СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЕ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
THE SYLLABUS OF PARISH SCHOOL IN EASTERN SIBERIA AT
THE END OF XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES
А.И. Шилов, H.В. Шилова A.I. Shilov, N.V. Shilova
Восточная Сибирь, церковно-приходская школа, содержание образования, учебный план, учебная программа, общеобразовательные предметы, церковные предметы, обязательные предметы, необязательные предметы, начальное училище ведомства Министерства народного просвещения.
В статье показано развитие содержания образования в церковно-приходской школе Восточной Сибири в концеХ1Х-начале XX вв., проанализированы и обобщены некоторые условия этого процесса, направленность вводимых в учебный план и программы изменений на повышение качества начального образования в массовой школе церковного ведомства.
Eastern Siberia, parish school, syllabus, curriculum, training program, general subjects, church subjects, compulsory subjects, optional subjects, primary school of the department of the Ministry of national education. The article shows the development of the syllabus of parish school in Eastern Siberia at the end of XlX-the beginning of XX centuries, analyzes and summarizes some conditions of this process and the focus of the changes in the curriculum and programs to improve the quality of primary education in public schools of the Church department.
В конце XIX в. церковно-приходские школы были одноклассными и двухклассными, последних в означенный период было только 2, и обе в Енисейской губернии: в г. Енисейске при Иверском женском монастыре и в с. Рыбинском [Отчет..., 1898, с. 48].
В одноклассных школах курс обучения продолжался 3 года, в двухклассных - 4 и ограничивался преподаванием следующих предметов: Закона Божьего, церковно-славянской грамоты, церковного пения. Из общеобразовательных предметов в преподавание входили русский язык, чистописание и арифметика (табл. 1). Обучение проводилось в соответствии с правилами 1884 г. Программа двухклассных училищ расширялась за счет преподавания географии и отечественной истории (табл. 2). В качестве дополнительных предметов могли преподаваться ремесленное мастерство для мальчиков и рукоделие для девочек. На предметы религиозного цикла
отводилось в каждый год обучения по 13 (46,43 %) недельных часов. На общеобразовательные предметы приходилось 15 (53,57 %) недельных часов. Всего 28 часов [Отчет.., 1898, с. 52-57].
В период второй половины 1890 - первые 1900-е гг. восточносибирские начальные школы наконец-то получили первые примерные программы, где подробно указывалось, каким молитвам надо обучать детей, что пройти по катехизису и священной истории, какой круг знаний дать по русскому языку и арифметике. Программы были составлены для школ, где дети учатся в течение трех лет и не менее шести месяцев в году, не считая праздников. Это количество времени следовало считать наименьшим для правильного обучения в школе. Ввиду важного воспитательного значения церковного пения при выборе преподавателя необходимо было давать решительное предпочтение лицу, умеющему обучать пению
Таблица 1
Таблица недельных уроков одноклассной церковно-приходской школы [Каспржак, Левит, 1994, с. 101; Отчет..., 1898, с. 52-57]; (ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 53. Л. 9)
Предметы Отделения Всего
1 II III
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
Закон Божий 7 7 7 21
Церковное пение 2 2 2 6
Церковно-славянская грамота 4 4 4 12
Русский язык 7 7 7 21
Чистописание 2 2 2 6
Арифметика 6 6 6 18
Итого 28 28 28 84
Таблица 2
Таблица недельных уроков двухклассного церковно-приходского училища [Каспржак, Левит, 1994, с. 102]; (ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 53. Л. 15)
Предметы Классы Всего
1 класс 2 класс
1год 2 год 3 год 4 год
Закон Божий 7 7 7 7 28
Церковное пение 2 2 2 2 8
Церковно-славянская грамота 4 4 4 4 16
Русский язык 7 7 7 7 28
Чистописание 2 2 2 1 7
Арифметика 6 6 6 4 22
Отечественная история и география - - - 3 3
Итого 28 28 28 28 112
<С
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
ё
0
1
к %
Распределение учебного материала по годам обучения сделано в программе примерно, и преподаватели могли, согласно местным условиям, переносить части курса из одного года в другой, имея в виду, чтобы при нормальных условиях ученики непременно к концу третьей зимы прошли все указанное программой.
Церковно-приходские школы Восточной Сибири на рубеже веков получили примерный учебный план и программы, рассчитанные на три года обучения. Церковно-приходские школы и в прежние годы обучали детей в течение трех лет, хотя не было надлежащего разрешения и программный курс обучения в одноклассной церковно-приходской школе был определен на два года. Более низкий по сравнению с министерской начальной школой, уровень знаний учащихся церковной школы и стремление при-
влечь в нее учеников, сделать более привлекательной для населения и т. д. заставляли духовенство увеличивать курс обучения в церковноприходской школе на один год (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 2. Л. 48; Д. 680. Л. 7).
