УДК 336.201 © М.Г. Родионов, В.С. Пиляева
М.Г. Родионов, В.С. Пиляева
СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
В статье авторы проводят библиографический обзор содержательного аспекта организации налогового планирования в хозяйствующих субъектах, используя исторический подход и сравнительный анализ точек зрения ведущих ученых рассматриваемой области. Кроме того, авторы предлагают критический анализ методических положений налогового планирования, принятых в коммерческой практике.
Ключевые слова: налоговое планирование, система корпоративного управления, сравнительный анализ, этапы налогового планирования.
Налогообложение представляет собой пересечение публичных интересов государства в пополнении бюджета и частных интересов налогоплательщика в уменьшении изъятий его собственности в доход страны. С.И. За-дорогин отмечает, что желание налогоплательщиков уменьшить свои налоговые платежи в бюджет и стремление государства сократить подобные попытки налогоплательщиков сопровождают всю историю развития теории налогообложения [1].
Рассматривая налоговое планирование необходимо учитывать, что одним из основных является вопрос разделения его с уклонением от уплаты налогов, поскольку пока минимизация налогообложения не будет выходить за пределы законности, признать ее противоречащей целям государства по оптимизации налогообложения нельзя, а, следовательно, противоправной в связи с отсутствием общественного вреда [1].
Так, при налоговом планировании налогоплательщик пользуется всей налоговой информацией для сокращения своих выплат в бюджет законным способом, а при уклонении он осознано нарушает законодательство о налогах и сборах, как правило, путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставляя в налоговые органы заведомо ложную информацию.
В условиях жесткой фискальной политики научно обоснованное налоговое планирование наиболее актуально, так как оно дает возможность налогоплательщикам снизить финансовые риски и обеспечивать расширенное воспроизводство. В то же время, уплата налогов по максимальным ставкам считается достаточно редким явлением и, как правило, свидетельствует о плохой организации финансового учета в компании, низкой квалификации финансового менеджера.
В большом экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна налоговое планирование определено как выбор между различными вариантами осуществления деятельности юридическим лицом и размещение его активов, направленный на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств [2, с. 730].
Евстигнеев В.Н. налоговое планирование определяет как законные способы оптимизации налогообложения хозяйствующего субъекта с учетом стратегии и тактики его экономического развития с использованием традиционных методов и приемов, а также современных технологий, специализированных интернет-ресурсов и веб-сервисов [3].
В свою очередь Сигидов Ю.И. под налоговым планированием понимает совокупность плановых действий налогоплательщика, направленных на оптимальное сочетание различных вариантов осуществления хозяйственной деятельности и распределение ресурсов для достижения поставленных целей и задач по оптимизации налогообложения в будущем [4].
Из представленных определений следует, что налоговое планирование заключается в определении способа налогового и бухгалтерского учета в организации. Предлагаемые дефиниции рассматривают налоговое планирование исключительно с ограничительных позиций, воспринимая его через призму противоборства фискальных органов с одной и налогоплательщика с другой.
В то же время, налоговое планирование призвано не только и не столько сократить налоговые отчисления организации, хотя оптимизация налогового портфеля является его важнейшей функцией, сколько стать регулятором, наравне с планом производства и маркетинга, процесса управления предприятием. Указанное связано с тем, что оптимизация и минимизация налогового портфеля не всегда соответствует стратегическим потребностям хозяйствующего субъекта.
Необходимо отметить, что в условиях жестокой фискальной политики Российской Федерации на фоне экономического кризиса налоговое планирование дает возможность предприятию выжить.
Сложившаяся практика свидетельствует о том, что снизить налоговые платежи, оставаясь при этом в рамках правового поля, возможно практически в любой организации, если хорошо знать действующее налоговое законодательство и подзаконные акты, соблюдать и умело использовать принципы и методы общехозяйственного планирования.
К принципам и методам налогового планирования относятся основные теоретические положения, которыми необходимо руководствоваться в процессе подготовки стратегического планирования в организации. Они определяют содержание и характер плановой деятельности. Осуществление деятельности во взаимосвязи с принципами налогового планирования способствует формированию предпосылок для эффективной работы хозяйствующего субъекта и уменьшает отрицательные последствия от ошибочных решений в хозяйственной деятельности.
Одним из общих принципов налогового планирования является принцип непрерывности, согласно
которому должны учитываться все изменения и нововведения в политике организации и в законодательстве.
