МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
Творческий подход и целеустремленность при решении задач по маскировке позволит минимизировать потери личного состава, вооружения и техники и повысить живучесть подразделения в условиях обеспечения режима чрезвычайного положения. Список использованной литературы:
1. Огарков И.В. Военно-энциклопедический словарь. М., 1984.
2. Боевой устав. М., 2006. Ч.3
3. Боевой устав. М., 2006. Ч.2
4. Бражник С.А., Крысанов М.Ф., Шахворостов Н.Г. Указ. соч.
© Черников Д.Н., Мельник К.А., Прищепа В.В., 2016
УДК 372.8
Ширшикова Мария Евгеньевна
Студентка 4 курса ИМФИ КГПУ им.В.П.Астафьева, г. Красноярск, РФ
Е-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Аннотация
В статье говорится о роли формирования метапредметных умений в обучении математике. Приведены требования к заданиям метапредметной направленности и примеры таких заданий.
Ключевые слова Метапредметные умения, содержание обучения, примеры заданий.
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов ориентирует образовательный процесс на формирование средствами различных образовательных областей разносторонне развитой личности, способной к дальнейшему обучению и самообучению в течение всей жизни. Достижение этой задачи напрямую связано с формированием и развитием метапредметных умений обучающихся. К метапредметным умениям относят умения, которые дают человеку возможность интегрирования всех имеющихся знаний в любую область человеческой жизнедеятельности. Метапредметные умения включают в себя умение решать спонтанно возникающие сложные задачи, проблемные ситуации; соответствовать повышенным требованиям к взаимодействию и сотрудничеству, толерантности; анализировать происходящее, разрабатывать гипотезы и проверять их, проектировать цели и находить оптимальные способы их достижения. Необходимость целенаправленного формирования метапредметных умений обучающихся - ответ на вызовы времени. И реагировать на эти вызовы должны все образовательные области, в том числе и математика, которая является одним из основных содержательных компонентов любой образовательной программы.
Урок математики в метапредметном направлении - это такой урок, на котором обучающиеся учатся овладевать общими приемами, техниками, схемами действий, которые лежат поверх всех предметов, но которые воспроизводятся в любой момент времени и интегрируются в работу с любым предметным материалом; обучающийся прослеживает и анализирует происхождение важнейших понятий, которые определяют конкретную предметную область знания и способы действия; обеспечивается целостность знания об окружающем мире. Этому способствует включение в содержание обучения прикладных задач, задач регионального содержания, проектных задач [2, 3 и др.] и др. Речь не идет о полном исключении из содержания обучения предметных задач, необходимо предметные задачи адаптировать к новым требованиям ФГОС. На наш взгляд, целесообразным является изменение традиционных формулировок математических
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
задач с учетом современных образовательных тенденций. В содержание обучения математике, ориентированное на реализацию требований ФГОС, необходимо включать задания направленные на формирование следующего комплекса умений:
• определять границы знания и незнания;
• ставить перед собой цели и определять задачи для их достижения;
• прогнозировать содержание прочитанного текста по заголовку или ключевым словам;
• выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую цепочку основных фактов, исследовать;
• работать самостоятельно, в паре, группе;
• слышать других, адекватно критиковать и анализировать их ответы;
• осуществлять самоконтроль, самонаблюдение, самоанализ в процессе деятельности и др. Приведем примеры таких заданий:
1) Составьте графическую модель задачи: «На территории России встречаются бурые медведи, масса которых до 350 кг, что составляет 7/8 от массы медведя гризли, обитающего на западном побережье США, в Канаде и на Аляске, и 1/2 от массы бурых медведей кадьяки, которые живут на побережье и островах Аляски. Найдите массы обоих медведей» [1].
2) Средний рост игроков в баскетбол школьной мужской сборной составляет 175 см. Рост Кирилла из этой сборной составляет 175 см. Верно ли утверждение: обязательно найдётся игрок, помимо Кирилла, ростом не менее 175 см. Ответ обоснуйте.
3) Определите, какие из следующих уравнений: а) - (4,1x + 2,5) - (2,3x + 3,9) = 1,6x; б) 7-13x = 176; в) 4,37x + 6,7x = 7,75 + 9,3x вы можете решить.
В настоящее время в методической литературе имеется существенный недостаток подобных задач, не смотря на их значительное преимущество перед остальными: в этих задачах не теряется предметная составляющая, для их решения предметные знания и умения выступают средством достижения определенной цели: формирование конкретного метапредметного умения. Список используемой литературы:
1. Конюхова Н.И. Сборник прикладных задач по математике для 6 класса [Электронный ресурс].иКЪ: http://multiurok.ru/konyukhova/files/sbornik-prikladnykh-zadach-po-matiematikie-dlia-6-klassa.html (дата обращения 10.03.2016).
2. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 10. С. 27 - 30.
3. Тумашева О.В. Задачи регионального содержания на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 7. С. 18 - 20.
© Ширшикова М.Е., 2016