ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Н. И. Зырянова
СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ
Аннотация. В статье обосновывается содержание отраслевой подготовки педагога профессионального обучения в области экономики и управления, который должен обладать комплексом профилированных общепрофессиональных (отраслевых) компетенций и владеть профессией бухгалтер», имеющей межотраслевой, базовый характер для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
Ключевые слова: педагог профессионального обучения в области экономики и управления, комплекс отраслевых компетенций, содержание отраслевой подготовки будущего педагога профессионального обучения в области экономики и управления.
Abstract. The paper outlines the content of trade training of vocational teachers in the sphere of economics and management, including a complex of trade competences, as well as accounting, the latter being one of the fundamentals of elementary and intermediate vocational education.
Index terms: teacher of vocational education in economics and management, complex trade competences, content of trade training of future teachers of vocational education in economics and management.
Трансформационные процессы, происходящие в экономике России и на рынке труда, обусловливают растущую потребность в высококвалифицированных кадрах. В связи с этим актуализируется и проблема совершенствования подготовки педагога профессионального обучения, поскольку от его знаний и умений, уровня культуры, успешности педагогической деятельности зависит уровень образованности и воспитанности выпускников системы начального профессионального (НПО) и среднего профессионального (СПО) образования.
Решение данной проблемы во многом связывают с разработкой и реализацией федерального государственного образовательного стандар-
та (ФГОС) высшего профессионального образования нового поколения по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» [4-6]. Согласно новым требованиям, квалификация «педагог профессионального обучения» будет заменена квалификацией «бакалавр профессионального обучения», а «область» - «профилем» подготовки. В таком контексте актуальной становится задача создания основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавров профессионального обучения по профилю «Экономика и управление». В статье представлены результаты анализа нормативных документов, связанных с решением данной задачи.
Основная образовательная программа представляет собой комплексный проект содержания и организации образовательного процесса по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, объективированный в виде системы взаимосвязанных документов. К ним относятся:
• компетентностная модель выпускника;
• учебный план;
• календарный учебный график;
• программы дисциплин (модулей), практик;
• ресурсное обеспечение;
• рекомендации по использованию информационных технологий;
• требования к проведению итоговой государственной аттестации.
Компетентностно-ориентированная основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлению 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля «Экономика и управление» является образовательной программой первого уровня высшего профессионального образования, квалификация (степень) выпускника - бакалавр, нормативный срок освоения при очной форме обучения - 4 (четыре) года, емкость 240 зачетных единиц (зач. ед.), общий бюджет времени на обучение 8640 часов (ч).
Главной составляющей любых образовательных программ является, как известно, содержание. Его отбору всегда уделяется пристальное внимание. Особую актуальность данный вопрос приобретает в связи с переходом к компетентностно-ориентированной парадигме и уровневой системе профессиональной подготовки в вузах.
Область деятельности бакалавров профессионального обучения, независимо от профиля, предполагает владение комплексом общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих их готовность к осуществлению характерных для данной области видов деятельности. Согласно ФГОС, к ним относятся учебно-профессиональная, научно-исследовательская, образовательно-проектировочная, организационно-технологическая деятельность и обучение по рабочей профессии. В целом закрепленный ФГОС комплекс компетенций, на наш взгляд, достаточен и соответствует уровню квалификации бакалавра в части, касающейся профессионального обучения как направления подготовки, без учета отраслевой составляющей.
С целью выявления отраслевых компетенций бакалавров профессионального обучения экономического профиля нами были проанализированы перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009 г. [2, 3].
Как показал анализ, в системе НПО бакалавр профессионального обучения экономического профиля должен обеспечить подготовку учащихся по тринадцати профессиям четырех направлений (табл. 1).