Важность этого принципа российским организациям нельзя недооценивать, так как только в 2014 году было принято 56 законов с поправками и изменениями к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), что на 33,3 % выше, чем в 2013 году. Более наглядно динамика количества документов, изменяющих Налоговый кодекс Российской Федерации, представлена на рисунке 1.
I Часть вторая НК РФ
I Часть первая НК РФ
2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
Рис. 1. Динамика количества документов, изменяющих Налоговый кодекс Российской Федерации
Указанные поправки были внесены и начали применяться на протяжении всего года, тогда как в большинстве европейских стран это делается один раз в год, сразу принимается годовой пакет поправок в налоговое и бюджетное законодательство. Не менее важным является принцип комплексности, который заключается в необходимости планирования всех налоговых платежей с учетом их взаимного влияния. Следует учитывать все отрасли права, имеющие непосредственное отношение к схемам оптимизации. Считаем, что в современных условиях является нецелесообразным осуществление процесса налогового планирования только с учетом "пробелов", которые существуют в действующем налоговом законодательстве. Необходимо принимать во внимание и смежные с налоговым законодательством отрасли: финансов, права, банков, и др. Указанное обусловлено тем, что в противном случае это будут малоперспективные и временные для стратегического планирования действия.
Еще один принцип, который на наш взгляд необходимо отметить, это принцип соотношения эко-
номической эффективности и налогово-правовых рисков, так как затраты на организацию налогового планирования и убытков в виде штрафов и пеней в случае определения налоговых правонарушений не должны превышать экономические выгоды самого планирования.
Основными задачам налогового планирования в компании являются:
1) построение финансового плана организации и калькуляция плановой себестоимости продукции;
2) определение в плановом периоде уровня налоговой нагрузки.
3) подсчет размера налоговых обязательств, которые подлежат уплате в бюджет и внебюджетные фонды на следующий финансовый год по определенным налогам, а также формирование общего бюджета налоговых платежей;
4) контроль достоверности налоговых платежей, полнотой и своевременностью их уплаты;
5) оптимизация и минимизация основных налоговых платежей.
Цель налогового планирования - не только законная минимизация налоговых обязательств, но и повышение общего научного уровня планирования в организации, которое ведет к росту эффективности производства. Выбор цели налогового планирования зависит от основных стратегических приоритетов и интересов для поступательного развития организации в процессе планирования ее хозяйственной деятельности.
С учетом вышеизложенного, авторы предлагают следующее определение: «налоговое планирование - это совокупность мер, направленных на минимизацию налоговых платежей в рамках действующего налогового законодательства, результат от которых превосходит произведенные на его организацию затраты».
Можно выделить следующие аспекты и виды налогового планирования [5].
1. По организационно-правовой форме хозяйствующего субъекта:
2. По уровню управления:
3. По хозяйствующим субъектам:
4. По этапам создания и функционирования организации:
5. По размеру бизнеса:
6. По горизонту налогового планирования:
7. По направленности на перспективу:
8. По субъектам, инициирующим налоговое планирование:
9. По субъектам налогового планирования:
10. По государственности:
В сложившихся условиях выделяют следующие ключевые группы субъектов хозяйствования, которые более всего имеют необходимость в использовании налогового планирования деятельности.
Во-первых, это сложные корпоративные структуры, к которым относятся группы взаимосвязанных организаций во главе с компаниями-холдингами, которые имеют разветвленную сеть зависимых и дочерних предприятий.
Во-вторых, вновь возникшие организации, в которых быстро прогрессирующий процесс накопления капитала ведет к расширению и усложнению деятельности фирм, что вызывает потребность в формах налогового планирования, которые станут соответствовать современному рыночному хозяйству.
В-третьих, бывшие государственные и государственные, ныне приватизированные предприятия в новых рыночных условиях. Для данных предприятий функция планирования считается классической. Однако в условиях административной экономики планирование имело вторичный характер, которое отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях. Несмотря на то, что данная группа преимущественно пассивна и консервативна, сменившиеся условия хозяйствования принуждают ее активно подыскивать новые методы принятия финансовых решений.
В-четвертых, не менее остро нуждаются в налоговом планировании малые предприятия, которые используют в силу ограниченности своих ресурсов как общую, так и упрощенную систему налогообложения.
При описании процесса налогового планирования некоторые авторы указывают, что он представляет собой несколько взаимосвязанных между собой этапов [3, 6]. Однако, приведенные этапы не следует рассматривать в качестве четкой и однозначной по-
следовательности действий, обязательно гарантирую-
щей снижение налоговых обязательств.