В каждом из трех отделений учебным планом было отведено одно и то же количество учебных часов. Всего 93 недельных урока по 31 в каждом отделении. На изучение Закона Божьего и церковно-славянской грамоты отводилось 33 (15,5 %). Для церковного пения отводилось 2 недельных урока в каждом отделении и, кроме того, четыре половинных занятия по окончании уроков. Таким образом, на цикл церковных предметов приходилось 45 недельных уроков из 93 (48,4 %). В министерской начальной школе-44,4 %.
На русский язык в каждом отделении отводилось по 7 уроков в неделю. В первый год
«
О W V S
ь
1-4
<с п
W
с
[141]
S
X
н
U
м
изучали гласные и согласные звуки, слоги, письмо букв. Чтение и письмо слов и предложений из изученных букв. Заучивание наизусть кратких стихотворений.
Во втором отделении практиковались в усовершенствовании чтения по книге, передаче прочитанного устно по вопросам и без вопросов. Упражнение в списывании с книги, в письме выученного наизусть.
Счислению (арифметике) ежегодно отводилось 6 уроков в неделю. В первый год изучали числа первого десятка, присчитывание, отсчиты-вание, составление числа из разных чисел, разложение на равные части. Счет, название чисел, цифры. Устные и письменные упражнения над числами в пределах первой сотни. Устные и письменные задачи на четыре действия, знаки и название действий.
Во второй год учащиеся изучали таблицы сложения, вычитания, умножения (наизусть) и деления. Нумерация и письменное производство действий над числами до миллиона. Решение сложных задач на четыре действия. Ознакомление с торговыми счетами (сложение и вычитание).
В третий год школьники знакомились с русскими мерами, составными именованными числами и действиями над ними, простейшими дробями [Брызгалов, 1897, с. 256-258].
Сравнение учебных планов и программ министерского начального училища и церковноприходской школы, полученных этими школами в 1897 г., говорит об их примерном равенстве. Собственно говоря, они почти один к одному повторяют друг друга. Единственное, в чем можно было иметь министерской школе преимущество над церковно-приходской, так это по русскому языку за счет дополнительного часа в каждом из отделений. В свою очередь, церковноприходская школа имела дополнительный недельный урок по арифметике, что позволяло больше времени уделять закреплению учебного материала. В целом объем часов, предусмотренных на три года обучения, в церковноприходской школе превосходил таковой в министерской школе на 12 часов: на 3 часа больше по каждому из следующих предметов: по Закону
Божьему, пению, церковно-славянской грамоте (т. е. по всем церковным предметам), чистописанию, арифметике; и меньше на 3 часа по русскому языку. Правда программа министерского училища еще предусматривала, где окажется возможным, преподавание гимнастики. Количество недельных уроков по гимнастике не устанавливалось и отдавалось на откуп самим школам. Таким образом, учебный план и программы 1897 г. не давали преимущества министерской школе относительно уровня начального образования по объему и содержанию и даже в целом несколько уступали за счет уменьшения количества уроков, отводимых на повторение и закрепление учебного материала. Однако в создавшемся положении более заметную роль с точки зрения уровня и качества образования выпускников начальных школ МНП и духовного ведомства играли такие факторы, как кадровый состав начальных школ, их учебно-материальная база, контроль, управление и т. д., что было в пользу приходских училищ Министерства народного просвещения [Давыдов, 1909, с. 24-25].
Некоторые подвижки наметились по внедрению уроков ручного труда в начальных школах Восточной Сибири. Что касается церковноприходских школ, то здесь обучение ремеслам считалось необязательным, хотя и не запрещалось. Рукоделие же для девочек являлось обязательным предметом в одноклассной школе, а в двухклассной - по возможности преподавали рисование [Обзор..., 1902, с. 71-77].
Стремление к унификации всего школьного дела в стране побудило МНП даже приступить к разработке в 1905 г. нового положения о начальной школе, в основу которого было положено, по словам министра народного просвещения Шварца, изжитие «Многообразия законов, действующих в одной и той же местности по отношению к одному и тому же типу училищ». МНП предлагало распространить разработанное им положение на все начальные школы, за исключением подчиненных духовному ведомству. Духовенству поручалось наблюдение за религиозным преподаванием во всех школах, в том числе и в министерских [Шамахов, 1966, с. 61-62].
К началу второго десятилетия XX в. обязательным для преподавания в церковноприходских школах предметами являлись: Закон Божий, церковно-славянский язык, русский язык, арифметика, чистописание и церковное пение. На прохождение Закона Божьего полагалось 6 уроков в неделю на каждое отделение, церковно-славянской грамоты - 3-4 урока на каждое отделение в неделю; церковного пения -2 урока, русского языка-6 уроков, чистописания-2 урока и начальной арифметики - 5-6 уроков [Шамахов, 1966, с. 22].
В церковно-приходских школах в заметно большей степени, чем в министерских, все оставалось без изменений. Однако некоторые улучшения в постановке учебно-воспитательного процесса наблюдались и в них [Шилова, 2013, с. 146-150]. Например, наметился прогресс в отношении увеличения до необходимого минимума числа учебных дней. Теперь менее 130 дней уже никто не обучался, большей частью 140-150 учебных дней. Все больше церковно-приходских школ работало полный учебный год, что стало для городских церковно-приходских школ почти нормой (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 569. Л. 247; ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 295. Л. 21-22).