Таблица 1
Перечень экономических профессий начального профессионального
образования
Код Наименования профессий по укрупненным группам направлений подготовки, направлений подготовки, профилей направления подготовки
080000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
080100 Экономика
080110.01 Агент банка
080110.02 Контролер сберегательного банка
080114.01 Бухгалтер
080118.01 Агент страховой
080200 Менеджмент
080203.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы
110000 СЕЛЬСКОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО
112200 Организация фермерского хозяйства
112201.01 Хозяйка (ин) усадьбы
112201.02 Управляющий сельской усадьбой
100000 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ
100700 Торговое дело
100701.01 Продавец, контролер-кассир
100701.02 Коммерсант в торговле
100701.03 Агент
100701.04 Коммерсант в промышленности
100701.05 Коммерсант на транспорте
В системе СПО область деятельности бакалавра профессионального обучения экономического профиля включает семь специальностей четырех направлений (табл. 2).
Анализ учебно-методической документации позволил выявить общее предметное поле, определяющее ключевые отраслевые профессиональные компетенции бакалавров профессионального обучения экономического профиля. Предметное поле для профессий системы НПО (табл. 1) представлено сквозными дисциплинами: основы деловой культуры; основы делопроизводства; основы экономики организации; финансы, денеж-
ное обращение и кредит; основы бухгалтерского учета, налогообложения и аудита; основы маркетинга; основы менеджмента.
Таблица 2
Перечень экономических специальностей среднего профессионального
образования
Код Наименования специальностей среднего профессионального образования по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, направлений подготовки
080000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
080100 Экономика
080110 Банковское дело
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
080118 Страховое дело (по отраслям)
080200 Менеджмент
080201 Менеджмент (по отраслям)
080214 Операционная деятельность в логистике
100000 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ
100700 Торговое дело
100701 Коммерция (по отраслям)
100800 Товароведение
100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Для специальностей СПО (табл. 2) к числу таких дисциплин относятся: экономика организации; менеджмент; статистика; информационные технологии в профессиональной деятельности; документационное обеспечение управления; правовое обеспечение профессиональной деятельности; финансы, денежное обращение и кредит; бухгалтерский учет; налоги и налогообложение; аудит.
Следовательно, чтобы осуществлять теоретическую подготовку по указанным в таблицах профессиям и специальностям, бакалавр профессионального обучения экономического профиля должен обладать комплексом профилированных (специализированных) общепрофессиональных компетенций, обеспечивающих его готовность преподавать названные выше дисциплины в учреждениях НПО и СПО.
Другой важной составляющей учебного процесса и педагогической деятельности бакалавров профессионального обучения является практическое обучение профессии (специальности) учащихся в системах НПО и СПО. Оно требует специальных практико-ориентированных отраслевых компетенций - способности педагога (бакалавра) выполнять ключевые функции по всему спектру названных выше профессий и специальностей и учить этому других.
Как общее предметное поле определяет ключевые теоретические отраслевые профессиональные компетенции, общие межпрофессиональные
функции определяют ключевые практические отраслевые профессиональные компетенции бакалавров профессионального обучения. И поскольку их формирование осуществляется в ходе прохождения практик и обучения «рабочей профессии», постольку существует проблема выбора последней [1].
Анализ учебно-методической документации показал, что наиболее емкой, имеющей межотраслевой, базовый характер для профессий НПО и специальностей СПО экономического профиля, является профессия «бухгалтер». Следовательно, именно в ней сконцентрированы ключевые практические отраслевые профессиональные компетенции, необходимые бакалавру профессионального обучения. Данный вывод подтверждают результаты опроса работодателей, преподавателей и выпускников университета, а также заключения экспертов. Опросы проводились разработчиками основной образовательной программы по профилю «Экономика и управление». За основу были взяты анкеты, рекомендованные Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в помощь разработчикам основных образовательных программ.
Определив необходимый набор компетенций, мы рассмотрели требования ФГОС к структуре и условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата (разд. 6, 7) (табл. 3). Анализ обнаружил, что в целом названные требования, на наш взгляд, достаточно полно и четко регламентируют основные параметры учебного процесса.