Вышеприведенные признаки содержания процесса налогового планирования основаны, прежде всего, на определении налогового планирования как практической работы по оптимизации налогового портфеля. При этом налоговое планирование является неразрывной частью общеэкономического планирования, а, следовательно, первому в полной мере должна соотноситься процедура общехозяйственного планирования. Это связано с тем, что в другом случае планирование налогов может пойти в разрез с общим планом развития хозяйствующего субъекта, что в итоге приведет к возникновению дисбалансов в управлении предприятием, а также увеличению издержек на управление, поскольку менее затратно предвидеть налоговые следствия для предприятия в общем плане развития, чем вносить поправки в утвержденный план согласно налоговым ожиданиям. В связи с изложенным работа в области налогового планирования должна включать в себя те же этапы, которые находят свое отражение в процессе формирования общего плана развития организации на перспективу [7]: организационно-подготовительный; исследовательский; разработка плана; основной этап.
На первом этапе формируется аппарат, который будет налаживать всю работу по составлению плана и подготовит условия для его реализации. На втором этапе выполняются основные исследования, в том числе актуального налогового законодательства, предшествующие формированию плана. Здесь же реализуется сбор необходимой информации, разработка аналитических таблиц, определяются необходимые технико-экономические показатели. Третий этап заключается в составлении самого плана, и четвертый этап — его воплощение.
Необходимо отметить, что целесообразно процесс планирования начинать с анализа объектов налогообложения (первый этап).
На втором этапе следует оценить риски, которые возникают вследствие той или иной трактовки законов, наличия отражения всех хозяйственных операций в налоговой политике, использования схем налогообложения, а также риски, которые указаны в аудиторском заключении.
На следующем этапе проводится расчет налогового бюджета. Стоит отдельно отметить, что налоговый бюджет может быть составлен на основании
укрупненных показателей, которые достигнуты в результате хозяйственной деятельности за текущий год, а может строиться на таких документах как: смета по бюджету закупок материалов, бюджета продаж, бюджет инвестиций, смета расходования материалов, бюджет закупок работ и услуг, бюджет расходов на оплату труда, бюджет социальных выплат и льгот.
Антошина А. предлагает следующие этапы налогового планирования [8]:
Этап 1. Анализ объектов налогообложения.
Анализ позволяет получить ответы на ряд вопросов, а именно:
1) входит ли хозяйствующий субъект в состав плательщиков налогов, установленный налоговым законодательством ;
2) имеются ли объекты налогообложения, предусмотренные НК РФ, и каковы их характеристики;
3) предусмотрены ли вычеты и возможный их размер;
4) подпадают ли операции и имущество пред-
приятия под обложение конкретным налогом;
5) предусмотрены ли льготы по уплате налогов
и условия их применения.
Авторы рекомендует осуществлять анализ при участии юристов и аудиторов, с целью оценки оценить рисков, которые возникают вследствие той или иной трактовки законов, и принятия обоснованного решения по налогооблагаемым объектам, необлагае-
мым операциям и льготам.
Этап 2. Подготовка связанных бюджетов.
Планирование налогового бюджета основыва
ется на данных операционных бюджетов (смет) продаж, закупок и расходования материалов, расходов на оплату труда, закупок работ и услуг, социальных выплат и льгот, инвестиций.
Конкретизация учета хозяйственных операций в бюджетах (сметах) обязана гарантировать расчет объектов, облагаемых налогами в соответствии с НК РФ. Так, для планирования доходов от реализации к расчету налога на прибыль в бюджете продаж выделяются доходы согласно с классификацией, предусмотренной главой 25 НК РФ. В случае если налоговый учет ведется на счетах бухгалтерского учета и используются алгоритмы корректировок доходов и расходов, то планируемый налог на прибыль возможно рассчитать наиболее точно и с наименьшими вре-
менными затратами.
Этап 3. Расчеты по видам налогов.
В разрезе каждого налога производится плани
рование налогового бюджета. Расчет налога осуществляется по операциям, облагаемым налогом, и объектам налогообложения, которые установлены законодательством .
Этап 4. Распределение платежей по сроку уплаты налогов и сборов.
Сначала составляется расчет платежей на год, далее — на квартал, а после — на месяц.
Этап 5. Последовательная итерация финансовых бюджетов.
Налоговый бюджет и календарь налоговых платежей направляются в финансовый отдел для формирования сводных финансовых бюджетов.
