Научная статья на тему 'Содержание обучения математике, ориентированное на реализацию требований ФГОС'

Содержание обучения математике, ориентированное на реализацию требований ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширшикова Мария Евгеньевна

В статье говорится о роли формирования метапредметных умений в обучении математике. Приведены требования к заданиям метапредметной направленности и примеры таких заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширшикова Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание обучения математике, ориентированное на реализацию требований ФГОС»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

Творческий подход и целеустремленность при решении задач по маскировке позволит минимизировать потери личного состава, вооружения и техники и повысить живучесть подразделения в условиях обеспечения режима чрезвычайного положения. Список использованной литературы:

1. Огарков И.В. Военно-энциклопедический словарь. М., 1984.

2. Боевой устав. М., 2006. Ч.3

3. Боевой устав. М., 2006. Ч.2

4. Бражник С.А., Крысанов М.Ф., Шахворостов Н.Г. Указ. соч.

© Черников Д.Н., Мельник К.А., Прищепа В.В., 2016

УДК 372.8

Ширшикова Мария Евгеньевна

Студентка 4 курса ИМФИ КГПУ им.В.П.Астафьева, г. Красноярск, РФ

Е-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Аннотация

В статье говорится о роли формирования метапредметных умений в обучении математике. Приведены требования к заданиям метапредметной направленности и примеры таких заданий.

Ключевые слова Метапредметные умения, содержание обучения, примеры заданий.

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов ориентирует образовательный процесс на формирование средствами различных образовательных областей разносторонне развитой личности, способной к дальнейшему обучению и самообучению в течение всей жизни. Достижение этой задачи напрямую связано с формированием и развитием метапредметных умений обучающихся. К метапредметным умениям относят умения, которые дают человеку возможность интегрирования всех имеющихся знаний в любую область человеческой жизнедеятельности. Метапредметные умения включают в себя умение решать спонтанно возникающие сложные задачи, проблемные ситуации; соответствовать повышенным требованиям к взаимодействию и сотрудничеству, толерантности; анализировать происходящее, разрабатывать гипотезы и проверять их, проектировать цели и находить оптимальные способы их достижения. Необходимость целенаправленного формирования метапредметных умений обучающихся - ответ на вызовы времени. И реагировать на эти вызовы должны все образовательные области, в том числе и математика, которая является одним из основных содержательных компонентов любой образовательной программы.

Урок математики в метапредметном направлении - это такой урок, на котором обучающиеся учатся овладевать общими приемами, техниками, схемами действий, которые лежат поверх всех предметов, но которые воспроизводятся в любой момент времени и интегрируются в работу с любым предметным материалом; обучающийся прослеживает и анализирует происхождение важнейших понятий, которые определяют конкретную предметную область знания и способы действия; обеспечивается целостность знания об окружающем мире. Этому способствует включение в содержание обучения прикладных задач, задач регионального содержания, проектных задач [2, 3 и др.] и др. Речь не идет о полном исключении из содержания обучения предметных задач, необходимо предметные задачи адаптировать к новым требованиям ФГОС. На наш взгляд, целесообразным является изменение традиционных формулировок математических

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

задач с учетом современных образовательных тенденций. В содержание обучения математике, ориентированное на реализацию требований ФГОС, необходимо включать задания направленные на формирование следующего комплекса умений:

• определять границы знания и незнания;

• ставить перед собой цели и определять задачи для их достижения;

• прогнозировать содержание прочитанного текста по заголовку или ключевым словам;

• выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую цепочку основных фактов, исследовать;

• работать самостоятельно, в паре, группе;

• слышать других, адекватно критиковать и анализировать их ответы;

• осуществлять самоконтроль, самонаблюдение, самоанализ в процессе деятельности и др. Приведем примеры таких заданий:

1) Составьте графическую модель задачи: «На территории России встречаются бурые медведи, масса которых до 350 кг, что составляет 7/8 от массы медведя гризли, обитающего на западном побережье США, в Канаде и на Аляске, и 1/2 от массы бурых медведей кадьяки, которые живут на побережье и островах Аляски. Найдите массы обоих медведей» [1].

2) Средний рост игроков в баскетбол школьной мужской сборной составляет 175 см. Рост Кирилла из этой сборной составляет 175 см. Верно ли утверждение: обязательно найдётся игрок, помимо Кирилла, ростом не менее 175 см. Ответ обоснуйте.

3) Определите, какие из следующих уравнений: а) - (4,1x + 2,5) - (2,3x + 3,9) = 1,6x; б) 7-13x = 176; в) 4,37x + 6,7x = 7,75 + 9,3x вы можете решить.

В настоящее время в методической литературе имеется существенный недостаток подобных задач, не смотря на их значительное преимущество перед остальными: в этих задачах не теряется предметная составляющая, для их решения предметные знания и умения выступают средством достижения определенной цели: формирование конкретного метапредметного умения. Список используемой литературы:

1. Конюхова Н.И. Сборник прикладных задач по математике для 6 класса [Электронный ресурс].иКЪ: http://multiurok.ru/konyukhova/files/sbornik-prikladnykh-zadach-po-matiematikie-dlia-6-klassa.html (дата обращения 10.03.2016).

2. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 10. С. 27 - 30.

3. Тумашева О.В. Задачи регионального содержания на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 7. С. 18 - 20.

© Ширшикова М.Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.