Таблица 3
Требования ФГОС, регламентирующие структурно-временные параметры
ООП
№ п/п Требования Ссылка на ФГОС
1 2 3
1. Циклы учебного плана
1.1. Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл (30-40 зач. ед.): • базовая часть (15-20 зач. ед.);
1.2. • вариативная часть (15-20 зач. ед.) Б.2. Математический и естественно-научный (общенаучный) цикл, именуемый с учетом особенностей образовательной области, в которую входит направление подготовки (70-80 зач. ед.): • базовая часть (30-35 зач. ед.); Разд. 6, табл. 2
1.3. • вариативная часть (40-45 зач. ед.) Б.3. Профессиональный цикл (80-90 зач. ед.): • базовая часть (40-45 зач. ед.); • вариативная часть (40-45 зач. ед.)
2. Разделы учебного плана
2.1. 2.2. 2.3. Физическая культура (2 зач. ед. - 400 ч) Учебная и производственная практики (13 зач. ед.) Итоговая государственная аттестация (15 зач. ед.) Разд. 6, табл. 2
Окончание табл. 3
1 2 3
3 Трудоемкость учебных циклов задается с интервалом до 10 зачетных единиц Примечание 1 к табл. 2
4 Суммарная трудоемкость базовых составляющих учебных циклов - не более 50 % их общей трудоемкости Примеча ние 2 к табл. 2
5 Максимальный объем аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки обучающихся, включая факультативные дисциплины, не более 54 академических часов в неделю п. 7.1.6
6 Максимальный объем аудиторных занятий при очной форме обучения (исключая занятия по физической культуре) - 24 академических часа в неделю п. 7.1.7
7 Занятия лекционного типа не могут превышать 50 % аудиторных занятий п. 7.1.3
8 Удельный вес занятий в интерактивных формах - не менее 30 % аудиторных занятий п. 7.1.3
9 Факультативные дисциплины - не более 10 зач. ед. за весь период обучения п. 7.1.6
10 Дисциплины по выбору обучающихся - не менее 33 % вариативной части суммарно по циклам п. 7.1.5
11 Раздел «Физическая культура» при очной форме обучения трудоемкостью 2 зач. ед. реализуется, как правило, в объеме 400 ч (в т. ч. игровые виды не менее 360 ч) п. 7.1.1
12 Каникулы - 7-10 недель в учебном году, в т.ч. не менее двух недель в зимний период п. 7.1.9
Вместе с тем при составлении календарного графика, разработка которого является следующим этапом проектирования ООП и требует планирования не в зачетных единицах (зач. ед.), а в часах (1 зач. ед. = 36 ч) и неделях, выявились некоторые неопределенности расчета последних. Мы предлагаем следующий алгоритм и порядок расчета.
1. Теоретическое обучение: Б.1 (40 зач. ед.) + Б.2 (80 зач. ед.) + Б.3 (90 зач. ед.) = 1440 + 2880 + 3240 = 7560 ч. На экзаменационные сессии специального времени не отводится, оно входит в трудоемкость теоретического обучения. Максимальный объем нагрузки, включая аудиторную, внеаудиторную и факультативы, не может составлять более 54 ч в неделю; исходя из этого, расчетный срок освоения образовательной программы составит 7560 ч: 54 ч/нед. = 140 недель.
Общая продолжительность теоретического обучения - 36 недель (15 недель - осенний семестр, 21 неделя - весенний).
Длительность осеннего семестра короче, что обусловливает минимальную продолжительность экзаменационной сессии - две недели, в те-
чение которых возможна сдача только трех экзаменов. В весеннем семестре продолжительность экзаменационной сессии предлагается сделать равной трем неделям, что позволит включить в сессию до пяти экзаменов. Названное распределение соответствует п. 46 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, согласно которому студенты при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более десяти экзаменов и двенадцати зачетов. Соотношение зачетов и экзаменов по семестрам представлено в табл. 4.