Отчет о финансовых результатах представляет собой незавершенный вид до того времени, пока не будут сделаны конечные расчеты по налогу на имущество и налогу на прибыль. Завершается расчет налога на имущество только после оформления прогнозного агрегированного баланса и бюджета инвестиций. По неполному расчету прогнозного отчета о финансовых результатах заранее формируется сумма чистой прибыли. Бюджет амортизации и расчетов чистой прибыли является основой планирования объема капитальных вложений и плана закупок оборудования, который считается основой для формирования бюджета инвестиций.
После расчета налога на прибыль и налога на имущество корректируется прогнозный отчет о финансовых результатах и оформляется конечный вариант прогнозного бухгалтерского баланса.
Основой прогноза бухгалтерского баланса является прогнозируемое изменение: внеоборотных и оборотных активов, сумм обязательств, капитала, планируемой прибыли, а также установленных целевых нормативов по ликвидности баланса и финансовой устойчивости.
Планирование бюджетов требует значительное количество согласований по горизонтальным и вертикальным каналам управления и обоснован поочередными итерациями - повторением операций с целью постепенного приближения к окончательному результату.
После расчета и согласования всех бюджетов производится составление бюджет движения денежных средств. В указанном документе отражаются все виды поступлений (доходов) и все виды расходов.
Этап 6. Контроль и анализ исполнения бюджета.
Для беспристрастного контроля реализации налогового бюджета важно формирование достоверных и сопоставимых сведении об исполнении плана. Также необходимым является определение величины отклонения фактических показателей от плановых и выявление причин установленных отклонений в реализации планов.
Подводя итог, необходимо отметить, что наиболее эффективным методом увеличения прибыльности предприятия является не механическое уменьшение суммы налогов, а оптимальное ведение налогового и бухгалтерского учета. Данный способ обеспечивает сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.
Библиографический список
1. Пилипенко A.A. Пределы налогового планирования: моделирование научных подходов [Текст]/ A.A. Пилипенко // Финансовое право. - 2013. - № 1 - С. 11-15.
2. Азрилиян A.H. Большой экономический словарь [Текст] : словарь/ A.H. Азрилиян. - М.: Институт новой экономики. 2004. - 1376 с.
3. Евстигнеев E.H., Викторова Н.Г. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России [Текст]: монография/ E.H. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. - М.: ИНФРЛ-М, 2012. - 270 с.
4. Сигидов Ю.И., Башкатов В.В. Теоретико-методические аспекты управленческого учета для целей налогообложения [Текст]: монография/ Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов. - М.: %H!PA-M, 2014. - 148 с.
5. Селезнева H.H. Hалоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет [Текст]: учебное по-
собие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080107 «Налоги и налогообложение», 080105 «Фи-
нансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит / H.H. Селезнева. - - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -
6. Кирина, Л. С. Налоговый менеджмент в организациях [Текст]: учебник для магистров / Л. С. Кирина, Н. А. Горохова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 279 с.
7. Голищева Л.Е. Налогообложение: планирование, анализ, контроль [Текст]: учебное пособие / Л.Е. Голищева. - М.: КНОРУС, 2009. - 272 с.
8. Организация налогового учета и налогового планирования на предприятии [Текст]// Экономико-правовой бюллетень. - 2009. - N 11.
9. Родионов М.Г. Учебное пособие / Е. В. Иванова, Н. Ю. Симонова, М. Г. Родионов ; Негосударственное образовательное учреждение высш. проф. образования "Евразийский ин-т экономики, менеджмента, информатики". - Омск, 2011.
10. Родионов М.Г. Организация и правовое обеспечение предпринимательской деятельности / учебное пособие. - Омск, 2014.
THE CONTENTS OF TAX PLANNING IN THE MANAGEMENT SYSTEM COMMERCIAL ORGANIZATION
Maxim G. Rodionov,
associate Professor, Siberian Institute of business and information technologies
Viktoria S. Pylaeva, master student, Siberian Institute of business and information technologies
Abstract. The authors conducted a bibliographic review of the substantive aspects of tax planning in the organization of business entities using the historical approach and comparative analysis of the points of view of leading scientists treated area. In addition, the authors offer a critical analysis of the provisions of tax planning methodology adopted in commercial practice.
Keywords: tax planning, corporate governance, comparative analysis, tax planning stages.
Сведения об авторах:
Родионов Максим Георгиевич - к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Экономика» Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Пиляева Виктория Сергеевна - магистрант по направлению подготовки «Экономика» Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск,Российская Федерация). Статья поступила в редакцию 01.09.2016.