирования (ActionScript в среде Macromedia Flash) 4. языков программирования, ориентированных для web-технологий в сетях Интернет (Java) - Проектировать и разрабатывать ЭОР в виде веб-документов и УКМ; - Применять для реализации УКМ: математические пакеты; системы визуального ООП; ориентированные на вебтехнологии языки программирования и графические пакеты. Информационное моделирование на уровне применения при создании электронных средств обучения (в том числе УКМ), развивающих информационную образовательную среду.
В структуре спецкурса выделяются модули, имеющие те- В заключение следует отметить, что формирование готов-
оретико-методологическую, опрерационно-технологическую ности к осуществлению разнообразной информационно-ана-
и прикладную направленность. Приведем основные составля- литической деятельности специалиста в его предметной обла-
ющие обучения в области информационного моделирования сти и/или профессиональной сфере может служить основой
для студентов - будущих учителей информатики, которые оп- для становления его профессиональной компетентности в этой
ределяют учебные элементы на уровне базовых понятий и тех- области нологических умений, определяющих квалификацию специалиста в данной предметной области (таблица 1).
Библиографический список
1. Гайдамак, Е.С. Развитие информационно-аналитической компетентности будущего магистра физико-математического образования (в условиях реализации магистерской программы 540204 «Информатика в образовании») [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е.С. Гайдамак. - Омск, 2006.
2. Гайдамак, Е.С. Развитие информационно-аналитической компетентности магистра в процессе разработки электронных средств учебного назначения. [Электронный ресурс] / Е.С. Гайдамак // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета», выпуск 2006 (www.omsk.edu). Режим доступа: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-111.pdf.
3. Каракозов, С.Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования. Спец. 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (информатика) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.Д. Каракозов. - Москва, 2005.
4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография [Текст] / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радио-новой, А.П. Тряпицыной. - СПб. : Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2005.
5. Концепция-2020: развитие образования. [Электронный ресурс] / Учительская газета. Режим доступа: http://www.ug.ru/issues07/ ?action=topic&toid=5260.
6. Кузнецов, А.А. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) [Текст] / А.А. Кузнецов, С.А. Бе-шенков, Е.А. Ракитина, Н.В. Матвеева, Л.В. Милохина // Информатика и образование. - 2005. - № 1.
7. Лаптев, В.В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки. [Текст] / В.В. Лаптев, Н.И. Рыжова, М.В. Швецкий. - Спб. : Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003.
8. Национальная доктрина образования Российской Федерации [Текст] / Российская газета. - 3 декабря 1999 г.
9. Ракитина, Е.А. Теоретические основы построения непрерывного курса информатики [Текст] / Е.А. Ракитина. - М. : Информатика и образование, 2002.
Статья поступила в редакцию 15.05.09
УДК 378
Л.А. Никитина, канд. пед. наук, доц. АлтГПА., г. Барнаул
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТАНОВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА
В статье раскрыты отличия учебной и образовательной программ в профессиональной подготовке; представлены характеристика и содержание образовательной программы становления исследовательской компетентности педагога в методической подготовке; описаны модули программы, обозначены способы работы с образовательной ситуаций, моделями деятельностей, проектированием.
Ключевые слова: исследовательская компетентность, способы методической подготовки, методическое знание, образовательная программа, образовательная ситуация, модели деятельностей, проектирование, исследовательский проект, исследовательская позиция.
В учебных программах по методикам обучения зафиксировано традиционное содержание образования в виде знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине, которое направлено на обученность будущего педагога. При этом предпринимаются попытки заменить знания, умения и навыки на компетентности, однако конечным результатом, тем не менее, выступает качество сформированности практических действий педагога: педагогических, методических, коммуникативных, деятельностных умений. Умение - осознанный способ применения знания в ситуации решения задач, тогда как компетентность - процессуальное понятие. Компетентность не может быть заданной и присвоенной человеком как данное, «застывшее». Она становится, формируется, проявляется в процессе выполнения деятельности, где важным и значимым является то место, та позиция, то отношение, которое занимает человек в этой деятельности.
Рассматривая компетентность как характеристику профессионального становления педагога, где знания и умения явля-
ются содержанием, на первый план в подготовке выступает создание таких условий, которые позволят будущему педагогу построить свои смыслы в образовании, начать строить своё образовательное пространство, создавать свою позицию в профессиональной деятельности. Одним из таких условий является, на наш взгляд, образовательная программа.
Методическая подготовка выступает и как средство и как способ профессиональной подготовки педагога. Выступая как средство, методическая подготовка включает изучение будущим педагогом методических знаний по организации процесса обучения детей определённому предмету, формирование на их основе методических умений. Как способ, методическая подготовка проявляет качество профессиональной деятельности педагога. Как показало наше исследование, способ методической подготовки обусловлен тем, что педагог выбирает в качестве предмета методической деятельности, как строит способ работы с методическим знанием, как привлекает детей в своем методическом приеме, какую позицию занимает