Таблица 4
Распределение количества дисциплин, экзаменов и зачетов по семестрам
Семестр/ неделя Количество дисциплин Количество экзаменов Количество зачетов
1/15 9 3 6
2/21 9 5 4
3/15 9 3 6
4/21 8 5 3
5/15 9 3 6
6/21 7 3 4
7/15 11 2 9
8/15* - - -
• Педагогическая практика: 8-й семестр - 6 недель.
2. Физическая культура: общая трудоемкость 2 зач. ед. - 400 ч (аудиторная нагрузка 15 • 4 + 21 • 4 + 15 • 4 + 21 • 4 + 15 • 4 + 21 • 2 = 390 ч, 10 ч отводится на самостоятельную работу).
3. Учебная и производственная практики не имеют однозначной методики расчета. Конкретные виды практики для профиля «Экономика и управление» определяются по методу:
• учебная по рабочей профессии на промышленном предприятии -60 ч (после 2-го семестра в течение двух недель, 5 дней в неделю по 6 ч);
• квалификационная по рабочей профессии на промышленном предприятии - 90 ч (после 4-го семестра в течение трех недель, 5 дней в неделю по 6 ч);
• технологическая на промышленном предприятии - 90 ч (после
6-го семестра в течение трех недель, 5 дней в неделю по 6 ч);
• педагогическая в образовательном учреждении - 216 ч (после
7-го семестра в течение 6 недель, 6 дней в неделю по 6 ч).
Всего на практику отведено 13 зач. ед. (468 ч). Расчетное значение на 12 ч меньше (60 + 90 + 90 + 216 = 456 ч). Это время планируется для оформления и защиты отчетов о прохождении практик. На все виды практики предлагается отвести 14 недель.
4. Итоговая государственная аттестация - 15 зач. ед. (540 ч):
• преддипломная практика на промышленном предприятии - 180 ч (6 недель, 5 дней в неделю по 6 ч);
• государственный экзамен - 72 ч (2 недели по 36 ч);
• выполнение и защита выпускной квалификационной работы -288 ч (12 недель по 24 ч).
Всего на итоговую государственную аттестацию отведено 20 недель.
В соответствии с предлагаемым графиком и требованиями ФГОС нами разработан учебный план подготовки бакалавров профессионального обучения по направлению 051000 Профессиональное обучение (экономика и управление). Прежде чем перейти к содержательной характеристике профессионального цикла, хотелось бы высказать некоторые соображения относительно других циклов учебного плана, по нашему мнению, имеющих существенное значение для формирования ключевых компетенций.
Разд. 6 ФГОС в гуманитарном, социальном и экономическом цикле (ГСЭ) предусматривает в качестве обязательных для изучения в его базовой части дисциплины: «История», «Философия», «Иностранный язык». В табл. 2 данного раздела этот перечень дополнен дисциплинами «Экономическая теория», «Прикладная экономика», «Общая психология».
Расширенный вариант, как нам представляется, наиболее адекватно отражает потребность в формировании необходимых компетенций. Однако его полноценная реализация в рамках предусмотренной общей трудоемкости базовой части ГСЭ (20 зач. ед.) невозможна, поэтому дисциплину «Прикладная экономика» пришлось включить в вариативную часть цикла.
Но это все же не главный вопрос. Особую озабоченность вызывает отсутствие в приведенном выше перечне дисциплины «Русский язык и культура речи». Родной язык является второй сигнальной системой человека, и надлежащее компетентностное владение им, отвечающее законам логики, лежит в основе всех без исключения компетенций, в том числе владения иностранными языками. А если учесть и тот факт, что язык является одним из основных признаков национальной и государственной идентификации народов, то никакие контраргументы не могут быть приняты во внимание.
В последние годы увеличилось количество вузов, реализующих учебные программы по русскому языку и культуре речи, и возросла численность выпускников с высоким уровнем соответствующей подготовки. А поскольку такой уровень предполагает знание законов логики, две дисциплины («Русский язык и культура речи» и «Логика») должны быть учтены при разработке ООП.