Учебные занятия распределялись почти во всех одноклассных церковных школах на три группы и велись по программам 1903 г. Курс обучения по-прежнему был трехгодичный. Однако в некоторых школах стал прививаться четырехгодичный курс, прежде всего там, где помещение школы позволяло это сделать, равно, если в школе было два учителя. Так как отсутствовали программы для четырехгодичной школы, то приходилось прибегать к самой простой практике - растягиванию трехгодичной программы на четыре года с прибавлением более или менее систематических сведений по истории и географии. Но прежде всего четырехгодичный курс предусматривал более основательное прохождение трудной программы трехгодичного курса начальной школы.
Преподавания необязательных предметов, за исключением единичных случаев, не наблюдалось [Отчет..., 1914, с. 4-6]. Кроме общеобразовательных предметов, в начальных шко-
лах преподавали пение, гимнастику, рукоделие и ручной труд. В школах духовного ведомства церковное пение как учебный предмет проводилось в очень немногих школах. Строго систематических занятий по пению в порядке синодальной программы ни в одной из школ этого ведомства не практиковалось, главным образом по причине обширности программы и по неимению или неспособности большинства учителей вести сколько-нибудь правильные занятия по церковному пению [Отчет..., 1914, с. 13-15].
Трудовое обучение школьников в церковноприходских школах было поставлено неудовлетворительно. Занятия же по рукоделию у девочек проводились в церковно-приходских школах всех восточносибирских епархий [Отчет..., 1914, с. 28-29].
Таким образом, в итоге анализа фактического материала сделаны следующие выводы.
Начиная с 1884 г. программы церковноприходских школ, не говоря уже о школах грамоты, несколько уступали по общему уровню образования министерским начальным училищам. Ядромучебной программыявлялся Закон Божий, к которому примыкали церковно-славянская грамота и церковное пение, рассматривавшиеся как наиболее серьезные предметы и все вместе утверждавшие церковный характер обучения в этих школах. Светские предметы (русский язык, чистописание и арифметика) в глазах духовенства имели меньшее значение и по существу рассматривались как вспомогательные.
Преподавания необязательных предметов, за исключением единичных случаев, не наблюдалось. Кроме общеобразовательных предметов, в начальных школах преподавали пение, гимнастику, рукоделие и ручной труд. Трудовое обучение школьников в церковно-приходских школах было поставлено неудовлетворительно. Занятия же по рукоделию у девочек проводились систематично и на достойном уровне.
К 1879 г. церковно-приходские школы получили, вслед за министерскими училищами, обновлённые программы, которые теперь были примерно равны по объему и содержанию таковым в министерских училищах. Однако церковно-приходские школы явно отстава-
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
ли от министерских в плане обучения русскому языку.
Учебный план и программы начальных школ церковного ведомства 1914 г. отличались узостью и консервативностью, слабо реагировали на образовательные запросы общества.
Церковно-приходская школа, конкурируя с министерской, получила раньше, чем церковноприходская школа в Европейской России, примерный учебный план и программы на три года обучения, разработанные местным епархиальным училищным советом. Однако и в прежние годы церковная школа Восточной Сибири обучала детей в течение трех лет, хотя не было надлежащего разрешения и программный курс обучения в одноклассной школе Синода был определен на два года.
Наметился прогресс в отношении увеличения до необходимого минимума числа учебных дней. Все больше церковно-приходских школ работало полный учебный год, что стало для городских церковно-приходских школ почти нормой.
Список сокращений
1. ГАИО - Государственный архив Иркутской области.
2. Ф. 63 - Фонд 63. Главный инспектор училищ Восточной Сибири.
3. ГАКК - Государственный архив Красноярского края.
4. Ф. 3 - Фонд 3. Дирекция народных училищ МНП Енисейской губернии.
Библиографический список
1. Брызгалов И. Распределение учебного материала одноклассной церковно-приходской школы на три учебных года // Иркутские епархиальные ведомости. 1897. № 19. С. 255-258.
2. Давыдов П. Духовенство и народное образование в Енисейской губернии // Сибирские вопросы. 1909. № 6. С. 22-27.
3. Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994. 144 с.
4. Обзор Иркутской губернии за 1901 год. Иркутск, 1902. 80 с.
5. Отчет о состоянии церковно-приходских и грамотности школ Енисейской епархии за 1894-1895 учебный год. Енисейск, 1898. 37 с.
6. Отчет о состоянии церковных школ Иркутской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1911-1912 учебный год // Иркутские епархиальные ведомости. 1914. № 5. С. 1-52.
7. Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917). Томск, 1966. 196 с.
8. Шилова Н.В. Организация учебно-воспита-тельного процесса в церковно-приходских школах и школах грамоты в Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2. С. 146-150.