С учетом сказанного, возможны два варианта планирования названных дисциплин. Первый - минимальный в рамках цикла ГСЭ. В этом случае можно включить «Русский язык и культуру речи» в вариативную часть трудоемкостью 2 зач. ед., а «Логику» - в дисциплины по выбору с такой же продолжительностью. Отчетность - зачеты.
Другой вариант базируется на отнесении указанных дисциплин к числу естественнонаучных (общенаучных), что, на наш взгляд, небезос-
новательно и предполагает их включение в этот цикл трудоемкостью, как минимум, по 3 зач. ед. каждая с отчетностью в виде экзамена по русскому языку и культуре речи и зачета по логике.
Кроме того, предлагается включить в структуру вариативной части математического и естественнонаучного (общенаучного) цикла ряд профильных (отраслевых) дисциплин. К их числу отнесены: «География»; «Статистика» в составе двух модулей - «Общая теория статистики» и «Социально-экономическая статистика»; «Автоматизированные информационные технологии в экономике и управлении»; «Экономический анализ»; «Математические методы и модели исследования в экономике и управлении». В качестве факультативного предложен курс «Производственный менеджмент».
Профессиональный цикл является центральным звеном учебного плана, отражающим специфику подготовки бакалавров профессионального обучения профиля «Экономика и управление» (табл. 5).
Общая трудоемкость профессионального цикла, согласно ФГОС, составляет 80-90 зач. ед. (2880-3240 ч), в том числе базовая и вариативная части по 40-45 зач. ед. (1440-1620 ч) каждая. При составлении плана был взят верхний предел допустимой трудоемкости как в целом по циклу (90 зач. ед.), так и по его структурным частям (по 45 зач. ед.)
В базовой части профессионального цикла представлены дисциплины, отражающие специфику и составляющие концептуальную основу профессионально-педагогического образования.
Таблица 5
Профессиональный цикл подготовки бакалавра
Наименование дисциплины Трудоемкость, зач. ед. Трудоем кость, ч Форма аттестации
1 2 3 4
Базовая (общепрофессиональная) часть 45 1584
Введение в профессиональнопедагогическую специальность 2 72 Зачет
Психология профессионального образования 3 108 Экзамен
История педагогики и философии образования 2 72 Зачет
Общая и профессиональная педагогика 5 180 Экзамен
Педагогические технологии 2 72 Зачет
Методика воспитательной работы 3 108 Зачет
Методика профессионального обучения 8 288 Экзамен
Безопасность жизнедеятельности 3 72 Зачет
Практическое (производственное) обучение 17 612 Экзамен
Окончание табл. 5
1 2 3 4
Вариативные дисциплины 28 1008
Экономика отраслевых рынков 2 72 Зачет
Финансы, денежное обращение и кредит 3 108 Зачет
Маркетинг 3 108 Зачет
Менеджмент 4 144 Экзамен
Бухгалтерский учет и аудит 4 144 Экзамен
Планирование на предприятии 3 108 Экзамен, курсовая работа
Налоги и налогообложение 3 108 Зачет
Государственное регулирование экономики 2 72 Зачет
Экономика и организация труда 4 144 Экзамен, курсовая работа
Дисциплины по выбору 15 540
Организация бизнеса Муниципальная экономика Банковское дело 3 108 Экзамен, курсовая работа
Налоговое право Муниципальное право Казначейское дело 2 72 Экзамен
Основы инвестирования Государственное и муниципальное управление Таможенное дело 2 72 Зачет
Таможенное дело Региональная экономика Страховое дело 2 72 Экзамен
Документационное обеспечение профессиональной деятельности Делопроизводство и документоведение 2 72 Зачет
Трудовое право Административное право 2 72 Зачет
Гражданское право Конституционное право 2 72 Зачет
Факультативы 2 72
НИРС 2 72 Зачет
В таком виде базовая часть реализовывалась в образовательных программах подготовки специалистов - педагогов профессионального обучения с 2000 г., и ее жизнеспособность подтверждена практикой.
Вариативная часть профессионального цикла (45 зач. ед.) состоит из трех статусно различающихся подразделов, предусмотренных ФГОС:
• вариативные дисциплины (28 зач. ед.) - обязательные для изучения, общие для профиля (отрасли);
• дисциплины по выбору студентов (15 зач. ед.) - обязательные для изучения, определяются студентами;
• факультативы (2 зач. ед.) - занятия, посещение которых определяется желанием студента.
При формировании вариативной части профессионального цикла мы сделали попытку не только обеспечить отраслевую (экономика и управление) направленность плана, но и выделить профилизации реализуемых ранее в системе профессионально-педагогического образования при подготовке специалистов по специальности 050501.65 Профессиональное обучение (экономика и управление) специализаций: Хозяйственно-правовая деятельность, Предпринимательская деятельность, Государственное и муниципальное управление экономикой. Однако даже с учетом размещения ряда профильных для отрасли «Экономика и управление» дисциплин в гуманитарном, социальном и экономическом цикле и математическом и естественнонаучном (общенаучном) цикле результат пока не удовлетворительный. Причиной тому является дефицит времени. Вопрос остается открытым: либо отказаться от идеи профилизации на уровне бакалавра, либо искать другое решение.
Таким образом, нами было предложено обоснование содержания подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области экономики и управления, с акцентом на отраслевую подготовку. В настоящее время представленное содержание служит основой для разработки основных образовательных программ подготовки будущих бакалавров экономического профиля в профессионально-педагогических вузах.
Литература
1. Зырянова Н. И. Модель многоуровневой непрерывной подготовки по рабочей профессии в профессионально-педагогическом вузе // Образование и наука. 2008. № 3(15). С. 9-14.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования» от 28 сентября 2009 № 354.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования» от 28 сентября 2009 № 355.
4. Романцев Г. М., Федоров В. А., Чапаев Н. К. Интернатура как необходимая составляющая уровней подготовки специалистов по профессиональному обучению рабочих кадров для инновационных производств // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 10(67). С. 3-12.
5. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008. № 9 (57). С. 127-134.
6. Федоров В. А., Фалько В. П. Структура и содержание формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2008. № 10. С.106-117.
УДК 37.022
Е. Д. Тельманова,
А. В. Ефанов
ВОЗРОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ РЕМЕСЛЕННИКОВ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИИ: АНАЛИЗ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. В статье названы причины возрождения социального слоя ремесленников в России, рассмотрена история развития ремесленничества в Германии, предложены концепция социализации ремесленников-предпринимателей и функциональная модель профессионально-педагогического обучения агента социализации ремесленника-предпринимателя.
Ключевые слова: социализация, ремесленник-предприниматель, стратификация, агент, педагог профессионально-ремесленного обучения.
Abstract. The paper considers the reasons for the revival of the social layer of tradesmen (craftsmen) in Russia, outlines the concept of their social adaptation and the functional model of their vocational education; an example of development of workmanship in Germany given.
Index terms: social adaptation, tradesman (craftsman), stratification, agent, the teacher of vocational training.
В настоящее время в России значительно усилился интерес всего сообщества к осмыслению и переосмыслению исторического прошлого. Обусловлено это радикальными изменениями в социальной жизни страны. Переходы от экономических подъемов к депрессии и упадку, от индустриального общества к постиндустриальному, оживление религиозных движений - все это способствовало росту интереса к нашей истории.
Исторический опыт дореволюционной российской экономики показывает, что одной из наиболее устойчивых и экономически благополучных социальных групп были ремесленники. Однако в 1900 г. российское правительство положило начало ликвидации этого социального слоя. Поэтому в справочниках того времени часто отсутствуют персоналии ремесленников, в отличие от персоналий купцов, врачей, юристов. Были упразднены